Виды психологии

Виды психологии

Чем занимается психология — это один вопрос, это ее разделы или отрасли:

а вот как она этим занимается, это вопрос другой. Это виды психологии:

Психология житейская и научная

Житейские знания и опыт обычно более конкретны, носят интуитивный характер и чаще невысокого культурного уровня: основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны. Научные психологические знания — продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональными наблюдениями и организованным экспериментом. См.>

Психология академическая и нет

Академическая психология — это система теорий, методов и исследований, признанная большинством научного сообщества и утвержденная в качестве эталона экспертным сообществом государственной академии или другой научной специализированной отраслевой головной организацией. Академическая психология печатается в специальных ваковских журналах, в ней важны авторитетные ссылки, возможность защиты диссертаций и другие статусные моменты. Не академическая психология — не принятая в академическую среду или не стремящаяся туда попадать. См.>

Психология теоретическая и практическая

Теоретическая психология изучает психологические закономерности и в лучшем случае вырабатывает практические рекомендации общего плана для специалистов-прикладников. Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги. См.>

Психология фундаментальная и прикладная

Фундаментальная наука — это наука ради науки. Это часть научно-исследовательской деятельности без определенных коммерческих или других практических целей. Прикладная наука — это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или потенциально может использоваться для удовлет­ворения частных или общественных потребностей.

Гуманитарная и естественнонаучная психология

Естественнонаучная психология изучает объекты, гуманитарная имеет дело с субъектами, с живыми людьми. Для естественнонаучной психологии бытие определяет сознание, для гуманитарной — наоборот. Естественнонаучный подход в психологии исходит из того, что вначале было дело, гуманитарный подход — вначале было слово. Гуманитарная психология — не только наука, но и искусство. См.>

Здоровая психология и психотерапия

Здоровая психология имеет дело со здоровыми людьми, решая нормальные для человека задачи жизни и развития. Психотерапия лечит душевное нездоровье, избавляет человека от мучающих его проблем, оказывает помощь и поддержку в трудных для человека жизненных ситуациях. См.>

Источник:
Виды психологии
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_psihologii

Виды психологии

Психология изучает психику во всех ее проявлениях. Соответственно и предметом психологии является психика. Современная психология разделена на множество разделов. Такое разделение можно представить себе в виде дерева, у которого имеется ствол и многие ответвления. Это дерево психологии. Стволом его является общая психология, которая изучает психику здорового взрослого человека. Общая психология раскрывает содержание основных понятий психологии и описывает ее общие закономерности. Эти понятия и закономерности являются основой для всех других разделов психологии. Когда наука общая психология сочетается с другими науками, то появляются разные отрасли психологии, например медицинская психология, инженерная и другие.

Психология социальная занимается изучением психики, а также поведения людей, которая в свою очередь образуется по причине участия в некоторых объединениях. Также данный вид психологии отвечает за изучение психологических сторон появления и функционирования такого рода объединений.

Следующий вид, это психология труда, в которой предметом труда являются все психические явления, которые могут возникнуть по ходу работы. Инженерная психология является одним из разделов психологии труда. Она занимается исследованием системы человека как машины.

Психология дифференциальная изучает психологические различия между разными людьми, каковы различия между мужчинами и женщинами, между расами и нациями. Также данный вид психологии выясняет, почему все люди между собой отличаются, и влияет ли на это наследственность.

Существует также возрастная психология, она занимается изучением всех изменений в человеческой психике, начиная от дня его появления, на свет, заканчивая его смертью. Психология юридическая выясняет все механизмы и закономерности деятельности психики людей в сфере, которая регулируется правом отношений.

Источник:
Виды психологии
Какие виды психологии бывают
http://liberty-rb.ru/interesnaya_psihologiya/kakie_vidy_psihologii_byvayut.html

Виды способностей

Способности людей делят на виды, прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они проявляются. Различают общие и специальные способности.

Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).

Разделение общих и специальных способностей имеет условный характер. Собственно, речь идет об общих и специальных сторонах в способностях человека, которые существуют во взаимосвязи. Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны.

Высокие специальные способности имеют в своей основе достаточный уровень развития общих способностей. Так, высокие поэтические, музыкальные, артистические, технические и другие способности всегда опираются на высокий уровень общих умственных способностей. Вместе с тем при примерно одном и том же развитии общих способностей люди часто различаются своими специальными способностями.

Учащиеся, которые имеют высокие общие способности к обучению, нередко обнаруживают их в равной мере по всем школьным предметам. Однако зачастую одни из учеников оказываются особенно способными к рисованию, вторые — к музыке, третьи — к техническому конструированию, четвертые — к спорту.

Среди выдающихся людей известно немало личностей с разносторонним развитием общих и специальных способностей (Н. В. Гоголь, Ф. Шопен, Т. Г. Шевченко).

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Так, ведущими в литературных способностях, являются особенности творческого воображения и мышления, яркие наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языка. В математических — умение обобщать, гибкость процессов мышления, легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. В педагогических — педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний. В художественных — особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующих созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, которые проявляются в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества личности, которые обеспечивают преобразование замысла в действительность.

Специфическими есть пути развития специальных способностей. Например, раньше других проявляются способности к музыке, математике.

Выделяют следующие уровни способностей:

  1. Репродуктивный — обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;
  2. Творческий — обеспечивает создание нового, оригинального. Следует, однако, учитывать, что каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов — «художественного», «мыслительного» и «промежуточного» (по терминологии И. П. Павлова) — определяется особенностями ее способностей.

Относительное преимущество первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преимущество второй сигнальной системы — мыслительный, определенное их равновесие — средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логический тип) и правого (образный тип) полушарий головного мозга.

Художественному типу свойственна яркость образов, мыслительному — преимущество абстракций, логических конструкций. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них преобладает над другой. В то же время у разных людей наблюдаются одни и те же способности, которые, однако, не одинаковы по уровню развития.

Источник:
Виды способностей
Кратко об основных видах способностей
http://psyznaiyka.net/view-sposobnosti.html?id=vidy-sposobnostei

(Visited 1 times, 1 visits today)