Управление коллективом

Как реализовать знания психологии управления коллективом

Как реализовать знания психологии управления коллективом

Управлять людьми намного тяжелее, чем бездушными машинами. Это неоспоримый факт. Стать первоклассным менеджером – это значит пережить годы тяжелой работы, в первую очередь, над собой. Сотрудник, как частичка огромной организации, в которой он трудится, является своеобразным звеном цепи бизнеса. Чтобы каждое звено стало на свое место и крепко на нем закрепилось, чтобы оно не было лишним, руководитель коллектива должен знать, что такое психология управления коллективом и как ее реализовывать в работе правильно.

Возможно, кому-то покажется слово «психотехнологии» сухим и машинным, но на самом деле оно несет в себе глубокий смысл. А заключается он в том, что с помощью психологических приемов один человек имеет возможность влиять на другого или даже нескольких.

Хорошему менеджеру без таких способностей просто не обойтись. Ведь люди все разные, у каждого свое мнение и интересы, поэтому и подход должен быть индивидуальным. Если же начальник таких вещей не понимает, то, к сожалению, он долго не сможет удержать рабочий коллектив в нужном деловом русле.

Существует два вида менеджмента:

Если менеджер предпочитает придерживаться постулатов первого вида управления, то в таком случае возникнет масса негативных последствий со стороны подчиненных. А все потому, что его методы управления будут базироваться на деспотизме, грубости и некорректном поведении в отношении подчиненных. Если же менеджер идет по «белому» пути, то такая работа пойдет на пользу ему и людям, находящимся у него в подчинении.

Психология управления коллективом – это поистине искусство, которому нужно учиться долгие годы.

Рассмотрим некоторые советы по поводу того, как будущему руководителю научиться понимать своих подчиненных и управлять ими так, чтобы их работа приносила пользу им и организации в целом.

Как помочь подчиненным достичь желаемого результата в работе?

Начнем с того, что коллективы бывают:

Численность сотрудников компании напрямую связана с ее размерами и сферой деятельности. Отрабатывать методики рациональных и положительных психотехнологий управления персоналом лучше всего именно в малом коллективе. Наиболее распространенные приемы управления психическими и функциональными состояниями сотрудников:

Не забывайте также, что менеджер – это, в большинстве случаев, не владелец компании, а такой же наемный работник, как и другие. Только уровень ответственности за работу на него возложен значительно больший, чем на остальных.

Все довольно просто на первый взгляд. Чтобы правильно управлять рабочим коллективом, нужно всего лишь придерживаться определенных правил, норм, рекомендаций и все. Не совсем так.

Среди даже самых ответственных и прилежных работников найдется один проблемный, с которым придется повозиться. Практика управления проблемными сотрудниками показывает, что исправить ситуацию можно, проведя аналогию с семьей и детьми.

Если организация ценит каждого, кто решил ей посвятить свои трудовые будни, то она позаботится о том, чтобы каждое звено работало слаженно. Для этого необходимо также придерживаться определенных рекомендаций.

Помочь решить проблему вам сможет предварительный анализ характера и качества работы сотрудника. Самые распространенные недостатки наемных работников:

  • лень;
  • озлобленность на окружающих;
  • излишняя эмоциональность;
  • грубость;
  • бесчувственность или чрезмерная чувствительность;
  • хамство;
  • отсутствие чувства ответственности и пунктуальности;
  • замкнутость.

Список можно продолжать еще долго. Руководитель должен дать самому себе ответ, как поступить в такой ситуации. Понятно, что увольнять вот так сразу никто никого не будет. После того, как вы определили, в чем заключается проблема с подчиненным, сразу же необходимо разработать систему мер, в соответствии с которой вы будете «трансформировать» работника.

В такой ситуации панацеей станет не только задушевный разговор, но и применение на ваш выбор моральных или материальных форм поощрений. В редких случаях можно использовать штрафы, только будьте с ними осторожны. Штрафы изначально созданы для наказания, а вам нужно перевоспитание. В разговоре косвенно разузнайте, что смогло бы изменить работника. Поверьте, выполняя его условия, вы через некоторое время увидите уже первые результаты своих трудов.

Правила управления коллективом

Одна из главных задач руководителя — это управление людьми.

Одна из главных задач руководителя — это управление людьми. Поскольку до 70% информации воспринимается не вербально, то воздействие с помощью эмоций является составной задачей управления подчинёнными. Руководитель должен сам хорошо управлять своими эмоциями, чтобы быть эмоциональным лидером и успешно воздействовать на подчинённых. Эмоциональное лидерство успешного менеджера складывается из следующих составляющих.

Умение отслеживать, распознавать свои настроения и эмоции. Делать это не тогда, когда эмоции «раскручены» и нужно много сил, чтобы как-то с ними работать, а на этапе их зарождения.

Умение управлять своими эмоциями, сдерживать негативные, выбирать нужные и уместные.

Умение ставить продуманные цели и поддерживать нужное эмоциональное состояние в процессе их достижения.

Умение понимать эмоции других людей и влиять на них.

Быть гибким в выборе способов влияния. Сочетать логику, фактический материал, эмоции.

Для принятия важных решений необходимо уметь входить в нужное состояние, не поддаваться сиюминутному настроению. Делать окончательные выводы свободным от воздействия любых эмоций.

Имея высокий уровень эмоциональной компетенции, руководитель может оказывать влияние на эмоциональный настрой подчинённых. Это может быть необходимо на разных этапах управленческой коммуникации, одним из которых является — эффективное распоряжение.

Эффективное распоряжение это не просто передача информации от руководителя к подчинённому. Это система эмоционального, вербального, мотивационного воздействия, которая состоит из последовательных этапов.

Привлечение внимания подчинённого

Демонстрация властных полномочий

Быстро ориентирует сотрудника на соблюдение субординации и прочего корпоративного этикета, установленного в организации, также, на всякий случай напоминает, где он находится и о своих обязанностях. Как правило, кабинет руководителя и обстановка в нём свидетельствует о его возможностях и властных полномочиях. Лучше и обширнее стол, больше стульев, и т.п. Кроме этого властные полномочия могут быть продемонстрированы, голосом, эмоциями. Например, приветливое указание: «входите — садитесь» по форме может быть доброжелательными, а по содержанию является указанием и демонстраций властных полномочий. Власть у того, кто даёт распоряжения.

Указание формы поведения на данный момент

Например, «записывайте, что я буду говорить» или «есть важная задача, я её сформулирую, а вы слушайте, отметьте, что непонятно, потом зададите вопрос». Эмоции — деловое сотрудничество, забота, интерес.

Общая формулировка проблемы

Это констатация каких-либо фактов, обстоятельств, событий. Может быть, сообщение сотруднику неизвестной ранее информации. Проблема излагается в деловом, спокойном тоне, если нет особых задач по оказанию эмоционального влияния на человека. Если нужно воздействовать на этом этапе дачи распоряжения, например, для показа серьёзности проблемы, то возможна некоторая драматизация передаваемой информации, сопровождаемая волнением, озабоченностью, срочностью.

Проблему решать можно, но лучше решать задачу, поэтому руководитель подчинённым должен ставить не проблемы, а задачи. Формулировка должна быть чёткой. Что нужно сотруднику сделать, в связи с обрисованной проблемой. Полезно о задаче говорить твёрдым тоном, выражая уверенность в возможности её решения.

Конкретизация задачи по шагам

Если задача большая, то правильно дать указания, какие конкретно шаги нужно сделать для её решения.

Обозначение времени, отведенного для решения задачи

Есть люди, ориентированные на время, они чётко понимают, сколько дней, часов, минут, им понадобится для определённой работы. Другие люди, ориентированы на процесс, они будут решать задачу не учитывая, сколько на неё нужно затратить времени. Может так получиться, что результат будет не нужен, поскольку — поздно. Задача руководителя установить и согласовать временные рамки решения задачи.

Предупреждение о возможных ошибках

Руководитель знает больше, поэтому лучше сразу предупредить возможные очевидные ошибки, которые может допустить подчинённый в ходе выполнения поставленной задачи. О возможных ошибках лучше говорить, проявляя заботу, внимание и делать акцент не на качествах подчинённого, которые могут привести к указанным ошибкам, а на некие объективные обстоятельства, без учёта которых задача может усложниться. Это важно по двум причинам, во-первых, для оптимизации работы, во-вторых, для мотивации сотрудника, поскольку, говоря открыто о возможных трудностях, руководитель показывает с одной стороны сложность поставленной задачи, с другой стороны доверие подчинённому, который сможет справиться со всеми трудностями.

Мотивация выгодой или/и возможными негативными последствиями

Другими словами, что получит сотрудник, выполнив распоряжение, или чего лишиться, не справившись с поставленной задачей. Важно позитивную мотивацию сопровождать эмоциями радости, успеха, удовольствия, а негативные последствия изложить, сопровождая эмоциями разочарования, сожаления, печали. В зависимости от конкретного подчинённого, можно ограничиться только позитивной мотивацией, или только негативной, поскольку руководителю должно быть известно, что эффективней воздействует на сотрудника.

Завершение позитивом, мотивация «первый шаг»

Когда подчинённый понял поставленную задачу важно завершить разговор позитивом. Это может быть благодарность за сотрудничество, уверенность, что всё получиться самым наилучшим образом, поскольку исполнитель человек толковый, профессиональный, грамотный, перспективный. Очень будет уместен эмоциональный подъём, воодушевление от общения, уверенность в успехе. В завершении полезно поинтересоваться, что в первую очередь сделает для достижения поставленной задачи подчинённый, одобрить это решение, закончить разговор эмоциональным напутствием: «Вперёд, всё получится!».

В практическом применении последовательность отдачи эффективного распоряжения руководителем подчинённому может быть изменена в зависимости от конкретных обстоятельств, например, наличия высокой мотивации у подчинённого, тогда незачем много усилий тратить на дополнительный позитивный настрой, всё хорошо в меру.

У многих руководителей есть сложности с формулировкой позитивных утверждений. Так получается, что негатив рождается сам, легко и просто, а вот переформулировать его в обратном направлении бывает сложно. Поэтому полезно освоить правила составления позитивных утверждений.

1. Говорите короткими энергичными фразами.

Они лучше запоминаются, как лозунги. Энергетика придаёт им вес. Эмоции уверенности, спокойствия, значительности, делают фразу убедительной.

2. Говорите в настоящем и будущем времени, все действия в речи должны происходить сейчас, направлены в успешное и привлекательное будущее.

Прошедшее время направляет внимание к тому, что уже прошло. Лучше говорить о том, что есть и что будет.

3. Использование позитивных формулировок.

Говорите, что нужно сделать, а не чего избежать. Например, «не надо ставить не реальные цели», лучше сказать: «надо ставить реальные цели».

4. Используйте красивые образы, слова должны быть приятны.

Создавайте привлекательные образы. Как в фильме «12 стульев» Остап Бендер нарисовал картину великого шахматного города жителям «Нью Васюков». Но почему нельзя также привлекательно говорить о реальных проектах?

5. Менять можно и нужно себя, а не окружающий мир.

Позитивное утверждение должно озадачивать, что именно тебе нужно сделать, чтобы изменить окружающую действительность, а не как должен поменяться мир, для комфортной и хорошей жизни.

Стиль управления коллективом

Стиль управления коллективом — это интегральная характеристика индивидуальных особенностей и способности личности руководить, а также чаще всего применяемых ею способов и средств управленческой деятельности, которые системно характеризуют ее способности и особенности решения управленческих задач.

В стиле – этой весьма емкой характеристике личности руководителя – находят отражение достоинства и недостатки, ее сильные и слабые качества.

В литературе по теории и практике управления коллективом мы находим весьма широкий спектр стилей современного руководителя. Дадим им краткую характеристику.

Учебник для вузов. Социология управления: от группы к команде. Раздел: Экономика. … 9.2. изучение психологического климата коллектива.

Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу. С другой стороны, ряд специалистов области управления персоналом менеджмента считают.

Руководитель — должностное лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Авторы школы административного управления считали, что формальная группа должна быть сравнительно небольшой.

Для эффективного управления коллективом и решения управленческих задач менеджер должен уметь разбираться в характерах людей, знать основные типы работников.

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его зрелости. Таких стадий, которые необходимо учитывать в управлении персоналом, выделяют пять.

В случае использования экономических методов управления коллектив распоряжается материальными фондами самостоятельно, так же как и полученным доходом (прибылью).

. выполнения формальной группой общественно-значимой работы выделяют понятие «трудовой коллектив». … Эффективность управления персоналом пропорциональна эффективности.

Социология управления: от группы к команде. Раздел: Экономика. 9.2. изучение психологического климата коллектива.

Члены одной группы могут быть также членами других групп. К содержанию книги: Социология управления: от группы к команде.

. коллектива, адекватным методом управления которым является демократический, коллегиальный, групповой метод, стиль управления «У». Технология управления группой.

2.1. стиль руководства (типичные способы управления и общения официального руководителя) … Какими же основными путями обеспечивается эффективная работа коллектива?

13.3. Формирование и деятельность синектических групп. Синектическая группа — это коллектив людей, которые по своему составу.

Социология управления: от группы к команде. Раздел: Экономика. 9.4. изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентационного.

• формирование групп в системе управления по социологическим признакам … К содержанию книги: Социология управления: от группы к команде.

Социология управления: от группы к команде. … проектная (исследовательская группа, группа планирования, инженерная группа, целевая группа)

В социологии акцент делается на целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и … К содержанию книги: Социология управления: от группы к команде.

Для эффективного управления группой руководителю необходимо знать переменные, влияющие на групповой процесс.

Высокосплоченной считается группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу. … К содержанию книги: Социология управления: от группы к команде.

Социология управления: от группы к команде. … Разные члены группы занимают различные позиции в группе, осознают и исполняют различные роли.

Управление коллективом

Различают неформальных и формальных лидеров. Нефор­мальный лидер — это член коллектива, добровольно принявший на себя значительно большую ответственность, чем это требуют фор­мальные предписания и нормы.

Во всяком, организованном коллективе есть формальный лидер. Формальный лидер — это носитель административной власти. Его за­дача состоит в организации совместного взаимодействия и отношений членов коллектива для достижения его целей. Для этого руководитель должен обладать психофизиологическими характеристиками, а также знаниями, навыками, умениями и качествами.

К психофизическим качествам руководителя как личности от­носятся: волевые данные, профессиональное восприятие, обостренное внимание, объемная и точная память, эмоциональная устойчивость, компетентность и другие.

Особое значение имеютволевые качества руководителя. Волевого руководителя, как правило, характеризуют разумная настойчивость, решительность, энергичность, упорство в до­стижении цели, высокая самодисциплина, целеустремленность, т. е способность направлять все свои знания, навыки и чувства на достиже­ние поставленных целей, умение доводить начатое до конца, собран­ность, отсутствие боязни принимать решения в ответственных ситуа­циях и не стремиться переложить ответственность на других.

Немаловажное значение для руководителя имеетконтактность— общительность, интерес к людям, способность располагать к себе лю­дей, выслушивать, понимать и убеждать их, способность взглянуть на проблему «глазами другого».

Важной психологической характеристи­кой является также стрессоустойчивость — интеллектуальная и эмоци­ональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии индивидуальных и коллективных решений.

В совокупности неотъемлемых психологических качеств руково­дителя выделяетсядоминантность, которую следует понимать как свой­ство властности, честолюбия. Эти качества предполагают стремление к личной независимости в любых обстоятельствах, готовность к беском­промиссной борьбе за свои права, отсутствие преклонения перед авто­ритетами, самоуважение, соседствующее с высокой самооценкой, вы­сокий уровень притязаний.

Среди деловых качеств выделяютсязнания и умения. Так, на­пример, для руководителя предприятия важны знания в области техни­ки и технологии организации производства, экономики и права, психо­логии и педагогики, менеджмента. В качестве наиболее важных навыков (умений) отмечаются: умение видеть перспективу, найти главное звено в работе, изучать, подбирать и расставлять кадры, пойти на оправдан­ный риск, своевременно принимать решения и проводить их в жизнь, де­легировать полномочия, побуждать людей к труду, организовывать свою работу, отстаивать интересы своего коллектива.

Не менее важна для руководителяком­муникабельность: способность срабатываться с людьми, налаживать взаимоотношения с людьми всех рангов — вышестоящими руководи­телями и подчиненными, способность сплачивать, объединять разных людей, налаживать их совместную работу.

Важное значение для социально-психологического климата коллектива имеют также особенности стиля руководителя коллекти­вом. Под стилем руководителя понимается комплекс приемов, методов и способов воздействия руководителя на коллектив с целью эффектив­ного и качественного выполнения управленческих функций. Опреде­ление стиля руководства коллективами осуществляется по основным функциям управления: принятие решений, организация выполнения решений, осуществление контроля исполнения, способы побуждения исполнителей к деятельности, использование системы стимулирова­ния деятельности исполнителей.

В социальной психологии имеются различные классификации стилей руководителя. Крупнейший специалист в этой области’ знаний А. Л. Журавлев различает три основных стиля руководства: директив­ный (автократический), демократический (консультативный) и либе­ральный (попустительский). Дадим краткое описание этих стилей:

1) ди­рективный (автократический). При строгом применении этого стиля руководства руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры. Такой руководитель держит дистан­цию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в организации, старается лично контролировать весь объ­ем отношений в организации, обращая внимание не только на результат, но и на процесс. Решения принимаются им единолично, работники полу­чают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориен­тирован только на целевую функцию.

2) консультативный (демократический). Руководитель этого типа сочетает в своей работе ориентацию как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений руководителя с под­чиненными, поддерживает с ними товарищеские отношения, не до­пуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса. Работники у такого руководите­ля получают достаточно полную информацию о своем месте в выпол­нении общего задания, о перспективах своего коллектива.

3) попустительский (либеральный) стиль руководства макси­мально ориентирован на поддержание неформальных отношений с со­трудниками, делегирование им своих полномочий и ответственности. Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они само­стоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально. Руководитель лишь в случае необходимости вмешива­ется в производственный процесс, осуществляет контроль, стимули­рует работу.

«Чистые» стили руководства далеко не всегда проявляются в дея­тельности предприятий. Как правило, имеет место сочетание каких-либо двух стилей руководства. Поэтому, при исследовании стиля руководства у каждого конкретного руководителя определяется степень выраженно­сти каждого из трех стилей и выявляются доминирующие.

Следует также отметить, что не существует универсального оп­тимального стиля руководства коллективом, способного обеспечить ре­шения стоящих перед ним задач и нормальный социально-психологиче­ский климат. В различных конкретных ситуациях эффективным может оказаться тот или иной стиль или их гармоничное сочетание.

Источники:
Как реализовать знания психологии управления коллективом
Как правильно применять психологию в управления коллективом на предприятии. Как происходит управление психическими и функциональными состояниями сотрудников.
http://opersonale.ru/upravlenie-personalom/upravlenie-personalom-upravlenie-personalom/psixologiya-upravleniya-kollektivom.html
Правила управления коллективом
Одна из главных задач руководителя — это управление людьми.
http://ubr.ua/labor-market/ukrainian-labor-market/pravila-upravleniia-kollektivom-sovety-nachalnikam-40772
Стиль управления коллективом
Стиль управления коллективом — это интегральная характеристика индивидуальных особенностей и способности личности руководить, а также чаще всего применяемых ею способов и средств
http://www.bibliotekar.ru/psihologia-4-2/38.htm
Управление коллективом
Конспект лекций: Управление коллективом.
http://2dip.su/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/8401/

(Visited 1 times, 1 visits today)