Взаимоотношения в семье с ребенком

Взаимоотношения в семье с ребенком

Взаимоотношения в семье с ребенком во многом определяют его будущее поведение, характер общения и успешность, так как хорошее и плохое отношение дети, прежде всего, узнают в семье.

Влияние родителей на личность ребенка описано и изучено психологами достаточно подробно. Они смогли выделить 4 общих типа взаимоотношений родители – дети в семье:

Так или иначе, но взаимоотношения между детьми и взрослыми в детстве будут отражаться и на взаимоотношениях со взрослыми детьми.

Система воспитания в семье далеко не всегда осознается родителями. Кроме того, что она основывается на перечне того, что допустимо или недопустимо в отношении ребенка, она должна придерживаться целенаправленных методик и целей воспитания. Предпосылкой взаимоотношений в семье с ребенком могут служить:

При диктате взаимоотношения детей и взрослых строятся на регулярном унижении чувства собственного достоинства ребенка, на подавлении его мнения и инициативы. Такие отношения нельзя сравнивать с целью воспитания или норм морального поведения. Зачастую воздействие производится с насилием, в приказном тоне, при сопротивлении ребенка. В ответ на нажим со стороны родителей дети в свою очередь отвечают контраргументами – грубостью, обманом, лицемерием. Ненависть к собственным родителям – это крайняя степень ответной реакции.

Другая сторона медали – когда сопротивление ребенка все же удается сломать, то это может обернуться тем, что впоследствии из него вырастет сломленная личность без чувства собственного достоинства, лишенная таких важных качеств, как самостоятельность, уверенность в себе и своих возможностях. Можно с уверенностью говорить, что неудачи в жизни такого человека имеют основу и заложены диктаторским воспитанием еще в детстве.

Гиперопека подразумевает такие взаимоотношения в семье с ребенком, при которых его всячески ограждают от трудностей и забот. Любая просьба и пожелание ребенка быстро исполняются, а сам он не прикладывает к ним никаких усилий. Часто такие отношения бывают в семьях, где ребенок единственный или долгожданный. Цели воспитательных воздействий в процессе воспитания подменяются задачей удовлетворения потребностей детей.

При гиперопеке взаимоотношения между детьми и взрослыми приводят к тому, что дети оказываются недостаточно или совсем неподготовленными к самостоятельной взрослой жизни. И если в детстве проявления этого могут быть минимальными, то в подростковом возрасте частота срывов у данной категории детей выше.

Невмешательство, так тактика воспитания признает допустимость и необходимость независимого существования взрослых и детей, причем ни тем, ни другим не следует переходить условно намеченную линию. Специалисты считают, что в основе такого взаимодействия в семье находится пассивность родителей в качестве воспитателей.

Сотрудничество во взаимоотношениях бывает при условии общих целей и задач родителей и детей, при наличии совместных интересов и связанной с ними деятельности. Только в таких условиях можно преодолеть эгоизм ребенка во взаимоотношениях с матерью и другими родственниками.

Влияние взаимоотношений в семье на поведение ребенка

Будет ли поведение ребенка адекватным или неадекватным, это во многом определяется его взаимоотношениями в семье. От них зависят:

  • Уровень притязаний;
  • Успешность обучения и общения;
  • Самооценка;
  • Эмоциональное состояние.

В семье, где родители постоянно одергивают и порицают, ставят слишком высокие задачи и цели, у детей появляется низкая самооценка, вследствие этого неуверенность и плохое настроение. То есть поведение ребенка становится неадекватным объективной обстановке.

С другой стороны, неадекватность имеет проявление и в виде завышенной самооценки, когда ребенка постоянно хвалят, а требования к нему предъявляют очень мягкие.

В итоге ребенок вырастет таким, каким воспитывали его в детстве родители.

Взаимоотношения детей и родителей в семье

Реферат на тему Взаимоотношения детей и родителей в семье

Разместил (а): Брэд Питт

  • Отношения в семье 11 кб.
  • Взаимоотношения в семье как фактор эмоционального благополучия е членов 53 кб.
  • Взаимоотношения в семье как фактор эмоционального благополучия её членов 58 кб.
  • Физическое воспитание детей в семье 26 кб.
  • Психология младших и старших детей в семье 261 кб.
  • Проблемы взаимоотношения поколений 18 кб.
  • Правовое регулирование семейных отношений 72 кб.

МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Чебоксары Чувашской Республики

Наша жизнь разнообразна, но в то же время полна трудностей, с которыми нам приходится сталкиваться чуть ли не ежедневно и, конечно же, решать их. Особенно остро проблемы переживаем мы, подрастающее поколение, так как у нас еще недостаточный жизненный опыт, нет твердой почвы под ногами, и во многом зависим от своих родителей. Каковы же наши проблемы, что нас волнует? При опросе учащихся школы были выявлены такие волнующие вопросы.

Семья волновала умы философов, историков, деятелей культуры, социологов, педагогов, психологов во все времена.

Таким образом, чем старше дети, тем больше они предоставлены себе, тем больше дистанция между ними и родителями, хотя им требуется ничуть не меньше родительского внимания, а может даже и больше. А под родительским вниманием дети понимают следующее:

План мероприятий по реализации проекта

Презентация проекта в школе

Совместная (с родителями) уборка школьной территории (субботник «Трудимся вместе и в школе, и дома»)

Школьный актив, классные руководители, родительский комитет класса

Встреча с ветеранами ВОВ «Нам дороги эти позабыть нельзя…» (круглый стол с родителями)

Министры культуры, образования школьного актива

«Мама, папа, я – спортивная семья!» (спортивный праздник)

Министр спорта, классные руководители, учителя физкультуры, Попечительский совет

Походы на природу (совместный отдых), выпуск листовок, посвященных им

Актив класса, родительский комитет

Конкурс сочинений «Летние каникулы с родителями»

Конкурс фотогазет «моя семья на отдыхе»

Министры культуры и печати

Заключение договора с Чебоксарским Городским Центром занятости населения по трудоустройству безработных родителей

Администрация школы, Попечительский Совет школы

Организация работы консультативного кабинета для учащихся, переживающих семейные конфликты

Актив школы, педагог-психолог, социальный педагог

Организация соревнований по волейболу сборных команд родителей и детей между школами района

Министр спорта, заместитель директора по ВР

Собрание родителей на тему «Конфликты в семье и способы их разрешения» с приглашением специалиста Центра психолого-медико-социального сопровождения «Развитие»

Актив школы, заместитель директора по ВР

День открытых дверей в школе для родителей:

Актив школы, администрация, Попечительский Совет

Конкурс «Мое генеалогическое древо» (изучение истоков семьи, географические корни семьи, предки, составление древа семьи)

Министры образования и культуры

Собрание родителей на тему «Гармония общения – залог психического здоровья ребенка»

Министр социального развития, школьный реабилитационный центр

День матери. Конкурсная программа «Дочки-матери»

Министры культуры классов

День микрорайона «Здравствуй, зимушка-зима!»

Министры культуры, образования, спорта, Попечительский Совет

Круглый стол с приглашением юриста по вопросам семьи и права, специалистов социально-реабилитационного центра несовершеннолетних

Актив школы, администрация

Подведение итогов по работе над проектом. Результаты работы.

Характеристика взаимоотношений в семье с детьми, имеющими трудности обучения и расстройства поведения Текст научной статьи по специальности – Психология семьи и быта

Характеристика взаимоотношений в семье с детьми, имеющими трудности обучения и расстройства поведения Текст научной статьи по специальности «Психология семьи и быта»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Джос Ю. С., Рысина Н. Н.

В статье представлены результаты исследования семейных факторов и особенностей воспитания детей , имеющих школьные трудности и нарушения поведения. Выявлены достоверные отличия семейных взаимоотношений ребенка и родителей у детей с нарушениями поведенияя по сравнению с контрольной группой. Обсуждаются возможные причины семейных нарушений, доказана необходимость проведения коррекционных мероприятий.

The article presents the study of family factors and the peculiar features of rearing children with learning difficulties and behavioural disorders. There were found out reliable differences in parent-child relationships in experimental group in comparison with the control group. The possible reasons for family problems are discussed. The necessity of correction procedures was experimentally proved.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Джос Ю.С., Рысина Н.Н.,

Текст научной работы на тему «Характеристика взаимоотношений в семье с детьми, имеющими трудности обучения и расстройства поведения»

?ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ

Ю.С. Джос1, Н.Н. Рысина Институт развития ребенка ПГУ им. М.В. Ломоносова, Архангельск

В статье представлены результаты исследования семейных факторов и особенностей воспитания детей, имеющих школьные трудности и нарушения поведения. Выявлены достоверные отличия семейных взаимоотношений ребенка и родителей у детей с нарушениями поведения по сравнению с контрольной группой. Обсуждаются возможные причины семейных нарушений, доказана необходимость проведения коррекционных мероприятий.

Ключевые слова: дети, школьные трудности, расстройства поведения, семейные взаимоотношения.

Characteristic of family relations with Children having learning difficulties and behavioural disorders. The article presents the study of family factors and the peculiar features of rearing children with learning difficulties and behavioural disorders. There were found out reliable differences in parent-child relationships in experimental group in comparison with the control group. The possible reasons for family problems are discussed. The necessity of correction procedures was experimentally proved.

Key words: children, learning difficulties, behavioural disorders, family relations.

За последние десятилетия увеличилось число детей, имеющих школьные трудности [4, 5, 14, 17]. К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

Предпосылки школьных трудностей отмечаются с дошкольного возраста, когда имеет место функциональная незрелость мозговых структур, и включают в себя двигательную расторможенность, моторную неловкость, рассеянность, повышенную утомляемость, инфантилизм и импульсивность. У школьников на первый план выступают трудности обучения и нарушения поведения. В подростковом возрасте данные отклонения могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании [2, 7, 12, 18].

К числу школьных факторов риска, приводящим к трудностям в обучении относятся: стрессовая тактика педагогических воздействий (стрессы, связанные с постоянными замечаниями со стороны педагогов и родителей, ситуации неудачи), дефицит времени, интенсификация учебного процесса и усложнение школьных программ, несоответствие технологий обучения возрастным и функциональ-

Контакты: 1 Ю.С. Джос-E-mail: icd@pomorsu.ru

ным возможностям детей, нерациональная организация учебного процесса, повышение требований к формированию социальной зрелости [5, 13]. Воздействие факторов риска вызывает развитие комплекса проблем дезадаптации, включающего нарушение приспособления к успешному функционированию в школьной среде и дальнейшее изменение психологического, личностного и социального развития ребенка [1, 15].

Причины школьной дезадаптации могут иметь различную природу, однако их внешние проявления нередко бывают сходными и обычно характеризуются снижением интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшением успеваемости в результате трудностей при обработке учебной информации, неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью [5, 15, 19].

Неуспешность в учебе часто сочетается с проблемами поведения, что приводит к негативному отношению находящихся рядом взрослых и ухудшению детско-родительских взаимоотношений [3, 6]. В целом нарушения воспитания приводят к эмоциональному дискомфорту у детей, тогда как эмоциональная сфера школьников играет большую роль в формировании познавательных процессов, организации поведения и социальной адаптации. В связи со стойкой неспособностью в овладении школьными навыками такие дети оказываются в ситуации хронического неуспеха. Состояние фрустрации порождает у них разнообразные вторичные психогенные расстройства. Это приводит к новым конфликтам в семье и школе, а результатом является снижение мотивации к обучению, что в свою очередь ещё больше усугубляет трудности.

В настоящее время проблема влияния семьи на процесс первичной социализации ребенка приобретает все большее значение. Именно в семье идет формирование неосознаваемых регуляторов, ранних фиксированных установок, регулирующих поведение ребенка в естественных ситуациях. В семье происходит первый опыт общения, закладываются коммуникативные навыки, формируется эмоционально-волевая сфера ребенка, основы его поведения [10, 11].

Ряд авторов подчеркивают в генезе возникновения школьных трудностей и дезадаптации у детей патопластическую роль отклонений воспитания. С другой стороны семейные факторы являются управляемыми [8, 9, 16]. Исходя из этого, целью настоящего исследования является изучение влияния семейных факторов на проявления школьных трудностей у детей.

В исследовании принимали участие 72 школьника (7-16 лет), имеющих специфические школьные трудности и/или снижение школьной мотивации; 40 здоровых детей (дети, имеющие 1 и 2 группу здоровья без признаков нарушения поведения, не имеющие невротических расстройств и хронических заболеваний). Нарушения школьных навыков и расстройства поведения были выявлены на основании комплексного медико-психолого-педагогического обследования в СДВГ-Центре «Содействие» Института развития ребенка ПГУ им. М.В. Ломоно-

сова. Для оценки школьных трудностей использовали метод интервьюирования детей и родителей, наблюдение за поведением ребенка, анализ карты развития ребенка (ф. 112). Особенности воспитания в семье определяли с помощью теста «Анализ семейных взаимоотношений» [16], тест «кинетический рисунок семьи», предложенный Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 году, мы использовали для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка. Статистическая обработка результатов исследования была проведена с использованием пакета прикладных программ STADIA 6.0, SPSS 12.0 for Windows. Оценка достоверности различий проводилась с помощью непараметрического критерия х2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Следует отметить, что у 92% школьников школьные трудности сочетались с расстройствами поведения (оппозиционно-вызывающими расстройствами, расстройствами поведения, ограниченными рамками семьи, несоциализированными и социализированными расстройствами поведения, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью).

Возникновение нарушений поведения зависит от взаимодействия многих факторов: биологических (осложнения беременности и родов, травмы и органические поражения центральной нервной системы, наследственная предрасположенность), социально-психологических (напряженная обстановка между членами семьи, отклонения в воспитании, эмоциональная депривация, дистрессовые ситуации), личностных (аффективность эмоций, импульсивность, склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов, ригидность, алек–е- ситимия и др.) [7, 12]. (Г)

Осложнения беременности и родов, наличие перинатального поражения ЦНС достоверно чаще отмечается у детей с трудностями обучения при сравнении с группой здоровых детей (таблица).

Пре- и перинатальные факторы могут приводить к несформированности комплекса познавательных функций, лежащего в основе обучения базовым школьным навыкам. Между тем установлено, что отдаленные исходы пре- и перинатальных патологических воздействий в значительной степени опосредуется социально-

Частота встречаемости патологии беременности и родов

Дети с трудностями обучения Здоровые дети

Патология беременности 63 87,5 22*** 55,0

Патология родов 55 76,3 11** 27,5

Перинатальное поражение ЦНС 61 84,7 15*** 37,5

Причины негармоничного воспитания разнообразны. Это могут быть определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание, отклонения личности самих родителей, а также психологические проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В группе детей, имеющих школьные трудности и расстройства поведения при сравнении со здоровыми детьми достоверно чаще встречается фобия утраты ребенка (р<0,05) и проекция на ребенка нежелаемых качеств (р<0,001). Фобия утраты при доминирующей гиперпротекции приводит к опеке ребенка даже по мелочам. Родителям свойственна повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка. Часто в этих случаях родители имеют повышенный базовый уровень тревоги.

При проекции на ребенка нежелаемых качеств родители как бы видят в ребенке черты характера, которые чувствуют, но не признают в себе или ближайших родственниках. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т.д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми качествами ребенка родитель извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с неже-

лаемым качеством в ком-то другом помогает родителю верить, что у него такого качества нет [16].

Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания. Таким образом, отклонения в воспитании формируют у детей нарушения поведения и эмоциональные расстройства. Следовательно, родители также нуждаются в психологической поддержке и оказании коррекционной помощи.

При исследовании особенностей восприятия внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка мы использовали проективную методику «Кинетический рисунок семьи». При анализе рисунков учитывали следующие показатели: состав изображенной семьи в соотношении с реальной семьей ребенка, взаимное расположение членов семьи и расположение всего рисунка в целом на листе, особенности изображения отдельных членов семьи. На основании этих данных определяли уровень эмоциональных связей в семье и эмоциональное состояние ребенка во время рисования (тревожность, эмоциональная напряженность, агрессивность, общительность, уверенность, потребность в дополнительной опоре).

Среди 90% семей здоровых детей достоверно чаще ^<0,001) преобладает эмоциональное благополучие семьи, когда семья нарисована в полном составе, занята одним, общим делом. В группе детей с школьными трудностями достоверно чаще встречается низкий уровень эмоциональных связей в семье ^<0,05) и трав-

Рис. 1. Восприятие детьми внутрисемейных взаимоотношений

матические переживания по поводу семьи (р<0,01) при сравнении со здоровыми детьми (рис.1), что проявлялось отказом рисовать семью или отсутствием людей на рисунке. Среди эмоциональных характеристик преобладают эмоциональная напряженность (р<0,05), агрессивность (р<0,01), негативизм (р<0,05). Таким образом, полученные данные свидетельствуют о нарушении взаимоотношений в семьях детей с трудностями обучения.

Учитывая наличие внутренней напряженности, тревожности у детей, агрессивности и негативизма мы изучали влияние психотравмирующих факторов на появление данных расстройств. Среди психотравмирующих факторов в группе детей, имеющих школьные трудности, преобладают конфликты, ссоры и разногласия в семье – 29,2% (р<0,01), а также конфликты с педагогами – 24,3% (р<0,01) при сравнении с группой здоровых детей. В группе обследованных детей с трудностями обучения выявлено влияние следующих негативных внутрисемейных факторов: воспитание в неполной семье, повторный брак у родителей, частые конфликты в семье, противоречивые подходы к воспитанию, низкий уровень образования у одного или обоих родителей.

1. В воспитании детей, имеющих школьные трудности и нарушения поведения, преобладает доминирующая гиперпротекция (р<0,001) и эмоциональное отвержение (р<0,05).

2. В группе детей с трудностями в обучении чаще встречается низкий уровень эмоциональных связей в семье (р<0,05) и травматические переживания ребенка по поводу семьи (р<0,01). Эти дети более агрессивны, эмоционально напряжен-ны.

3. Изучение влияния семейных факторов на проявления школьной дезадаптации обосновывает необходимость разработки коррекционных и профилактических мероприятий, что позволит установить взаимопонимание между членами семьи и проблемным ребенком, выработать новые навыки взаимодействия,

преодолеть непослушание и устранить вызывающее поведение ребенка и снизить риск школьной дезадаптации.

1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие /Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.

2. Барденштейн Л.М. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков /Л.М. Барденштейн, Ю.Б. Можгинский. – ООО «Зеркало М», 2000. – 240 с.

3. Баркли Р. Ваш непослушный ребенок /Р. Баркли, К. Бентон.- СПб.: Питер, 2004.- 218 с.

4. Булах О.Г. Проблема школьной дезадаптации – в контексте жизнедеятельности семьи / О.Г. Булах // Практическая психология и логопедия. – 2003. -№ 1-2 (4-5). – С. 42-49.

5. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь /Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. – СПб.: Речь, 2007.- 186 с.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б. Гиппенрейтер. -М.: ЧеРо, Сфера, 2005.- 240 с.

7. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте/Н.Н. Заваденко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. -256с.

8. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. -СПб.: Союз, 1998. – 336 с.

9. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие /Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

10. Панкова Н.В. Образ семьи у детей-дошкольников из семей «группы риска» / Н.В. Панкова // Семейная психология и семейная терапия. – 2002. – № 2. -С. 3-8.

11. Покатаева М.В. Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье / М.В. Покатаева // Психологическая наука и образование. -2001. – № 2. – С. 41-49.

12. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / О.И. Политика. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.

13. Психофизиология. Словарь/Авт. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 128 с.

14. Пятницкая И.Н. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстримизм / И.Н. Пятницкая, А.И. Шаталов; Под ред. В.Е. Пели-паса. – М.: Анахарсис, 2004.- 112 с.

15. Романов А.А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом / А.А. Романов. – М.: «Плэйт», 2004. – 32 с.

16. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия /Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстиц-кий. – 1996.- 187 с.

17. Barkley R.A. Attention deficit hyperactivity disorder / R.A. Barkley. – New York, London: The Guilford Press, 1998. – 628 p.

18. Brown T.E. Attention-deficit Disorders and Comorbidities in Children, Adolescents and Adults / T.E. Brown. – Washington, BC; London, England: American Psychiatric Press, 2000. – 671 p.

19. Shervette R.E. Anxiety and depressive disorders in attention deficit disorder with hyperactivity: new findings /R.E. Shervette, S.N. Xenakis, J. Richters // Am. J. Psychiatry.- 1993.- Vol. 150, N 8.- P. 1029-1203.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 09-06-00725а «Изучение влияния семейных факторов на проявления школьной дезадаптации у детей с трудностями в обучении» и аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» (№2.23.3/438).

Источники:
Взаимоотношения в семье с ребенком
Взаимоотношения в семье с ребенком очень важны. Необходимо построить такой психологический микроклимат, чтобы ребенку было комфортно общаться с родителями.
http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6313-vzaimootnoshenija-v-seme-s-rebenkom.php
Взаимоотношения детей и родителей в семье
Тема: Взаимоотношения детей и родителей в семье. Тип: Реферат. В работе есть: приложения 4 шт., рисунки 6 шт. Язык: русский. Разместил (а): Брэд Питт. Размер: 115 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Моу сош 59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары Чувашской Республики. Взаимоотношения детей и родителей в семье. Семья волновала умы философов, историков.’
http://coolreferat.com/%D0%92%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D0%B8_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%B2_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5
Характеристика взаимоотношений в семье с детьми, имеющими трудности обучения и расстройства поведения Текст научной статьи по специальности – Психология семьи и быта
В статье представлены результаты исследования семейных факторов и особенностей воспитания детей, имеющих школьные трудности и нарушения поведения. Выявлены достоверные отличия семейных взаимоотношений ребенка и родителей у детей с нарушениями поведенияя по сравнению с контрольной группой. Обсуждаются возможные причины семейных нарушений, доказана необходимость проведения коррекционных мероприятий.
http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-vzaimootnosheniy-v-semie-s-detmi-imeyuschimi-trudnosti-obucheniya-i-rasstroystva-povedeniya