Взаимоотношения в семье

Взаимоотношения в семье

«Ревет сынок – побит за двойку с плюсом,

жена на локоны взяла последний рубль…»

Ситуация знакомая и привычная многим российским семьям. Как складываются взаимоотношения в семье чаще всего? Взрослые «куют благосостояние», а младшие этими благами пользуются, при этом каждый живёт своей жизнью. Идеальная семья реальна? Проблемы отцов и детей, кризис среднеговозраста, переходный возраст — каждой семье приходится проходить все этапы, от того, насколько она дружна и сплоченна, зависит успешное плавание семейного корабля. Почему? Кто не мечтает об идеальной семье?

Что такое идеальная семья, существует ли она в реальности? Согласно википедии, идеальная семья существует в определённый отрезок времени, при этом понятие идеальности зависит от принятых социальных и психологических норм. В идеальной семье царит благоприятный психологический климат: чувство защищённости и моральной удовлетворённости. Как добиться взаимности? Идеальная семья – это возможность развития каждого, взаимное уважение и высокая самоотдача. Так что, идеальная семья – это ежедневный труд каждого домочадца.

Разумеется, нет семьи без проблем. По результатам различных исследований, основные проблемы взаимоотношения в семье кроются в неумении общаться. Говорить о том, что волнует, передать свои переживания словами не умеет большинство россиян. Следующими по значимости и трудности следуют проблемы, связанные с воспитанием детей и интимными отношениями. И лишь четвёртую строчку занимают проблемы материального благополучия. Получается, что для семейного счастья нужно совсем немного: умение общаться бесконфликтно, сочувствие и сопереживание, понимание, умение наладить нормальную интимную жизнь и создать уютный дом, куда хочется вернуться, чтобы отдохнуть от жизненных сложностей. Слушать и слышать. А между тем многих проблем избежать просто, достаточно научиться слушать.

Что советуют психологи? Например, во время рассказа одного из домочадцев отложите в сторону газету и сосредоточьте внимание на нём. Смотрите ему в глаза и отвечайте не просто кивком головы, а репликой, которая передаёт содержание услышанного. Подумайте, почему ваш муж (сын или дочь) говорят об этом? Они хотят услышать совет или просто сочувствующие фразы, которые говорят о том, что вы их понимаете? Особенности взаимоотношений в семье свидетельствуют, что всего родители «грешат» именно первым вариантом. Они раздают советы, когда дети об этом не просят. Поэтому просто повторите своими словами услышанную фразу, например: «На улице холодно, а я забыла тёплый платок» — «Ты замёрзла, хочешь, я согрею чаю?»

Внимание и похвала — ключ к взаимоотношениям в семье

В несчастливых семьях не хватает обычного тепла, понимания и внимания. Вы помните, как была одета сегодня ваша жена? Просто больше внимания к деталям и добродушного отношения. Не забывайте друг друга хвалить, делать комплименты – это так просто, но доставляет немало приятных минут и вносит теплоту в общение. Общие интересы, семейные традиции.

Счастливая семья – это хорошая «погода» в доме. От чего она зависит? Как запрограммировать свой домашний прогноз на традиционное «ясно» и избежать проблем взаимоотношений в семье? Отличным «цементирующим» составом для семейного фундамента являются общие интересы. Подумайте, что будет интересно всем членам семьи, кроме просмотра ТВ, разумеется. Работы на садовом участке, караоке или прогулка на велосипедах за город? В семье, в которой есть общая страсть, всегда найдётся общая тема для обсуждения, а значит, тягостное молчание обойдёт ваш дом стороной.

Совместные интересы помогают сформировать семейные традиции. Отметить дебют дочери на сцене или отличное окончание учебного года приготовлением пирога по старинному семейному рецепту. Поездка за город в день рождения или катание на коньках на Рождество, Новый год. Не забудьте нарядить лесную красавицу, но для этого не обязательно ехать в заповедник. Достаточно купить новогоднюю елку искусственную в ближайшем магазине. И вообще, включите ваше воображение.

Кроме гастрономических радостей дарите друг другу новые впечатления: необычный день рождения или составление альбома семейных историй. Сказочная поездка к морю станет лучшим подарком для всей семьи.

Сгладить возрастные кризисы поможет саморазвитие каждого члена семьи. Особенности взаимоотношений в семье таковы, что все домочадцы должны взрослеть и духовно расти вместе. Родители проживают с ребёнком все его радости и огорчения, проходят вместе с ним все этапы развития. В такой семье кризис сорокалетнего возраста у главы семьи пройдёт гораздо спокойнее, чем в том случае, когда каждый живёт сам по себе. В счастливой семье не читают нотаций, а воспитывают своими поступками, образом жизни. Идеальная семья предполагает определённую свободу выбора, которая особенно важна для

подростков, когда речь идёт об увлечениях, друзьях и партнёров.

Как нет семьи без проблем, так нет роста без конфликтов. Важно научиться их решать. Обсуждать наболевшее, спорить и находить пути решения – это путь к разрешению многих конфликтов, а терпение и мудрое наблюдение помогают избежать многих проблем подросткового возраста. И напоследок. Не стоит копировать чей-то семейный уклад, создавайте свой вариант, берите лучшее и вносите в свою домашнюю историю. Наша жизнь напоминает фильм, каким он будет, зависит, прежде всего, от взрослых. Пусть ваша семейная история будет яркой, интересной, а взаимоотношения в семье добрыми. Супер Дама.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Взаимоотношения в семье: женщина и мужчина

Взаимоотношения в семье: женщина и мужчина. Гармония единства

Как же научиться гармонично строить взаимоотношения в семье, чтобы сохранить не только потребность и необходимость друг в друге, но и состояние радости и счастья, продолжая свой личностной рост и развиваясь вместе? Как научиться созидать и любить, чтобы оставить после себя достойный след на Земле?

Женщина и мужчина – это два разных восприятия мира, две различные половинки единого целого, две стороны одной медали. Их гармония дает целостность и высший уровень вибраций – Любовь, которая как солнце согревает теплом всех вокруг. В каком направлении направить свой личностной рост, чтобы изменения несли созидание и развитие, а не разрушение?

1) Учитесь дарить себя друг другу. До встречи мужчина и женщина развивались с учетом своих жизненных ценностей, направляя свой личностной рост на достижение своей цели. Этим они и были интересны друг другу — своей самобытностью и индивидуальностью. Встреча двух любящих людей не должна остановить их дальнейшее личностное развитие, чтобы не потерять свою привлекательность. Однако некоторые изменения в свой жизненный уклад внести просто необходимо. И первое, что необходимо сделать – это научиться жертвовать: временем, трудом, деньгами, знаниями, старыми качествами, бескорыстно делясь этими сокровищами с другим человеком. Любить – значит делиться! Так происходит трансформация местоимения «Я» в «Мы» через наши личностные изменения и личностной рост.

На протяжении веков человечество развивалось через закон жертвы: за все новое надо платить. Само рождение человека – проявление этого закона. Настенька из сказки «Аленький цветочек», преодолев свой страх и отвращение, смогла полюбить чудище страшное, безобразное, открыв то, что скрывалось под личиной зверя. Это была ее жертва собой, своим личностным эгом и интересами, ее подвиг во имя великой Любви, которая предстала Настеньке в образе прекрасного принца. Но подвиг бескорыстной любви совершил и принц. Превращенный злыми чарами в чудовище, он готов был, жертвуя собой, умереть в этом обличье, не нарушая покоя девушки. Жертвенность – это самое высокое проявление любви.

Дискомфорты между мужчиной и женщиной неизбежны. Когда все хорошо между ними, это значит, что нет доверия. Доверие наступает только через решение дискомфортных ситуаций, потому что в этот момент идут изменения и личностной рост, а, значит, корректируются жизненные ценности. Эту мудрость подтверждают и пословицы: «Пуд соли съесть», «Жизнь прожить – не поле перейти». В этот момент происходит развитие через жертву какими-то своими эгоистичными интересами, продиктованными с позиции «Я» ради формирования новых жизненных ценностей с позиции «Мы». Если вы хотите, чтобы в чужой жизни по-прежнему было выделено место вам, постарайтесь понять, что нужно другому человеку, о чем он думает и чем дышит.

Путь к звездам лежит через тернии, поэтому путь к истинной Любви не может быть легким. Он требует настойчивых усилий в «работе над собой», чтобы заслужить право на счастья быть рядом. Не сдавайтесь при первых трудностях. Именно в момент испытаний на прочность ваших отношений важно проявить открытость и стремление быть вместе. Именно эта тактика — ключ к достижению гармонии единства.

3) Учитесь принимать друг друга. Полнота жизни состоит в том, что в ней присутствует все ее составляющие, в центре которых находится сам человек, рождающий любовь и творящий счастье. Отношения женщины и мужчины не ограничиваются только бытом, сексом и общей крышей. Развиваясь, мы усиливаем и обогащаем друг друга. Ведь как говорил Антуан де Сент-Экзюпери:

«Любить — это значит смотреть не друг на друга, а смотреть в одном направлении».

Разделяя интересы другого, мы, тем самым, даем ему право быть самим собой, быть свободным в своем личностном росте. Надо всегда помнить, что если двум летящим птицам скрепить крылья, то они упадут. Просто надо лететь рядом в одном направлении. Учитывая разное восприятие мира мужчины и женщины, надо помнить о сильных сторонах каждого: мужчина – это голова, а женщина – крылья и одно без другого невозможно. Тогда крепче будет состояние «Мы» и скромнее состояние «Я». Ведь любить человека – это означает открыть его для себя, сделав своей второй половинкой. Тогда всегда будет для кого совершать подвиги. А если только «Я», то зачем «Я»? Нельзя захлопать в ладоши одной рукой и получить при этом энергию радости.

Понимание и принятие такого единства в взаимоотношениях в семье – в отношениях женщины и мужчины, даст возможность осознать Человеку свою значимость и божественность. А это приведет к огромному скачку в сознании людей и раскрытию божественных способностей в творении Любви. В этом и состоит миссия Человека на Земле.

Взаимоотношения в семье: советы психолога для благополучия в доме

Взаимоотношения в семье: советы психолога для благополучия в доме

Семья – это и место для становления личности, и близкие люди, важней которых быть никого не может. Поэтому взаимоотношения в семье играют огромную, первоочередную роль в психическом развитии и благополучии каждого её члена.

Условно психологи разделяют семьи на благополучные и неблагополучные, постоянно сами себя поправляя: у каждой семьи свои проблемы. Чтобы свести проблемы к минимуму, изменить положение вещей в своём доме, необходимы элементарные базовые знания о психологии семьи и стремление создать благоприятную обстановку, в которой каждый смог бы развиваться по определённому природой пути, без помех и серьезных расстройств, комплексов, ошибочных представлений о мире, о себе и окружающих.

Для достижения этих благородных целей и во имя себя, учитесь строить взаимоотношения в семье. Будь вы главой семейства, главной хозяйкой в доме или ребенком (даже если вам уже за 20), вам не помешает узнать о простых правилах общения внутри семьи.

Взаимоотношения в семье требуют вашего постоянного участия, какую бы роль вы в ней не занимали. Не воспринимайте друг друга как нечто разумеющееся и вечное. Как только допустите такое отношение к любимым, семья начнёт рушиться. Подумайте, что из этого списка вы можете сделать для своих родных.

Лекция 14

Лекция 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

3. Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей

Каждая семья обладает целым комплексом психологических особенностей. Но общей для всех семей является, как правило, ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений. Именно высокая степень эмоциональной близости – это особое качество настоящей, крепкой семьи.

Современная многоступенчатая семья может успешно выполнять свои функции, если в ней будут гармонично сочетаться психологические особенности членов семьи всех поколений, благодаря чему они смогут заниматься формированием личности детей.

Семейные отношения – это система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы во всех направлениях – и от старших к младшим членам семьи, и от младших к старшим.

Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля:

1) демократический, который характеризуется высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;

2) контролирующий, предполагающий существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных.

Приведем другую классификацию стилей взаимоотношений в семье – авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Именно в таких семьях подростки чаще всего вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

Однако бывает, что в семье внешне сложился демократический стиль воспитания, но он не дает нужного эффекта, так как родители нарушают важнейшие педагогические принципы, например им не удается определить в той или иной ситуации меру требовательности, организовать правильный режим дня детей или создать условия для посильного трудового вклада детей в жизнь семьи; они бывают непоследовательными в требованиях или у них нет единого подхода к каким-то семейным делам.

Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты.

ВАРИАНТ А. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.

Такие отношения характеризуются, прежде всего, общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях, умением родителей чутко понять мир ребенка и его возрастные запросы, их глубокой родительской привязанностью, постоянной готовностью к взаимопомощи, сопереживанием, умением быть рядом во время жизненных невзгод.

ВАРИАНТ Б. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими чувствами и переживаниями, но это не является взаимной потребностью.

Для этого варианта характерна менее полная степень контактов. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи нарушены, наметилась еле ощутимая трещинка во взаимоотношениях родителей и детей. Наиболее типичными причинами такого явления могут быть следующие:

– некоторые расхождения между характером требований родителей и их личным поведением;

– недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в некоторых конкретных ситуациях, недостаточная степень их объективности по отношению к своим детям;

– возможность того, что родители психологически не «поспевают» за динамизмом, быстротой развития детей.

Подобные, пока еще едва заметные признаки ухудшения во взаимоотношениях с детьми дают родителям повод для серьезных размышлений.

ВАРИАНТ В. Скорее родители стараются вникать в интересы и жизнь детей, чем дети сами делятся с родителями.

Это – наиболее странные, на первый взгляд, отношения между родителями и детьми. Родители стремятся вникать в жизнь детей из самых добрых и искренних чувств любви и внимания. Родители мечтают и надеются оградить детей от неприятностей, предостеречь от опасностей, осчастливить их. Дети это понимают, но не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей разбиваются в этом случае о низкую педагогическую культуру их осуществления. Желания родителей помочь своим детям, их искренний интерес к ним не всегда сопровождаются умением войти в мир детей без нажима и навязывания своих взглядов, без нервозности и предубеждений.

ВАРИАНТ Г. Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей.

Такой вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими взаимоотношениями. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у последних чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители все же остаются их искренними доброжелателями.

ВАРИАНТ Д. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом родители, скорее, правы.

Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда те еще не могут в полной мере оценить опыт родителей, их усилия, направленные на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, идущие во вред учебе, здоровью, временные увлечения детей, а в некоторых случаях – аморальные поступки. Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены всем, что может нанести детям моральный и физический вред. Исходя из своего жизненного опыта, взглядов они стараются объяснить возможные последствия такого поведения, но наталкиваются нередко на непонимание, неверие, сопротивление. Важно, чтобы родители всегда стремились глубоко разобраться в стремлениях детей, проявляли терпение, уважение к их доводам и аргументам, так как дети, даже будучи неправыми, обычно бывают искренне убеждены, что правы именно они, а родители не могут или не хотят их понять.

ВАРИАНТ Е. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом, скорее, правы дети.

ВАРИАНТ Ж. Обоюдная неправота родителей и детей.

Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии «хранения в себе» сначала в эпизодические столкновения, а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, – в постоянные, все более расширяющиеся конфликты. Обе стороны устают от бесполезных дебатов и взаимных упреков, постепенно утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

ВАРИАНТ 3. Различные взаимоотношения с отцом и матерью, или «кого ты больше любишь?»

В большинстве семей у родителей нет необходимости в полном единстве действий в воспитании детей. Это касается и содержания общения, и содержания требований, и тона ихвыражения, и характера поощрений и наказаний, и выражения своих чувств, и т. д. Когда отношения у отца и матери к детям складываются совсем по-разному, то суть и характер их взаимоотношений с детьми могут быть самыми различными: от потребности ребенка в общении с одним из родителей до полной отчужденности с другим. Это тот случай, когда необходимо вспомнить, что единство установок и отношений – это азбучная истина педагогической культуры родителей.

ВАРИАНТ И. Полное взаимное отчуждение и враждебность.

Можно выделить несколько наиболее типичных причин этой семейной трагедии.

1. Педагогическая несостоятельность родителей. Значительное число родителей приступает к воспитанию, не имея об этом сложнейшем и ответственном деле ни малейшего педагогического представления. И поскольку они сами воспитывались в семье, в школе и других учебных заведениях, то у них создается иллюзия осведомленности касательно процесса воспитания. Об этом парадоксе К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким».

2. Жесткие, почти варварские методы «псевдовоспитания», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми способами стараются спастись от них.

3. Сотворение из ребенка кумира семьи, задобренного, заласканного, капризного, плаксивого эгоиста и в результате – эгоцентричного и бессовестно-равнодушного человека.

Источники:
Взаимоотношения в семье
Взаимоотношения в семье/ По результатам различных исследований, основные проблемы взаимоотношения в семье кроются в неумении общаться.
http://sdama.ru/vzaimootnosheniya-v-seme/
Взаимоотношения в семье: женщина и мужчина
Отношения женщины и мужчины: гармония единства. Гармония и хорошие взаимоотношения в семье, мир, любовь зависят от качества взаимоотношений женщины и мужчины
http://rodoswet.ru/vzaimootnosheniya-v-seme-zhenshhina-i-muzhchina-garmoniya-edinstva/
Взаимоотношения в семье: советы психолога для благополучия в доме
От семьи зависит благополучие каждого. Отношения внутри этой маленькой ячейки способны превратить жизнь в ад или в рай. Чтобы не случилось последнего, важно учитывать главные принципы семейной жизни.
http://fb.ru/article/28126/vzaimootnosheniya-v-seme-sovetyi-psihologa-dlya-blagopoluchiya-v-dome
Лекция 14
Читать "3. Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей, Лекция 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Стр.56" Луковцева А. К.
http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl56.shtm