Эрнст гофман

Полезное

ГОФМАН, ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ

ГОФМАН, ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ (Hoffman, Ernst Theodor Amadeus) (1776–1822), немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кёнигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822.

Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях – как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы – Сказкок Гофмана (1870) Ж.Оффенбаха.

Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина (Undine), впервые поставленная в 1816; среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена, каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга К.М.фон Вебера, а на Р.Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою Крейслериану в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.

Гофман Э.Т.А. Избранные произведения, тт. 1–3. М., 1962

Житомирская З.В. Э.Т.А.Гофман. Библиография русских переводов и критической литературы о нем. М., 1964

Берковский Н.Я. Э.Т.А.Гофман. – В кн.: Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973

Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М., 1982

Э.Т.А.Гофман: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. М., 1987

Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»

Гофман, Эрнст Теодор Амадей

o Очерк «Жак Калло» (нем. Jaques Callot)

o Новелла «Кавалер Глюк» (нем. Ritter Gluck)

o «Крейслериана» (нем. Kreisleriana)

o Новелла «Дон Жуан» (нем. Don Juan)

o «Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца» (нем. Nachricht von den neuesten Schicksalen des Hundes Berganza)

o «Магнетизер» (нем. Der Magnetiseur)

o Повесть «Золотой горшок» (нем. Der goldene Topf)

o «Приключения в новогоднюю ночь» (нем. Die Abenteuer der Silvesternacht)

o «Принцесса Бландина» (1814) (нем. Prinzessin Blandina)

* Роман «Эликсиры сатаны» (нем. Die Elixiere des Teufels)

* Сказка «Щелкунчик и мышиный король» (нем. Nußknacker und Mausekönig)

* Сборник «Ночные этюды» (нем. Nachtstücke), содержит

o «Песочный Человек» (нем. Der Sandmann)

o «Игнац Деннер» (нем. Ignaz Denner)

o «Церковь иезуитов» (нем. Die Jesuiterkirche in G.)

o «Майорат» (нем. Das Majorat)

o «Санктус» (нем. Das Sanctus)

o «Каменное сердце» (нем. Das steinerne Herz)

* Новелла «Необыкновенные страдания директора театра» (нем. Seltsame Leiden eines Theater-Direktors)

* Повесть «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober)

* Сборник «Серапионовы братья» (нем. Die Serapionsbrüder), содержит

o «Фалунские рудники» ((нем. Die Bergwerke zu Falun)

o «Дож и догаресса» ((нем. Doge und Dogaresse)

o «Мастер Мартин-Бочар и его подмастерья» ((нем. Meister Martin der Küfner und seine Gesellen)

o Новелла «Мадемуазель де Скюдери» (нем. Das Fräulein von Scudéry)

* «Принцесса Брамбилла» (1820) (нем. Prinzessin Brambilla)

* Роман (не завершен) «Житейские воззрения кота Мурра» (нем. Lebensansichten des Katers Murr)

* Роман «Повелитель блох» (нем. Meister Floh)

* Новелла «Угловое окно» (нем. Des Vetters Eckfenster)

* «Зловещий гость» (нем. Der unheimliche Gast)

* Орех Кракатук, 1977 — фильм Леонида Квинихидзе

* Щелкунчик и мышиный король (мультфильм), 1999 год

ГОФМАН (Hoffmann)Эрнст Теодор Амадей

Эрнст Теодор Амадей

(24. I. 1776, Кёнигсберг, – 25. VI. 1822, Берлин)

Эрнст Теодор Гофман за свою не столь долгую жизнь внёс достаточно весомый вклад в мировую культуру. Без сомнения он был очень талантливым человеком, который прославился как писатель, художник и музыкант. Все его многочисленные увлечения помогли сформировать неординарную личность, развитую всесторонне, что находило отражение в его творчестве.

Несмотря на то, что он родился в довольно преуспевающей семье, он с раннего детства сталкивался с семейными проблемами: его родители разошлись, когда ему и трёх лет не исполнилось. Он жил вместе со своей бабушкой и именно там он попал под влияние своего дяди, который оказался человеком умным и образованным. У дяди были явные интересы ко всему мистическому и таинственному, что передалось и племяннику. В конце концов, несмотря на все свои склонности к творчеству, молодой Гофман выбрал юриспруденцию, последовав по следам дяди, а после окончания университета пошёл на государственную службу.

Позже он серьёзно увлекается литературой, в частности такими авторами как Шекспир, Руссо, Гроссе. В 1795 году он начинает писать свои первые романы, которые позже и принесли ему всемирную известность. А в 1799 году Гофман написал текст и музыку для зингшпиля “Маска”. Это были его первые шаги в творчестве. В последующие годы она продолжает заниматься литературой и музыкой, начинает изучение натурфилософии.

В его жизни были чёрные и белые полосы, он был знаком лично со многими известными и выдающимися людьми того времени, но при этом не всегда у него была постоянная работа. Например, в 1814 году Гофман начал рисовать антинаполеоновские карикатуры, чтобы заработать на жизнь. Но, возможно, именно такой богатый жизненный опыт, помноженный на огромный талант, и позволили ему создавать свои знаменитые шедевры.

Эрнст гофман

Эрнст Те?одор Вильге?льм Го?фман (нем. Ernst Theodor Wilhelm Hoffmann ; 24 января 1776, Кёнигсберг, Королевство Пруссия — 25 июня 1822, Берлин, Королевство Пруссия) — немецкий писатель-романтик, композитор, художник и юрист. Из уважения к Амадею Моцарту в 1805 году сменил имя «Вильгельм» на «Амадей» (Amadeus). Заметки о музыке публиковал под именем Иоганн Крайслер (нем. Johannes Kreisler ).

Гофман родился в семье прусского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736—1797). Когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусством.

В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой [6] . В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием.

Все попытки Гофмана зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям. Лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции; после 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества.

Чувствуя отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.

В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке; в России Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

В возрасте 46 лет Гофман был окончательно истощён своим образом жизни; но и на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие. Умер в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище [de] Берлина в районе Кройцберг [7] . Обстоятельства биографии Гофмана обыграны в опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» и поэме Миколы Бажана «Ночь Гофмана».

24 января 1776 года — в Кёнигсберге (Пруссия), в семье адвоката королевского суда Кристофа Людвига Гофмана и его кузины Луизы Альбертины (урождённой Дёрфер), рождается второй сын — Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. [8]

1778 — родители Гофмана разводятся. Трёхлетний Эрнст вместе с матерью возвращается в дом своей бабушки, где и воспитывается под присмотром семьи Дёрферов. Старший брат Иоганн Людвиг остаётся с отцом.

24 мая 1779 — умирает обожаемая тётя Фюсхен (Шарлотта Вильгельмина Дёрфер).

1782—1792 — Гофман посещает реформатскую школу в Кёнигсберге. Отца Гофмана переводят на службу в Инстербург.

1786 — Гофман знакомится с Теодором Готлибом Гиппелем (род. в 1775 году). Их дружба будет продолжаться до самой смерти Гофмана.

1790 — Гофман становится учеником соборного органиста и композитора Христиана Подбельского и живописца Земана.

1792 — Гофман поступает на юридический факультет Кёнигсбергского университета, продолжая семейные традиции. В свободное время он пишет, сочиняет музыку и рисует.

1793 — начинается роман Гофмана с замужней Дорой Хатт, которая старше его на 9 лет.

1794 — отъезд Гиппеля из Кёнигсберга. Гофман начинает переписку с ним.

1795 — Гофман пишет романы «Корнаро, мемуары графа Юлиуса фон С.» и «Таинственный» (не сохранились) и в первый раз слушает «Дон Жуана» Моцарта. Круг его чтения в это время составляют сочинения Гроссе, Стерна, Жана Поля, Руссо и Шекспира. Продолжается тайный роман с Дорой Хатт.

1795 — 22 июля Гофман сдаёт первый экзамен по юриспруденции и назначается судебным следователем при кёнигсбергском окружном управлении.

1796 — в январе у Гофмана происходит конфликт с любовником Доры Хатт, и юноша хочет покинуть Кёнигсберг. Семья принимает решение отослать его в Глогау, к дяде по матери, И. Л. Дёрферу, крёстному отцу Эрнста. 13 марта умирает мать Гофмана. В июле он уезжает в Глогау, где знакомится с художником Алоисом Молинари и расписывает с ним местную иезуитскую церковь. Знакомство с И. фон Фоссом.

1797 — Гофман начинает дружбу с чиновником и композитором Иоганном Хампе. 27 апреля умирает отец Гофмана, и в мае—июне он совершает поездку в Кёнигсберг. Короткая встреча в пути с Гиппелем. Последнее свидание и окончательный разрыв с Дорой Хатт.

1798 — помолвка Гофмана с кузиной Минной Дёрфер. 20 июня он с успехом сдаёт второй экзамен по юриспруденции и хлопочет о своём переводе в Берлин, на должность референдария апелляционного суда. В августе Гофмана переводят в Берлин. Он путешествует по Исполинским горам вместе со своим экзаменатором Ф. Г. Ягвицем и впервые увлекается азартной игрой. В конце августа Гофман через Дрезден возвращается в Берлин и селится сначала в пансионе, а затем в доме Дёрферов. Начинается дружба Гофмана с актёром и гитаристом Ф. фон Гольбейном. Гофман изучает композицию у Ф. Рейхардта.

1799 — Гофман пишет музыку и текст трёхактного зингшпиля «Маска».

1800 — в январе Гофман безуспешно хлопочет о постановке своего зингшпиля в Королевском Национальном театре. 27 марта он сдаёт третий экзамен по юриспруденции и в мае назначается на должность асессора в познаньском окружном суде. В начале лета Гофман путешествует вместе с Гиппелем в Потсдам, Лейпциг и Дрезден, а затем прибывает в Познань. На Рождество Гофман приезжает в Берлин, где знакомится с Жаном Полем, бывающим в доме Дёрферов.

1801 — Гофман пишет зингшпиль «Шутка, хитрость и месть» на слова Гёте, который в Познани ставят на сцене. Жан Поль отправляет партитуру со своей рекомендацией Гёте.

1802 — Гофман создаёт карикатуры на некоторых лиц познаньского высшего общества. В результате последовавшего за этим скандала Гофман переводится в порядке наказания в Плоцк. В начале марта Гофман разрывает помолвку с Минной Дёрфер и женится на польке Михалине Рорер-Тжчиньской (он нежно зовёт её Мишей). Летом юные супруги переезжают в Плоцк. Здесь Гофман остро переживает свою вынужденную изоляцию, он ведёт замкнутый образ жизни, пишет церковную музыку и произведения для фортепиано, изучает теорию композиции.

1803 — первая литературная публикация Гофмана: эссе «Письмо монаха своему столичному другу» напечатано 9 сентября в «Прямодушном». Безуспешная попытка участвовать в конкурсе Коцебу на лучшую комедию («Премия»). Гофман хлопочет о переводе в одну из западных провинций Пруссии.

1804 — с 24 января до 15 февраля Гофман в последний раз гостит в Кёнигсберге, где встречается с Гиппелем и Мальхен Хатт, дочерью скончавшейся к тому времени Доры Хатт. В марте его переводят в Варшаву и назначают на должность правительственного чиновника; здесь начинается дружба Гофмана и Юлиуса Эдуарда Хитцига. В декабре Гофман создаёт двухактный зингшпиль «Весёлые музыканты» по тексту К. Брентано — и впервые на титульном листе партитуры появляется имя Амадей.

1805 — Гофман пишет музыку к спектаклю Захарии Вернера «Крест на Балтике». «Весёлых музыкантов» ставят на сцене в Варшаве. 31 мая возникает «Музыкальное общество», и одним из его руководителей становится Гофман. В июле на свет появляется дочь Цецилия — первый и единственный ребёнок Гофмана.

1806 — Гофман занимается оформлением дворца Мнишков, приобретённом «Музыкальным обществом», сам расписывает многие его помещения. На торжественном открытии дворца Гофман дирижирует своей симфонией ми-бемоль мажор. 28 ноября Варшаву занимают французы; прусские учреждения закрыты, и Гофман лишается должности.

1807 — в январе Миша с Цецилией уезжают в Познань, к родственникам. Гофман селится в мансарде дворца Мнишков, ставшего резиденцией Дарю, и тяжело болеет. Срывается его переезд в Вену, и Гофман едет в Берлин, к Хитцигу, на помощь которого он очень рассчитывает. Гофман прибывает в Берлин 18 июня; должности у него нет, и он пытается зарабатывать на жизнь исключительно искусством. Начало нужды и голода. В середине августа в Познани умирает его дочь Цецилия.

1808 — в середине апреля Гофман занимает должность капельмейстера в недавно открытом театре Бамберга. В начале мая у Гофмана возникает замысел «Кавалера Глюка»; в это время он очень остро нуждается. 9 июня Гофман уезжает из Берлина, посещает Хампе в Глогау и забирает Мишу из Познани. 1 сентября он прибывает в Бамберг, а 21 октября неудачно дебютирует как дирижёр в Бамбергском театре. Сохранив звание капельмейстера, Гофман слагает с себя обязанности дирижёра. На жизнь он зарабатывает частными уроками и случайными музыкальными сочинениями для театра.

1809 — публикация «Кавалера Глюка» во «Всеобщей музыкальной газете» (15 февраля); начало сотрудничества с этим изданием. В этом году Гофман знакомится с виноторговцем К. Ф. Кунцем, который станет позднее его первым издателем. В августе Гофман пишет фортепианное трио ми-мажор.

1810 — Гофман выступает в качестве композитора, декоратора, драматурга, режиссёра и помощника директора Бамбергского театра, переживающего свой расцвет. Создание образа Иоганнеса Крейслера — alter ego Гофмана («Музыкальные страдания капельмейстера Крейслера»).

1811 — Гофман даёт уроки пения Юлии Марк и влюбляется в свою ученицу. Она не догадывается о чувствах учителя. Гофман знакомится с К. М. фон Вебером.

1812 — Гофман страстно влюблён в Юлию, что вызывает ревность его жены Миши. Родные устраивают помолвку Юлии. Гофман находится на грани безумия и помышляет о двойном самоубийстве. Первый замысел романа «Часы просветления некоего бедного музыканта». Много времени Гофман посвящает изучению натурфилософии и «животного магнетизма». 14 мая в Бамберге проездом оказывается Наполеон. Летом Гофман задумывает оперу «Ундина». 5 сентября, во время поездки в Поммерсфельден, Гофман порывает с семейством Марк, а 19 сентября начинает писать «Дон Жуана». В декабре Юлия Марк вступает в брак с купцом Грепелем. Фридрих де ла Мотт Фуке создаёт либретто к опере «Ундина».

1813 — в феврале Гофмана приглашают на должность музыкального директора оперной труппы Йозефа Секонды. 18 марта он заключает издательский договор с Кунцем. 25 апреля Гофман приезжает в Дрезден, где встречает Гиппеля. 19 мая Гофман начинает писать «Магнетизёра», а 20 мая уезжает в Лейпциг, где находится оперная труппа Секонды, и приступает к исполнению обязанностей её директора. 24—25 июня вместе с труппой Гофман перебирается в Дрезден. Здесь он становится свидетелем битвы под городом (26—27 августа). В октябре и ноябре Гофман дирижирует оперой в осаждённом Дрездене и задумывает повесть-сказку «Золотой горшок». После поражения Наполеона (10 декабря) Гофман возвращается с труппой в Лейпциг.

1814 — 15 февраля Гофман заканчивает «Золотой горшок». Секонда увольняет Гофмана, обвинив его в некомпетентности. Гофман вновь нуждается и пытается заработать на жизнь антинаполеоновскими карикатурами и рецензиями для «Всеобщей музыкальной газеты». 5 марта он приступает к работе над романом «Эликсиры сатаны», с которым связывает надежды на улучшение своего финансового положения и называет его «эликсиром жизни». В начале мая выходят первые два тома «Фантазий в манере Калло». 5 августа Гофман завершает оперу «Ундина». В сентябре министерство юстиции Пруссии предлагает Гофману должность государственного чиновника, поначалу без оклада, и он соглашается. 26 сентября Гофман приезжает в Берлин, где знакомится с Фуке, Шамиссо, Тиком, Францем Хорном, Филиппом Фейтом. «Фантазии в манере Калло» пользуются популярностью, Гофмана приглашают в литературные салоны.

1815 — Гофман больше не нуждается: он популярный автор альманахов и карманных изданий; не приносящая существенного дохода работа для «Всеобщей музыкальной газеты» прекращается. 27 мая «Ундина» принимается для постановки на сцене Национального театра. Гофман знакомится с Брентано и Эйхендорфом. 1 июля он арендует квартиру на Таубенштрассе, 31 (на Жандармском рынке), ставшую последним его пристанищем. Дружба с Девриентом. В сентябре выходит 1-й том «Эликсиров сатаны».

1816 — рушатся надежды Гофмана занять должность капельмейстера. 22 апреля он назначается советником апелляционного суда с окладом; Гофман смиряется со своими юридическими занятиями «хлеба насущного» ради. В мае выходит 2-й том «Эликсиров сатаны». Летом возникает его дружба с К. М. фон Вебером. 3 августа играют премьеру «Ундины»; музыка Гофмана имеет успех. Начинают выходить в свет «Ночные рассказы» (до 1817 года).

1817 — положительная рецензия К. М. фон Вебера на «Ундину» во «Всеобщей музыкальной газете». Финансовые дела Гофмана поправляются: он популярен как композитор и литератор; кроме того, он пользуется репутацией блестящего судьи апелляционного суда. 27 июля играют 14-е (последнее) представление «Ундины»; 29 июля пожар уничтожает театр, при этом сгорают декорации «Ундины». Дом, в котором живёт Гофман, также едва не становится жертвой огня. Гофман не заходит более в литературные салоны, вместо того он становится частым гостем питейных заведений, особенно винного погребка «Люттер и Вегнер».

1818 — Гофман задумывает книгу «Мастера пения. Роман для друзей музыкального искусства» (не написана). Возникает замысел сборника рассказов «Серапионовы братья» (первоначально — «Серафимовы братья») и оперы «Любовник после смерти» по произведению Кальдерона, либретто к которой пишет Контесса. Весной Гофман тяжело болеет; у него появляется замысел «Крошки Цахеса». Летом Гофман заводит кота и называет его Мурр. В октябре писатель оканчивает рассказ «Мадемуазель де Скюдери». 14 ноября учреждается кружок «Серапионовых братьев», куда входят, помимо самого Гофмана, Хитциг, Контесса и Кореф.

1819 — в январе в свет выходит 1-й том «Фантазий в манере Калло», в феврале — 1-й том «Серапионовых братьев». В мае Гофман начинает роман «Житейские воззрения кота Мурра». 1 октября он назначается членом «Непосредственной следственной комиссии по выявлению изменнических связей и других опасных происков»; в процессе работы комиссии в октябре—ноябре Гофман подготавливает судебные заключения с требованием об освобождении обвиняемых. В конце ноября Гофман поддерживает иск арестованного Яна («отца гимнастического движения»), поданный против начальника полиции Кампца; нарастают разногласия «Непосредственной комиссии» с прусским правительством. В декабре выходит 1-й том «Кота Мурра».

1820 — в феврале Гофман готовит решение по делу Яна, требуя его освобождения. 23 марта писатель получает письмо от Бетховена с выражениями признательности. К началу лета Гофман оканчивает «Принцессу Брамбиллу». В сентябре—октябре в свет выходит 3-й том «Серапионовых братьев». Гофман делает перевод и перерабатывает либретто оперы «Олимпия».

1821 — в августе Гофман приступает к работе над 2-м томом «Житейских воззрений кота Мурра» и к началу декабря заканчивает его. 8 октября его переводят в Верховный апелляционный сенат апелляционного суда с повышением оклада. В начале ноября Гофман посылает издателю Вильмансу первые страницы «Повелителя блох». Замысел романа «Предсвадебный медовый месяц Тимотеуса Шнельпфеффера» (не был написан). В ночь с 29 на 30 ноября у Гофмана умирает любимый кот Мурр, не дождавшись издания 2-го тома «Житейских воззрений» (середина декабря).

Как художник и мыслитель Гофман преемственно связан с йенскими романтиками, с их пониманием искусства как единственно возможного источника преобразования мира. Гофман развивает многие идеи Ф. Шлегеля и Новалиса, например учение об универсальности искусства, концепцию романтической иронии и синтеза искусств. Музыкант и композитор, художник-декоратор и мастер графического рисунка, писатель Гофман близок к практическому осуществлению идеи синтеза искусств.

Творчество Гофмана в развитии немецкого романтизма представляет собой этап более обостренного и трагического осмысления действительности, отказа от ряда иллюзий йенских романтиков, пересмотра соотношения между идеалом и действительностью. В. Соловьёв так охарактеризовал творчество Гофмана:

Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет своё направление, она, в отличие от йенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот. По наблюдению Н. Я. Берковского,

  • Сборник новелл «Фантазии в манере Калло» (нем. Fantasiestucke in Callot’s Manier ) (1814):
    • «Жак Калло» (нем. Jaques Callot )
    • «Кавалер Глюк» (нем. Ritter Gluck )
    • «Крейслериана (I)» (нем. Kreisleriana ):
      • Музыкальные страдания капельмейстера Иоганнеса Крейслера; Ombra adorata; Мысли о высоком значении музыки; Инструментальная музыка Бетховена; Крайне бессвязные мысли; Совершенный машинист
    • «Дон Жуан» (нем. Don Juan )
    • «Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца» (нем. Nachricht von den neuesten Schicksalen des Hundes Berganza )
    • «Магнетизер» (нем. Der Magnetiseur )
    • «Золотой горшок» (нем. Der goldene Topf )
    • «Приключение в ночь под Новый год» (нем. Die Abenteuer der Silvesternacht )
    • «Крейслериана (II)» (нем. Kreisleriana ):
      • Письмо барона Вальборна капельмейстеру Крейслеру; Письмо капельмейстера Крейслера барону Вальборну; Музыкально-поэтический клуб Крейслера; Сведения об одном образованном молодом человеке; Враг музыки; Об одном изречении Саккини и так называемых музыкальных эффектах; Аттестат Иоганнеса Крейслера
  • Пьеса-сказка «Принцесса Бландина» (нем. Prinzessin Blandina ) (1814)
  • Роман «Эликсиры сатаны» (нем. Die Elixiere des Teufels ) (1815)
  • Повесть-сказка «Щелкунчик и Мышиный король» (нем. Nu?knacker und Mausekonig ) (1816)
  • Сборник новелл «Ночные этюды» (нем. Nachtstucke ) (1817):
    • «Песочный Человек» (нем. Der Sandmann )
    • «Обет» (нем. Das Gelubde )
    • «Игнац Деннер» (нем. Ignaz Denner )
    • «Церковь иезуитов в Г.» (нем. Die Jesuiterkirche in G. )
    • «Майорат» (нем. Das Majorat )
    • «Пустой дом» (нем. Das ode Haus )
    • «Sanctus» (нем. Das Sanctus )
    • «Каменное сердце» (нем. Das steinerne Herz )
  • Эссе «Необыкновенные страдания директора театра» (нем. Seltsame Leiden eines Theater-Direktors ) (1818)
  • Повесть-сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober ) (1819)
  • Повесть-сказка «Принцесса Брамбилла» (нем. Prinzessin Brambilla ) (1820)
  • Сборник новелл «Серапионовы братья» (нем. Die Serapionsbruder ) (1819-21):
    • «Отшельник Серапион» (нем. Der Einsiedler Serapion )
    • «Советник Креспель» (нем. Rat Krespel )
    • «Фермата» (нем. Die Fermate )
    • «Поэт и композитор» (нем. Der Dichter und der Komponist )
    • «Эпизод из жизни трех друзей» (нем. Ein Fragment aus dem Leben dreier Freunde )
    • «Артурова зала» (нем. Der Artushof )
    • «Фалунские рудники» (нем. Die Bergwerke zu Falun )
    • «Щелкунчик и Мышиный король» (нем. Nu?knacker und Mausekonig )
    • «Состязание певцов» (нем. Der Kampf der Sanger )
    • «История с привидением» (нем. Eine Spukgeschichte )
    • «Автоматы» (нем. Die Automate )
    • «Дож и догаресса» (нем. Doge und Dogaresse )
    • «Старая и новая духовная музыка» (нем. Alte und neue Kirchenmusik )
    • «Майстер Мартин-бочар и его подмастерья» (нем. Meister Martin der Kufner und seine Gesellen )
    • «Неизвестное дитя» (нем. Das fremde Kind )
    • «Сведения из жизни известного лица» (нем. Nachricht aus dem Leben eines bekannten Mannes )
    • «Выбор невесты» (нем. Die Brautwahl )
    • «Зловещий гость» (нем. Der unheimliche Gast )
    • «Мадемуазель де Скюдери» (нем. Das Fraulein von Scudery )
    • «Счастье игрока» (нем. Spielergluck )
    • «Барон фон Б.» (нем. Der Baron von B. )
    • «Синьор Формика» (нем. Signor Formica )
    • «Захариас Вернер» (нем. Zacharias Werner )
    • «Видения» (нем. Erscheinungen )
    • «Взаимозависимость событий» (нем. Der Zusammenhang der Dinge )
    • «Вампиризм» (нем. Vampirismus )
    • «Эстетическое чаепитие» (нем. Die asthetische Teegesellschaft )
    • «Королевская невеста» (нем. Die Konigsbraut )
  • Роман «Житейские воззрения кота Мурра» (нем. Lebensansichten des Katers Murr ) (1819-21)
  • Роман «Повелитель блох» (нем. Meister Floh ) (1822)
  • Поздние новеллы (1819—1822):
    • «Хайматохаре» (нем. Haimatochare )
    • «Маркиза де ла Пивардьер» (нем. Die Marquise de la Pivardiere )
    • «Двойники» (нем. Die Doppeltganger )
    • «Разбойники» (нем. Die Rauber )
    • «Ошибки» (нем. Die Irrungen )
    • «Тайны» (нем. Die Geheimnisse )
    • «Огненный дух» (нем. Der Elementargeist )
    • «Datura fastuosa» (нем. Datura fastuosa )
    • «Мастер Иоганн Вахт» (нем. Meister Johannes Wacht )
    • «Враг» (нем. Der Feind (Fragment) )
    • «Выздоровление» (нем. Die Genesung )
    • «Угловое окно» (нем. Des Vetters Eckfenster )
  • зингшпиль «Веселые музыканты» (нем. Die lustigen Musikanten ) (либретто: Клеменс Брентано) (1804)
  • музыка к трагедииЗахариаса Вернера «Крест на Балтийском море» (нем. Buhnenmusik zu Zacharias Werners Trauerspiel Das Kreuz an der Ostsee ) (1805)
  • сонаты для фортепиано: A-Dur, f-moll, F-Dur, f-moll, cis-moll (1805—1808)
  • балет «Арлекин» (нем. Arlequin ) (1808)
  • Miserere b-moll (1809)
  • «Большое трио для фортепиано, скрипки и виолончели» (нем. Grand Trio E-Dur ) (1809)
  • мелодрама «Дирна. Индийская мелодрама в 3-х актах» (нем. Dirna ) (либретто: Юлиус фон Зоден) (1809)
  • опера «Аврора» (нем. Aurora ) (либретто: Франц фон Хольбайн) (1812)
  • опера «Ундина» (нем. Undine ) (либретто: Фридрих де ла Мотт Фуке) (1816)
  • Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (первая постановка в 1892 году).
  • Коппелия (Коппелия, или Красавица с голубыми глазами, фр. Coppelia) — комический балет французского композитора Лео Делиба. Либретто написано по новелле Э. Гофмана «Песочный человек» Ш. Нюитером (Charles Nuitter) и балетмейстером спектакля А. Сен-Леоном).
  • Балет С. М. Слонимского «Волшебный орех» (первая постановка в 2005 году).

В честь героини произведения Гофмана «Принцесса Брамбилла» назван астероид (640) Брамбилла, открытый в 1907 году.

Источники:
ГОФМАН, ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ
ГОФМАН, ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ (Hoffman, Ernst Theodor Amadeus) (1776–1822), немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кёнигсбергском
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/GOFMAN_ERNST_TEODOR_AMADE.html
Гофман, Эрнст Теодор Амадей
Гофман, Эрнст Теодор Амадей
http://www.deti-book.info/content/category/54/162/283/
ГОФМАН (Hoffmann)Эрнст Теодор Амадей
Эрнст Теодор Амадей (24. I. 1776, Кёнигсберг, – 25. VI. 1822, Берлин) Эрнст Теодор Гофман за свою не столь долгую жизнь внёс достаточно весомый вклад в мировую культуру. Без сомнения он был
http://gofman.krossw.ru/
Эрнст гофман
Эрнст Те?одор Вильге?льм Го?фман (нем. Ernst Theodor Wilhelm Hoffmann ; 24 января 1776, Кёнигсберг, Королевство Пруссия — 25 июня 1822, Берлин, Королевство Пруссия) — немецкий писатель-романтик,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%84%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%AD%D1%80%D0%BD%D1%81%D1%82_%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%90%D0%BC%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B9

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou