Психология молодой семьи

Полезное

Психологические проблемы молодой семьи

Особенности супружеских разногласий в молодой семье и способы их разрешения. Анализ количества разводов в России и Татарстане. Определение социально-психологических причин конфликта в семье путем применения тестов Томаса и Лири. Анализ полученных данных.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению супружеских конфликтов в молодой семье

1.1 Понятие конфликта

1.2 Социально-психологические причины конфликтов в молодой семье

1.3 Анализ причин разводов в России и в Татарстане

1.4 Особенности супружеских конфликтов в молодой казанской семье

1.5 Способы разрешения конфликтных ситуаций

Глава 2. Результаты собственного исследования

2.1 Общие сведения об испытуемых

2.2 Тест 1 – “Тест Томаса”

2.3 Тест 2 – “Тест Лири”

2.4 Анализ полученных данных

2.5 Способы разрешения конфликта

Целью данной работы является исследование возникновения супружеских конфликтов в молодой семье. Для этого я обратилась к теоретическим работам по конфликтологии как советских, так и современных отечественных авторов, таких как Витек К., Олифирович Н.И, Петрушин С. В., Психа В.Л., Сысенко В.А, Шнайдер Л.Б, Шуман С.Г., Шуман В.П.; так и западных специалистов Грей Дж., Пиз А. и Б., Чепмен Г.

Для статистической и практической частей исследовательской работы были использованы ресурсы Интернета.

Также я привела ряд собственных эмпирических наблюдений, касающихся особенностей супружеских конфликтов в молодых казанских семьях.

Задача данного исследования состояла в выявлении причин возникновения конфликтов в молодых семьях, проведении эксперимента с участием супружеской пары при помощи двух известных тестов: тест Томаса и тест Лири и предложении способов по устранению конфликтных ситуаций, либо к переходу их на более продуктивный уровень.

Актуальность данного исследования подтверждается статистикой разводов относительно заключенных браков, которая за последние пять лет составляет порядка 60%, т.е. более, чем каждый второй брак распадается. Причин этому много, основная часть их рассматривается в моей работе, но главная состоит в том, что молодые люди не хотят или не могут решать возникающие в семейной жизни проблемы и просто расстаются, видя в этом решении самый простой выход из ситуации.

Данное исследование может быть полезно как исследователям теории конфликта в малых группах, так и молодым семьям в практическом решении возникающих разногласий.

Глава1. Теоретические подходы к изучению супружеских конфликтов в молодой семье

1.1 Понятие конфликта

В психологии под конфликтом понимается противостояние или столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в процессе общения – коммуникации. Или же – обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.

Конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Это явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликт прогнозируем и подвержен регулированию.

Участники конфликта – это субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.

Источниками конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми, группами, организациями, государствами.

Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения способов решения производственных задач, которые так или иначе затрагивают личные интересы, включая и руководителя.

Источником возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:

· целей, интересов, позиций;

· мнений, взглядов, убеждений;

· знаний, умений, способностей;

· средств, методов деятельности;

· мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;

· понимания: интерпретации информации;

· оценок и самооценок.

Черты характера, особенности поведения человека, характерные для конфликта:

· стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать свое последнее слово;

· быть настолько “принципиальным”, что это подталкивает к враждебным действиям и поступкам;

· излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях;

· критика, особенно необоснованная, недостаточно аргументированная;

· плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется;

· консерватизм мышления, взглядов, убеждений, не желания преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива, которые стали тормозом в его развитии;

· стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь;

· стремление к независимости – хорошее качество, но до определенных пределов;

· излишняя настойчивость (навязчивость);

· несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека;

· неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка;

· инициатива, особенно творческая (там, где это не нужно).

Основные этапы конфликта:

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации;

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта;

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия;

4. Развитие открытого конфликта.

По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть подразделены на следующие типы конфликтов:

недовольство ? разногласие ? противоречие ? размолвка ? раздор ? перебранка ? стычка ? ссора ? скандал ? вражда ? война.

По проблемно-деятельностному признаку можно выделить, например, следующие типы конфликтов: управленческие, педагогические, экономические, политические, творческие, супружеские.

По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены следующие типы: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межколлективные, межпартийные, межгосударственные[2].

Межличностный конфликт – это самый распространенный тип конфликта. Это конфликт, который проявляется между различными субъектами (личностями). К этому виду конфликтов относятся и супружеские конфликты.

Конфликты бывают открытые и скрытые. Открытые конфликты принимают форму ссоры, скандала, драки и т.д. Скрытые же конфликты не имеют яркого внешнего проявления, это скорее внутреннее недовольство, но их влияние на супружеские отношения не менее ощутимо, чем влияние открытых. Показателями скрытого конфликта являются: демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в отношениях.

Открытый конфликт проявляется чаще через: открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды); оскорбление физическими действиями и др.

Конфликты также могут быть легкоразрешимыми и трудноразрешимыми. Во-первых, причина может быть легко установлена и устранена. В случае трудноразрешимых конфликтов, даже при выявлении причины, их нелегко ликвидировать, поэтому отношения между супругами остаются напряженными. Однако причину, испортившую отношения, нужно постараться устранить как можно скорее.

Определение характера конфликта зависит от того, способствует он или нет сохранению и развитию супружеских отношений. По этому основанию все имеющиеся конфликты рассматриваются как конструктивные (они желательны и даже необходимы для развития отношений в семье) и деструктивные. Следствием деструктивного конфликта является сохранение на длительное время напряженности между супругами после ссоры. Оба партнера в семьях с преобладанием деструктивных конфликтов считают реальной угрозу развода. Конструктивный конфликт предполагает снятие напряженности в отношениях партнеров.

Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинают бережнее относиться друг к другу, стремятся лучше понимать друг друга. Впоследствии такая ссора воспринимается как случайность, недоразумение.

Цель состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы сделать его продуктивным.

Крупный специалист по психотерапии супружеских отношений С. Кратохвил описывает возможные позитивные результаты конфликтов:

1. Кто-либо из супругов что-либо узнал или понял, научился чему-то новому.

2. Уменьшилась напряженность вследствие того, что высказывались жалобы, претензии, был дан выход эмоциям, снизилось раздражение.

3. Конфликт привел к большему взаимопониманию и сближению, партнеры стали больше чувствовать, что зависят друг от друга и правильно друг друга оценивают.

4. В результате конфликта было найдено решение проблемы, стороны пошли на взаимные уступки, обдумано и обсуждено дальнейшее поведение.

Превращая конфликт из деструктивного в продуктивный, супруги не просто улаживают разногласия и причины, повлекшие его, но и выводят свои отношения на новый уровень: повышается доверие между супругами, они становятся ближе духовно и лучше понимают друг друга. Одним словом, супруги приобретают бесценный опыт, который оказывается чрезвычайно важным в их дальнейшей семейной жизни

1.2 Социально-психологические причины конфликтов в молодой семье

Отечественные психологи конца XX века, в частности В.А. Сысенко, С.Г. Шуман и В.П. Шуман полагали, что основным фактором появления конфликтов в молодой семье является изменение социального положения женщины в обществе. Ее финансовая независимость, равноправие, образованность. Итогом этих изменений стало умаление доминирующей роли мужа, как главного добытчика в семье, а также уменьшение времени, которое женщина готова затратить на поддержание порядка в доме и воспитания детей, в связи с профессиональной деятельностью. Собственно конфликт заключается в том, что мужчины не готовы сдавать лидерских позиций в семье и овладевать навыками ведения домашнего хозяйства и тонкостями воспитания детей и уходом за ними.

Это приводит к тому, что мужчины затрачивают основные усилия на свой профессиональный рост и финансовое благополучие, не имея ежедневных “мужских” обязанностей в доме, потому как в городских квартирах их просто нет в таких количествах.

А женщины, в свою очередь, помимо профессионального роста, продолжают выполнять свои “женские” обязанности по дому – приготовление еды, уборка, вынашивание детей, воспитание их.

В итоге получается, что женщины – “слабый пол” – в несколько раз больше нагружены каждодневными обязанностями, чем мужчины, что приводит к их хроническому переутомлению, повышенной раздражительности, снижению сексуальных потребностей.

Как показали исследования С.Г. Шуман и В.П. Шуман, молодые люди, вступающие в брак, не задумываются над тем, как будут распределяться их домашние обязанности, что приводит к последующим конфликтам.

Советский психолог В.Л. Психа полагает, что корень всех конфликтов кроется в том, что в брак вступают люди, преображенные радостью, влюбленностью, а не теми, какими они бывают в повседневной жизни – эгоистичными, ленивыми, неаккуратными, скупыми и т.д.

И когда влюбленность уходит, а она уходит всегда, потому как подобный накал эмоций человек не может поддерживаться постоянно, психике нужен отдых, к человеку приходит утомление, он становится раздражительным и неуравновешенным.

Все это вкупе – и естественная душевная усталость, и выход “на поверхность” естественных человеческих качеств, таких как эгоизм – приводят к конфликтам в молодой семье.

Так же В.Л. Психа обращает внимание на то, что переход к будням – это прежде всего и преимущественно процесс глубинно-психологический. Начинается он со смутного стремления одного или обоих вернуться к привычкам, естественным формам своего поведения, к прежним увлечениям и друзьям, к знакомому распорядку жизни и отложенным делам, то есть ко всему, что ранее составляло содержание каждого в отдельности.

Даже от некоторых элементарных и вполне невинных привычек приходится иногда отказываться после свадьбы, например, почитать перед сном, поужинать, когда хочется, или задержаться у товарища.

В.Л. Психа считает, что это нормальный кризис нормального психологического роста мужчины и женщины, во время которого закладывается фундамент семейного счастья – единое супружеское Мы. А для этого, разумеется, требуются определенные изменения в личности каждого из супругов.

Другой советский психолог, Карел Витек, видит причины конфликтов молодых семей в том, что сами они росли в конфликтных семьях. Он приводит данные, в которых ясно видно, что выходцы из полных и благополучных семей чаще бывают довольны своим браком, у них реже происходят конфликты.

Молодые супруги же из неполных семей, или же из семей, где происходили постоянные либо частые ссоры, значительно реже бывают довольны своим браком и чаще конфликтуют друг с другом.

“Данные социологических исследований свидетельствуют: развод родителей в три раза увеличивает вероятность будущего развода у детей, в то время как вероятность развода детей родители которых не разводились, составляет один из двадцати”.

Современные психологи находят иные объяснения возникновению конфликтных ситуаций в молодых семьях.

Рассмотрим работы американских исследователей. Основной тезис их работ заключается в том, что мужчины и женщины – принципиально разные существа, отсюда и их взаимное непонимание.

Алан и Барбара Пиз приводят такие примеры “разности”, неодинаковости психологии мужчин и женщин.

“Чтобы снять стресс, мужчины прибегают либо к спиртному, либо нападают на соседей. Женщины едят шоколад и отправляются по магазинам.

Если женщина заблудилась, она остановит машину и попросит показать дорогу. С точки зрения мужчины, это проявление непростительной слабости. Он часами будет кружить по городу, бормоча про себя: “Я найду туда новый маршрут”, или “Похоже, где-то здесь”, или “Ага, вот эту заправку Я уже видел”.

С этой же концепцией подходит к пониманию конфликтов между мужчиной и женщиной и Джон Грей. Он замечает, что не зная, “что им и положено быть разными, мужчины и женщины не устают громоздить друг на друга горы обид и упреков. Мы злимся и разочаровываемся друг в друге именно потому, что забыли эту важнейшую истину.

Мы ожидаем от противоположного пола тех же реакций и того же поведения, что и от самих себя. Нам хочется, чтобы “он” или “она” желали того же, что и мы, и чувствовали так же, как мы.

Мужчины ошибочно полагают, что женщины думают, ощущают, реагируют на те или иные вещи так же, как сами мужчины; женщины ошибочно полагают, что мужчины думают, ощущают и реагируют так же, как они, женщины. В результате наши взаимоотношения изобилуют ненужными трениями и конфликтами”.

К примеру, когда мужчина хочет решить какую-то проблему, он “уходит в свою пещеру”, замыкается в себе. Ему это необходимо, чтобы обдумать ситуацию.

Женщине же напротив, для разрешения сложной ситуации надо о ней поговорить и именно в процессе обсуждения к ней приходит решение.

Понятно, что оказавшись в стрессовой ситуации, женщина будет пытаться поговорить о ней со своим мужем, его же это будет раздражать, потому как ему нужна тишина. В свою очередь женщина будет обижена, потому что муж молчит и не хочет обсуждать с ней варианты выхода из ложившейся ситуации, что неизбежно приведет к конфликту.

Другой американский исследователь гендерных взаимоотношений, Гэри Чепмен, полагает, что разгадка появления конфликтов в семье кроется в различных проявлениях любви, которые не всегда понимаются супругами однозначно.

Он выделяет пять языков любви:

В своей книге он приводит множество примеров того, как один из супругов, выражая свою любовь, старается как можно больше времени проводить со своим супругом, или же старается помочь во всем: и посуду моет, и газон стрижет, и мусор выносит, а его “половинка” это совершенно не ценит и считает, что не любима.

Гэри Чепмен это объясняет тем, что супруги “говорят” на разных языках любви. И что если для одного “язык любви” – это время или помощь, то для другого прикосновение или слова поощрения или прикосновения.

И из-за непонимания этого обстоятельства и происходят конфликты.

Если бы, к примеру, вышеописанный супруг помимо помощи по дому просто почаще обнимал свою супругу, если ее “язык любви” – это прикосновения, то она чувствовала бы себя обожаемой, любимой и потому счастливой.

Таким образом Гэри Чепмен видит все семейные конфликты как неумение понимать “язык любви” своего партнера, неумение на нем “разговаривать”.

Теперь рассмотрим взгляд на проблему супружеских конфликтов современных отечественных специалистов. К примеру, практикующий психолог, преподаватель на кафедре психологии Казанского государственного университета С.В. Петрушин, полагает, что причина конфликтов кроется в смешении уровней человеческих взаимоотношений: социальный, эмоциональный, сексуальный.

Он приводит такой пример: “жалоба на то, что “муж разлюбил, надо разводиться”, является отражением смешения эмоционального и социального уровней, отождествления у данного человека брака и любви как равнозначных понятий. Но такой взгляд лишь усугубляет ситуацию. Проблема возникла на одном — эмоциональном — уровне (“муж не любит”), а поиск ее решения происходит совсем на другом — социальном (“надо разводиться”). Логично предположить, что конструктивным подходом в этом случае является помощь в обнаружении различий любви и брака и разрешение проблемы на том же уровне, на котором возникла трудность, в данном случае — на эмоциональном”.

Особенность брачно-семейных отношений от каких-либо иных отношений С.В. Петрушин видит в том, что в семейных отношениях, как в некой целостной системе, можно выделить все три уровня. Ни в каких других отношениях, кроме брачно-семейных, наличие всех трех уровней отношений, как возможных и нормальных, не встречается.

Выход профессор предполагает в том, чтобы, наоборот, форму брака подстраивать под хорошие отношения. И если каждые отношения уникальны, то и форма брака может стать очень разнообразной.

Сложность сегодняшнего этапа брачно-семейных отношений заключается в том, что единый образец мужа и жены исчез. Никто пока не знает, какой должна быть “правильная” семья.

Об этом же пишут и проф. А.И. Антонов и С.А. Сорокин в главе “Кризис семьи или расцвет плюрализма альтернативности”.

1.3 Анализ причин разводов в России и в Татарстане

Психология форум: Проблемы молодой семьи – Психология форум

Психология форум: Проблемы молодой семьи – Психология форум

  • Психология форум
  • > Психология
  • > Семейные отношения
  • Просмотр новых публикаций

#1 rsd

  • Психолог

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 897
  • Регистрация: 13 Август 11

Большинство психологов и социологов, исследующих семейные отношения, подчеркивают важность начального периода развития семьи (Мацковский М. С, Харчев А. Г., 1978; Сысенко В. А., 1981; Дементьева И. Ф., 1991; Трапезникова Т. М., 1988; Ричардсон Р., 1994; Гребенников И. Ф., 1991 и др.). «Как и все живое, семья бывает наибо-. лее слабой в момент возникновения» (Юркевич Н. Г., 1971, с. 88).

В первые годы брака (в особенности если период предбрачного знакомства был коротким) могут играть негативную роль последствия такого специфического для предбрачных отношений искажения восприятия, как идеализация партнера. М. А. Абалакина (1987) считает, что существуют три точки зрения на проблему идеализации партнера:

Начальный период брака характеризуется семейной адаптацией и интеграцией. По определению И. В. Гребенникова, адаптация — это приспособление супругов друг к другу и к той обстановке, в которой находится семья.

Подобная «подгонка» представлений, ликвидация возможного их конфликта совершается на стадии первичной ролевой адаптации. Важно подчеркнуть, что в этот процесс постепенно вовлекаются все более глубинные слои представлений. Первичная ролевая адаптация обязательно включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей. По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей

Социально-психологические проблемы молодой семьи

Важное место в структуре трудностей молодой семьи занимают психологические проблемы, при этом не всегда супруги способны их осознать (так, например, 56 % молодых семей отметили в ходе одного из наших социологических опросов, что у них вообще не бывает конфликтов) и самостоятельно с ними справиться.

Структурируя супружеские проблемы, Ю.Е. Алешина приводит список проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию:

· различного рода конфликты, взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей;

· конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения;

· сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения;

· сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов;

· проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях;

· отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения;

· болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи.

Все они могут встречаться и в молодых семьях (хотя две последние крайне редко), однако имеют свою специфику.

М. Стуколова предлагает классификацию семейных конфликтов в зависимости от причин, их породивших. Важнейшими из них являются:

· ограничение свободы активности, действий, самовыражения членов семьи;

· отклоняющееся поведение одного или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания и так далее);

· наличие противоположных интересов, устремлений, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одного из членов семьи (с его точки зрения);

· авторитарный, жесткий тип в отношениях, сложившихся в семье в целом;

· наличие трудноразделимых материальных проблем;

· авторитарное вмешательство родственников в супружеских отношениях;

· сексуальная дисгармония в браке и другие.

Большая часть из этих причин – психологического плана.

Семья по субъективным представлениям молодых пар – место более комфортное, чем для людей, имеющих больший стаж семейной жизни.

В повседневной жизни молодой пары не всё происходит гладко. Это связано с тем, что молодые не всегда умеют разрешать конфликты, но при этом менее других склонны обращаться за помощью к специалистам.

В.П. Меньшутин считает, что адаптационный процесс значительно усложняется вследствие того, что каждый из супругов приносит опыт родительской семьи, супружеских отношений родителей: довольно часто в молодой семье сталкиваются и переплетаются между собой две «психологии»: «психология» семьи, где вырос муж, и «психология» родительской семьи жены.

Т.А. Гурко, рассматривая проблему стабильности молодой семьи, полагает, что сложности во взаимоотношениях молодых супругов обусловлены прежде всего тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. В прошлом преобладали традиционные образцы поведения мужа-отца и жены-матери, когда мужчина выполнял роль главы семьи, ее кормильца и носителя социального статуса, а женщина – хранительницы домашнего очага, хозяйки и воспитательницы детей. В настоящее время в результате массового вовлечения женщин в производственную деятельность, роста уровня их образования, широкого распространения идей равноправия муж и жена нередко имеют примерно одинаковый социальный статус иЗАРАБОТОК

, на равных участвуют в принятии семейных решений. В то же время в обществе функционируют представления о семейных ролях и обязанностях супругов, недостаточно соответствующие реальности: с одной стороны, ожидания определенной части населения связаны с традиционной семьей; с другой – укрепляется мнение о прямом равенстве мужчины и женщины в выполнении семейных функций.

Немаловажен и тот факт, что в традициях наших семей называть мужа дочери (зятя) сыном, а жену сына (невестку) дочерью. Получается простая модель – в семью новый член входит на правах ребенка. Считается, что назвать родителей супруга мамой и папой – признак хорошего отношения. Говорят про зятя или невестку: «он нам как сын» или «она нам как дочь», «мы взяли в свою семью» и так далее. Старшее поколение имеет заранее заложенную (хотя бы на уровне названности) возможность осуществлять родительские функции: не только контролировать новоиспеченных «сына» или «дочь», но и диктовать им свои правила и даже наказывать, то есть выполнять любые воспитательные функции.

Понятно, что если молодая пара в большей или меньшей степени материально зависима от старших, то возможность контроля или наказания находится в прямой зависимости от «длины материального поводка», на котором держат молодую пару. Такое положение приводит к нарушению границ молодой семьи, их полной прозрачности, к изменению или даже полному исчезновению правил функционирования молодой семьи. И, как итог, происходит нарушение эмоционального взаимодействия, возникают напряженность, чувство общей неудовлетворенности браком, иногда происходит нарушение сексуальных отношений на фоне невысказанных обид и нерешенных проблем.

Для формирования собственной семьи человеку необходимо психологически отделиться от своих родителей, достичь определенного уровня психологической зрелости. В противном случае имеет место психологическая неготовность к браку, незрелость супругов, которая и определяет их чрезмерную привязанность к своим родителям (обычно к матери).

Существуют в молодых семьях и социально-психологические сложности с умением распределять бюджет, которое формируется обычно трудно, методом проб и ошибок, иногда по схеме «как делает моя мама». Но вся беда в том, что девушка или молодой человек, стремясь опираться на родительский опыт, не осознают с достаточной полнотой, что способ расходования средств, принятый в их семьях, был весьма далек от оптимального, и таковым он кажется только в силу отсутствия знаний об альтернативных вариантах. Психологическая проблема состоит также в неумении отказаться от чего-либо, необходимого одному из супругов, для удовлетворения общей потребности. Кроме того, причиной конфликтов становится простое неумение договариваться, искать компромиссные варианты решения общей проблемы.

Создает серьезные психологические проблемы и процесс физиологической, сексуальной адаптации молодых партнеров.

Отдельную психологическую проблему представляет собой несовпадение представлений мужа и жены относительно профессиональной карьеры женщины. Как правило, если женщина активно участвует в профессиональной деятельности, она пользуется и большими правами в решении основных семейных проблем. Вопрос о том, в какой степени женщина должна посвятить себя семье или же работе, часто является предметом споров между супругами. По-видимому, мнения на этот счет должны быть согласованы еще до свадьбы.

Психологические проблемы семьи, о которых речь шла выше, в своей основе имеют проблему определения структуры внутрисемейной власти. Иначе говоря, при решении вопросов распределения бюджета, устройства жены на работу, выбора места для летнего отдыха и множества других во многих молодых семьях в действительности каждым из супругов решается главная задача – настоять на своем, упрочить свои позиции в семье, обеспечить свое главенство. Любопытно, что это происходит несмотря на то, что на словах большинство молодых жен согласны признать супруга главой семьи.

Только с приобретением опыта семейной жизни к супругам обычно приходит понимание того, что глава семьи – это не почетное звание, это нелегкий труд и большая ответственность.

Очень важная проблема молодой семьи – несовпадение ценностных иерархий у супругов; противоречия в этой области не всегда обнаруживаются в повседневной жизни, но антагонизм ценностных установок обычно становится очевидным еще в период «проб» и приводит к разрыву отношений. Для молодых супругов более актуальным является умение разрешить конфликты. Каждый день для супругов встают проблемы, требующие немедленного разрешения: куда пойти, как провести свободное время, как и на что потратить деньги, кого позвать в гости и тому подобное. Умение находить компромиссные решения по таким вопросам ведет к сплочению семьи.

Таким образом, молодая семья имеет ряд проблем. Основными из них являются материально-бытовые и жилищные проблемы; психологические проблемы; проблема трудоустройства молодых супругов. Для того чтобы молодая семья могла осуществлять все свои функции, необходимо комплексное решение этих проблем, на что и должна быть направлена государственная семейная политика в отношении молодой семьи.

Источники:
Психологические проблемы молодой семьи
Особенности супружеских разногласий в молодой семье и способы их разрешения. Анализ количества разводов в России и Татарстане. Определение социально-психологических причин конфликта в семье путем применения тестов Томаса и Лири. Анализ полученных данных.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00070444_0.html
Психология форум: Проблемы молодой семьи – Психология форум
Большинство психологов и социологов, исследующих семейные отношения, подчеркивают важность начального периода развития семьи (Мацковский М. С, Харчев…
http://www.rsd.in.ua/topic/1112-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8/
Социально-психологические проблемы молодой семьи
Важное место в структуре трудностей молодой семьи занимают психологические проблемы, при этом не всегда супруги способны их осознать (так, например, 56 % молодых семей отметили в ходе одного из
http://studopedia.ru/14_26105_sotsialno-ekonomicheskie-problemi-molodoy-semi.html

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou