Духовное развитие общества

Полезное

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Духовное развитие общества

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Духовное развитие общества. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемГерасим Спичаков

Презентация на тему: ” ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Духовное развитие общества.” — Транскрипт:

1 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Духовное развитие общества.

2 Цель : Цель : познакомиться с сущностью материальной и духовной культуры, увидеть способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур, актуальность диалога культур. План : 1. Культура как явление общественной жизни. 2. Духовное развитие общества. 3. Субкультура и контркультура. 4. Проблема многообразия культур. 5. Диалог культур. Толерантность.

3 Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню на ферму, чтобы показать, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына : – Как тебе понравилось путешествие ? – Это было замечательно, папа ! – Ты увидел, насколько бедными могут быть люди ? – спросил отец. – Да. – И чему ты научился из этого ? Сын ответил : – Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них – четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них – бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звезды. У нас патио на заднем дворе, а у них – целый горизонт. Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил : – Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

4 Духовность обозначает любые высшие, ведущие ценности в человеческой душе. Это то, что отличает нас от животного мира. Духовное развитие – процесс обогащения духовного развития человека и общества, направленный на реализацию идеалов духовного развития культуры : гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др. Духовное развитие общества воплощается в развитии форм общественного сознания : морали, религии, философии, науки, искусства, политического и правового осмысления социального прогресса.

5 культура представляет собой совокупность внебиологических средств и механизмов деятельности, посредством которой человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни. культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества.

6 Основные подходы к пониманию культуры

7 Культура и её виды Культура и её виды

8 Материальная культура связывается обычно с практической деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей. это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая деятельность невозможна без духовных усилий человека и общества. Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека : достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нормами и предписаниями. духовная культура – система социальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире.

9 Функции культуры Функции культуры Познавательная Познавательная Целостное представление о народе, стране, эпохе. Оценочная Оценочная Отбор ценностей, обогащение традиций. Регулятивная ( нормативная ) Регулятивная ( нормативная ) Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности. Информативная Информативная Передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предыдущих поколений. Коммуникативная Коммуникативная Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности ; развитие и совершенствование личности через общение Социализации Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

10 Процесс развития духовной культуры Накопление культурных ценностей Усвоение, сохранение и трансляция культурных ценностей Усвоение, сохранение и трансляция культурных ценностей Передача культурных ценностей последующи м поколениям

11 Пути приращения культурного богатства Пути приращения культурного богатства

12 План урока 1.Субкультура и контркультура 2. Проблема многообразия культур 3.Диалог культур 4.Толерантность Задание : сформулируйте цели урока

13 Субкультура и контркультура Субкультура ( лат. sub под и cultura культура ; подкультура ) в социологии и культурологии часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Система убеждений, ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определенной культуры.

14 Контркультура Контркультура специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры : языком ; взглядами на жизнь ; манерами поведения ; прической ; модой, обычаями.

15 Главная характеристика контркультуры – это протест, несогласие, активная оппозиция. Назовите причины появления контркультурных тенденций.

16 Скинхеды – агрессивная субкультура

17 Рэперы – ритмичный речитатив

18 Причины появления контркультурных тенденций. 1. Они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. 2. Потребность в самоутверждении.

19 Мировоззренческие установки Евроцентризм – ориентация на культурный строй Запада. Американоцентризм – одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая Америку как цитадель новой культуры. Афроцентризм ( негритюд ) – расовая идеология самоутверждения людей с чёрным цветом кожи. Направлен на борьбу с евроцентризмом в различных сферах общественного. Цель реабилитация негроидной расы, самоидентификация, ценностное возвышение африканской культуры

20 Мировоззренческие установки Мировоззренческие установки Арабский национализм – сегодня представляет собой политическое движение, стремящееся к восстановлению главенства арабов, подобного тому, которое существовало в арабо – мусульманской империи во времена халифов. Исламский фундаментализм – течение, декларирующее необходимость возвращения мусульман к строгому соблюдению требований Корана и других священных в данной религии книг, а также « освобождения мусульманских земель от колонизаторов »

21 Диалог культур. Толерантность взаимодействие ( взаимообмен ) различных культур между собой, взаимосотворение культурного пространства.

22 Толерантность – инструмент взаимодействия в диалоге культур Найдите в учебнике и запишите значение слова « толерантность » Стр.307 Составьте кластер « Формы толеранстности »

23 Толерантность – сложная стратегия поведения, включающая готовность : 1) без протеста воспринимать иные взгляды ; 2) уважать свободы другого человека ; 3) проявлять сострадание ; 4) выражать великодушие и терпение.

Духовное развитие общества

В курсах истории, литературы, общественных дисциплин, в обыденной жизни вы неоднократно встречались с различными определениями понятия «культура» (некоторые исследователи насчитывают более двухсот определений). В самом широком смысле культура представляет собой совокупность внебиологических средств и механизмов дея-тельности, посредством которой человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни, т. е. культура — это исключительно человеческий, социальный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества. Возникновение и развитие человеческой личности, существование общества невозможны вне культурного контекста.

Культура является объектом изучения многих гумани-тарных и общественных наук, например истории, философии, антропологии, этнографии, социальной психологии, социологии. Существует также интегральная область знаний — культурология.

«Культура — это специфика человеческой деятельности, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового».

II «Те гармонии и пропорции, форму, порядок и ритм, значения и идеи, которые человек интуитивно осознает и прослеживает в своем соприкосновении с природой, социальной жизнью, — все это человек должен своим нескончаемым трудом запечатлеть на стене или холсте, напечатать на бумаге как научную или философскую систему, вырезать в камне или отлить в бронзе, пропеть в балладе, оде или симфонии».

Но культура развивается и за счет пополнения новыми Ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порождает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изобретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современниками, но многие из этих произведений сохраняются и переда-ются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например, Николая Коперника и других ученых, утверждавших истинность гелиоцентрической системы, или гениальные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на много веков опередившего свое время.

Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы познакомились с понятиями «менталитет», «ментальность», отражающими специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных социальных групп.

Проиллюстрируем конкретным примером процесс форми-рования субкультуры. Известно, что в западноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринимались как уменьшенные копии взрослых, им даже шили аналогичную одежду. Общество пока не понимало, что мир детства серьезно отличается от мира взрослых. Постепенно пришло осознание этого феномена — начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующую культуру взрослых людей. Современная субкультура детства неоднородна — выделяется, например, субкультура тинейджеров. Следовательно, мы можем сказать, что в процессе социального развития происходит дробление (в других случаях — размывание) отдельных субкультур.

Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универ сальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культурологами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремящихся вытеснить ее. Во-вторых, под контркультурой понимают ценностную систему асоциальных групп. В этом значении понятие «контркультура» начали употреблять западные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.

Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном мире, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе отдельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследователи просто отказываются от попыток сравнивать вес отдельных культур. (Каковы критерии сравнения, например, культуры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что значимость и степень развитости отдельных культур неодинаковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоззренческих установок, проявляющихся как на уровне теории, так и на уровне обыденного сознания.

Одной из таких установок является европоцентризм. Из курса античной истории вы помните, что первыми в Европе противопоставили себя остальному миру древние греки, вкладывавшие в понятие «варвары» вполне определенную ценностную окраску. Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что другие народы, безусловно, развивают свою самобытную культуру, но они еще не достигли необходимого цивилизацион-ного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада.

Современный мир столкнулся и с такой мировоззренческой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной миссии Америки. Известная вам история освоения североамериканского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а возможно, и божественном предназначении нации и ее культуры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценности остальному миру.

Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие установки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных культур. Вступление человечества в постиндустриальный период, набирающая обороты глобализация, в том числе глобализация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.

Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и будущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества человека и др.

Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших на заре человеческой цивилизации неповторимый комплекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культурных образований различного масштаба, — речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли-культурном многоконфессиональном мире является толе-рантность.

Толерантность основывается на гуманистических принци-пах — признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное разнообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, инакость.

Толерантность — сложная стратегия поведения, включающая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.

Толерантность имеет различные формы: личная толерант-ность проявляется в социальных взаимодействиях отдельных индивидов; общественные формы отражены в общественной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законодательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в политической практике. Хотя толерантность предполагает терпи¬мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе-навистническим идеям. Преступно и аморально игнорировать существование и распространение подобных идей, образа действий.

Духовное развитие общества

Духовное развитие общества (к § 28 «Духовное развитие общества»)

Текст. Приводятся фрагменты работы Ивана Александровича Ильина (1882—1954) — русского философа, правоведа, публициста. Находясь с 1922 г. в вынужденной эмиграции (Германия, Франция), он много и содержательно писал о духовном возрождении России.

. Всюду зачалась или состоялась клетка духовной культуры. Ученый, зорко высматривающий истинные законы бытия; художник, в страдании и радости вынашивающий прекрасные образы искусства; патриот-политик, строящий, как некий художник общения, достойную совместность людей; совестный человек, вырабатывающий в себе нравственный характер как живой ритм добра; священник, посвятивший себя воспитанию душ к нормальному религиозному опыту; и все те, кто каждый по-своему и на своем месте постоянно или изредка, порывом или достижением, обратился, или воспринял, или создал, или открыл другим закон, или путь, или присутствие, или силу непреходящей безусловной самоценности — все они, именно постольку, суть носители или творцы духовной культуры, ее служители, ее сосуды; может быть, ее неугасающие очаги.

<. > Тот осязал ее в священном холоде вдохновения; другой в умилении любви или властных зовах совести; тот в непреклонности мужественного характера; другой в молитве благодарности и зова; а тот в освобождающем ритме музыки или в откровении живописного образа.

«Я чувствую, думаю, созерцаю и поступаю так и только так, — говорит человек, имеющий духовное бытие, — иначе я не могу, не должен и не смею; и не могу хотеть иначе; и не хочу иначе мочь. Ибо это и только это соответствует зовам Предмета и ритму божественной основы».

В религии, в науке, в искусстве и в государственности — всюду есть эта высшая, божественно-предметная необходимость, которую человек призван увидеть и полюбить и познать, познать и осуществить. И в осуществлении этом построить свое личное бытие и бытие своей национальной культуры. Миллионы людей живут и умирают — и не знают об этой божественной, предметной необходимости; не знают, что она вообще обстоит; что она есть источник бытия; не знают, в чем она и какова она. Тысячи людей говорят о религии, работают в науке, распоряжаются в государствах, сочиняют в искусстве — и идут мимо этой стихии и ее законов, не видя или пренебрегая. Едва ли сотни людей слышат что-то о ней от мудрых вождей человечества и многие из слушающих отрицают, смеются и кощунствуют; и, отрицая, вносят слепоту в свое дело, повреждают свой дух и разрушают духовную культуру.

Ильин И. А. Духовная культура и ее национальные вожди / И. А. Ильин. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1999. — Т. 9—10. -С. 238—240.

Подчеркните карандашом те понятия, которые, с вашей точки зрения, можно соотнести сразу с несколькими колонками. Объяс­ните ваш выбор.

Верно ли характеризуют культуру следующие суждения о ней?

· Культура — это знание истории духовной жизни общества.

· Культура — это знание наук и технологий, разработанных в обществе.

· Культура — это усвоенное наследство.

· Культура — это владение всеми способами гармонизации отношений между человеком и природой, обществом и природой, между людьми и общественными группами в социуме.

· Культура — это знание современных способов понимания мира и поведения в нем.

Дайте оценку каждого из суждений с точки зрения их глу­бины и лаконизма характеристики содержания культуры.

Наблюдатели отмечают, что многие молодые люди не только заимствуют образцы поведения с экранов телевизо­ров, с которых не сходит бесконечная череда детективов и боевиков, но и копируют поведение старших членов нефор­мальных групп и своих сверстников. В какой мере эти ис­точники представляют содержание и достижения мировой

культуры? Достаточно ли этих источников для того, чтобы стать современным культурным человеком? Аргументи­руйте свою точку зрения.

Учитель предложил старшеклассникам самостоятельно найти пути воспитания и самовоспитания современной творческой личности. Он порекомендовал школьникам в первую очередь оценить роль семьи в формировании куль­турного потенциала современного человека и ответить на следующий вопрос: «Можно ли считать эту роль решающей или она является недостаточной?» После этого учитель об­ратил внимание учащихся на важную роль ранней самореа­лизации ребенка в дошкольных формах воспитания, в кон­тактах детей в неформальных группах. В этой связи учащимся предлагалось задуматься над вопросом: «На­сколько существенна роль этих факторов в формировании характера маленького человека, приобретении им полез­ных и вредных привычек?»

И наконец, учитель предложил школьникам осмыслить роль, которую играет школа в их образовании и воспита­нии. «Чем, по вашему мнению, – спрашивал учитель, -круг и традиции семейного воспитания, а также образы и информация СМИ дополняют и развивают влияние шко­лы? В чем они находятся в противоречии и даже в кон­фликтах с этим влиянием? А теперь вам следует, – под­черкнул учитель, – ответить на самый главный вопрос. Каковы, по вашему мнению, оптимальные пути гармониза­ции влияния на личность разных по своим источникам и содержанию социально-культурных факторов? Вместе с тем роль этих факторов может быть недостаточно эффек­тивной без желания самого молодого человека, без его доб­рой воли стать истинно культурным человеком».

Поэтому вам предстоит задуматься и ответить на ряд ак­туальных вопросов: 1) Как может ученик старших классов блокировать негативное влияние побуждений к девиантному (отклоняющемуся) поведению? 2) Есть ли средство про­тиводействия употреблению ненормативной лексики, слен­гов? 3) Как старшеклассник может избежать соблазна попробовать табак, алкоголь, наркотики в условиях совре­менной жизни?

Дискуссии о том, что является главным в современной культуре, активно ведутся в молодежных аудиториях. Не­которые молодые люди утверждают, что главное – это быть стильным. Другие полагают, что главное — быть «крутым». Третьи считают, что главное заключается в том, чтобы быть образованным и умным. Четвертые считают, что истинный путь современной культуры — это семейное благополучие. Какая из приведенных точек зрения пред­ставляется вам заслуживающей внимания? Какие являют­ся заведомо односторонними? Как вы полагаете, возможны ли пути синтеза некоторых из приведенных позиций? Если да, то как бы вы их объединили?

6.1. Место культуры в системе ценностных ориентации старшеклассников (на примере своей школы).

6.2. «Отцы» и «дети» в наши дни: культурные приори­теты.

6.3. Сфера культуры в современной России и ее проблемы.

«Блеск и нищета» российского телевидения: оценка мо­лодежных передач деятелями культуры (по материалам пе­риодической печати).

8.1. «Архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия справедливо могут быть названы цветом цивилизо­ванной жизни» (Герберт Спенсер (1820—1903), английский философ).

8.2. «Для меня искусство — это никак не забава одино­кого творца. Для меня это способ тронуть как можно боль­ше людей, создав наиболее емкую картину общих страда­ний и радостей» (Альбер Камю (1913—1960), французский философ, писатель).

Как вы оцениваете культурный уровень выступлений представителей политической и творческой элиты в попу­лярных телепередачах? Соответствует ли он вашим ожида­ниям? Какие замечания и пожелания вы могли бы выска­зать по их манере поведения, культуре мышления и речи с учетом содержания обществознания?

Духовное развитие современного российского общества

Духовное развитие современного российского общества. 3427

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В сегодняшней России обсуждение проблем духовности – очень модная тема. Как заметил поэт Андрей Вознесенский – этот термин сегодня захвачен, опошлен и стал конъюктурным стереотипом вроде миру-мир. Драматизм нынешней ситуации в том, что разговоры о духовности, о духовном возрождении кажутся утопичными и неуместными, когда большинство населения вынуждено решать задачи элементарного выживания. Однако парадокс в том, что решения социально-экономических и политических вопросов оказывается невозможным без общей для всего социума идеи. Поэтому обсуждение проблем духовности – это не уход от действительности, а одно из самых насущных дел, во многом более практических, чем другие.

Формирование духовности в России базируется на основе русского культурного архетипа, неразрывно связанного с крестьянской общиной, впитавшей в себя не только народные традиции и семейные обряды, но и такие универсальные категории как родина, патриотизм, порядок, коллективизм, труд, солидарность, которые выполняли роль национального объединяющего фактора, обладали огромной организующей силой. В этом коренное отличие российской духовности от западной, основы которой таятся в индивидуализме, самоценности отдельного человека, преобладанием материальных ценностей над духовными.

Современные процессы в России В.О. Рукавишников назвал вестернизацией. По мере нарастания интеграции нашей страны в товарно-денежную западную культуру обостряются традиционные противоречия между историческими основами российской духовности и буржуазно-западной духовностью.

Еще П. Сорокин считал, что отрицание духовного мира и преклонение перед материальным составляет культурную парадигму западного общества. Некоторое время назад россияне были буквально ошарашены потоком хлынувших на них с Запада религиозных учений и сект. И уже тогда стало понятным, что множество разнообразных религиозных течений – это не проявление веры и духовности, а лишь заполнение религиозного рынка. Весьма показательны в этом отношении слова Э. Фромма: «Мы пользуемся символом истинно религиозной традиции и превращаем их в формулы, служащие цели отчуждения человека. Религия стала пустой раковиной. Она превратилась в средство приумножения собственных сил с целью добиться успеха. Бог стал партнером в бизнесе». Отсутствие четких нормативов поведения, ранее регламентируемых религией, порождает духовную аномию в обществе, перерастающую в душевную, эмоциональную неустойчивость индивида.

Среди социологов страны достаточно широко распространена позиция, согласно которой России нельзя отказываться от собственного пути, продиктованного национальной культурой. Иначе в обществе неизбежным будет кризис духовности. Неслучайно ученые института социально-политических проблем РАН под руководством Осипова на протяжении ряда лет развивают идею, выражаемую формулой «духовность-народовластие-державность», которая ныне развертывается в общенациональную стратегию развития России, где определяются главные задачи в области экономики, политических отношений, социальной области, культуры и внешнеполитического курса.

Ситуация в развитии духовной сферы России представляется противоречивой. С одной стороны созданы возможности для раскрепощения личности, свободы ее творческого самовыражения, развиваются плюрализм и гласность, расширяется доступ к общечеловеческим ценностям культуры. С другой стороны, падает престиж высокообразованного человека, падает мораль, распространяется массовая культура низкого качества, утверждаются нигилизм и голый рационализм.

В результате разрушаются традиционные ценности, уходят на задний план миссионерство и потребность социального служения, стремление к справедливости растворяется в материально-денежном мире. Духовность в России всегда выражала, прежде всего, нравственные начала общественной жизни и моральные нормы поведения. Традиционно русский деловой человек, купец обладал не только деловой хваткой, но и духовными качествами. Достаточно вспомнить тот факт, что купцы верили друг другу на слово, и нарушение слова влекло за собой потерю чести и доверия. Купцы также считали своим долгом заниматься благотворительностью.

Несмотря на противоречия, порождаемые рыночными отношениями, люди, включенные в эти отношения, духовно ни сколько не беднее, чем люди, духовный потенциал которых сформировался в условиях административно-командной системы, так как процессы внутреннего мира человека опосредованы разными факторами, связанными как с прошлым страны, так и с процессами, которые протекают в ней сегодня.

Рыночные отношения сами по себе не могут привести к кризису духовности. Однако истинная духовность возможна в условиях преодоления сосредоточенности на материальных благах, когда рыночная экономика становится социально ориентированной, не безразличной к ситуациям морального выбора и служит средством удовлетворения высших духовных потребностей индивида.

Можно выделить некоторые особенности духовного развития современной России:

1. Духовная сфера чрезвычайно политизирована, что наносит ущерб процессу гражданского воспитания.

2. Религиозный ренессанс – возрастание стремления с позиции религии подойти к обоснованию нравственности, возродить забытые ритуалы и обычаи. Церковь из отторгаемой и полузакрытой организации превращается в мощный центр духовного притяжения: увеличивается число прихожан, церковные праздники становятся событиями народной жизни, средства массовой информации обеспечивают наглядность участия в церковных церемониях высших должностных лиц государства, профессия священнослужителя приобретает престижность в общественном мнении.

Само по себе обращение к религии – дело сугубо личное. В то же время оно свидетельствует о том, что общество озабочено выработкой противовесов падению духовности. Возникает вопрос: может ли религия стать одним из таких противовесов или мы столкнулись со своеобразной модой на религию. На Руси православие, вера в Бога издревле были основой духовного устройства. Однако очевидно, что многие россияне в силу условий времени и особенностей воспитания отошли от религиозно-мифологического мировосприятия. Поэтому утверждение духовности в обществе на принципах православия было бы во многом делом искусственной реставрации. Поэтому восстановление духовных основ не должно происходить на сугубо религиозной почве, а должно включать в себя и другие утраченные национальные духовные принципы (моральные критерии труда) в соотнесении с формирующимися инновационными ценностями.

Источники:
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Духовное развитие общества
Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню на ферму, чтобы показать, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына : – Как тебе понравилось путешествие ? – Это было замечательно, папа ! – Ты увидел, насколько бедными могут быть люди ? – спросил отец. – Да. – И чему ты научился из этого ? Сын ответил : – Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них – четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них – бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звезды. У нас патио на заднем дворе, а у них – целый горизонт. Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил : – Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.
http://www.myshared.ru/slide/806075/
Духовное развитие общества
В курсах истории, литературы, общественных дисциплин, в обыденной жизни вы неоднократно встречались с различными определениями понятия «культура» (некоторые исследователи насчитывают более двухсот
http://worldcivilizations.narod.ru/socio-cultur.html
Духовное развитие общества
Официальный сайт учителя истории МБОУ "Февральская СОШ"
http://savkanv.ru/index.php?Itemid=122&catid=172:—11-&id=412:2010-11-14-13-50-50&option=com_content&view=article
Духовное развитие современного российского общества
Духовное развитие современного российского общества. 3427 ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: В сегодняшней России обсуждение проблем духовности – очень модная тема. Как заметил поэт Андрей Вознесенский –
http://studepedia.org/index.php?post=59559&vol=1

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou