Модели семейных отношений

PSYCHOLOGY-BEST.RU — ВСЁ О ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ

От внутренней работы вашего мозга до внешних проявлений в человеческом поведении. Используйте эти знания, чтобы создать жизнь, которую вы любите.

Может ли ваше детство и сформированные модели семейных отношений повредить вашей личной жизни?

Возможно, нет ничего грустнее, чем осознать — после многих лет, направленных на то, чтобы вырваться из неблагополучного детства, вам удалось воссоздать его.

Одна женщина, дочь придирчивой и требовательной матери, рассказывала о двух своих многолетних браках: «У меня до сих пор есть проблемы с тем, чтобы почувствовать себя способной и осознать, что я поступаю правильно. К сожалению, в отношениях со своим мужем я никогда не была в состоянии почувствовать себя компетентной в каких-либо вопросах. Я также никогда не чувствовала, что любима им и постоянно пыталась завоевать его любовь. Также было в отношениях с моей матерью».

Аналогичными проблемами делился и один из мужчин: «На первый взгляд, моя жена и моя мать не имеют ничего общего. Моя жена маленькая блондинка , хорошо образованная и сложная натура. Моя мать – крупная брюнетка, не знающая многих вещей, и проще в общении. Но они обе критикуют меня постоянно. Ничего из того, что я когда-либо делал, не было достаточно хорошо для моей матери, но мой старший брат был для нее идеальным. Моя жена также постоянно недовольна мной, у нее постоянно недовольное выражение лица, которое удручает меня».

Можете ли вы в конечном итоге, выбрать партнером человека, похожего на вашу мать или отца и воссоздать воспринятые модели семейных отношений, если вы сознательно избегаете этого? Ответ заключается в теории бессознательных ментальных моделей.

Психологические исследования показывают, что наши ранние отношения, особенно с нашей матерью, не только влияют на то, как мы реагируем на романтические отношения, но и создают рабочие модели формирования отношений.

Вкратце, это можно сформулировать так – дети, выросшие в атмосфере любви, имевшие отношения стабильные, ровные и надежные с матерью, став взрослыми, настроены на тесные отношения и не беспокоятся о том, что останутся одинокими или будут отвергнуты. Дети, матери которых были непоследовательны в своих чувствах к ним, унаследовали тревожные или даже враждебные модели отношений.

Тревожные люди воспринимают себя негативно в отношениях и постоянно смотрят на других, чтобы убедиться в этом и найти этому подтверждение. Они требовательны в отношениях и склонны переходить от одних отношений к другим. Такая избегающая привязанность дает две разных модели поведения. Одни, на самом деле, хотят близких отношений, но также отчаянно боятся боли и испытывают недоверие к другим людям. С этой категорией трудно строить отношения, потому что они посылают смешанные сигналы. Другие же вообще избегают близких эмоциональных отношений, они предпочитают не зависеть от других в эмоциональном плане.

Эти рабочие модели влияют на людей бесчисленными способами, формируя модели семейных отношений. Как человеческие существа, на бессознательном образе мы все стремимся к установлению близких отношений. Но для некоторых из нас, это может быть опасной территорией.

Исследования показывают, что мы, как правило, выбираем романтического партнера, который похож на нашего родителя противоположного пола. Общие характеристики, обнаруженные между партнерами исследуемых и их разнополыми родителями, были не простым совпадением. Само собой разумеется, когда родители были в хороших отношениях, удовлетворенность отношениями была высокой. Когда сходство было связано с негативными характеристиками, удовлетворенность отношениями была низкой.

Наши модели семейных отношений не только определяют, как мы действуем в отношениях, но и как мы помним их, оцениваем спустя какое-то время. Психологи обнаружили, что еще труднее ладить, когда рабочие модели двух романтических партнеров отличаются. Был проведен следующий эксперимент: выбрали один из конфликтов в отношениях, урегулирование которого пара обсуждала, велась видеозапись этого обсуждения. Сразу же после обсуждения каждый из участников ответил, какие эмоции он испытывал при обсуждении.

Спустя неделю им задали тот же вопрос. Исследователи обнаружили, что чем более значительным был конфликт, тем более активировались рабочие модели отношений. Тревожные люди ощущали в воспоминаниях еще меньше эмоциональной поддержки, чем сразу после обсуждения. Люди в воспоминаниях отмечали не то, что они на самом деле сказали или сделали во время взаимодействия с партнером. Психологи предположили, что, скорее всего, люди фильтруют свои воспоминания о взаимодействии через свои модели семейных отношений.

Модели семейных отношений

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

В этой цитате есть доля истины, но в целом никакой критики она не выдержит. Все семьи разные, в каждой присутствуют свои традиции, ценности, способы проявления заботы и любви, да и вряд ли найдутся семьи, где нет проблем. Существуют определенные модели взаимоотношений в семье. Определив, в каких отношениях находятся члены семьи, можно найти причину конфликтов и различные пути решения.

Выделяют несколько моделей отношений:

«Взрослый-ребенок». В этом случае один партнер строит отношения, находясь в позиции ребенка, в то время как другой – с позиции взрослого. "Ребенок" предъявляет требования, обижается, отказывается от ответственности, капризничает, а "взрослый" воспитывает, контролирует, решает проблемы, обеспечивает финансово.

Такие отношения часто встречаются между молодыми девушками и мужчинами значительно старше или же между несамостоятельными, необеспеченными мужчинами и доминирующими женщинами, которые стремятся все контролировать. Такие браки рискуют распасться в тот момент, когда "дети" станут более зрелыми, и они перестанут нуждаться в доминирующих партнерах.

«Подавление». В семьях, образованных по типу подавления, существует только одна личность – властного, сильного партнера. Интересы и потребности других личностей в этой семье игнорируются, и все их действия подчинены лишь удовлетворению желаний "главной личности". Часто это доминирующий муж, контролирующий каждый шаг своего ребенка и говорящий жене, что ей делать, как одеваться, жестко контролирующий семейный бюджет.

«Созависимость». Эта модель отношений характерна для семей, в которых один из членов имеет какую либо зависимость: пищевую, игровую, алкогольную, наркотическую. Тогда жизнь всех остальных близких подчиняется этой одержимости. Созависимые члены семьи забывают о собственных потребностях и живут только тем, что день ото дня спасают зависимого, решают его проблемы, ругают его за его проступки и т.д. Такие отношения продолжают существовать до тех пор, пока терпение «спасателя» не иссякнет. Для решения этой проблемы важно желание самого зависимого, ведь как известно «спасение утопающего, дело рук самих утопающих», а близкие лишь могут оказать поддержку и заботу.

«Садомазохизм». Как ни удивительно это звучит, но в нашем обществе измены более осуждаемы, чем тема насилия. Не только женщины, но и мужчины терпят насилие – физическое, психологическое, финансовое – от своих партнеров, полагая, что ничего не в силах изменить. Чаще всего жертве необходимо дойти до некого предела, чтобы обрести решимость выйти из таких опасных отношений.

«Открытый брак». За этой моделью стоит особое мировоззрение, которое исключает такие понятия, как физическая измена, чувство вины, возникающее вследствие нее, то есть свобода внебрачных отношений. Такие отношения построены на устраивающих обоих партнеров правил и принципов. Также в таком браке часто соблюдаются жесткие внутренние границы каждого члена семьи. Такие семьи создают впечатление благополучности, в то время как каждый партнер живет своей собственной, обособленной жизнью.

«Братско-сестрин ские отношения». В данном случае, муж и жена имеют общие интересы и взгляды на жизнь, возможно, общий бизнес и способны понять друг друга без слов. Даже вроде бы в таких, идеальных на первый взгляд, отношениях в скором времени возникает проблема отсутствия интимной близости. Если двое относятся друг к другу как брат и сестра, то зачастую разлад происходит после того, как один из партнеров встретит человека, к которому испытает страсть и сексуальное влечение.

«Партнеры». Яркий пример партнерских отношений – это финальный фрагмент из фильма "Мистер и миссис Смит". В ней главные герои – муж и жена, стоящие спина к спине, отстреливаются от окруживших их врагов. При этом каждый выбирает оружие на свое усмотрение, и доверяет партнеру в тактике ведения боя, понимая друг друга без слов. Такие слаженные и результативные действия, являются результатом глубокого уважения, терпимости и заботы друг о друге. Наверное, многим бы хотелось, чтобы в их семье было именно так. Но почему это удается не каждому? С этим вопросом всегда можно обратиться к семейному психологу.

В ОППП "Ювента" акция ! У Вас есть прекрасная возможность приобрести уникальную книгу, которая поможет обрести семейное счастье!

КЦСО Доверие, отделение Ювента, Школа счастливой семьи.

Респ. Татарстан, г.Казань, ул.Маршала Чуйкова, д. 79а.

Модели семейных отношений

1.2. Модели семейных взаимодействий

Семейные взаимоотношения можно рассматривать в системе четырех понятий: подсистема, сплоченность, адаптивность, коммуникация.

Внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы:

Супружеская (муж – жена); в однополых браках (супруг № 1 – супруг № 2);

Родительская (родитель – ребенок);

Сибсовая (брат – сестра).

Расширенная семейная (экстрасемейная) – взаимодействие с друзьями, профессионалами и др. При этом нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменение и во всех остальных. Появление ребенка с ограниченными возможностями влияет на все четыре подсистемы.

Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в семье, а сплоченность и адаптивность определяет то, как происходит это взаимодействие. Сплоченность обычно описывается с помощью двух полярных состояний: переплетенность (запутанность) – разобщенность.

Нормально функционирующие семьи характеризуются балансом между переплетенностью и разобщенностью. В зависимости от обстоятельств члены такой семьи способны как на тесные связи, так и на определенную автономность (золотая середина).

Адаптивность (гибкость) семьи связана со способностью изменяться в ответ на стрессовую ситуацию. Ригидные семьи испытывают трудности, приспосабливаясь к новой ситуации, связанной с необходимостью менять весь привычный уклад жизни в связи с необходимостью заботиться о ребенке со значительными нарушениями развития. Например, жесткая роль отца-кормильца не позволяет ему разделить с женой тяжесть домашних хлопот, занятий с ребенком, если он считает это ниже своего достоинства. В этом случае мать, заботясь о ребенке, будет вынуждена посвящать ему все свои силы, оставляя без внимания проблемы остальных членов семьи, в том числе и свои. Могут возникать конфликты между супругами. Такая семья окажется подверженной дисфункциональным состояниям. Повышается риск распада семьи.

Хаотическая семья, живущая без особых правил и принципов, часто нарушает и меняет и те немногие правила, которые все же существуют. Хаотические семьи часто переходят от чувства эмоциональной близости и сплоченности к враждебности и разобщенности. Условия жизни такой семьи неблагоприятны для преодоления трудностей, связанных с воспитанием «особого» ребенка, ухода за ним, требующего подчинения жизни семьи строгому распорядку.

Увеличение нагрузки на одну из функций или ролей, выполняемых членами семьи, может негативно влиять на множество других функций или ролей, выполняемых ими. Желание родителей выполнить все предписания специалиста не всегда соответствует их подготовленности к выполнению той или иной роли. Специалисты, работающие с детьми, должны учитывать такую возможность и не создавать дополнительный стресс для семьи, возлагая на родителей такие обязанности, которые для них заведомо не выполнимы в существующих условиях. Специалисты должны ставить перед семьей только реальные задачи, исходя из ее возможностей.

Одной из наиболее известных моделей семейных взаимодействий является циркулярная модель Ольсона.

Эта модель включает в себя два основных параметра: сплоченность и гибкость в виде двух взаимно-перпендикулярных осей и дополнительный параметр – коммуникацию, который не включен графически.

Можно ожидать, что в семьях с жесткими внешними границами и слабыми внутренними между подсистемами и индивидуумами ребенок с ограниченными возможностями будет лишен самостоятельности.

В разобщенной семье ребенок с ограниченными возможностями будет чувствовать неуверенность в любви близких людей и недостаточную защищенность.

В сбалансированных семьях ребенок с ограниченными возможностями здоровья будет чувствовать любовь близких и достаточную свободу для проявления самостоятельности, защищенность, что необходимо для его оптимального развития.

Хаотичное состояние может переживать любая семья, обычно это происходит в момент семейного кризиса, но проблемным оно становится лишь в том случае, если семейная система задерживается в нем надолго.

Благоприятным для ребенка и, в первую очередь, ребенка с нарушениями развития, является структурированный тип семьи, при котором имеется демократическое руководство, учитывающее мнение всех членов семьи, в том числе мнение всех детей, независимо от имеющихся у них недостатков в развитии. Роли и внутрисемейные правила в такой семье стабильны, но с возможностью их изменения в случае необходимости.

Гибкий тип семейной системы также является благоприятным для воспитания детей, в том числе «особых», и характеризуется демократическим типом руководства, активно включающим детей. Роли разделяются с другими членами семьи, и родители меняются ролями в случае необходимости, все члены семьи свободно общаются между собой.

Выделяют открытую, закрытую и случайную коммуникацию.

Наиболее оптимальным вариантом является первый из трех.

Семья с закрытой коммуникацией характеризуется отсутствием обсуждений каких-либо вопросов и скудным выражением эмоций.

При случайной коммуникации в семье дискутируются без разбора все вопросы, важные и пустяковые, и слишком бурно выражаются эмоции по любому поводу.

В зависимости от соотношения показателей сплоченности. адаптивности (гибкости) и коммуникации все семьи подразделяют на сбалансированные, среднесбалансированные и несбалансированные.

Только средние уровни сплоченности и гибкости (адаптивности) считаются сбалансированными и обеспечивают оптимальное функционирование семьи. Крайние значения по этим шкалам рассматриваются как проблемные. Установлено, что семьи, приходящие на консультацию к психологу, обычно относятся к крайним неблагоприятным для воспитания «особого» ребенка типам.

Сбалансированные семьи достаточно сплочены, но в то же время достаточно гибкие с доступной всем членам семьи коммуникацией в целом, легче справляются с семейными кризисами и стрессами, чем несбалансированные.

В несбалансированных семьях нарушается равновесие во взаимоотношениях. Супруги стараются вообще избегать каких-либо изменений, которые неизбежны по мере развития семейного цикла, и связанных с этим тревог и потерь либо, наоборот, взаимодействуют, но разобщенно и сумбурно.

Известные отечественные психиатры В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев считают, что неправильное воспитание является решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению неврастенических реакций у детей.

Так отвергающее воспитание заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля на почве попустительства. Гиперсоциализирующее воспитание возникает на почве мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе, а также социального статуса других членов семьи. Эгоцентрическое воспитание наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывают представление «я большой» в качестве самодовлеющей ценности для окружающих.

Исследование семей, в которых дети страдали различными формами неврозов, позволило выделить следующие особенности воспитания: низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания. Противоречивость, непоследовательность, неадекватность воспитания. Высокую степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей, а также частое применение угроз, осуждений в попытках повысить их успеваемость.

Очень важным для благополучия семьи является фактор коммуникации – процесса обмена информацией в семье, при котором важно, прежде всего, умение активно слушать других, ясно выражать свои мысли и оказывать эмоциональную поддержку собеседнику.

В работе А. Я. Варги описаны три неблагоприятных для ребенка патогенных типа родительского отношения: симбиотический, авторитарный, эмоционально отвергающий, связанный с отношением к ребенку как к «маленькому неудачнику».

Основные модели отношений между супругами

В такой семье все главные решения принимает мужчина, женщина занимает второстепенную роль. По наезженному стереотипу в такой семье мужчина должен, естественно, зарабатывать больше, чтобы обеспечивать семью, принимать смело решения и добиваться их нормального исполнения. Для жены в данном случае отводится роль домохозяйки. Однако будьте внимательны — Вы можете слишком вжиться в эту роль, что забудете напрочь о себе, своих интересах, чувствах. Для мужчины такая женщина может стать попросту неинтересной, поскольку она становится вполне предсказуемой и примитивной.

Есть женщины, которые не слишком любят возиться с тряпкой в руках целый день или мыть кастрюли, и поэтому они, в большинстве случаев, впадают в другую крайность — мечтают о полном матриархате в семье. По их твердому убеждению, мужчина не сможет ничего сделать без их помощи, опеки, поэтому они контролируют каждый его шаг. Это такая себе «заботливая мамочка», которая думает, что партнеру обязательно нужна ее поддержка и помощь, иначе он обязательно сделает что-то не так.

Как еще один вариант семейных отношений — демократия в семье. Это значит, что супруги более независимы и в то же время равноправны, у них примерно одинаковый материальный доход. Они принимают решения вместе, при этом учитывая мнения и пожелания второй половинки. Такая модель отношений помогает женщине нести свое высокое призвание «быть Женщиной», при этом не учитывая материальное положение семьи.

А у нас в семье матриархат.Жена-главная,как сказала так и будет.Жену слушаюсь,советуюсь во всём,всё расскажу.Она меня и к уборке и готовке приучила.Жена для меня как строгая мамочка.Боюсь и люблю одновременно

Источники:
ВСЁ О ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
Может ли ваше детство и сформированные модели семейных отношений повредить вашей личной жизни?
http://psychology-best.ru/psixologiya-semejnyx-otnoshenij/modeli-semejnyx-otnoshenij.html
Модели семейных отношений
Модели семейных отношений «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» В этой цитате есть доля истины, но в целом никакой критики
http://old.znakomim.pro/modeli_semeinih_otnoshenii.html
Модели семейных отношений 1
Алла Григорьевна Московкина | Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье . В учебном пособии содержатся сведения о семьях детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), принципах и современных технологиях семейного и общественного воспитания детей данной категории: с интеллектуальной недостаточностью, сенсорными нарушениями, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется абилитации и реабилитации детей и их семей, взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.Наряду с практическими вопросами рассматриваются теоретические аспекты: модели семейных систем, проблема гуманизации процессов семейного и общественного образования детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями (ООП).Учебное пособие адресовано студентам – бакалаврам высших учебных заведений, обучающихся на дефектологических факультетах, факультетах специальной психологии и коррекционной педагогики, а также широкому кругу специалистов: педагогам, психологам, социальным педагогам, работникам детских образовательных учреждений, абилитационных и реабилитационных центров, структурных подразделений «Ранняя помощь» и «Лекотека» и всем интересующимся данной проблемой.
http://velib.com/read_book/moskovkina_a_g/rebenok_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja_v_seme/glava_i_teorii_semejjnykh_sistem/12_modeli_semejjnykh_vzaimodejjstvijj/
Основные модели отношений между супругами
Если Вы хотите жить со своим супругом в любви и согласии, Вам нужно подумать, какую модель семьи нужно выбрать для себя.
http://modna.com.ua/articles/osnovnye-modeli-otnoshenij-mezhdu-suprugami

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou