Любовь в психологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ

Любовь — исключительно сложный объект для психологического анализа. О любви сказано очень много — частотные словари современных языков сви-детельствуют, что это одно из самых употребительных слов. При этом, как отмечают Дж. Каннингем и Дж. Антил, все сказанное верно хотя бы для кого-нибудь Кроме того, любовь еще меньше, чем какой-либо другой аспект реальности, может быть с достаточной полнотой описана в рамках какой-либо одной науки, ее познание требует междисциплинарного исследования, включающего в себя данные и приемы не только психологии, но и социологии, биологии, этнографии, истории, искусствоведения и многих других дисциплин. Не ставя перед собой задачу синтеза всех фактов и идей, касающихся феномена любви, мы остановимся лишь на некоторых результатах и проблемах ее психологического исследования

Существуют и четкие поведенческие корреляты любви, не характерные для других типов чувств и отношений. В ходе лабораторных исследований это проявляется, например, в иной структуреобщения влюбленных в сравнении с испытуемыми, которых не связывает это чувство — влюблённые в два раза больше говорят друг с другом и в восемь (!) раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза. Есть, конечно, и масса различий на уровне внелабораторного поведения

Дружба девочек, например, характеризуется большей интимностью и избирательностью, чем дружба мальчиков, общение в парах девочек носит другой характер, чем в парах мальчиков и т. п. Надо сказать, что проблема половых различий в любви не может решаться вне временного и социального контекста. Так, меняются сами представления о половых различиях, которые в значительной степени эти различия и поддерживают (так как люди стремятся соответствовать сложившемуся стереотипу)

Например, в проведенном в 1978 г . опросе 900 мужчин и женщин было установлено, что большинство респондентов не отдавали преимущества в романтизме женщинам, как это следовало ожидать, ориентируясь на традиционные представления

Отметим, что в представлениях о любви не связанных с наукой людей существует куда больше определенности, чем в психологических лабораториях — лишь 16% мужчин и 10% женщин выражают сомнение в том, знают ли они, что такое любовь, остальные в этом смысле вполне в себе уверены

Очевидно, что термином любовь объединяются качественно различные отношения. Так называют и чувство матери к ребенку, и отношения молодых людей. С равным основанием можно говорить и о супружеской любви, и о любви к чему-то безличному, например, к своему делу. В психологии существует много попыток выделения качественно специфичных типов любви. Наиболее известной из таких типологий является классификация, предложенная Э. Фроммом . Он выделяет пять типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к самому себе и любовь к Богу

Подавляющее большинство философских и психологических типологий любви носят сугубо априорный характер, механизм выделения в них тех или иных типов обычно не просматривается, а принадлежность различных типов к одному классу любовных переживаний зачастую теряется. Тем больший интерес представляют те типологии, в которых логика выделения вариантов любви эксплицирована и поддается хотя бы теоретической проверке

Попытка создания такой типологии была предпринята Т. Кемпером в рамках разрабатываемой им социально-интерактивной теории эмоций

В любых взаимоотношениях (не только межличностных, но и тех, субъектами которых выступают целые социальные системы, например государства) Кемпер выделяет два независимых фактора — власть, т. е. способность силой заставить партнера сделать то, чего ты хочешь, и статус — желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта. Искомый результат во втором случае достигается таким образом не силон, а благодаря положительному отношению партнера

Данная типология представляется весьма полезной для анализа эмоциональных отношений. Конкретные взаимоотношения могут быть описаны в соответствии с тем, в какой степени в них представлена любовь каждого из семи выделенных здесь типов (нет необходимости объяснять, что речь шла о чистых типах, любые же реальные отношения носят комплексный характер и к одному типу практически никогда не сводятся)

С традиционными представлениями о любви в разнополой паре близких по возрасту людей связываются прежде всего отношения, характеризующиеся взаимно высоким статусом. По данной классификации это отношения первых двух типов: романтическая и братская любовь (третий — харизматическая любовь — характеризуется обычно значительным возрастным и социальным неравенством). Первая из них — романтическая, связанная с выраженностью сексуального компонента и задающаяся как норма отношений юношей и девушек в определенный период развития их взаимодействия, представляет в контексте обсуждающихся проблем особый интерес. В дальнейшем в этом параграфе будем говорить именно о феноменологии и закономерностях романтической любви

Вопрос о внутренней структуре или составляющих любви решался, как и вопрос о типах любви, на разных уровнях. И здесь одной из первых и наиболее цитируемых структур является структура, предложенная Э Фроммом. Он выделяет следующие составляющие любви: заботу, ответственность, уважение и знание. Отметим, что в более поздних исследованиях эта структура подверглась критике за отсутствие в ней фактора удовольствия, радости — любовь, по Э. Фромму, получается чувством сугубо рассудочным и аскетичным

Сомнения на первый взгляд вызывает также и фактор знания. Дело в том, что в большинстве описаний любви в качестве одного из ее признаков выделяется склонность к идеализации партнера, к переоценке присущих ему положительных качеств и частичном игнорировании отрицательных. Такая же особенность наблюдается и в других эмоциональных отношениях, например, в дружеских

Идеализация долгое время рассматривалась как свидетельство определенной дефицитарности любовных отношений. Соответственно предполагалось, что любовь, реализуемая зрелой личностью, не нуждается в завышении качеств партнера, и, следовательно, межличностное восприятие в этих случаях будет более адекватным

На наш взгляд, идеализацию недостаточно рассматривать просто как нарушение в системе межлич-ностного восприятия. Надо отличать неадекватность восприятия тех или иных черт партнера, с одной стороны, и отношение к этим качествам, т. е. оценку их как важных или неважных в структуре личности партнера, терпимых или нетерпимых, сугубо временных или имманентно ему присущих — с другой. Ряд эмпирических исследований показывает, что идеализация как нарушение восприятия не может считаться существенной особенностью любовных отношений, по крайней мере стабильных. Что же касается идеализации как иного, более позитивного отношения к адекватно воспринимаемым свойствам другого человека, то она играет существенную роль в жизни индивида и в функционировании пары как целого

Можно предположить, что отношение к кому-то с восхищением, приписывание ему различных экстраординарных достоинств обслуживает удовлетворение каких-то важных человеческих потребностей. Как считал Т. Рейк, у человека есть три возможные реакции на осознание своих несовершенств — закрыть на них глаза, влюбиться в идеал, возненавидеть идеал. Способность к восхищению другим человеком, которая составляет важный компонент способности к любви вообще, помогает человеку идти по второму из этих трех путей, что является, несомненно, более продуктивной реакцией, чем первая и третья. Т. е. способность к идеализации является непременным условием личностного роста. Слова Мне нужно на кого- нибудь молиться свидетельствуют о личностной зрелости поэтического героя Б. Окуджавы и никак не могут быть истолкованы как его неспособность к адекватному построению образа другого человека

Идеализация способствует и оптимизации отношений в паре, вселяя в партнеров уверенность в отношении к ним другого человека и повышая их уровень самопринятия. В. С. Соловьев , например, считал, что идеализация — это не неправильное, но другое восприятие, при котором влюбленный видит в объекте своей любви не только то, что там есть на сегодняшний день, но и то, что там будет или по крайней мере может быть

На такую возможность указывают и наши эмпирические результаты, приведенные в предыдущем параграфе, — близкий человек оценивается в другой системе координат по сравнению с малознакомым

Интересно, что в дружеских отношениях именно ожидание завышенной оценки себя обозначается молодыми людьми как понимание, которое и отличает дружбу от других типов отношений . Не случайно, по- видимому, что, как обнаружила в своем диссертационном исследовании М. А. Абалакина, склонность к идеализации партнера свойственна людям с более высоким уровнем личностного развития

Идеализация может выступать и важным фактором формирования отношений. Повышение ценности партнера в глазах субъекта служит дополнительным стимулом преодоления трудностей, которые неизбежно возникают в процессе общения. Отметим, что, по данным М. А. Абалакиной, мужчины более склонны к идеализации своих партнеров, чем женщины. Это может быть связано с тем, что традиционно мужчина в любовных отношениях занимает более активную позицию, чем женщина, должен преодолевать больше трудностей и больше поэтому нуждается в идеализации партнера

Итак, идеализация не противоречит знанию, знание влюбленным объекта своей любви — это действительно другое и, может быть, более точное знание. Вспомним, что исторически смысл слов познание и любовь во многих языках был близок

Предпринимались и попытки эмпирического изучения структуры любви

Для иллюстрации назовем дипломное исследование Ю. Е. Алешиной (1980), выделившей романтический и рационалистический стили любви, и работу Р Хаттисса, получившего в качестве составляющих любви шесть факторов: уважение, положительные чувства по отношению к партнеру, эротические чувства, потребность в положительном отношении со стороны партнера, чувство близости и интимности, чувство враждебности

Следует остановиться еще на одной структуре, которая была предложена 3. Рубиным. Он выделил в любви привязанность, заботу и интимность (доверие) и создал на основе этой структуры специальный вопросник. Дальнейшие исследования показали, что фактор интимности (доверия) имеет меньше оснований для вхождения в структуру любви, чем факторы привязанности и заботы. Распространенность методики 3. Рубина, однако, приводит к тому, что многие авторы фактически пользуются именно предложенной им структурой любви

Изучение структуры любовных переживаний дает определенный градиент в понимании феномена любви, но не отвечает на вопрос о механизме возникновения этого чувства. Многими авторами база способности к любви виделась в филогенезе человека как существа стадного, выживание которого было возможно лишь в сотрудничестве с себе подобными

Существование филогенетических корней любви не вызывает сомнений

Они проявились, например, в получившей широкую известность серии исследований Г. Харлоу, который, воспитывая шимпанзе в изоляции от матери, заменяемой либо проволочным каркасом с рожком, служившим источником пищи, либо таким же каркасом, обтянутым шкурой обезьяны, показал, что удовлетворение потребности в тактильном контакте в раннем детстве является необходимым условием формирования в дальнейшем способности к установлению аффективных связей

К этим результатам примыкают и данные, свидетельствующие о роли раннего онтогенеза в формировании способности к любви. Так, Т. Рейк подчеркивал, что, проявляя любовь к матери, ребенок демонстрирует ей, как к нему следует относиться, как бы учит ее на своем примере. (В связи с широкой известностью взглядов по этому вопросу 3. Фрейда мы не останавливаемся здесь на их характеристике. Отметим только, что в его работах идеи филогенетической и онтогенетическойобусловленности любви взрослого человека проводятся наиболее последовательно.) Но, на наш взгляд, полностью выводить любовь из филогенеза и раннего онтогенеза нет оснований. Как показал Д. Кэмпбелл , высшие человеческие чувства вообще развиваются не благодаря, а как бы вопреки биологическим законам. Надо найти человеческое объяснение присущей человеку способности к любви

Оказалось, что наиболее сильные эмоции переживали те испытуемые, которые были подвергнуты инъекции возбуждающего препарата и имели возможность объяснить себе свое состояние в эмоциональном ключе.

Отметим, что связь любви и отрицательных переживаний закреплена и в этимологии слов, обозначающих сильные эмоции. Так, слово страсть обозначает одновременно и чувство любви и (в современном языке, впрочем, довольно редко) страдание. Любовь и смерть, любовь и опасность сосуществуют и на страницах художественных произведений. Например, любовь между Ромео и Джульеттой, представляющая собой один из признанных в европейской культуре образцов любовных отношений, разворачивается на фоне смертельной опасности, вызванной враждой Монтекки и Капулетти. Реальность описанной Шекспиром ситуации была, кстати, подтверждена в исследовании Р. Дрисколла и К. Дависа, которые обнаружили, что оппозиция родителей общению молодых людей со своими избранниками является фактором, способствующим возникновению романтической любви. Правда, вторая часть эффекта Ромео и Джульетты, как назвали авторы свои результаты, состоит в том, что через несколько месяцев инициированные таким внешним образом чувства затухают или даже сменяются на противоположные.

Оказалось, что склонность к эмоциональной или, в нашем случае, любовной интерпретации даже важнее, чем наличие состояния возбуждения. Так, в одном из экспериментов испытуемым-мужчинам предъявились фотографии полуобнаженных девушек. В ходе эксперимента испытуемые получали фальсифицированную обратную связь относительно частоты ударов своего сердца — в действительности частота выводившихся на метроном ударов задавалась экспериментатором. На одну из фотографий пульс изменялся

Оказалось, что вне зависимости от направления изменения (учащение или урежение) именно эта фотография вызывала, по данным последующих замеров, максимальную аттракцию.

Выявление роли момента самоинтерпретации в генезисе чувства любви делает более понятной и отмечавшуюся многими авторами близость различных видов любви между собой и их взаимную обусловленность. Как говорил А. С. Макаренко, любовь не может быть выращена. из недр полового влечения. Силы любовной любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей (Макаренко, ). По-видимому, эта общность связана с тем, что, хотя объекты любви в течение жизни меняются, сам принцип — объяснение себе своего состояния как любви, а не как, скажем, корыстной заинтересованности, остается неизменным. Если человек в детстве научился такой интерпретации, он будет использовать ее и в принципиально различных ситуациях

Большинство людей имеют опыт любовных переживаний. Так, опрошенные У. Кепхартом студенты влюблялись в среднем шесть-семь раз, из них два раза, по выражению респондентов, серьезно. Около половины испытуемых были, хотя бы раз, влюблены в двух людей одновременно. В рамках такой интенсивности существует, однако, большое разнообразие: есть люди с экстраординарно большим романтическим опытом, но есть и такие, которые не испытывали чувства любви никогда

Есть, по-видимому, определенные личностные особенности, которые способствуют тому, что, говоря языком двухкомпонентной модели, люди в разной степени склонны интерпретировать происходящее с ними как любовь

Долгое время в психологии была популярна мысль о том, что склонность к любви должна быть связана с выраженностью патопсихологических свойств (основанием для таких гипотез служили представления о любви как о манифестации слабости и дефицитарности субъекта — подробнее об этом будет сказано ниже)

Однако факты опровергли такие представления. Например, в работе У. Кепхарта было показано, что ни уровень влюбленности в момент исследования, ни число романов, ни романтические установки не обнаружили в своих средних значениях связи с патологическими чертами личности. Крайние же значения этих характеристик, например очень большое число романов или полное их отсутствие, оказались связаны с недостаточным уровнем эмоциональной зрелости

Наличие такой криволинейной взаимосвязи между интенсивностью романтического поведения, с одной стороны, и уровнем эмоциональной зрелости, с другой, позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев любовь действительно выполняет своего рода защитную функцию — об этом свидетельствует со-четание максимальной интенсивности романтического синдрома и низкой эмоциональной зрелости. Однако, поскольку отсутствие любовного опыта у взрослого человека тоже сопровождается низкой эмоциональной зрелостью, достигающей максимума лишь при его возрастании, можно предположить, что любовные переживания являются не помехой, а необходимым условием высокого личностного развития

Склонность к переживанию чувства любви оказалась связанной с такими чертами, как уровень романтизма и локус контроля, причем экстернальному локусу соответствуют большие значения романтического поведения ; обнаружены и другие зависимости. Можнопредположить, что связь между склонностью к любви и личностными характеристиками опосредуется представлениями людей о желательных и соответствующих их полу, возрасту и другим параметрам формах поведения. Так, в проведенном нами совместно с Ю. Е. Алешиной исследовании связи отношения к себе и отношения к другим было обнаружено, что высокая самооценка сочетается с высокоинтенсивным романтическим поведением у мужчин и с низкоинтенсивным — у женщин. Это можно объяснить тем, что нормативный образ настоящего мужчины требует значительно большей романтической активности, чем вообще менее определенный стереотип настоящей женщины

Мы рассматривали сейчас личностные корреляты склонности к романтическому поведению. Вопрос же о личностной предрасположенности к сильным и глубоким любовным переживаниям (склонность к романтическому поведению и способность к глубоким переживаниям — вещи, разумеется, разные) стоит особо. Здесь фактических данных очень мало. Общепринятой является та точка зрения, что высокий уровень принятия себя обеспечивает возможность любви к другому человеку. Как говорил 3. Фрейд, нарцистическое либидо, или либидо я, кажется нам большим резервуаром, из которого высылаются привязанности к объектам и в который они снова возвращаются . Именно в отношении к самому себе оттачивается то искусство любви, о котором говорил Э. Фромм

Явно недостаточны пока и знания того, какие ка-чества делают человека привлекательным не в кратковременных (вопрос об этом мы подробно обсуждали ранее), а в долговременных любовных отношениях. Есть основания предполагать, что главными детерминантами выступают здесь не отдельные личностные свойства объекта , а его интегральные характеристики, такие, как уровень психического здоровья, самопринятие, компетентность и т. д

Существующие в психологии модели любви резко различаются еще по одному, оценочному, параметру. Часть авторов говорит о любви как о свидетельстве слабости и несовершенства человека, другие указывают на конструктивный характер этого чувства

К моделям первой группы может быть отнесена, например, теория Л. Каслера . Он: считает, что существуют три причины, заставляющие одного человека полюбить другого. Это, во-первых, потребность в подтверждении своих установок и знаний о мире. Любимый человек служит источником их валидизации. Во-вторых, только по любви можно регулярно удовлетворять сексуальную потребность, не испытывая при этом чувства стыда. В-третьих, любовь, по мнению Л. Каслера, является конформной реакцией по отношению к нормам общества

Подчеркивая, что любовь как эмоция не имеет специфических, свойственных только ей физиологических проявлений, Л. Каслер объясняет это тем, что она представляет собой сплав различных эмоций, доминирующую роль среди которых играет страх, в данном случае — страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Таким образом, влюбленность в кого- то (т. е. постоянный страх потерять его) делает человека несвободным, зависимым, тревожным, мешает его личностному развитию. Влюбленный человек относится к объекту своей любви крайне амбивалентно. Он одновременно испытывает к нему и позитивныечувства, например благодарность как к источнику жизненно важных благ (прежде всего психологических), и негативные — ненавидит его, как того, кто имеет над ним власть и может в любой момент прекратить подкрепление

Действительно свободный человек, по Л, Каслеру, это человек, не испытывающий любви

Общей логике подобного пессимистического взгляда соответствуют и некоторые эмпирические данные, свидетельствующие о консерватизме межличностной аттракции (ее возникновение в соответствии с принципом сходства, например, и т. д.)

Однако, как уже было показано, в некоторых ситуациях аттракция может играть не только консервативную, но и конструктивную роль, способствуя расширению знаний человека о мире. Это позволяет предположить, что и высшая форма межличностной аттракции, любовь, может быть описана в более оптимистическом духе. Примером является теория А. Маслоу

Любовь психически здорового человека характеризуется, по А. Маслоу, прежде всего снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психологического комфорта. Она никак не связана с исходной враждебностью между полами (это положение Маслоу вообще считает ложным). Свою модель он построил на эмпирическом материале — анализе отношений нескольких десятков людей, отобранных по критерию близости к уровню самоактуализации. Явное и намеренное нарушение репрезентативности оправдано здесь тем, что задачей автора было описание не статистической нормы, а нормы возможности

Описанная А. Маслоу ситуация может быть иллюстрацией одной важной особенности любви, которая, в идеале всегда должна присутствовать в любовных отношениях. Фактически, устойчивая долговременнаялюбовь есть всегда любовь несмотря на недостатки, несовершенства партнера, как бы вопреки им. Длительное и близкое общение не дает человеку возможности не видеть отрицательных качеств партнера — согласно обыденной логике, выводящей любовь и симпатию из наличия у объекта экстраординарных достоинств, это делает любовь невозможной. Умение же принимать окружающих, характерное для психически здоровых людей, позволяет им сохранить чувство любви несмотря на осознание объективных несовершенств друг друга

Говоря о любви, крайне трудно отделить любовь как субъективное переживание, оценку своих отношений с другим человеком от любви как специфического процесса взаимоотношений с ним. Интимный характер любви, малодоступность ее для изучения неизбежно приводят к фрагментарности наших знаний об этом явлении. Тем не менее можно сказать, что понятие любовь репрезентирует для большинства людей определенную психологическую реальность, не смешивается с другими близкими понятиями. Выделены различные типы любви и структуры любовных переживаний. Склонность к переживанию чувства любви связана с рядом личностных характеристик субъекта, в частности, с высоким уровнем самопринятия. Опыт любви и любовных отношенийявляется необходимым условием высокого личностного развития

Включение когнитивного компонента в феномен страстной, или романтической, любви, роль вербальных структур в любовных переживаниях демонстрируют социокультурную обусловленность любви

Психология любви

7 февраля 2017 , Елена , Комментарии к записи Психология любви отключены

Психология любви расходится с общепринятым взглядом на любовь, и позволяет лучше понять это чувство и поведение влюбленных.

Понятие любви в том виде, как мы сейчас его понимаем, возникло в то время, когда начали писаться рыцарские романы, до этого его практически не использовали. Со времен рыцарства под словом «любовь» стали понимать сильное чувство, которое испытывается только раз в жизни и ради которого человек готов пожертвовать всем.

Сейчас, в силу прогресса, в понятие любви внесены некоторые изменения, например, многие признают, что любить можно не раз в жизни, но основные параметры остались в силе. И сейчас еще многие считают, что:

— любовь бывает лишь однажды, а все, что было до этого – ошибка (каждый следующий любимый становится «настоящей любовью», а те, что были до него, — ошибками);

— такой любви, которую я чувствую сейчас к этому человеку, я больше не буду испытывать ни к кому, я просто завяну и больше никогда не смогу полюбить;

— ради любви можно пожертвовать всем (тут, в частности, ожидание, что и мужчина должен пожертвовать всем ради любви и недоумение, почему он так не делает);

— любовь побуждает всех людей на одинаковые действия, а если любимый не делает чего-то, значит, он не любит или любит недостаточно сильно;

— любить можно только одного человека одновременно, и т.д. и т.п.

На практике психология любви основана на других вещах, которые не воспеваются в песнях и не изучаются в школах, поэтому чаще всего не принимаются во внимание.

Любовь — это обобщенное название для очень разных чувств. Вы любили мальчика в школе, потом еще кого-то, с кем отношения не сложились, теперь вы любите еще кого-то. К каждому из них вы испытывали разные чувства, — разные по силе, по длительности. У вас были разные желания, связанные с этими людьми, да и сами они были разными по характеру и привычкам. Конечно, в ваших чувствах есть что-то общее, ведь у вас есть свои личностные особенности, но в целом чувства, испытанные в разном возрасте и к разным людям, отличаются друг от друга. Вы знаете истории других людей, которые любят совсем не похожим на вас образом: более спокойно или наоборот, как сумасшедшие, впадают в зависимость от своих избранников или продолжают чувствовать себя отдельными людьми со своими интересами.

Мы привыкли решать: вот это любовь, а вот это нет, она не любит его. Но что если нет какого-то единого для всех чувства, которое можно было бы взвесить и измерить, а есть разные чувства, и что если любовь – это сплетение многих разных ощущений и желаний, и именно это сплетение и создает индивидуальный рисунок каждых отношений?

Психология любви рассматривает все оттенки привязанности к разным людям на протяжении жизни. Мы любим папу и маму, любимых людей, детей и своих друзей разной любовью. Мы любим нескольких, а иногда и многих партнеров на протяжении своей жизни по-разному.

Любовь в психологии равнозначна понятию привязанности. Самая первая привязанность в нашей жизни — родители, все другие привязанности строятся по ее модели. Самое главное для ребенка — чтобы родители были рядом, были к нему внимательны и смотрели на него с любовью. То же самое нужно нам и во взрослом возрасте от любимых людей. Потеря любви сопровождается сильными страданиями, которые, однако, проходят через год-полтора. Почему? Привязанность разрывается, когда мы перестаем контактировать с любимым человеком.

Что происходит, с точки зрения психологии любви, когда человек задается вопросом, любит ли он партнера или просто привык к нему? Для поддержания привязанности недостаточно быть рядом, нужно еще интенсивное эмоциональное общение. Если его нет, то возникает ощущение, что привязанность уже не такая, как прежде, и это правда. При этом некоторая степень привязанности все равно остается (ее мы и называем привычкой). Расставание с человеком, к которому вы «просто привыкли» все равно сопровождается болью и сожалением, хоть и не такими сильными, как при потере большой любви (=сильной привязанности).

В психологии предпринимались исследования, направленные на изучение привязанности, и первыми психологами, занявшимися этой темой, были Джон Боулби и Мэри Эйнсворт. Психология привязанности и есть психология любви. Чтобы понять закономерности любви, нужно разобраться в том, как и почему человек привязывается, как происходит разрыв привязанности и какие чувства человек при этом испытывает. В конце концов оказывается, что великая любовь проистекает из такого будничного явления, как привязанность детей к своим родителям.

ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ. Статьи

Леонардо да Винчи

Здесь собраны все статьи, они сгруппированы по темам и прокомментированы.

Межполовая индивидуальная любовь на протяжении всех предыдущих тысячелетий оставалась загадочным явлением, несмотря на то, что ее пытались раскрыть лучшие умы человечества, только потому, что

Выделить, исследовать и описать эти составные части любви не могли вплоть до середины ХХ века.

З.Фрейд не раз делал попытки раскрыть любовную загадку но, т.к. он до мозга костей был психиатром и психически больных понимал лучше, чем здоровых, поэтому даже для него этот орешек остался непосильным. Но все-таки он сделал важную подсказку, что горы книг написанное поэтами (писателями и др. «художниками») о влечениях и событиях между мужчинами и женщинами это фантазии, художественные образы, результат «поэтической вольности», никак не объясняющие любовь. А что такое любовь и что такое сексуальность могут определить только ученые после бесстрастного научного исследования.

но и множество чувственных окололюбовных переживаний: «псевдолюбовь», «существует много индивидуальных форм патологии любви», «неплодотворная, или иррациональная любовь», «любовь-поклонение», «фальшивая любовь», «сентиментальная любовь», «невротическая любовь», «незрелая форма любви» или «симбиотический союз». Только одним этим он более чем на половину разгадал многовековую загадку.

Уже после Э.Фромма передовому отряду антропологов, нейропсихологов, нейрохимиков, нейробиологов, психотерапевтов, философов, и др. профессионалов с использованием новейших биохимических анализов и аппаратуры: ядерно-магнитного резонанса, магнитно-энцефалографического сканирования, функционального магнитно-резонансного томографирования удалось до конца раскрыть загадку психологии любви.

Дофамин — гормон, вырабатывающийся в надпочечниках ответственен, в том числе, и за «удовольствие жизнью и радость».

Психотерапевт, сексолог к.м. н., профессор А.М. Полеев.

Если Э.Фромм влюбленность назвал псевдолюбовью, то доктор Морган Скотт Пек уточнил, что влюбленность это «генетически предопределённая инстинктивная составляющая спаривания». У животных и птиц это называют гон, «брачный период», токование и др. у человека называется влюбленность, «аффективная аттракция». Affectus (лат.) — душевное волнение, страсть,. Attraction (англ) эмоциональное притяжение.

Профессор, психотерапевт В. Альбисетти

И у человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленности, других псевдолюбовных переживаний.

Поэтому можно считать, что доктор Морган Скотт Пек своими исследованиями и книгой «НЕПРОТОРЁННАЯ ДОРОГА новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития» (Книга есть в нашей библиотеке)

заложил основы новой психологии любви. В которой существует четкое и однозначное отличие: любви от множества видов обыкновенных влюбленностей, недоброкачественных влюбленностей или псевдолюбовных расстройств.

Эти драматические влюбленности, как и большинство амурных сюжетов из литературных произведений являются любовными аддикциями и другими псевдолюбовными расстройствами. Они хорошо изучены имеются тесты не только для их выявления, но и лиц предрасположенных к ним.

Любовные аддикции — Большая подборка статей и книг о любовной аддикции, которую наша культура нередко называет «наркоманическая любовь» «сверхизбирательная любовь», «невротическая любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь», «компульсивная любовь», «токсическая любовь» и т.д. и людях страдающих от этих расстройств.

А Э. Фромм все это справедливо назвал «индивидуальные формы патологии любви».

После изучения были занесены в международный классификатор болезней (МКБ—10) в разделе F63. «Расстройства привычек и влечений» — классификация нехимических форм зависимого поведения:

1. Патологическое влечение к азартным играм (гемблинг).

2. Эротические аддикции.

2.1. Любовные аддикции.

2.2. Сексуальные аддикции.

3. «Социально приемлемые» аддикции:

3.2. Спортивные аддикции (аддикция упражнений).

3.3. Аддикция отношений.

3.4. Аддикция к трате денег (покупкам).

3.5. Религиозная аддикция.

далее по списку МКБ.

Уже несколько десятилетий врачи выдают бюллетени о нетрудоспособности по причине заболевания — «любовная аддикция».

Нужно заметить, что любвные аддикции это не категории незыблемости и закостенелости они излечимы, если действовать под руководством профессионалов и целенаправленно. Вот если бы Анна Каренина обратилась за помощью к современным психотерапевту или клиническому психологу ее расстройство было бы вылечено, и она вернулось к нормальной жизни на радость детям и себе.

К.м.н., доцент кафедры психиатрии С. И. Ворошилин

это будет полезно, в первую очередь для философов, а то они уж слишком перегнули с поиском смысла любви:

и другим людям есть чему поучиться у братьев наших меньших.

Продолжением открытия К.Лоренца является еще одно важное открытие сделанное антропологами, нейрохимиками и историками. Вожделение, фрейдовское либидо, сексуальное влечение все это важная составляющая влюбленности, генетически предопределённая инстинктивная составляющая спаривания, а значит и сексуальное влечение не имеет прямого отношения к любви.

Профессор антропологии Х.Фишер: «Я пришла к убеждению, что романтическая любовь есть первичная мотивационная система в мозгу, короче говоря, базовое человеческое влечение к спариванию. Подобно влечениям, романтическая любовь фокусируется на награде: любимом, подобно тому, как голод фокусируется на еде».

Х.Фишер: «Романтическая любовь глубоко переплетена с двумя другими влечениями к спариванию: вожделение — страстное стремление к сексуальному удовлетворению и привязанности — чувству спокойствия, безопасности и союза с партнером на длительное время (18-30 месяцев). Каждое из этих базовых влечений распространяется в мозгу по различным путям. Каждое порождает различное поведение, надежды и мечты. И каждое связано с различной нейрохимией».

Поэтому объединение половой индивидуальной любви и секса в рамках единого явления оказалось задумкой не природы, а человека. Даже известно, что произошло это всего лишь с наступлением рабовладельческого строя (4-е — 3-е тыс. до н. э).

Целый ряд важных открытий объясняющих внутренние механизмы любви и их практическое применение раскрывает: «Соционика любви»

1. «Я уверен, что целое в любви – не половое влечение, телесное наслаждение, общение или семья, а личность (субъектом любви является личность), поэтому все перечисленное в любви преображается и устанавливается по-новому». д.ф.н. В.М. Розин.

2. Влюбленность она же «романтическая любовь», «первая любовь» это «генетически предопределённая инстинктивная составляющая спаривания» не имеющая никакого отношения к любви. А значит секс, поп культурный штамп «заниматься любовью» к самой любви непосредственного отношения не имеет.

3. Любовная страсть она же «наркоманическая любовь» «сверхизбирательная любовь», «невротическая любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь», «компульсивная любовь», «токсическая любовь» и т.д. это психические заболевания, которые при достаточной доброй воли самого больного вполне успешно излечиваются.

Выше было рассказано о главном – самом трудном, первом аспекте новой психологии любви – открытиях сделанных во второй половине ХХ века.

И начать лучше с определения Э.Фромма, которое он сделал за десять лет до того как написал свою известную книгу «Искусство любить». 1956г. :

Аспект 4.

Еще один важный вклад Э.Фромма в том, что он показал, как общественное устройство влияет на содержательную часть любви и ее место в личной жизни человека.

Если передовому отряду психологов, психотерапевтов, нейропсихологов, эндокринологов и др. профессионалам с использованием новейшей методов и аппаратуры: ядерно-магнитного резонанса, магнитно-энцефалографического сканирования, функционального магнитно-резонансного томографирования удалось раскрыть загадку психологии любви, то вот с экологией любви ситуация с точностью до наоборот.

Начать описание этого аспекта можно цитатой философа и публициста Михаила Осиповича Меньшикова написанные в конце XIX века, но сегодня они звучат еще актуальнее, чем более века назад. К сожалению, нынешняя публицистика пока еще не достигла культурного уровня позапрошлого века.

«Правда половой любви могла бы быть разъяснена без больших усилий, если бы не господствовал в нашем миросозерцании неподвижный, многовековой культ этой любви, унаследованный еще от старинного рыцарства, если бы не та мгла, в которою заволакивают любовь бездарные и безнравственные писатели, поэты, хранители дурных преданий, — все те, кто утверждают в человечестве миросозерцание в данное время».

«Поистине, любовь стала настолько внутренне противоречивым явлением, что некоторые исследователи семейной жизни пришли к заключению, что «любовь» — это просто название способа подчинения более сильными членами семьи более слабых. Рональд Лэинг попросту утверждает, что любовь является прикрытием для насилия». «ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ» Ролло Мэй. Безусловно, эти высказывания относятся только к т.н. цивилизованным странам в ряды, которых Россия пока еще не вошла, но очень старается.

» Любовь уже превращена в религию. Человеческая любовь настолько омрачена чрезмерными страданиями и переживаниями романтизма, что мы лишаемся, возможности относиться к ней так, как она того заслуживает».

«Любовь не пострадает, если ее освободить от системы романтических верований. Престиж любви лишь укрепится, если ее отличать от романа».

«Один из величайших парадоксов романтической любви заключается в том, что она никак не связана с земными отношениями».

Следствием плохой экологии любви является.

«В последние годы, в какую бы страну я ни приезжал для встреч с государственными деятелями и религиозными лидерами, спрашивая у них о том, какова самая большая проблема в их стране, я обычно получаю один и тот же ответ: состояние семьи. Я слышу это в странах Карибского бассейна, в Южной Америке, в Соединенных Штатах, в Израиле — везде, где я бываю. Распад семьи — это всеобщая проблема.

То, что институт семьи подвергается таким атакам врага, не должно нас удивлять. Распад семьи приведет к развалу цивилизации. Семья является первой и основной ячейкой человеческого общества.» доктор Майлс Монро.

В 1920-е г. почти две трети американок жаловались на чрезмерную сексуальную активность своих мужей;

теперь это мнение разделяют только 5%, а в 12% браков жены неудовлетворенны количеством сексуальных контактов.

Наступила эра высокотехнического секса.

а также разделы:

Поиск по сайту

или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность — мания, она же «наркоманическая любовь», «сверхибирательная любовь» «folle amore» (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

Что такое любовь?

Любовь – это умение

находить в счастье другого

своё собственное счастье…

Часто после того, как решение создать семью уже принято, возникают вопросы, сомнения, опасения… Сегодня мы хотим опубликовать наиболее часто задаваемые вопросы и комментарии психолога. На наши вопросы отвечает психолог – Лидия Кирюшина.

Вопрос: Как понять любовь это или просто увлечение?

Ответ: Что такое любовь? – этот вопрос и по сей день остаётся открытым, есть множество гипотез, объяснений, предположений, но формулы, конечно, нет. Да и, пожалуй, не надо. У каждого будет своё определение. Но существуют основные признаки и условия, подмеченные ещё в древности: «Притяжение ума рождает дружбу, притяжение сердца рождает уважение, притяжение тела – рождает страсть. Все три притяжения рождают Любовь». Обычно увлечение от любви отличить сложно, в самом начале чувство бывает очень ярким, эйфоричным – это притяжение тел, многие в этот момент и решают создать семью. Но для создания семьи важны все три притяжения. Когда вы поймёте, что вам приятно не только находится рядом физически, но приятно и интересно поговорить, когда вы чувствуете, что человек вас уважает, ценит ваши чувства – это уже очень похоже на любовь…

Вопрос: Что делать, чтобы никогда не ругаться?

Ответ: Забыть, что бывают семьи, в которых не ругаются. Не ругаются только люди совершенно безразличные друг к другу. Другой вопрос как ругаться так, чтобы не

обидеть человека – любимого человека. Первое – критиковать только поступки, а не самого человека. Например – если жена пересолила суп, вы же не стали любить её меньше. Здесь можно сказать: Дорогая, ты, кажется, опять влюбилась, обычно ты готовишь просто безупречно, а сегодня как влюблённая девушка. Чувство юмора, не даром считается показателем интеллекта – оно всегда приходит на помощь. А если ситуация более серьёзная – в жизни всякое бывает, когда не до юмора, всё равно постарайтесь критиковать поведение, а не любимого человека, постарайтесь поделиться своими переживаниями, а не обвинениями. Например: Дорогой, я так волновалась, пока ждала тебя с работы, в следующий раз, когда будешь задерживаться, предупреди меня, пожалуйста. И всегда встречайте своих любимых с радостью, любимый человек должен видеть и ощущать, что его ждут, ему рады…

1. Пообещайте друг другу в день свадьбы всегда спать под одним одеялом, что бы не происходило. Как бы вы не поссорились! – это спасло многие семьи…

2. Всегда решайте возникшие проблемы только вдвоём – разговаривайте. Это в 90% случаев помогает найти выход из любой ситуации. Молча, вы ничего не решите.

3. Постарайтесь обойтись без помощи родителей. Начинайте строить семью самостоятельно, территориальная и финансовая независимость очень важны. До тех пор,

пока родители будут оплачивать вашу жизнь, они будут вмешиваться и говорить как лучше – нравится вам это или нет. «Кто платит, тот и музыку заказывает.»

4. Тёща или свекровь никогда не имеют никакого влияния на вашу семью, они вмешиваются в ваши дела ровно на столько, на сколько вы позволяете. Решайте свои

5. И, помните, что словами люди общаются только на 10% – остальная информация передаётся при помощи того, КАК вы говорите. Если вы не испытываете любовь внутри, вы не сможете передать это чувство просто словом – «люблю» – вам никто не поверит…

Вопрос: Как сделать так чтобы брак был счастливым не 2-3 года, а всю жизнь? Как сохранить состояние влюбленности надолго? Чтобы отношения не стали обыденными, а были такими же, как в начале? Что делать, чтобы быт не убил чувства?

Берегите своё чувство и будьте счастливы.

Джон Грэй «Женщина с Венеры, мужчина с Марса»

Гэри Чэпмен «Пять языков любви»

Эти книги можно скачать на нашем сайте в разделе “Книги”.

Источники:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
http://www.rusmedserver.ru/med/emocia/10.html
Психология любви
Психология любви расходится с общепринятым взглядом на любовь, и позволяет лучше понять это чувство и поведение влюбленных.
http://grigorieva-elena.ru/psixologiya-lyubvi/
ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ 1
Интернет-клуб
http://www.lyubi.ru/psy.php
Что такое любовь
Любовь — это умение находить в счастье другого своё собственное счастье… Часто после того, как решение создать семью уже принято, возникают вопросы, сомнения,
http://psycop.ru/psixologiya-lichnosti/383.html

COMMENTS