Психология межличностных отношений

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(К 100ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. Н. МЯСИЩЕВА)

В. Н. Мясищев (1893-1973)

Видный отечественный психолог, психоневролог, психиатр, психотерапевт Владимир Николаевич Мясищев родился 11 июля 1893 г. в Латвии. Раннее и глубокое увлечение литературой, изобразительным искусством, музыкой способствовало формированию у него интереса к человеку, к его мыслям, чувствам, душевным переживаниям. Не случайно поэтому В. Н. Мясищев выбрал профессию врача и, уже обучаясь в институте, стремился глубже вникать в психологию больного и здорового человека. В годы гражданской войны и разрухи у В. Н. Мясищева стали проявляться те черты будущего ученого и педагога, которые впоследствии нашли полное отражение в его научной и практической деятельности, пронизанной идеалами гуманизма, добра, справедливости.

Весь жизненный и творческий путь В. Н. Мясищева связан с разработкой важнейших научных проблем общей и медицинской психологии, психоневрологии, психиатрии и психотерапии. Мировосприятие В.Н. Мясищева формировалось под непосредственным влиянием прогрессивных ученых второй половины XIX в. и начала нынешнего столетия. Идеями С.П. Боткина, И.М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других ученых и общественных деятелей проникнуты многие страницы трудов В. Н. Мясищева.

Непосредственным воспитателем и учителем В. Н. Мясищева был В. М. Бехтерев, сильнейшим образом повлиявший как на становление научного мировоззрения В. Н. Мясищева, так и на развитие его личности и его формирование как вдумчивого исследователя и заботливого, проницательного врача. Тесное сотрудничество В. Н. Мясищева с В. М. Бехтеревым продолжалось до последних дней жизни великого ученого. Далеко не случайным является тот факт, что после безвременной смерти другого своего талантливого ученика – А. Ф. Лазурского (1917) В. М. Бехтерев поручил руководство одной из лучших в то время психологических лабораторий своему ученику и единомышленнику – молодому ученому В.Н. Мясищеву. Выбор В.Н. Мясищевым конкретного научноисследовательского направления в психологии и медицине в значительной степени обусловлен тем, что он по поручению В. М. Бехтерева должен был завершить и подготовить к печати незаконченный

труд А. Ф. Лазурского “Классификация личностей “. Работа над научным наследием этого крупного психолога не только полностью захватила В. Н. Мясищева (что позволило ему блестяще справиться с этой задачей), но и поставила перед ним ряд важных, перспективных проблем в области изучения личности, над решением которых он работал до конца своей жизни.

Анализируя практику воспитательной работы и обобщая результаты наблюдений, накопившихся у него в психиатрической клинике, а также при оказании психотерапевтической помощи людям, В. Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в отечественной психологии, принципиальных положений теории личности. Он подчеркивал, что система объективных социальных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе – всегда наиболее специфическая характеристика именно личности.

Раскрывая сущность понятия “отношение ” в психологии, В. Н. Мясищев указывал на то, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности.

Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек для формирования его как знатока своего дела, умельцамастера, В. Н. Мясищев вместе с тем

неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность – игра, учение, труд – для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированном взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.

Для подтверждения этой научной позиции В. Н. Мясищев любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А. С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что “дефектные ” отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании, и наоборот: социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Очевидно, поэтому В. Н. Мясищев многие годы с успехом разрабатывал проблему развития личности. Он считал, что отношения личности – ее потребности, интересы, склонности – являются не продуктом какихто абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности – и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социальнобытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают непреодолимым препятствием на пути к достижению субъективно значимых для него целей и т. д.

Таким образом, по В.Н. Мясищеву, личность не некое застывшее, однажды сформированное и не изменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним, прежде всего социальным, воздействиям, изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В. Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В.Н. Мясищева, опять же в неразрывной связи с отношениями, глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг друга, отношения, которые они при этом испытывают, и обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать, вместе жить. И он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, когда, например, один человек испытывает по отношению к другому безоглядную любовь или с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя.

Одним из фундаментальных трудов В. Н. Мясищева является исследование проблемы характера во всей ее сложности. До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. В. Н. Мясищев убедительно показал, что характер – это устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении. Он предложил основы типологии и классификации характера. Привлекая огромный фактический материал, В.Н. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конкретные разновидности формирования человеческого

характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с действием политических, экономических, идеологических, общекультурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, будничного бытия человека, опосредствованно определяя становление его характера.

Представляя психологические отношения человека как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, В. Н. Мясищев настойчиво подчеркивал их громадное значение для проявления и развития способностей человека – тех характеристик его индивидуальности, от которых зависит успех при выполнении им многочисленных видов деятельности – игры, учения, труда, направленного на создание новых технических устройств, произведений искусства, на открытия в науке. В связи с этим он всесторонне проанализировал зависимости, которые связывают способности с потребностями человека, его склонностями, качествами, доминирующими в его характере.

Не умаляя роли природных задатков и других наследственно обусловленных качеств человека в том, чтобы его способности “состоялись “, В. Н. Мясищев постоянно показывал значение благоприятной психологической атмосферы, учета при организации жизнедеятельности человека наиболее подходящих для развития его способностей сензитивных периодов, создания условий для настоящего творчества.

Как уже говорилось выше, В. Н. Мясищев был не только психологом, но и психоневрологом, психиатром и психотерапевтом. Основные положения концепции В. Н. Мясищева о личности и связи ее нарушенных отношений с отклонениями в состояниях этой личности изложены в монографии “Личность и неврозы ” (1960), переведенной на ряд иностранных языков и не потерявшей ценности до настоящего времени. Через всю эту книгу красной нитью проходит мысль: объектом психофизиологического, невропсихиатрического, психосоматического, медикопсихологического и медикопедагогического исследования, а также психокоррекционного, психотерапевтического, лечебновосстановительного и воспитательного воздействия является лишь целостный человек, и прежде всего личность, понимаемая как “ансамбль отношений “.

Эта проблема важна и потому, что очень большое количество (если не все) форм не только психических, но и соматических заболеваний проходят в своем развитии на начальных этапах так называемые доклинические стадии заболевания, не замечаемые врачами. В этой связи уместно привести замечание Б. Г. Ананьева – сотоварища В. Н. Мясищева по научной школе В. М. Бехтерева – о том, что только утонченная, высокочувствительная психологическая диагностика может выявить те патопсихологические симптомы, которые в самом начале заболевания не могут быть замечены клиницистами. Следует подчеркнуть, что Б. Г. Ананьев, делая это замечание, основывался на предположении о том, что в аномальных условиях жизни и деятельности индивида самые первые признаки нарушения здоровья следует ожидать со стороны наиболее сензитивной и наиболее тонко реагирующей на изменения внешних условий системы – со стороны психики человека. В. Н. Мясищев не только полностью разделял эту точку зрения, но и всячески побуждал своих учеников разрабатывать методы сверхранней диагностики психических отклонений.

И сам он в такой важный раздел психологии, как психодиагностика, внес очень заметный вклад. Помимо формулирования вышеуказанных принципиальных положений о значении психодиагностики в решении вопросов отграничения нормы и патологии, В. Н. Мясищев много и плодотворно работал над созданием методического инструментария, который необходим для конкретных общепсихологических и медикопсихологических исследований.

Сам он как врачпсихиатр, как психолог, как психотерапевт блестяще владел всеми этими методами. Ему был органически присущ редко встречаемый глубокий и постоянно проявляющийся интерес не вообще к человечеству, а к каждому конкретному человеку, с которым сводила его жизнь. И он чувствовал его бытие столь же сильно, как бытие собственного Я. Он умел смотреть на мир не только собственными глазами, но и глазами этого человека, безошибочно определял, какое отношение вызвал у него к себе. А так как В. Н. Мясищев исходил всегда из гуманистической установки помощи людям, он, неся в себе уникальный склад теоретикачеловековеда и крупного практика, постоянно удивительно успешно помогал всем обращавшимся к нему со своими сокровенными

проблемами людям – больным неврозами, супругам, запутавшимся в своих семейных делах, казалось, безнадежно одиноким людям, глубоко переживавшим свои неудачи в общении, не верившим в свои способности молодым и старым профессионалам и просто всем своим коллегам, когда замечал, что им трудно. При этом он проявлял себя непревзойденным мастером межличностного диалога, дающего психотерапевтический эффект. Он умел, завязав, что называется, на равных предельно искреннюю беседу с другим человеком, заставить зазвучать в нем мотивы, которые делают его сильнее, и наоборот: затормозить в нем отношения, которые ослабляют у него волю, побуждают видеть в искаженном свете действительность и себя в ней, вызывают непоследовательность в поведении.

Возглавляя в течение почти 30 лет Ленинградский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, заведуя кафедрой психологии в Ленинградском университете и знакомя на своих лекционных курсах вступавшую в большую науку молодежь с закономерностями и механизмами формирования и развития таких сложных психических образований, как личность и ее отношения, характер и способности, В. Н. Мясищев не только глубоко понимал, что усиление психологической грамотности всех слоев населения нашей страны – одно из условий гармонизации взаимоотношений между людьми, снижения конфликтности и напряженности при их взаимодействии, но и постоянно работал над тем, чтобы психология как наука в своем развитии не стояла на месте, а все более эффективно проникала в еще не познанные глубины внутреннего мира человека.

Этот труд В. Н. Мясищева, прерванный его кончиной в 1973 г., сейчас успешно продолжают его многочисленные ученики и последователи из созданной им научной школы.

Поступила в редакцию 21.I 1993 г.

Выберите рассылки, на которые вы хотите или не хотите быть подписанным.

Возможность добавления публикаций имеют только авторизованные зарегистрированные пользователи.

© 2004-2017 HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров

Психология межличностных отношений

Основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия. Процесс развития межличностных отношений. Роль и функции межличностного общения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему:

1 Задачи межличностного взаимодействия

2 Межличностные отношения

3 Межличностное общение

4 Психология межличностного воздействия

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Целью работы является дать характеристику межличностного взаимодействия людей.

1 ЗАДАЧИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Рассмотрим три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.

Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью – свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.

Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей и др.

Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих); механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей); механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимающего).

Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).

В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.

2 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И.С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин – деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться, Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют общее предметное содержание – общность интересов, целей деятельности и т. д. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И.С. Кон).

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных – спрессовано, динамично.

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с этим определением, межличностное общение – это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке, и особенно в социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом.

Общение – реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения. И, наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно – отношений «субъект-субъект(ы)».

Здесь можно привести мнение В.В. Знакова, которое отражает существующие в современной отечественной психологии представления о категории общения: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними. Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели – решению конкретной задачи.

Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект – объектного отношения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект – субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат – не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)».

В целом, теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ, цитированных выше, а также в работах «Психологические исследования общения», «Познание и общение».

В работе А.В. Брушлинского и В.А. Поликарпова (1990) наряду с этим дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке.

4 ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.

Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих Других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.

Субъект межличностного воздействия:

– изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

– выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;

– учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности – неуспешности воздействия;

– организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т. д.

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности.

Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия – это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика – это решение промежуточных задач психологического воздействия, посредством использования различных психологических приемов.

В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации – доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.)

Критерии эффективности воздействия делятся на стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.). В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических, поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.

Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие.

Если общение не является фактическим, оно обязательно имеет или во всяком случае предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности людей. Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых в времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А., изменяющий поведение Б., вызывает с его стороны ответные реакции, которые в свою очередь воздействуют на поведение А.

Каждое из описанных выше взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Это дает основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.

Анализируя различные социально-психологические качества личности, следует помнить, что многие из них есть результат проявления сложного соотношения между «я» – личность и «они» – другие люди. Сущность этого соотношения позволяет не только четко осознать и осмыслить проявление истинных особенностей конкретного человека в его отношениях с другими людьми, но и предвидеть многие варианты его возможного поведения в различных условиях реальной действительности. Это важно для предотвращения конфликтных ситуаций, преодоления несогласованности действий людей в составе различных общностей.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Изд-во МГУ, 1988.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

3. Лунев П.А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. – М., 1996.

4. Резников Е.Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: Инфра-М, 1999.

5. Знаков В.В. Понимание в познании и общении / РАН. – М.: ИП РАН, 1994.

6. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. – М.: Политиздат, 1987.

Размещено на Allbest.ru

Проблема межличностных отношений, в работах зарубежных и отечественных ученных. Содержательная характеристика межличностных отношений. Определение уровня развития и функционирования межличностных отношений среди персонала. Результаты и их обсуждение.

Проблема изучения межличностных отношений в коллективе. Методика диагностики межличностных отношений по Тимоти Лири. Умеренный тип выраженности отношений (адаптивное поведение) в межличностных отношениях в коллективе. Типы отношения к окружающим.

Исследование межличностных отношений в работах психологов. Особенности межличностных отношений подростков. Психологический климат группы. Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков. Организация и методика исследования.

Анализ проблемы межличностных отношений в психологии. Особенности межличностного отношения в юношеском возрасте. Анализ результатов исследования межличностных отношений в социальной группе по социометрии, выводы и рекомендации по их формированию.

Принципы и методы диагностики мотивации межличностных отношений в учебной группе. Проблема мотивации и классификации межличностных отношений в психологии. Практическое исследование мотивации межличностных отношений в группе, анализ его результатов.

Общественные и межличностные отношения. Проявление социальных и психологических качеств личности в межличностных отношениях. Содержание и эффекты межличностного восприятия. Анализ процесса познания людьми друг друга. Вербальные средства общения.

Понятие, функции, структура, особенности и участники межличностных конфликтов. Методы преодоления и готовность к разрешению конфликта . Характер межличностных отношений конфликтантов. Разрешение межличностного конфликта. Объективизация конфликта.

Понимание межличностных отношений в психологии, их основные виды и формы. Возрастные закономерности формирования межличностных отношений в детском возрасте. Особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Понятие межличностных отношений. Особенности формирования академической успеваемости и развития межличностных отношений и детей младшего школьного возраста. Эмпирическое исследование взаимосвязи успеваемости и межличностных отношений младших школьников.

Теоретико-методологический анализ сущности, содержания и структуры межличностных отношений военнослужащих. Практическое исследование общих психологических механизмов влияния ценностных ориентаций на уровень межличностных отношений в воинском коллективе.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2017, ООО «Олбест» Все права защищены

§ 3. Психология межличностных отношений

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии.

Социальная перцепция – социальная обусловленность восприятия социальных объектов – людей, этнических групп и т. д. При этом осуществляется так называемая каузальная атрибуция (от лат. causa – причина и attributio – придаю, наделяю) – субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств.

Существуют устойчивые установки людей в отношении друг к другу – аттитюды. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости – отрицательные установки.

Воспринимаемый социальный объект также не пассивен – он стремится создать определенное впечатление, формирует свой определенный образ – имидж, отражающий социальные ожидания определенных социальных групп, обеспечивающий успех взаимодействия. Воздействуя на партнера по общению, люди, как правило, стремятся создать впечатление, благоприятное для достижения своих целей, делают стереотипные умозаключения в отношении поведения и внешнего облика партнера по общению

Внешний облик человека интерпретируется как комплекс многочисленных информационных сигналов о его национальной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне культуры и т. п. Воспринимая друг друга, люди делают выводы о характере и психическом состоянии партнера, его коммуникативных и деятельностных качествах

Если первое впечатление о человеке благоприятно, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков (“эффект положительного ореола”) Если же первое впечатление отрицательное, связано с неприятными проявлениями в поведении личности, то в оценке ее последующего поведения будет преобладать, как правило, негативная тенденция (“эффект отрицательного ореола”).

Оценки поведения других людей часто не только поспешны, предвзяты, но и алогичны. Те или иные причины поведения преувеличиваются или преуменьшаются. Оценки и самооценки мужчин и женщин неидентичны. Мужчины, как правило, характеризуют себя и других в категориях качеств, женщины – в категориях состояний. Свои особенности женщины склонны объяснять ситуативными факторами. Несколько иначе интерпретируют мужчины и женщины даже мимические эмоциональные проявления. Там, где женщины видят возмущение, мужчины усматривают решительность. Чем многомернее личностная структура индивида, тем более пластичны его отношения с действительностью, тем менее он склонен к полярным оценкам, видение мира им более дифференцирование. Ограниченные индивиды примитивизируют социальные объекты.

Во взаимодействии людей проявляются не только оценочная система личностей, но и тип их интеллекта. Так, эмпирический тип жестко привязан к частностям, деталям, он с большим трудом усваивает системную организацию явлений, их разноплановость и динамичность. Мотивы поведения других людей он склонен примитивизировать. Абстрактный тип склонен к отвлечению от частностей.

Разные оценочные критерии актуализируются в условиях сотрудничества и противоборства. В условиях конфликта доминирует направленность на выявление слабых мест противника.

Разностатусное положение субъектов общения также определяет характер их взаимных оценок. Начальник ценит подчиненного за одни качества, а подчиненный начальника – за другие, причем внешние признаки руководителя оцениваются особенно тщательно. Особо выделяются признаки, свидетельствующие о тех качествах руководителя, которые значимы для подчиненного.

Соответствующие схемы использования внешних сигналов существуют во всех межролевых отношениях. В каждой более или менее типичной ситуации люди ожидают друг от друга определенных поведенческих проявлений. Оправдание этих ожиданий вызывает удовлетворение, неоправдание – чувство досады, разочарования и неприязни. Люди любят подтверждение своих высоковероятностных прогнозов. Многие из них предпочитают реагировать на изменения в социальной среде привычным образом, доверяясь своим установкам. В опытах А. А. Бодалева одна и та же фотография человека вызывала диаметрально противоположные предположения о его нравственно-психологических качествах в зависимости от предварительной ориентации испытуемых в отношении социального статуса человека*.

* См.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

Социальная перцепция подвержена стереотипизации. Расхожие штампы часто деформируют восприятие человека человеком, ведут к неадекватным интерпретациям.

На основе взаимооценок у людей формируются соответствующие социальные эмоции – чувства. Возникает явление аттракции (от англ. attract – привлекать, притягивать) – эмоциональная насыщенность межличностных отношений. У каждого человека имеется своя мотивационная система, определяющая его предпочтение в межличностных отношениях. Индивид ранжирует окружающую социальную среду по различным основаниям. В диффузных сообществах люди выражают предпочтение в зависимости от внешнеэмоциональных проявлений партнеров по общению. Устойчивая совместная деятельность вызывает переориентацию отношений в зависимости от моральных и деловых качеств партнера.

Субъективно обусловленные отношения возникают между представителями различных этнических групп (межэтнические отношения). В зависимости от культурно-бытовых условий жизни, актуализированных интересов эти отношения могут быть дружественными, нейтральными или конфликтными. Существенное значение приобретают исторически сложившиеся стереотипы, установки и предрассудки, сформированные в процессе социализации индивида.

Большинство людей ведут себя в соответствии со своими поведенческими установками. Заранее планируя определенный результат общения, они своим поведением его и провоцируют. Человек обидчивый обычно ведет себя так, как будто его уже обидели, а человек агрессивный не пропустит ни одного повода, чтобы не “дать отпор”. На передний план люди выдвигают те свои качества, которые больше всего ценят в себе. Нередко они рядятся и в чужие “поведенческие шкуры”, подражая непререкаемым авторитетам. Нередко запускаются и “пробные шары” – поведенческие приемы, провоцирующие желаемое поведение партнера.

Около 70% информации о партнерах по общению человек получает по внешним, непосредственно наблюдаемым особенностям их поведения: по мимическим, пантомимическим, темпоритмическим, вокально-интонационным характеристикам. И далеко не все преуспевают в “чтении” других людей.

Многие из внешних поведенческих проявлений человека условны, они понятны лишь в случае, если известны код используемого этикета, культурно-этнические нормы данной общности. Но информационно закрытый тип, человек с “непроницаемым лицом” обычно производит неприятное впечатление.

Особой сферой коммуникативного поведения является общение человека с самим собой – аутокоммуникация. В общении человека с самим собой объективное, социальное взаимодействует с субъективным, происходит противоборство между различными личностными инстанциями: человек может “взять себя в руки” или подчиниться страстям и влечениям. В любом случае он получает у самого себя санкцию на соответствующее поведение. И техника его поведения всегда соответствует одобряемому им содержанию. Человеческое поведение можно сравнить со звучанием большого оркестра – в его поведении участвует множество инструментов, но все они играют ту музыку, которая нужна данному индивиду.

Каждая личность склонна признавать свои особенности нормой, а особенности других людей – отклонением от нормы. Между тем внешние стороны поведения нередко лишь маскируют подлинные мотивы и цели поведения. Только специальные методы диагностики (контент-анализ, факторный анализ, личностные тесты, метод групповой оценки личности и др.) позволяют выявить объективную сущность субъективных поведенческих проявлений.

Определенные впечатления формируются на основе внешнего выражения человеком своих эмоций (поза, мимика, экспрессия движений), однако и здесь следует опасаться поспешных суждений. Понять другого человека можно, лишь анализируя его поведение в различных условиях, когда сбрасываются ситуативные маски.

Часто общение между близкими людьми более затруднительно, чем общение с людьми малознакомыми. Это объясняется тем, что чем лучше мы знаем человека, тем больше мы знаем то, что неприемлемо им. Лучше понимают друг друга люди, имеющие общую ценностную ориентацию. Но только духовная общность – основа долговечного единения.

Нередко эффективность общения резко снижается из-за непонимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще – из-за неправильной интерпретации мотивов. Возникают взаимные претензии и обиды, высказываются несправедливые оценки. Приписываемые характеристики (атрибуции) часто зависят от ранее сформированных предвзятых оценок.

В процессе общения люди стремятся к утверждению своих достоинств, к “поглаживанию”, по выражению Эрика Берна, считающего эти “поглаживания” единицей социального действия. При этом они прибегают к типичным для них схемам общения: занимают позицию “родителя”, “взрослого” или “ребенка”‘. Занимая позицию “родителя”, люди имитируют схемы поведения, усвоенные ими от родителей. Но в каждом человеке проявляется и определенная мера детскости, ребячливости. Адекватное поведение – поведение по типу “взрослого”. В ситуациях повышенной ответственности “взрослый” должен контролировать и “родителя”, и “ребенка”.

* См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди (перевод с англ.). Л., 1992.

Продуктивное деловое общение происходит в тех случаях, когда общение осуществляется в однотипной поведенческой схеме (например, “взрослый” – “взрослый”). Реализация межличностных отношений предполагает ожидаемую реакцию. Она становится, в свою очередь, стимулом для дальнейшего общения. Если же стимул изначально рассчитан на адекватную схему поведения партнера, а в действительности реакция осуществляется по перекрестной схеме (например, “родитель” – “взрослый” или “взрослый” – “ребенок”), то в общении возникают конфликты.

У разных индивидов отмечается склонность к излюбленным темам общения. Это и создает основу установления с ними психологического контакта. В процессе же общения необходимо учитывать тип личности, ее экстраверсированность или интроверсированность – обращенность к широкому полю действительности или пристрастность к углубленному анализу отдельных ее проявлений. Существенны также установки и ролевые позиции общающихся.

Жизненные позиции индивида зависят от его прошлого, автобиографических событий, личностно компенсаторных тенденций.

Человека уже в детстве подстерегают различные “демоны”, способные навязать ему тот или иной жизненный шаблон. “Демон” обычно впервые появляется у высокого детского стульчика, когда малыш швыряет на пол еду и ждет, что станут делать его родители. Если они воспринимают это терпимо, то позже скорее всего появится озорной ребенок. Если же малыша за это наказывают, бьют, то он мрачно затаится в себе, готовый когда-нибудь неожиданно швырнуть с размаху всю свою жизнь, как когда-то в детстве швырял тарелки с едой*. Злыми и добрыми, трусливыми и смелыми, искренними и лживыми люди становятся в результате условий их социального взаимодействия.

* См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. С. 234.

Хорошее общение – не общение по сценарию, а творческое, эмоциональное и социально значимое взаимодействие людей. Развитая личность не обременена заранее сформированными сценариями. Социализация личности предполагает овладение ею адекватными средствами социальной коммуникации. Мысли и речь человека, его интонации, мимические выражения должны соответствовать целям общения. Человек должен рефлексировать его восприятие другим человеком, чутко реагировать на подтекст общения, распознавать подлинные побуждения партнеров по общению.

Никакая маска не может закрыть всего человека: его истинная сущность обречена на самовыражение. Перед разными людьми индивид предстает с разными своими возможностями. В каждом акте общения мы видим лишь часть личности и не всегда наиболее существенную.

Не все люди могут полностью использовать в общении внутренний потенциал. Нередко в общении проявляется лишь “периферия” личности. Контакты между людьми часто поверхностны – большинство людей предпочитает дистанционные взаимоотношения. Немногие способны на глубинные человеческие контакты. Особенно вредят подлинному психическому контакту всевозможные формальные контактные манипуляции. Подлинный контакт невозможен без искренности, эмоциональной синтонности и даже снисходительности к акцентуациям отдельных индивидов. Но следует избегать и беспринципного соглашательства, конформности.

Каждый человек ограничен в понимании другого человека особенностями своего ума и житейских представлений. Существует тенденция приписывать другим собственные качества и особенности. Люди мало восприимчивы к тому, что противоречит их установкам и интересам. Истинное лицо человека часто проявляется в мелочах и очень ответственных ситуациях. Человек усиленно защищает свои “слабые места”.

В межличностных отношениях могут, конечно, возникать и искреннее доверие, и дружба, и любовь. Дружба возникает на основе ценностно-ориентационного единства – совпадения позиций и оценок, общего миропонимания. В дружбе удовлетворяется потребность человека в интимных отношениях, признании его самоценности. В юности и ранней взрослости она более эмоционально насыщена. В последующие возрастные периоды она остается фактором социальной стабильности и защищенности. В дружественных отношениях люди как бы формируют эталон межличностных отношений, переводят их на высоконравственную основу.

Любовь – высшая степень эмоционально положительного отношения к лицу на основе предельно высокой оценки его социальных и физиологических достоинств, влечения к нему, стремления стать для него личностно наиболее значимым. Любовь характеризуется страстностью – сильным и стойким чувством, доминирующим в психике человека, объединяющим все его помыслы и побуждения. Рационально-волевая деятельность индивида при этом нередко поглощается подсознательно-эмоциональной доминантой. Будучи глубоко интимным чувством, любовь порождает претенциозность – требует ответного чувства и нередко сопровождается мучительным чувством ревности. Социальное начало в любви интегрируется с биологическими потребностями индивида.

Женщины, активно стремящиеся к эмансипации, несут в себе многочисленные мужские черты. Эмансипироваться хочет заключенный в женщине мужчина!

Мужчины и женщины сексуальны в равной мере. Но состояние половой возбужденности представляет для женщины высший подъем ее существования. Женщина в отличие от мужчины всегда сексуальна. Она вся в половой жизни. Мальчик не чувствует потребности в половой зрелости, тогда как молоденькая девушка трепетно ожидает ее. В мужчине симптомы половой зрелости вызывают чувство обеспокоенности, женщины с большим удовольствием следят за своим половым развитием. Они ждут любви и брака как увенчания своей жизни. Но женщина менее, чем мужчина, осознает свою сексуальность. Она всегда ожидает от мужчины прояснения ее интуитивных представлений.

Ум мужчины ставится женщиной на первое место среди прочих его достоинств. В мужчине женщина ценит устойчивость, обоснованность взглядов и суждений. Ей нравится, когда мужчина хорошо рассуждает. “Я” женщины – ее внешность, ибо она представляет большую ценность для мужчин. Ей нравятся комплименты по поводу ее внешности; она высоко ценит галантность в поведении мужчины.

Женщине присущи уникальные и величественные черты материнства. И каждый мужчина для нее в какой-то мере ребенок. Любовь же мужчины всегда создает идеализированную женщину. Любя женщину, мужчина требует от нее. самого себя. Он хочет видеть в ней реализацию своей Я-концепции. Состояние любви – состояние личностного самопостроения влюбленных, а часто – и состояние иллюзорного “достраивания” предмета своей любви*.

*”Секретный” тест для использования мужчинами

Если вы хотите узнать правду о своей любимой, попросите ее ответить “да” или “нет” по каждому блоку вопросов.

1. Считаете ли вы себя красивой?

Любите ли вы модно одеваться?

Считаете, что внешность – главное для женщины?

Предпочитаете ли косметику?

Много ли времени тратите на свой туалет?

2. Пользуетесь ли вы успехом у мужчин?

Любите ли шумное общество?

Замечаете ли вы красивых мужчин?

Часто ли посещаете рестораны?

Легко ли завязываете знакомства?

3. Вы любите детей?

Любите заниматься хозяйством?

Слушаете ли советы подруг?

Любите хозяйственных мужчин?

Вам нравится ходить в гости?

4. У вас есть любовник?

Вы сможете ударить мужчину?

Сможете встречаться сразу с двумя?

Можете ли вы изменить любимому?

5. Верите ли в любовь с первого взгляда?

Верите ли вы в любовь вообще?

Допускаете недостаток ума у мужчин?

Можете встречаться с мужчиной, который вам не нравится?

Дорожите ли вы дружбой?

6. Любите работать?

Считаете внебрачную жизнь безнравственной?

Сможете признаться в любви первой?

В семейных отношениях мужья могут выполнять роль “мужа-сына”, “мужа-мужчины”, “мужа-отца”, а жена – “жены-дочери”, “жены-женщины” и т. п.

Отвечая на вопрос, что вы хотите “добавить” своей личности, люди в своем большинстве говорят: “Уверенности, решительности, выдержки, уравновешенности, целеустремленности, силы воли”. А что желают эти же опрошенные другим людям? Понимания, сочувствия, доброты, человечности, честности, порядочности.

Несложившиеся дружеские и любовные отношения могут перерасти в столь же сильный свой антипод – ненависть и вражду.

Вражда и ненависть – явления в значительной мере углубленные в подсознание, проявляющиеся в безотчетном стремлении нанести ущерб другому лицу. (Эти негативные чувства в значительной мере генерируют преступное поведение.) Враждебность на уровне личностной установки – трудно преодолимое несчастье. Но если она даже и затухает, то на ее обломках уже никогда нельзя возродить благоухающий сад дружбы и любви. Атавизм вражды должен быть искоренен из психики современного человека. Психически устойчив тот, кто смотрит на мир с любовью и состраданием. Социально опасно равнодушие людей друг к другу. Дефицит общения, разорванность социальных контактов, одиночество – страшное бедствие для человека. Одиноким, психически изолированным от людей можно быть и в их постоянном окружении. Радость же социального взаимодействия – ни с чем не сравнимое благо.

Источники:
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ(К 100ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. Н. МЯСИЩЕВА)А.А. БОДАЛЕВВ. Н. Мясищев (1893-1973)
http://hr-portal.ru/article/psihologiya-mezhlichnostnyh-otnosheniy
Психология межличностных отношений 2
Основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия. Процесс развития межличностных отношений. Роль и функции межличностного общения.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00113626_0.html
Психология межличностных отношений 3
§ 3. Психология межличностных отношений: Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической … – – в большой интернет библиотеке
http://bib.social/psihiatriya-psihologiya_915/psihologiya-mejlichnostnyih-otnosheniy-75877.html

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou