Ребёнок в семье

Дети в семье

Как влияет “порядковый номер” ребенка на качества его характера? Отличаются ли старшие дети по своим личностным характеристикам от младших детей?

Ожидание второго или третьего ребенка серьезно повлияет на обстановку в Вашей семейной жизни, но во второй раз Вы уже более подготовлены и знаете, чего следует ждать от беременности и родов. Разница в возрасте, которую Вы планируете между своими детьми, — дело сугубо индивидуальное.

“Двойное” и “тройное” счастье в семье – трудное счатье. С близнецами довольно трудно пока они маленькие. Зато с ними не соскучишься. Они очень веселые и смешные существа. За их развитием интересно наблюдать. Родители четко должны себе представлять , что их ждет.

Были времена, когда-то наше государство было заинтересовано в приросте населения, и многодетность даже поощрялась. Но вот наша страна сокращает рождаемость, телевидение, газеты представляют рождение и воспитание детей так, будто это сплошные проблемы, трудности и неприятности.

Человеческая доброта – ресурс практически неисчерпаемый. Ребёнок, которому сполна досталось тепла и сострадания в детстве, пронесёт этот свет через всю жизнь, и он спустя годы обязательно воплотится в добрые дела и поступки. Особенно в этом нуждаются приемные дети.

Народная мудрость говорит о многом. А мудрая мысль специалиста скажет еще больше.

Они знают, что любую проблему можно решить, главное – задаться целью. И то, что на первый взгляд кажется невозможным, возможно. Уж кому, как не родителям ОСОБЫХ ДЕТЕЙ знать о том, что нужно бороться и никогда не опускать руки.

История многое может сказать о нашей семье и будущем наших детей. Ведь общество так или иначе накладывает отпечаток на стереотипы воспитания.

Если в семье много детей, то черты характера средних детей определяются тем, в группе каких детей они родились: среди младших или среди старших и какова разница в возрасте между ними. У средних детей очень развиты социальные навыки. Они умеют договариваться и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами

Вспомогательные репродуктивные технологии как фактор демографической деградации (демографическая экспертиза законопроекта «О вспомогательных репродуктивных технологиях» республики Беларусь)Подробный анализ текста законопроекта «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении» приводит к однозначным выводам о деструктивных социально-демографических последствиях, предлагаемых правовых новаций.

Главная проблема сборов не в том, что какие-то вещи вы забудете захватить в поездку, а в том, что многие из них не вернутся обратно!

“Климат” семьи — показатель того, как живется ребенку в доме, что он чувствует, находясь рядом с родителями. Опыт вашей жизни может стать опытом, несущим радость обеим сторонам. Но нельзя забывать, что опыт жизни малыша будет только его личным опытом.

Вы наверняка задумывались о том, какими же в идеале должны быть родители. И наверняка у вас есть определенные стереотипы по этому поводу. Или так называемые мифы, которые не дают нам свободно взглянуть на многие проблемы с подростками.

Я знаю одну очень интересную игру, в которой все её участники (взрослые и дети) непременно выигрывают. Бонуса два: разделённая друг с другом радость общения и яркие, запоминающиеся, а главное, живые фотографии. Название этой игры – детская репортажная фотосъёмка. Правила этого увлекательного действа просты.

Каким бы для вас каверзным ни был вопрос, реагировать на него надо спокойно, чтобы у ребенка не создалось впечатление о том, что он коснулся какой-то запретной области. В любом случае информация должна быть правдивой — конечно, ребенку преподносится та часть правды и в такой форме, которая ему пока доступна.

Семейный обед – это не просто еда. Это возможность выразить свои чувства. Сказать родным: я вас люблю, я вами дорожу, я хочу проводить время вместе с вами.

Мало что так мешает жить семье с детьми, как миф о том, что все должно быть идеально. До поры до времени многие родители не понимают, насколько сильно на них влияет эта идея. Действует она исподволь, на уровне подсознания, рискуя так и остаться неопознанной мыслью, фоном, неосознаваемой навязчивой идеей.

“Папа, мне скучно”, – жалуется мой шестилетний сын, заходя ко мне в кабинет. У меня дежавю. Я уже это слышал. По правде сказать, все мои дети в этом возрасте приходили ко мне с этим же заявлением: “Папа, мне скучно”.

Об отношениях братьев и сестер. Как родителям все не испортить и зависит ли что-то от родителей вообще.

Порядок рождения, пол и разница в возрасте детей в семье

Порядок рождения, пол и разница в возрасте детей в семье

Старшему ребенку часто свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Такой ребенок чаще других заботится о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. 0н может чувствовать себя в ответе за материальное благополучие семьи, продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение следующего ребенка лишает его исключительной позиции в обладании любовью и вниманием матери и часто сопровождается ревностью к брату или сестре.

Средний ребенок может обладать чертами как младшего, так и старшего ребенка или их комбинацией. Средний ребенок, если только это не единственная девочка и не единственный мальчик в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль и место в семье. Такие дети не имеют авторитета старших детей и спонтанности младших. Альфред Адлер, кстати, сам будучи вторым сыном, отмечал: “Второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон — борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший. ” [Аdler, 1970].

Если в семье много детей, то черты характера средних детей определяются тем, в группе каких детей они родились: среди младших или среди старших и какова разница в возрасте между ними. У средних детей очень развиты социальные навыки. Они умеют договариваться и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.

Младший ребенок беззаботен, оптимистичен и готов принимать чужое покровительство, заботу и поддержку. Для своей семьи он может навсегда остаться ребенком. Родители относятся менее требовательно к его достижениям. И если старшие дети в семье не погибают, он меньше посвящает себя продолжению дела семьи.

Традиционно земельный надел и замок доставался старшему сыну, а младшие уходили искать счастья в чужие края. Библейский блудный сын также был младшим в семье. Из известных людей старшими детьми были Уинстон Черчилль, Борис Ельцин, Раиса Горбачева. Характеристики младших детей ярко выражены у Элизабет Тейлор и Бернарда Шоу.

Единственный ребёнок в семье

Для близнецов параметры старший/младший ребенок также важны и зависят от того, в группе каких детей они родились. Например, близнецы, имеющие старшую сестру или старшего брата, будут вести себя как младшие дети. Если родители особо подчеркивают, что один из них родился первым, то роли старшего и младшего делятся автоматически. У близнецов довольно низкие результаты в тестах на интеллект по сравнению с другими детьми. Это связано с тем, что близнецы больше общаются друг с другом и меньше ориентируются на взрослых и сверстников. Во взрослой жизни близнецы одного пола испытывают особые трудности в разделении и обретении собственной идентичности.

Также, большую роль играют установки родителей относительно пола ребенка. Так, в большинстве семей предпочтение отдается сыновьям. Старшая сестра часто несет ответственность за воспитание младших детей и принимает на себя часть родительских функций, а младший брат получает славу и высокие родительские ожидания. Существует большая вероятность, что семьи, в которых рождаются только девочки, будут продолжать попытки родить мальчика, в то время как семьи, где есть только сыновья, остановятся на меньшем количестве детей. [Вгоverman et al., 1972].

Если разница в возрасте составляет более пяти-шести лет, каждый из детей будет иметь черты характера единственного ребенка, и некоторые качества той позиции, к которой ребенок ближе всего. Например, старший брат сестры, который на десять лет старше ее, будет скорее единственным сыном, каким он и был в течение десяти лет, но в его поведении будут заметны и черты старшего ребенка.Чем меньше разница в возрасте, тем более вероятна конкуренция между сиблингами за достижения. Например, если между старшим братом и младшей сестрой разница всего в год-полтора, то наступит время, когда мальчик будет испытывать страх, что его опередит младшая сестра, которая развивается быстрее.

Согласно исследованиям Тоумена [Тоman, 1976] для стабильного супружества важно, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из партнеров занимал среди своих братьев и сестер в своей семье.

Выделяют комплементарный (взаимодополняющий), некомплементарный и частично комплементарный браки. Важно отметить также, что комплементарность брака не гарантирует стабильность взаимоотношений.

В комплементарном браке старшего и младшего ребенка супругам легче договориться и подстроиться друг под друга. Роли в браке комплементарны, т.е. дополняют друг друга — один заботится, другой принимает заботу; один планирует, другой осуществляет эти планы; один хочет ходить на работу, другой предпочитает оставаться дома и т.д. Чем больше отношения обоих партнеров напоминают их собственное положение в семьях родителей, тем прочнее и продолжительнее их связь.

Некомплементарным браком считаются взаимоотношения партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье. При прочих равных условиях им требуется больше времени и усилий, чтобы договориться друг с другом и действовать сообща. Когда в брак вступают два старших ребенка, основной психологической проблемой может стать борьба за власть. Два младших ребенка будут избегать ответственности и соревноваться, кто из них младше и нуждается в большей заботе. Двое младших детей могут испытывать трудности после рождения детей, когда возникает необходимость заботиться и распределять ответственность.

Партнеры, которые занимают идентичное положение в родительской семье, легче узнают друг друга и быстрее достигают взаимопонимания. Например, младший брат и младшая сестра, старший брат и старшая сестра легко понимают друг друга. Муж и жена, которые были самыми старшими в семье своих родителей, умеют ухаживать за детьми и могут подменить один другого при необходимости, но плохо сотрудничают. Партнеры с одинаковым типом сохраняют полное согласие в браке, когда работают в разных областях, обеспечивают друг другу определенную свободу, имеют разных друзей и параллельно воспитывают детей: например, сыновей воспитывает отец, а дочерей – мать.

Развитие и социализация личности в семье

“…Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт…”.

Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других.

Изучение влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). В процессе исследования было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I). Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).

Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль, то есть попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определялась степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости: оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение: использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность: насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения? Результаты исследования оказались следующими.

Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только лишь из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.

Родители, дети которых следовали модели поведения II, имели более низкие оценки по выделенным параметрам, они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.

Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию “полная-неполная семья”. В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. В этом плане можно выделить (А.Е.Личко) несколько типов неправильного воспитания.

Гипопротекция — недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому типу и конформному типам.

Доминирующая гиперпротекция — чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция — недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты.

Воспитание “в культе болезни” — болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.

Эмоциональное отвержение — ребенок ощущает, что им тяготятся. Тяжело сказывается на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов. Возможно заострение черт и у эпилептоидов.

Условия жестких взаимоотношений — срывание зла на подростке и душевная жестокость. Способствует усилению черт у эпилептоидов и развитию эпилептических черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной эмоциональной ответственности — на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания. Очень чувствительным оказывается психастенический тип, черты которого заостряются и могут переходить в психопатическое развитие или невроз.

Противоречивое воспитание — несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться особенно травмирующим для любых типов акцентуаций.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей (“обесценивание” родителей — по выражению X. Ремшмидта). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно “обесценивания” родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Например, для подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность “реакция эмансипации”. Сделаны даже попытки объяснить ее с эволюционно-биологической точки зрения. Все это верно как общее направление возрастного развития личности. Однако глобализация этих представлений, гиперболизация идеи о “замещении родителей” группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине.

Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

Так, в одном исследовании немецких ученых было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности — отец, подруга или друг.

Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

Другие интересные материалы:

В обзоре приводятся данные по истории, клинических проявлениях, диагностике.

Основная идея, которую отстаивает автор, заключается в том, что любая.

Ребёнок в семье

«Ребёнок в семье»: содействие в семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождение приемных семей.

В рамках направления мы реализуем следующие проекты:

2. Гостевой режим «Мы вместе»

Проект «Ищу маму»

Работа этого проекта направлена на укрепление престижа института приёмного родительства, помощь потенциальным и уже состоявшимся приёмным родителям по вопросам опеки и усыновления, а также воспитания и адаптации приёмных детей.

Целевая группа: 1) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; 2) приёмные родители, а также те, кто готовится ими стать.

Цель проекта: распространение опыта семейного воспитания в замещающих семьях; повышение престижа семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; содействие семейному устройству.

1) Телефон поддержки приёмных родителей;

3) региональный Форум и Конкурс приёмных семей «Обретённое счастье»;

4) Кафе приёмных семей

1) Телефон поддежки приёмных родителей

Этот проект начал работать в 2012 году. На базе организации был создан телефон поддержки приемных родителей. На него постоянно поступают звонки из Пензы, Пензенской области, а также из других регионов. Звонят как уже состоявшиеся приёмные родители, так и те, кто только задумывается над тем, чтобы взять приёмного ребёнка. Благодаря работе телефона поддержки удалось предотвратить три возврата детей в детский дом.

Телефон поддержки приёмных родителей: 21-86-38.

В офисе организации собрана библиотека по вопросам усыновления, опеки, а также различных трудностей, которые могут встретиться на пути приёмного папы и мамы. Любой желающий может получить литературу для ознакомления.

3) Региональный Форум и Конкурс приёмных семей «Ребёнок в семье»

Ежегодно наша организация проводит конкурс среди приемных семей «Ребенок в семье». Каждый год мы даём участникам разные задания и разные темы. Например, в этом году родители должны были написать эссе на тему «Дневник приёмной мамы или как в семью приходят дети» или попробовать свои силы в фотоконкурсе «Счастье в семье: до и после». Все победители были награждены ценными подарками, а по итогам конкурса был выпущен уже второй уникальный сборник «Обретенное счастье». Богатый опыт, собранный в нем, помог не одной семье принять правильное решение и взять ребёнка в семью.

Помимо конкурса, общественная организация «Благовест» при поддержке Правительства области проводит Форум и круглый стол по вопросу приёмных семей. В Форуме принимают участие представители законодательной и исполнительной власти, СМИ, специалисты, работающие с семьями, а также сами приёмные родители. Цель Форума состоит в том, чтобы привлечь внимание общественности, органов государственной власти и средств массовой коммуникации к проблемам сиротства в России, предложить варианты их решения путём популяризации семейного устройства.

4) Кафе приемных родителей

Это неформальная площадка для общения приёмных родителей. Также мы приглашаем на встречи различных специалистов, работающих в сфере семейного устройства и семьи, которые ещё только планируют взять на попечение ребенка. В уютной домашней обстановке за чашечкой чая родители делятся своим жизненным опытом, своими заботами и тревогами, они могут задать волнующие их вопросы и получить квалифицированный ответ специалиста.

Итог работы проекта за год: 22 ребенка, оставшихся без попечения родителей, обрели приемную семью с нашей помощью

Гостевой режим «Мы вместе»

Гостевой режим «Мы вместе» – уникальный проект общественной организации «Благовест», во время которого ребята из детдомов проводят выходные в семьях волонтеров.

Целевая группа: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Цель проекта: формирование готовности к самостоятельной пост-интернатной жизни

Усыновление – это очень серьезный шаг в жизни каждой семьи, от которого зависит судьба сразу нескольких людей. Поэтому к нему надо готовиться, пройти через определенные этапы. Но и тогда не каждая семья готова принять нового человека в силу разных обстоятельств. Так как же быть?

На помощь пришел Гостевой режим «Мы вместе» – уникальный проект, во время которого ребята из детдомов проводят выходные в семьях волонтеров.

До сих пор отношение к такой форме поддержки детей как гостевой режим неоднозначно в обществе. Конечно, стоит взвесить все за и против, когда речь идет о детях. Так сделали и наши волонтеры, когда проект только набирал силу.

Все семьи, участвующие в гостевом, проходят тщательную подготовку и становятся наставниками, друзьями детей. Особенность проекта в том, что ребята знакомятся с жизнью в семье, получают богатый багаж знаний и опыта, который пригодится им во взрослой жизни, а главное приобретают значимых взрослых, которые помогают им во многих вопросах. Этот проект направлен на ребят старше 12 лет и детей-инвалидов, то есть той категории детей, шансов у которой на попадание в семью ничтожно малы.

Споров о плюсах и минусах “гостевого” было много, но… Прошло уже два года, проект живет и положительные изменения налицо: несколько детей навсегда остались в гостевых семьях, часть продолжает тесное общение.

Источники:
Дети в семье
Детей в семье бывает много или мало. Но всегда есть что-то общее для всех детей, в какой бы семье они не были.
http://www.semya-rastet.ru/razd/deti_v_seme/
Порядок рождения, пол и разница в возрасте детей в семье
Как порядок рождения детей в семье определяет семейные взаимоотношения.
http://www.psyline.ru/detn.htm
Развитие и социализация личности в семье
“…Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не
http://www.narcom.ru/publ/info/311
Ребёнок в семье
«Ребёнок в семье»: содействие в семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождение приемных семей. В рамках направления мы реализуем следующие проекты: 2. Гостевой
http://blagovest-penza.ru/nashi-proektyi/ishhu-mamu/