Как у ребенка развить грамотность

Как стать красивой
Содержание

10 способов повысить детскую грамотность

Грамотность – это умение читать и говорить, правильно расставляя ударения, а также писать без ошибок. Этот навык можно развивать и тренировать, как и любой другой.

В компьютерную эру школьники предпочитают играть в интернете или посещать различные сайты, где часто используются сокращения, сленг, некорректное обращение с орфографией, что невольно переносится в разговорную и письменную речь. Как помочь детям повысить грамотность?

Самостоятельное чтение не только расширяет словарный запас, но и буквально помогает запомнить написание этих слов, поэтому чем больше ребенок будет читать, тем грамотней он будет.

Кроссворд – настоящая зарядка для ума и возможность запоминать правописание слов. Сегодня издается множество детских кроссвордов. Если вам удастся заинтересовать ими ребенка, то впоследствии можно даже пробовать составлять ребусы, шифры, шарады. Важно помнить, что разгадывание кроссвордов не должно превращаться в обязательное обучающее занятие с принуждением. Процесс должен доставлять детям удовольствие.

Игры со словами

Длительная поездка или просто прогулка могут стать отличным поводом поиграть в слова:

  • подбирать к словам рифмы;
  • называть слова, начинающиеся на определенный слог – «по», «ма», «зи» и т.д.;
  • придумывать короткие предложения со словами на определенную букву, например, «Зайчик зимой захотел землянику».

Младшие школьники любят играть в учителей, дикторов, журналистов. Стоит поощрять такие занятия. Пусть «педагоги» проверяют диктанты и ищут ошибки, а поменявшись с вами местами, диктуют и рассказывают о правилах.

«Дикторам» и «журналистам» будет интересно поработать с диктофоном или с видеокамерой, которая сейчас есть во всех телефонах. Пусть ребенок запишет свою речь на диктофон или сделает видеоклип — со временем он исправит множество речевых ошибок: неправильное построение предложения или использование слов-паразитов.

Общение с грамотными людьми

Именно родители и близкое окружение становятся для ребенка источником информации о правильном произношении слов, расстановке ударений и грамотной речи. Старайтесь больше общаться с ребенком, не коверкая слова и не сюсюкая. Деликатно поправляйте. Слушая вас, дети в разы быстрей запомнят, когда и какие слова и обороты речи следует применять.

Использование моторной памяти

Для запоминания слов задействованы все области мозга: слух, зрение, моторика. Упражнения на двигательную память — спасение для тех, кто постоянно “витает в облаках” и пропускает мимо ушей важную информацию — собственно запись слова. Эти игры не только обогащают словарный запас ребенка, но и повышают грамотность.

  • «Палач» или «Виселица: цель игры — угадать слово. Один игрок его задумывает, второй по буквам отгадывает. Игра похожа на популярное шоу “Поле Чудес”.
  • составление коротких слов из букв длинного слова
  • «цеплять» слова друг за друга: следующее слово начинается на последнюю букву предыдущего — «змейка»

Родителям совсем не обязательно выдумывать игры и развлечения самостоятельно. Сегодня есть возможность приобрести специальные развивающие игры. Примером может послужить хорошо знакомая многим настольная игра «Эрудит» или её зарубежный аналог «Скраббл». Также популярны такие настольные игры на составление слов, как «Тик Так Бумм», «Боггл».

Яркие, красочные настенные постеры, попадая часто в поле зрения, помогают ребенку быстрей запомнить нужную информацию. Если ребенку плохо дается какая-то тема, и он постоянно делает ошибки в однотипных словах, то можно самостоятельно изготовить или подобрать готовые картинки и развесить их в детской, на кухне и других местах, где ребенок бывает чаще всего.

Рифмизация для запоминания правил

Заучивание правил русского языка – занятие, которое однозначно не пользуется любовью у детей. Кроме того, важно не только выучить правило, но и понимать его и уметь применять. Для этого рекомендуется применять рифмизацию — один из приёмов мнемоники — техники, которая облегчает запоминание нужной информации с помощью ассоциаций, рифмовки, формирования в сознании ребенка звуковых и зрительных образов. Мнемоническое запоминание делает правила похожими на ожившие картинки, например:

«Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул «Цыц!», «Одеть Надежду, надеть одежду».

Рифмизация используется и для запоминания ударений в словах: «Не налезли шорты — часто ели тОрты»

Как у ребенка развить грамотность
www.ya-roditel.ru

Как и зачем развивать у детей читательскую грамотность

Есть дети, которые не любят читать (хотя многие наши блогеры с этим не соглашаются), а есть дети, которые любят читать, но плохо анализируют информацию. Чтобы лучше понимать произведения и вообще полюбить литературу, Варвара Котельникова в своём блоге советует развивать у детей читательскую грамотность.

Несколько дней назад новостные ленты наполнились заголовками «Правительство в полном составе ушло в отставку». Социальные сети моментально рефлексировали мемами, шутками и устроили холивар в комментариях. Только по содержанию контента ясно: дальше заголовка многие не читали.

На этом обсуждение политических новостей закончено. Теперь поговорим о читательской грамотности и сразу разберёмся в терминологии. Прежде всего читательская грамотность — это не синоним начитанности. Читательская грамотность — это способность понимать, использовать и анализировать прочитанный текст.

Немного лирического отступления. Довольно часто слышу, что у детей в школе и без того много уроков. Дескать, зачем придумывать какие-то странные предметы и вынуждать приобретать ещё больше пособий? А внеурочная деятельность — вообще камень преткновения и яблоко раздора.

На первый взгляд, предметы и темы действительно странные. Да и все как будто про одно. Вот послушайте: функциональная грамотность, цифровая грамотность, финансовая грамотность, читательская грамотность, интернет-предпринимательство, информационная безопасность, инфографика, волонтёрство. Кажется, всё. Давайте разбираться.

Соглашусь, что информации (как и макулатуры) и правда развелось много. Учителя засыпаны бумагами и отчётами, а детям нужно ещё учиться, готовиться и сдавать экзамены (и вообще-то, между делом, наслаждаться детством). И когда, если в сутках то по-прежнему 24 часа, эту всю гранитную стружку науки усваивать?

Возвращаемся к читательской грамотности. Сложно сказать, сколько лет пословице «смотрит в книгу, видит фигу», но точнее про читательскую грамотность не скажешь. А уж сколько досадно потерянных баллов на экзаменах случается из-за невнимательности и неумения верно прочесть условие задачи и ответить только на поставленный вопрос. Как мы понимаем, условие и вопрос — это сравнительно небольшой объём текста. Ниже выдержка из пособия для 1-2 классов. То есть, до страшенных выпускных экзаменов ещё довольно далеко, а вот учиться работать с информацией самое время.

«Уметь читать — это нечто большее. Читать — это значит:

  • понимать, о чём произведение;
  • задумываться над тем, что хотел сказать автор;
  • разбираться в чувствах героев произведений, оценивать их поступки;
  • составлять своё мнение о произведении и его героях и многое другое».

И список тем, которые рассматриваются в ходе курса (за два года):

  • Плавно читать вслух по слогам и целыми словами.
  • Размышлять над содержанием текста.
  • Устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста.
  • Задавать к тексту вопросы, обсуждать прочитанное.
  • Определять тему и главную мысль текста.
  • Восстанавливать последовательность событий в произведении.
  • Пересказывать текст.
  • Характеризовать героя произведения, оценивать его поступки.
  • Объяснять значение незнакомого слова, опираясь на текст.
  • Устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ текстом, обсуждать прочитанное.
  • Задавать вопросы к тексту.
  • Определять тему и главную мысль текста.
  • Восстанавливать последовательность событий в произведении, составлять план текста.
  • Пересказывать текст.
  • Характеризовать героя произведения, оценивать его поступки, сравнивать героев.
  • Находить в тексте средства художественной выразительности.
  • Объяснять значение незнакомого слова, опираясь на текст.

Если мы встречаем незнакомое слово, то можем легко и быстро обратиться к Википедии и устранить пробел, но с «что вы от меня вообще хотите?» несколько сложнее. Тут без специальной подготовки и тренировки не обойтись.

Как развивать читательскую грамотность у детей

1. Фиксируйте выдержками из текста краткое содержание прочитанного. Затем попробуйте воспроизвести содержание на основе своих заметок. Сделайте вывод о главной мысли. Задайте ребёнку вопрос, как его личное представление дополнило главную тему.

2. Сделайте разбор слова по принципу сиквейна (короткого стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк). Например, «сказка»:

  • Имя существительное, выраженное одним словом: сказка.
  • Описание темы двумя именами прилагательными: волшебная, бытовая.
  • Описание действия тремя глаголами: читать, пересказывать, учить.
  • Фраза, выражающая отношение автора к теме: сказка — ложь, да в ней намек.
  • Слово-синоним: фантазия, выдумка.

3. Тренируйтесь на любом повествовательном тексте. Определяйте, о чём пойдёт речь в произведении. Текст нужно читать по частям. После каждой части ребёнку нужно сделать предположение, как дальше будет развиваться сюжет. Задача учителя или родителя: разделить текст на части.

«Толстой с Достоевским подождут». Эксперт по детской литературе — о том, как помочь ребёнку полюбить чтение

Повествование, в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Он ярко и точно передаёт суть повествования — это рассказ о том, что произошло, случилось.

4. Составьте для ребёнка ряд вопросов к тексту. Ребёнок должен подготовить ответы. Вопросы и ответы могут как в прямой форме, так и в косвенной, так как это даёт возможность анализировать и рассуждать, опираясь на собственный опыт. Лучше всего тренироваться на новом материале.

5. Составьте упражнения для новых материалов. Например, при изучении Пушкина ребёнок составляет таблицу: вписывает то, что уже знает о Пушкине и его произведениях, что узнал нового, какие его стихи и что хотел бы узнать. Это предполагает выход за рамки урока и изучении дополнительной информации.

6. Проведите «мозговой штурм». Это развивает креативность, смекалку и мышление. Просто предложите тему или обозначьте проблему, а ребёнку нужно будет предложить выход и варианты решения.

7. Разберите образ героя. Это упражнение подходит как для «командной игры», так и для индивидуального занятия. Выберете литературного героя. Выделите положительные качества героя, а после отрицательные качества. Сведения нужно подкрепить выдержками из текста. После сделайте общий вывод о герое.

8. Подготовьте собственную викторину на основе изучения одной большой или нескольких тем. Ребёнок должен пользоваться учебными текстами.

9. Предложите ребёнку написать свою собственную сказку или стихотворение. Читательская грамотность — это тот самый «навык, которым можно пользоваться в реальной жизни». Ведь источников и информации становится всё больше, способы выражения постоянно обновляются и пространство буквально вынуждает превращаться в Губку Боба и впитывать всё как можно интенсивнее. Главное, не терять смысла.

В тексте использованы материалы:

  • «Методические рекомендации: Развитие читательской грамотности учащихся» (Б. Н. Филонова)
  • «Курс русского языка. Русский язык и культура общения» (Л.В Балашова, В.В Дементьев)
  • «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» (М.К Антошин)

Как у ребенка развить грамотность
mel.fm

Повышение грамотности учащихся через новые подходы к обучению орфографии

Проблема глубоких и прочных знаний учащихся всегда актуальна для школы. Успешное решение ее определяет, в частности, уровень орфографической подготовки школьников. Однако не секрет, что снижение уровня речевой культуры нашего общества негативно сказывается на качестве письма учащихся. Поэтому повышение орфографической грамотности – одна из главных задач, стоящих перед учителями – словесниками.

Что делать, если время идёт, а ребёнок продолжает ошибаться в хорошо знакомых словах, хотя правила давно выучены наизусть, написаны десятки диктантов и сделаны все упражнения из школьного учебника?

Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

Главной целью современного образования определяется – достижение учащимся уровня, достаточного для обеспечения его самореализации и гарантирующего прогресс в развитии и поступательное движение современного общества.

Реализация данной цели возможна через решение трех основных задач:

достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие его личности и возможность продолжения образования, в том числе и путем самообразования.

– формирование у каждого учащегося опыта творческой, социально значимой деятельности в реализации своих способностей.

– накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия, основанных на гуманистических отношениях.

Под уровнем образования (образованности) понимается – качество личности, которое определяется способностью решать задачи познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.

Основой любого уровня образованности является, прежде всего – ГРАМОТНОСТЬ. В данном случае:

грамотность – уровень образованности, характеризующийся способностью использовать основные способы познавательной деятельности, через восприятие и текстовую передачу лингвистической информации.

Грамотное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка. Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

2) умение анализировать слово с фонетической стороны;

3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;

4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

Еще в первые годы работы в школе на индивидуальных консультациях я рекомендовала ребятам и вдумчивое ежедневное чтение вслух, и переписывание абзацев с последующей самопроверкой. Не отказываюсь от этих форм индивидуальной работы и сейчас. На первых этапах работы в 5 классе много внимания уделяю игровым, занимательным формам работы. Необходимо пробудить интерес и веру в свои силы в каждом ученике. Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть пятиклассники, является умение обосновать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению орфограмм. Помогают формировать этот навык различные виды работ: орфографи-ческий, словарный, объяснительный, выборочный, распределительный диктанты, использование сигнальных карточек, дидактических игр, алгоритмов и т.д.

Существует великое множество таблиц – сводных правил, справочных материалов, всевозможных “подсказок”, различных пособий по русскому языку. Но как ученику сориентироваться в них? Как научить каждого школьника безошибочно применять правила русского языка? В последние годы в практику работы учителя прочно входят алгоритмы. Как правило, в 5-й класс приходят ученики с разным уровнем подготовки по всем предметам, и в частности, по русскому языку. Моя задача – подтянуть отстающих и дать импульс для повышения уровня грамотности тем учащимся, кто видит себя в будущем человеком высокого социального статуса. Существенно повысить уровень грамотности ребят, стремящихся к этому, помогают алгоритмы.

Что же такое алгоритм? В Советском Энциклопедическом Словаре читаем: “Алгоритм – способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными”. Говоря проще, алгоритм на уроке русского языка – это способ действия (развёрнутое предписание, схема), указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило. Например, часто сталкиваешься с неумением учеников определять склонение существительного и спряжение глагола. Очень хорошо выручают алгоритмы.

Есть совсем простенькие алгоритмы, включающие в себя 1 – 2 шага, но и они дисциплинируют работу мысли ученика. Например, многие школьники не сразу усваивают, как определить, сложное или простое предложение им дано. Помогает алгоритм

Есть алгоритмы, в которых содержится по 3 – 4 “шага”, позволяющих добраться до решения данной задачи. Кому-то, возможно, это покажется слишком громоздким, но результат применения таких алгоритмов превосходит все ожидания: ошибки практически полностью исчезают.

Как вводить алгоритм на уроке? Конечно, после знакомства с правилом. Первый способ: дать готовый алгоритм целиком. Второй способ: постепенно, шаг за шагом. Третий способ: путём наводящих вопросов вывести учеников на составление алгоритма. Я предпочитаю последний, поскольку он позволяет развивать логическое мышление, заставляет ученика думать, а не получать готовый продукт деятельности учителя.

После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий. Здесь всё зависит от фантазии учителя, от приёмов его работы над закреплением темы. Вначале, конечно, устная работа (фронтальная и индивидуальная), затем письменные упражнения (комментирование, выборочный диктант, выборочно-распределительная работа и т.д.).

Чтобы писать без ошибок,

  • читай по слогам;
  • найди орфограмму;
  • объясни выбор букв;
  • ошибки исправь

Важно, чтобы ученики научились совершать логические операции, предложенные алгоритмом, чтобы видели в слове или предложении то место, где нужно применить правило. Как же добиться того, чтобы орфограмма была увидена и не спутана с другой?

Учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

1.определить место, где возникла орфографическая задача;

2.к какой группе правил относится данная орфограмма;

3.в какой части слова находится орфограмма;

4.установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

5.определить в слове ударение;

6.определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;

7.написать слово в соответствии с правилом.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить.

“Подбери буквы”: Красивы русские л:са! Л:са пошла по пушистому снегу. Докажите, почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Применяю в своей деятельности различные письменные работы:

– диктант “Угадай словечко” – учитель дает толкование, дети записывают само слово (Часто такие диктанты составляют сами учащиеся.);

– “немой” диктант – учитель показывает рисунок, ученики записывают слово;

– лексический диктант – диктуемым словам дети должны дать толкование;

– диктант “Для друга” (словарный диктант из 15-20 слов, подготовленный учащимися на определенную тему,) помогает выявить сомневающихся в написании той или иной орфограммы, сигнал учителю о том, что над этой орфограммой нужно продолжить работать;

– задание “Объясни разницу” – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (это помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванных незнанием их точного значения);

– составление словосочетаний и предложений.

Следующий этап словарной работы – диагностический словарный диктант. В результате такой работы выявляются слова, наиболее трудные для учеников. Над ними работаем в течение последующих уроков. И лишь после этого дается контрольный словарный диктант.

Как правило, систематическая работа дает положительные результаты: увеличивается количество хороших и отличных оценок, значительно меньше двоек.

Систематическая, тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа не только вырабатывает орфографическую зоркость, грамотность, но и расширяет словарный запас учащихся, развивает речь, а также дисциплинирует детей, способствуя устойчивости внимания. И как следствие – уважение к родному языку, повышение интереса к предмету.

При выполнении диктанта, в процессе письма, разрешаю подчёркивать сомнительные буквы.

Очень любят ребята игру “Найди лишнее слово”. Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока.

Чтобы правильно написать слово, ученик должен распознать “грамматическую природу орфограммы и подвести ее под соответствующее правило”. Большинство буквенных орфограмм имеет опознавательные признаки (буквы о-ё после шипящих в корне слова, -н- и -нн- в именах прилагательных, правописание приставок на з, с и мн. др.). У слов с корневой безударной гласной таких явных признаков нет. Поэтому около 30% учащихся не умеют вычленять слова с безударной гласной в корне из ряда слов. Причина столь низкого уровня сформированности навыка видения этой орфограммы заключается, вероятно, в том, учащиеся зрительно не ощущают корня, выделяют его “в уже написанном слове” и “выделяют его формально” (М. М. Разумовская), не связывают этот корень с его вещественным значением. И при подборе проверочных слов обращают внимание лишь на внешнюю похожесть проверяемого и проверочного слова, не учитывая главного: нужно выделять корень, опираясь на его значение.

Поэтому основным в процессе закрепления правописания проверяемых гласных в корне должно стать формирование двух умений: 1) видение названной орфограммы и 2) опора на семантику.

Рекомендую пользоваться простым приемом, при использовании которого в процессе проверки орфограммы происходит активное пополнение словаря школьников. Это привлечение максимального количества проверочных слов либо однокоренных слов, среди которых затем отбираются те, которые пригодны для проверки орфограммы. Обычно учитель удовлетворяется тем, что ребенок верно назвал одно проверочное слово. Например: садовый – сад. Если же он обратится к классу с просьбой привести другие проверочные слова (кто больше?), то собирается целое гнездо однокоренной лексики: садик, посадки, усадьба, приусадебный и т. д. При этом привлекаются родственные слова, осознаются смысловые связи между ними, при необходимости толкуются значения некоторых из них с опорой на однокоренные слова. Постоянное применение этого доступного и эффективного приема формирует у школьников привычку оперировать однокоренной лексикой, воспитывает языковое чутье, развивает мышление, активизирует познавательную деятельность, помогает включить каждого ребенка в коллективную работу. Такой подход вносит в учебный процесс элементы творчества, создает мотивацию (Вот для чего мы учились толковать слова, разбирать их по составу!).

Одной из существенных причин низкого уровня орфографической грамотности является то, что наши дети перестали читать. Чтение развивает интеллект, речь, обогащает лексический запас, грамматический строй речи, что немаловажно для грамотного письма. В процессе чтения срабатывает зрительное запоминание языковых единиц, а это играет огромную роль для становления орфографического навыка. Значит, задача учителей и родителей – привить младшим школьникам любовь к книге, сформировать у них потребность читать для собственного удовольствия, а не по принуждению. Это, на мой взгляд, – еще один из путей решения проблемы повышения уровня грамотности учащихся.

Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. И наибольшее внимание здесь должно быть уделено правописанию проверяемых безударных гласных в корне и словам с непроверяемыми орфограммами, так как именно эти написания дают, по данным М. М. Разумовской, высокий (30 – 50% от общего числа) процент ошибок даже в старших классах.

Использование методов и форм, описанных в этой работе, позволяет сократить число ошибок в словах с указанными орфограммами, и, следовательно, повысить орфографическую грамотность учащихся.

Конечно, работа не завершена и требует дальнейшей доработки, но формы и методы, описанные в ней, не только повышают грамотность, но и развивают речь учащихся, расширяют их кругозор, пробуждают интерес к предмету. Думаю, что эта работа может быть полезна начинающим учителям.

urok.1sept.ru

Проблемы с русским языком у школьников — как может помочь нейропсихология

27.09.2017 | Марина Сорокина 54 комментария Если у вас есть ребёнок, и у него есть тетрадки, и в тетрадках есть ошибки, и их много… обязательно прочитайте эту статью. Вы узнаете пять упражнений, которые способствуют активизации всех психических функций ребенка, и в итоге — улучшению его успеваемости в школе и грамотному письму.

Если у вас есть ребёнок, и у него есть тетрадки, и в тетрадках есть ошибки, и их много… обязательно прочитайте эту статью.

Мне бы хотелось вселить надежду в души родителей, чьи дети никогда не приносили домой за диктанты ни пятёрок, ни четвёрок, а у кого-то – даже и троек… Они никогда не слышали слова «Молодец!» от учителя русского языка. Кто ж из учителей похвалит, если в тетрадях – «как курица лапой»? Если ошибка на ошибке? Если правила знает, а «толку никакого»? Такого «молодца» и родители ругать устали, да и вообще все с ним выбились из сил: «три» ставят — «два» в уме…

Первый вопрос учителю и родителю: вы знаете детей, которые ХОТЯТ учиться плохо?

Нет! Таких детей нет. Значит, они все ХОТЯТ учиться хорошо.

Второй вопрос: хвалят ли в школе (да и дома) всех этих безграмотных троечников и двоечников?

Нет! Вроде как и не за что!

Третий вопрос: искали ли вы истинную причину этих бесконечных нелепых ошибок в тетрадках, при проверке которых руки опускаются и у учителя, и у родителя? Нашли ли вы её?

Нет! Иначе бы дела уже «шли в гору».

Мои убеждения

Я бы хотела поделиться с вами тремя убеждениями, появившимися у меня за годы работы с детьми.

Первое. В учёбе не бывает много похвалы. Невозможно «перебрать».

Похвала – это воздух, в котором ребенку можно лететь, улыбаться, стараться, хвастаться маме – меня похвалили! А отсутствие похвалы – это тёмная комната, в которой страшно ступить в любую сторону: везде ждешь неизвестного, но ужасного результата. Постепенно привыкаешь. И просто стоишь на месте. В этой тёмной комнате. Без улыбки и всякого желания шевелиться и двигаться.

Поэтому хвалите! Всех. Ещё до того, как отсутствие похвалы свяжет по рукам и ногам стремление ребенка стараться. До того, как он перестанет понимать, что такое – верить в успех.

Второе. Помочь можно всегда.

Я видела одну учительницу второго класса, которая во время урока подходила по очереди к каждому ученику, опускалась почти на корточки рядом с партой, чтобы быть на одном уровне с ребёнком, и шёпотом ПОМОГАЛА в их затруднениях. Каждому. Я даже не знаю, почему меня так впечатлила эта ситуация. Наверное, потому, что это большая редкость.

Так вот: чтобы ПОМОЧЬ, надо ПОМОГАТЬ.

Не требовать строгим поставленным голосом, не вызывать в школу бедных родителей, не задавать пару лишних упражнений каждый раз (потренируйся, дружок!), не обещать перевести в более слабый класс – весь этот набор хорошо отработан в большинстве школ. Учитель должен искать любые пути, чтобы помочь ребёнку и его родителям чувствовать себя счастливыми людьми, а не несчастными узниками «образовательных стандартов».

Взрослым надо понять: ребёнок не виноват. Он по-другому слышит слово, воспринимает его и воспроизводит.

Ведь никто не ругает детей за отсутствие музыкального слуха. Безграмотность — похожая ситуация.

Помочь можно всем. Пишущим «страшно некрасиво», ошибающимся в каждом слове, читающим еле-еле, ничего не запоминающим и не понимающим — всем им можно помочь. Просто придумайте как — и скажите себе: «Я должна помочь!»

Теперь – третье убеждение. Мы с коллегами-филологами, работая в школе, а потом в учебном центре, видели много непростых детей. Занимаясь русским языком с ними, замечали:

Некоторым детям бесполезно объяснять правила, писать многочисленные диктанты, требовать «работу над ошибками»…

Мы чувствовали: надо делать с ними что-то другое. Но знаний не было. Никто в педагогических институтах (а тем более в классических университетах) не учит особенным методам работы с детьми, которые испытывают трудности в учёбе.

Начали искать, что может помочь ребёнку выбраться из «тёмной комнаты безграмотности». Много читали, ездили по стране, изучали опыт лучших педагогов. Это было ещё в конце девяностых…

Наши поиски привели к нейропсихологии.

Многим педагогам и родителям наверняка известна эта совершенно особая отрасль психологии — наука о связи работы мозга и поведения человека.

Благодаря знакомству со специалистами-нейропсихологами мы поняли: ответ на вопрос, в чём же причина безграмотности, существует.

Грамотное письмо – результат слаженной работы большого количества систем детского организма, своевременного развития многих психических функций.

А результативная учебная деятельность любого ребенка – это показатель «включённости» всех необходимых зон мозга. Именно такой подход к решению проблем школьной неуспешности используют специалисты-нейропсихологи.

Нейропсихолог может определить истинные причины школьных затруднений, расскажет родителям и педагогу, что мешает ребёнку овладеть каким-либо умением, поможет разработать упражнения, способствующие развитию и «дозреванию» соответствующих отделов мозга.

Поэтому третье убеждение — надо подключать нейропсихологию.

Соединив усилия и находки филологов и нейропсихологов, мы разработали программу, содержанием которой является не традиционная отработка орфографических навыков, основанных на знании и применении правил русского языка, а система упражнений, предполагающих активизацию и «включенность» всех психических функций ребенка.

Большую часть каждого занятия дети вовлечены в игровую деятельность, целью которой является тренировка памяти, внимания, координации движений, скорости мышления, чувства ритма, умения контролировать себя, свое тело, свою устную и письменную речь.

Именно эти виды заданий комплексно влияют на способность ребенка писать грамотно, повышают его способность к самоконтролю.

Нейропсихология позволяет сделать русский язык не просто бесконечным «писанием слов и предложений», она позволяет ребенку увлечься и не испытывать дискомфорта от неудач.

Если ребёнок не любит русский язык, плохо учится — обратите внимание на несколько очень полезных и в то же время очень простых упражнений, которые приносят пользу всем детям. Мы их выполняем на занятиях в нашем учебном центре. Также родители могут практиковать их и дома со своим ребенком.

Пять упражнений с использованием приемов нейропсихологии:

  1. Разминка в начале урока. Разбиваемся на пары. Один ученик пишет на спине другого указательным пальцем любую букву, крупно, второй угадывает. Поменялись: второй пишет на спине первого цифры. Упражнение помогает формировать образ буквы, развивает мускульную память, способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений.
  2. Договариваемся с детьми о кодовом слове или движении. Учитель: «Если в течение урока я скажу слово ОКАЗЫВАЕТСЯ, все должны дружно топнуть, а если я хлопну три раза — весь класс должен встать». Учитель ненавязчиво вплетает в канву урока 2-3 раза кодовый сигнал, хвалит детей за внимание. Упражнение развивает самоконтроль, внимание, умение действовать по правилам.
  3. Учим детей концентрироваться сразу «в двух направлениях»: даём задание составлять слова из букв, входящих в слово КОНТРАБАС, в это время учитель иногда делает хлопки (по 1, 2 или 3 подряд, хорошо, если учитель, пока дети работают, перемещается по классу). Дети должны составить как можно больше слов и сосчитать все хлопки, не делая вспомогательных пометок. После слова СТОП каждый ребенок пишет в тетради цифру — сколько было сделано хлопков. Называются победители, кто не ошибся в подсчете. Подводятся итоги — кто больше составил слов.
  4. Игра с мячом. Учитель бросает мяч ученику и задаёт любой вопрос, связанный с теорией языка (склонение? спряжение? падеж? часть речи? и т.п.). Задание — ответить на вопрос должен тот, кто слева от ученика, поймавшего мяч. После ответа ученик, которому бросили мяч, говорит: «ВЕРНО»/«НЕВЕРНО» — и возвращает мяч точно в руки учителю. Важно: учитель должен всё время смотреть на ученика, которому летит мяч, не подсказывать взглядом, кто должен ответить.
  5. Скороговорки. Чтобы максимально сосредоточиться на разграничении гласных и согласных, ребёнок записывает скороговорку, которую даёт учитель, особым образом: согласные пишем, вместо гласных — чёрточка. Важное условие: не допускается ни одного исправления и ни одной помарки. Можно ввести правило: помарка — пишешь снова.

Все эти упражнения очень нравятся детям и очень полезны.

Подводя итог

Что должен понять учитель? Невозможно воспитывать и обучать новое поколение, не применяя достижения нейропсихологии.

Что должен понять родитель? Любой ребенок хочет учиться хорошо. Хочет, чтоб его хвалили. Хочет иметь красивые тетрадки с пятёрками и четвёрками. Надо поверить, что это возможно. Надо помочь, поддержать, предпринять все возможное.

В нужное время, пока мозг ребёнка пластичен, примерно до 10-11 лет, нужно обратиться к нужному специалисту и применить правильные методы, сделать верные шаги.

Об авторе: Марина Сорокина

Как у ребенка развить грамотность
bestbabyclub.ru

Развитие навыков грамотности у младших школьников

Время прочтения 6 мин

Содержание

Дети поступают в первый класс с различными уровнями чтения. Некоторые читают уверенно, другие читать только начинают, а кто-то читать не умеет совсем. К концу учебного года большинство детей повышают свой уровень чтения, могут обобщить содержание прочитанного и отвечать на вопросы по тексту.

Выработка навыков письма у первоклассников непосредственно связана с их умением читать и слушать. Ребёнок, знакомый с разными историями, знает, как самому придумать рассказ. Некоторые дети хорошо пишут, едва поступив в первый класс, другим это даётся с трудом.

Многие второклассники понимают важность чтения и стремятся научиться хорошо читать. Во втором классе дети любят слушать более сложные книжки, а некоторые начинают читать книжки, разделённые на главы.

В письменном творчестве второклассников начинает проглядывать индивидуальность. Многие дети пишут для развлечения. Они пытаются выдумывать новые типы историй, иногда в подражание любимым книгам и писателям.

Рекомендации родителям для дома

Говорение и слушание

  1. Читайте и пишите с ребёнком.
  2. Говорите о том, что вы делали вместе. Просите его поделиться с вами впечатлениями или рассказать, что говорили другие.
  3. Обсуждайте с ним то, что он прочитал или написал.
  4. Задавайте вопросы, если не можете разобрать, что он пытается сказать.
  5. Играйте с ним в словесные игры.
  6. Побуждайте его использовать в речи новые слова.
  7. Просите рассказать о его интересах и увлечениях.

Чтение

  1. Ежедневно читайте с ребёнком. Продолжайте чтение вслух и просите его почитать вам. Обсуждайте то, что ему запомнилось, заставило задуматься или удивило.
  2. Хвалите его за чтение. Не перебивайте его, если ошибки не препятствуют пониманию текста. Помогайте ему «озвучивать» слова с помощью картинок и прочтения букв и слогов.
  3. Поощряйте ребенка задавать вам вопросы о незнакомых словах, встретившихся в тексте, и доходчивым языком объясняйте значения этих слов.
  4. Просите его рассказать об истории, которую вы читаете вместе. Предложите угадать, что случится дальше и как поступят герои.
  5. Вместе возьмите книги в библиотеке.
  6. Советуйте ребёнку читать разные книги (рассказы, книжки-картинки, стихи, документальные книжки) и всё, что он видит вокруг (газеты, вывески, надписи на коробках).
  7. Просите его прочесть вам его собственное сочинение и поговорите о нём.

Письмо

  1. Предложите ребёнку написать за вас письмо родственнику или составить список продуктов перед походом в магазин. Оставляйте ему записки и просите, чтобы он писал вам.
  2. Дайте ему возможность пользоваться при письме различными принадлежностями, включая даже компьютер, если он у вас есть.

Развитие грамотности в школе

Говорение и слушание

  1. Дети рассказывают или представляют истории в лицах.
  2. Делятся мыслями и наблюдениями с одноклассниками и учителями.
  3. Обсуждают книги, рассказы и мнения с одноклассниками и учителями.
  4. Рассказывают о своей семье.
  5. Говорят выразительно с привлечением соответствующей случаю жестикуляции.

Чтение

  1. Находят звуко-буквенные соответствия, чтобы понять незнакомые слова, состоящие более чем из одного слога, учатся читать по слогам и целым словом.
  2. Изучают слова, выясняя их значение, подбирая родственные слова и наблюдая за различиями в их использовании.
  3. Читают свободно, без ошибок и с выражением книги, предусмотренные для данного уровня обучения.
  4. Учатся выбирать книжки , соответствующие их уровню чтения.
  5. Получают удовольствие от чтения и письма, говорят о том, что понравилось и делятся рекомендациями.
  6. Применяют различные способы преодоления трудностей при чтении: проговаривают слова вслух, находят знакомые составные части слов или родственных слов, уясняют значение слова по контексту.
  7. Задают вопросы и перечитывают текст, чтобы уяснить для себя смысл прочитанного.
  8. Читают, чтобы найти необходимую информацию.

Письмо

  1. Знакомятся с различными типами письменной речи (заводят блокнот для записи любимых слов, пишут записки друзьям).
  2. Пишут предложения в логической последовательности.
  3. Придумывают собственные истории и истории о себе и записывают их.
  4. Пишут или рисуют картинки, чтобы поделиться знаниями по теме или впечатлениями.
  5. Обсуждают свои письменные работы.
  6. Знают правописание часто употребляемых слов и пользуются словарём для проверки написания новых слов.
  7. Пользуются знаками препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки) и заглавными буквами.

Советы по выбору самых подходящих книг

Вместе с ребёнком:

  1. прочтите название книги;
  2. прочтите описание на обложке книги;
  3. просмотрите оглавление;
  4. прочтите одну-две страницы.
  1. Как ты думаешь, о чём эта книга?
  2. Тебе это интересно?

Книга подходит, если:

  1. тема интересует ребёнка;
  2. ребёнок может самостоятельно прочесть 95% слов на странице;

Книга слишком трудная, если:

  1. на странице книги более пяти слов которые ребёнок не может прочесть самостоятельно (если вы не собираетесь читать ему вслух);
  2. ребёнок не понимает того, что он читает

Список рекомендованных книг для 1-2 класса

Список книг, рекомендуемых для детей этого возраста. Какие-то книги вы будете читать ребёнку, какие-то он прочтёт вам.

Попросите библиотекаря или учителя предложить вам и другие интересные книги.

Эти и другие книги можно получить:

  1. в ближайшей публичной библиотеке.
  2. в школьной библиотеке

1 класс

Книги

Как использовать

Гендерная ориентация

«Попалась, которая кусалась»

«Про Веру и Анфису»

Как у ребенка развить грамотность
slogy.ru

Урок 5. Учимся писать грамотно и без ошибок

В дошкольный период и в младших классах дети допускают на письме множество оплошностей, причем даже в тех случаях, когда переписывают текст с какого-то образца или доски, воспринимая чужую речь на слух или выражая собственные мысли. И это, наряду с обучением детей письму печатных и прописных букв, является еще одной темой, которую обязательно следует рассмотреть. Шестой урок мы начнем с описания основных принципов обучения детей грамотному письму, а продолжим методами обучения детей списыванию с образцов и письма под диктовку.

Содержание:

Принципы обучения детей грамотному письму

Основных принципов обучения детей грамотному письму можно выделить четыре:

  • Создавайте для ребенка все условия, чтобы он мог без спешки и помех внимательно выполнять задания. Если будет работать компьютер или телевизор или играть музыка, если в квартире будут громко разговаривать, ребенок просто не сможет сосредоточиться на обучении.
  • Держите выполнение заданий ребенком под постоянным контролем. Проверяйте, делайте работу над ошибками, объясняйте ребенку, как нужно писать правильно. Но указывая на недочеты, акцентируйте внимание своего чада именно на том, как делать правильно, а не на том, что он сделал неверно. Например, если ребенок написал «сабака», сразу же говорите, что в конкретном месте следует писать «о», а не «а», не разбирая подробно: «В первом слоге нужно писать «о», а во втором слоге «а» и т.д. Это сильно утомляет и запутывает детское мышление.
  • Найдите несколько интересных рассказов для ребенка и приучите его к ежедневному чтению хотя бы по 5-10 минут. Во время чтения он должен правильно проговаривать слова по слогам, изучая их написание. Правильные варианты будут запоминаться автоматически (на этой идее, кстати, основан метод Тихомирова, о котором бы побеседуем далее).
  • Регулярно устраивайте диктанты, к примеру, из тех же рассказов, что вы подобрали для ребенка. Проводить их рекомендуется 2-3 раза в неделю. Ошибки нужно выделять красным карандашом, чтобы ребенок их видел. Также полезно выписывать проблемные слова в отдельные словарные блоки, которые вы создадите для ребенка, чтобы он читал и запоминал слова, где часто ошибается.

Следовать этим принципам очень легко. По этой причине некоторые родители считают, что они не так важны, и что можно обойтись без них. Однако впоследствии это обернется неусвоенными знаниями и множеством недочетов на письме. Так что старайтесь их придерживаться. А если говорить о способах тренировки грамотного письма, то одними из самых эффективных являются списывание с образца и письмо под диктовку.

Как научить ребенка списывать

Итак, ваш ребенок уже совсем скоро пойдет в школу (если, конечно, он уже не первоклашка), и вам нужно научить его списывать (имеется в виду переписывать, а не подглядывать к другу в тетрадку) письменный или печатный текст, например, с доски, из книги или учебника. Ребенок уже, быть может, и переписывает тексты, но вот на выходе у него половина, если не больше, слов выходит с ошибками, опечатками и упущениями.

Причина этих недочетов состоит в том, что взгляд ребенка, еще не привыкший к полноценной и эффективной работе, блуждает от источника текста к тетрадке, и из его поля зрения написанная буква просто-напросто пропадает. Это заставляет ученика тратить энергию и силы на поиск потерянного слова или буквы, быстрее уставать и утомляться, становиться менее внимательным.

Но научить ребенка переписывать текст с образца можно очень просто, ведь для этого есть эффективная методика (она подходит для детей старшего дошкольного возраста и учеников 1-го и 2-го классов). Основана она на выполнении ребенком нескольких последовательных действий.

  • Читает слово, которое нужно переписать, вслух, причем так, как оно пишется, а не произносится, например: «сОбака», «Орех», «рОса», «соЛнце» и т.д.
  • Считает и называет количество букв в конкретном слове
  • Еще раз перечитывает слово

Эти три шага можно назвать подготовительными. Они способствуют развитию зрительной памяти, что самым прямым образом связано с умением грамотно писать. Далее идут следующие действия:

  • Прикрывает образец (или отводит взгляд) и пишет слово в тетради
  • По буквам читает написанное слово и считает количество букв в нем
  • Сравнивает количество букв с образца с количеством из написанного слова
  • Сверяет каждую букву написанного слова с буквами слова-образца

Заметив, что ученик допустил ошибку, попросите его еще раз проверить слово и сказать, что не так. Затем алгоритм повторяется для каждого слова сначала.

Если ваше чадо научится переписывать слова таким образом, в школе и последующих классах ему будет гораздо легче научиться грамотно и быстро переносить текст с образца в свою тетрадь, и делать это с меньшим количеством ошибок.

Когда списывание слов освоено, можно переходить к целым предложениям. С этим тоже могут возникнуть трудности, но и их легко преодолеть, следуя эффективной пошаговой инструкции.

  • Вслух читает предложение, которое нужно переписать
  • Рассказывает, о чем идет речь в предложении
  • Считает количество слов в предложении
  • Перечитывает первое слово и записывает его
  • Перечитывает первое и второе слово, записывает второе
  • Перечитывает первое, второе и третье слово, записывает третье
  • Повторяет эти действия с каждым словом предложения
  • Перечитывает вслух написанное предложение
  • Определяет, понятен ли смысл написанного
  • Определяет, соответствует ли написанное образцу

Научившись такой простой технике списывания, с каждым разом ученик будет писать все лучше, одновременно запоминая правильность слов, исходя из образца. И следующим шагом станет обучение письму под диктовку.

Как научить ребенка писать под диктовку

Когда в школе наступает пора диктантов, пришедших на смену списыванию, ученикам становится уже не так весело. Подсматривать больше некуда, слова нужно знать и запоминать новые, знаки препинания тоже приходится учиться ставить правильно.

Традиционно диктанты начинаются у школьников со 2-го класса, и очень хорошо, если ребенок будет к этому готов. Подготовить же его вы можете сами, регулярно устраивая дома диктанты. Однако делать это необходимо правильно, и для этого тоже существует замечательная методика (она подходит и для старших дошколят и для учеников 1-го и 2-го классов).

Алгоритм применения методики таков:

Сначала проводится небольшая подготовка:

  • Ребенок читает текст диктанта
  • Вы вместе с ребенком обсуждаете проблемные места в тексте, вспоминаете правила написания букв, необходимые для грамотного письма
  • Вы объясняете ребенку, что во время письма под диктовку он может про себя или шепотом проговаривать слова, которые пишет, по слогам

Кстати говоря, самые трудные слова (или слова, которые нужно запомнить на текущий учебный год) можно выписать на небольшие карточки, а затем развесить по квартире. Попадаясь ребенку на глаза, они будут автоматически отпечатываться в его памяти.

После подготовки переходите к диктанту:

  • Первый раз вы читаете каждое предложение целиком, а второй раз – по словосочетаниям
  • Ребенок прослушивает предложение (когда вы читаете первый раз), а затем приступает к его написанию (когда вы читаете второй раз)
  • По завершении диктанта ребенок вслух перечитывает написанное

Если в процессе вы заметили, что ребенок замешкался при написании какого-то слова, можете дать небольшую подсказку, например, назвать букву, которую нужно написать. А в случае, когда в написанном тексте найдены ошибки, просите ученика вспомнить правила написания того или иного слова, а затем самостоятельно исправить недочет. На следующий день или через день можно повторить тот же самый диктант.

Несмотря на то, что рассмотренные выше методы уже много лет используются родителями и педагогами, есть и еще ряд вспомогательных инструментов, позволяющих научить ребенка писать грамотно. Мы расскажем лишь об одном из них – это метод Д. И. Тихомирова, о котором мы обещали вам рассказать.

Метод Тихомирова

Метод был основан в 19 веке на теории известного педагога и деятеля народного образования Дмитрия Ивановича Тихомирова. Исследователь считал, что для обучения ребенка грамотному письму, нужно заставлять его читать текст именно так, как он написан, не опасаясь, что ребенок станет и говорить точно так же. Каждый ребенок понимает, что люди говорят не так, как пишут.

На практике эта теория реализуется очень просто – требуется научить ребенка орфографическому чтению, во время которого особое внимание уделяется слогам слов. Дайте своему чаду задание прочитать вслух какой-либо текст, четко и громко, но не так, как люди говорят в обычной жизни, а по слогам. Читать нужно в быстром темпе, но успевая выделять и подчеркивать слоги.

При таком чтении активизируется и моторная, и слуховая и зрительная память. В итоге, сталкиваясь с уже знакомыми словами в тексте, ребенок мысленно будет их правильно произносить, а значит, и писать тоже.

Помимо прочего, и сам Тихомиров, и многие педагоги, применявшие и применяющие его метод сегодня, уверены, что грамотности посредством орфографического чтения лучше всего обучать, используя классическую литературу, например, произведения А. П. Чехова, А. Н. Островского, А. С Грибоедова, А. С Пушкина, И. А. Бунина и других авторов.

А чтобы занятия не превратились для ребенка в «мучение», нужно сформировать у него отношение к ним, как к интересной игре, ведь играть гораздо интереснее, чем учиться. Орфографическое чтение станет приятным времяпрепровождением и забавой, ведь слова, читающиеся по слогам, могут звучать весьма комично.

До 10 лет с ребенком можно читать таким способом по 10 минут в день. Если у вас есть словарные блоки для ребенка, пусть он читает и их точно так же – по слогам, четко и громко и по нескольку раз. Когда ребенок произносит слова не так, как они пишутся, а так, как говорятся, нужно сразу же обращать на это внимание и просить перечитывать.

По мнению Д. И. Тихомирова, ежедневные систематические занятия орфографическим чтением способствуют формированию у ребенка чувства природной грамотности. Уже через несколько месяцев занятий дети начинают писать слова без ошибок, причем даже сложные термины.

Используя в процессе обучения метод Д. И. Тихомирова в комплексе с письмом под диктовку и списыванием с образца, вы научите своего ребенка писать именно так, как нужно – без опечаток и ошибок. Также будет расширяться его словарный запас, а это значит, что уже с первых лет обучения он начнет показывать отличные результаты на уроках в школе и выполнении заданий дома. Собственно, и расти ваше чадо будет, постоянно развиваясь и совершенствуясь в полученных навыках.

Здесь же мы хотим вас предостеречь: если вышеназванные методы по какой-то причине не действуют, то причин здесь может быть две: либо вы проводите занятия неправильно, и в этом случае повлиять на ситуации можете только вы, либо у ребенка есть небольшие проблемы с фонетико-фонематическим восприятием. В таких случаях ребенок все слышит, но обилие сливающихся звуков создает ему помехи для осмысления слов. Консультация у логопеда будет выходом из положения, ведь специалист всегда сможет подобрать индивидуальный коррекционный курс. Впрочем, посетить логопеда никогда не будет лишним, т.к. профессионал может услышать и увидеть то, на что родители просто не обратят внимание. Зарубив зародыш трудностей в самом начале, вы создадите благодатную почву для успешного обучения письму в будущем.

Из следующего урока вы узнаете о показателях грамотности для детей разных возрастов, несколько интересных орфографических упражнений и игр для разрешения проблем с пунктуацией, познакомитесь с принципами работы над орфографией и другой информацией на тему того, что делать, если ребенок пишет безграмотно.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Как у ребенка развить грамотность
4brain.ru

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou