Словарь чувств и эмоций

Библиотека Бизнеса

Электронная библиотека научно-образовательной, финансовой и художественной литературы

Здесь размещены 2031 книга и 20842 стать научно-образовательной, финансовой и художественной литературы. Вы можете найти интересующий вас материал используя форму поиска, а также разделы главного меню: книги, статьи, авторы.

1. Творческая ответственность: смотреть на результаты, которые вы достигли "как

если бы" это были результаты, которых вы хотели. (Даже если вы понимаете, что

ваши намерения были отличны). Затем пользуйтесь этим чувством ответственности не

для того, чтобы порицать себя или чувствовать вину, но для исследования

творческих возможностей, как например, почему вы бы могли хотеть достигнутых

2. Чувства: пар, который мы создаем для продвижения в направлении, в котором мы

3. Подсознательные намерения: непризнанные цели, которые совпадают более с нашим

стилем жизни, нежели со здравым смыслом. Мы не признаемся в этих намерениях себе

с тем, чтобы нам не пришлось исследовать трещины в нашей системе оценок. Часто

мы видим нашу систему оценок или стиль жизни как необходимость выживания и мы

часто сопротивляемся ее пересмотру. Водолаз со скубой, нагруженный резервуаром с

плохим воздухом, может отказаться поменять резервуары под водой, потому что он

может думать, что "Плохой воздух лучше, чем никакого воздуха".

4. Вина: чувство, которое мы иногда ощущаем после нарушения добрых намерений,

для того чтобы помочь нам поверить, что у нас действительно были хорошие

намерения. Заметьте, что мы редко ощущаем вину во время, чтобы избежать

нанесения вреда. Мы обычно ощущаем вину после того, как дело сделано. Смешно,

что мы судим других по их действиям, по себя судим только по нашим добрым

намерениям. Это позволяет нам вести себя плохо, не оскорбляя своей совести.

Иногда мы даже стараемся убедить других в нашей невинности, высказывая какую

вину мы чувствуем.

5. Беспокойство: излишнее раздумывание или усложнение ситуации вместо действия.

Мы поддаемся ему для того, чтобы избежать делания того, к чему мы не

подготовлены. После непродолжительного беспокойства мы обычно расхолаживаем себя

и растрачиваем нашу энергию. Это способ почувствовать оправдание нежеланию

предпринимать действия, которые требует ситуация. Мы испытываем беспокойство,

когда мы чувствуем себя неподготовленными мужественно встретить ситуацию.

Иногда мы беспокоимся, чтобы получить привилегии или оправдать враждебное

действие. Если мы позволяем кому-то другому заставлять нас беспокоиться в

течение нескольких часов, тогда мы можем считать оправданным наши попытки

контролировать их. Например: "Джонни, где ты был? Я ужасно беспокоилась о тебе!

Поэтому я не пущу тебя на эту вечеринку завтра".

6. Ревность: чувство, которое мы испытываем для того, чтобы контролировать

других, привлекать их внимание, обижать их или отвлекать с тем, чтобы они не

заметили наших недостатков.

7. Сны: фабрика эмоций и чувств. Система, помогающая вам в интерпретации ваших

снов будет представлена позднее в этой главе.

8. Неприязненные чувства: мысли, на которых мы сосредотачиваемся, чтобы помочь

себе представить, что кто-то другой должен предпринять действие. Мы обычно

генерируем эти чувства, когда жизнь требует от нас чего-то, что не совместимо с

нашим жизненным стилем.

9. Гнев: попытка заставить других делать то, что мы хотим чтобы они делали,

запугивая их. Обычно мы выбираем этот метод, когда мы чувствуем бессилие. Даже

несмотря на то, что он обычно не побуждает других людей к сотрудничеству, он

дает нам чувство собственной власти.

10. Гнев на самого себя: чувство, генерируемое либо дня того, чтобы заставить

нас сознавать как-будто мы что-то делаем для решения проблемы или заставить

других отстать от нас или действительно побудить себя изменить ситуацию к

11. Вспыльчивость: создание ощущения о потере контроля над собой, когда мы

стараемся спугнуть кого-либо своим образом мысли и мы не хотим брать

ответственность за наш выбор действия.

12. Скука: способ просить кого-то другого сделать жизнь интересной для вас или

скрыть недовольство жизненными требованиями. "Я бы сделал это, если бы это было

13. Любовь: испытываемые нами чувства, которые помогают нам подчеркнуть сильные

стороны и игнорировать слабости. Мы создаем эти чувства ПОСЛЕ того как мы

выбрали близость, хотя иногда мы утверждаем, что это чувства заставило нас

выбрать. Мы делаем так, чтобы не чувствовать ответственности за решение. Эта

тема будет подробно обсуждаться в главе "Другой пол".

Психология и соционика

Тесты, консультации, отношения, тренинги, игры, знакомства, дневники, психологические типы.

Gita » Чт авг 20, 2009 11:08 pm

1.Чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, весёлое настроение. Внешнее проявление такого чувства. 2. То, что возбуждает такое чувство.

Синонимы: веселье, ликование, наслаждение, торжество, отрада, утеха, утешение.

Антонимы: горе, грусть, печаль, скорбь, тоска, несчастье.

Родственные слова: радостно, радостный, безрадостный, жизнерадостный.

1.Чувство грусти, скорби, тоски; состояние душевной горечи. Грустное, скорбное выражение (глаз, лица, уст и т.п.) . 2. То, что вызывает, обусловливает чувство скорби, тоски; беда, несчастье. 3. То, что является предметом беспокойства, заботы.

Синонимы: кручина, тоска, уныние, забота, скорбь, грусть, горе, боль, сокрушение, огорчение.

Антонимы: радость, счастье.

Родственные слова: печальный, печалить, печалиться.

Чувство и состояние печали, лёгкого уныния.

Синонимы: кручина, тоска, томленье, сокрушенье, соболезнование.

Родственные слова: грустный, грустить.

I 1. Душевная тревога в соединении с грустью, унынием. Выражение такого состояния. 2. Скука, уныние, вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интереса к чему бы то ни было. II 1. О чувстве тоски, испытываемом кем-либо. 2. О душевной тревоге, унынии, охвативших кого-либо. 3. О состоянии скуки, испытывающем кем-либо. 4. О том, что вызывает скуку.

Синонимы: печаль, стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь.

Родственные слова: тосковать, тоскливый.

I 1. Состояние сильной тревоги, боязни, беспокойства, душевного волнения от грозящей или ожидаемой опасности. Выражение, проявление тревоги, беспокойства, боязни. 2. То, что вызывает сильную боязнь, тревогу, беспокойство. Кто-либо, что-либо, представляющие угрозу для кого-либо. II 1. Крайне, чрезвычайно. 2. Очень много, очень сильно. III 1. О чувстве страха, испытываемом кем-либо. 2. О состоянии страха, в котором пребывает кто-либо. 3. Оценка чего-либо как отличающегося высшей степенью проявления какого-либо качества. 4. Употребляется при выражении изумления от чего-либо, восхищения или ужаса в отношении кого-либо, чего-либо многочисленного или очень большого, сильного.

Синонимы: опасение, боязнь, ужас, трепет, жуть, испуг, паника.

Антонимы: бесстрашие, отвага.

Родственные слова: страшный, страшить, страшиться, бесстрашный.

1.Испытывать боязнь, пугаться. 2. Тревожиться, беспокоиться, опасаясь чего-либо. Избегать, остерегаться чего-либо, воздерживаться от чего-либо. 3. Не переносить чего-либо. 4. Портиться от чего-либо. бояться боюсь, боишься, 1) (кого/чего) Испытывать боязнь, пугаться.

Синонимы: страшиться, робеть, пугаться, трусить, беспокоиться, опасаться, тревожиться, избегать, остерегаться, сомневаться, не доверять.

Родственные слова: боязнь, боязливый, безбоязненный.

I 1. Чувство сильного смущения, неловкости от сознания неблаговидности своего поступка, поведения и т.п. 2. Позор, бесчестье. 3. то же, что срам I 2. II Об ощущении позора, о чувстве стыда, испытываемом кем-либо.

Стыдить кого, пристыжать, корить, увещевать, усовещивать; | позорить, поругать, срамить. -ся , чувствовать стыд, совеститься, каяться; | противиться чему, по чувству скромности, нравственной непорочности; | поддаваться ложному, суетному, светскому стыду; | дичиться, робеть при людях, быть застенчивым.

1.Проступок, преступление. Ответственность за проступок, преступление. 2. Причина чего-либо (обычно нежелательного) .

Синонимы: грех, правонарушение, прегрешение, провинность. 2) Ответственность за проступок, преступление.

Родственные слова: виновный, виновник , виновность, невиновность, виноватый , безвинный , невинный , повинный , винить.

I 1. Реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т.п. – участвующих в них индививуумов, социальных групп (в социологии) . 2. Отношение личности к предмету как к чему-либо для неё ценному, привлекательному (в психологии) . 3. Внимание, возбуждаемое по отношению к кому-либо или к чему-либо важному, полезному; занимательность, увлекательность. II Прибыль, выгода, польза, смысл.

Синонимы: заинтересованность, внимание, любопытство.

Антонимы: апатия, безразличие.

Интересный – возбуждающий любопытство, занимательный.

Впечатление от чего-н. неожиданного и странного, непонятного.

Родственные слова: удивить, удивлять, удивляться, удивлённый, удивительный.

1.Глубоко пренебрежительное отношение к кому-чему-н. П. к предателю. Облить презрением кого-н. (выразить крайнее презрение). 2. Подчёркнутое безразличие к чему-н., пренебрежение чем-н. П. к опасности. П. к роскоши. 3.Такое отношение к кому-чему-нибудь, которое вызывается признанием кого-чего-нибудь недостойным, не заслуживающим уважения, подлым, морально-низким, ничтожным.

презирать 1. Относиться с презрением к кому-либо, чему-либо, считать недостойным уважения. 2. Пренебрегать кем-либо, чем-либо, считать недостойным внимания, незначащим, отвергать что-либо.

Синониы: пренебрежение, пренебрегать.

Резкая неприязнь, соединенная с брезгливостью.

Отвратительный, плохой, гадкий, мерзкий.

Чувство сильного негодования или возмущения; состояние крайнего раздражения или недовольства кем-либо или чем-либо (обычно бурно проявляющееся); запальчивый порыв, вспышка; озлобление, злоба.

Синонимы: возмущение, негодование, досада.

Гневливый, сердитый, запальчивый, вспыльчивый, горячий.

Гневаться, сердиться, возмущаться, раздражаться.

Краткий лексикон эмоций составлен на основе известных толковых словарей Даля, Ожегова, Ушакова и других, со временем будет расширяться и дополняться примерами конкретных словоупотреблений на форуме (с учётом индивидуальных семантических различий, обусловленных в том числе соционическими факторами). Приглашаю к обсуждению всех заинтересованных (не обязательно филологов ).

Сообщения: 2418 Зарегистрирован: Пт окт 06, 2006 8:16 pm Медали: 3 Пол: Женский Соционический тип: Гамлет Тип по психе-йоге: Пастернак (ЭВФЛ) Темперамент: Сангвиник Профессия: гуманитарная

  • Сайт

PIONIER » Пт мар 19, 2010 3:53 pm

Сразу обратил внимание на Вашу неординарность и склонность к творчеству. Хочу посоветовать книгу Е.П.Ильина "Эмоции и чувства". Там не только бытовые (как у Ожегова и Даля), но и принятые в психологии значения терминов, которые Вы приводите.

Сообщения: 1199 Зарегистрирован: Чт мар 18, 2010 10:57 am Пол: Мужской Соционический тип: Гексли Темперамент: Сангвиник

Ally » Сб мар 20, 2010 2:24 am

У Гиты под фотографией и перечислением ее данных самая первая кнопочка с силуэтом человечка и буквами лс.

Сообщения: 1823 Зарегистрирован: Пн апр 07, 2008 2:44 am Медали: 2 Пол: Женский Соционический тип: Есенин Тип по психе-йоге: Руссо (ЭЛФВ)

PIONIER » Сб мар 20, 2010 10:52 am

Гита, есть еще "Психолого-педагогический словарь" под. ред. Рапацевича, Минск, "Современное слово", 2006. Толстая книжка. Там много чего есть, надерганного из других умных книг. Как подручное средство сойдет. Но некоторые вещи уже взяты устаревшими.

Сообщения: 1199 Зарегистрирован: Чт мар 18, 2010 10:57 am Пол: Мужской Соционический тип: Гексли Темперамент: Сангвиник

Словарь чувств

Очень часто клиентам и обучающимся в гешталь-программах задают вопрос «а что ты сейчас чувствуешь. Некоторые отвечают на него легко, а некоторых он повергает в растерянность и недоумение. Желание немного помочь клиентам и ученикам в этой ситуации побудило меня составить некий словарь, который облегчал бы им эту задачу. Естественно стоит относится к этому словарю критично, тк вообще то чувства вещь достаточно субъективная и по идее у каждого человека их описания или то, что они привыкли называть тем или иным словом отличаются. Так что этот словарь не эталон, а просто перечень тех значений слов, обозначающих чувства, эмоции, состояния и переживания людей, которые использую в этих значениях я и многие известные мне люди.

Азарт переживание ситуации как рискованной, те такой, когда достижение желаемого результата является сомнительным, но в тоже время субъект считает, что он справится с развитием ситуации, те либо достигнет желаемого, либо справится с последствиями своих действий и неуспеха. Чем больше в переживании присутствует элемент ощущения всемогущества, тем больше акцент смещается с оценки последствий на обязательность успеха. В таких случаях восприятие реальности может искажаться. Особенно часто ситуация такого «патологического» азарта может возникать, когда у человека имеются незавершенные ситуации связанные с переживанием бессилия.

Общее слово для обозначения негативного эмоционального отношения к чему то или кому то. Дает мало представления о том, что происходит на самом деле. Обычно лучше стараться уточнить, какое именно нгативное отношение имеет место: презрение, отвращение, ненависть, злость, страх и тд

Так же достаточно не конкретно. Указывает в основном на отсутствие состояния покоя. Имеет смысл уточнять, что именно имеется в виду, тк может оказаться, что это как действительно наиболее часто встречающееся «беспокойство за кого то или что то», те страх или тревога, а так же и другие переживания, такие как волнение, возбуждение, раздражение и тп.

Это скорее метафора, чем название состояния. Обычно имеется в виду сила переживания, его негативный характер, а так же возможная неконтролируемость. Может содержать в себе дополнительный оценочный характер как негативный (сошел с ума, взбесился), так и позитивный (как берсерк или как дикий зверь) с оттенком восхищения собственной силой. Стоит уточнять какое именно переживание обозначается этим словом, злость, гнев, ярость, возмущение, ненависть и тп.

Мне попадалось 2 варианта бессилия. Первое – осознавание того, что в данный момент я не могу что-сделать. Переживания по этому поводу варьируют в зависимости от того, насколько мне это сделать надо и на сколько я в состоянии принять то, что я это сделать не могу. Если я могу принять свое бессилие в данной ситуации довольно спокойно, то и переживаться будут соответственно что-то вроде легкого раздражения, тревоги, грусти, сожаления или досады. Если принять данное бессилие мне сложно, то переживаться будут более сильные чувства, например, ужас, ярость или стыд. Второе вариант переживания бессилия – ощущения себя маленьким, слабым, ничтожным, никчемным и тп. Он как правило сочетается с сильными однозначными или смешанными чувствами, о которых говорилось выше. Очевидно, что второй вариант переживания бессилия связан с перенесенной детской травмой.

Переживание беспомощности близко к переживанию бессилия и их часто смешивают. Для меня переживание беспомощности более сильное, тк оно означает, что я осознаю ситуацию таковой, что 1) ситуация для меня непереносима; 2) я сам бессилен ее изменить; и 3) мне либо не от кого ждать помощи (одиночество), либо никто не в силах мне помочь, те изменить ситуацию не в человеческих силах. Переживание беспомощности обычно очень интенсивно, при этом испытываются сильные чувства, например такие, как ужас, стыд, вина.

Бессилие, беспомощность и безнадежность это триада характеризующая переживание непереносимой безвыходной ситуации, с которой я не могу (не хочу) смириться и принять. При этом часто переживания достигают степени душевной боли и трудно дифференцируются на отдельные эмоции. Если при беспомощности я осознаю, что изменить ситуацию не в человеческих силах, то при безнадежности я утрачиваю и надежду, на то, что ситуация может изменится благодаря вмешательству «высших сил» (бога, случая, поля и тп). Тяжелая переносимость безнадежности при нежелании или невозможности смириться с ситуацией делает одним из возможных выходов из этого тупика самоубийство.

Переживание бессмысленности, обычно описывают как ощущение некоей пустоты, утраты, нехватки чего то важного в происходящем. Можно представить как в цикле контакта объект, наделенный важностью, к контакту с которым субъект стремился внезапно либо исчезает, либо ситуация поля меняется так, что он перестает быть нужным. Переживание бессмысленности может сопровождаться раздражением, досадой, разочарованием, грустью, печалью или даже тревогой и страхом.

Мне всегда немножко странно слышать о переживании брошенности от взрослых людей. Обычно это сочетание переживаний отвержения, одиночества и унижения. Так же часто говорят о переживании ненужности. Мне кажется, что сутью переживания брошенности является ощущение себя несамостоятельным, единым с кем то большим, чем я, которому я доверяюсь полностью, и существую благодаря ему. По сути, это то что принято называть слиянием. Разрыв которого переживается болезненно, сопровождаясь самыми разными чувствами, страхом, стыдом, обидой, виной, злостью и тп.

Как и брошенность, беззащитность у взрослых людей можно отнести к детским переживаниям. С одной стороны, у ребенка ощущение беззащитности можно отнести к травматическим, тк в этом состоянии одиночества перед опасностью могут быть особенно остры переживания бессилия, беспомощности. Однако у взрослых на мой взгляд все не так просто. Переживание и проявление беззащитности может быть:

1) воспроизведением детской травматической ситуации с целью найти поддержку в среде и суметь получить опыт самозащиты;

2) воспроизведением детской травматической ситуации с целью получить от среды поддержку и защиту, которая не была получена раньше; что-то вроде «я не получил это тогда и буду повторять это до тех пор, пока кто-то не возьмет на себя обязанность моей защиты;

3) выученным адаптивным средством манипуляции, аналогичной тому, как субдоминантное животное падает перед более сильным и подставляет ему шею для укуса; те в этом мире лучше показывать свою слабость и беззащитность, чем пытаться защищаться и нарываться на неприятности.

Удовольствие и радость от действий другого человека, которые были сделаны специально для меня, спонтанно, по его желанию и не в рамках существующих между нами договоренностях об отношениях и взаимных обязательствах. Те другой человек делает для меня что-то просто так, чтобы меня порадовать. В этом случае моя ответная реакция – сообщение о том, что я хорошо отношусь к нему, получил удовольствие от сделанного и готов сделать сейчас или в будущем что-то в ответ так же бескорыстно. Часто самого выражения благодарности бывает достаточно, чтобы в отношениях между людьми восстановилось равновесие между «брать и давать». В других случаях требуется регулярное поочередное совершение спонтанных действий радующих другого.

В детстве значимые другие могут принуждать ребенка к благодарности за их действия по отношению к нему, не учитывая, доставляют ли эти действия удовольствие, не являются ли они для ребенка частью обязательного «пакета услуг», необходимого для полноценной жизни и способен ли ребенок в этом возрасте испытывать благодарность.

Состояние возбуждения относится к малодифференцированным. Оно переживается как некая тотальная или локальная (например, сексуальное), совокупность телесных ощущений распирания, напряжения, тепла, некоего внутреннего зуда. В зависимости от степени возбуждение может быть приятным или тягостным, особенно если не находит выхода в каких то действиях. Наличие запретов на переживание или проявление возбуждения может в результате подавления (ретрофлексии), трансформировать возбуждение в тревогу. По мере дифференциации ситуации поля возбуждение может трансформироваться в различные другие состояния.

Волнение похоже на возбуждение, однако если при возбуждении источник действия предположительно находится внутри организма, то при волнении он локализован в окружающей среде. Те волнение это ожидание, того что, что-то произойдет или может произойти. Если это что-то скорее приятное, то волнение будет радостным, тн предвкушение. Если ожидается что-то плохое, то волнение называют тревожным. Так же часто называют свое состояние волнением люди, которые на самом деле испытывают возбуждение, или страх, но боятся или стыдятся в этом признаться.

Переживание себя в ситуации способным сделать все что захочется, или справиться с любым развитием ситуации. Характерно для раннего детского возраста в момент переживания радости или гордости после успешного совершения действия, вероятность успеха которого была сомнительной. Так же возможно развитие переживания всемогущества, как противовеса (защиты, например реактивного образования) бессилию. Последний вариант более злокачественен и чаще приводит к существенному искажению восприятия реальности.

Возмущение – переживание ситуации как 1) созданной кем то другим; 2) неприятной, невозможной, недопустимой; 3) такой, которую изменить должен кто-то другой. Таким образом возмущение является посланием (попыткой пристыдить, запугать, овиноватить) этому другому, что бы тот изменил ситуацию или пообещал больше так не делать. См.

Эмоциональное отношение к фигуре, которая вызвала восторг. При этом если отношение к себе далеко от хорошего и фигура рассматривается, как в чем то превосходящая субъекта, то переживание восхищения обычно сочетается с той или иной степенью зависти (см).

Переживание неожиданного возникновения фигуры, вызывающей переживание удовольствия сверх ожидаемого. Удовольствие может быть любым, например сексуальным, вкусовым, эстетическим.

Острое, довольно длительное переживание восхищения другим человеком. Часто сопровождается желанием ответных чувств любви или восхищения. Важно понимать, что постоянное восхищение невозможно ни вызывать, ни выдерживать. Для более длительных отношений фоновые переживания стоит выбрать по-спокойнее. Кроме того, тотальное восхищение невозможно без идеализации и предполагает возникновение (часто аналогичного по силе) разочарования, спустя некоторое время

Сильное сдерживаемое желание получения чего либо, находящегося чаще в пределах досягаемости.

Как восприятие ситуации вина это осознавание того, что в результате моих действий мною нанесен некий ущерб (нарушена граница, договоренность) другому значимому для меня человеку. Причем нанесение этого ущерба не было моей задачей, а получилось либо случайно, либо в результате достижения каких-то других целей. При этом я испытываю сожаление о случившемся, и желание компенсировать нанесенный ущерб каким-то образом. Если же компенсировать по каким то причинам невозможно, то я испытываю еще и печаль и грусть по этому поводу, а так же сочувствую и/или сопереживаю ему в его ущербе.

Часто гневом называют просто сильную степень злости. Однако можно и попытаться определить его более точно. Тогда у меня например получается, что Гнев, занимает крайнюю степень в цепочке возмущение-негодование-гнев и отличается просто степенью возмущения, вызванного поведением другого и неприятием ситуации в которой такое возможно. Возмущаясь я например говорю «что ты делаешь! Да как же так можно!», негодуя «ты не имеешь права! Так нельзя! Прекрати немедленно!» впадая в гнев, начинаю орать, кидаться предметами или убегаю хлопнув дверью. Вобщем если кто-нибудь смотрел, видеозаписи того, как обезьяны отпугивают хищников, приближающихся к их территории, то там все очень ясно показано.

Гордость сложное переживание. Она основана на радости от совершения чего-то, что с одной стороны является ценным, важным, а с другой, для того, чтобы сделать это пришлось «превзойти себя», те сделать что-то более трудное или сложное чем раньше. Кроме того гордость это всегда послание кому то. Те я горжусь совершенным перед кем то, ожидая ответного восхищения или похвалы. Гордиться чем то наедине с собой – проявление ретрофлексии. Гордость может мешать жить, когда становится главным доступным источником положительных эмоций, тогда человек должен все время стремиться "расти", добиваться, совершенствоваться, "не стоять на месте".

Первый вариант описания переживания горя это очень сильная печаль или скорбь (см). Второй вариант – горе, как смесь чувств, тревоги, обиды, вины, злости, тоски, печали, которые, то сочетаются, то сменяют друг-друга. Недифференцированное смешение сильных чувств, испытываемых при переживании горя может выливаться в ощущение душевной боли, особенно при сдерживании слез, как варианта разрядки (оплакивания горя).

Грусть переживание завершения принятия того, что случилось то, чего бы мне не хотелось. Мне хватает сил принять, что это так, что этого не изменить сейчас, но это грустно.

Злость, раздражение на факт случившегося. Т.е. не столько на то, что случилось именно это, сколько на то, что оно вообще уже случилось и теперь нельзя изменить, отменить и тд

Доверие сложное и неоднозначное понятие. Оно источник многих конфликтов. Прежде всего стоит отметить, что под доверием понимается как минимум два переживания: тотальное доверие и фокальное. Тотальное доверие означает, что я доверяю другому оправдывать все мои ожидания. И если он не оправдывает какие то из них, то я так же тотально разочаровываюсь в нем. Такое доверие часто называют наивностью и очевидно его сходство с ранними отношениями ребенка и родителя. Более избирательное фокальное доверие подразумевает что конкретно я ожидаю от другого и в чем я ему доверяю. Многим клиентам довольно мучительно приходится переходить от тотального доверия в тч и к терапевту к определению того, в чем именно он может ему доверять, на какие действия, реакции и выполнение каких договоренностей он может рассчитывать.

Еще один сложный конструкт-переживание это доверие к себе. Многие клиенты так или иначе говорят о том, что они не уверены в себе, не верят в себя, не доверяют себе. Такие переживания обычно основываются, на том, что их ожидания от себя (часто интроецированные от значимых взрослых в детстве) не реалистичны и не выполнимы, например всемогущество или всевдение. Таким образом восстановление доверия к себе заключается в формировании реалистичных ожиданий и осознании собственных ограничений и возможностей.

Это переживание ситуации в которой я вижу, как кто-то обладает чем-то, чего у меня нет, но чего бы мне хотелось, или что я считаю у меня должно быть. Эмоциональное состояние может варьировать в диапазоне от тн "белой" зависти, когда человек испытывает радость за другого и легкую грусть о том, что у него "не так", до "черной", когда возможны сильные переживания стыда, вожделения, бессилия, злости и ярости от того, что желаемый объект находится в поле зрения, но недоступен

Злость реакция на препятствия к удовлетворению своих потребностей. Непосредственное движение к уничтожению препятствия при этом оказывается остановленным по разным причинам. Возможен выбор оптимального способа достижения цели с помощью устранения или обхода препятствия. При этом источник активности находится внутри самого субъекта, в отличии от раздражения (см).

Реакция на внезапное появление угрожающего объекта в непосредственной близости. Считается, что в зависимости от особенностей конституции таких реакции может быть три варианта – бегство, замирание и нападение. В процессе воспитания конституциональная реакция может оказаться блокированной или замененной на другую. Например запрет на бегство, трусость может приводить к формированию сильных, неадекватных агрессивных реакций.

Часто слово интерес используют для обозначения легкой степени любопытства или если на использовании слова любопытство стоит запрет. Так же мне приходилось слышать, как люди заменяют словом интерес как позитивные эмоции, например симпатию или нежность, так и негативные (раздражение, презрение или отвращение).

Собственно интерес можно отнести к достаточно неопределенным реакциям, когда объект или субъект чем то привлекает внимание, но пока еще нельзя сказать чем.

Ощущение внутреннего сопротивления при попытке заставить себя сделать что-либо. Может проявляться в виде скуки, бессмысленности, отсутствия интереса или желания.

Устойчивая радость от того, что другой существует. Легче поддерживается, когда другой находится рядом и испытывает аналогичные чувства, однако какое то время может сохраняться при не слишком больших расставаниях и не достаточной взаимности.

Важно помнить, что любовью не является радость от того, что другой меня любит, или желание, чтобы он это делал. Хотя это конечно может сопровождать любовь и необходимо для ее длительного поддержания.

Так же не стоит путать любовь, влюбленность (см) и любовную страсть (см).

Так же как преобладающая радость от существования другого является основой любви, так и для ненависти такой основой являются преобладающие или постоянные возмущение, негодование и гнев. По мере их накопления и генерализации возмущение и гнев становятся тотальными и относятся уже не к отдельным поступкам а ко всему человеку в целом. Таким образом от любви до ненависти не один шаг, а множество, другое дело, что пройти их можно незаметно. Однако особенностью возмущения, негодования и гнева является то, что при них имеется ожидание того, что другой все же одумается и загладит вину, компенсирует ущерб. При ненависти так же сохраняется надежда, что другой изменит свое поведение. Если ущерб был причинен большой, надежды возлагались огромные и ждать всего этого пришлось долго, то сила ненависти может удерживать человека в отношениях не меньше, чем сила любви.

Сильная степень возмущения. При этом степень такова, что словесного выражения может быть недостаточно и может быть применена вербальная или физическая агрессия. Однако ее целью является так же как и при возмущении оказать воздействие на другого, чтобы тот изменил свое поведение, или загладил вину.

Ожидание того, что среда предпримет (начнет предпринимать) какие то действия по удовлетворению потребностей субъекта.

Радость от существования другого и желание физического контакта с ним, одновременно как способа ее выражения, более полного переживания и стремления поделиться ею.

Ощущение себя, своих действий несоответствующими ситуации, неуместными, не отвечающими собственным ожиданиям или ожиданиям других людей, переживание недостаточной способности контролировать свою моторную сферу, двигаться оптимальным способом. Обычно в основе лежит порочный круг, когда волнение затрудняет способность контролировать, а снижение способности контролировать ведет к усилению волнения и из-за сдерживания возбуждения, появлению тревоги.

Переживание сильного возбуждения в связи с невозможностью немедленного удовлетворения потребности. При этом с одной стороны, осознается, что ситуация не слишком подходит для удовлетворения потребности, а с другой выносить напряжение довольно тяжело.

Высшая степень удивления (см). При этом я не могу идентифицировать фигуру, или делаю это с трудом, и не могу увязать ее с фоном. В выраженной степени тотальное недоумение характеризует тяжелую степень нарушения восприятия реальности, встречается при расстройствах сознания, в частности аменции.

Обида переживание смеси возмущения и бессилия выразить его другому из-за боязни отвержения и разрыва отношений. В результате появляется переживание в котором это возмущение сдерживается и сочетается с печалью по поводу невозможности его выражения. В каждый момент обиды можно проследить как происходит это колебание между сдерживаемым возмущением, печалью и обратно. Это порождает особый эмоциональный тон послания обиженного – сочетание жалобы и наезда «вот, мне так плохо, потому что ты . ». Тем не менее, в отношениях обиды часто оказываются боле эффективными, чем возмущение, тк менее агрессивны, содержат скрытое послание о важности отношений, а так же вызывают жалость, что облегчает реагирование на них другого человека.

Можно выделить 4 основных способа обращения с обидой:

1) подавлять (чревато соматизацией и последующим массовым прорывом);

2) копить до тех пор, пока не накопится и прорвет само (прорывает чаще в виде возмущения и гнева из серии «хотел ей сказать милая – передай мне пожалуйста сахар, а вместо этого вырвалось – сука ты мне всю жизнь испортила!»);

3) предъявлять обиду партнеру (это довольно сложная задача, тк злоупотребления жалобами ведет к падению собственного статуса в отношениях, а наезд может задеть партнера, поэтому лучше всего предъявлять обиду на низком уровне возбуждения, те по возможности спокойно); целью предъявления обиды обычно является получение ответных извинений и обязательства компенсировать ущерб и впредь не допускать подобного;

4) простить, не рекомендуется, за исключением мелких обид когда толком не понятно, кто виноват в случившемся больше или тех случаев, когда это обиды на родителей в детстве (в последнем случае, хороший вариант, сначала признать, что в детстве это действительно было очень обидно, но теперь хранить эту обиду дальше не имеет смысла, если конечно не имеет);

5) отомстить – этот вариант не имеет смысла если вы собираетесь путем мести пробудить в партнере эмпатию (пусть почувствует как мне было плохо тогда). Скорее всего партнер вряд ли после причиненной ему боли упадет перед вами на колени в раскаянии. Более вероятно, что учинит какую-нибудь гадость в ответ. Месть нужна тогда, когда вы хотите завершить отношения с этим человеком или перевести их в другой тип, но не можете сделать, тк почувствуете себя униженным не получив компенсацию за понесенный ущерб. В этом случае местью может быть любое ваше действие, которое вы сочтете адекватной компенсацией и после которого вы можете считать себя с другим квитыми. Главное, чтобы другой не счел его неправомерным причинением ущерба и не начал мстить в ответ.

Бессилие, беспомощность, безнадежность приводят к отчаянию, те осознаванию того, что имеющимися силами и средствами ситуацию не изменить и сама она не изменится. Это окончательный тупик выход из которого в осознание того, что раз имеющиеся силы и способы не помогают, значит возможно стоит попробовать другие. Не зря говорят, что в состоянии отчаяния человек становится способен на все.

Как правило смесь чувств. Обычно печаль, грусть, злость, досада, обида и тп.

Обычно, опустошенность ощущение после выполнения важного, тяжелого дела, занявшего так много сил, что их уже не хватает, чтобы радоваться или гордиться завершением. Важно бывает проверить, появляется ли эта радость и гордость после окончания, или возможно также возникновение других чувств. Например печали из-за утраты слишком большого куска жизни, разочарования, из-за того, что потрачено было больше, чем теперь кажется стоит и тп.

Чувство одиночества часто называют в качестве переживания. Перлз писал, что одиночество это просто быть одному плюс куча коровьего дерьма.

Действительно верно то, что одиночество это способ переживания быть одному свойственный данному человеку. Я например, переживаю одиночество чаще всего с радостью и облегчением, тк это не часто мне удается. В раннем детстве (грудной возраст)оставаясь на долго один ребенок испытывает страх, а потом и ужас, особенно если на его сигналы никто не реагирует (тн сепарационная пвника), тк остаться одному на совсем, в этом возрасте означает верную смерть. В дальнейшем одиночество часто ассоциируется с отвержением (см). У взрослых одиночество имхо может быть только результатом целенаправленых действий. Отсюда закономерный вопрос: «как ты это делаешь?!»

Переживание избавления от груза внешнего или внутреннего, ответственности, переполняющих эмоций, завершения дела, предпринятого во исполнение каких-то обязательств и тд

Словарь чувств и эмоций

Словарь эмоций — это систематизированное собрание слов-названий эмоций (эмотивов), сопровождающихся словарными статьями, раскрывающих семантическое, психологическое и символическое значение каждого понятия, организованное по частотному принципу.

В настоящее время «Словарь эмоций» насчитывает 227 эмотивов. Данный перечень был составлен по материалам словарей синонимов, словарей антонимов, толковых словарей, семантических словарей, естественных словарей носителей языка. Во всех перечисленных словарях названия эмоций и чувств представлены не в полном объеме, либо в качестве эмотивов указываются понятия, связанные с другими категориями психического. Например, «наглость», «искренность» с точки зрения современной психологии относятся к характеристикам поведения человека, обозначают личностные черты, проявления которых, безусловно, вызывают эмоциональную реакцию окружающих, но непосредственно эмоцией или чувством не являются.

Нередко вместо слов, называющих эмоции, могут употребляться слова, обозначающие различные формы выражения того или иного переживания: «смех», «плач», «крик» и т. д. Эти понятия не входят в «Словарь эмоций», так как его задача — познакомить пользователя с такими словами, которые не только содержат сему эмотивности, но и являются непосредственными знаками субъективных переживаний личности. Любое проявление эмоций и чувств — мимическое, вокальное, символическое, зафиксированное в языке — входит в расширенный эмоциональный тезаурус. Однако, задача «Словаря эмоций» состоит в том, чтобы представить корпус лексических единиц, несущих в себе базовое значение той или иной эмоции как категории сознания.

Знакомясь со «Словарем эмоций», человек открывает для себя многообразие мира чувств, разнообразные возможности выражения субъективных переживаний, которые заложены в самом языке, раздвигает границы личного эмоционального пространства, обогащая свой индивидуальный тезаурус общеязыковыми средствами осознавания и фиксации опыта.

Индивидуальные словари эмоций существенно различаются у лиц разного пола, возраста, занятых в различных профессиональных сферах. Расширение индивидуального словаря эмоций способствует повышению эмоциональной компетентности, эмоционального интеллекта, успешности в общении.

Источники:
Библиотека Бизнеса
Читать книги онлайн бесплатно.
http://bo0k.net/index.php?bid=4827&chapter=19&p=chapter
Психология и соционика
Психология и соционика. Тесты, консультации, отношения, тренинги, игры, знакомства, дневники, психологические типы.
http://socioforum.su/viewtopic.php?p=900008
Словарь чувств
Словарь Чувств АВ Смирнов 2011 г. Часть 1. Очень часто клиентам и обучающимся в гешталь-программах задают вопрос а что ты сейчас чувствуешь. Некоторые отвечают на него легко, а некоторых он повергает в…
http://isidor2008.livejournal.com/6126.html
Словарь чувств и эмоций
Словарь эмоций — это систематизированное собрание слов-названий эмоций (эмотивов), сопровождающихся словарными статьями, раскрывающих семантическое, психологическое и символическое значение
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B9