Отношения в браке психология

Библиотека Гумер

Брак как психологическое отношение представляет собой сложное образование. Он складывается из целого ряда субъективных и объективных данностей, имеющих отчасти весьма гетерогенную природу. Поскольку в своей статье я бы хотел ограничиться психологической проблематикой брака, постольку я должен исключить объективные данности юридического и социального характера, хотя эти факты и оказывают существенное влияние на психологическое отношение между супругами. Когда идет речь о психологическом отношении, мы всегда предполагаем сознание. Психологического отношения между двумя людьми, находящимися в бессознательном состоянии, не существует. Если рассматривать с другой точки зрения, например физиологической, они все же могли бы вступать в отношения, однако эти отношения нельзя назвать психологическими.

Разумеется, такой гипотетической тотальной бессознательности не бывает, хотя существует парциальная бессознательность, достигающая немалых размеров. Чем больше степень такой бессознательности, тем более ограниченным является также и психологическое отношение.

Если рассуждать об индивиде лишь как об инструменте сохранения вида, то чисто инстинктивный выбор партнера будет, пожалуй, наилучшим. Но так как его основы являются неосознанными, то на нем могут основываться только особого рода безличные отношения, которые мы можем наблюдать у первобытных народов. Если мы там вообще вправе говорить об "отношениях", то это будут лишь бледные, отдаленные отношения, имеющие явно выраженную безличную природу, полностью регулируемые установленными обычаями и предрассудками, образец для любого конвенционального брака.

Отношения остаются в пределах границ биологической инстинктивной цели, сохранения вида. Поскольку эта цель имеет коллективную природу, то, соответственно, и психологическое отношение супругов друг к другу тоже имеет, в сущности, ту же коллективную природу; поэтому в психологическом смысле его нельзя рассматривать в качестве индивидуального отношения. О таковом мы сможем говорить, только познав природу бессознательных мотиваций и в значительной степени уничтожив изначальную тождественность. Брак редко, вернее сказать, вообще никогда не развивается гладко и без кризисов индивидуальных отношений. Становления сознания без боли не бывает.

Поглощенный, по сути, находится целиком внутри брака. Он безраздельно обращен к другому, для него вовне не существует никаких серьезных обязанностей и никаких связывающих интересов. Неприятной стороной этого в остальном "идеального" состояния является вызывающая беспокойство зависимость от недостаточно предсказуемой, а потому не совсем понятной или не вполне надежной личности. Преимуществом же является собственная цельность – фактор, который с точки зрения душевной экономики нельзя недооценивать!

Если поглощающий не будет сломлен при виде того, что можно назвать ошибкой брака, а поверит во внутреннее право своего стремления к единству, то прежде всего он справится с раздробленностью. Диссоциация исцеляется не путем отщепления, а посредством разрыва. Все силы, стремящиеся к единству, все здоровое желание обрести самого себя восстают против разрыва, и благодаря этому человек осознает возможность внутреннего объединения, которое он прежде искал вовне. Он обнаруживает как свое достояние цельность в самом себе.

Это то, что чрезвычайно часто случается к середине жизни; и таким образом удивительная природа человека добивается того перехода из первой половины жизни во вторую, превращения из состояния, где человек является лишь инструментом своей инстинктивной природы, в другое состояние, когда он уже является самим собой, а не инструментом – добивается превращения природы в культуру, инстинкта – в дух.

Эта изображенная здесь вкратце метаморфоза является важным содержанием психологического отношения в браке. Можно было бы долго говорить об иллюзиях, служащих целям природы и влекущих за собой характерные для середины жизни изменения. Свойственная первой половине жизни гармония брака (если такое взаимоприспособление вообще когда-либо достигается) основывается, по сути (как это затем проявляется в критической фазе), на проекции определенных типических образов.

Женщина имеет не Аниму, а Анимуса. Анима носит эротически-эмоциональный характер, Анимус – "рассуждающий", поэтому большая часть того, что мужчины могут сказать о женской эротике и об эмоциональной жизни женщины в целом, основывается на проекции их собственной Анимы и потому является ложным. Удивительные предположения и фантазии женщин относительно мужчин основываются на деятельности Анимуса, который неисчерпаем в создании нелогичных суждений и ложных каузальностей.

Эту проекцию нельзя понимать как некое индивидуальное и сознательное отношение. Напротив, она создает принудительную зависимость на основе бессознательных мотивов, но мотивов иных по сравнению с биологическими. "She" Райдера Хаггарда довольно точно показывает, какой удивительный мир представлений лежит в основе проекции Анимы. В сущности, это духовные содержания – зачастую в эротическом оформлении, – очевидные части первобытного мифологического склада ума, состоящего из архетипов, которые в совокупности составляют так называемое коллективное бессознательное. Поэтому такое отношение по своей сути является коллективным, а не индивидуальным. (Бенуа, который создал в "Atlantide" фигуру фантазии, вплоть до мельчайших подробностей совпадающую с "She", обвиняет Райдера Хаггарда в плагиате.)

Как только у одного из супругов осуществляется такая проекция, на место коллективного биологического отношения вступает коллективное духовное, вызывая тем самым вышеописанный разрыв поглощающего. Если тому удается все это выдержать и он в результате обретет самого себя, то это происходит именно благодаря конфликту. В данном случае небезопасная сама по себе проекция способствовала его переходу от коллективного отношения к индивидуальному. Это равносильно полному осознанию отношений в браке. Поскольку целью настоящей статьи является обсуждение психологии брака, то психология проективных отношений из нашего рассмотрения выпадает. Здесь я удовлетворюсь лишь упоминанием этого факта.

Пожалуй, вряд ли можно вести речь о психологическом отношении в браке, не упомянув, по крайней мере мельком, о характере критического перехода и не указав на опасность недоразумений. Как известно, с психологической точки зрения нельзя понять ничего, что не было пережито на собственном опыте. Однако этот факт никому не мешает быть убежденным, что его суждение является единственно правильным и компетентным. Этот удивительный факт является следствием неизбежной переоценки соответствующего содержания сознания. (Без такой концентрации на нем внимания оно и не могло бы быть осознанным.) Поэтому и получается, что любой возраст, так же как и любая ступень психологического развития, имеет собственную психологическую истину, так сказать, свою программную правду. Существуют даже такие ступени, которых достигают лишь совсем немногие, – проблема расы, семьи, воспитания, одаренности и увлечений.

Природа аристократична. Нормальный человек – это фикция, хотя и есть определенные имеющие всеобщий характер закономерности. Душевная жизнь представляет собой развитие, которое может прекратиться уже на самых нижних ступенях. Это подобно тому, как если бы каждый индивид обладал специфическим весом, в соответствии с которым он поднимался бы или опускался на ту ступень, где он достигает своих пределов. Аналогично обстоит дело с его идеями и убеждениями.

Поэтому неудивительно, что большинство браков с биологическим предопределением достигает своих высших психологических границ без ущерба для духовного и морального здоровья. Относительно немногие оказываются в состоянии глубокого разногласия с самим собой. Там, где велика внешняя необходимость, конфликт не может достичь драматического напряжения из-за недостатка энергии. Однако пропорционально социальной стабильности возрастает психологическая нестабильность, сначала бессознательная, вызывающая в подобных случаях неврозы; затем осознанная, которая вызывает тогда размолвки, ссоры, разводы и прочие "ошибки брака". На более высокой ступени познаются новые психологические возможности развития, которые затрагивают религиозную сферу, где критическое суждение заканчивается.

На всех этих ступенях может наступить продолжительный застой с полным неведением того, что могло бы произойти на следующей ступени развития. Как правило, даже доступы к ближайшей ступени забаррикадированы сильнейшими предрассудками и суеверным страхом, что, несомненно, является в высшей степени целесообразным, поскольку человек, который волею судеб вынужден жить на слишком высокой для него ступени, становится вредным глупцом.

Природа не только аристократична, она еще и эзотерична. Однако ни один разумный человек не станет из-за этого скрытным, ибо он слишком хорошо знает, что тайна душевного развития и так не может быть выдана, хотя бы потому, что развитие является вопросом способностей каждого отдельного человека.

Врата в гармонию

В чём принципиальное отличие между неверными мужьями и жёнами? Неверные мужья считают, что их брак вполне удачен, в то время как неверные жёны придерживаются абсолютно противоположного мнения. Мужчины, изменяя жёнам, ищут в первую очередь сексуальные приключения. Женщины во главу угла ставят чувства. Секс у них находится на втором, а иногда даже на третьем месте. В чем же заключается психология отношений в браке, когда каждый из супругов пытается жить по своим внутренним критериям?

Большинство мужей предпочитает заводить непродолжительные многочисленные связи на стороне. Часто мужчины очень быстро забывают имена своих случайных сексуальных партнёрш. Нормальная, психически здоровая женщина к измене идёт долго. Она не может изменять лишь телом, а имя любовника помнит на протяжении многих лет. Для нее не приемлем развод, измена кажется ей затянувшейся игрой.

Неверные мужья изменяют как с замужними женщинами, так и одинокими. Но всё же отдают предпочтение вторым. Неверные жёны, наоборот, чаще изменяют с женатыми мужчинами. Такая связь кажется им более безопасной. Она не будет угрожать семье и более прогнозируемая, а значит, последствия измены не угрожают душевному благополучию.

Причин, почему изменяют мужья, довольно много. Это стремление к острым ощущениям и разнообразию, самоутверждение и желание доказать свою независимость, месть за унижения, оскорбления и измену. На неверность толкает также долгая разлука со своей второй половиной. Нельзя сбрасывать со счетов и желание знакомой дамы. Если она хочет сексуальной близости, то многим мужчинам трудно устоять от женских чар. Так уж устроены они природой.

Жёны изменяют мужьям, если испытывают неудовлетворённость в браке. Многие женщины хотят повысить самооценку, почувствовать себя любимой и желанной. Изменяют также от скуки, из любопытства, из карьерных соображений. Некоторые утоляют сексуальный голод или ставят перед собой цель поменять надоевшего мужа на нового интересного партнера, любовника и собеседника в одном лице.

К внебрачной связи женщина относится более серьёзно, чем мужчина. У жены отношения с любовником продолжаются обычно дольше, чем у мужа с любовницей. Связь на стороне сильный пол рассматривает как обычное сексуальное приключение, не имеющее ничего общего с любовью. Прекрасная половина человечества в основной своей массе не может отделить секс от чувств. По мере развития отношений на стороне, мужчины очень часто становятся всё более счастливыми, а женщины несчастными.

На измену своей половины мужчины реагируют более болезненно, чем женщины. Объясняется это тем, что жена к мужской измене психологически подготовлена лучше. Она также легче прощает шалости законного супруга, если тот расстаётся с любовницей. Здесь определяющую роль играют практические соображения: детям нужен отец, страх одиночества, ухудшение материального положения.

Мужчины в основной своей массе менее подозрительны и более беспечны, чем женщины. Неверность жены для них очень часто бывает полной неожиданностью, а последствия измены бывают непредсказуемы. Наиболее болезненно воспринимают измену донжуаны. Мужа очень редко интересует, какие духовные отношения сложились у жены с любовником. Его ослепляет сексуальная ревность. Сама мысль, что соперник в постели способен на большее, кажется невыносимой. От этого мужчины приходят в ярость и могут наделать много глупостей, вплоть до уголовных преступлений и самоубийств.

Следует ли признаваться своей половине в измене? Психологи категорически утверждают, что признаваться нельзя ни в коем случае. Это приведёт лишь к дополнительным скандалам и страданиям. Если уж совершил грех, то лучше промолчи и сделай всё возможное, чтобы измена не открылась. Если же есть какие-то подозрения и сплетни, то следует стараться отметать все домыслы.

Измены бывают разные в зависимости от причин, обстоятельств и побуждений .Совсем не стоит сразу же из-за неё разрушать налаженный семейный быт. Другое дело, когда любовные приключения на стороне становятся системой. Здесь уже нужно принимать решительные меры, так как под угрозу попадают и семейные отношения, и чувство собственного достоинства, и будущее детей. В любом случае измена негативно влияет на обоих супругов, внося в их совместную жизнь скандалы, горе и страдания.

Источники:
Библиотека Гумер
Юнг К. Брак как психологическое отношение – скачать Электронные книги Библиотеки психологии семьи
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Yung/brak.php
Врата в гармонию
В чём принципиальное отличие между неверными мужьями и жёнами? Неверные мужья считают, что их брак вполне удачен, в то время как неверные жёны придерживаются абсолютно противоположного мнения.
http://makovka777.ru/izmena-psihologiya-otnosheniy-v-brake.html

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou