Самопознание и саморазвитие

Полезное

Маралов В

психолого-педагогической поддержки и сопровождения самопознания и саморазвития на разных возрастных этапах, а также в сфере профессиональной деятельности педагога.

Пособие включает практикум, где приведены конкретные диагностические методики, упражнения и задания для студентов средних специальных учебных заведений в процессе освоения курса «Основы самопознания и саморазвития».

Для студентов средних педагогических учебных заведений.

Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ

Общая характеристика самопознания

Значение самопознания в жизни человека

Сферы и области самопознания

Самопознание как структурный компонент самосознания

Сознание и самосознание

Самопознание как процесс: цели, мотивы, способы,

Общая характеристика самопознания как процесса

Цели и мотивы самопознания.

Способы и средства самопознания

Идентификация и рефлексия как механизмы самопознания

2. Психология саморазвития

1. Общая характеристика саморазвития

1. Понятие о развитии

2. Предпосылки выдвижения проблемы саморазвития

личности в психологии

3. Сущность саморазвития и его основные характеристики

2. Саморазвитие, становление внутреннего мира

и жизненный путь человека

1. Внутренний мир человека

2. Развитие субъективной реальности

3. Саморазвитие и жизненный путь личности

3. Саморазвитие как процесс. Формы саморазвития

4. Самопринятие и самопрогнозирование как механизм

1. Самопринятие личности

2. Самопрогнозирование личности

5. Барьеры саморазвития

3. Педагогическая поддержка самопознания и саморазвития

1. Особенности самопознания и саморазвития на разных

1. Самопознание и саморазвитие в дошкольном возрасте

2. Самопознание и саморазвитие в школьном возрасте

3. Самопознание и саморазвитие взрослого человека

4. Типичные трудности самопознания и саморазвития

2. Психологическое сопровождение и педагогическая

поддержка самопознания и саморазвития

3. Педагогические технологии, ориентирование

на самопознание и саморазвитие личности

1. Личностно-ориентированная «технология» К.Роджерса.

2. Технология сопровождения самопознания и саморазвития,

разработанная на основе идей педагогики ненасилия

3. Технология саморазвития школьника

4. Психолого-педагогическая поддержка и помощь

в процессах самопознания и саморазвития

1. Неуверенность и пути ее преодоления

2. Специфика работы с самоуверенными детьми

3. Работа с тревожными детьми

4. Работа с неорганизованными детьми

5. Помощь детям в процессе саморазвития их личности

6. Помощь школьникам на этапах профессионального

5. Формирование культуры самовоспитания личности

1. Самовоспитание как средство саморазвития

2. Культура самовоспитания личности

3. Проблемы формирования культуры самовоспитания

4. Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога

1. Общая характеристика личности и профессиональнойкомпетентности педагога

1. Общая характеристика профессионального самосознания

2. Психологические особенности профессионального

3. Психологические особенности профессионального

4. Барьеры саморазвития

3. Психолого-педагогическая поддержка профессионального

самопознания и саморазвития

Часть II. ПРАКТИКУМ ПО САМОПОЗНАНИЮ И САМОРАЗВИТИЮ

1. Практикум по самопознанию

2. Практикум по саморазвитию

3. Практикум по теме «Психолого-педагогическая поддержка

самопознания и саморазвития»

4. Практикум по самопознанию и саморазвитию педагога

Самопознание и саморазвитие

Достаточно трудно вот так сразу ответить на вопрос: «Что такое самопознание – саморазвитие – самореализация?» Эти понятия обширные и требующие глубокого осмысления. На это может уйти немало времени. Для кого-то достаточно короткого времени, для кого-то не хватит и всей жизни. А другие могут даже не задумываться над этими философскими категориями. Можно долго и глубоко копать, что бы понять хоть минимально, что такое самопознание, саморазвитие, самореализация, а можно так до конца и не понять, что же это такое. Сама постановка таких вопросов, мне кажется, уже свидетельствует о фундаментальной потребности человека, как существа разумного, в самопознании. Что собственно и отличает нас от животных.

В своей жизни, безусловно, ко мне приходили мысли о том, что такое эти философские категории, зачем они нужны, как применимы в жизни. И применимы ли вообще? Достаточно трудно ответить даже самому себе на эти вопросы, не считая того, что нужно написать целую работу на этот счёт. Потребность в самопознании была, есть и будет до тех пор, пока человек будет полон любопытства к миру и способен познавать окружающую его среду.

Для более глубокого осознания смысла таких философских категорий, как самопознание, саморазвитие, самореализация, я решила обратиться к мыслям великих людей. Что было для них это? Задумывались они когда-либо над этим? Хотя я уверена, что, конечно же, задумывались.

Самопознание – это познание самости, Я, в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я. На мой взгляд, это трудоёмкий процесс, который дан каждому, но не каждый задумывается над этим.

Я в своей жизни постоянно занимаюсь саморазвитием и постоянно думаю об этом. На мой взгляд это очень важно для личности человека. А это в свою очередь, отражается на всех его сферах жизни. Я чувствую огромное удовлетворение, когда получаю новые знания, развиваю в себе новые навыки и умения. Так формируюсь я и мой жизненный опыт. А самопознание помогает мне отследить, куда мне дальше стремиться.

И третий, но не менее важной философской категорией является самореализация. На мой взгляд, это тоже процесс. Самореализация – это применение себя, своей личности со всем набором качеств, навыков и т.д. в чём-то. Исходя из концепции дзен-буддизма, самореализация — это высшая точка существования, которая является вторым названием просветления — состояния, когда существу нечего познавать. Это также реализация в конкретном деле своего потенциала возможностей. Самореализация — это проявление своего саморазвития, посредством самопознания.

Самореализация может быть не только в профессиональной деятельности. Она может быть, например, в творчестве.

Самопознание и саморазвитие личности, как найти цель жизни человека?

Самопознание и саморазвитие личности, как найти цель жизни человека?

Долгий путь, равный своей длиной жизни, представляет собой постоянное самопознание человека. Ещё в младенчестве мы начинаем подражать окружающему миру, впитывая его в себя подобно губке. Саморазвитие личности базируется на умении самостоятельно определять благотворно сказывающиеся и негативно влияющие факторы.

Например, ребёнок на четвертый год своей жизни требует от окружающих особенного отношения. Он пытается быть собой и требует, чтобы с его мнением и возникающими целями считались. Малыш хочет осознать и найти свою роль в этом мире, понять, почему именно эти люди – его родители, почему он должен их слушать. Так начинается самопознание и саморазвитие личности человека, когда мы обнаруживаем в себе новые качества, обретая способность познавать себя и особенности собственного характера.

Саморазвитие и самопознание личностных качеств человека наиболее часто происходит через творчество и переживание стрессовых ситуаций, постановку и достижению поставленных целей, и мирному созиданию с окружающими. Чувствуя близкие и чуждые черты в других, оказывается легче познать самого себя.

В школе мы все писали сочинение о планах на будущее, о том, какую профессию выбрать, не задаваясь вопросом “зачем”. Окончив институт, пытались разгадать “кто я?”, “чего я успел добиться?”. И все знают, какую сложность представляет собой подобный выбор. Казалось бы, стоит лишь определить цель в жизни человека. Но это “лишь” длится годы. Так, как познать и найти себя?

Для начала вспомним Фрейда. Согласно его теории самопознания и саморазвития, наша личность состоит из: “Я”, “сверх – Я” (супер-эго), “Оно”. За последнюю составляющую отвечает наше бессознательное (ключевое в решении как открыть себя в жизни). “Я” балансирует между нашими желаниями, стремлениями (“оно”, как найти себя в мире), устоями общества и стремлением соблюдать нравственные и моральные нормы (“супер-эго”, сформированное за счёт родительских наставлений).

Те, кто не знает, как найти себя в мире или профессии, должны помнить об этих “трёх китах”, прислушиваясь к интуиции, желаниям. Сложно понять, как выбрать род деятельности, но, поступив по указке этого самого общества, не прислушавшись к себе, человек теряет возможность познать себя, пополняя копилку самообманов и достижению ложных целей.

Как познать самого себя и быть самим собой, какую профессию выбрать?

Чтобы найти и познать самого себя, нужно пробовать свои силы в том, к чему стремится душа, чтобы не было стыдно за упущенные в жизни возможности.

Определение системы ценностей подскажет, как найти и открыть себя в этом непредсказуемом мире. Этот фундамент определяет саморазвитие личности человека. Но есть и препятствия, мешающие достижению поставленных целей. Откуда они? Снова окунемся в самопознание и попробуем понять природу и особенности каждого и избавиться ото всех сразу.

Быть собой – это, помня о недостатках, не забывать и о собственных достоинствах; удивляться им и радоваться своим способностям каждый день. Наши таланты – это проявление лучших черт. Соединяя их со своими желаниями, будучи требовательными к себе, мы и определяем, как быть самим собой и найти свое место в мире.

Что касается карьеры и выбора профессии, то все этот вопрос понимают по-разному (и это уж точно не цель жизни человека). Многим людям нужно попробовать себя в различных сферах деятельности и при этом подстраиваться под различные условия работы, непрерывно занимаясь самопознанием личности и саморазвитием профессиональных качеств. Нужно научиться быть самим собой и не терять самообладание в подобных стрессовых ситуациях.

Не стремление заработать больше денег должен скрывать выбор профессии. Решая, нужно вернуться к тому самому списку ценностей и определить для себя мотивирующие факторы, которые помогут найти себя в профессии и будут настраивать на качественную активную деятельность. Также именно они подскажут, как правильно сделать выбор в соответствии с психологическими нормами.

© Инновационные Психотехнологии 2017 г. Все права защищены. При использовании и перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна.

Источники:
Маралов В
Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр Академия , 2004. 256 с. Учебное пособие, посвященное актуальным проблемам психологии самопознания и саморазвития, раскрывает понятия, структуру, механизмы, барьеры самопознания и саморазвития, их роль и…
http://www.twirpx.com/file/1282005/
Самопознание и саморазвитие
«Что такое самопознание – саморазвитие – самореализация?» Сама постановка таких вопросов говорят о фундаментальной потребности человека в самопознании.
http://psychology-for-me.ru/2014/02/samopoznanie-samorazvitie-samorealizaciya-mysli-chuvstva-dejstviya/
Самопознание и саморазвитие личности, как найти цель жизни человека?
Самопознание и саморазвитие личности, как найти цель жизни человека? Долгий путь, равный своей длиной жизни, представляет собой постоянное самопознание человека. Ещё в младенчестве мы
http://www.olviacenter.ru/about.php

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou