Тренинг личностного роста упражнения

Упражнения для тренинга личностного роста

Тренинг личностного роста состоит, в основном, из упражнений и заданий, которые помогают участникам решать различные ситуации и тем самым раскрывать свой внутренний потенциал. Количество этих заданий достаточно большое, к тому же они не придерживаются строгих границ. Изменение условий рождает новые задания, которые работают на развитие человека.

Упражнения для личностного роста отображают принципы работы группы на тренинге. Некоторые из них помогают участникам взглянуть на себя со стороны и услышать о себе объективную оценку, причем оценку не только работы на занятии, но и личностных качеств, которые мешают или помогают в жизненных обстоятельствах. Такое упражнение обычно проводится ближе к концу каждого занятия и является своего рода напутствием. Задача участников заключается в следующем: каждый из них ставит перед собой стул и приглашает остальных присесть на него. Каждый, кто отвечает на приглашение, должен выразить свое мнение о том, кто находится за его спиной. Он называет одно качество, которое мешает человеку, и одно качество, которое, наоборот, помогает ему в работе. Нюанс этого упражнения заключается в том, что называть следует только те качества, которые человек проявляет в ходе занятия и которые он может изменить.

Часто на тренинге используются упражнения, которые помогают участникам сформировать адекватную самооценку. Эти задания являются частью сферы психологии и могут применяться по отношению и к взрослым, и даже к детям. Одно из таких упражнений заключается в том, что участникам тренинга предлагается нарисовать лестницу, имеющую десять ступеней. После этого художественные способности участников предлагается бросить на рисование их самих на этой лестнице. Далее результаты анализируются. Если человек изображает себя на первых четырех ступенях, этот факт тревожно сигнализирует о заниженной самооценке. Положение нарисованного человечка на следующих трех ступенях говорит о том, что с самомнением человека всё в полном порядке. Если же фигурка изображена на последних трех ступенях, его самооценка завышена.

Существуют также интересные задания, которые направлены на пробуждение творческого начала участников. Зачем это нужно? Мозг человека неоднороден: он имеет два полушария, работа которых разнится: левое полушарие отвечает за аналитическую деятельность, правое – за творческую. Чтобы человек чувствовал себя комфортно и мог найти выход из любой ситуации, психологи рекомендуют развивать оба полушария. Активация работы правого полушария помогает человеку открыть в себе ранее неизвестные или неразвитые качества.

Одним из упражнений, активирующих правое полушарие, является задание, которое побуждает участников отключить левое полушарие полностью и довериться ощущениям. Оно заключается в том, что каждый из сидящих в кругу участников, кроме одного, должен загадать определенный цвет и показать его жестами, эмоциями, мимикой. Тот же, кто не загадывал, должен отгадать каждый из загаданных цветов.

Упражнения тренинга личностного роста часто напоминают увлекательную игру, которая позволяет участникам отключиться от повседневных проблем и прислушаться к себе и своим ощущениям. Специально подобранные игры для личностного роста позволяют даже расслабиться, а их роль в развитии внутренних качеств человека неоценима.

Не стоит думать, что игры для личностного роста применяются только по отношению к детям и подросткам. В данных заданиях преобладает не столько игровой элемент, сколько подсознательное овладение навыками, которые помогают раскрыть внутренний потенциал человека. В процессе игры участники начинают неосознанно задействовать те качества, которые они не применяют в жизни из-за отсутствия ситуаций, помогающих проявить эти качества.

Игры, направленные на развитие, часто связаны с работой в коллективе. Группе дается определенное задание, требующее сплочения и распределения ролей, чтобы решить заданную ситуацию. Группа начинает работать как один организм, в процессе сразу становится понятно, чьи лидерские качества требуют применения (обычно этот человек руководит делом: анализирует предложенные варианты, принимает решение), кто является генератором идей, кто из участником трудолюбив и упорен. Этот список можно продолжать.

Часто на тренингах используются игры, которые связаны с художественным аспектом. Умение рисовать значения здесь не играет никакого, главное – само желание рисовать, а всё самое главное происходит дальше, когда начинается анализ нарисованного. Ярким примером такой игры является рисование домика. По нарисованному дому, забору и другим элементам можно составить психологический портрет человека и понять, какие качества его личности надежно спрятаны и требуют освобождения.

Игры, применяемые на тренинге, больше похожи на тесты, поскольку тесты личностного роста являются одним из главных элементов занятия. В ходе проведения теста каждый участник узнает о себе мнение других участников, а также объективную информацию, которая помогает ему сделать выводы о себе и приступить или к подавлению негативных качеств своей личности, или к развитию тех особенностей, которые помогут ему в достижении своих целей. Подобные тесты ориентированы на книги.

Упражнения, направленные на саморазвитие, полезны и для тех, кто ставит перед собой великую цель, на достижение которой направлены все его силы, а также для тех, кто видит в себе нераскрытый потенциал и стремится его освободить. Таким людям нужна помощь, некий толчок извне, который способствуют взгляду «внутрь себя». Так человек получает информацию о себе, анализирует каждый элемент и делает вывод о дальнейших действиях.

Кроме того, при выполнении заданий участникам проще определить свои жизненные цели и приоритеты, они лучше узнают себя, учатся мыслить в позитивном ключе. Таким образом, упражнения тренинга личностного роста направлены на то, чтобы каждый участник смог эффективнее использовать свои возможности для достижения целей.

Многие упражнения можно найти в специальной литературе, посвященной этому вопросу. Однако как при чтении подобных книг, так и при посещении тренинга необходима регулярность, чтобы упражнения действительно начали действовать. Часто случается такое, что люди с энтузиазмом принимаются за эту методику, но затем их интерес утрачивается, и попытки развивать себя прекращаются еще до того момента, когда человек узнает о себе новую информацию и видит полную силу своих способностей.

Упражнения являются неотъемлемой частью тренинга личностного роста, потому что именно практика позволяет людям пробудить свое сознание и раскрыть свой внутренний потенциал.

About the Author: Виктория Мельникова

One Comment

Очень интересная и правильная статья. Нужно постоянно развиваться, участвовать в подобных тренингах…

Особенно понравилась информация про неоднородность мозга и разницу в работе левого и правого полушария.

Есть «вещи», которые мы не рассказываем в своих видео и в статьях на блоге. Эти «вещи» получают только наши подписчики. Эта информация только для «своих».

О КОМПАНИИ

Наша главная цель и миссия компании – сделать Вашу жизнь лучше.

Уже более 3 500 человек успешно прошли обучение в Victory Group, активно используют эти знания и каждый день улучшают качество своей жизни.

Психология. Тренинг личностного роста

Каждый участник тренинга называет свое имя и три присущих ему качества, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Например, Надежда – надежная, наивная, нравственная. Таким образом, происходит стимуляция креативных (творческих) способностей участников группы. Кроме того, преодолеваются робость и застенчивость, трудности в самовыражении, проявляется стремление к признанию, а в некоторых случаях оппозиционность.

Каждый участник тренинга описывает несколько совершенных им в последнее время (например, в течение недели) успешных поступков, решений (не менее 2-х), подчеркивая в каждом случае то, что он приобрел как личность. Остальные участники дают свою оценку этому (в корректной форме). Таким образом, выявляются склонности, мотивация и направления самореализации участников, что можно использовать для организации коллективных творческих дел.

Каждый участник тренинга рассказывает о своем понимании дружбы и о поведении друга – как должен поступать настоящий друг и что другу не простительно делать. Ведущий или один из участников на доске (на листе ватмана), разделенной на три колонки, записывает предлагаемые группой признаки положительного (в первой колонке) и отрицательного (во второй колонке) поведения друга. Далее ведущий задает группе вопрос: “Кто бы мог простить своего друга за то или иное недопустимое поведение? Чем бы вы это могли себе объяснить?” На доску (лист ватмана) выносятся предлагаемые варианты (в третьей колонке). В конце упражнения участникам тренинга задается вопрос: “Что нового вы узнали о дружбе и что нового открыли в себе в ходе дискуссии?”

Каждый участник тренинга рассказывает о нескольких своих лучших способах (не менее 3-х) успокоения в стрессе. Ведущий уточняет алгоритм каждого из них и записывает на доске. Остальные голосуют, если сами используют приведенные способы и с их помощью помогали другим (друзьям, знакомым, родственникам). В результате анализа и обсуждения описанных способов группа делает два вывода:

– каждый человек имеет множество механизмов совладания со стрессами – в сфере переключения деятельности и хобби, коммуникаций, общения с природой, обращения к искусству, в сфере отдыха, питания, внутреннего монолога или диалога и др.;

– люди могут эффективно помогать друг другу в случаях сходства у них применяемых способов совладающего со стрессом поведения.

В “щадящей” (юмористической) форме проводится конфронтация между участниками тренинга и их негативным жизненным опытом или субъективно неприемлемыми чертами характера с психологическим принятием личностью своего негативного опыта и на этой основе – принятием себя в целом. Ведущий дает инструкцию и каждый участник тренинга говорит о двух или более любимых недостатках в себе самом и других людях. При желании участники тренинга могут рассказать друг другу, каким образом они прощали себе и другим людям описываемые недостатки.

Участникам тренинга предлагается рассказать о случаях, когда они выполняли различные лидерские роли. Ведущий вводит понятие о множественности лидерских ролей и их изменении в зависимости от ситуации и сферы деятельности. Обсуждается динамическая смена лидеров в группе и семье, необходимость иметь в коллективе и семье для их успешного развития самый широкий набор разных лидеров.

Участникам тренинга предлагается пройти групповое самотестирование в форме анкеты. Ведущий раздает всем участникам анкету типичных лидерских качеств и ролей в разных сферах жизнедеятельности:

– в управлении и принятии решений: вожак, руководитель;

– в выработке решений (гипотез): генератор идей, компьютер, выдумщик, фантазер;

– в мотивации к деятельности и ее организации: энтузиаст, трудоголик, заводной;

– в коммуникациях между участниками деятельности: специалист по общению (“коммуникатор”), менеджер, дипломат, переговорщик;

– в сфере знаний: кладезь премудрости, банк данных, библиотека, знайка;

– в сфере практических навыков для реализации деятельности: мастер на все руки, рукодельник, умелец;

– в эмоциональной поддержке деятельности и психологической защиты от стрессов: психотерапевт, лучший хвалитель, оптимист, добрый;

– в оценке результатов деятельности: верховный судья, оценщик, поощритель;

– в культуре и досуге участников: затейник, хранитель традиций, культуровед (литературо-, музыко-, киновед), главный театрал, спортсмен, турист.

1. Множественность лидерских ролей в разных сферах деятельности и общения;

2. Правильное понимание проблемы лидерства, основанного не на способностях “командовать”, а на способностях человека эффективно организовать и осуществить различные по содержанию виды деятельности;

3. Наличие лидерских ролей (в разных видах деятельности) у каждого участника группы;

4. Необходимость наличия в каждой социальной группе (классе) для ее успешного функционирования полного набора различных лидерских ролей.

– свое самочувствие в каждой из ролей (уверенность, чувство неудобства, превосходства, униженности);

– наиболее эффективные сценарии поведения в роли “продавца” и “покупателя”.

В данном упражнении участники тренинга разбиваются на пары. Один участник последовательно в каждой конфликтной ситуации играет роль “виновника” конфликта, а другой – роль “пострадавшего”; затем – наоборот. В каждой сцене “виновник” обращается к “пострадавшему” с сообщением о какой-то неприятности. Участник в роли “пострадавшего” должен последовательно продемонстрировать сначала неуверенное, затем агрессивное и, наконец, правильное, уверенное поведение. Затем роли в парах меняются, и все ситуации играются в противоположных ролях. Пример ситуации: Приятель сообщил, что выболтал вашу тайну.

1. Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете его продавщице и говорите…

2. Приятель вернул вам магнитофон, взятый на вчерашний вечер, испорченным. Вы ему говорите…

3. Приятель взял у вас взаймы, но не только не собирается отдавать, но и просит у вас еще. Вы ему говорите…

4. Ваш приятель без предупреждения привел к вам в гости незнакомого вам человека и поставил вас в неловкое положение. Вы ему говорите…

5. К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то “наговорили” про него общим приятелям.

– появление у участника в роли “пострадавшего” чувства удовлетворенности собой, активности, впечатления в разрешимости ситуации, тогда как неуверенное и агрессивное поведение порождает напряжение, тревогу, страх за себя;

– появление у участника в роли “виновного” чувства виновности, но без обиды и даже с желанием сотрудничать с тем, кому причинил неприятность.

У каждого участника тренинга лист бумаги и авторучка. Упражнение выполняется в шесть этапов.

Ведущий предлагает участникам (не обсуждая с соседями, молча) написать по пять “сильных” и по три “слабых” качества своего характера, затем перевернуть листки бумаги и временно отложить.

Ведущий переключает внимание участников на доску и задает группе вопрос: “Как вы считаете, какими чертами характера обладает человек, который впал в зависимость от курения, алкоголя или наркотиков? Нет секрета в том, что многие дети начинают это делать в очень раннем возрасте. Тема является актуальной для всех нас!”

Перечисляемые участниками черты ведущий записывает на левую половину доски.

Затем ведущий предлагает участникам молча сравнить список своих черт (I этап) со списком черт характера предполагаемого зависимого человека (II этап).

Найденные сходства обсуждаются. Группа, сравнивая результаты отдельных участников, может вывести и общие закономерности сходств и различий этих списков. Проводится групповая дискуссия; ее цель – достичь участниками осознания того, что у каждого из них есть в характере такие черты, которые объективно предрасполагают к употреблению ПАВ. Далее ведущий задает вопрос участникам: “Являются ли выделенные вами у себя “сильные” черты характера защитой от употребления ПАВ и возникновения зависимости?” Те из участников, кто оценит свои сильные черты характера как защищающие от зависимости, против каждой из них выставляют оценки их эффективности именно как защиты – от 0 до 100%. Эти обнаруженные участниками защитные черты своего характера ведущий заносит на правую часть доски.

После этого ведущий спрашивает участников, есть ли, с их точки зрения, еще какие-либо свойства личности, защищающие от возникновения зависимости. После того как участники называют их, ведущий уточняет, есть ли среди них те, что получены в результате данного тренинга – в ходе совместной работы и взаимодействия участников друг с другом. Результаты VI этапа дискуссии ведущий добавляет на доску к результатам V этапа. Таким образом, возникает полный список защит данной группы от ПАВ. В завершение упражнения ведущий предлагает участникам высказать что-либо друг другу в связи с тем, что они участвовали в возникновении и тренировке защит друг друга от употребления ПАВ и зависимости.

Объяснение ведущего: “У каждого из нас есть цели. Цели определяют собой какие-то задачи, позволяющие их достичь. Необходимость решения задач приводит нас к началу действий. Совершаемые нами действия дают результат. Сокращенно эта последовательность выглядит так: Цели – Задачи – Действия – Результат.

– Какие чувства вы испытали в разных ролях?

– Каковы оптимальные стратегии убедить согласиться с предложением и в какой момент возникает это согласие?

– Какова роль чувства доверия в этом процессе и как оно возникает у принимающего предложение?

– Какова роль ответственности, принимаемой на себя предлагающим, в возникновении доверия к нему у принимающего предложение?

Тренинг личностного роста – упражнения

В наши дни очень популярны психологические тренинги личностного роста. Их посещают и бизнесмены, и студенты, и вообще все, кто заинтересован в усилении личной эффективности. Впрочем, не всегда обязательно посещать такие мероприятия, тем более что стоят они отнюдь не дешево. Вы можете и сами устроить себе неплохой тренинг профессионально личностного роста, если у вас ест такое желание.

Задачи и цели любого тренинга личностного роста обычно сходятся на том, чтобы помочь человеку выправить самооценку, понять свои плюсы и минусы, познать сильные и слабые стороны, настроиться на достижение великолепных результатов. Впрочем, бывает и такое, что тренинг не приносит эффекта, и последствия тренингов личностного роста никак не проявляются. Причин может быть несколько: либо конкретно вам не подходят предложенные упражнения, либо вы недостаточно сосредоточились на их выполнении.

Рассмотрим эффективные упражнения из тренинга личностного роста:

Упражнение «Я в будущем»

Возьмите альбомный лист и, не жалея времени и карандашей, нарисуйте себя в будущем – таким, каким вы бы хотели себя видеть. Впрочем, если с рисованием у вас туго, стоит попросту все записать. Самое главное – так четко представлять и ощущать это будущее, будто оно уже произошло или вы в него перенеслись.

Это упражнение можно выполнять только в одиночестве! Встаньте перед крупным зеркалом в хорошо освещенной комнате и расскажите о себе, всех своих значимых достижениях и различных событиях. При этом вам нужно проявить максимальное число эмоций: радость, интерес, удивление. Каждая из этих эмоций должна быть проработана отдельно. На это уходит обычно около 10 минут (а не 2-3).

Это упражнение особенно полезно в юном возрасте, поскольку в это время наиболее важно определиться с самооценкой. Нарисуйте на бумаге лестницу, в которой ровно 10 ступенек, и себя на одной из ступенек этой лестницы. Где вы оказались? Только после того, что вы выполнили эту работу, можно читать результат: с 1-4 ступеньки – у вас заниженная самооценка, с 5-7 – нормальная, с 8-10 – завышенная. Повторяя это упражнение, старайтесь не просто нарисовать себя на удачной позиции, но и прочувствовать это.

Упражнение «В чем мне повезло»

Для такого упражнения вам понадобится компаньон, но если его нет, то можно обойтись и одному. Это упражнение зарядит вас позитивом и подключит к конструктивным каналам мышления. Если вас двое, поочередно рассказывайте друг другу, когда и в чем вам повезло в жизни. Если компаньона нет – расскажите это своему отражению в зеркале. Чем больше интересных фактов вы вспомните, тем лучше для вас.

Упражнение “Включение позитивной мотивации”

Это упражнение столь простое, что его можно даже выполнять прямо на рабочем месте. Расслабьтесь, сядьте удобно, прикройте глаза. Подумайте, а что делает вашу жизнь необычной, интересной для вас? Что дарит вам радость? Какие люди или явления влияют на ваш уровень счастья? Через 5-7 минут можно выйти из приятного расслабления и осмыслить те образы, которые пришли вам в голову. Наверняка вы будете ощущать себя в приподнятом настроении.

Эти простые 5 упражнений нужно выполнять время от времени, желательно – одно из них выполнять ежедневно. При таком подходе вы сможете сформировать у себя правильную самооценку, начнете думать в позитивном ключе, ощутите себя более счастливым человеком и в целом переключитесь на конструктивные каналы мышления. Луче всего сконцентрироваться на упражнениях «Я в будущем» и «В чем мне повезло», именно они настраивают на благоприятный исход всех действий.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Источники:
Упражнения для тренинга личностного роста
Для того чтобы тренинг по развитию личности проходил легко, используются упражнения различного рода, которые подходят всем возрастным категориям и группам
http://victorygroups.ru/personal-growth/uprazhneniya-dlya-treninga-lichnostnogo-rosta.html
Психология. Тренинг личностного роста
Психология. Тренинг личностного роста Каждый участник тренинга называет свое имя и три присущих ему качества, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Например, Надежда – надежная, наивная,
http://www.proza.ru/2012/07/03/931
Тренинг личностного роста – упражнения
Тренинг личностного роста – упражнения В наши дни очень популярны психологические тренинги личностного роста. Их посещают и бизнесмены, и студенты, и вообще все, кто заинтересован в усилении
http://womanadvice.ru/trening-lichnostnogo-rosta-uprazhneniya