Психология педагогика

Библиотека Гумер

Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. (ред. М. В. Буланова-Топоркова)

Глава 1. Современное развитие образования в России и за рубежом

1. Роль высшего образования в современной цивилизации

2. Место технического университета в российском образовательном пространстве

3. Фундаментализация образования в высшей школе

4. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе

5. Интеграционные процессы в современном образовании

6. Воспитательная компонента в профессиональном образовании

1. Предмет педагогической науки. Ее основные категории

1. Общее понятие о дидактике

2. Сущность, структура и движущие силы обучения

3. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности

1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность

2. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности

3. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Глава 5. Формы организации учебного процесса в высшей школе

2. Семинарские и практические занятия в ВШ

3. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых

Глава 6. Педагогическое проектирование и педагогические технологии

1. Этапы и формы педагогического проектирования

2. Классификация технологий обучения высшей школы

3. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль

4. Интенсификация обучения и проблемное обучение

5. Активное обучение

6. Деловая игра как форма активного обучения

7. Эвристические технологии обучения

8. Технология знаково-контекстного обучения

9. Технологии развивающего обучения

10. Информационные технологии обучения

Приложение 1. Психологические схемы "Индивидуально-психологические особенности личности"

1. Психологические основы профессионального самоопределения

2. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии

3. Психология профессионального становления личности

4. Психологические особенности обучения студентов

5. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов

6. Психологические основы формирования профессионального системного мышления

Приложение. Психологические схемы "Социальные феномены и формирование коллектива"

Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов н/Д:Феникс, 2002. – 544 с.

Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова

проф., канд. филол. наук М. В. Буланова-Топоркова (часть 1, гл. 1 § 2, 3, 5; гл. 5; гл. 6 § 2-6; гл. 7 § 1; гл.8, 9);

доцент, канд. пед. наук А. В. Духавнева (часть 1, гл. 1 § 1; гл. 2, 3; гл. 4 §4; гл. 6 § 7, 8, 9);

проф., докт. филос. наук Л. Д. Столяренко (часть 1, гл. 4 § 1, 2, 3; гл.6 § 11; часть 2, гл. 1-4, 6, 7);

проф., докт. социол. наук С. И. Самыгин (часть 1, гл. 6 § 1; часть 2, гл. 7);

доцент, канд. техн. наук Г. В. Сучков (часть 1, гл. 1 § 7; гл. 6 § 10, 11);

канд. филос. наук, доцент В. Е. Столяренко (часть 2, гл. 5, 6); ст. преп. Н.А. Кулаковская (часть 1, гл. 1 § 4, 6).

В учебном пособии раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения, методы формирования системного профессионального мышления, подготовка широкопрофильного специалиста XXI в. и воспитание его гармоничной, креативной и гуманной личности.

Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по подготовке выпускника магистратуры по специальности "Преподаватель высшей школы", требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Оно заняло призовое место в конкурсе учебников по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" для технических направлений и специальностей высшего профессионального образования.

Предназначено для студентов, аспирантов вузов, слушателей ФПК и курсов послевузовской психолого-педагогической переподготовки преподавателей вузов.

Психология и педагогика, Реан А

Психология и педагогика, Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., 2002

1.1. Понятийный и терминологический аппарат психологии

1.2. Специфический характер психологических феноменов

1.3. Определение психики

1.4. Определение предмета психологии

1.5. Виды и способы получения психологического знания

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 2. Биологические основы психики

2.1. Организм и психика

2.2. Мозг и психика

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 3. Познавательные психические процессы

Вопросы и задания для самоконтроля

4.1. Категория сознания в психологии

4.2. Категория значения и сознание

4.3. Гипотеза лингвистической относительности

4.4. Развитие индивидуального сознания

Вопросы и задания для самоконтроля

5.1. Определение эмоций

5.2. Двойственная природа эмоций

5.3. Формы эмоций

5.4. Функции эмоций

5.5. Классификация эмоций

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 6. Личность в психологии

6.1. Понятие «личность»

6.2. Социализация личности

6.3. Яконцепция личности

6.4. Социальная зрелость личности

6.5. Некоторые модели личности

Вопросы и задания для самоконтроля

7.1. Мотивация в структуре личности

7.2. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи

7.3. Профессиональная мотивация

Вопросы и задания для самоконтроля

8.1. Понятие о характере

8.2. Акцентуации характера

8.3. Типы акцентуаций

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 9. Деятельность и способности

9.1. Категория деятельности в психологии

9.2. Макроструктура деятельности

9.3. Внутренняя структура деятельности

9.4. Деятельность и способности

Вопросы и задания для самоконтроля

10.1. Общение как категория психологии

10.2. Правила и техники общения

Вопросы и задания для самоконтроля

Литература к разделу «Психология»

ГЛАВА 11. Сфера педагогики

11.1. Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития

11.2. Педагогическая практика

11.3. Педагогика как наука

11.4. Общекультурное значение педагогики

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 12. Воспитание человека

12.1. Человек как предмет воспитания

12.2. Способы воспитательного воздействия на человека

12.3. Типы воспитания

12.4. Модели и стили воспитания

12.5. Поликультурное воспитание. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 13. Образование человека

13.1. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры

13.2. Образование как система и процесс

13.3. Характеристика процесса обучения

13.4. Формы организации обучения в школе и вузе

13.5. Дидактические теории и концепции

13.6. История и современность

13.7. Современное мировое образовательное пространство

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 14. Профессионально-педагогическая деятельность

14.1. Сущность и структура педагогической деятельности

14.2. Педагогическое общение

14.3. Стили педагогического руководства

14.4. Познание личности учащихся

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 15. Личность учащегося в педагогическом процессе

15.1. Образовательные системы и развитие личности

15.2. Мотивация учения и выбора профессии

15.3. Автономность — зависимость личности в учебной деятельности

15.4. Развитие и социализация личности в семье

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 16. Педагогические задачи и ситуации. Практикум

16.1. Педагогические задачи

16.2. Педагогические ситуации

ГЛАВА 17. Методики психолого-педагогической диагностики. Практикум

17.1. Диагностика направленности личности

17.2. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)

17.3. Изучение самооценки личности

17. 4. Диагностика и тренинг педагогической проницательности

17.5. Тест «Транзактный анализ общения»

17.6. Методика оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас)

17.7. Методика диагностики социально-психологического климата коллектива

17.8. Тест «Восприятие индивидом группы»

Литература к разделу «Педагогика»

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Психология и педагогика

3-е изд. – М.: 2010. – 544 с. М.: 2001. – 423 с.

На примере современных достижений отечественной и мировой психологии и педагогики рассматриваются: основы научно-психологического и научно-педагогического знания; проблема личности в психологии и педагогике; социальная среда, группа, коллектив в психологии и педагогике; психология и педагогика общества и жизнедеятельности человека; психология и педагогика профессионального образования и обучения. Теоретические вопросы излагаются популярно, хорошо иллюстрированы и сочетаются с раскрытием их практической значимости для жизни взрослого человека и профессиональной деятельности специалиста. Для студентов и аспирантов вузов, а также читателей, интересующихся основами психологии и педагогики.

Скачать / Download файл

Раздел I. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ 9

Глава 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании 10

1.2. Психология и педагогика в научном подходе к решению проблем человека 15

1.3. Психологическая и педагогическая подготовленность специалиста — выпускника высшей школы 23

Глава 2. Основы научно-психологического знания 31

2.2. Мозг и психика 53

2.3. Мир психических явлений 81

Глава 3. Основы научно-педагогического знания 99

3.2. Методологические основы педагогики 106

Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ЛИЧНОСТЬ, ГРУППА, ОБЩЕСТВО 128

Глава 4. Проблема личности в психологии 128

4.2. Психология развития личности 142

4.3. Личность и поведение 154

Глава 5. Проблема личности в педагогике 159

5.2. Педагогическое формирование личности в процессе социализации 167

5.3. Воспитание личности 194

Глава 6. Социальная среда, группа, коллектив в психологии и педагогике 214

6.2. Социальная педагогика среды и коллектива 231

6.3. Психологический и педагогический потенциалы групп и коллективов 235

Глава 7. Психология и педагогика общества и жизнедеятельности человека 252

7.2. Психология и педагогика развития современного общества 259

7.3. Психология и педагогика жизнедеятельности человека в обществе 278

Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ПРОФЕССИОНАЛ 306

Глава 8. Психология и педагогика профессионального образования 307

8.2. Психология и педагогика профессионализма 330

8.3. Формирование личности в образовательном процессе 345

8.4. Учение и профессиональное становление студента 353

8.5. Педагогическая культура преподавателя 361

Глава 9. Психология и педагогика профессионального обучения 369

9.2. Методическая система и интенсивные технологии обучения 382

9.3. Общая методика формирования профессиональных знаний, навыков и умений 400

9.4. Специальные виды профессионального обучения работающих 410

Глава 10. Психолого-педагогические основы профессионального труда 431

10.2. Психология и педагогика управления организацией 450

10.3. Психологические и педагогические особенности труда в рыночных условиях 474

Глава 11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 500

11.2. Психологическая техника выполнения профессиональных действий 505

11.3. Техника выполнения основных педагогических действий 528

Российское общество переживает сложный период социально-экономического реформирования. Надежды его граждан и усилия государства направляются на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни.

Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой или по желанию кого-то «сверху». Что бы ни говорили пессимисты, но он зависит от всех граждан России. Невозможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда таково, каковы его граждане и их активность. Жизнь в обществе может стать лучше, если его граждане станут лучше — воспитание, образованнее, культурнее, умнее, способнее к цивилизованному, демократичному, свободному, производительному образу жизни.

Большая роль в совершенствовании общества принадлежит молодым россиянам, вступающим в жизнь и принимающим эстафету поколений. Верно сказано, что человечество и общество топтались бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей и учителей. Помогать молодым людям выполнить свою историческую миссию, стать совершеннее, раскрыть и развить свои возможности, самореализоваться в жизни и достичь максимально возможного, внести вклад в судьбы и прогресс России и ее народа — социальная миссия образования.

Федеральный компонент образовательных программ вузов в качестве обязательной включает дисциплину «Психология и педагогика».

Каждый молодой человек хочет быть сильным, умелым, уважаемым, успешным в жизни, способным владеть ситуацией и держать судьбу в собственных руках. Этому как раз учат психология и педагогика — науки о жизни. Это прикладные науки и их знания не сухие теории и балласт для памяти, которые можно выбросить после сдачи зачета или экзамена, а путеводные по жизни.

Научные знания психологии и педагогики нужны любому человеку, ибо позволяют глубже и правильнее разбираться в жизни и себя в ней, в ее подлинных ценностях, в людях и отношениях с ними, предупреждать и преодолевать трудности, которых на жизненном пути всегда хватает. Они учат повышать свои возможности, становится сильнее, выбирать наилучшую линию и способы поведения в разных ситуациях. Многими тысячами примеров можно подтвердить, что человек, разбирающийся в вопросах психологии и педагогики, обладает надежным и действенным инструментом, повышающим его уверенность в себе, жизнестойкость и способность достигать успехов в жизни. Именно в таком жизненно ориентированном ключе эти знания и раскрываются в предлагаемым вниманию читателей учебнике.

Психология и педагогика

Задача психологии – объяснить поведение разных людей, описать особенности поведения людей разного возраста в разных ситуациях. А вот как помочь людям развиваться, учиться, как их воспитать, чтобы они стали достойными людьми – этим уже в строгом смысле занимается не психология, а педагогика. Объяснение и описание, рекомендации по использованию методик – это психология. Формирование и воспитание, методы влияния и технологии – это педагогика.

Провести исследование, протестировать, насколько ребенок готов к школе – это психология. Подготовить ребенка к школе – это педагогика.

Психолог может только сидеть за столом, констатировать, оценивать, описывать и объяснять, в лучшем случае придумывать рекомендации для тех, кто будет с людьми что-то делать сам. Вступать во взаимодействие психолог может только, чтобы изучить, а не что-то в человеке изменить. Что-нибудь реально делать руками, реально влиять на человека, человека менять – это, считается, уже другая профессия: педагогика.

Психолог в сегодняшнем понимании – принципиально безрукое существо.

Сегодня практическим психологи, ставящие перед собой педагогические цели, подставляют себя под обстрел. Педагогика спасается тем, что она воспитывает маленьких детей. Как только мы переходим к воспитанию взрослых, сразу звучит серия непростых вопросов: “Кто вам разрешил определять, как жить конкретному человеку? На каком основании вы берете на себя право определять, что для человека плохо, а что хорошо?”, и не каждый готов на эти вопросы ответить вопросом встречным: “А кто дал мне право уходить от ответов на эти вопросы, снимать с себя ответственность за этих людей?”

Впрочем, один выход для практического психолога есть всегда: уйти в психокоррекцию либо психотерапию. Когда ребенку или взрослому человеку уже откровенно плохо, тут специалистов зовут: помогите! Собственно, практическая психология по крайней мере в России и родилась именно из психотерапевтической деятельности, и до сих пор консультирующий психолог чаще именуется психотерапевтом.

В области практической психологии можно работать и консультантом, и тренером, при этом главным выбором все равно остается: ты скорее психотерапевт либо скорее педагог? Ты лечишь или ты учишь? Чаще всего сегодня этот выбор совершается в сторону психотерапии.

Вначале это представляется вполне романтично: “Я буду помогать людям в трудных ситуациях”, вскоре приходит видение, что психолог-консультант легко превращается в сотрудника службы быта, ремонтирующего на скорую руку загнивающие экземпляры.

Однако с каждым годом растет понимание, что от непосредственной помощи людям с проблемами нужно переходить к профилактике, предупреждая появление проблем. Что нужно заниматься психологией развития, что именно это оказывается тем перспективным направлением, которое создаст нового человека и новое общество.. Психолог должен учиться становиться педагогом. См.>

Психолог-педагог зовет людей к росту и развитию, показывает, как это – не быть Жертвой, как становиться Автором своей жизни.

Психолог-педагог – тот, кто привносит в жизнь людей иногда забытый ими смысл, говорящий о том, что жизнь – бесценный подарок, сам факт которой есть величайшее счастье. См.>

Источники:
Библиотека Гумер
Буланова-Топоркова М. Педагогика и психология высшей школы бесплатно скачать книги преподавателя
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bulan/index.php
Психология и педагогика, Реан А
Скачать бесплатно pdf, djvu и купить бумажную книгу: Психология и педагогика, Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., 2002. Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк психологии и педагогики. Эта книга задумана как попытка удовлетворить любознательность и потребность студентов в знаниях о психологии человека, механизмах и закономерностях памяти, внимания, мышления, о психологических факторах и особенностях поведения, общения и деятельности личности, о путях и способах воспитания человека, о видах и типах получения образования в
http://nashol.com/2014100279947/psihologiya-i-pedagogika-rean-a-a-bordovskaya-n-v-rozum-s-i-2002.html
Психология и педагогика
Скачать: Психология и педагогика. Столяренко A.M. (doc)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy047.htm
Психология и педагогика
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologiya-i-pedagogika

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou