Тренинги для детей

Театральный тренинг для детей дошкольников

Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и с другой стороны.

2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются по залу.

Задание: на сигнал «стоп» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.

3. Дети ходят вокруг обруча.

Задание: на аккорд надо запрыгнуть в круг.

2. Летаем, как прозрачные мыльные пузыри, если столкнулись – лопнули, оставив мокрый кружочек.

3. Ходим, как деревянные куклы, у которых работают только ноги.

4. Летаем, как воздушные шарики, наполненные воздухом.

6. Ходим осторожно, как стеклянные игрушки.

7. «Веселая зарядка»:

•Расслабиться сидя на стуле так, чтобы казалось, что вы спите. Руки, голову, ноги пристроить уютно и расслабить. Глазки прикрыть и тишина…

•Не торопясь просыпаемся, потягиваемся с удовольствием, сползаем на пол и потягиваемся, как кошки. Вспомнить, как кошки выгибают спину, вытягивают задние и передние лапы.

•Бегаем хаотично на четырех конечностях, как божьи коровки.

•Прыгаем, как кенгуру с детенышем в сумке.

•Бежим, как испуганные жирафы, вытянув шею.

Скульптор придает телу нужную форму, скульптура легко поддается и фиксирует форму.

Можно отгадывать, что слеплено, можно предложить скульптуре «ожить» и подвигаться в логике слепленного существа. Потом они меняются ролями.

• Зеркало . Дети в парах стоят лицом друг к другу. Один – «живой» человек, другой – отражение. Человек у зеркала не торопясь совершает некоторые простые движения, зеркало – копирует их.

• «Нос к носу». Встать парами лицом к лицу, на полу установить «контрольную» линию на расстоянии полшага, за которую нельзя заходить. Каждому ребенку сделать ручками так называемый «Нос Буратино», т.е. большой палец одной руки приставить к своему носу, растопырить пальчики и за свой торчащий мизинец зацепить свою вторую руку большим пальчиком. Партнеры сцепляются мизинцами друг с другом и по команде должны начать тянуть каждый к себе, чтобы перетянуть друг друга за контрольную линию, не отрывая большой палец от своего носа! Эта игра, конечно, больше для шутки, разрядки обстановки. Хотя она очень хорошо тестирует отношения в детском коллективе.

-Изобрази походку : клоун, старик, малыш, Карлсон, Буратино, Баба-яга, Кощей Бессмертный…

— Вспомните, как ходят дети?

Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.

(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)

— Как катится колобок?

— Как серый волк по лесу рыщет?

— Как заяц, прижав уши, убегает от него?

Вот большой сердитый гусь.

Очень я его боюсь!

Защищая пять гусят,

Щиплет больно он ребят.

Громко гусь шипит, гогочет,

Защипать ребяток хочет!

Гусь уже идет на нас!

Убегайте все сейчас!

Поиграем в самолет? (Да.)

Вы все — крылья, я — пилот.

Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.)

В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)

Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)

Ры-ры-ры — рычит мотор,

Мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж — закончен наш полет.

До свиданья, самолет.

Цель: развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

— Как живешь? — Вот так! С настроением показать большой палец.

— А плывешь? — Вот так! Любым стилем.

— Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.

— Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.

— Ждешь обед? — Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.

— Машешь вслед? — Вот так! Жест понятен.

— Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку.

— А шалишь? — Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.

2. Отстучать тот же ритм не ладошками, а ножками; ротиком – чавканьем, носиком – хрюканьем.

3. Пройти в заданном ритме, отбивая его шагами. Здесь вводим понятие «громче-тише», как выразительное средство. Придумать, кто и почему так ходит (вор медленно крадется в темноте, солдат идет, печатая шаг, люди гуляют по парку и т.д., пусть дети проявят свою фантазию).

4. Работаем парами. Ритм передается хлопками. Надо хлопнуть вместе с партнером.

2.Один выходит перед полукругом и встает спиной к группе. Дети называют его имя. Надо назвать имя ребенка, чей голос тебя позвал.

3.«Кто во что одет?» – называю конкретного ребенка, чтобы он внимательно посмотрел на партнера справа или слева в течение небольшого времени, например, пока считаю до 5, и запомнил, во что одет партнер. Потом закрыть глазки и перечислить.

4.Задание на внимание для всей группы: по хлопку – встать, сесть; удар в пол – поднять, опустить руки; по команде «Ап» – наклониться, выпрямиться.

5.«Восстановить мизансцену»: группа детей занимает позиции на заданную тему, ведущий выходит или отворачивается, в мизансцене произвести некоторые изменения и попросить ведущего восстановить как было; построить мизансцену по любой иллюстрации.

6.Очень полезное и важное задание для детей – строить фигуры из своих тел или стульев: точный круг, квадрат, треугольник. Маленьким это не просто, но тогда у них вырабатывается чувство формы, мизансцены. Лучше делать под счет – считать до 7, до 5, до

2.Язык- тоненькая иголочка. «Ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.

3.Почистите зубки языком: и верхние, и нижние.

4. Достаньте кончиком языка нос.

5. Нарисуйте надутыми губами солнце.

Наскочил корабль на мель.

И матросы три надели

Карамель на мели ели.

2.Посреди двора дрова.

3.Жук ,над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).

Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).

Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Вправду, кроме шуток,

2.Предложить ребенку попросить у друга игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии он её попросил: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т. П.

3.Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться , кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают.

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»

Цель: развивать интонационную выразительность речи.

Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.

Петух: Я всех умней!

Ведущий: Кричал петух.

Петух: Умею я считать до двух!

Ведущий: Ворчит хорек.

Хорек: А я могу до четырех!

Жук: Я — до шести!

Ведущий: Воскликнул жук.

Паук: Я — до восьми!

Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.

Сороконожка: Я, кажется, умней немножко

Жука и даже паука —

Считаю я до сорока.

Ведущий: Ужаснулся уж.

Уж: Ведь я ж не глуп,

Нет у меня ни рук, ни ног,

А то и я считать бы смог!

Ученик: А у меня есть карандаш.

Ему что хочешь, то задашь.

Одной ногой умножит, сложит,

Все в мире сосчитать он может!

Картошка — матрешка, морошка, кошка.

Печь — меч, течь, лечь.

Лягушка — квакушка, подружка, кружка.

Зайчик — пальчик, мальчик.

Мышь — тишь, камыш, шуршишь.

Кошка — мошка, блошка, плошка.

Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок.

Снежинка — пушинка, пружинка.

– ручку, линейку, перышко, ракушку, блокнот, целлофановый пакет и т.д., и сказать: «Это не ручка (линейка, перышко…), а иголка для шитья». Сделать несколько стежков и передать предмет ребятам.

Задание: передать предмет, обыграв его каждый по-своему, только не в его истинном назначении. Повторяться нельзя, каждый должен проявить свою фантазию.

2. Взять со стола карандаш так, будто это:

б) горячая картошка,

Пройти по линии, как будто по канату:

На канате балеринка,

Словно легкая пушинка.

3. «Фантастический тренинг».

Группа детей должна вести себя соответственно, если вдруг: дверь открывается и заходит – зеленый крокодил на задних лапах!

– потолок вдруг над нами исчезает, и…

– в окошко стучится голубь…

– предложить детям придумать свою фантазию.

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

1. Трогаем – гладим воображаемого котенка, ежика, скользкую рыбу;

– воду в реке, в море, гладкий мрамор, лед;

– манную кашу, клей, костер.

2. Представьте себе и измените что-нибудь в своей позе, если:

– Ночь, зима, холодно, темно, вы на даче одни, не можете уснуть. Вдруг – шаги…

– Весна, солнечный день, поют птички, вы играете под кустом сирени… И вдруг видите недалеко драку…

– Поздняя осень, утро выходного дня, вы в неважном настроении подходите к окну, а там – первый снег!

– Вечер, лето, тишина, аромат цветов, вы у речки – вдруг сильный запах гари.

Король (вариант народной игры)

Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игр: Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники: Здравствуй, король!

Работники: Нужны вам работники?

Король: А что вы умеете делать?

Работники: А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем

2.Упражнение «Жесты через стекло» – по одному дети выходят на площадку и как будто за стеклом должны показать:

• «Принеси мне шапку, я ее забыл!»

• «Вынеси мне денежки на мороженое!»

• «Очень пить хочется!»

• «Я не хочу домой!»

• «Я на тебя обиделся!» и т.п.

• «Я радуюсь, когда…»

2.Упражнение «Волшебный шлем». Приглашать по одному человеку в центр, на стульчик, и сказать, что есть невидимый шлем, который умеет передать эмоцию через того, на кого его наденут. Надеть на голову, застегнуть старательно, чтобы малыши поверили, и сказать на ушко: «Включаю радость!» (нажимаю на кнопку). Дети угадывают, шлем снимаем и надеваем на следующего, называя на ушко эмоции или различные оттенки чувств и состояний: удивление, недоумение, грусть, тоска, хитрость, лукавство, злость, негодование.

– любит долго спать;

– не любит, когда его гладят;

– любит есть пироги и т.д.

4.Выразить названую эмоцию – глазами, руками, губами, всем телом.

Нахмуриться, как туча; как рассерженная мама; как разъяренный лев.

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

9. Получить подарок.

10. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.

11. Верблюд решил, что он жираф,

И ходит, голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюет на всех.

12. Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

В рот не суй, что попадется!

1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

2. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

На стуле перед детьми раскладывается около 10 мелких предметов: ключ, ракушка, монетка, заколка, значок, карандаш, колечко, камешек, крышечка, фигурка киндер-сюрприза. Пока считаю до 10, дети смотрят и запоминают предметы. Закрыть их салфеткой и предложить назвать кому-то одному все, что запомнилось. Выяснить, кто больше запомнил.

2. «Опиши картину»

Показать детям иллюстрацию крупного формата, чтобы они могли хорошо рассмотреть. Важны иллюстрации, где много симпатичных деталей. Дети должны запомнить и картину целиком (как бы сфотографировать), и как можно больше деталей, посчитать до 10. Убирать картину и попросить перечислить, что было изображено.

3. «Какого я цвета?»

В полукруге дети по очереди отвечают на вопрос: какого я цвета?, все запоминают, кто каким цветом себя окрасил. Воспитатель просит у кого-нибудь одного назвать все цвета.

5. «Волшебный тазик»

Сидя в полукруге, сказать детям: «Сейчас я всем раздам волшебные тазики (взыть воображаемую гору тазиков и раздать, объясняя), они невидимы, но стоит произнести магическое «если бы», как они наполнятся всем, что захочешь, например – малиной! Все нюхают как будто свежую малинку, кладут ее в рот, разжевывают, вспоминая вкус. Педагог говорит: «Кто почувствовал реальный вкус малины, тот молодец!» Дети, конечно, скажут: «Я! И я тоже!» «А теперь тазик наполнится клубничным вареньем!» Зацепить его пальчиком и попробовать (не облизывая пальцы, а играя в это).

– Папиным (или дедушкиным) одеколоном!

– Лягушками! В конце, ломая стереотипы, спрашивать: «А как вы думаете, какой вкус у солнечного зайчика? А у щекотки, у доброты?»

«За что меня можно любить» – высказывается каждый в полукруге по очереди.

«Мне бывает жалко…»

«Мне неприятно, если…»

2. «Мне нравится в…» – называется имя каждого ребенка в полукруге и каждый старается назвать хотя бы одно достоинство у «Другого», пусть это будут первое время – красивые глаза или волосы, даже брови или уши! (Да, милые, иногда дети так говорят, потому что им трудно признать достоинства другого и стараются найти самые незначительные!) Потом, когда они подрастут и подружатся, они сумеют найти особые качества, а пока каждый из них (парадокс!) трепетно ждет любого ласкового слова от группы.

3. «Коридор смеха». Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу, образуя коридор. По этому проходу идет один ребенок, которого все старательно смешат, делая рожицы, показывая свои самые удачные «хиты смеха». Ребятки меняются, а коридор остается, и все уже понимают, что смешить очень тяжело и трудно, ведь первые шутки уже исчерпаны… А есть ли вторые.

4.Упражнение «Найди друга».

По хлопку дети должны построиться либо в пары, либо в тройки (в зависимости от количества хлопков). Каждый раз нужно меняться партнерами и не становиться с тем, с кем стоял в прошлый раз.

Детям нельзя давать засиживаться на месте, с тем или иным человеком, он должен попробовать себя в работе со всеми детьми.

Похожие статьи:

В тренинге продуманы игры на разные виды детской деятельности.Большое количество задание дает возможность регулировать длительность тренинга в зависимости от эмоционального состояния детей и возрастных особенностей.

Примите мой голос – № 6!

Но вам нужно ознакомиться, как правильно оформить материал на сайте.

Игры на снятие психологического напряжения (зажимов).Взяла в закладки,интересный материал использую в работе.Голос.

Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.

Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Помощь малышу

«С о т р у д н и ч е с т в о»

Ведущей деятельностью у детей школьного возраста , а особенно у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а это, как правило, дети с психологическим барьером, «закрытые», не умеющие общаться в социуме дети, является игра . И для того, чтобы разрушить барьер, дать проявить себя, влиться в социум и быстрее адаптироваться, обязательно нужна игровая деятельность . Именно в игре ребенок забывает о своих проблемах, открывает и проявляет себя, учится смотреть и видеть, слушать и слышать. Поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений , направленных на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в группе во время адаптации .

Нам, взрослым, хорошо известна важность игровых повторов для ребенка. Мы их часто используем. Занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная путем повтора информация лучше запоминается.

Поначалу все игры предлагает и проводит взрослый. В последующем дети все чаще будут просить взрослого провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас.

Одновременно происходит позитивное сотрудничество каждого ребенка с идеальным взрослым, которым является ведущий.

1.Создание положительного настроения в группе.

2.Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.

3.Развитие положительной самооценки.

Основные процедуры самооценки – это приветствие и упражнение на контакт.

Цели: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Завершение занятия носит ритуальный характер.

Условия проведения. Дети на первом занятии при помощи игр делятся на две подгруппы. Если в группе 20 человек, то в подгруппе – 10.

Во время занятия, в самом начале, дети сидят в кругу на стульчиках, что значительно облегчает им взаимодействие и дает ощущение общности.

В группе принимается правило «Когда говорит один – остальные его слушают и принимают».

Взрослому нужно давать возможность детям высказывать свое мнение, поделиться впечатлением после любого упражнения.

Многие упражнения сопровождает соответствующая музыка.

В начале и в конце тренинговых занятий проводится социометрия участников групп.

Предлагаемая программа рассчитана на 13 занятий, по два занятия в неделю. Она адресована практическим психологам.

Цель : выявление лидера в группе, социальное объединение друг с другом. Принятие групповых правил. Развитие навыков партнерского общения.

Психолог предлагает занять свои места на стульчиках, стоящих по кругу, и знакомит с правилами поведения в группе.

Психолог. « Девочки и мальчики! Один раз в неделю мы будем играть с вами в игры, которые помогут вам стать более смелыми и уверенными в себе. Каждое занятие состоит из трех частей. 1-я часть называется «Разминка». Проводится она в кругу, все сидят на стульчиках. Разминка нужна для того, чтобы мы настроились на занятия, стали добрее друг к другу, внимательнее.

2-я часть – главная. Здесь мы можем и сидеть на стульчиках, и стоять в кругу, и сидеть на ковре. Мы будем играть друг с другом и все вместе. Нам надо научиться понимать друг друга.

3-я часть – это заключительные игры, прощание друг с другом.

Ребята, мы будем сидеть в кругу, а это значит – по определенному правилу, по закону. Для тех, кто сидит в кругу, существует правило: «Когда говорит один, остальные слушают его и понимают». Помните мультфильм «Маугли»? Там тоже, когда говорил один, остальные внимательно слушали и не перебивали его. Например, так слушали Багиру, медведя Балу. А когда внимательно слушаешь, можно узнать много нового и интересного. А не завести ли нам , дети, такое замечательное правило?»

(Повторяется и разбирается это правило.)

Девочки и мальчики, кто понял это правило? А кто собирается его выполнять? Отлично? Значит и в нашем кругу будет действовать правило: «Когда говорит один, остальные слушают и стараются понять». Будет очень хорошо, если на наших занятиях вы будете говорить то, что думаете и чувствуете. Этому мы будем учиться все вместе.

В заключение Психолог может провести одну игру из разминки, одной из основной части (лучше, если это будет уже известная игра, например «Река»). В заключении надо прощаться.

Эта игра – прощание может и в дальнейшем стать ритуальной.

Психолог показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в сторону.

Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их станция. Один из участников «паровозик». Его задание – обойти всех, собрать пассажиров под музыку или известную песню М. Старокадомского «Веселые путешественники».

Когда «паровозик» собрал всех, ведущий может спросить ребенка, кого он взял первым и почему. Эта игра дает возможность определить выборы детей. Ассистент( в том случае, когда тренинг проводит психолог, это может быть воспитатель, учитель) записывает на бумаге выбор каждого ребенка.

Играющие становятся в одну колонну. Психолог объявляет, что все они – большая река, которая в одном месте «разливается» на два рукава: две маленькие речки. В начале колонны необходимо поставить двух лидеров и, показывая, как «разливается» река, развести их в разные стороны. Остальные дети по очереди расходятся в разные стороны. Учитывается желания каждого. Ассистент фиксирует слияние детей в подгруппы. Возможно, это будущие подгруппы социального тренинга.

ЗАНЯТИЕ 2. БАРОМЕТР НАСТРОЕНИЯ.

Психолог показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в сторону.

2.«Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка»

Предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.

Психолог предлагает «отыграть» свое плохое настроение.

Психолог. Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения. Начинайте ходить по помещению, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и три раза сердито–сердито произнесите волшебное слово « тух-тиби–дух». Второй ребенок должен слушать как вы произносите волшебное слово. Но если он захочет, он может ответить вам тем же: три раза сердито произнести: «Тух–тиби–дух». Время от времени останавливайтесь перед кем–нибудь и снова сердито–сердито произносите это волшебное слово.

Психолог. Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Психолог показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в сторону.

Психолог. Я хотела бы, что мы лучше узнать друг друга. Для этого предлагаю вам следующую игру. Один из вас выберет, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам. Все остальные внимательно смотрят, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, мы можем начать высказывать наши догадки. После того как, все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После выступления будет выступать следующий. Давайте я начну игру.

Надо по кругу обратиться к соседу, сидящему слева, со словами: «Сашенька, мне нравится…», то есть хвалить соседа за что–то, сделать ему комплимент (словарная работа).

Играющие становятся в одну колонну. Ведущий объявляет, что все они – большая река, которая в одном месте «разливается» на два рукава: две маленькие речки. В начале колонны необходимо поставить двух лидеров и, показывая, как «разливается» река, развести их в разные стороны. Остальные дети по очереди расходятся в разные стороны. Учитывается желание каждого.

Ассистент фиксирует слияние детей в подгруппы. Возможно, это будущие подгруппы социального тренинга.

В центр ставится стул. На него садится ребенок. Что-бы развеселить царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Дети по очереди говорят царевне о ее хороших качествах.

Психолог. Дети встаньте в круг. Это будет волшебный круг, потому, что дети, которые стоят в кругу, будут делать все, для того чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные приключения. Кто из вас хотел бы первым встать в середине?

Коля, становись в круг точно по середине, ноги поставь вместе, держи спину прямо. Все остальные, стоящие по кругу, поднимите руки на уровне груди (показать). Когда Коля будет падать в вашу сторону, вы должны его поймать ладонями в круг и осторожно вернуть в центр круга.

Психолог. Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Тренинговое занятие для детей 9-12 лет

Описание материала: данный материал будет полезен для педагогов организаторов, классным руководителям, психологам.

Возрастная категория: обучающиеся начального и среднего звена.

Цель:сплочение коллектива,сближение детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе, формирование коммуникативных навыков обучающихся.

1.Способность формировать у участников ощущения единой команды.

2.Развитие эмоционального сопереживания однокласснику.

3.Развитие творческого потенциала учащихся.

Тренинг включает в себя упражнения на сплочённость группы, подвижные игры, конкурсы и творческие задания, (рисование, аппликация, коллаж, исценированние)

1.Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук.

4. Фломастеры, маркеры, карандаши

6. Цветной картон или бумага.

7. Фонограммы песен о дружбе.

Я рада приветствовать Вас на моем тренинге. Надеюсь, что он окажется интересным и полезным. Мы будем говорить о личности, о коллективе, об общении. Общение людей друг с другом- чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Очень важно быть хорошим собеседником и уметь производить приятное впечатление на человека.

В приветственном слове необходимо :поздороваться друг с другом, найти контакт с участниками, настроить их на работу в группе и напомнить об основных правилах.

«Приветствие». Сейчас вы по очереди будете здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому обращаетесь или если забыли, сделайте комплимент. Разумеется, обращение начинается с имени. Пример такого приветствия: “Здравствуй, Алеша, я рад тебя видеть! Я помню, что твоей отличительной чертой является принципиальность”.

А сейчас послушайте внимательно принципы, изложенные в стихотворной форме. И эти принципы и правила, ребята, совершенно правильно и точно подходят к нашему занятию!

1. Если решился на тренинг прийти,

Дойди до конца, смотри не уйди.

То есть ваше отсутствие может привести к нарушению наших с вами внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу. Здесь, мнение каждого из вас мы очень ценим!

2. Искренним в общении будь.

Не лицемерь, а выражай яснее суть.

Не хочешь данную проблему обсуждать,

Не лги, ведь есть возможность промолчать

Группа – это место, где вы можете искренне рассказать о том, что вас действительно волнует, интересует, обсуждать такие проблемы , которые до этого момента вы по каким то причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса – лучше промолчите!

3. Ты вправе группе стоп сказать,

Проблему вслух не обсуждать!

Ты вправе сказать «стоп» – прекратить обсуждение своей проблемы

4. Активным будь в игре и обсуждении,

Проблемы все решишь здесь без сомнения.

5. О чем здесь услышишь – не разглашай.

Проблемы вне группы не обсуждай

Нельзя выносить проблемы за пределы группы. Все, что здесь говорится, должно остаться между нами.

6. Лишь от себя всегда говори,

От обсуждения не уходи.

«Я чувствую», «Я думаю», «Мне кажется так» –

Ведь это все сложно, отнюдь не пустяк.

Не стоит уходить от обсуждения, и допускать рассуждения типа: «Все так думают», «Большинство так считает». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «Я думаю…», «Я чувствую…», «Мне кажется…»

7. Каждый имеет право на мнение свое

Не оценивай и не критикуй никого.

Рефлексия прошлого занятия.

Упражнение 1: «Я люблю себя за то…» ( 4 мин.)

Цель: развитие способности уважать и любить себя за определенные качества, за то, что ты есть.

Все садятся в круг, после небольшой паузы каждый частник группы говорит о своих достоинствах. Например, «Я люблю себя за то, что я добрый»

Упражнение 2: «Я – стоящий человек» (4 мин.)

Цель: научиться ценить и уважать себя.

Каждый по кругу произносит три раза «Я стоящий человек» с разной интонацией, используя мимику и жесты.

Упражнение 3. «Мой портрет в лучах солнца».

Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше. На это вам 5 минут.

Теперь каждый по кругу зачитывает свой список достоинств, если считает нужным, то поясняет его, и выделяет главное достоинство.

Упражнение 4. «Принятие себя».

Давайте поборемся с некоторыми нашими недостатками и привычками, о которых вы хорошо знаете. Для этого на листе бумаги в колонку выпишите свои недостатки, предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На это вам 5 минут. Не жалейте себя, заполняя колонку недостатков, поскольку недостатки есть у всех и в этом нет ничего страшного.

Теперь каждый по кругу зачитывает свой список недостатков, если считает нужным, то поясняет его, и обязательно выделяет свой главный недостаток.

Введение в тему(упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятие).

Упражнение 1: «Угадай» (10 мин)

Цель: развитие внимания, зрительной памяти; способности воспринимать инструкцию на слух.

Участники сидят в кругу. Один из участников становится водящим и выходит за дверь. Группа загадывает одного из сидящих в кругу. Задача водящего – задать наводящие вопросы и отгадать человека, которого загадала группа.

Упражнение 2: «Мой сосед слева…» (5 мин.)

Цель: развитие умения находить положительные качества в других людях.

Ведущий предлагает участникам внимательно посмотреть на соседа слева и назвать то, что у того хорошо получается. Круг должен замкнуться. По окончании ведущий спрашивает, приятно ли было слышать от других людей положительные оценки своих качеств.

Основное упражнение.«Прекрасный сад»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее – у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения.

Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Рефлексия прошедшего занятия.

Упражнение: «Что нас объединяет?»

Закончилось наше занятие. Все мы хорошо поработали. Лучше узнали друг друга. Посмотрите на нашу группу. Сколько в нас общего? Что объединяет нас всех и каждого из нас с другими? Тот, у кого в руках окажется мяч, должен выбрать любого из группы (кроме того, от кого он получил этот мяч), кинуть ему мячи сказать: «Нас с тобой объединяет…» и назвать этот тот признак, который может общим для них. Получивший мяч, если он согласен с услышанной фразой, должен ответить: «Отлично». Противном случае: «Я подумаю». Теперь он, в свою очередь, должен кинуть мяч другому участнику с той же фразой.

Мы сегодня плодотворно поработали и все заслужили благодарность друг от друга. Пока я считаю до пяти, вы должны поблагодарить друг друга.

Похожие статьи:

Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Коммуникативные упражнения, игры и тренинги с детьми

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что «дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». (Слайд 2) Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми близкими ему и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, а также душевное благополучие во многом зависит от того, хорошо он освоил в детстве искусство общения. И помочь ему в этом на первых порах должен именно взрослый. Ведь именно близкий человек, обладающий достаточно богатым житейским опытом, знающий особенности характера своего малыша является для него авторитетом на первых порах жизни.

Пока круг общения ребенка ограничен близкими взрослыми, проблем обычно не возникает. Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками и другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в плане общения.

Что же такое общение? (Слайд 3)

По Занкову общение вообще, а в семье в частности – это «процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию со­вместной деятельности». Итак, общение- это главное условие для развития и жизни человека. (Слайд 4)

Каким вы видите общение с вашими детьми? Какие встречаются трудности?

Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут.

Приведу примеры игр способствующих развитию основных умений общаться, которые родители могут провести дома индивидуально со своим ребенком или вместе с его друзьями. Эти игры можно разделить на несколько различных направлений:

1 направление – «Я и мое тело». (Слайд 6)

Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.

Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить как клоун в цирке, как лев, как котенок и т.д.

Затем вы можете предложить ребенку загадать какого-либо животного и походить его походкой, а вы по походке постараетесь угадать, кого ребенок хотел изобразить.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с меня, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Игры, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.

Детям нужно по цепочке шепотом передать слово так, что бы оно не потерялось, и не изменилось. Ребенок, которому должны передать слово делает вид, что спит. Каждый передающий должен разбудить другого, делая это бережно и осторожно. Таким образом, мы тренируемся соблюдать 2 правила: никого не обижай и слушай внимательно.

Ребенку предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».

Игры, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Заведите вместе с ребенком «дневник его настроений», в котором вы каждый день вместе с ним будете отмечать его настроение. Если оно в течение дня меняется, то сделайте несколько отметок. Вводятся условные обозначения:

Веселое радостное настроение,

Немножко грустно, хочется помолчать, подумать о чем-нибудь,

Грустно и скучно, хочется плакать.

Вы можете вместе с ребенком придумать свои обозначения или расширить эти.

Дневник настроений усиливает внимание к своим эмоциям, настроению, дает осознание своего эмоционального состояния и умение выразить его словами.

Здесь собраны упражнения, направленные на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.

Ребенку предлагается нарисовать цветными карандашами себя. После рисования обсудите вместе с малышом, что ему нравиться и не нравиться в себе и в своем изображении, почему. А затем попросить нарисовать ребенка себя, когда он вырастет.

Взрослый предлагает ребенку посоревноваться в умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, один говорит «Я красивая», другой: «А я смелый» и т.д. Необходимо стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.

Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

Ребенку завязываются глаза. Родитель должен водить «слепого» по комнате, преодолевая вместе с ним различные препятствия. Важно показать и помочь почувствовать ту ответственность, которую несет ведущий за состояние и благополучие ведомого. Затем поменяйтесь местами.

Дети разбиваются на группы по три человека в каждой, образуя одну гигантскую звезду. Каждая группа становится одним из лучей этой звезды, для этого необходимо сесть на пол в один ряд, друг за другом, повернувшись спиной к ведущему. Ведущий показывает сидящим ближе всего к нему детям картинки фигур, а им необходимо будет ее нарисовать на спине сидящих перед ними ребенку. Второй ребенок в ряду постарается «прочитать» своей спиной рисунок и должен будет нарисовать то же самое на спине того, кто сидит перед ним. И так далее. Когда картинка «дойдет» до ребенка, сидящего в вершине своего луча, он должен будет нарисовать на листе бумаги, тот рисунок что «дошел» до него.

Данные игры непременно помогут ребенку, однако родителям необходимо помнить, что неправильное воспитание и стиль общения может нивелировать полученный результат от игр. Поэтому родителям необходимо помнить: (Слайды 13, 14, 15, 16)

Вывод. Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению, об этом говорю не только я, но и детские рисунки.

Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе. И в сегодняшнем разговоре мне не хотелось бы ставить точку. Возможно, сегодня мы не решим всех проблем по этому вопросу, но если вы задумались, взяли себе на заметку некоторые советы, значит, разговор состоялся.

Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».

Уважаемые родители, коллеги общайтесь и будьте счастливы! (Слайд 17)

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Источники:
Театральный тренинг для детей дошкольников
РАЗРАБОТКА ТЕАТРАЛЬНОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИгры на снятие психологического напряжения (зажимов)Снятие мышечного напряжения.1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза. Задание: поздоровайтесь поочередно за об
http://kladraz.ru/blogs/blog19674/teatralnyi-trening-dlja-doshkolnikov.html
Помощь малышу


Помощь малышу «С о т р у д н и ч е с т в о» Ведущей деятельностью у детей школьного возраста , а особенно у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а это, как правило, дети
http://help-baby.org/blog/psikhologicheskie_treningi_dlja_detej_i_podrostkov_7_9_let_detskaja_psikhologija/2012-03-02-50
Тренинговое занятие для детей 9-12 лет
Тренинговое  занятие:   Мы вместе- и это здорово! Автор: Демидова Ольга Борисовна, педагог дополнительного образования МУДО ДДЮ г.Черемхово. Описание материала: данный материал  будет полезе
http://ped-kopilka.ru/blogs/demidova-olga-borisovna/treningovoe-zanjatie-my-vmeste-i-yeto-zdorovo.html
Коммуникативные упражнения, игры и тренинги с детьми
Круглый стол с родителями по теме. Приводятся примеры игр с описаниями.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/635233/