Андреева социальная психология

Полезное

Андреева социальная психология

13 июня 1924 — 31 мая 2014

Галина Михайловна Андреева, выдающийся ученый и педагог, доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии образования, заслуженный профессор Московского университета, профессор кафедры социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и основательница этой кафедры.

Галина Михайловна родилась 13 июня 1924 года в Казани в семье врачей, ее отец был профессором и заведующим кафедрой психиатрии Казанского медицинского института, а мать врачом-невропатологом городской больницы. После окончания с отличием школы в июне 1941 года Галина Андреева добровольцем ушла на фронт. До июня 1945 года она находилась в действующей армии в составе Брянского, II Прибалтийского и Ленинградского фронтов, пройдя путь от радиста до начальника радиостанции и дежурной фронтового узла связи. Награждена боевыми наградами — орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

В 1972 году по приглашению основателя и первого декана факультета психологии МГУ А.Н.Леонтьева Галина Михайловна создала на факультете психологии кафедру социальной психологии, которой заведовала до 1989 года. Первые труды кафедры, вышедшие под редакцией Галины Михайловны, – «Теоретические и методологические проблемы социальной психологии» (1977), «Межличностное восприятие в группе» (1981), «Методы исследования межличностного восприятия» (1984). Из-под ее пера вышли и первые учебники по социальной психологии для студентов: «Современная социальная психология на Западе (теоретические направления)» (в соавторстве с Н.Н.Богомоловой и Л.А.Петровской, 1978) и «Социальная психология» (первое издание – 1980).

Учебник Г.М.Андреевой «Социальная психология» стал первым университетским учебником по социальной психологии, награжден Ломоносовской премией, выдержал пять изданий в нашей стране (1980, 1988, 1994, 1998, 2004, последний на сегодняшний день тираж вышел в 2014 году), выпущен в форме аудиоучебника (2008), а также переведен на многие языки мира (английский, арабский, болгарский, венгерский, испанский, киргизский, китайский, литовский, французский и чешский). Цикл из 15 ее лекций по социальной психологии выпущен на дисках DVD (2008). В 2012 году учебно-методический комплекс «Социальная психология», подготовленный Г.М. Андреевой с коллегами, занял I место на Конкурсе психологических изданий в рамках V съезда Российского психологического общества в номинации «Лучший учебно-методический комплекс».

Третий написанный Г.М.Андреевой учебник – «Психология социального познания» (вышел тремя изданиями – 1997, 2000, 2005) – содержит осмысление нового для отечественной социально-психологической традиции предметного поля.

Всего ею опубликовано более 250 научных работ. Обобщающий том научных работ Г.М.Андреевой «Социальное познание: проблемы и перспективы» вышел в серии «Психологи Отечества. Избранные психологические труды» (1999). К 30-летию кафедры социальной психологии Галина Михайловна с коллегами подготовила учебное пособие «Социальная психология в современном мире» (2002). Принципиальные статьи, написанные Г.М.Андреевой в 2000-е годы, собраны в ее книге «Социальная психология сегодня: поиски и размышления» (2009).

Все годы своего существования кафедра социальной психологии, благодаря прежде всего усилиям и позиции Галины Михайловны, была интегрирована в мировое научное сообщество. Продукты международного научного сотрудничества – книги под редакцией Г.М.Андреевой и Я. Яноушека «Общение и деятельность» (на чешском языке, Прага, 1981) и «Общение и оптимизация совместной деятельности» (М., 1987), подготовленные коллективами кафедр социальной психологии МГУ и Карлова университета в Праге. Совместные исследовательские проекты и публикации с канадскими психологами (1970-е годы), немецкими психологами (1970-е – 1990-е годы), финскими психологами (с 1990-х годов по настоящее время) осуществлялись под руководством и при лидирующем личном участии Галины Михайловны. Профессор Андреева читала лекции в университетах Англии, Швеции, Германии, Чехии, Венгрии, Финляндии, США и Италии.

Г.М.Андреева – действительный член Российской академии образования (1993). Член Ученого совета МГУ (2001 – 2014). Удостоена званий «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (1984), «Почетный доктор университета Хельсинки» (2000). Лауреат премии имени М.В. Ломоносова за научную работу (1984) и за педагогическую работу (2001). Награждена Серебряной медалью имени Питирима Сорокина РАН «За вклад в науку» (2008) и медалью «За вклад в развитие военной психологии» Обществом психологов силовых структур (2008). Член Российского общества социологов и Российского психологического общества. Член Европейской ассоциации социальной психологии. Награждена орденом Дружбы (1999) и орденом Почета (2004).

До настоящего времени Г.М.Андреева была членом Диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при МГУ имени М.В. Ломоносова; председателем редакционного совета журнала «Социальная психология и общество», созданного в 2010 году при ее деятельном участии; членом редакционного совета журнала «Вопросы психологии»; членом редколлегий журналов «Вестник Московского университета. Серия XIV. Психология» и «Психологические исследования. Электронный журнал».

Научные заслуги Г.М.Андреевой отмечены званием лауреата XIV Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года в номинации «Патриарх российской психологии».

За 60 лет плодотворной работы в МГУ имени М.В.Ломоносова Г.М.Андреева создала научную школу в социальной психологии, проводимые в ней исследования отличаются междисциплинарностью, глубиной методологического анализа и анализа социальных проблем.

На протяжении многих лет она читала на факультете авторские курсы — общий курс лекций «Социальная психология» и спецкурс «Психология социального познания». В последние годы разработала и читала спецкурс «Психология социального конфликта» для специализации «Психология переговоров и разрешения конфликтов». Под её руководством были подготовлены и защищены более 100 дипломных работ, 51 кандидатская диссертация, 13 её учеников стали докторами наук.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Источник:
Андреева социальная психология
13 июня 1924 — 31 мая 2014 Галина Михайловна Андреева, выдающийся ученый и педагог, доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской
http://www.psy.msu.ru/people/andreeva.html

Андреева социальная психология

Гали?на Миха?йловна Андре?ева (13 июня 1924, Казань — 31 мая 2014 [2] , Москва) — советский и российский социальный психолог и социолог. Доктор философских наук, профессор. Действительный член РАО с 17 марта 1993 года по Отделению психологии и возрастной физиологии.

С именем Галины Андреевой связывают организацию и развитие социологии и социальной психологии в СССР [3] после длительного перерыва исследований в этих областях.

Родилась в Казани в семье врачей. Отец был профессором и заведовал кафедрой психиатрии Казанского медицинского института. Мать работала врачом-невропатологом в городской больнице. Школу Галина Михайловна Андреева окончила с отличием и в 1941 году послала документы в Ленинградский университет, на отделение гидрологии северных морей факультета физики. Однако начавшаяся война изменила планы. Так в 17 лет Галина Андреева ушла добровольцем на фронт, пройдя курсы радистов. До самого июня 1945 года Галина Андреева находилась в действующей армии. Имеет боевые награды: ордена Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и др.

После демобилизации поступила на философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова (окончила в 1950 году). Кандидатская диссертация была посвящена проблемам воспитания в духе коммунистической идеологии [ уточнить ] . В 1965 году защитила докторскую диссертацию «Методологические проблемы эмпирического социального исследования». В 1969 году создала на философском факультете МГУ кафедру методики конкретных социальных исследований. В 1971 году перешла на работу на факультет психологии МГУ, где в 1972 году организовала и возглавила кафедру социальной психологии и являлась её заведующей до 1989 года. В 1989 году стала профессором кафедры.

Читала на факультете психологии МГУ курс лекций «Социальная психология» и спецкурсы «Зарубежная социальная психология XX столетия», «Психология социального познания» и «Методологические проблемы социально-психологического исследования» [4] .

Источник:
Андреева социальная психология
Гали?на Миха?йловна Андре?ева (13 июня 1924, Казань — 31 мая 2014 [2] , Москва) — советский и российский социальный психолог и социолог. Доктор философских наук, профессор. Действительный член РАО
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0,_%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Андреева социальная психология

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Исследования социальной установки в общей психологии

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов “установка” и “социальная установка” приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем более что набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: “склонность”, “направленность”, “готовность”. Вместе с тем необходимо точно развести сферу действия установок, как их понимал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия “социальных установок”.

Сама идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей. Прежде всего этот круг вопросов обсуждался И.Н.Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, понимаемое “как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами” (Мясищев, 1960. С. 150), объясняет как раз направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации. Сфера действий личности на основе отношений практически безгранична.

Становление проблемы аттитюда в социальной психологии

В истории исследований аттитюдов в западной социальной психологии выделяются четыре периода: 1) от введения этого термина в 1918 г. до второй мировой войны (характерная черта этого периода – бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней); 2) 40-50-е гг. (характерная черта – упадок исследований по данной проблематике в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций); 3) 50-60-е гг. (характерная черта возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследований); 4) 70-е гг. (характерная черта – явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов) (Шихирев, 1979. С. 87-89). Рассмотрим некоторые детали этой общей картины.

В 1918 г. У.Томас и Ф.Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида.

Эти зависимости были лишь модификацией старой постановки проблемы о взаимодействии личности и общества. Томас и Знанецкий предложили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятий “социальная ценность” (для характеристики социальной организации) и “социальная установка”, “аттитюд” (для характеристики индивида). Таким образом, впервые в социально-психологическую терминологию было внесено понятие аттитюда, которое было определено как “психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта”, или как “состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности”. Введение этого понятия в социальную психологию также опиралось на определенные исследования в экспериментальной психологии, но тем не менее здесь оно получило новое, самостоятельное толкование.

После открытия феномена аттитюда начался своеобразный “бум” в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда, много противоречивых его определений. В 1935 г. Г.Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями. В окончательном, систематизированном виде они выглядели так. Аттитюд понимался всеми как:

  • определенное состояние сознания и нервной системы,
  • выражающее готовность к реакции,
  • организованное,
  • на основе предшествующего опыта,
  • оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
  • Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

    Было ясно, что аттитюд служит удовлетворению каких-то важных потребностей субъекта, но надо было установить, каких именно. Были выделены четыре функции аттитюдов: 1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту; 3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; 4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

    В последующие годы предпринимались различные меры для преодоления обозначившихся трудностей. С одной стороны, были сделаны усилия для совершенствования техники измерений аттитюдов (высказывалось предположение, что в эксперименте Лапьера шкала была несовершенной), с другой стороны, выдвигались новые объяснительные гипотезы. Некоторые из этих предложений вызывают особый интерес. М.Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно два аттитюда: на объект и на ситуацию.

    “Включаться” может то один, то другой аттитюд. В эксперименте Лапьера аттитюд на объект был негативным (отношение к китайцам), но возобладал аттитюд на ситуацию – хозяин отеля в конкретной ситуации действовал согласно принятым нормам сервиса. В предложении Д.Каца и Э.Стотленда мысль о различном проявлении каких-то разных сторон аттитюда приобрела иную форму: они предположили, что в разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты аттитюда, и результат поэтому будет различным. Возникло и еще много различных объяснений результатов эксперимента Лапьера, в частности, предложенных М.Фишбайном (и аттитюд, и поведение состоят каждый из четырех элементов, и соотносить следует не вообще аттитюд с поведением, а каждый элемент аттитюда с каждым элементом поведения. Возможно, тогда расхождение наблюдаться не будет).

    Однако, поскольку исчерпывающих объяснительных моделей создать так и не удалось, вопрос упирается как минимум в две общие методологические трудности. С одной стороны, все исследования, как правило, ведутся в условиях лаборатории: это и упрощает исследовательские ситуации (схематизирует их), и отрывает их от реального социального контекста. С другой стороны, даже если эксперименты и выносятся в поле, объяснения все равно строятся лишь при помощи апелляций к микросреде, в отрыве от рассмотрения поведения личности в более широкой социальной структуре. Изучение социальных установок вряд ли может быть продуктивным при соблюдении лишь предложенных норм исследования.

    Иерархическая структура диспозиций личности

    Дальнейшее изучение аттитюда предполагает выдвижение таких идей, которые позволили бы преодолеть затруднения, встретившиеся на пути исследования этого феномена. Одно из них заключается в том, что момент целостности аттитюда оказался утраченным вследствие попыток найти все более и более детальные описания его свойств и структуры. Возвращение к интерпретации социальной установки как целостного образования не может быть простым повторением ранних идей, высказанных на заре ее исследований. Восстанавливая идею целостности социальной установки, необходимо понять эту целостность в социальном контексте.

    Попытка решения этих задач содержится в “диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности” (Ядов, 1975. С. 89). Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, т.е. можно обозначить более низкие и более высокие их уровни. Определение уровней диспозиционной регуляции социального поведения личности осуществляется на основании схемы Д.Н.Узнадзе, согласно которой установка возникает всегда при наличии определенной потребности, с одной стороны, и ситуации удовлетворения этой потребности – с другой. Однако обозначенные Д.Н.Узнадзе установки возникали при “встрече” лишь элементарных человеческих потребностей и довольно несложных ситуаций их удовлетворения.

    В.А.Ядов предположил, что на других уровнях потребностей и в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют иные диспозиционные образования, притом они возникают всякий раз при “встрече” определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. Для того чтобы теперь нарисовать общую схему всех этих диспозиций, необходимо хотя бы условно описать как иерархию потребностей, так и иерархию ситуаций, в которых может действовать человек (рис. 16).

    Иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А.Ядов)

    Продуктивность основной идеи, доказанной на материале большого экспериментального исследования (Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, 1979), не снимает ряда методических и теоретических проблем, которые еще предстоит решить. Одна из трудностей состоит в том, что при анализе факторов, преобразующих диспозиционную систему, необходимо наряду с учетом социально значимого материала иметь в виду и некоторые индивидуально-психологические особенности субъекта. Как они должны быть соотнесены между собой, во многом зависит от решения более общего вопроса о соотношении личностных характеристик и индивидуально-психологических особенностей человека, т.е. от решения одного из принципиальных вопросов общепсихологической теории личности.

    Изменение социальных установок

    Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в том или ином исследовании. Поскольку большинство исследований аттитюдов осуществляется в русле двух основных теоретических ориентации – бихевиористской и когнитивистской, постольку наибольшее распространение и получили объяснения, опирающиеся на принципы этих двух направлений.

    В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К.Ховланда) в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее.

    Однако, если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно также лишь при условии “включения” социальных факторов. Подкрепление в бихевиористской традиции не связано с такого рода факторами. Подчиненность же самой социальной установки более высоким уровням диспозиций лишний раз обосновывает необходимость при исследовании проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факторов, а не только к непосредственному “подкреплению”.

    Для того чтобы найти адекватный подход к проблеме изменения социальных установок, необходимо очень четко представить себе специфическое социально-психологическое содержание этого понятия, которое заключается в том, что данный феномен обусловлен “как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей производственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с другими людьми” (Шихирев, 1976. С. 282). Поэтому в отличие от социологического описания изменения социальных установок недостаточно выявить только совокупность социальных изменений, предшествующих изменению аттитюдов и объясняющих их. Вместе с тем, в отличие от общепсихологического подхода также недостаточно анализа лишь изменившихся условий “встречи” потребности с ситуацией ее удовлетворения.

    Эта перспектива требует решения еще целого ряда вопросов, связанных с проблемой социальной установки, интерпретированной в контексте деятельности. Только решение всей совокупности этих проблем, сочетания социологического и общепсихологического подходов позволит ответить на поставленный в начале главы вопрос: какова же роль социальных установок в выборе мотива поведения?

    Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978.

    Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.

    Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969.

    Дэвис Дж. Социальная установка // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ. М., 1972.

    Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.

    Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

    Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.

    Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. М., 1972.

    Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.

    Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы исследования установки // Психологические исследования. М., 1966.

    Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.. 1976.

    Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.

    Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

    <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

    Источник:
    Андреева социальная психология
    <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Исследования социальной установки в общей психологии При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема
    http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt17.htm

    Социальная психология

    или

    М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.

    Учебник представляет собой систематический курс социальной психологии.

    Излагаются фундаментальные проблемы (общение, социальная психология групп, социальная психология личности). Характеризуются предмет социальной психологии, исторические вехи ее развития, методология и методы исследования. Четко поставлена проблема несовпадения принципа социальной детерминации психологических феноменов и прямого "служения" определенному политическому режиму. Этой же идее служит краткий обзор современных теоретических ориентации в зарубежной социальной психологии.

    Предназначается для студентов высших учебных заведений.

    Скачать / Download файл

    Формат: html / zip

    Скачать / Download файл

    Глава 2. История формирования социально-психологических идей

    Глава 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования

    ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    Глава 5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

    Глава 6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

    Глава 7. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

    СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП

    Глава 9. Принципы исследования психологии больших социальных групп

    Глава 10. Стихийные группы и массовые движения

    Глава 11. Общие проблемы малой группы в социальной психологии

    Глава 12. Динамические процессы в малой группе

    Глава 13. Социально-психологические аспекты развития группы

    Глава 14. Психология межгрупповых отношений

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

    Глава 16. Социализация

    Глава 17. Социальная установка

    Глава 18. Личность в группе

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    Глава 20. Основные направления прикладных исследований в практической социальной психологии

    Источник:
    Социальная психология
    Скачать: Социальная психология. Андреева Г.М. (doc; html)
    http://www.alleng.ru/d/psy/psy049.htm

    Поделиться с друзьями
    Оцените автора
    ( Пока оценок нет )
    LoveWithYou