Как нарисовать вредные привычки

О чем говорят вредные привычки

Заводя разговор о дурных детских привычках, мы обычно подразумеваем, что они наносят вред ребёнку. Однако мешают они в большей степени взрослым, а для детей выполняют некоторые полезные функции: например, помогают справиться с волнением или привлечь внимание взрослого к какой-то проблеме. Как бороться с детскими привычками и когда этого делать не стоит?

Если мы захотим перечислить все вредные привычки детей, это занятие займёт ни один час. Мы не можем позволить себе такую роскошь, поэтому разделим их на две большие группы.

1. Навязчивые действия. К этому типу относятся такие неэстетичные ритуалы как сосание пальцев, обгрызание заусенцев и ногтей, ковыряние в носу, накручивание волос, покашливание и «шмыгание» носом на фоне полного здоровья. Некоторые дети склонны к более радикальным действиям и могут выдёргивать волосы на голове или на бровях, ковырять ранки или расчёсывать кожу до крови. На такое поведение ребёнка толкает чувство беспокойства. Находясь в состоянии напряжения и не имея возможности справиться с ним, малыш прибегает к самым доступным способам успокоения. Ведь далеко не всегда можно прижаться к маме или услышать от кого-то слова поддержки, а рот или нос – вот они! Можно спрятать туда пальцы, как в норку. После выполнения навязчивого действия ребёнок испытывает временное облегчение, поэтому оно очень быстро закрепляется.

Вредная привычка – своеобразный островок стабильности в непредсказуемом мире. Родители могут ругаться, сверстники – дразниться, но стоит начать сосать палец, как происходящее вокруг отходит на второй план, и ребёнок погружается в знакомые ощущения. Нервное напряжение может возникать по разным причинам: из-за эмоциональной холодности или давления взрослых, повышенной утомляемости, возбудимости из-за несоблюдения режима дня. Если родители стремятся устранить лишь внешние проявления дурной привычки, не пытаясь разобраться в переживаниях ребёнка, то ей на смену приходит другой ритуал. Необходимо помочь сыну или дочери найти другой источник положительных эмоций. Подробнее о том, как это сделать, вы прочтете далее в этой статье.

Среди наиболее частых причин «неправильных» стереотипных реакций – завышенные требования взрослых. Так, родители могут не учитывать возрастных особенностей внимания, памяти и мышления ребёнка. Настаивая на том, чтобы четырёхлетка всегда клал вещи на место, взрослые получают кучу малу из игрушек на полке, которая вот-вот рухнет под их тяжестью. Или, например, бабушка ожидает, что младший школьник будет тихо ждать, пока она наговорится с соседкой, и не предлагает ему никакого занятия, чтобы он мог скоротать время.

Некоторые привычки в питании часто формируются также благодаря слишком высоким требованиям взрослых. Так, скатывание хлеба в шарики или изготовление из него «пистолетиков» провоцируются скукой за обеденным столом. Допустим, ребёнку не нравится какое-либо блюдо или он недостаточно голоден, а от него требуют, чтобы на тарелке ничего не осталось. Подбадривания родителей, обещание интересного занятия после еды позволят уменьшить частоту проявлений вредной привычки.

Другая распространённая причина – неумение ребёнка быстро ориентироваться в новой ситуации. Если в прошлый раз он смог уговорить папу купить вертолёт, пустив слезу, почему бы не воспользоваться этим способом снова и снова? Даже видя раздражение отца, малыш продолжает наращивать громкость своих рулад, полагая, что их убедительная сила также увеличится. Ребёнок не учитывает папиного эмоционального состояния и из-за этого не старается выбрать другой способ поведения. Как правило, неумение ориентироваться в незнакомых ситуациях проявляется в виде демонстрации самых примитивных эмоций с помощью плача, замахивания кулаком, нахмуренного лица. Не имея возможности сразу понять, что происходит, малыш на всякий случай занимает оборонительную позицию.

Поскольку вредные привычки сигнализируют нам о психологическом состоянии ребёнка, важно научиться обращать внимание на то, что предшествует их очередным проявлениям. С этой целью можно попробовать вести своеобразный дневник, где будет зафиксировано:

– время дня, в которое была замечена привычка;

– события, которые ей предшествовали;

– условия, при которых её проявления прекратились самостоятельно.

С помощью такого дневника родитель сможет установить конкретную причину появления вредной привычки именно у своего ребёнка. Ведь миллионы детей во всём мире ковыряют в носу, но одни это делают, потому что чувствуют физический дискомфорт из-за невозможности высморкаться, другие копируют поведение кого-то из сверстников, а третьи просто по природе своей слишком активны и в прямом смысле слова не знают, куда девать руки.

Кроме лучшего понимания причин поведения ребёнка, сам родитель благодаря дневнику сможет лучше следить за собственным поведением. Например, можно заметить, что малыш чаще всего кусает губы, когда взрослый делает ему замечания, и тем самым как бы сдерживает желание высказаться и защитить себя. В этой ситуации родитель придёт к выводу, что необходимо изменить форму, в которой он привык предъявлять претензии.

Если уж бороться с вредными привычками, то не с их внешними проявлениями, а с причинами, которые были выявлены взрослым в процессе наблюдения. Согласитесь, что бесполезно мазать ногти горчицей, если ребёнок ищет способ успокоиться. Он просто поменяет одну вредную привычку на другую. Стоит ли спрашивать самого ребёнка о его привычках? Не приведёт ли акцентирование внимания на них к усугублению «симптомов»? Если ребёнку больше 5 лет, то он уже вполне способен следить (пусть и недолго!) за своим поведением и обсуждать то, что его волнует. Поэтому разговоры с родителями в доброжелательной форме помогут сыну или дочери лучше контролировать себя. Что касается малышей, то с ними можно обойтись без лишних рассуждений и сразу перейти к действиям.

Выражаем поддержку. Старайтесь внимательнее относиться к тем ситуациям, когда ребёнок волнуется или переживает. Участливый взгляд, осторожный вопрос – всё это подтолкнёт малыша к тому, чтобы вытащить палец изо рта и поделиться своими эмоциями. Постепенно он будет стремиться к подобным обсуждениям и вредная привычка станет проявляться всё реже и реже. Постарайтесь оградить ребёнка от семейных конфликтов, скорректируйте планку требований к нему и режим дня.

Развлекаем. Очень часто мелкие суетливые движения появляются у детей, которым не хватает физической активности. Не запрещайте ребёнку прыгать, бегать, шалить и помогите выбрать занятие по душе. Игра на музыкальных инструментах, вышивание, бисероплетение, конструирование надолго займут руки ребёнка. Сидение перед телевизором или компьютером, наоборот, провоцирует детей на то, чтобы что-нибудь ковырять или кусать.

Для непосед также подойдёт специальная «жвачка для рук» или резиновый «бублик», который можно сжимать, тренируя мышцы кисти.

Переключаем. Если дурная привычка является следствием копирования чужого поведения, необходимо переключить внимание ребёнка на более достойные примеры для подражания. Расскажите ему историю из жизни или сказку, немного исказив сюжет. Например, поведайте дочке о том, что прекрасный принц передумал целовать Спящую красавицу, увидев кровавые корочки на её губах. Рисуйте вместе с ребёнком любимых персонажей, подчёркивая, какие у них аккуратные ногти, чистые носы, ровные завязки на плаще и т.д. Это занятие будет способствовать идентификации малыша с изображёнными героями.

Обучаем. Чтобы избавиться от любых вредных привычек, необходимо научить ребёнка достигать душевного равновесия «законными» способами. Прежде всего, научите сына или дочь жестикулировать во время разговора. Выразительные движения руками избавят его от скованности и волнения. Чаще обсуждайте различные неловкие ситуации и возможные выходы из них. Подробно опишите ребёнку, что следует делать, если ему скучно лежать во время тихого часа. Допустим, он может считать листья на дереве за окном, представлять, какой рисунок можно было бы нарисовать на потолке, или придумывать игру, в которую он будет играть на прогулке.

Поощряем. Предложите ребёнку вместе бороться с его вредной привычкой. Обсудите приз, который он хотел бы получить в случае победы над ней. В его роли совсем не обязательно должны выступать какие-то материальные предметы. Это может быть поход в парк, совместное катание на роликах или поездка в гости к приятелю. Заметив даже небольшие успехи в контроле за самим собой, не скупитесь на похвалу. Чтобы малыш чувствовал продвижение в борьбе с вредной привычкой, можно нарисовать календарь, в котором будет отмечено, сколько раз он попросил вас отрезать мешающие заусенцы вместо того, чтобы ковырять их, или переключился на полезное занятие, пока вы говорите по телефону. Старайтесь поощрять достигнутые промежуточные результаты, чтобы ребёнок чувствовал своё продвижение к победе и стремился к ней.

Следует отдельно отметить ситуации, в которых не стоит бороться с вредными привычками. Ведь стремиться сделать своего ребёнка идеальным – непосильная и бесполезная задача. У каждого из нас есть свои слабости и недостатки, и, как правило, к ним мы относимся более снисходительно, чем к детским «изъянам». Если привычка не вредит здоровью, имиджу ребёнка среди сверстников, а обладает некоторыми полезными функциями, не стоит лишать сына или дочь права на индивидуальные способы реагирования. Допустим, если ребёнок покусывает губы или сосёт кончик карандаша, пытаясь сосредоточиться на уроке, лучше отнестись к этому с пониманием. Представьте, что вам запретят держать руль автомобиля так, как вы привыкли, поскольку угол между руками составляет больше положенных 180 градусов, – далеко ли вы уедете?

Какой бы ни была вредная привычка, следует воспринимать её как признак того, что ребёнок находится в затруднительной ситуации. А значит, главная задача родителя – не отругать, а помочь, не наказать – а показать и поделиться полезным опытом.

Удержись от вредной привычки – Галина Зуйкова

Форма проведения мероприятия: праздник-игра

Цели: углубить представление детей о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку, алкоголю, наркомании; побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; развивать критическое мышление; воспитывать активную жизненную позицию.

Возраст детей: 5-6 класс.

Задачи: 1. Умение четко формулировать аргументы против вредных привычек.

2. Умение противостоять давлению сверстников.

1. Назначить шесть учеников на роли врачей. Их задача – дать краткую характеристику вредным привычкам (тексты в сценарии)

2.Нарисовать плакат с изображением дракона с шестью головами, на каждой из которой написаны вредные привычки (токсикомания ,наркомания, курение , алкоголь, игромания, сквернословие)

1.Тетрадные листы по количеству учеников (для теста)

2. Оформление класса.

1. Написать на доске тему

2.Прикрепить к доске рисунки, иллюстрации по теме, плакат

Ход классного часа

1. Вступительное слово.

Классный руководитель. Что бы вы сделали, ребята, если бы вам попался дракон о шести головах?

Дети отвечают, что убежали бы, бросили бы в дракона песком, застрелили бы и т.п.

Классный руководитель. А вот представьте себе, что есть такие люди, которые с радостью лезут прямо в пасть этого дракона – только хруст стоит от того, как перемалывает человеческие жизни страшное чудовище.

Некоторые думают, что сумеют выскочить из пасти дракона, но, оказывается, что они переоценили свои силы и их ждет погибель.

А вот и портрет этого чудовища.( показывает на плакат) .Каждая голова у него имеет свое имя (читает):

Каждая голова – это вредная привычка, которая превращается в смертельно опасную болезнь. Мы попросили врачей рассказать нам об этих вредных привычках.

К доске выходят ученики в белых халатах

2. Информационный блок «Врачи – о вредных привычках»

Врач 1. Это не просто вредные, но и очень опасные привычки. “Мания” – это психическая болезнь, когда человек постоянно думает о чем-то одном. Токсикоман постоянно думает о яде. Токсикомания с латыни так и переводится как «мания к яду» (токсин – значит яд). Эти яды попадают в организм человека при вдыхании ядовитых паров и вызывают сильные отравления. Очень быстро появляется привыкание, наступают изменения в психике, но главное – разрушается здоровье человека, так как яды постепенно накапливаются в организме.

Врач 2. Наркотики – отрава еще более серьезная, она рассчитана на простаков, которые, привыкнув к ним, не смогут без них жить и станут платить большие деньги, чтобы поскорее умереть.

Наркотики нюхают, курят, вкалывают, принимают в виде таблеток. Они моментально попадают в кровь. Наркомания действует своими ядами сильно и быстро – буквально с первого раза человек может стать наркоманом! У человека появляются галлюцинации, кошмары. Наркоман ради наркотиков готов пойти на любое преступление. У наркоманов три пути: тюрьма, психбольница, смерть.

Врач 3. Еще одна вредная привычка – пьянство. Пьянство очень быстро перерастает в манию – алкоголизм. Алкоголь – самый распространенный наркотик, ежегодно убивающий сотни людей. Это тоже яд, он нарушает работу всех внутренних органов. Пьяный человек – зрелище отталкивающее.

Но алкоголику безразлично мнение окружающих, он теряет человеческий облик и становится рабом своей вредной привычки.

От алкоголизма страдают не только сами пьяницы, но и близкие им люди: матери, жены, дети. Огромное количество преступлений совершается на почве пьянства, разрушается много семей, ломаются судьбы.

Врач 4. Курение – это зависимость от наркотика, имя которому никотин. По своей ядовитости никотин равен синильной кислоте – смертельному яду.

Ученые подсчитали, что курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет. Все органы человеческого тела страдают от табака. В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Научно доказано, что курение вызывает 25 заболеваний. У курильщиков плохая память, плохое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат. Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы.

От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.

Врач 5. Игромания. Эта вредная привычка начинается безобидно – игровые автоматы, компьютерные игры, карты, рулетка. А может закончиться разрушением психики, преступлением, даже самоубийством. Игромания не щадит ни детей, ни взрослых. Даже благоразумные старушки становятся игроманками и заканчивают свою жизнь в голоде и нищете.

Врач 6. Сегодня нередко можно встретить людей, которые уже не ругаются, а разговаривают матом. А между тем, эта вредная привычка – сквернословие – очень опасна для здоровья человека. Причем, вредно не только говорить, но и слушать матерные слова. Ученые провели такой эксперимент: возле семян растения арабидопсис они долгое время произносили матерные слова. В результате почти все растения погибли, а те которые выжили, стали генетическими уродами. Влияние матерных слов ученые сравнили с радиоактивным облучением в тысячи рентген.

Ученые установили, что матерные слова поражают гены человека, уничтожая его детей и внуков. То есть мат – это программа самоликвидации всего потомства этого человека.

3. Интерактивная беседа. «Что толкает людей в пасть дракона?»

Классный руководитель.: Вот такие шесть голов у дракона. Одна другой страшнее!

– Давайте вспомним, какая вредная привычка может появиться буквально с одного раза? (Наркомания)

– А какая вредная привычка несет программу самоликвидации всех потомков человека? (Сквернословие)

– От какой вредной привычки появляются 25 болезней? (Курение)

– Какая вредная привычка отравляет человека, разрушает его организм? (Токсикомания, наркомания, курение, алкоголизм)

– Какие вредные привычки начинаются с невинных забав, а заканчиваются нищетой, болезнями, смертью. (Токсикомания, наркомания, курение, алкоголизм, игромания)

Классный руководитель. И сто, и тысячу лет назад были люди, которые попадали в плен к вредным привычкам. И бесследно исчезали в пасти страшного дракона. Но сказочные времена давно прошли. За окном 21 век и столько интересного вокруг: спорт, кино, музыка природа, книги, верные и хорошие друзья. Но сидит где-то на грязном, заросшем бурьяном пустыре вот такое шестиглавое чудовище и дожидается очередной жертвы.

Как вы считаете, почему же люди попадают в пасть этого дракона? Почему они становятся рабами вредных привычек?

Примерные ответы детей:

– Их тянет любопытство, желание все попробовать и испытать.

– Их родители были рабами тех же самых привычек, они и детей втянули.

– Для общения – если вся компания это делает, то и тебе не страшно.

– Чтобы казаться современным, крутым, сильным.

– Чтобы показать, что ты уже взрослый и сам можешь делать со своим здоровьем все что хочешь.

– Потому что ничем не интересуются, ни к чему не стремятся.

– Просто слабохарактерность – попадают в плохую компанию и втягиваются.

– Хотят подражать героям боевиков, рекламы – там все курят и пьют.

Классный руководитель. Да, ученые назвали именно такие причины приобщения людей к вредным привычкам: любопытство, влияние родителей, снятие напряжения, слабохарактерность, желание подражать красивым героям рекламы, кино и телевидения.

А как же не попасть в пасть дракону? Ведь большинство людей не курит, не пьет, не употребляет наркотики, не сквернословит. Что нужно делать, чтобы устоять?

Примерные ответы детей:

– Нужно заниматься спортом, музыкой танцами – чем-то интересным.

– Нужно добиваться в чем-то успеха, чтобы уважать самого себя.

– Нужно просто уважать себя, ценить свое человеческое достоинство.

– Нужно иметь свое мнение, не поддаваться плохому влиянию.

– Нужно уметь отказываться, когда тебе предлагают попробовать что-то плохое.

– Нужно выбирать друзей, общаться только с теми, кому ты доверяешь.

4. Тест «Сможешь ли ты устоять?»

Классный руководитель. Надеюсь, что никто из вас не попадет в пасть шестиглавого дракона и не станет очередной жертвой страшной «мании».

Как вы думаете, сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам, устоите перед их натиском? Сейчас мы проведем тест, который поможет вам оценить, свои силы.

Перед вами лежат листки бумаги. Вам нужно будет ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз. Я буду задавать вам вопросы. На каждый вопрос нужно дать ответ «да» или «нет». Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:

Учитель читает вопросы. Дети пишут напротив каждого пункта «да» или «нет».

1. Любишь ли ты смотреть телевизор?

2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше 3 часов ежедневно?

3. Хотелось ли тебе попробовать закурить?

4. Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?

5. Попробовал ли ты алкогольные напитки?

6. Любишь ли ты уроки физкультуры?

7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?

8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?

9. Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взяли бы ты её?

10. Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться?

Классный руководитель. Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили на вопросы «Да». За каждый такой ответ вам положено 5 баллов, значит, умножьте полученное число на 5. Что у вас получилось?

0-15 баллов – Вы умеете управлять своими желаниями. Как и все люди, вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент вы в состоянии понять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать вашим планам. Получается, что если вам кто-либо предложит “побалдеть” от какой-либо дряни, то вы легко откажетесь. Вас не так-то просто купить на всякую дешевку. У вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

20-40 баллов – Ваша “зона удовольствий” нередко вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает воли. Видимо, вы очень много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого вы можешь потерять очень много приятного в будущем. Если вам предложат “немного кайфа”, вы можете согласиться. К сожалению, большинство наркоманов именно так и начинали. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

40-50 баллов – Вас, как говорится, можно брать голыми руками. Вы буквально заряжены на получение всяческих удовольствий. За любой вид “кайфа” вы будете готовы отдаться в рабство какому-нибудь подонку. Таких, как вы, слабаков – не так уж и много. Вам грозит беда.

5. Проблемные ситуации. «Умей сказать «нет».

Классный руководитель. Те, кто уже попал в пасть дракона, могут оттуда уже и не выбраться. Давайте поговорим о том, как туда не попасть. Психологи утверждают, что самое лучшее – это научиться говорить «Нет».

Классный руководитель. Ребята, многие вредные привычки часто начинаются с невинных предложений. Мнимые друзья под видом развлечения затягивают слабых духом людей в пасть дракона. Очень важно в этом случае правильно оценить ситуации и казать твердое и решительное «нет». Давайте попробуем придумать ответы-отказы в разных ситуациях, если вам предложили выпить, покурить, понюхать какое-то зелье ( ребята высказываются) Я очень рада, что вы знаете как отстоять себя и не поддаться на уговоры. Умение сказать «нет» всегда пригодится, когда вас будут заставлять или упрашивать сделать то, чего вы не хотите.

6. Заключительное слово.

Классный руководитель. Мы сегодня говорили о вредных привычках, которые убивают человека.

Чтобы не стать рабом вредных привычек, нужно выполнять три правила:

• не скучать, найти себе занятие по душе

• узнавать мир и интересных людей

• ни в ком случае не пробовать спиртное и наркотики

Ну, а если вы все же попали в плен какой-то вредной привычке, старайтесь избавиться от нее изо всех сил. И если вам это удастся, вы – настоящий герой. Как сказал древний китайский мудрец Лао-То: «Тот, кто может победить другого, – силен, тот, кто побеждает самого себя, — воистину могуществен».

7. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что нового узнали вы во время классного часа? Чему научились? Какие выводы для себя сделали?

– Узнал о страшном вреде сквернословия. Сделал вывод, что нужно следить за своей речью.

– Научился говорить «нет». В игре это легко, а в жизни труднее

– Нельзя допускать, чтобы на тебя влияли плохие люди

– Главный вывод, что нужно жить своим умом и не искать дешевых удовольствий.

– Решил, что нужно записаться в какую-нибудь секцию.

Литература и использованные материалы:

1.Северина О.А., Ерёменко Н.И., Коледова С.В., Суркис Е.В. Серия « Классное руководство» Классные часы .5-7 классы .Викторины. Игровые программы. Беседы. Праздники. Методическое пособие. Изд.2-е,доп.-М: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008-224с.

2.Саляхова Л.И. Серия « Классное руководство» Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физичес-кое развитие школьника .5-9 классы. 2-е изд., стереотипн.- М: Глобус, 2008- 336с.

3.Северина О.А., Савина Л.М. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе.- Волгоград: Панорама , 2007 -160с.

Источники:
О чем говорят вредные привычки
О чем говорят вредные привычки | Летидор
https://letidor.ru/moya-semya/article/o_chem_govoryat_vrednye_privych_74447/
Удержись от вредной привычки – Галина Зуйкова
Форма проведения мероприятия: праздник-игра Цели: углубить представление детей о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку, алкоголю, наркомании; побуждать
http://galinazuykova.jimdo.com/%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B/%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B8%D1%81%D1%8C-%D0%BE%D1%82-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B8/

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou