Выражение эмоций на лице

Восемь стилей выражения эмоций на лице

Саморазоблачители обычно знают об этом; они понимают, что могут попасть в беду (по крайней мере это не исключено), из–за того что открыто проявляют свои чувства. Они утверждают, что просто ничего не могут поделать с этим. Утаиватели также знают о своей характерной особенности, хотя и не всегда.

Можете ли вы не знать, что выражает ваше лицо? Невольные экспрессоры не знают, что они отображают на лице испытываемое ими чувство. Если вы невольный экспрессор, то вам, возможно, приходилось удивляться тому, что другие люди знают об испытываемом вами гневе, страхе или печали. Если ваш друг является невольным экспрессором, то он может поинтересоваться, что вам удается узнать, что он чувствует в данный момент. Ведь сам он ничего не знает о том, что отражается на его лице. Невольные экспрессоры обычно имеют свою специализацию; они неосознанно проявляют на лице только одну–две эмоции.

Выглядит ли ваше лицо нейтральным, когда вы думаете, что вы проявляете гнев (или страх и т. п.)? Неэффективные экспрессоры убеждены в том, что они проявляют эмоцию на лице, когда фактически их лица имеют нейтральное или неопределенное выражение. Подобно невольному экспрессору неэффективный экспрессор также имеет свою специализацию. Существует какая–то конкретная эмоция, которую он не в состоянии выразить на лице, когда думает, что делает это вполне успешно. Если вы неэффективный экспрессор, то, возможно, вы узнаете об этом из комментариев других людей. Вам могут сообщать, что вы выглядите не так, как сами об этом заявляете, что выражение на вашем лице не соответствует тому чувству, которое вы, по вашим собственным словам, испытываете, и т. п. Однако мы подозреваем, что большинство неэффективных экспрессоров не знают о такой своей особенности.

Идеальная процедура выяснения этого вопроса будет заключаться в том, чтобы сделать видеозаписи ваших выражений лица в разных жизненных ситуациях и попросить эксперта по выражениям эмоций на лице изучить эти записи и дать им свою оценку. Мы готовы предложить альтернативный вариант самостоятельной оценки, прекрасно понимая, что он подойдет не каждому человеку или не для каждого стиля выражения эмоций (предлагаемый вариант не позволит обнаружить всегда готового экспрессора, поскольку для этого требуются видеозаписи сцен из реальной жизни). Тем не менее мы уверены, что такая оценка окажется для вас очень полезной и что благодаря ей вы сможете узнать достаточно много нового, чтобы оправдать затраченные вами усилия. Даже если у вас нет отчетливого стиля, вы все равно узнаете много о своем лице и о том, как распознавать эмоции на лицах других людей.

Этот процесс состоит из трех этапов: фотографирования вашего лица, анализа полученных снимков и работы с зеркалом. Вы можете выполнить последний этап — работы с зеркалом, — не выполняя первых двух, и извлечь какую–то пользу. Но если вы собираетесь пройти все три этапа, а именно это мы и советуем вам сделать, то этап работы с зеркалом нужно пройти в самом конце. Иначе вы рискуете свести на нет возможность узнать много полезного о себе из результатов первого и второго этапов.

Выражение эмоций на лицах взрослых при взаимодействии с детьми в доме ребенка

Выражение эмоций на лицах взрослых при взаимодействии с детьми в доме ребенка

В связи с общей нацеленностью психологической науки на гуманизацию отношения к человеку актуальным становится воспитание физически и психологически благополучных детей, в частности тех, которые в силу различных обстоятельств отданы на попечение государства.

Существует много исследований, посвященных материнской депривации и особенностям развития и общения детей, находящихся в домах ребенка. К сожалению, эти данные традиционно принято рассматривать исключительно с точки зрения состояния ребенка и его проявлений. Между тем не вызывает сомнения факт определяющего влияния взрослого на развитие (в том числе эмоциональное) ребенка раннего возраста. О том, что происходит с матерями (или воспитывающими взрослыми, если речь идет о домах ребенка), практически нигде не упоминается. Отсюда понятно, какую значимость имеет экспериментальный материал о тех эмоциональных проявлениях персонала дома ребенка, которые определяют специфику эмоционального реагирования детей, воспитывающихся в учреждениях подобного типа.

В связи с этим в одном из домов ребенка Санкт-Петербурга проведено исследование, целью которого было изучить особенности выражений эмоций на лицах сотрудниц дома ребенка при взаимодействии с детьми.

В исследовании приняли участие сотрудники одного из домов ребенка в количестве 40 человек, а также 73 воспитанника дома ребенка (поскольку использованная методика предполагает одновременное обследование пары женщина — младенец). В итоге было обследовано 73 диады (некоторые сотрудницы приходили на эксперимент по несколько раз с разными детьми).

В результате мы получили следующие данные. Оказалось, что интенсивность позитивного эмоционального тона не зависит от того, с какой группой детей работает сотрудник дома ребенка — с типично развивающимися или с нарушениями в развитии (U=633,00; р=0,739). Наблюдаются достоверные различия в уровне тона у женщин с минимальным и максимальным стажем работы (U=11,500; р=0,007). Для женщин, взаимодействующих с типично развивающимися детьми, существуют прямые связи между уровнем образования и разностью позитивного и негативного эмоционального тона (R=0,446; р=0,008). Не выявлено корреляции между показателями разности позитивного и негативного эмоционального тона и занимаемой должностью (U=490,500; р=0,634).

Мы обнаружили значительно большее соответствие как позитивного, так и негативного тона между сотрудниками и типично развивающимися детьми по сравнению с ситуациями взаимодействия женщин с детьми с отклонениями в развитии. В группе типично развивающихся детей на достоверном уровне значимости зафиксирован факт подстройки под негативные эмоции друг друга при взаимодействии между женщинами и детьми (R=0,225; p=0,056). Подобное явление существует также и в случае положительного эмоционального тона, однако здесь имеет смысл говорить только о наличии тенденции (R=0,330; p=0,057).

Можно утверждать, что для взаимодействия сотрудниц с детьми с нарушениями в развитии эмоциональная подстройка не характерна.

Поскольку экспериментальная работа еще не завершена, мы воздерживаемся от интерпретации полученных результатов, поскольку они могут носить вид умозрительных заключений. Мы надеемся, что дальнейшая работа прольет свет на причины выявленных закономерностей и позволит выработать практические рекомендации для психологической работы над эмоциональным состоянием сотрудниц домов ребенка.

Исследование выражения эмоций на лице

Фрагмент книги П. Экман, У. Фризен. Узнай лжеца по выражению лица. С-Пб.: Питер, 2010.

Новую книгу Пола Экмана можно назвать вторым томом нашумевшего бестселлера «Психология лжи». Она насыщена огромным количеством тщательно отобранных фотографий и специальных упражнений.

Науке известны сотни экспериментов, посвященных изучению выражения эмоций на лице. В своих предыдущих книгах мы анализировали эти исследования подробно, здесь же мы кратко опишем только те, которые имеют непосредственное отношение к теме этого издания. Информация, приведенная в настоящей главе, должна помочь разрешить сомнения скептиков относительно научной основы того, о чем говорится и что показывается в последующих главах. Эта глава также предназначена тем, кто проявляет интерес к способам изучения выражения эмоций на лице.

Шесть эмоций, рассматриваемых в этой книге, — радость, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение — обнаруживались в последние тридцать лет каждым исследователем, пытавшимся составить словарь обозначений эмоций, ассоциируемых с разными выражениями лица. Существуют и другие эмоции, отображаемые на лице, например стыд и возбуждение, но они пока исследованы недостаточно основательно. Поскольку мы покажем, как проявляются на лице не только эти шесть эмоций, но также и тридцать три их различных сочетания, то в нашей книге будет представлена достаточно большая часть спектра выражения эмоций на человеческом лице.

Определения того, какие эмоции выражаются на данном лице, недостаточно. Важно также выяснить, являются интерпретации наблюдателей правильными или нет. Когда люди смотрят на чье-то лицо и решают, что этот человек испуган, то правы они или нет? Являются ли выражения лица точными отражениями эмоционального опыта? Являются ли впечатления, получаемые при рассмотрении выражений лица, обычными стереотипами — единодушно выбираемыми, но не всегда правильными? Для изучения этих вопросов исследователю нужно найти нескольких людей, которые, как ему известно, имеют конкретный эмоциональный опыт. Он должен взять фотографии или видеозаписи изображений этих людей и показать их наблюдателям. Если суждения наблюдателей по поводу выражений лица будут соответствовать знаниям исследователя об эмоциональном опыте оцениваемого индивида, то тогда точность оценки не вызывает сомнения.

Все эти исследования были посвящены изучению спонтанных выражений лица, которые возникают естественным образом, когда человек не пытается умышленно показать на своем лице какую-то эмоцию. Но что можно сказать о тех ситуациях, в которых человек намеренно пытается изобразить на лице какую-то эмоцию, чтобы выглядеть радостным, разгневанным и т. п.? Во многих исследованиях отмечается, что наблюдатели могут точно определить, какая эмоция имелась в виду, когда человек намеренно пытался передать эмоцию с помощью выражения своего лица.

Рис. 1. Пример спонтанных выражений лица японца (слева) и американца (справа) при просмотре фильма, вызывающего стресс

Процент одинаковых оценок фотографий в каждой из культур

Рис. 2. Примеры фотографий, использовавшихся в исследовании того, как оцениваются эмоции образованными представителями разных культур

В итоге наши исследования, исследования Айзарда, исследования супругов Хайдер и результаты, полученные Эйбл-Эйбесфельдт (этнолог, использовавший совершенно другие методы), убедительно показали правоту Дарвина в вопросе о существовании универсальных выражений эмоций на лице.

Рисунок 3. Видеокадры, сделанные во время наших попыток зафиксировать эмоции жителей Новой Гвинеи. Каждой фотографии соответствовала своя «легенда»: верхней левой — «К вам пришел ваш друг и вы ему рады»; верхней правой — «Ваш ребенок умер»; нижней левой — «Вы разгневаны и готовы драться»; нижней правой — «Вы видите дохлую свинью, которая лежит здесь уже много дней»

Хотя внешний вид лица для каждой основной эмоции является общим для всех людей, непосредственные выражения лица могут варьироваться в разных культурах минимум в двух аспектах. То, что само по себе вызывает эмоции, обычно оказывается разным; в разных культурах люди могут испытывать отвращение или страх в ответ на разные раздражители. Кроме того, культуры различаются по тем условностям, которые люди стараются соблюдать, пытаясь контролировать или управлять внешним видом своего лица в конкретных социальных ситуациях. Люди в двух разных культурах могут испытывать печаль в случае смерти любимого человека, но одна культура может предписывать, чтобы главные участники похорон маскировали свою печаль выражением умеренной радости на своих лицах.

Мы начали искать доказательства существования универсальных выражений эмоций на лице, и прежде чем были завершены все исследования, мы стали выяснять, как выглядят эти универсальные выражения. Мы попробовали составить «Атлас» лица, который с помощью фотографий отображал бы каждое из универсальных выражений эмоций. Именно этот «Атлас» обеспечивает научную базу для объяснения фотографий, показанных в последующих главах этой книги. Наш первый шаг при составлении «Атласа выражений лица» состоял в изучении того, что говорили другие о внешнем виде лица для каждой из основных эмоций. Одни авторы описывали, какие мышцы сокращались при отображении тех или иных эмоций, а другие концентрировали внимание только на внешнем виде лица. Но никто не занимался систематическим изучением всех мышц или всех последующих изменений во внешнем виде лица при отображении шести основных эмоций.

Суммируя все, что было описано Дарвином, Дюшенном, Хубером, Плучиком, мы увидели часть вырисовывающейся картины. Мы составили таблицу, в которой перечислялись все мускулы лица и шесть эмоций, и внесли в нее все, что эти авторы писали о каждой из мышц, участвующем в отображении каждой из эмоций. Однако в таблице оставалось много пробелов, связанных с полным отсутствием информации о работе конкретных мышц, обеспечивающих отображение конкретных эмоций на нашем лице. Работая вместе с Сильваном Томкинсом, мы сумели заполнить эти пробелы информацией, которую обеспечили нам наши межкультурные исследования и наши общие впечатления.

На следующем этапе мы сфотографировали модели, которых проинструктировали, как им следует двигать мышцами лица. Мы раздельно сфотографировали три области лица, способные двигаться независимо от остальных: брови — лоб; глаза — веки и переносица; и нижнюю часть лица, включая щеки, рот, большую часть носа и подбородок. Законченный «Атлас» содержит фотографии этих трех разных областей лица, причем каждая фотография отображает одну из шести эмоций. Нетрудно понять, что для каждой эмоции в «Атласе» имеется более одной фотографии минимум одной части лица. Например, для удивления имеется одна фотография бровей — лба, одна фотография глаз — век — переносицы и четыре фотографии нижней части лица.

Следующий очевидный вопрос касался корректности самого «Атласа». Действительно ли шесть эмоций — радость, печаль, гнев, страх, отвращение и удивление — можно составить из внешних проявлений лица, перечисленных в «Атласе»? Действительно ли показанное в «Атласе» внешнее выражение отвращения всегда возникает вместе с выражением страха и т. д.? Мы провели четыре эксперимента для проверки. В двух экспериментах мы пытались доказать достоверность, демонстрируя, что измерения лица с помощью «Атласа» согласовывались с другими свидетельствами субъективного эмоционального опыта индивидов, лица которых нами измерялись. Эти эксперименты исследовали эмпирическую достоверность «Атласа».

Два других эксперимента были посвящены исследованию социальной достоверности «Атласа». Не пытаясь доказать, что измерения, выполненные с помощью «Атласа», соответствуют опыту индивида, мы выясняли, действительно ли измерения с помощью «Атласа» могут предсказать, что наблюдатели думают о чувствах человека, когда они смотрят на его лицо. Хотя эмпирическая и социальная достоверности должны коррелировать, наличие связи между ними не является обязательным. Мы можем не показывать другим людям (по крайней мере, постоянно), что мы чувствуем на самом деле. Таким образом, нам было необходимо изучить и эмпирическую, и социальную достоверности.

Хотя второе исследование действительно указывает на доказательство достоверности «Атласа» для эмоций удивления и отвращения, оно не показывает, что «Атлас» обязательно сохраняет свою достоверность применительно к другим эмоциям: гнева, радости, печали и страха. Логично было бы полагать, что если «Атлас» демонстрирует свою достоверность применительно к удивлению и отвращению, то он должен быть в такой же степени достоверен для других эмоций, потому что составлялся с применением одного и того же метода для всех шести эмоций. Но нам были нужны реальные доказательства и поэтому мы провели третье исследование «Атласа» — на этот раз для оценки его социальной достоверности. Можно ли с помощью «Атласа» предсказать, как наблюдатели станут интерпретировать выражения лица?

Нами были собраны фотографии, сделанные разными исследователями выражений лица. Затем эти фотографии были показаны наблюдателям, которых просили определить, какая из шести эмоций представлена на каждой из них. Для дальнейших исследований оставлялись только те фотографии, в оценке которых наблюдатели проявляли полное единодушие. Но если «Атлас» правильно описывает внешние проявления каждой из шести эмоций, то тогда измерения, проведенные с его помощью, должны были предсказывать те эмоции, которые наблюдатели видели на каждой из этих фотографий. Измерения с помощью «Атласа» проводились раздельно для каждой из трех частей лица тремя независимыми специалистами, и на их основании были сделаны интересовавшие нас предсказания. Оказалось, что «Атлас» успешно предсказал эмоции, которые видели наблюдатели на фотографиях различных выражений человеческого лица.

Четвертое исследование было очень похоже на одно из исследований, описанных нами выше, с той лишь особенностью, что в нем анализировались выражения лиц студентов-медиков, которых просили отобразить на лице проявление шести основных эмоций. Для каждой фотографии «Атлас» должен был определить, какую эмоцию собирался выразить на лице студент. Измерения, сделанные с помощью «Атласа», позволили успешно решить эту задачу.

В то время как мы проводили эти эксперименты, независимо от нас шведский анатом Карл-Герман Хьортсо, используя совершенно другие методы, работал над той же самой проблемой. Он фотографировал свое лицо в моменты сокращения каждой из мышц лица. Затем Хьортсо анализировал каждую из этих фотографий и определял, какая эмоция на ней отображена. После чего на основе своих оценок он описал в собственном атласе выражения лица для каждой из эмоций. Когда мы недавно встретились с Хьортсо, мы к нашему общему удовольствию обнаружили, что наши атласы почти полностью совпадали.

Для дальнейшего уточнения и подкрепления достоверности нашего «Атласа» предстоит провести еще много исследований, но уже имеющихся доказательств достаточно, чтобы мы чувствовали себя вправе поделиться тем, что нам известно, с нашими читателями. Представленная в последующих главах информация о выражениях лица основывается на результатах работы над «Атласом» и подкрепляется нашими собственными экспериментами и исследованиями Хьортсо. Приведенные здесь фотографии составляют лишь часть наглядного материала, представленного в «Атласе». Мы отбирали те фотографии, которые наиболее подкреплены фактическими доказательствами и имеют наибольшую важность для освоения практических навыков чтения выражения эмоций на лице. Но вполне вероятно, что мы знаем еще далеко не все и что дальнейшие исследования позволят найти дополнительные способы отображения эмоций на лице человека.

Как мы можем отличить реальное выражение эмоции на лице от симулируемого? Когда человек не чувствует того, что он изображает, и пытается ввести нас в заблуждение относительно своих переживаний? Есть ли способ выявить его реальные чувства по выражению его лица? Другими словами, возможна ли «утечка информации» с лица?

Этой проблемой мы занимались в течение многих лет. Мы начинали с видеозаписей выражений лица пациентов психиатрических лечебниц, сделанных во время их интервьюирования. Иногда последующие события свидетельствовали о том, что пациенты вводили интервьюера в заблуждение относительно своих чувств. Изучение таких видеофильмов заложило основу для теории невербальной утечки информации, позволяющей судить по выражению лица или движениям тела человека о тех чувствах, которые он пытается скрыть. Мы проверяли эту теорию в течение последних лет, изучая интервью, в ходе которых один человек преднамеренно скрывал от другого негативные эмоции, которые он испытывал при просмотре крайне неприятных, вызывающих стресс фильмов. В ходе такого эксперимента испытуемые пытаются убедить интервьюера в том, что фильм, который они посмотрели, был очень приятным и что они наслаждались им.

Исследование этих интервью, конечно, не может считаться завершенным; еще предстоит проверить многие наши гипотезы. Однако имеющиеся на сегодняшний день результаты согласуются с более ранними результатами исследований интервью с пациентами психиатрических лечебниц.

В основе материалов главы «Обманчивые выражения лица» лежат исследования нашей теории и анализ выражений лиц людей, пытающихся лгать.

Непосредственно мы сами этот вопрос не изучали, но, планируя составление этой книги, полагали, что сможем воспользоваться результатами, представленными в научной литературе. К нашему разочарованию, обнаружилось, что, несмотря на наличие большого числа теорий эмоций и исследований эмоций, некоторым фундаментальным вопросам не уделяется достаточного внимания. Например, какие события вызывают каждую из эмоций? Каковы возможные вариации интенсивности каждой эмоции? Как различаются ощущения каждой эмоции? Каковы вероятные действия людей, испытывающих гнев, отвращение, страх и т. п.?

© П. Экман. У. Фризен. Узнай лжеца по выражению лица. С-Пб.: Питер, 2010.

Межкультурные различия в выражении эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя

Тип работы: реферат

ГОУ ВПО «Саратовского государственного медицинского университета

имени В.И. Разумовского» Росздрава

по патологии эмоций

«Межкультурные различия в выражении эмоций»

студентка 4 курса 1 группы

специальности «клин. псих.»

Иваненко Анастасия Михайловна

Пахомова Светлана Александровна

  1. Врожденные, генетические, приобретенные и культурно-обусловленные сигналы ….….6

Список используемой литературы…………………………………………………… …………. 9

Эмоции проявляются в формах выразительных движений, эмоциональных действий, высказываниях об эмоциональных состояниях, отношении к окружающим. Выражения эмоций представляет собой специфический язык, овладение им — проблема социального развития человека. В эксперименте мимическая имитация (сознательное изображение) эмоций людьми соответствовали общепринятым в данной культуре, но не полностью совпадали с естественными выражениями лиц тех же испытуемых. Есть сильные межкультурные различия в выражении эмоций, хотя есть и сходства. Различение эмоций по мимике и пантомимике не всегда просто, особенно у человека другого возраста или другой культуры, тем более, что сами отражения очень разных эмоций могут быть похожими, как, например, выражения удивления и страха.

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния,

как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение,

гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное

множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями,

чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем груповом названии.

Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием

Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому

известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущуние, эмоции

имеят положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством

удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении

переходит в аффект радости.

Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и

изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так,

радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая

речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз,

румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных

процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При

печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения

замедленны и скудны, человек "подавлен". Осанка выражает мышечную слабость.

Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты

лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной

печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.

На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические

(радость, воодушевление, гнев) — возбуждающие, повышающие мышечный тонус,

силу, и астенические (страх, тоска, печаль) — ослабляющие.

Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический

характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и

даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то

стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут

быть краткосрачными (гнев, испуг) и длительными.

Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда

веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному

состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение — сложный комплекс,

который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем

расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично

зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой

эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы:

представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и

поступки, на все поведение.

При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных

состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние

эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в

зависимости от силы душевного волнения.

При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход

ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с

которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых

представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение

процессов неодинаково. При радости после первоначального "замирания"

наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с

обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие

вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может

разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны

кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались

даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами

торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях,

способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими

действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку,

носят название физиологических аффектов.

Взрывчатые аффективные реакции, связанные с потерей самообладания,

называют примитивными реакциями.

В последнее время особенно интенсивно изучались две проблемы: программы выражения и правила проявления эмоций на лице и способы (методы) их измерения

Чтобы снять противоречия в объяснениях того факта, что в разных культурах эмоции выражаются и опознаются по-разному (это положение признается большинством антропологов, изучающих межкультурные различия), П. Экман предложил нейрокультурную модель эмоций, которая включает в себя следующие компоненты: 1) стимулы, вызывающие внешнее проявление эмоций — внешние события, ожидания, воспоминания и т. п.; 2) программа выражения эмоций на лице — активность мускулов лица при выражении основных эмоций: счастье, гнев, удивление, страх, отвращение, печаль; 3) правила проявления — предписания «культуры» усилить или ослабить интенсивность, нейтрализовать или замаскировать определенное первоначальное выражение эмоций, вызываемое программой (вторым компонентом); 4) последствия — изменения на лице, моторная активность, изменения голоса и т. п.

Программы выражения эмоций и правила проявления — основные компоненты нейрокультурной модели эмоций.

Модель предполагает, что программа выражения эмоций универсальна для любой культуры, т. е. все люди используют одинаковые мышцы для выражения основных эмоций. Видимые межкультурные различия выражения эмоций на лице в разных странах суть результат влияния правил проявления на программы выражения.

Много исследований было проведено для данного положения. П. Экман и У. Фризен обнаружили, что американские и японские испытуемые по-разному выражали в момент демонстрации «стрессового» кинофильма в зависимости от ситуации: просмотр фильма наедине или вместе с соотечественником. Когда и американский, и японский испытуемые находились одни в кинозале, выражения их лиц были идентичны. Когда оба находились вместе с партнером (подставным испытуемым), то японец по сравнению с американцем значительно сильнее маскировал негативные эмоции позитивными. Незначительное увеличение социального контроля включило механизм коррекции правил проявления эмоции при реагировании на стресс, и наблюдались национальные различия.

Несколько ранее Е. Хаггард и К. Айзеке открыли существование «кратковременных выражений», заключающихся в сильном изменении выражения лица в пределах трех—пяти кадров, что составляет 1/8—1/5 сек. Эти изменения имели место также в ситуации интервью при предъявлении в разговоре затруднительных для испытуемого вопросов. По мнению авторов, существование кратковременных выражений указывает на наличие механизма контроля за выражением эмоций на лице. Появление изменений выражения лица при предъявлении «конфликтной» стимуляции в течение очень короткого промежутка времени — одно из самых убедительных доказательств существования и влияния правил проявления.

Другой способ обнаружения влияния правил проявления был использован тартускими психологами, которые при проведении межнациональных сравнений при опознании эмоций на фотографии использовали для половины испытуемых информацию о специфике ситуации, в которой было сделано фото. Так, при сравнении оценивания эстонцами и киргизами различных выражений лиц в контексте «Он потерял дорогого для него человека» обнаружилось, что эстонцы по сравнению с киргизами преувеличивали величину печали и преуменьшали оценки страха. Авторы интерпретировали данные различия как следствия влияния правил проявления, побуждающих эстонцев повышать интенсивность печали и подавлять чувство страха. При этом делается следующее имплицитное допущение: если правила проявления модифицируют реальное выражение эмоций, то их влияние учитывается и при опознании соответствующего выражения лица.

Итак, нейрокультурная теория эмоций позволила ослабить противоречие между индивидуальным и социально-психологическим аспектами выражения чувств. Оба фактора — программа выражения и социальные нормы — влияют на конечный результат (эмоцию на лице) . Однако взаимоотношения между ними могут быть различными от ситуации к ситуации, от эмоции к эмоции. Многие противоречия, вызывающие жаркие споры при оценке выражений лица, имеют своим источником методические трудности измерения последних.

3. Врожденные, генетические, приобретенные и культурно-обусловленные сигналы

Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми людьми, которые не могли бы обучиться невербалике благодар я слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюдения за жестикулярным поведением различных наций и изучалось поведение наших ближайших антропологических родственников -обезьян и макак.

Выводы этих исследований указывают, что жесты поддаются классификации. Например, большинство детенышей приматов рождены со способностью к сосанию, говорящей о том, что эта способность или врожденная или генетическая.

Немецкий ученый Айбль — Айбесфельдт уст ановил, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Экман, Фризен и Зоренз ан подтвердили некоторые высказанные Дарвином предполож ения о врожденных жестах, когда они изучали выражения лица у людей, представителей пяти глубоко отличных друг от друга культур. Они установили, что представители различных культур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоции, что позволило им заключить, что эти жесты должны быть врожденными.

Когда вы скрещиваете руки на своей груди, скрещиваете ли вы правую руку над левой или левую над правой? Большинство людей не могут достоверно ответить на этот вопрос до тех пор, пока они это не проделают. В одном случае они будут чувствовать себя удобно, в другом случае нет. Отсюда можно заключить, что это, возможно, генетический жест, который не может быть изменен.

Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него.

Источники:
Восемь стилей выражения эмоций на лице
Психология лжи. Psychology of Lying. Всё, что нужно, чтобы распознать ложь.
http://psyly.net/emotion-basis/8-styles-of-facial-expression
Выражение эмоций на лицах взрослых при взаимодействии с детьми в доме ребенка
Выражение эмоций на лицах взрослых при взаимодействии с детьми в доме ребенка
http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2185
Исследование выражения эмоций на лице
Выражение эмоций на лице — результаты исследований
http://psyfactor.org/lib/emotions1.htm
Межкультурные различия в выражении эмоций
Автор работы: Пользователь скрыл имя Тип работы: реферат ГОУ ВПО «Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского» Росздрава по патологии эмоций
http://myunivercity.ru/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%B2%D1%8B%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B9/328965_2909108_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

(Visited 1 times, 1 visits today)