Волевые качества

Волевые качества

Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название “волевые качества”.

Определение. Волевые качества личности — это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.

1. С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.

Целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность – это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность — это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность — это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.

Выдержка – это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка — это проявление тормозной функции воли. Она позволяет “затормозить” те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

2. На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.

Решительность — свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.

Смелость – это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность, понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь.

3. На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества – энергичность и настойчивость, а также организованность, дисциплина и самоконтроль

Энергичность — это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.

Настойчивость — это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство — это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели.

Организованность — качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность — это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Самоконтроль — это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.

Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.

Формирование волевых качеств

Волевые качества

Воля личности выражается в волевых качествах. Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые определяют уровень сознательной саморегуляции личностью своего поведения, ее власти над собой.

Индивидуальные особенности воли присущие отдельным людям. К достоинствам относят такие качества, как настойчивость, целеустремленность, выдержка и тому подобное. Качества, характеризующие слабость воли личности, можно определить такими понятиями, как беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость, упрямство и тому подобное.

Перечень положительных и отрицательных волевых качеств очень велик, поэтому рассмотрим основные из них. В.К. Калин называет такие базальные (первичные) волевые качества личности, как: а) энергичность; б) терпение; в) выдержка; г) смелость.

Функциональные проявления этих качеств является однонаправленными регуляторными действиями сознания, приобретают форму волевого усилия.

Под энергичностью понимают способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.

Терпеливость определяют как умение пидгримуваты путем вспомогательного волевого усилия интенсивность работы на заданном уровне в условиях возникновения внутренних препятствий (например, если есть усталость, плохое настроение, при незначительных болезненных проявлений).

Выдержка – это способность волевым усилием быстро тормозить (ослаблять, замедлять) действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.

Смелость – это способность в случае возникновения опасности (для жизни, здоровья или престижа) сохранить устойчивость организации психических функций и не снизить качество деятельности. То есть, смелость связана с умением противостоять страха и идти на оправданный риск ради определенной цели.

Другие качества носят системный характер, связанный с широким спектром функциональных проявлений различных сфер (волевой, эмоциональной, интеллектуальной). Такие волевые качества являются вторичными, системными. Например, храбрость охватывает такие составляющие как смелость, выдержку, энергичность; решительность – выдержку и смелость.

Системны такие качества как настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. При этом важно знать, что базальные (первичные) волевые качества составляют основу системных (вторичных) качеств, их ядро. Низкий уровень любой 1 которых базальных качеств очень затрудняет образование более сложных, системных волевых качеств.

Целеустремленность заключается в умении личности руководствоваться в своих действиях и поступках поставленными целями, обусловленными твердыми убеждениями. Целеустремленная личность всегда опирается на общую, часто отдаленную цель и подчиняет ей свою конкретную цель.

Настойчивость – это умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия. Настойчивая личность правильно оценивает обстоятельства, находит в них то, что помогает достижению цели. Такая личность способна к длительному и неослабевающего напряжения энергии, неуклонного движения к поставленной цели.

Противоположными настойчивости проявлениями является упрямство и негативизм, свидетельствующие о недостатках воли. Упрямый человек отстаивает свои ложные позиции, несмотря на разумные доводы.

Принципиальность – это умение личности руководствоваться в своих поступках и поведении устойчивыми принципами и убеждениями. Принципиальность проявляется в устойчивой дисциплинированности поведения, в правдивости объективном отношении к поступкам товарищей, чутких поступках. Противоположны этих качества имеет человек беспринципная.

К волевых качеств, которые больше всего характеризует силу воли личности, относятся самостоятельность и инициативность.

Самостоятельность – это умение действовать согласно своим замыслам, не подвергаясь влиянию других, критически оценивать их мысли. Самостоятельность личности проявляется в способности по собственной инициативе организовывать деятельность, ставить цели, а в случае необходимости – вносить в поведение изменения. Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.

Инициативность – это умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления. Противоположными качествами являются безынициативность и зависимость. Безынициативная человек легко поддается влиянию других людей, их действий, поступков, собственные решение ставит под сомнение, не уверена в их правильности и необходимости. Особенно отчетливо эти качества проявляются в форме внушения.

Решительность – это умение принимать обдуманные решения в сложной обстановке, не раздумывая. Нерешительность является проявлением слабости воли. Нерешительный человек склонен или отвергать окончательное принятие решения, или без конца его пересматривать.

Волю личности характеризует также ее организованность, которая заключается в умении человека руководствоваться в своем поведении четко определенному плану. Это свойство требует умения не только неуклонно претворять в жизнь свой план, но и проявлять необходимую гибкость при изменении обстоятельств действительности.

Совокупность положительных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности. Люди бывают с:

• очень сильной волей (их называют железными, волевыми)

• Раскройте сущность свободы.

• Что включает волевая деятельность личности?

• В чем проявляются волевые процессы?

• Какие функции выполняет воля?

• Какие типы критериев воли Вы знаете?

• Что такое локус контроля?

• Каким образом осуществляются волевые действия?

• Какие признаки волевых действий?

• Раскройте простой волевой акт.

• Охарактеризуйте сложный волевой акт.

• В чем проявляются волевые качества человека?

• В чем проявляется слабость и сила воли личности?

• Какова роль волевых состояний в преодолении внутренних и внешних препятствий?

Бех ИД От воли к личности. – М .: Украина-Вита, 1995.

Варий М.И. Общая психология: Мавч. пособие / Для студ. психол. и педагог, специальностей. – Львов: земля, 2005.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М .: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

Рувинский Л.И., Хохлов СИ. Как воспитывать волю и характер. – М .: Просвещение, 1986. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – М .: ПЕР СЭ, 2003. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – М .: Знание, 1976.

Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности // Психол. журн. – 1982. – Т.З. -№4.-С.13-25.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1992.

Волевые качества

Обновлено 11.11.2011 18:10 11.11.2011 17:43

Волевые усилия многообразны, как многообразны и конкретные проявления воли, получившие название волевых качеств. В настоящее время в психологии спорта принято считать основными волевыми качествами следующие: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержку и самообладание (А. Ц. Пуни, 1977). Установлены типичные признаки, характеризующие эти качества.

Целеустремленность – проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к достижению поставленной цели.

Настойчивость и упорство – проявления воли, характеризующиеся длительным сохранением (нередко и повышением) энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих, препятствий различной степени трудности.

Решительность и смелость – проявления воли, характеризующиеся своевременностью и обдуманностью решения вопросов и задач, возникающих в деятельности, своевременностью и обдуманностью реализации решений в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность – проявления воли, характеризующиеся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влияниям других людей и их действий.

Выдержка и самообладание – проявления воли, характеризующиеся сохранением ясности ума, возможности управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.

Каждое волевое качество, будучи конкретным проявлением воли, включает интеллектуальные, моральные компоненты, умения преодолевать препятствия и характеризуется специфичностью волевых усилий. Волевые усилия даже при проявлении одного и того же качества будут иметь многочисленные особенности и градации, зависящие от объективных условий и требований конкретного вида спортивной (и не только спортивной) деятельности.

К дифференцировке волевых усилий нужно подходить, ориентируясь на особенности препятствий, требующих проявления тех или иных волевых качеств. Иначе говоря, нужно развивать у спортсмена способность к волевым усилиям не только в количественном отношении (по интенсивности), но и по особенностям, соответствующим конкретным волевым качествам.

Очевидно, что волевые усилия марафонца, связанные с проявлением настойчивости и упорства в условиях длительной, напряженной борьбы и нарастающего утомления, совершенно не идентичны волевым усилиям волейболиста, проявляющего выдержку и самообладание, чтобы не среагировать на ложную атаку противника.

Даже проявление одного и того же качества настойчивости у марафонца и, например, у гимнаста-многоборца по психологическому содержанию не идентичны вследствие объективных различий в условиях деятельности.

Значит и волевые усилия даже при проявлении одного и того же качества будут иметь многочисленные особенности и градации, зависящие от объективных условий и требований конкретного вида спортивной деятельности.

Волевые качества функционируют не изолированно друг от друга, а как целостная динамическая система, звенья которой (качества) могут по-разному соотноситься между собой, образуя определенную структуру. Структурирование волевых качеств причинно обусловлено прежде всего типичными, относительно устойчивыми объективными условиями деятельности в каждом конкретном виде спорта. Этими условиями определяются ведущие волевые качества, с развитием которых главным образом связана успешность преодоления препятствий, типичных для данного вида спорта, а также качества, их подкрепляющие, поддерживающие.

Волевые качества

Своеобразие активности личности воплощается в ее волевых качествах.

Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые свидетельствуют о достигнутом личностью уровнем сознательной саморегуляции поведения, ее властью над собой.

Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значи­тельные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью воле­вых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным. Таким образом, выдержка и самообразования проявляется в способности волевым усилием тормозить (ослаблять или замедлять) действия, чувства и мысли, которые мешают осуществлению принятого решения.

Различают базальные (первичные) и системные волевые качества.

К базальным В.К.Калин относит следующие волевые качества:

Энергичность это способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.

Терпеливость определяется как умение поддерживать дополнительным усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления).

Выдержка и самообладание (см. выше).

Смелость способность в случае возникновения опасности (жизни, здоровью, или престижу) сохранять устойчивость организации психических функций и не снизить качества деятельности. Смелость связана с умением противостоять страху и идти на оправданный риск из-за определенной цели.

Системные волевые качества представляют собой определенное объединение однонаправленных проявлений сознания. Системность волевых качеств связана с широким спектром функциональных сфер – волевой, эмоциональной, интеллектуальной. При этом важно знать, что базовые (первичные) волевые качества образуют основу системных (вторичных) качеств, их ядро.

Целеустремленность заключается в умении человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями обусловленные его твердыми убеждениями, взглядами.

Различают целеустремленность стратегическую, т.е. уме­ние руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными прин­ципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.

Принципиальность умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми принципами, взглядами, уверенностью в целесообразности определенных моральных норм поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми. Принципиальность проявляется в устойчивой дисциплине поведения, в правдивых чутких поступках.

Инициативность – это умение находить и предлагать новые, нешаблонные решения и способы их осуществления, а также предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Прежде всего решитель­ность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекват­ных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решения та­ким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что приня­тие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.

Организованность заключается в умении человека руководствоваться в своем поведении твердо намеченным планам и проявлять определенную гибкость при изменении обстоятельств.

Последовательность действий характеризует то, что совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное.

Самостоятельность это умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, а также умение критически относится к чужому влиянию, оценивая их соответственно с позиции своих взглядов и убеждений. Самостоятельность личности проявляется в способности по собственной инициативе поставить цель, организовать деятельность по ее достижению.

Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобла­дают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Во­левые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный харак­тер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устой­чивый характер.

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, кото­рые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это проис­ходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождае­мая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности.

Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего, успех этого процес­са зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточ­но высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьез­ных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого по­ведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его жела­ние, не предъявляют ему требовании, которые должны безоговорочно им выпол­няться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития.

Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, кото­рая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных пра­вил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условия­ми реальной деятельности.

Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявля­ет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирова­ние определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определенное время, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать с товарищами, он должен готовить дома заданные ему уро­ки и т.д. Все это требует от него довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют лич­ность учителя и школьный коллектив.

Учитель, с которым общается ребенок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик и, обладая яркой личностью, оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенка стремление подражать поведению учителя, и если у по­следнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников.

Аналогичная картина наблюдается в отношении школьного коллектива. Если деятельность ребенка протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой требовательности, то и у ребенка могут сформироваться соответствующие характеристики личности.

Не менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями. Более того, формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек присту­пает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребен­ка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны, это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии – планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным волевым качествам.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Источники:
Волевые качества
3. Волевые качества личности
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met121/node57.html
Волевые качества
Воля личности выражается в волевых качествах. Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые определяют уровень сознательной
http://studbooks.net/1353/psihologiya/volevye_kachestva
Волевые качества
В настоящее время в психологии спорта принято считать основными волевыми качествами следующие: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержку и самообладание
http://www.fizkulturaisport.ru/psixologiya/volya/143-volevye-kachestva.html
Волевые качества
Своеобразие активности личности воплощается в ее волевых качествах. Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые
http://studfiles.net/preview/6327434/page:4/