Психология деловых отношений

Краткий курс «Психология деловых отношений» (стр. 3 )

Персонализация. Другая тенденция выражается в том, что каждый человек воспринимает себя как нечто самостоятельное, автономное. Он противопоставляет свое «Я» всему обществу, тем самым, выделяя себя из окружающей социальной среды. Это явление проявляется в процессе индивидуализации личности, которое состоит в осознании своего собственного «Я», создании своего «Я»-образа. Каждый человек познаёт свои возможности, устремления, интересы и реализует их в своём собственном индивидуальном опыте. Человеку важно знать, что он из себя представляет, так как личная определённость является важной основой жизнедеятельности человека. Эта определённость позволяет человеку занять конкретную нишу в обществе. Продолжением процесса индивидуализации является процесс утверждения человека в обществе, завоевание уважения, авторитета. Имидж, являясь средством категоризации другого человека, выступает эталоном, мерой оценивания индивидом личности. Вследствие этого имидж является носителем социальных установок и поэтому выполняет регулятивную функцию, оказывая воздействие на мнения и поступки окружающих.

Эмоциональная перцепция. Серьёзную роль в деловых отношениях играют эмоции, оказывающие существенное воздействие на формирование в сознании образа партнёра по общению. Основой для создания образа является восприятие. Восприятие человека человеком является обязательным условием любой совместной деятельности людей. Восприятие — это динамичный процесс, он обусловлен многочисленными психологическими и социально-демографическими характеристиками общающихся между собой людей. При этом мы всегда ненамеренно или намеренно оказываем определённое воздействие своими поступками, поведением на окружающих нас людей. Имидж во многом зависит как от личных психологических качеств человека, так и от умения соответствовать ожиданиям окружающих.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, следует обратить внимание, что имидж формируется благодаря многим факторам. Это наши личностные психологические особенности, это и влияние на нас нашего собственного или коллективного опыта, это и результат преднамеренного воздействия, как самих людей, так и СМИ. Имидж можно трактовать как одну из форм социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения: индивидуального и группового. С одной стороны, формирование имиджа происходит с учётом тенденций общественного мнения, сформированного в обществе, т. к. это способствует завоеванию доверия и достижению согласованности в восприятии образа человека. С другой — имидж играет значительную роль в формировании общественного мнения.

При этом имидж, являясь знаково-символической системой, имеет два уровня функционирования – осознаваемый, связанный преимущественно со значениями, и неосознаваемый, который можно соотнести с проявлением смысловых иерархических систем. Таким образом, имидж – это важный социально-психологический фактор, который может оказывать влияние на внутреннюю картину мира человека и как следствие участвовать в управлении людьми.

3. Внешний облик в деловом общении. Правила позитивного имиджа мужчины и женщины.

Имидж человека влияет на восприятие его окружающими и на самовосприятие. Если он выглядит хорошо, то и чувствует себя уверенно, испытывает гордость за самого себя и находит поддержку у других. Особенно важен имидж в сфере делового общения. Поскольку от впечатления, которое производит человек, зависит не только отношение к нему, но зачастую и профессиональная карьера и возможность заключить выгодную сделку.

Имидж делового человека может быть как позитивным (к этому надо стремиться), так и отрицательным, отталкивающим. К средствам позитивного имиджа относят:

1. Коммуникативные способности (умение выгодно представить себя, артикуляция и т. п.).

2. Внешние физические данные (ухоженность, элементы личной гигиены, волосы, кожа и т. д.).

4. Одежда, обувь, макияж, прическа и т. д.

Создание имиджа – длительный и сложный процесс, успешность которого зависит от условий и технологий формирования имиджа. Создание любого имиджа начинается с оформления внешности. Есть некоторые универсальные правила, которые помогут грамотно создать внешний имидж.

Принцип контраста заключается в том, что предполагается такое построение имиджа, когда сознательно вводится элемент (деталь), неадекватный всему образу в целом. Именно эта «неадекватная деталь» по контрасту и привлекает к себе внимание в первую очередь. Контрастная деталь объективно приковывает наше внимание и может занять первое место при интерпретации Вашего образа. Она обязательно вызывает суждения, которые противоречат остальной информации (которую несут остальные составные части образа). Внимание! Принцип контраста срабатывает в следующих ситуациях: несовпадение детали с основным стилевым решением образа (толстые тёплые чулки с изящным шелковым платком) престижность и дороговизна элемента на фоне скромности одежды. Контрастность стиля и вещей различного функционального назначения приводит к появлению негативных суждений о вкусе и вообще, об уровне культуры человека. Подобные суждения же могут возникать при контрастности манер поведения, жестов, речи человека и одежды. При этом одежда не только не маскирует несоответствие, а напротив, подчеркивает, выдаёт (например, жаргонные выражения из уст роскошно одетой дамы лишь усиливают диссонанс между её материальной и духовной жизнью).

Правило 2. «Говорите о себе то, что другие должны знать о Вас». Насколько можно раскрывать душу перед окружающими, решать только Вам. Конечно, если для Вас в какой-то ситуации важно только внешнее впечатление, Вы должны строить образ в соответствии только со своим демонстрируемым "Я". Окружающие должны думать о Вас только то, что Вы им позволите. Поэтому следует избрать подходящим вариант впечатления о Вас. Вы хотите, чтобы все вокруг видели «деловую женщину» или «мать семейства», «синий чулок» или «сексапильную красотку», «преуспевающего специалиста» или «неудачницу»?

Следует ориентироваться только на шаблоны восприятия имиджа в нашем обществе. В разных ситуациях одежда должна максимально им

соответствовать. Чем шаблоннее и точнее Вы в этом выражении, чем меньше

видна ваша индивидуальность, тем лучше. Если Вас интересует задача самосовершенствования, Вы хотите приблизить себя к достижению Вашего идеального «Я», то в этом случае одежда должна говорить о нем более точно.

Поэтому здесь при выборе стиля, силуэта и цвета в одежде мы должны

руководствоваться знанием о связи имиджа с характером и другими психологическими особенностями личности, представлять возможности коррекции собственной души с помощью одежды. В этом случае во внешнем облике красной нитью должны проходить те черты, которые мы хотим у себя сформировать. Поэтому имидж не должен быть очень разным, он всегда должен работать на суперзадачу! Но одежда может выражать и наше реальное «я». Тогда вообще не следует задумываться об эффектах социального восприятия нашей внешности.

Правило 3. «Одежда должна соответствовать Вашей профессии лишь на рабочем месте». Самая большая ошибка ходить в униформе вне работы либо, что ещё хуже одеваться во всех случаях одинаково, как на работу. Согласно теории ролей мы исполняем в жизни три роли: приписывающую

(ожидаемое от нас поведение), субъективную (мы сами ждем от себя) и реальную. Многочисленные зарубежные исследования показывают, что профессиональная одежда настраивает на рабочий лад, облегчая тем самым исполнение приписываемой роли. Но она вмешивается и в исполнение реальной роли. Оставаясь в профессиональной одежде вне работы, мы как бы продолжаем находиться на работе, покинув её. Вместе с тем неосознанно переносим с профессиональной сферы на другое место туже технику общения, манеру говорить. Поэтому переодеваться в разных ситуациях надо не только из-за соображений гигиены, но и по чисто психологическим основаниям.

Тот, кто ходит в театр в повседневной одежде – не просто «поступает дурно», а просто лишает себя пусть небольшой, но грани праздника. Что же делать, когда времени совсем нет и надо ехать с "корабля на бал". Практика показывает, что если простые способы изменить внешний вид подручными способами. Легкий тонкий шарф, бижутерия, другие туфли, нарядные накладные детали (пелерины, жилеты, прозрачные туники и меха), одетые на обычное деловое платье могут трансформировать Вас до неузнаваемости. Научиться этому не сложно. Просто не надо лениться!

Правило 5. «Сознательно изменяйте свой имидж». В мире постоянно растет роль информации, поэтому такая информационная структура, как имидж неизбежно будет привлекать все большее внимание и теоретиков и практиков. Рыночные отношения, развитие конкуренции во всех областях жизни привели к актуализации этого понятия как преднамеренного создания образа в сознании людей, как эффекта личной презентации. Работа по созданию имиджа позитивно отражается на личностную и профессиональную характеристику делового человека, появляется желание сотрудничать с ним и с фирмой, которую он представляет. Следовательно, привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех.

Имидж делового мужчины

Деловой стиль для делового мужчины — это одежда и аксессуары, которые позволяют выглядеть профессиональным, авторитетным, уверенным в себе, солидным, внушающим доверие, но не без претензии на изящество и элегантность. Какой же должна быть одежда, подчеркивающая именно эти качества своего владельца?

Традиционный мужской костюм в деловом стиле — темно-синий или темно-серый, в вертикальную светлую полоску. Выбирать оттенки нужно с учетом цветотипа мужчины. Важно также общее направление линий на пиджаке, рубашке, галстуке. Основная рекомендация: линии элементов одежды не должны резко пересекаться друг с другом, но и не должны сливаться.

Отлично смотрится одежда с гармонирующей фактурой. Например, удачное решение — это фланелевый костюм и шерстяной галстук, а неудачное — фланелевый костюм и шелковый блестящий галстук. Дисгармонично выглядят деловой костюм и клетчатая спортивная рубашка, пиджак с широкими лацканами и узкий галстук. Для однотонного костюма возможны такие сочетания: однотонная рубашка и однотонный галстук, рубашка с рисунком и однотонный галстук, однотонная рубашка и галстук с рисунком. К костюму в полоску не следует надевать клетчатую рубашку. К клетчатому костюму носят только однотонную рубашку, а галстук без направленности рисунка или одноцветный. В деловой ситуации нужно быть внимательным к костюму яркой расцветки: такой костюм привлекает к себе внимание, поэтому требует особенно тонкого вкуса и большого опыта.

Единства стиля легче всего добиться, выбирая однотонные элементы одежды. Многие мужчины считают, что такие комбинации скучны и не привлекательны. Это не так. Однотонный костюм должен быть основным элементом одежды делового мужчины, претендующего на хороший вкус. Такой костюм обладает свойством хорошо сочетаться с однотонными цветами и рисунками других элементов одежды, что упрощает выбор правильной комбинации: костюм — рубашка — галстук.

Лучшие цвета рубашек для делового стиля — это белый и пастельный: такие рубашки хорошо сочетаются с любым костюмом и галстуком и демонстрируют вкус владельца. Шелковые, блестящие, прозрачные рубашки не годятся. Важно, чтобы рубашка не собиралась в складки, не пузырилась вокруг талии, не стесняла при движении, не вылезала из-под ремня. Большое значение имеет количество и расположение пуговиц (особенно для высоких и полных мужчин). При движении нижняя пуговица так и выскакивает из-под ремня, рискуя обнажить живот. Нужно проследить, чтобы она была примерно на 8 сантиметров ниже ремня, если ее нет — пришейте.

Несколько слов о галстуке и как его выбирать. Галстук — может быть главный показатель вашего вкуса и статуса, хотя большинство мужчин уделяет ему мало внимания. Как выбрать галстук? Положитесь в его выборе только на себя. Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня; лучший материал: шелк, шерсть и, наконец, хлопок. Очень хорошо смотрится синтетическая ткань под шелк или ее смесь с шелком. Гладкий шелк несколько блестит, плетеный шелк не имеет блеска. Шелковые галстуки идут к различным тканям и годятся для любых ситуаций. Галстук из тонкой шерсти, хотя и похож на шелковый, но в отличие от него не блестит, что придает ему менее церемонный вид.

Носки — важная деталь внешнего облика делового мужчины. Требования делового стиля таковы: носки однотонные, темные и являют собой переход от цвета брюк к цвету ботинок. Они должны быть достаточно длинными и облегающими, чтобы при сидении не было видно голую ногу. Белые, красные и других ярких цветов носки недопустимы в рабочем гардеробе делового человека.

Очки (иногда без диоптрий) можно носить для того, чтобы выглядеть респектабельнее, солиднее, старше. Существуют определенные правила выбора очков — важно, чтобы оправа соответствовала овалу лица. Цвет оправы должен гармонировать с цветом волос.

В отношении украшений в деловом мире действует правило: чем меньше, тем лучше. Европейский деловой мужчина должен ограничиться только одним кольцом — обручальным. Золотые цепи, печатки, заколки, булавки не являются необходимым элементом делового костюма.

Деловому мужчине следует избегать:

• Тесной одежды, которая затрудняет ваши движения и жесты.

• Сильного запаха духов или лосьона после бритья.

• Бижутерии, которая бренчит при ваших движениях.

• Новой одежды или обуви, которую вы раньше никогда не надевали.

• Избытка крупных узоров и ярких цветов на одежде.

• Темные нейтральные тона, которые вам идут (цвет древесного угля или

• Ремень хорошего качества.

• Манжеты рубашки должны быть видны из-под рукавов пиджака.

• Носки должны быть того же цвета, что и обувь или брюки.

• Никогда не подбирайте карманный платок точно в тон галстуку; лучше

подберите гармонирующий по цвету с галстуком или рубашкой.

Классическая таблица элегантности

белая, слоновой кости, светло-голубая, розова

белая, слоновой кости, светло-розовая

белая, слоновой кости

в серую, красную, бордовую полоску

В белую, красную, голубую полоску, темно-бордовый

слоновой кости, бежевая, светло-розовая, табачная

зеленый, бордовый, красно — черный

светло — коричневый красно-черный кофейные

белая, розовая, табачная

черные, коричневые, кофейные

белая, бежевая, светло-розовая

красно — черный серебристо-серый,

черные, светло — коричневые

В идеале в гардеробе деловой женщины должен быть минимальный набор: строгий костюм, брюки, две юбки средней длины, несколько топов и водолазок, блузка. Ансамбли следует подбирать таким образом, чтобы можно было легко перенести деловые переговоры из офиса в ресторан. Это должны быть вещи обязательно высокого качества, не слишком яркие по тонам и расцветке, которые идеально сидят на фигуре, не слишком мнутся и в которых можно чувствовать себя комфортно в любой ситуации. Идеальные ткани — тонкая шерсть с добавлением лайкры, кашемир+шелк, лен+шелк.

На костюме экономить не стоит: пословица про одежку не выйдет из моды никогда. Необходимо держать фасон и выбирать дорогие престижные марки, специализирующиеся на пошиве деловых костюмов и гарантирующие качество. Узкая светлая полоска приветствуется, клетка допустима лишь мелкая – «пепита» или «собачьи зубы». Глубокое декольте недопустимо в любом случае, блузки без рукавов требуют красивых и безупречных по качеству кожи и форме плеч без целлюлита.

Небезупречные по форме ноги можно спрятать под брюками — если этикет допускает, в противном случае даже в неактуальном сегодня макси можно найти изюминку, умело сочетая линии и цвет. Брюки предпочтительны прямые либо чуть клеш. Модные шорты, а также капри носить не рекомендуется.

Туфли и сапоги должны быть (или выглядеть таковыми) новыми, строгого классического фасона. Если нет средств обновить костюм, купите туфли: дорогая обувь — показатель респектабельности. Высота каблука значения не имеет, но супершпильки лучше отложить до вечера. Обувь на высокой платформе, из золотой, серебряной и бронзовой кожи неуместны, так же, как обувь, украшенная камнями, босоножки, туфли с открытой пяткой или носом, мокасины и "балерины" без каблука. Даже в самую ужасную жару не отказывайтесь от колготок (светлого тона, никак не черных и тем более цветных и кружевных) — это тоже класс, который позволит вам выглядеть безупречно и чувствовать себя уверенно в самой короткой юбке и в самой трудной ситуации. Кстати, о длине: между юбкой и коленом должна умещаться ладонь, не больше.

Сумка самый верный показатель элегантности. — только кожаная, среднего объема, возможно, лаковая, без излишних украшений, если ваш стиль — строгая классика. Из украшений лучше демонстрировать миру настоящие ювелирные изделия, причем количеству лучше предпочесть качество — престижную марку, что стоит недешево и ценится высоко. Для бижутерии правила те же: на одной руке нельзя соединять белый и желтый металлы и стремиться следует к единству стиля. Этнические браслеты и длинные серьги могут быть не поняты деловыми партнерами. Идеальный вариант — комплект из кулона, серег и кольца в одном стиле. От часов слишком крупных или украшенных бриллиантами, как и от слишком дешевых, лучше отказаться.

Деловой стиль как никакой другой предполагает аккуратную стрижку, свежевымытые волосы и небольшой объем прически: классика — стрижки сэссон и каре. Резкие цвета вроде ультрафиолета, спелой вишни или вытравленные белые, а также явный "начес" демонстрируют безвкусие и отсталость взглядов: последняя мировая тенденция в парикмахерском искусстве — натуральные цвета и естественные формы. Довершают деловой имидж безупречный маникюр (цвет лака подбирают в тон основным тонам одежды, экзотические и кислотные тона вне закона), скромный макияж, безукоризненный по чистоте носовой платок (только из ткани) и тонкий ненавязчивый аромат — это и есть высший класс делового dress-code, по которому не только встречают, но и провожают достойно.

Психологические основы деловых отношений

1. Психологические основы делового общения.

2. Восприятие в процессе делового общения

3. Общение как коммуникация

4. Общение как взаимодействие

1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / под ред.

Проф. . – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.

2., Богатырева общение. – М.:»Приор-издат»,

3.Титова общение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 20с.

4.Урбанович управления. – Минск: Харвест, 2004. – 639 с.

1. Психологические основы делового общения. Общение лежит в основе любого вида человеческой деятельности и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Способность к общению относится к числу важнейших человеческих качеств.

Наиболее простая модель общения может быть представлена схемой (см. рис.1):

Рис.1. Модель общения

В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффектив­ности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения.

Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата; когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собесед­ника, но интересы дела более значимы, чем возмож­ные личностные расхождения.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида дея­тельности, связанной с производством какого-либо про­дукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) стату­сах, которые определяют необходимые нормы и стандар­ты (в том числе и этические) поведения людей.

В деловом общении предметом общения является дело (см. рис.2).

Собеседник 1 Собеседник 2

Рис.2.Взаимодействие субъектов делового общения

Особенности делового общения заключаются в том, что:

— партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

— общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

— основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, кото­рая обеспечивает успех общего дела.

Содержание делового общения – социально-значимая совмест­ная деятельность людей, которая предполагает согласованность Действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих воз­можностей по ее реализации.

Обзоры сервисов Pandia.ru

Справочная информация

Общество

Бизнес и финансы

Досуг

Инфраструктура

Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Курс лекций по дисциплине психология деловых отношений

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии

Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Известный психолог конца XIX – начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает «psyche» – душа, «logos» – наука, учение, то есть – "наука о душе". Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

В силу специфики нашего курса и данного учебного пособия, мы остановимся подробнее лишь на некоторых отраслях психологии – общей, социальной, психологии управления и психодиагностике.

Общая психология исследует индивида, выделяя при этом два основных направления – психологию познавательных процессов и психологию личности. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность обладает свойствами, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах предлагаемого курса. Ведь трудно, наверное, представить себе школьника, пытающегося постичь основы высшей математики, но не изучившего еще таблицу умножения, не научившегося складывать и вычитать числа.

Особое внимание в нашем курсе будет уделено социальной психологии, и это не случайно. Социальная психология – отрасль психологического знания, имеющая короткую, но насыщенную историю своего развития. Как самостоятельное направление психологической науки, она существует менее 100 лет. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда одновременно вышли две книги с аналогичным названием, заявившие себя как первые учебники по новой гуманитарной дисциплине. Интересно отметить, что один учебник вышел в Америке, другой в Европе, один был написан социологом, другой – психологом.

Само сочетание слов "социальная психология" указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, который сам по себе может быть исследован лишь при помощи объединённых усилий двух наук: психологии и социологии.

С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей.

С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась "на перекрёстке" этих двух наук. Всё это создаёт немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга её проблем.

Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии. Запросы на социально‑психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально отовсюду, сегодня особенно в связи с тем, что радикальные изменения происходят во всех сферах общественной жизни.

В процессе развития социальная психология прошла нелёгкий путь поиска своего предмета исследования. Если в начале века интерес исследователей в основном концентрировался на изучении общественной психологии, массовых социальных явлений (толпа, заражение в массах, нация и её психический склад и др.), то в середине века всё внимание было отдано исследованию малых групп, социальных установок людей, способов влияния на микроклимат группы и отношения между различными людьми.

В настоящее время перед социальной психологией остро стоит проблема построения общей теории социального поведения человека. Такой теории пока нет, так как поведение человека в социуме – чрезвычайно сложно и в плане изучения и в плане прогнозирования. То, как именно будет вести себя человек или группа в той или иной ситуации, определяется большим количеством различных факторов, учесть которые очень сложно.

Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплочённость – всё это явления, присущие любому типу общественной организации. Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства.

Во‑первых, даже и эти описанные в традиционной социальной психологии явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание. Формально процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определённые социальные установки и т. д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определённым общественным явлениям – всё это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех традиционных проблем приобретает новые грани. Методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социально‑психологических проблем продиктован в том числе и общественными потребностями.

Во‑вторых, новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др.

Если исходить из того, что социальная психология, прежде всего, анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей. По каким законам развиваются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура, наконец, какое место они занимают во всей сложной системе человеческих отношений?

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, – раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот «результат» не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое‑то «несоциальное» поведение, а затем на него накладывается нечто «социальное». Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать её в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой стороны, – их созидатель, активный творец.

Взаимодействие личности и системы социальных связей (как макроструктуры – общества в целом, так и микроструктуры – непосредственного окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, то есть в некотором "социальном контексте". Этот «контекст» представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Но всё дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.

Общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная роль есть фиксация определённого положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, женой, матерью, членом профсоюза, игроком сборной по теннису и т. д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной – но и здесь сегодня наука шагнула вперёд, поэтому страстно желающие могут изменить не только имя, но и свой пол), другие приобретаются прижизненно.

Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного её носителя в деталях: всё зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своём конкретном проявлении приобретают определённую "личностную окраску".

Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый "диапазон возможностей" для своего исполнителя, что можно условно назвать определённым "стилем исполнения роли". Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений – межличностных.

Таким образом, интерес современной социальной психологии сосредоточен вокруг изучения проблем человеческого общения в его межличностных и межгрупповых формах, исследования механизмов образования и функционирования групп, формирования социально‑психологических свойств и качеств личности.

Социальная психология – это и общенаучное знание о закономерностях социального поведения людей и целых групп, и методы эмпирического исследования этого поведения, и набор эффективных средств и технологий социального воздействия на такое поведение.

Следующая отрасль, которой мы уделим пристальное внимание, – это психология управления. Основным ее предметом является продуцирование психологических знаний, применяемых при решении проблем управленческой деятельности.

Личность работника как составной единицы трудового коллектива изучается целым рядом отраслей психологии, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология и др. Сам коллектив (или группа), в свою очередь, является предметом изучения социальной, военной, педагогической психологии и др.

Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Под организованной деятельностью понимается не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, а деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными, корпоративными и целым рядом других требований.

Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации – такие отношения и называются управленческими.

Социально‑психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным содержанием.

Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Другими словами, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.

В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, то есть социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

Изучение личности работника в организации, анализ влияния организации на социально‑психологическую структуру и развитие коллектива – таковы главные вопросы, стоящие перед специалистами, исследующими проблемы психологии управления.

В отличие от психологии труда, в психологии управления актуальна, например, не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника конкретной организации, проблема подбора людей в эту организацию и их ориентации в отношении особенностей деятельности данной организации.

Объектом психологии управления являются люди, включенные в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно‑полезные цели.

Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Принято выделять следующие управленческие проблемы, характерные для предмета данной отрасли психологии:

– социально‑психологические вопросы производственных групп и коллективов;

– психология деятельности руководителя;

– психология личности руководителя;

– психологические проблемы подбора руководящих кадров;

– психолого‑педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров;

– функционально‑структурный анализ управленческой деятельности;

– социально‑психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей;

– психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и др.

Специалистами в области психологии управления среди всего многообразия психологических проблем на сегодняшний день выделяется ряд наиболее актуальных для организации:

– повышение профессиональной компетентности руководителей всех уровней, то есть совершенствование стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов и др.;

– повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого персонала;

– поиск и активизация человеческих ресурсов организации;

– оценка и подбор (отбор) специалистов управленческого звена для нужд организации;

– оценка и улучшение социально‑психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации.

Психологии управления не случайно отведен целый раздел в настоящем учебном пособии, поскольку изучение ее проблем и вопросов призвано обеспечить психологическую подготовку менеджеров, управленцев различного звена, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести:

– понимание природы управленческих процессов;

– знание основ организационной структуры;

– четкое представление об основных принципах и стилях управления и руководства, а также способах повышения эффективности управления;

– знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;

– знание эвристических методов решения творческих задач;

– умение устно и письменно выражать свои мысли;

– компетентность в управлении людьми, подборе и соответствующей подготовке специалистов, в оптимизации формальных и неформальных взаимоотношений среди работников организации;

– умение оценивать собственную деятельность, делать адекватные выводы и повышать квалификацию, исходя из требований текущего дня и прогнозируемых изменений;

– четкое представление о структурных особенностях организации, мотивах и механизмах поведения.

Психодиагностика – это отрасль психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней ("диа" и "гнозис") и буквально истолковывается как "различительное познание".

Термин «диагностика» в настоящее время активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях.

Психология деловых отношений

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Психология деловых отношений (предмет: Психология) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта. Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0) .

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.

Кстати! В нашей группе ВКонтакте мы бесплатно помогаем с поиском рефератов, курсовых и информации для их написания. Не спешите выходить из группы после загрузки работы, мы ещё можем Вам пригодиться 😉

Узнать подробней о Реф-Мастере

Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!

Подробней о нашей инструкции по введению

Подробней о нашей инструкции по заключению

реферат по дисциплине Психология на тему: Психология деловых отношений; понятие и виды, классификация и структура, 2015-2016, 2017 год.

1. Познавательные, эмоционально-волевые и психические процессы

2. Создание хорошего впечатления о себе. Комплименты, их виды и особенности

Говоря о психических процессах, мы различаем процессы познавательные, эмоциональные и можем также говорить о волевых процессах. При этом, различая мыслительные, или интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, мы не устанавливаем этим никакого дизъюнктивного деления аналогично тому, как это делала психология, которая делила психику, или сознание, на интеллект, чувство и волю. Один и тот же процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым.

Когда мы анализируем последовательно интеллектуальные, или познавательные, эмоциональные и волевые процессы, речь собственно идет о характеристике единых и в то же время многообразных психических процессов по преобладающему в каждом таком процессе интеллектуальному, эмоциональному или волевому компоненту. Каждый психический процесс может быть охарактеризован по отношению к каждому из них. Мы характеризуем его как интеллектуальный, эмоциональный или волевой по тому преобладающему в нем компоненту, который накладывает в данном случае свой определяющий отпечаток на процесс в целом.

Для создания хорошего впечатления о себе нужно умело использовать свои сильные стороны и не проявлять слабые. Следует выстраивать поведение, опираясь на свои лучшие качества.

1. Познавательные, эмоционально-волевые и психические процессы

Психические процессы, включая в себя в качестве компонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются Гиппентрейтер Ю.Б. «ВВЕДЕНИЕ в общую психологию». М-96. .

Психические процессы охватывают:1) познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мышление; 2) волевые процессы: мотивы, стремления, желания, принятие решений; 3) эмоциональные процессы: чувства, эмоции. К психическим состояниям относятся проявления психических процессов: познавательных (например, сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты). Психические свойства включают: качества ума (способности>, устойчивые особенности волевой сферы (характер>, закрепившиеся качества чувств (темперамент>.

«Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей»[1]

Под эмоциями подразумевают субъективные реакции животных и человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и так далее.

Аффекты- сильные и относительно кратко временные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при невозможности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникших ситуаций. У человека аффекты могут вызываться не только факторами, затрагивающими его физическое существование и связанными с его биологическими потребностями и инстинктами, но и нарушением его социальных отношений, напр. несправедливостью, оскорблением.

Аффект — эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аффекта: а) бурное внешнее проявление; б) кратковременность; в) безотчетность поведения человека во время аффекта; г) диффузность переживания (аффект захватывает личность целиком, ее ум, чувства и волю).

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и рои особых обстоятельствах, например, во время космического полета. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом

Г.Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (так называемым, экстремальным) условиям, а так же прогнозирования его поведения в подобных условиях.

Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психологические компоненты.

Настроение — более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.

Во множестве эмоциональных, в широком смысле процессов, выделяют особый вид собственно эмоций. В отличие от аффектов они могут слабо проявляться внешне. Они имеют отчетливо выраженный ситуативный характер. … Собственно эмоции находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния моего «Я», вторые — как состояние происходящее «во мне». Это отличие явно, когда эмоции возникают как реакция на аффект, напр. когда человек тревожится, что его может охватить панический страх, стыдится проявленного гнева и т.п.

Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и “безотчетностью” переживаний.

Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т.е. имеющие строго причинно- обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.

Чувства отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направлении его личности.

Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, т.е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.)

Человек — это бездушный механизм, до тех пор, пока в его действиях не появится воля, нечто наиболее тесным образом связанное с человеческой самостью, его духовным началом. Человек ничем не отличается от умного и хорошо выдрессированного животного, пока не использует свою волю[1].

«Воля, способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Воля — специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных действий. По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается борьбой мотивов (акт выбора)»[4]

2. Создание хорошего впечатления о себе. Комплименты, их виды и особенности

Феликс Алексеевич Кузьмин, психолог, профессор Московской государственной Академии печати.

Чтобы произвести в процессе делового разговора хорошее впечатление о себе, необходимо помнить о соблюдении общепринятых правил поведения.

Прежде всего, надо вести себя естественно. Лучший способ испортить первое впечатление о себе — вести себя напряженно и скованно. Но не годится и повышенная раскованность и тем более фамильярность. Не следует также напускать на себя вид очень серьезного, занятого важными делами человека. Окружающие эту фальшь поведения очень быстро распознают.

Чтобы произвести первое хорошее впечатление, надо также как можно быстрее сориентироваться в обстановке и в людях, вас окружающих. Это приводит к формированию у них достаточно устойчивых впечатлений, которые долго не исчезают.

Каждый человек — это уникальное создание со своими сильными и слабыми сторонами, которыми для создания о себе хорошего впечатления необходимо умело пользоваться, т.е. активно использовать сильные стороны и стараться не проявлять слабые. При этом это не значит обманывать собеседников — просто следует выстраивать поведение, опираясь на свои лучшие человеческие и профессиональные качества.

Дальнейшая техника создания благоприятного впечатления у окружающих требует выполнения следующих действий.

1. Постоянно высказывать искренний интерес к другим людям. Демонстрация такого интереса — лучший способ произвести хорошее впечатление. Следует, однако, помнить, что самое опасное — это перейти границы искренности и превратиться в льстеца. Такое происходит, когда, пытаясь произвести выгодное впечатление, человек в своих словах начинает преследовать очевидные цели. В этом случае фальшь становится заметной мгновенно. Сдержанность и такт особенно важны при общении с начальником и подчиненными.

2. Поддерживать моменты общности. Отношения лучше всего строить на тех интересах и привязанностях, которые являются общими, т. е. объединяют.

3. Выражать искреннее одобрение. Все люди любят, когда их хвалят. Во всех ситуациях надо найти, за что похвалить собеседника — за знания, умения, внешний вид, состояние кабинета или дома, личные качества родных или друзей. Замечайте в первую очередь все то, что вам нравится в людях и в их поведении. Говорите об их достоинствах. Может быть, эти достоинства еще в зачатке, но человек захочет оправдать ваши ожидания и «закрепить» эти положительные качества.

Один из самых эффективных приемов формирования положительного отношения к себе — это использование комплиментов, т. е. слов и выражений, содержащих небольшое преувеличение положительных качеств человека, благодаря которым срабатывает психологический феномен внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до тех качеств, которые подчеркнуты в комплименте Брагин И.М. «Этика делового общения». Минск-94. .

Получая комплимент, человек неосознанно стремится оправдать ожидания, что формирует ответную симпатию к вам, снимает его психологическую защиту и закрытость.

В деловом разговоре комплимент настраивает партнера на взаимную симпатию, доверие и приятные отношения, создает чувство надежности, желание ответить взаимностью, формируя хорошее впечатление о вас. Кроме того, комплимент помогает снять сопротивление вашего оппонента, настраивает его на согласие и сотрудничество и создает неосознанное желание идти на уступки. А при первой встрече комплимент — самое удачное начало разговора и лучший способ поднять настроение будущего партнера или клиента, да и себе тоже.

Комплименты бывают трех видов.

Первый их вид — когда мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: фирму, где он работает, ее успехи, известность и т. п.

Второй вид — это комплименты, когда мы даем собеседнику маленький «минус», а потом большой «плюс». После «минуса» собеседник теряется и готов уже возражать, но в этот момент на контрасте вы говорите для него нечто очень лестное. Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как все сильно действующее, он довольно рискован. Если «минус» окажется сильнее «плюса», последствия для вас могут оказаться крайне нежелательными.

Третий вид комплиментов состоит в том, что вы сравниваете вашего собеседника с чем-нибудь для вас очень дорогим. Например: «Я бы очень хотел иметь своим сыном такого ответственного человека, как вы». Этот вид комплимента самый тонкий и наиболее приятный для собеседника. Но границы его использования довольно узки. Чтобы он не выглядел искусственным, во-первых, необходимо наличие близких и доверительных отношений между собеседниками. И, во-вторых, собеседник должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем.

Есть еще одна форма комплимента, способная вызвать положительные эмоции даже у тех, кто занимает по отношению к вам крайне отрицательную позицию. Эта форма называется «комплимент на фоне антикомплимента самому себе». Усиленное воздействие такого комплимента связано с тем, что он вызывает удовлетворение сразу двух потребностей вашего собеседника:

— в усовершенствовании какой-то его черты характера, способности, привычки, умения;

— в реализации его установки на критику партнера по деловому разговору.

Противопоказаний комплиментам практически нет. Любая деловая беседа, любые коммерческие переговоры можно начинать с комплиментов присутствующим. При этом на первых порах целесообразно заранее, готовясь к деловому разговору, приготовить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситуаций и людей.

Для любого предпринимателя и любого менеджера располагать к себе подчиненных и партнеров по делу — производственная необходимость. Поэтому необходимо как можно чаще делать им комплименты, соблюдая при всём этом несколько простых правил Тимченок Н.М. «Искусство делового общения». Харьков, РИП-92. .

1. Произносить комплименты надо уверенным тоном, не смущаясь, но и не покровительственно. Слова должны сочетаться с тоном голоса, мимикой и позой.

2. Произнося комплимент, следует прогнозировать реакцию партнера. Комплимент может вызвать и раздражение, если он неуместен.

3. Не нужно произносить противоречивых комплиментов, имеющих скрытый подтекст.

4. Комплимент должен отражать только положительные качества без двойного смысла, когда качество можно оценить и как положительное, и как отрицательное.

5. Отраженное в комплименте положительное качество должно иметь лишь небольшое преувеличение. В противном случае комплимент превращается в издевательство.

6. Нельзя делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек стремится избавиться.

7. Комплимент не должен давать рекомендаций и поучать.

8. К комплименту нельзя делать добавок, которые становятся для него «ложкой дегтя», т. е. существенно ухудшают.

Комплимент отличается от лести именно тем, что содержит небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Лесть грубее комплимента и потому имеет больше шансов быть отвергнутой из-за вопиющего несоответствия реальному положению вещей. Поэтому в деловом разговоре явное преимущество за комплиментом как инструментом более тонким и действенным.

Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам, причем интерпретация этого факта представляет собеседника в выгодном свете.

Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести. Если есть сомнения, поймет ли собеседник, о каком факте речь, лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уже обыгрывать.

Хуже всего, если комплимент противоречит фактам. Например, если ваш компаньон не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли, а вы ему скажете, что он сегодня прекрасно выглядит, ваши слова будут восприняты не иначе как насмешка.

Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать одну-две мысли, не более. И быть простой по конструкции и заведомо понятной.

Надо уметь не только делать комплимент, но и достойно на него отвечать притом желательно сразу, иначе собеседник, если и не обидится, то уже не захочет в другой раз сделать вам приятное. Общая формула ответа на комплимент: «Это благодаря вам!» Все искусство состоит в умении ее варьировать. Иными словами, необходимо вернуть психологический «плюс» вашему собеседнику. При этом важно похвалить его за действительно положительные качества.

Комплименты надо говорить как можно чаще и всякому, кто достоин доброго слова. Именно практикой достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и эффективным. Собеседники принимают комплименты весьма благосклонно. Не составляют исключение и деловые люди, ибо всякому приятно уже то, что ему хотят сказать что-то хорошее, и он легко прощает возможные промахи.

Когда комплимент пришелся по душе собеседнику, лицо его озаряется улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой имеет приятное обыкновение передаваться собеседнику. И вы также непроизвольно улыбнетесь и почувствуете, что и ваше настроение улучшилось. Так что польза от комплиментов обоюдная.

Существуют и другие очень важные приемы техники создания хорошего впечатления у окружающих. Эти приемы предполагают следующую манеру общения с собеседниками.

Всякий человек, как бы он ни был увлечен своей работой, имеет свою личную жизнь — персональные интересы, увлечения, стремления, интересы и потребности своей семьи. Если с собеседником вести разговор в русле его личных интересов, то это, как правило, вызовет в нем повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями, а вас он станет воспринимать как человека чуткого и внимательного.

Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но и вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение имеет своим источником деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает.

Каждый человек — это уникальное создание со своими сильными и слабыми сторонами, которыми для создания о себе хорошего впечатления необходимо умело пользоваться, т.е. активно использовать сильные стороны и стараться не проявлять слабые. При этом это не значит обманывать собеседников — просто следует выстраивать поведение, опираясь на свои лучшие человеческие и профессиональные качества.

1. Аверченко Л.К. и др. «Психология управления». М-Н-1997.

2. Брагин И.М. «Этика делового общения». Минск-94.

3. Гиппентрейтер Ю.Б. «ВВЕДЕНИЕ в общую психологию». М-96.

4. Лавриненко В.Н. «Психология и этика делового общения». М-97.

5. Лавриненко В.Н. «Социальная психология и этика делового общения». М-95.

6. Немов Р.С. «Психология». Учебник. М-95.

7. Петровский А.В. «ВВЕДЕНИЕ в психологию». М-95.

8. Соловьева О.В.«Обратная связь межличностном общении».МГУ-92.

9. Столяренко Л.Д., Лавриненко В.Н. «Основы психологии». Ростов-на-Дону-99.

10. Тимченок Н.М. «Искусство делового общения». Харьков, РИП-92.

11. Ярошевский М.Г., Петровский А.В. «История психологии», М. — 2004

Категории делового общения и принципы, применяемые в деловых беседах, правила хорошего тона. Специфика управленческого общения в организации, стили руководства, их признаки. Культура проведения профессиональных переговоров, конфликты, пути их разрешения.

Определение понятия «общение», его структура и средства. Деловая беседа как форма делового общения. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров. Вопросы в споре и виды ответов.

Основы делового общения с этической и психологической точки зрения. Особенности построения деловой беседы и проведения переговоров. Техники и технологии эффективного чтения и писания деловых писем, слушания и говорения, а также публичного выступления.

Анализ и особенности психологического взаимодействия членов коллектива организации в процессе общения. Общая характеристика, основные принципы и проявления этики делового общения. Понятие, сущность, формы, принципы и структура управленческого общения.

Темперамент и его значение в общении. Самопрезентация: сущность и разновидности. Факторы, влияющие на формирование имиджа. Черты личности, определяющие успех в деловых отношениях. Причины недопонимания и возможности его устранения. Коммуникативность.

Техника установления контакта и способы расположить к себе людей. Первое впечатление во время общения. Характеристика различных эффектов и феноменов при восприятии людьми друг друга. Главные причины для отказа в работе. Техника телефонного разговора.

Сущность и основные функции делового общения. Психология социальной перцепции, психологические процессы, ответственные за осуществление человеком определенного социального поведения. Технология деловой коммуникации, взаимодействие в процессе общения.

Перейти в список рефератов, курсовых, контрольных и дипломов по

Психология деловых отношений. Рытченко Т.А., Татаркова Н.В.

М.: МЭСИ, 2005. — 91 с.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области статистики в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 061700 «Статистика» и другим экономическим специальностям.

В настоящее время требования к личности специалиста с высшим образованием резко изменились. В условиях рыночной системы он должен рассчитывать на себя, свои возможности, способности, уметь адаптироваться в новой обстановке, гибко и быстро решать поставленные жизнью проблемы. Не менее важно быть специалистом по работе с людьми: уметь строить взаимоотношения, уметь слушать, избегать конфликтов, обладать высокой психологической культурой – такой человек гораздо успешнее делает свою карьеру. В связи с этим задача психологов и психологии – помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и находить рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительного нервно-психического напряжения.

Этому и посвящено данное учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы студентов, а также необходимое им для последующей практической деятельности. Работа соответствует учебной программе курсов по психологии, читаемых студентам всех факультетов. Состоит из 5 разделов с приложением краткого словаря основных психологических понятий.

Скачать / Download файл

Раздел 1. Введение в психологию 6

§ 2. Предмет и методы психологических исследований 7

Раздел 2. Индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в поведении, деятельности, общении 11

§ 2. Темперамент и его влияние на формирование индивидуального стиля деятельности и общения 13

§ 3. Характер человека 20

§ 4. Психические познавательные процессы 23

§ 5. Эмоциональная сфера человека 29

§ 6. Строение мотивационной сферы человека 36

Раздел 3. Психология взаимоотношений в группе 41

§ 2. Структура социальной власти в малой группе. Типология стилей руководства 42

§ 3. Теория и практика межличностных конфликтов 44

Раздел 4. Социально-психологический анализ общения 49

§ 2. Виды межличностного общения 50

§ 3. Восприятие человека человеком. Типовые схемы формирования первого впечатления 52

§ 4. Фазы общения 53

§ 5. Средства общения 53

Раздел 5. Искусство эффективного делового общения 56

§ 2. Правила самоотдачи 57

§ 3. Современный этикет 60

Контрольные тесты 73

РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 73

2. Перечень основных тем и подтем 75

Тема 1. Понятие психологии как науки и практики человеческих взаимоотношений. 75

Тема 2. Индивидуальные особенности личности.. 75

Тема 3. Базовые свойства личности.. 75

Тема 4. Познавательные способности как инструменты делового человека. . 76

Тема 5. Эмоциональная сфера и ее роль в деловом общении.. 76

Тема 6. Понятие о психологических теориях мотивации 76

Тема 7. Ролевая структура совместной трудовой деятельности.. 77

Тема 8. Общение и его функции. Виды межличностного общения.. 77

Тема 9. Стратегия и тактика делового общения.. 77

Тема 10. Средства общения.. 78

Тема 11. Психологические способы воздействия в процессе делового общения. 78

Тема 12. Теория и практика межличностных конфликтов. 78

Тема 13. Искусство эффективного делового общения. Межличностная аттракция. 79

Источники:
Краткий курс «Психология деловых отношений» (стр
Краткий курс «Психология деловых отношений» (стр. 3 ) Персонализация. Другая тенденция выражается в том, что каждый человек воспринимает себя как нечто самостоятельное, автономное. Он
http://pandia.ru/text/78/152/86266-3.php
Курс лекций по дисциплине психология деловых отношений
Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать,
http://refdb.ru/look/1490699.html
Психология деловых отношений
Психология деловых отношений. Скачать реферат / курсовую на тему Психология деловых отношений, 2015-2017 бесплатно.
http://referatwork.ru/refs/source/ref-22454.html
Психология деловых отношений 1
Скачать: Психология деловых отношений. Рытченко Т.А., Татаркова Н.В. (pdf)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy128.htm

COMMENTS