Волевые качества личности

Волевые качества личности

Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название “волевые качества”.

Определение. Волевые качества личности — это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.

1. С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.

Целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность – это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность — это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность — это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.

Выдержка – это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка — это проявление тормозной функции воли. Она позволяет “затормозить” те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

2. На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.

Решительность — свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.

Смелость – это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность, понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь.

3. На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества – энергичность и настойчивость, а также организованность, дисциплина и самоконтроль

Энергичность — это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.

Настойчивость — это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство — это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели.

Организованность — качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность — это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Самоконтроль — это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.

Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.

Волевые качества личности

Волевые качества – это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них – сила и стойкость воли, целеустремленность.

Сила воли – степень необходимого волевого усилия, прилагаемого ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в преодолении индивидом трудностей.

Стойкость воли – уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых при достижении цели на протяжении достаточно длительного времени. Практически любой человек, поставленный в сложные условия, способен выдержать разовый удар судьбы. Постоянно противостоять трудностям может лишь тот, кто отличается стойкостью воли.

Целеустремленность – степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым преодолеваются препятствия при ее достижении.

Причем воля проявляется благодаря таким качествам личности, как самостоятельность, стойкость, самообладание, самоограничение, решительность, уверенность в себе, настойчивость, напористость, выдержка, обязательность, инициативность, смелость, терпеливость, упорство.

Воля удивительным образом связана с другими познавательными процессами – мышлением, умом, интеллектом. В качестве примера обратимся к размышлениям поэта Н. Доризо:

Ум, он не только лишь ум,

Но характера свойство,

Сила характера и беспокойство.

Воля не существует сама,

Воля есть высшая степень ума.

Психологический дар поэта справедливо отметил неразрывную связь мышления с характером, волей, умом. Ведь источником мысли являются наши мотивы и потребности, наши чувства, влечения, интересы и побуждения. «Повивальной бабкой мысли» становится воля. Можно сказать, что воля – это мысль, переходящая в дело. Воля без рассудка слепа, рассудок без воли – калека. Воля должна сочетаться с гибкостью разума. Воля есть мужество ума, приводящее к действию во имя поставленных целей.

«Высокий ум и низкая воля – чудовищная, насильственно обрученная чета», – изрек испанский мыслитель Бальтасар Грасиан. Если воля заметно уступает уму, то все добрые мысли останутся нереализованными. «Разум – вечное правило для руководства волей» – эти слова Ф. Шиллера можно отнести к высокоразвитой личности с активной жизненной позицией.

Драматично также сочетание низкого интеллекта и сильной воли. Воля без ума опасна. Чаще всего это -упрямство (дефект воли), выступающее под видом силы, но направленное не на дело, а на тупое следование своим прихотям, как правило противоречащим здравому смыслу. Упрямство цепляется за мелочи, оно бессодержательно. Воля же ориентирована на большую цель.

Волевые качества проявляются и в других характеристиках личности, таких, например, как локус контроля, склонность к риску и др.

Локус контроля — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам и обстоятельствам, либо собственным усилиям и способностям. Различают:

– интернальный (внутренний) локус контроля — склонность принимать ответственность за все события своей жизни на себя;

– экстернальный (внешний) локус контроля – склонность приписывать причины своих успехов и неудач внешним факторам (судьбе, случаю, обстоятельствам, злоумышленникам и др.).

Причем волевые качества в более полной мере принадлежат «интерналу», обладающему высоким уровнем самостоятельности действий и берущему всю ответственность за принимаемые решения на себя.

Склонность к риску – характеристика поведения в ситуациях, неопределенных относительно успеха и неудачи. Воля человека ярко проявляется в рисковом поведении. Ведь рисковое поведение обусловлено двумя видами мотивации личности:

– мотивацией успеха как преимущественной ориентацией индивида на успех своих действий и игнорированием последствий возможной неудачи (обычно такой человек придерживается лозунга «или грудь в крестах, или голова в кустах»);

– мотивацией избежания неудач как ведущей нацеленностью личности на уход от возможных неудач, даже если при этом приходится приносить в жертву вероятность крупного успеха (такой человек довольствуется житейской мудростью: «тише едешь – дальше будешь»).

Проявление воли (точнее было бы — силы воли, волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств. Ярким примером этого могут служить главы о воле в ряде учебников (К. М. Гуревич [1956]; П. А. Рудик [1974]), в которых вообще не говорится ни о силе воли, ни о волевых качествах.

До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации

понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку, настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе со смелостью? Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

В одной из своих работ В. А. Иванников утверждает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое — волю. «. Анализ показывает, — писал он, — что все эти качества выводятся из других источников и по крайней мере связаны не только с волей, а значит не могут претендовать на роль отличительных признаков воли» [1985, с. 49]. Кроме того, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому В. А. Иванников говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности.

Однако через несколько лет В. А. Иванников изменил свою позицию. В работе В. А. Иванникова и Е. В. Эйдмана уже утверждалось, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т. е. как личностные свойства. По этому поводу авторы писали: «. если у человека формируется устойчивое (пусть даже и ложное) представление о своей правоте во всех делах и суждениях, о своей способности разрешить любую ситуацию и справиться с любым делом, т. е. устойчивая высокая самооценка своих возможностей и высокий уровень притязания, то такой человек независимо от реального

владения ситуацией будет часто проявлять в поведении настойчивость и другие волевые качества. Если же эти устойчивые образования подкреплены реальными возможностями человека, тогда можно говорить о волевых качествах не просто как о частных характеристиках поведения, а как о его инвариантах, т. е. личностных свойствах» [1990, с. 40].

Эта позиция близка той, которую ранее изложил В. И. Селиванов. Говоря о смелости, он подчеркивал, что личность может проявить смелость на уровне психических состояний, еще не обладая качеством смелости, и что «смелость, как и другие волевые качества, становится свойством личности, когда она не связана с той или иной конкретной ситуацией и становится генерализованным способом поведения личности во всех ситуациях, где требуется оправданный риск [курсив мой. — Е. И.], чтобы добиться успеха» [1982, с. 20].

Наличие ситуативных проявлений силы воли создает известные трудности

в диагностике волевых качеств. Ведь о выраженности (наличии) какого либо волевого качества мы судим с учетом того, как успешно человек справляется с трудностями. Но всегда ли эта успешность зависит только от волевых усилий? Если не всегда, то не подменяется ли тогда волевое качество как характеристика волевой регуляции характеристикой произвольного управления — мотивацией? И как выделить в этом случае вклад волевого усилия в преодоление какой либо трудности? Например, смелый поступок может быть обусловлен как волевым качеством смелости, так и состоянием человека. Многие внешне героические поступки совершаются под влиянием аффекта, от безысходности ситуации, а не оттого, что человек смелый.

Имеет значение не только наличное состояние, но и оценка человеком значимости данной ситуации. В одном случае, несмотря на усталость, он будет проявлять силу воли, в другом, если посчитает, что ситуация не содержит в себе ничего важного для него, проявлять силу воли не будет.

Таким образом, необходимо дифференцировать ситуативные волевые проявления как характеристики данного волевого поступка или волевого поведения (ситуативное проявление силы воли) и волевые качества как свойства личности (т. е. как устойчивое специфичное проявление силы воли в схожих, однотипных ситуациях).

Среди психологов имеются существенные разногласия по поводу сущности,

содержания, количества и классификации волевых качеств.

Начну с того, что говоря о волевых качествах личности, авторы тут же переходят на другое словосочетание: «качества воли» — невольно отождествляя волю с личностью. На первый взгляд ничего серьезного в такой подмене нет. Но на самом деле это создает определенные теоретические трудности.

Так, В. А. Иванников пишет, что «отнесение волевых качеств к воле без выделения ее сущности и отличительных признаков является малообоснованным, а подход к пониманию природы воли через эти свойства оказывается для нас закрытым» [1991, с. 49]. В другом издании этой же книги В. А. Иванников утверждает, что «стремление увидеть за волевыми качествами человека особое образование — волю — пока не подкреплено какими либо существенными доказательствами. Наоборот, имеется много фактов, свидетельствующих о самостоятельности каждого волевого качества и независимости их формирования друг от друга. Эти факты заставляют сомневаться в наличии воли как интегрального образования всех волевых качеств» [1998, с. 135].

Действительно, если придерживаться узкого взгляда на волю, т. е. рассматривать ее как проявление волевых качеств (силы воли), то вроде бы получается, что понятие «воля» происходит от понятия «волевые качества» как родовое обозначение последних. Но тогда возникает вопрос: почему эти качества называются волевыми? В рамках такого подхода ответа мы не найдем. Следовательно, воля так называется не потому, что она отражает существование волевых качеств, а волевые качества называются так потому, что они отражают существование воли, поскольку эти качества проявляются произвольно, по желанию самого человека, по его приказу себе. Именно произвольность проявления силы воли (волевого усилия) объединяет все волевые качества в одну общность — силу воли.

Однако понимание воли как произвольного управления позволяет относить

к разряду волевых качеств особенности произвольного поведения, а не только волевой регуляции (напомню, что лишь волевая регуляция имеет ту специфику, в которой используются значительные волевые усилия). Это создает трудности в классификации волевых качеств.

Очевидно не случайно в учебниках по психологии определение понятия «волевое качество», как правило, не дается. Мне удалось найти только два описательных, объяснительных и одно прямое определение этого понятия.

По мнению В. А. Крутецкого [1957], волевые черты характера (так автор называл волевые качества личности) выражаются в готовности, умении и привычке сознательно направлять свое поведение, свою деятельность в соответствии с конкретными принципами, преодолевая препятствия на пути к поставленным целям. При таком определении волевых черт характера они могут относиться как к воле в широком смысле (произвольности), так и к воле в узком смысле (волевой регуляции, силе воли). Специфика волевых качеств в этой формулировке не отражена.

В учебнике «Общая психология» [1986] волевые свойства личности трактуются как определенность и устойчивость типичных для личности способов осуществления волевых актов. Такая характеристика скорее подходит для стиля волевого поведения, чем для волевого качества.

Б. Н. Смирнов дал следующее определение: «Волевыми качествами личности

называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий» [1984, с. 95].

Это, в принципе удачное, определение нуждается все же в некоторой корректировке, прежде всего потому, что волевые качества отражают не столько произвольное управление, сколько волевую регуляцию, связанную с напряженными волевыми усилиями. Кроме того, конкретные проявления воли могут отражать не только качество, но и уровень волевых усилий. Последний же не определяет сущность каждого волевого качества, его специфического содержания. Поэтому, чтобы не было неоднозначного толкования данного Б. Н. Смирновым определения, я скорректировал его следующим образом: волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях,

обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Здесь следует отметить, что специфика конкретных условий проявления силы воли обусловлена характером преодолеваемой трудности, а не видом деятельности. В связи с этим нельзя согласиться с немецким психологом В. Дойлем [1973], который утверждал, что решительность игрока и решительность скорохода (имеются в виду спортсмены) или прыгуна в воду — не одно и то же, и что между настойчивостью спринтера и настойчивостью пловца или конькобежца также имеются различия. С моей точки зрения, между спортсменами различных специализаций может быть разница только в степени выраженности этих волевых качеств, а не в их содержании.

В учебниках по разному определяется сущность волевых качеств. В одних говорится, что это проявление воли, в других — что это способность человека, в третьих — что это умение преодолевать различные трудности, управлять собой и т. д. Но если, например, волевые качества — это умения, тогда стоит только научить человека этим умениям — и он начнет успешно преодолевать все трудности. Практика, однако, показывает, что это далеко не так.

А. Ц. Пуни полагал, что структура волевого качества соответствует структуре воли и включает интеллектуальные и моральные компоненты, а также умения преодолевать препятствия. О волевых качествах как способностях он предпочитал не говорить.

Полагаю, различное понимание сущности волевых качеств связано с тем, что разные авторы выделяют различные составляющие этих качеств. Любое качество, в том числе и волевое, я рассматриваю как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного (Е. П. Ильин [1981]). В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками (в частности — типологическими особенностями свойств нервной системы), а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента — опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и

от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.

Классификация волевых качеств личности

Своеобразие активности личности воплощается в ее волевых качествах.

Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения, ее власти над собой.

Волевые качества рассматривают как индивидуальные особенности свободы, присущие отдельным людям. К положительным качествам относятся такие, как настойчивость, целеустремленность, выдержка и т.д. Качества, которые характеризуют слабость воли личности: беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость, упрямство и т.п.

Перечень положительных и отрицательных волевых качеств очень велик, поэтому рассмотрим основные из них. Четкую классификацию волевых качеств сделал В. К. Калина. Такие волевые качества, как энергичность, терпеливость, выдержку и смелость, он относит к базальным (первичным) качествам личности. Функциональные проявления их являются однонаправленными регуляторными действиями сознания, набирают форму волевого усилия.

Под энергичностью понимают способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.

Терпеливость определяют, как умение поддерживать вспомогательным волевым усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления).

Выдержка – способность волевым усилием быстро тормозить (ослаблять, замедлять) действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.

Смелость – способность в случае возникновения опасности (жизни, здоровью или престижа) сохранить устойчивость организации психических функций и не снизить качество деятельности.

Иначе говоря, смелость связана с умением противостоять страху и идти на оправданный риск ради определенной цели.

Остальные проявлений волевой регуляции личности сложнее. Они представляют собой определенные сочетания однонаправленного проявления сознания.

Системность волевых качеств связана с широким спектром функциональных проявлений различных сфер (волевой, эмоциональной, интеллектуальной). Такие волевые качества, являются вторичными, системными. Например, храбрость включает в себя составные: смелость, выдержку, энергичность; решительность – выдержку и смелость.

Целый ряд волевых качеств личности являются системными – настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность.

При этом важно знать, что базальные (первичные) волевые качества составляют основу системных (вторичных) качеств, их ядро. Низкий уровень таких базальных качеств очень затрудняет образование более сложных, системных волевых качеств.

Целеустремленность заключается в умении человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями, обусловленными ее твердыми убеждениями.

Целеустремленная личность всегда опирается на общую, часто отдаленную цель и подчиняет ей свою конкретную цель. Такая личность хорошо знает, чего хочет достичь и что ей делать. Ясность целей – в этом заключается ее достоинство.

Настойчивость – это умение постоянно и длительно добиваться цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями.

Настойчивая личность правильно оценивает обстоятельства, находит в них то, что помогает достижению цели. Такая личность способна к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонному движению к намеченной цели.

Противоположными настойчивости есть упрямство и негативизм, свидетельствующие о недостатках воли. Упрямо человек отстаивает свои неправильные позиции, несмотря на разумные доводы.

Принципиальность – умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми принципами, уверенностью в целесообразности определенных нравственных норм поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми.

Принципиальность проявляется в дисциплинированности поведения, в правдивых, чутких поступках. Противоположные этим качества имеет человек беспринципный.

К волевым качествам, которые наиболее характеризуют силу воли личности, относятся самостоятельность и инициативность.

Самостоятельность – это умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, а также умение критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их соответственно своих взглядов и убеждений.

Самостоятельность личности проявляется в способности по собственному организовывать деятельность, ставить цели, в случае необходимости вносить в поведение изменения.

Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.

Инициативность – это умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления.

Противоположными качествами является безынициативность и зависимость.

Безынициативный человек легко поддается влиянию других людей, их действиям, поступкам, собственные решения ставит под сомнение, не уверен в их правильности и необходимости. Особенно отчетливо эти качества выступают в форме внушения.

Одной из важных волевых качеств человека является его решительность.

Решительность – это умение принимать обдуманные решения, последовательно претворять их в жизнь.

Нерешительность является проявлением слабости воли. Нерешительный человек склонен или отвергать окончательное принятие решения, или без конца его пересматривать.

Свобода личности характеризуется также ее организованностью, которая заключается в умении человека руководствоваться в своем поведении твердо намеченному плану. Это качество требует умения не только неуклонно претворять в жизнь свой план, но и проявлять необходимую гибкость при изменении обстоятельств.

Итак, совокупность проявлений позитивных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности.

Установлено, что людям с сильной волей присущ высокий уровень мотивации достижения.

Мотивация достижения – это упорство в достижении своей цели, стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, стремление добиться успеха.

Да, люди с высокой потребностью в достижении всегда в поисках ситуаций, где они могли бы проверить свои возможности, они уверены в успешном завершении дела, готовы взять на себя ответственность, решительны в экстремальных ситуациях, не теряют равновесия в условиях соревнования, проявляют большую настойчивость при преодолении внешних или внутренних препятствий.

Освещённые выше негативные качества характеризуют волевую слабость человека. Крайняя степень слабоволия человека находится за пределами норм. К значительным расстройствам сложного волевого действия относятся абулия и апраксия.

Абулия связана с неспособностью принять необходимое решение, действовать. Причины заключаются в нарушении динамического соотношения между корой больших полушарий и подкоркой.

Нормальный волевой акт предполагает оптимальную (не слабую и сильную) импульсивность. Если интенсивность импульсов низкая, то волевой акт невозможен. Так же и при завышенной импульсивности, когда желания дает мгновенную разрядку в действие (как в состоянии аффекта), т.е. отсутствует сознательный учет последствий, обдумывание цели, невозможно уравновешивание мотивов – действие теряет характер сознательного, выборочного, волевого.

Понимая необходимость выполнять распоряжения, больной абулией не может заставить себя это сделать. Для него характерно подчинение в поведении случайным стимулам, которые появляются в поле его зрения. Например, такой человек, увидев клумбу цветов, начинает их срывать, хотя никаких намерений относительно создания букета у него не было и он не знает, что делать с этими цветами.

Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое локальными расстройствами лобных участков мозга.

Проявляется в нарушении произвольной регуляции движений, действий и поведения в целом. Действия не подчиняются заданной программе (например, программе, которая идет от врача к больному, хотя в обычной, конкретной ситуации такие действия возможны).

Так, больной мог высунуть язык, чтобы смочить губы, когда они у него пересохли, но не мог выполнить такого действия по просьбе врача, другой больной мог пользоваться ложкой и стаканом во время еды, но без конкретной ситуации он эти действия не способен выполнять, не может закрыть глаза на просьбу врача, хотя когда ему предлагают лечь спать, он это делает.

Все действия больных апраксией прикованы к конкретным, непосредственно данных ситуаций, из которых они не в состоянии освободиться.

Источники:
Волевые качества личности
Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название “волевые качества”. Определение. Волевые качества личности — это сложившиеся в
http://studopedia.ru/8_130942_volevie-kachestva-lichnosti.html
Волевые качества личности
Волевые качества – это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них – сила и стойкость воли, целеустремленность. Сила воли – степень
http://psyera.ru/volevye-kachestva-lichnosti-373.htm
Классификация волевых качеств личности
Кратко основная классификация волевых качеств человека
http://psyznaiyka.net/view-volya.html?id=klassifikaciya-volevyh-kachestv