Выражение лица психология

Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по выражению лица Текст научной статьи по специальности — Психология

Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по выражению лица Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Барабанщиков В. А.

В статье рассматриваются психологические механизмы восприятия выражения лица человека. Вводится понятие «Он-концепция», фиксирующее представление о коммуниканте как индивидуальности, его оценку и отношение к нему.

THE REFLECTION OF THE PERSONALITY IN THE MIRROR OF THE FACE

The article deals with the psychological mechanisms of registering facial expression of a person. The notion of «He-Concept» fixing the perception of the communicant as an individuality, his assessment and the attitude to him is introduced.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Барабанщиков В.А.,

Текст научной работы на тему «Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по выражению лица»

ВОСПРИЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА

Лаборатория системных исследований психики Институт исихологии Российской академии наук Ул. Ярославская, 13, Москва, Россия

В статье рассматриваются психологические механизмы восприятия выражения лица человека. Вводится понятие «Он-концепция», фиксирующее представление о коммуниканте как индивидуальности, его оценку и отношение к нему.

Являясь одним из средств общения, лицо предполагает «двойника» — другое лицо, учитывающее индивидуально-психологические особенности коммуниканта, или собеседника, и информирующее его о внутреннем мире своего носителя. Устанавливается канал, по которому совершается обмен информацией, состояниями и действиями участников коммуникации; процесс же взаимного восприятия принимает форму непосредственного общения и по существу сливается с ним.

Восприятие психологического содержания личности далеко от механического переноса в сознание наблюдателя черт или структуры лица собеседника. Это процесс внутренней «работы» воспринимающего, который предполагает наличие коммуникативного опыта и данность человеку собственных индивидуально-психологических особенностей (Я-концепции). Наряду с непосредствен-но-чувственным в этот процесс включаются интеллектуальные, эмоциональные

и волевые компоненты, а также личность субъекта восприятия в целом. Результатом подобной «работы» является представление о партнере как личности (вернее, индивидуальности), его оценка и отношение к нему. Будем называть это образование Он-концепцией.

Он-концепция упорядочивает события, касающиеся жизни и психологической природы собеседника. На ее основе строится прогноз развития ситуации и ведется подготовка к собственному поведению. Совершенно не обязательно при этом реальное присутствие другого человека и взаимодействие с ним. Общение может носить викарный характер, когда в качестве партнера выступает воображаемый собеседник, лицо которого представлено на фотографии, портрете или скульптурном изображении.

Он-концепция является открытой системой и при накоплении новых данных об индивидуально-психологических особенностях коммуниканта может быть изменена. Восприятие личности, индивидуальности — это всегда процесс. Вместе с тем Он-концепция обладает достаточной жесткостью, сохраняя свою структуру в условиях противоречивой или ограниченной информации о коммуниканте. Она обеспечивает внутреннюю согласованность разнородных представлений о личности партнера, обусловливает интерпретацию новых впечатлений и оценку других людей. Он-концепция складывается под влиянием обыденных представлений о личности человека — «имплицитной теории личности» [17] как ее спецификация, но в процессе развития может выступить в качестве ведущей детерминанты ее преобразований.

Чувственную основу Он-концепции составляет Он-образ — наглядное представление о внешности конкретного человека: его лице, походке, фигуре и т.п. Данное образование может быть вербализовано (по крайней мере, частично), включает более простые структуры и входит в систему социального опыта индивида.

Он-концепция складывается на основе информации, получаемой из нескольких источников: а) особенностей внешности коммуниканта, прежде всего конституции, черт и экспрессий его лица; б) коммуникативного опыта наблюдателя (ассоциативных рядов, стереотипов, личностных конструктов и т.п.); в) его Я-концепции; г) «имплицитной теории личности» и др.

Я-концепция побуждает, направляет и ориентирует активносгь субъекта восприятия. Она обслуживает планы и сценарии поведения, определяет адекватность поступков человека в конкретных социальных ситуациях. Это посредник внутри- и межличностных процессов. Важной функцией Я-концепции является поддержание устойчивого эмоционального состояния; если оно нарушается или возникает угроза Я, личность ведет себя таким образом, чтобы сохранить привычный взгляд на себя со стороны других людей.

В течение жизни мы так или иначе категоризируем сходство и различие между людьми. Личность выступает для другого как инвариант возможного поведения человека в известных ситуациях. Поэтому и причина того или иного поведения чаще всего обнаруживается в самом человеке. Себя мы категоризи-

руем, интерпретируем и анализируем так же, как и других. Я-концепция обеспечивает:

— сбор, организацию, хранение и использование информации о самом человеке;

— систему оценок себя и других людей;

— категоризацию свойств собственной личности и личности других;

— организацию поведения человека и интерпретацию поведения других;

— репрезентацию отношений человека к самому себе и к миру;

— согласованность прошлого, настоящего и будущего человека, внутреннюю связанность событий его жизни.

Бесполезно пытаться объяснить восприятие индивидуально-психологиче-ских особенностей другого человека, полагая что воспринимающий и воспринимаемый — робинзоны, т.е. существуют сами по себе, независимо друг от друга. Адекватное решение проблемы предполагает возможность коллективных форм жизни и наличия не только индивидуального сознания, но и группового или коллективного. Последнее исходно; «Я» возникает и выделяется в рамках «Мы», сохраняя родовую зависимость на протяжении всей жизни. Связь «Я» — «Мы» или «Я» — «Он» носит эмоционально-чувственный характер и выражает психическое и духовное единение людей.

В своей специальной форме она открывается как процесс идентификации одного человека с другим. Во время общения человек как бы ставит себя на место другого, представляет действительность с новой точки зрения, вживается во внутренний мир собеседника, как бы примеряя чужие черты к самому себе, и начинает переживать его как свой собственный. При этом Я наблюдателя не теряется и не растворяется в другом, а включает его в себя. В ходе идентифи-

кации я со-переживаю и со-действую, различая свои и чужие переживания и действия. Эмоциональное погружение одной личности в другую сохраняет ее собственную позиции и содержание. Существенно, что этот процесс совершается по отношению не только к реальному, но и к виртуальному партнеру по общению, например, герою романа, лицу на фотографии или любому предмету, наделяемому свойствами коммуниканта [4; 7; 11].

Идентификация играет роль основы «прочтения» личности другого, т.е. категоризации и оценки его состояния, намерений, черт характера, действий и, как следствие, прогнозирования его поведения. Человек знает другого в той мере, в которой способен проникнуть в его личность, идентифицироваться с ней. Очевидно, что у разных людей это качество проявляется в различной степени и зависит от множества обстоятельств — интереса к коммуниканту, эмоциональной отзывчивости, навыков общения, коммуникативных установок, конкретной ситуации поведения и др.

Благодаря идентификации человек склонен обнаруживать в партнере свойства, которыми наделен сам. Возникает резонанс личностных черт воспринимающего и воспринимаемого, их сонастроенность друг другу. Это похоже на срабатывание камертонов, звучащих на одной и той же частоте. Общие свойства коммуникантов легко выделяются, понимаются (часто по аналогии, исходя из личного опыта) и составляют основу адекватного восприятия личности. Более того, открывается возможность дифференциации и тех свойств, которые взаимоотсутствуют у партнеров. Выраженность или, наоборот, слабость резонанса становятся условием крайних оценок воспринимаемого: «такой же, как Я» — преимущественное совпадение черт, либо «иной, нежели Я» — существенное различие черт. Между ними — широкий спектр промежуточных вариантов, которые предполагают смешанные критерии и стратегии оценки личности.

«Человек смотрит на мир сквозь прозрачные трафареты или шаблоны, которые он сам создает, а затем пытается подогнать их по тем реалиям, из которых состоит этот мир. Подгонка не всегда оказывается хорошей. Однако без

таких шаблонов мир предстает перед ним в виде настолько неразличимой однородности, что он не в состоянии извлечь из него никакого смысла» [9. С. 18]. Дж. Келли называет эти шаблоны конструктами, понимая под ними способы истолкования мира, включая и личности других людей. За ними стоят потребности и опыт воспринимающего, выраженный в соответствующих категориях. Конструкты могут точно формулироваться или, наоборот, не осознаваться; обнаруживают способность к уточнению и совершенствованию; объединяются с другими конструктами, объективируются и передаются от одного человека к другому. Поскольку способы восприятия и интерпретации действительности складываются в процессе жизни, каждый человек имеет уникальный взгляд на мир, на других людей и на самого себя.

Воспринимая собеседника, его лицо, мы актуализируем поле категорий (значений личностных черт или состояний), связанных между собой сложной системой отношений. Некоторые из них могут быть близкими по содержанию, а некоторые — очень далекими и даже ошибочными. Какие-то отражают устойчивые, инвариантные особенности личности, какие-то — динамичные, меняющиеся в зависимости от ситуации. Поэтому каких-либо универсальных критериев оценки личности партнера не существует. Принимая решение, воспринимающий вынужден опираться на собственный коммуникативный опыт (личностные конструкты, стереотипы и атгитьюды) и выработанную систему ценностей. Соответственно, одна и та же черта характера для разных людей может выступать и как, допустим, смелость, и как безрассудство, и как агрессивность, по-разному проявляясь в различных зонах лица.

Отметим, что эмпирические классификации личности, складывающиеся в обыденной жизни, как правило, носят внешний, случайный характер. Более того, относя человека к определенному социальному типу, воспринимающий начинает ориентироваться не на свойства реальной личности, а на особенности типа и собственное отношение к нему.

В какой-то степени каждый человек является стихийным персонологом. С раннего детства он наблюдает за состоянием и поведением других людей, выдвигает гипотезы о причинах поведения, дает оценку, совершает поступки, получает обратную информацию об их эффективности и вырабатывает обобщенное представление о личности человека как таковой и об отдельных людях в частности. Эти представления обусловливаются как индивидуальным, так и доступным ему общественно-историческим опытом, закрепленном в культуре (литературе, живописи, театре, кинематографе и др.), а также в формах обыденного, профессионального, религиозного, этнического и др. сознания [5; 6].

В процессе восприятия другого человека развернутый анализ поступков сочетается с интуитивным «схватыванием» личностных свойств, а рассуждения о социальной ситуации — с предчувствием определенных событий. Способ восприятия личносш другого переносится на восприятие самого себя. Здесь, безусловно, важны самоанализ и этические нормы, но не менее важны наблюдения за собственным поведением в социальных ситуациях. Отражая регулярности совершаемых поступков, человек приобретает непосредственное знание (переживание) внутренних состояний [15. Р. 3—48; 19. Р. 369—377]. Благодаря этому об-

стоятельству обнаруживается возможность более дифференцированно понимать и предвидеть поступки других людей, отталкиваясь от ограниченного набора внешних признаков, в том числе экспрессий лица.

В отличие от персонолога-исследователя, стихийный персонолог не использует научных методов и процедур обработки данных. Не требуется и четкой формулировкой задач и обоснования исходных предположений о личности, а получаемые обобщения фиксируются в житейских понятиях и ограничены кругом обыденных ситуаций.

В конечном счете за адекватностью межличностного восприятия стоит богатейший опыт пребывания человека в социальных ситуациях, в котором кристаллизуются наиболее характерные особенности личности самого человека и личности другого, запечатленные в трудноуловимых «намеках» внешности. Чаще всего их обсуждают в терминах кодов лица, хотя это могут быть и прототипы и даже архетипы выражения личности. В любом случае подразумеваются некоторые элементы или отношения лица, которые, включаясь в индивидуальный опыт, приводят к распознаванию состояния коммуниканта и свойств его индивидуальности.

Согласно сказанному, восприятие выражения лица характеризует момент возникновения (актуализации) и функционирования Он-концепции. Его содержание образует сплав реально существующих и приписываемых личности человека черт или состояний. Это «намеки» внешности (во всех физиономических слоях), пропущенные сквозь призму коммуникативного опыта, Я-концепции, установок и языка воспринимающего. Воспринимая личность человека, мы не просто считываем начертанный в выражении лица «текст», но и одновременно порождаем его, нагружая системой оценок, отношений и действий. В значительной степени Он-концепция — личная интерполяция индивидуальности конкретного человека. Она полиморфна, включает как типичные, так и индивидуальные осо-

бенности личности, несет и инвариантное, и меняющееся содержание, по-разному участвует в организации деятельности и общения людей. Закономерности порождения и развития Он-концепции представляют для психологии особый интерес и должны стать предметом специального исследования.

[1] Андреева Г.М. Психология социального познания. — М.: Аспект пресс, 1997.

[2] Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. — СПб.: Алетейя, 2002.

[3] Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. — М.: ИП РАН, 2004.

[4] Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. — СПб.: Азбука, 2000.

[5] Бодалев АЛ. Личность и общение. —М.: Педагогика, 1983.

[6] БодалевАЛ. Психология общения. — М.: Воронеж: АПСН, 1996.

[7] Бубер М. Два образа веры. — М.: Республика, 1995.

[8] Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения. — М.: Смысл, 2000.

[9] Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. — СПб.: Речь, 2000.

[10] Лабунская В Л. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

[11] Подорога В.А, Феноменология тела. — М.: Ad Marginem, 1995.

[12] Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М., 1993.

[13] Ситников B.JI. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). — СПб.: Химиздат, 2001.

[14] Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности // Психологический журнал. — 1989. — № 6.

[15] Bern D.J. Self-perception theory // L. Bercowitz (ed.), Advances in experimental social psychology. V. 6. N.Y.: Acadenic Press. 1972. P. 3—48.

[16] Bruce V., Young A. In the eye of beholder. The science of face perception. N.Y.: Oxford University Press, 2000.

[17] Bruner J.S., Tagiuri R. The perception of people // Handbook of Social psychology. — 1954. — P. 634—654.

[18] Ekman P., Fries en W. Unmasking the face. — N.Y.: Prentice-Hall, 1975.

[19] Olsen J. M. Self-perception of humor: evidence for discounting and augmentation effects I I Journal of Personality and Social Psychology. — 1992. — Vol. 62. — P. 369—377.

THE REFLECTION OF THE PERSONALITY IN THE MIRROR OF THE FACE

The Laboratory for Systematic Psychological Research Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Yaroslavskaya st., 13, Moscow, Russia

The article deals with the psychological mechanisms of registering facial expression of a person. The notion of «He-Concept» fixing the perception of the communicant as an individuality, his assessment and the attitude to him is introduced.

Мимика лица и ее значение

Под действием чувств, которые испытывает человек, происходят скоординированные сокращения и расслабления мышц лица, определяющие выражение лица и отражают актуальные эмоции состоянию мышц лица можно научиться управлять, а потому отображение эмоций на лице нередко пытаются маскировать или имитировать. Однако длительный контроль требует немалых усилий, подготовки и опыта, поэтому даже профессионалы допускают нежелательных проявлений собственного истинного психического состояния, стремлений и целей.

Кривая улыбказнак контролируемой нервозности;

Улыбка при приподнятых бровяхготовность подчиниться;

Улыбка при опущенных бровяхпроявление высокомерия;

Улыбка без подъема векнеискренность;

Улыбка с постоянным расширением глаз без их закрытияугроза;

интерес — брови немного приподняты или опущены, а веки немного расширены или сужены;

счастье — внешние уголки губ слегка приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

удивление — подрезанные брови создают морщины на лбу, глаза при этом расширены, а чуть приоткрытый рот имеет округлую форму;

отвращение — брови опущены, нос сморщенный, нижняя губа выдвинута или чуть приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят, человек якобы подавилась или сплевывает;

презрение — брови приподняты, лицо вытянутое, голова повышена, якобы человек смотрит на кого сверху вниз, она как бы отгораживается от собеседника;

страх — брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние уголки сдвинуты, лбом проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, нижнее веко напряженная, а верхняя — чуть приподнята, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (это свидетельствует об интенсивности эмоций). Когда же заметен только упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;

гнев — мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, создавая угрожающий или нахмуренный выражение глаз, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы плотно сжаты или оттянуты назад, приобретая прямоугольной формы и обнажая стиснутые зубы, лицо, как правило, краснеет;

стыд — голова опущена, лицо отвлеченное, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или бегают из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты, пульс учащается, дыхание прерывистое;

радость — губы искривлены, уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

печаль — брови сведены, глаза тусклы, а внешние уголки губ несколько опущены

Неоднозначное выражение лица

Если наш взгляд встречает улыбающееся или нахмуренное лицо, мозг мгновенно распознает эмоцию — что человек радуется или грустит, а уже потом переходит на все остальное.

7 Заблуждений Человечества 1. Мир делится на Добро и Зло Мир на самом деле нейтрален, он лишь послушно реализует наши фантазии и мысли.

Как не поддаваться на провокации и свести словесный наезд к абсурду? Люди порой идут на конфликт. В силу какого-либо инцидента, противоречивых.

Одна семейная пара приехала к своим друзьям в другой конец страны. Их повезли на скачки. Очарованные видом лошадей, мчавшихся по кругу ипподрома.

В одной деревне жил-был одинокий старик. По вечерам рядом с его домом играли местные мальчишки. Игры, как водится, сопровождались громкими воплями.

Корпорация создала мп3-плейер очень похожий на обнаженную женщину, а в «ваги-порте» у нее установлен специальный мега-мощный кулер, что из этого.

Полная формулировка эффекта Даннинга-Крюгера звучит так: «Люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные.

Креативная реклама BMW — работы дизайнеров для немецкого автомобильного гиганта.

Окружайте себя только теми людьми, кто будет тянуть вас выше. Жизнь и так уже полна теми, кто хочет тянуть вас вниз. Делайте сегодня то, что.

Существует мнение, что мужчине гораздо легче найти себе женщину, чем женщине мужчину, хотя исследования социологов доказывают обратное; большинство.

Левые — налево, правые — направо Групповая поляризация. Допустим, у правительства родился проект закона о запрете на публичное ковыряние.

О чем может рассказать выражение лица и положение тела

О чем может рассказать выражение лица и положение тела

Выражение лица имеет чрезвычайно важное значение среди всех элементов языка тела. Никакая другая часть человеческого тела не имеет такого разнообразного богатства невербальных выражений. Так, улыбка может означать искренность, предупредительность, приветливость. Улыбка, «выдавлена ​​из себя», может быть смущенной, неуверенной, злобной и наглым.

Следует не забывать, что ваша поза, говорит сама за себя даже раньше, чем вы успеваете открыть рот. И есл она указывает, на проявление вашего интереса к окружающим вас людям и не безразличие к впечатлениям, которое вы производите на людей, то значит, ваша соответствующая поза является частью адекватного поведения — важнейшего элемента общей деловой культуры.

У многие из нас есть несознательные привычки в поведении, которые могут создавать о нас нежелательное (отрицательное) впечатление. Ниже приведен список подобных привычек:

— Стучать подошвами по полу;

— Двигать язык во рту от щеки до щеки или вдоль зубов;

— «Играть» с прядью волос или тянуть себя за волосы;

— Зевать с открытым ртом;

— Ковыряться в зубах;

— Расчесываться в присутствии других;

— Красить ногти-либо накладывать макияж в присутствии других;

— Сгибать и разгибать скрепки для бумаги;

— Открывать и закрывать ручку;

— Топтаться на месте (занимать чужое персональное пространство).

Сегодня, наряду с пышными традиционными процедурами бракосочетания, входят в моду необычные, яркие, прикольные свадьбы. Начало таким торжествам положили известные знаменитости, которые постоянно пыт .

«Резать!» или «Резать!» — Такой приговор все чаще звучит из уст гинекологов в ответ на вопрос по поводу миомы матки. До сегодняшнего дня в Украине удаление матки остается практически единственны .

Научно-технический прогресс бесконечно упростил нашу жизнь. Стирают, моют посуду, готовят, даже думают за нас машины. Причем все эти чудеса техники живут рядом с нами. Однако такое «тесное соседство» .

Издавна существовало множество поверий и суеверий, связанных с беременными: что и где стоит им делать, чтобы ребенок родился здоровым и счастливым. Верить в них или нет — дело каждого. Но узнать о н .

Бывают периоды в жизни, когда, казалось бы, все валится из рук: дела на работе не ладятся, мужчины совсем не обращают внимания, на душе чувство подавленности и опустошения. Кажется, что наступила че .

Источники:
Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по выражению лица Текст научной статьи по специальности — Психология
В статье рассматриваются психологические механизмы восприятия выражения лица человека. Вводится понятие «Он-концепция», фиксирующее представление о коммуниканте как индивидуальности, его оценку и отношение к нему.
http://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-individualno-psihologicheskih-osobennostey-cheloveka-po-vyrazheniyu-litsa
Мимика лица и ее значение
Мимика лица и ее значение. Мимика лица это когда под действием чувств, которые испытывает человек, происходит скоординированное сокращения и расслабления мышц лица
http://mypsiholog.com/personality-psychology/244-mimika-lica-i-ee-znachenie.html
Неоднозначное выражение лица
Неоднозначное выражение лица. Анализируя лица, наш мозг сверяется с ментальным списком выражений, с которыми он сталкивался ранее. Если наш взгляд встречает улыбающееся или
http://citramon.net/blog/psychology/160.html
О чем может рассказать выражение лица и положение тела
Выражение лица имеет чрезвычайно важное значение среди всех элементов языка тела. Никакая другая часть человеческого тела не имеет такого разнообразного богатства невербальных выражений. Так
http://womenparadise.ru/psychology/129-o-chem-mozhet-rasskazat-vyrazheniya-nashego-lica-i-polozheniya-tela.html

(Visited 4 times, 1 visits today)