Застенчивый ребенок в детском саду

Застенчивый ребенок

В определенный период раннего детства (чаще всего в возрасте 3-5 лет) многие детки проходят период застенчивости. При встрече с малознакомыми людьми ребенок отворачивается, прячется за маму, краснеет и избегает общения. Причем ребенок может начать стесняться даже близких ему людей – бабушек и дедушек. У некоторых малышей стеснительность проявляется сильнее, у других слабее. Большинство детей “перерастают” этот период и стеснительность проходит сам собой, особенно если взрослые не сильно акцентируют внимание на этом явлении. Но у некоторых малышей застенчивость становится чертой характера.

Каковы же причины застенчивости? Почему один ребенок открытый, приветливый, а другой боится взрослых и других детей? И как помочь малышу справиться со стеснительностью?

Не стоит бить тревогу, если ваш малыш не проявляет интереса к совместным играм, если вы не можете отдать его детское дошкольное учреждение только потому, что он боится других людей. Не ругайте ребенка за стеснительность и не принуждайте его. Дайте малышу освоиться и через несколько минут он сам начнет общаться.

Бывает и так, что ребенок, который в два-три года еще был слишком застенчивым, уже к четырем годам становится заводилой в компании и отлично общается с другими детками. До пяти-шести лет считается вполне нормальным, если малыш чего-то боится. А вот отсутствие страха вообще должно насторожить.

Понять, что ребенок смущается можно очень легко. При посторонних людях малыш сжимается, начинает сторониться, отворачивается, не реагирует на приветствие или фразы, которые обращают к нему люди, прячется за родителей.

Застенчивость особенно заметна, когда ребенок выполняет что-то новое для него. Он боится проявить инициативу, просит других членов семьи ему помочь, а также боится показать то, что не умеет чего-то.

Особого пика застенчивость отражается на характере малыша к пяти годам. Но, если эти качества проявляются очень сильно и ребенку требуется слишком много времени, чтобы освоиться с малознакомыми людьми, то застенчивость может сохраняться и в дальнейшем. Даже во взрослой жизни.

Ученые предлагают несколько причин, которые могут привести к тому, что детки приобретают эту черту характера.

Первая причина – биологическая предрасположенность. Считается, что некоторые дети по природе на конкретные ситуации реагируют болезненно или же у них один родитель страдает такой проблемой.

Вторая причина, которая может оказать влияние, это стрессовая ситуация. Например, в три года ребенка отправляют в детский сад. И если там попадается не добросовестный воспитатель, который унижает малыша перед другими, то это может повлиять на то, что ребенок станет бояться общения.

Третья причина, которая встречается очень часто, это отношение родителей к ребенку. Если малыш то и дело слышит в свой адрес только упреки и критику, то вполне вероятно, что он будет застенчивым. Или же когда родители просто стараются не замечать своего ребенка, просят его не путаться под ногами, а тихонько сидеть и не мешать. Но и обратное поведение родителей – гиперопека, тоже может привести к застенчивости.

Если вы заметили, что ваш малыш начал проявлять застенчивость, то в первую очередь вам надо разобраться в причинах такого поведения.

Как мы говорили ранее, временный период застенчивости не требует корректировки. Все что необходимо – не принуждать малыша к немедленному общению, а дать ему время привыкнуть к новым людям или обстановке. Если же застенчивость становится проблемой, нужно постараться сгладить эту черту характера.

Первое, что вы должны сделать, это обратить внимание на свое поведение. Не давайте малышу невыполнимых заданий, не критикуйте его без повода, не стыдите при каждом удобном случае. И еще один важный момент, относитесь к малышу с уважением, даже если ему только три года. Это уже личность, которая может остро реагировать на ваши действия. И помните, что ваше отношение к своему малышу не проходит бесследно. Дайте ребенку свободу, иногда необходимо подключиться к игре и родителям, а иногда и дать малышу самому заниматься важными для него делами.

Если в семье все в порядке, родители не страдают социофобией, но малыш ходит в детский сад, то следует обратить внимание на отношение воспитателя к детям.

Старайтесь больше общаться с другими детками. Например, можно начать с того, чтобы играть на детской площадке с одним малышом, а затем повести ребенка в детскую школу развития. Все должно быть постепенно, малыш должен вам верить и знать, что в случае опасности вы будете рядом. Не старайтесь убрать из жизни ребенка все ситуации, которые смогут его испугать. Необходимо готовиться к ним заранее и учить ребенка как вести себя в таких ситуациях.

Вы должны помнить, что родители играют главную роль в жизни своих детей. И вы реально можете помочь малышу преодолеть застенчивость или хотя бы сгладить её проявления, хотя это долгий процесс.

Евгения Хоновец специально для сайта Ребенок 3 лет

Застенчивый ребенок: что делать? Советы психолога

Детская застенчивость во многих детках проявляется одинаково: они не желают общаться с другими людьми и детьми, во время общения проявляют сдержанность и скрытость. Застенчивость мешает ребенку, поскольку ему трудно общаться. Застенчивому ребенку нелегко адаптироваться к новой среде и ситуации. Например, начав ходить в садик или школу, ему придется тяжело, т.к. придется преодолевать застенчивость. Почему ребенок растет застенчивым и как это исправить?

Сорок лет назад в Америке считаюсь шикарным иметь своего психоаналитика. Всякий, кто хоть что-то собой представлял (или считал, что представляет), в разговоре небрежно ронял: «Мой психоаналитик говорил. »

Зачастую эти заявления заканчивались словами: «Во всем виноваты мои родители».

Неважно, обвиняли психоаналитики родителей на самом деле или нет, главное, что к ним чаще всего обращались с затруднениями и проблемами (и расплачивались за такую возможность деньгами и временем).

Но на самом ли деле родители виноваты в том, что у них застенчивый ребенок? Известные и заслуживающие доверия исследователи, посвятившие жизнь изучению первопричин и последствий застенчивости, дали па этот вопрос такой ответ: «В некоторых случаях – да, но не во всех».

Однако у детей родителей, склонных к гиперопеке, риск вырасти стеснительным гораздо выше, чем у всех прочих. Застенчивый ребенок – чаще всего жертва либо слишком деспотичных, либо безгранично любящих родителей. Давайте рассмотрим конкретный пример.

Стив и Лидия – чудесная супружеская пара, у них один сын. После его рождения Лидия больше не смогла иметь детей, поэтому малыш Ленни стал для родителей бесценным подарком судьбы.

Когда я приходила к ним в гости, а трехмесячный Ленни начинал плакать, Лидия вскакивала, не дослушав меня, и стремглав неслась в детскую. До гостиной доносилось умиленное воркование: «А кто у нас тут плачет? Это не медведь укусил моего масика? Тише-тише, мамочка уже здесь!»

Откровенно говоря, от таких слов меня подташнивало. Но это не значит, что собственного ребенка я готова запирать в детской на сутки – пусть, мол, кричит хоть до посинения. И все-таки бросаться к нему на каждый чих я не намерена.

Несколько раз мне довелось ужинать в ресторане с восьмилетним Ленни и его родителями. Увы, разговор взрослых не ладился. Стоило юному принцу рыгнуть, как вступал обеспокоенный дуэт: «Ленни, дорогой, с тобой все в порядке?». «Говорили мы тебе – не пей эту кока-колу, от нее одна отрыжка!»

Однажды Лидия предложила сыну:

– Давай закажем тебе апельсиновый сок. Ленни скрестил руки и заявил:

– Ненавижу апельсиновый сок! Ненавижу! Ненавижу! Я пожалела, что под рукой нет кляпа.

– А может, Ленни в следующий раз поужинать дома? – спросила я. – Я знаю одну отличную няню, которая замечательно готовит. Рекомендую.

Ненавижу нянь! – захныкал маленький негодник. Можете себе представить, как я восприняла такое заявление? Лидия склонилась ко мне и прошептала:

– Ленни не любит оставаться с нянями.

– Да я уже поняла, – отозвалась я.

– Хочу пить! Что еще здесь есть? – перебил Ленни. Это требование прозвучало как объявление войны.

Глядя на него в упор, я поинтересовалась:

– Ленни, а может, сам спросишь у официантки? Лидия и Стив только засмеялись и подозвали официантку.

Глядя на мать, Ленни объявил:

– Принесите ему шипучки.

– Официантка не глухая, – проворчала я.

И где же Ленни теперь? Со своими друзьями я не виделась десять лет – они переехали в Мичиган. Но недавно я выступала в Детройте и позвонила им. Как ни странно, в ресторан они явились без Ленни!

Когда я спросила о нем, Стив и Лидия виновато переглянулись, и Лидия объяснила:

– Он не захотел пойти с нами.

– Какая досада, – отозвалась я.

Застенчивый ребенок превратился в застенчивого мужчину, который боится людей. Еще час Стив и Лидия жаловались, что Ленни «неловко чувствует себя в присутствии посторонних». У него нет друзей. Он не бывает на вечеринках. В свои восемнадцать лет он еще ни разу не ходил на свидания. Он стесняется и думает, что ровесники его не любят.

– Поэтому мы приглашали учителей на дом.

Мне пришлось прикусить язык. С моими друзьями все было ясно: окружив Ленни заботой и потакая всем его прихотям, они не дали ему возможности приобрести навык общения и осмелеть настолько, чтобы выходить в люди одному, без родителей.

«Иди, поиграй на проезжей части»

Ясно, что вы, родители, ничего подобного детям не скажете. По не забывайте ставить перед застенчивым ребенком все более сложные задачи. Допустим, вы привели в ресторан свою шестилетнюю Билли, которой подали печеный картофель со сметаной и маслом. Но маленькая Билли не любит картошку со сметаной и потому просит:

– Мама, я хочу только с маслом. Скажи им, пусть унесут обратно.

Мама, в вашем случае идеальный ответ звучит так: – Попроси официанта об этом сама, Билли. Я подзову его, а про картошку скажешь ты.

Так, мало-помалу, ребенок будет усваивать уроки, соответствующие его возрасту.

Поздравляю вас, папы. Да. именно под вашим влиянием, а не под влиянием вашей жены, ребенок быстрее избавится от застенчивости. Почему? Да потому, что если к вашему сыну пристают задиры и он является домой со ссадинами на коленках, совет «когда в следующий раз встретишь его, сынок, скажи, чтобы больше не смел к тебе приставать» из отцовских уст прозвучит куда внушительнее. Л у мам лучше получается сочувственно ворковать и целовать «бобо».

В одном исследовании выяснилось: отцы проявляют такую жесткость, требуя, чтобы дети умели постоять за себя, что даже ученые были шокированы. По им пришлось признать, что эти меры эффективны.

«Побуждая ребенка измениться, стать менее чувствительным и ранимым, отцы порой делают сыновей неуправляемыми».

Но это вовсе не значит, что отцовские советы надо отвергать. Родителям, у которых сложились прочные узы с детьми (любовь, открытое общение, возможность положиться) и атмосфера умеренного контроля (другими словами, эти родители побуждают детей к самостоятельности), обычно удается воспитать в потомстве уверенность.

Застенчивый ребенок боится поговорить с незнакомым человеком, хотя оно и правильно, это его защитная реакция, ведь вы сами не раз говорили своему ребенку, что разговаривать с чужими людьми нельзя, поскольку они могут принести вред.

Застенчивость – это ощущение неловкости в присутствии незнакомых людей либо людей, которых ребенок плохо знает и неуверенно себя с ними чувствует. Эта проблема очень распространенная, особенно у детей младшего возраста. Застенчивость у ребенка может проявляться по-разному: кто наотрез отказывается разговаривать с человеком, кто неспособен говорить вообще, кто испытывает дрожь и ужасное волнение.

Многие родители задают вопрос психологам, как преодолеть детскую застенчивость. Ответ заключается в том, что необходимо первоначально разобраться с причиной возникновения этой самой застенчивости.

Возможно, ваш ребенок стесняется мнения людей. Сделайте так, чтобы ваш ребенок перестал волноваться о том, что о нем думают другие. Постарайтесь настроить ребенка на позитивную волну. Расскажите, какой он хороший и красивый.

Объясните, что если о нем кто-то подумает плохо, то это не значит, что к нему относятся негативно. Научите застенчивого ребенка честно оценивать других и те ситуации, который происходят вокруг него. Не нужно, чтобы ребенок думал о том, что он кому-то не нравится и его осуждают.

Учите вашего малыша быть общительным, добродушным и дружелюбным. Говорите, чтобы он почаще улыбался, общался с другими детками и приветствовал взрослых. Научите вашего ребенка показывать фокусы, рассказывать смешные истории или играть на пианино. Благодаря таланту, он не будет таким робким.

Помогайте застенчивому ребенку разобраться в трудных жизненных ситуациях и почаще приглашайте других деток в себе домой, чтобы малыш побольше общался и не был таким скованным.

Как помочь адаптироваться в детском саду робкому и застенчивому ребенку

Как помочь адаптироваться робким и застенчивым детям в детском саду?

Семейный психотренинг для робких и застенчивых детей.

Развитие трехлетнего ребенка по-прежнему происходит в играх. Игра — это способ решения проблем, уяснения сути вещей, передача эмоций, процесса, нахождение своей роли и своего отношения к ним. Поэтому только с помощью игры можно плавно ввести ребенка в новый круг общения и познакомить с новыми правилами, в нем существующими. Игре малыш доверяет безгранично. И любую инициативу поиграть воспримет на «ура».

По сути, вся наша жизнь — игра, и играть в нее нуж­но с азартом, неравнодушно. Иначе фортуна, а вместе с ней и хорошее настроение отвернутся, подведут. Необходимо уметь самому создавать себе праздник, причем из привычных вещей, банальных повседневных ситуаций. Научите кроху именно такому ощущению жизни. Тогда ему будет гораздо проще адаптироваться к любой ситуации. Воспринимая все новое как веселый эксперимент, новую игру, которую предлагают нам жизненные обстоятельства, малыш наверняка захочет блеснуть своими способностями. Грех не воспользоваться заманчивым предложением показать себя с лучшей стороны.

Научившись «мыслить позитивно», т.е. воспринимать все новое как заманчивое предложение поиграть в новую игру, ваш ребенок не утратит ощущения легкости и радости жизни. Причем позитивный настрой не оставит ребенка, даже когда он повзрослеет. А инициативность, в хорошем смысле слова азартность останутся в характере и будут сопутствовать успеху ребенка.

Все необходимо делать играючи, чтобы дело спорилось, и ваш заразительный настрой передавался малышу. По дороге в детский сад поддерживайте с малышом веселый тон общения, подбадривайте кроху веселым стишком или песенкой, когда он будет переодеваться, мыть ручки, садиться за стол, чтобы порисовать. Таким образом, ощущение праздника будет сопутствовать всему, что связано с детским садом в сознании малыша. А на празднике, как мы знаем, все веселятся, и никто не позволяет себе грустить и переживать из-за пустяков.

Атмосфера, которую создадите ребенку в группе вы и которую поддержит воспитатель, очень важна для маленького ребенка. Она должна быть душевной, мудрой с одной стороны и, конечно же, веселой с другой.

Повеселитесь в компании ребенка. Пока он сам не составил себе устойчивого впечатления о новом месте, предложите ему свой вариант: тут весело, и всегда есть чем заняться. Работайте над закреплением этого ощущения. При этом все негативные моменты, которые ребенку незнакомы или непонятны, сведите до минимума, обращая их в антураж новых игр.

Помните, что для малыша пребывание в группе детского сада — действительно работа, которую он к тому же выполняет впервые. Поэтому вам необходимо научить малыша не бояться трудностей и полюбить свое новое место «службы». Иронизируйте, развлекайте, отвлекайте!

Веселые четверостишия, которые вы можете рассказывать малышу между делом, чтобы подбодрить кроху:

Перемазался в компоте.

— Боже, Вова, что за майка?

— Это новая фуфайка!

(имя ребенка) надевал колготы —

Это детские заботы!

Мама подле восседала,

Васе словом помогала.

(имя ребенка) зайку рисовала,

(имя ребенка) Вика помогала:

Рисовали все ребята,

Вышел кролик и крольчата.

На прогулке (имя ребенка) роет

Из песка туннель.

Придет в группу — руки моет,

Даня выхватил машинку и забрал авто.

(имя ребенка) плакать не намерен,

Ведь машин здесь сто!

Выбирай любую: на веревке, заводную.

В группе игр миллион, и ругаться не резон!

Надо выбрать (имя ребенка) пару,

Все идут в спортзал,

Он берет за руку Лapy,

Он для мамы слишком мал.

Аня, Маша, Вася, Света,

Берем в руки карандаш,

Нарисуем солнце, лето,

За столы садитесь,

Физкультура нам полезна,

Ноги шире, руки вверх —

Выполняем мы прилежно,

Песню звонкую веселую,

Мы поем все время новую,

Разучить ноты непросто,

Нужно слух иметь мне острый,

Помогают мне соседи,

Им не мяли уши медведи!

Используя такие веселые стишки, легко обратить «трагическую» для ребенка ситуацию в комическую. Попробуйте обыграть другие проблемы, с которыми стал­кивается ваш ребенок впервые, в небольшой стихотворной форме. Придумывайте рифмы вместе, отвлекая ребенка от грустных мыслей игрой в буриме.

Разучивайте веселые строки. Для облегчения запоминания ребенком, например, последнего стихотворения нарисуйте на листе бумаги малышей, поющих на уроке музыки песню, отдельно изобразите пару нот и медведя. Пускай малыш вспоминает стихотворение по вашей подсказке.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 – 2018 vashechudo.ru – Ваш чудесный ребёнок

Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.

При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Стеснительный ребенок.

Стеснительность-это черта характера. Она наблюдается примерно у 15% детей. Впервые застенчивость проявляется года в два. Но вовсе не обязательно из стеснительных людей вырастают стеснительные взрослые.

И так, как же ведут себя застенчивые дети.

Стеснительный малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.

Такие дети очень послушны. Как правило, в группе стеснительный ребенок может быть наблюдателем, который не участвует в происходящем, но внимательно наблюдает за детьми со стороны, предпочитает играть в одиночку, вместо того чтобы присоединиться к группе детей.

Застенчивые дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общение с незнакомыми людьми.

Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость очевидно начинает мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Когда в дом приходят гости, может спрятаться или заплакать, ведет себя беспокойно. Ребенок не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокирует развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие дети, не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это может способствовать тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие невротических проявлений (тики, пощипывание и т. д.)

Можно предположить, что мнение о заниженной самооценке у застенчивых детей является ошибочным. Экспериментальные исследования свидетельствуют, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо. В этом заключается личностная особенность застенчивых детей: каждое свое действие ребенок проверяет через мнения других, его внимание сосредоточивается в большей степени на том, как его действия оценивают взрослые.

Очень часто встречаются застенчивые дети, имеющие авторитарных родителей, возлагающих неоправданно большие надежды на своего ребенка. Таким образом, у ребенка развивается комплекс несоответствия, и он все больше убеждается в своей несостоятельности. Отсюда и отказ от деятельности.

Нужно помнить, что застенчивость – это черта характера и ребенок не выбирает, быть ему стеснительным или нет. Родители иногда давят на малыша, считая его стеснительность недостатком, опасаются, что его интересы будут ущемляться, в особенности в группе. Родители кричат на ребенка или высмеивают его, настаивают, чтобы он участвовал в общественных мероприятиях. Ребенок чувствует, что родители огорчены или сердиты, и очень от этого страдает.

Застенчивость встречается и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность таких мам, старающихся постоянно контролировать своих детей, способствует тому, что дети постепенно теряют доверие к миру и окружающим людям.

Чем же могут помочь родители застенчивому ребенку

Прежде всего, ценить своего малыша. У каждого ребенка есть положительные, достойные похвалы черты. Каждый ребенок уникален. Важнейшая часть воспитания застенчивых детей состоит в том, чтобы найти эти особые черты. Нужно помочь ребенку развить присущие ему достоинства. Это могут быть спортивные таланты или интерес к животным и т. д. Если ребенок найдет себе занятие по душе, он будет действовать увереннее. Ему важно вести разговоры со сверстниками о том предмете, в котором он хорошо разбирается. Как только малыш научиться устанавливать дружеские связи с другими детьми, у него появятся друзья.

Не опекайте детей чрезмерно, не подавляйте их волю, чаще предоставляйте возможность действовать самостоятельно. Играйте, веселитесь, шалите с ребенком на равных

Придумывайте вместе с ним различные истории, главными действующими лицами которых будут он и его товарищи.

Учите его, открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерик и обид. Больше бывайте с ребенком на улице, чтобы с самого раннего возраста он мог привыкнуть к тому, что живет среди людей и что общение с ними не необходимость, а приятное времяпрепровождение. Застенчивый ребенок чувствует себя гораздо спокойнее у себя дома, поэтому приглашайте других детей в гости. Приветствуйте и поддерживайте стремление ребенка к общению со сверстниками, к созданию хороших отношений с ними. Похвала родителей – прекрасный стимул для каждого малыша.

Луговская А., Кравцова М. М., Шевнина О. В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.

Хейм Г. Джиннотт. Дети и мы. – СПб: «Кристалл». 1996. – 464 с.

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. – Изд. 7-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 314с.

Анкета для родителей вновь поступающих детей. 1. В работе с нашим сыном или дочкой (имя) просим учесть особенности его или ее здоровья: Хорошее ослабленное часто болеющий ребенок[cut=Читать.

Консультация для родителей: «Каким должен быть костюм вашего ребенка» Близятся новогодние праздники, а с ними новогодние хлопоты и приятная праздничная суета, праздничные утренники. В нашем детском саду праздничные.

№ 18754-016-015 от 5 февраля 2013

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет “Лес. Дикие животные”

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю – МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» – сразу. Свой сайт – бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Учредитель, издатель, главный редактор: Фонов Д.В. Редактор, администратор: Вовченко Е.А.

Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36.

ISSN 2587-9545 зарегистрирован в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+

Источники:
Застенчивый ребенок
Каковы причины детской застенчивости, и как помочь малышу справиться с излишней стеснительностью?
http://3-years.ru/razvitie/zastenchivyj-rebenok.html
Застенчивый ребенок что делать Советы психолога
Застенчивый ребенок: что делать? Советы психолога Детская застенчивость во многих детках проявляется одинаково: они не желают общаться с другими людьми и детьми, во время общения проявляют
http://www.astromeridian.ru/psy/preodolet_detskuju_zastenchivost.html
Как помочь адаптироваться в детском саду робкому и застенчивому ребенку
Как помочь адаптироваться робким и застенчивым детям в детском саду? Семейный психотренинг для робких и застенчивых детей. Развитие трехлетнего ребенка по-прежнему происходит в играх. 
http://vashechudo.ru/yenciklopedija-mamy-i-malysha/rebenok-i-detskii-sad/kak-pomoch-adaptirovatsja-v-detskom-sadu-robkomu-i-zastenchivomu-rebenku.html
Стеснительный ребенок
Стеснительный ребенок.
http://www.maam.ru/detskijsad/stesnitelnyi-rebenok.html