Ребенок не говорит

Консультация: ребенок не говорит

ребенок не говорит

Здравствуйте,подскажите пожалуйста,нормально ли что мальчик года и 3-х мес. не говорит?из нормальных слов говорит только "баба",и маму и папу так называет.Речь понимает очень хорошо,мы удивляемся даже,он уже так много знает,выполняет просьбы и так далее.А вот повторять не хочет.Что делать?

Совершенно нормально. В 1,3 главное это понимание речи взролого, при этом ребенок может и не говорить. Не торопите события, придет время и малыш будет говорить больше чем 3 слова.

Юлия, здравствуйте, это опять мы!Ну вот нам уже год и 9 мес., а словарный запас так и не увеличился. Говорим:мама, баба, бам-когда что-то упало, пока-когда прощается. Вместо "Да" говорит "га". У знакомых дети нашего возраста якобы уже говорят предложениями из 3 слов. А мы когда?Может это из-за грудного вскармливания так?Сын сосет титьку часто, засыпает только с ней, вот и думает видно что он ляля, и говорить поэтому не хочет.

Наш не говорит"дай лялю", "мама иди" и прочее. Все части тела знает, животных, на вопросы верно отвечает. Вместо "Да" говорит "Га", вместо "Нет" мычит "у-у".Навероне правда ему нет стимула говорить, мы его и так с полуслова понимаем, но разве ему не интересно самому начать разговаривать?Значит вы советуете в 2 года к логопеду обратиться и книгу изучить?

Почему ребенок не говорит

Не секрет, что полноценное и своевременное овладение речью является одним из главных условий развития личности ребенка. Процесс формирования речи содержит несколько возрастных этапов. Особенно важным и продуктивным в этом случае является период, как раннего (0,8-1 год), так и младшего дошкольного возраста (3-4 года). Где, в течение такого непродолжительного промежутка времени малыш постигает основные закономерности языка.

А если ребенок не говорит, а только изъясняется жестами, в то время как его ровесники уже выдают предложения, стоит на это обратить внимание. Родители в данной ситуации не знают, как поступить: обратиться к врачу или еще ждать. Ведь переживания родителей не беспочвенны, если малыш не научится говорить за первые три года жизни, то в дальнейшем ему будет еще труднее.

1. Поражение слуха. Если кроха плохо слышит, то соответственно и плохо воспринимает речь окружающих. И в большинстве случаев страдает определенным нарушением в произношении слов и звуков, что приводит и к причине тяжелого и позднего овладения собственной речью.

2. Наследственность. Если одни из родителей или оба заговорили относительно поздно, то и не стоит терзать себя вопросом: почему ребенок не говорит? Но, в случае если малыш в три года еще не говорит простыми предложениями, то этот вариант рассматривать не рекомендуется.

3. Ослабление детского организма в результате перенесенного тяжелого заболевания или недоношенность могут быть следствием задержки созревания нервной системы ребенка, а следовательно и речи.

4. Гипоксия (внутриутробное кислородное голодание), родовая травма, интоксикация и инфицирование лекарственными средствами.

5. Общее расстройство развития может быть следствием задержки речи.

Обычно принято считать, что, как и ходить, так и разговаривать девочки начинают раньше на 1-5 месяцев, чем мальчики. Часто также встречаются случаи, когда малыши молчат-молчат, а потом буквально за 1,5-2 месяца уже начинают говорить сразу целыми предложениями.

Первое, что необходимо предпринять-установить конкретную причину возможного нарушения у ребенка. Для этого следует обратиться к специалистам: педиатр, логопед, лор, психиатр или невролог. При помощи простых тестов логопед сможет определить соответствует ли речь ребенка его умственному развитию. Для подтверждения диагноза логопед направляет малыша к психоневрологу. Который в свою очередь, проводит опрос о протекании, как беременности, так и родов матери и выясняет, имелись ли отличительные особенности поведения крохи в различных ситуациях.

При осмотре у лора, определяется, не вызвана ли задержка речи возможными проблемами с артикуляционным аппаратом (как вариант, короткая подъязычная уздечка) или слухом. В данном случае делается аудиограмма и осмотр ротовой полости малыша.

Обычно диагноз по задержки речевого развития ставятся ребенку, когда он уже достиг 3-4 года. Рекомендовано и желательно получить консультацию специалиста еще, когда малышу будет год. А также повторить еще в два и три года осмотр. Ведь, чем раньше будет установлена проблема, тем будет проще с нею справиться.

Но также встает вопрос, что делать родителям, чей ребенок не говорит, но развивается интеллектуально и абсолютно здоров. Специалисты утверждают, что необходимо подождать до исполнения трех лет ребенку, так как именно к этому возрасту наблюдается у большинства детей сильный скачок в развитии и малыш начнет говорить. Конечно, просто гадать и сидеть тоже не является лучшим вариантом. Поэтому, если ребенок не говорит в два года даже пару слов, то следует начать заниматься с ним по увлекательным и нетрудным методикам.

Маленькие дети очень легко отвечают на повторяющиеся и однообразные слова, которые родители непосредственно используют для общения с ребенком. Но малышу нужно кроме этого что–то большее. Следует разговаривать спокойным тоном, короткими и неоднократными предложениями, содержащих единственный смысл. И тогда некоторые из слов могут быть непонятны малышу, и он будет пытаться схватить их значения. Родители в данном случае должны подключить их воображение и учить думать и сравнивать. Например, при приеме пищи необходимо спрашивать и рассказывать какое это блюдо на вкус, как называется и какую форму имеет.

Эффективно также задавать дополнительно вопросы, на которые ребенок должен попытаться ответить короткими предложениями вместо того, чтобы только ограничатся банальными «нет» или «да».

В процессе игр пользоваться только простыми командами, например: брось мяч, подними мяч. Важным также является и то, что нельзя заставлять малыша повторять, если он этого не желает. В противном случае все задания, поставленные перед ребенком, требующие от него определенных словесных действий, будут игнорироваться, и отвергаться им.

А также родителям следует понимать, что только последовательность, доброжелательность и терпимость может привести к желаемому результату.

Можно выделить следующие возможные ошибки в воспитании, в результате которых ребенок не говорит.

1. Мама не уделяет достаточного времени малышу, мало с ним читает и говорит, во время игр не рассказывает ему детских сказок.

2. Малыш подвергся стрессу: его отдали на несколько дней бабушке или отправили в садик и в итоге ребенок замкнулся. Доказано также, что стресс способен оказывать и противоположное влияние. Так в незнакомом для ребенка месте могут появиться масса впечатлений, с которыми он обязательно захочет поделиться.

3. У малыша не на должном уровне развита мелкая и крупная моторика.

4. Родители имеют привычку угадывать желание малыша по его жестам, т.е. у ребенка отсутствует необходимость учиться говорить.

5. В семье принято разговаривать на двух языках. В таком случае ребенок, понимая слова не способен разделить их по языкам. И один и тот же предмет носит несколько названий и малыш путается. Целесообразно, чтобы в течение первых 2-3 лет жизни ребенка употреблялся только один язык.

Интересное видео о развитии ребенка. Рассказывает Эксперт.

Светлана Посохина, руководитель центра раннего развития “Смышленый малыш”

Ребенок не говорит

Вот самые типичные причины молчания малыша и способы помочь малышу заговорить.

Причина 1. Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым

Если общение мамы и ребенка 2 лет строится так же как общение мамы с младенцем до года, то слова ребенку просто не нужны. Ведь общение с мамой сводится к обмену ласками, улыбками, взглядами, прикосновениями, когда всё ясно без слов. В центре внимания ребенка в таком случае – мама, как в младенчестве. Мама гладит, ласкает, говорит, какой он хорошенький — вот и всё содержание общения с ребенком. Мама угадывает каждое желание малыша по его первому звуку и взгляду и удовлетворяет все его потребности заранее, когда еще ребенок даже не попросил. Вроде бы всё хорошо, ведь мама любит малыша, понимает его, но есть одно «но» — ребенок не разговаривает и не используются эффективно возможности возраста — возраста, когда ребенку уже требуется активное знакомство с окружающим, экспериментирование с предметами. И маму уже пугают задержкой развития ребенка с плачевными последствиями.

Что делать? Для исправления создавшегося положения достаточно изменить содержание общения с ребенком, чтобы он смог перейти на следующий этап развития. И речь появится сама т.к. станет жизненно необходима малышу. Что это означает?

1.Если мы хотим, чтобы ребенок заговорил, в центре внимания ребенка должна оказаться уже не мама, а предметы. А мама будет выполнять другую роль — помогать малышу осваивать предметный мир. Различные развивающие игрушки и даже самые обычные предметы – платочек, шнурки, кастрюли, миски, вкладывающиеся одна в другую – вот что будет вызывать познавательный интерес малыша на новом этапе. Рвать, мять, бросать, вкладывать, наматывать, шуршать, катать, искать, трясти, возить, собирать. Именно в таких важных «делах» происходит рождение первых слов – «дай», «на», «не надо» и т.д.

Достаточно ли будет просто иметь такие игрушки дома? Нет! Малышу нужен партнер по игре с предметами, источник новых впечатлений, образец для подражания. И эту роль должна выполнить мама, вызвав его интерес к предметам своими действиями.

В подтверждение – данные эксперимента психологов. С детьми проводилось 15 занятий, на которых дети рассматривали две непривлекательные пластмассовые игрушки – машину и слоника. Но показывали им эти две игрушки по-разному. Машину активно демонстрировал взрослый-экспериментатор. Он ее держал в руках, показывал, как ее катать, какие у нее колесики, открывал дверцы, и при этом ярко выражал своё восхищение этой игрушкой. А вот слоник просто стоял на столе перед детьми.

Через две недели после окончания этих занятий этим же детям снова показали и машинку, и слоника, но уже вместе с другими очень яркими и привлекательными игрушками. Как Вы думаете, какие игрушки выбирали дети?

Они выбирали не новые привлекательные игрушки, а.. машинку! А слоника дети просто игнорировали. И даже на него не смотрел.

Поэтому взрослому нужно всегда быть источником новых впечатлений для малыша.

Вот ребенок бросает мяч. Покажите ему, что мяч можно не только бросать, но и катать друг другу по полу, закручивать как юлу, прятать, попадать им в ворота или в детскую баскетбольную стойку, метать в цель, передавать над головой, отбивать о пол и т.д. Это вызовет необходимость в простых словах – где, беги,дай, на, мне, тебе, не дам, моё, упал и т.д.

2.Именно взрослый создает для ребенка потребность в слове. И очень часто молчащие дети очень быстро начинают говорить, попав в другую обстановку – например, в ясли, где его не понимают с первого взгляда и приходится использовать слова.

Всегда ли нужны столь экстремальные меры? Конечно, нет. Однако взрослому нужно создавать ситуации, побуждая ребенка к говорению, делая вид, что он его не понимает. Но тут надо знать меру – важно именно побуждать к речи, а не принуждать. Расскажу о тех способах побуждения к речи, которые я использовала в общении с молчащими детьми и их родителями.

Маме на заметку:

1.Этот способ не сработает, если:

  • сразу дать игрушку, не побуждая к речи и не проявляя терпеливость,
  • эта игрушка находится в доступе ребенка, и он прекрасно может сам ее достать,
  • игрушка уже знакома ребенку или непривлекательна,

2. Если ребенок не говорит и не пытается говорить, а демонстративно топает ногами, капризничает, кусает взрослого, царапается и даже бьет маму (увы, и с таким общением мамы и ребенка пришлось встречаться) или использует другие неадекватные способы получить игрушку, то он игрушку не получает.

2. Здесь надо быть твердым, но доброжелательным и любящим – т.е. взрослый не наказывает ребенка, не давая ему желаемую игрушку, а он его просто не понимает, но при этом любит и поддерживает.

Этот способ мне пришлось использовать в работе с неговорящим мальчиком 5 лет (. ). Жили они вдвоем с мамой. Общение этого ребенка с мамой строилось так, что мальчику речь была не нужна – не успевал он поднять пальчик, как мама тут же давала ему или игрушку, на которую он показал, или вкусную еду и т.д. В садик ребенок не ходил. Дома много смотрел телевизор (телевизор не может быть партнером по игре ребенка и потому не стимулирует речь у молчащего ребенка, а просто его занимает на время).

Способ 2 – «Поручения». Если ребенок «не хочет говорить», то очень часто разговорить его помогает прием поручений. Попросите ребенка принести Вам нужную вещь, попросив ее у папы, бабушки, старшей сестры. Скажи: «Папа, дай» — говорите Вы малышу. И ребенок бежит к папе, желая Вам помочь. Мотив заговорить есть, а значит есть и шанс перестать молчать! Попросите других членов семьи почаще привлекать ребенка к подобным поручениям, требующим речи, и через некоторое время Вы заметите изменения в речи ребенка.

Другая распространенная ситуация, очень подходящая для поручения – попросите малыша позвать всех членов семьи на ужин, завтрак или обед. Скажи – «Иди, папа. Иди, деда. Иди, иди». И малыш побежит выполнять просьбу, а значит у него появится желание – мотив заговорить. Можно говорить слова с ним хором, пропевать их на мотив песенки.

Способ 3 – «Договаривание слогов». Вы говорите первую часть слова, а ребенок договаривает последний слог. Вы встречаете старшего ребенка из школы и радуетесь ему вместе с малышом: «Кто пришел?»,- спросите малыша 2 лет. И помогите ему началом ответа: «Во….». «Ва» — договаривает малыш, обращаясь к братику Вове, пришедшему из школы. Почаще привлекайте ребенка к такому договариванию конца слов, и заметите, что через некоторое время малыш сам начнет произносить эти слова уже без Вашей помощи. С детьми постарше так же можно договаривать строчки из простых стихов.

Не акцентируйте внимание родных, знакомых и самого малыша на том, что ребенку 2 года, а он не говорит. Тем более не подсмеивайтесь над ним и не сокрушайтесь при малыше. Этим Вы очень поможете малышу быстрее заговорить . Просто верьте в него и в себя и действуйте.

Что нужно знать родителям о задержке речевого развития детей, Вы найдете в видео «Задержка у детей речевого развития. Как разговорить ребенка?»

О других причинах молчания ребенка и способах преодоления ситуации – в следующих статьях рубрики «Развитие речи ребенка от 1 года до 2 лет»

Игры для детей 1 года: речевые игры для малышей, обучающие пониманию речи и говорению.

Развитие ребенка в год: развивающие игры, игрушки, упражнения. Развитие мышления, речи, движений малыша.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Ребенок не говорит

Если Ваш ребенок не говорит ни слова, говорит лишь сокращенными повторяющимися фразами или пытается разговаривать с вами, но у него ничего не выходит, следует разобраться, почему это происходит.

Прежде чем беспокоиться о том, что ваш ребенок не говорит, посмотрим на таблицу: Этапы развития речи у дошкольников. Из этой таюлицы вы увидите, что должен уметь говорить или произносить ребенок разных возрастов.

После просмотра ответьте себе на вопрос:

  • Умеет ли мой ребенок в его возрасте то, что должен уметь?
  • Если не умеет, насколько сильно он отстает?
  • Стоит ли беспокоиться или нужно подождать?

Увеличивается словарный запас.

Появляются первые вопросительные слова.

Ребенок может описать простые взаимосвязи (Когда звонит телефон, нужно взять трубку).

Может выучить песни и стихи.

Связывает много предложений в маленький рассказ. Говорит правильно.

Может рассказать о событиях.

О правильном развитии речи вам подробно расскажет статья Как научить ребенка читать и говорить. Там вы найдете методы интенсивного обучения детей речи и чтению.

Если видно, что у ребенка задержка с развитием речи или же ребенок не говорит вовсе, то следующие советы должны побудить ребенка к общению и научить выражать свои мысли.

Список приемов и далее их подробное толкование должны помочь вашему ребенку развить речь. Ребенок начнет говорить предложениями уже через неделю, главное, настройтесь и действуйте!

Как помочь ребенку, если ребенок не говорит (толкование всех пунктов смотрите ниже):

  • Распорядок дня сопровождать разговорами
  • Повторять сказанное ребенком в правильной форме
  • Не зацикливаться на постоянном исправлении ребенка, если он говорит некорректно
  • Совместно рассматривать книги с картинками и комментировать
  • Рассказывать истории и сказки
  • Рассказывать стихи, петь песни, играть в пальчиковые игры
  • Обсуждать совместный опыт
  • Дать ребенку участвовать в ежедневных делах: подготовка еды, уборка, покупки, работа в саду и огороде, ремонт вещей
  • Говорить о чувствах и переживаниях
  • Развивать радость общения (игры и занятия, развивающие радость общения уже с пеленок вы найдете в статьях о развитии детей 1-12 месяцев)
  • Поощрять ребенка сознательно слушать и прислушиваться: сказки, звуки в квартире, на улице, в лесу, различать всевозможные звуки.

Распорядок дня сопровождать разговорами.

Иногда ребенок не говорит только потому, что не знает, что и как сказать в определенной ситуации. От этого теряется и боится. Ежедневные тренировки общения помогут ребенку подобрать нужные слова в любой ситуации.

Начало дня: « Доброе утро, доченька! Посмотри за окно, какой солнечный день сегодня, на небе ни одного облака, погода хорошая. Сегодня подходящий день, чтобы пойти в парк на пикник. Ты хотела бы пойти в парк? »

Чистка зубов: « Мы поели, теперь каждый должен почистить зубы. Идем чистить зубы. Давай возьмем щетку и положим на нее немного пасты. Сначала почистим верхние зубы (чистите в процессе разговора), затем нижние. Теперь почистим зубы спереди и с боков. »

Обед: « Саша, передай мне пожалуйста соль, что стоит рядом с тобой. Спасибо.» «Как тебе суп из чечевицы? Вкусный?» «Посмотри, в супе есть не только чечевица. Что ты там еще видишь? Там есть морковка, картошка, бульон, кабачок. Кабачок узнать трудно, он разварился. »

Вам может показаться, что такие разговоры слишком нудные, но это не так. Ребенок учит множество слов и фраз, если вы с ним ежедневно говорите о простых вещах. Его словарный запас растет потихоньку, а вместе с ним отходит на второй план проблема развития речи, когда ребенок не говорит или говорит черезчур скудными фразами.

Повторять сказанное ребенком в правильной форме.

Ребенок говорит: « Мама, это деивя делает вот так (ребенок показывает руками, что дерево наклонено) »

Вы говорите: « Да, дерево наклонилось. »

Ребенок говорит в эмоциях(когда сигналит машина): « Машина би-бип и я боюсь боюсь »

Вы отвечаете: « Ты сильно испугался, когда машина засигналила? Да, она засигналила очень громко. »

Думаю, вы поняли смысл. Ваши ответы ребенку не должны быть, как вечные корректировки. Они должны повторять фразу ребенка, но в правильной форме и никаких намеков вроде «ты говоришь неправильно, нужно говорит так-то и так-то».

Совместно рассматривать книги с картинками и комментировать.

Иногда проблема того, что ребенок не говорит лежит совсем на поверхности: мало примеров из жизни для разговоров, мало разных тем, неменяющееся окружение, отсюда и скудность речи и никакого желания к разговорам. Чтобы разнообразить мир ребенка, замечательные люди – детские писатели – сочинили тысячи сказок и историй, а иллюстраторы заботливо украсили их картинками.

У вас наверняка есть книги с картинками, просмотрите их вместе с ребенком. Попробуйте говорить за героев книг разными голосами, попробуйте правдиво удивляться и обижаться (как это делают герои книг), будьте эмоциональны! Ребенку понравится такой метод чтения книг и он заинтересуется, а это огромный шаг вперед для того, чтобы ребенок заговорил.

Рассказывать истории и сказки.

Даже без книг и без картинок ребенка должны интересовать сказки. Самое лучшее время – сказки на ночь, сказки перед дневным сном или просто в промежутках между активными играми.

Выберите около 5 разных сказок, запомните их и рассказывайте ребенку. Со временем пополняйте свой запас сказок. Спрашивайте каждый раз у ребенка, какую сказку он хочет послушать.

Рассказывать стихи, петь песни, играть в пальчиковые игры.

Выучите несколько стихов и песен. Любых, не обязательно детских, но понятных и с легко улавливаемым смыслом. Все равно, где вы находитесь, начинайте рассказывать стишок или песть песенку. Со временем, даже если ребенок не говорит, он начнет пытаться повторять сказанное вами.

Придумайте или заучите стишки для таких ситуаций, как чистка зубов, мытье головы, шагание по лестницам; и каждый раз, когда вы делаете что-то с ребенком, рассказывайте соответствующий стишок.

” Помнишь ту огромную собаку сегодня в парке? Я сначала ее испугалась, а ты? Но потом она мне даже понравилась, а тебе? Ты еще помнишь, что она делала? “

Расспрашивайте с интересом, так, как будто вы впервые в жизни видели такую собаку (пусть даже это была дворняга, коих пруд пруди). Проявляйте интерес к совместно прожитому опыту, ведь для ребенка это действительно интересно и , может быть, впервые.

” Ты заметил новые качели в парке? Как они тебе? “

Даже если ребенок не говорит или говорит плохо, ему придется ответить хоть на один вопрос. И это будет очередной шаг к разговорной победе.

Дать ребенку участвовать в ежедневных делах: подготовка еды, уборка, покупки, работа в саду и огороде, ремонт вещей.

Ребенок заговорит, окунувшись в поток ежедневной информации. Ведь все домашние дела сопровождаются тысячью мелочами: подать тарелки, вытереть разлитую воду, выбрать сок в магазине, выкопать ямку, решить что где будет посажено, отделить помидоры от огурцов, ложки от вилок и тому подобное. Вы и сами не заметите, как ваш ребенок начнет говорить уже через пару недель активного участия в домашних делах.

Говорить о чувствах и переживаниях.

  • Я упала: мне больно.
  • Папа подарил мне цветы: мне приятно и весело.
  • Я поела: я сыта и больше не голодна.
  • Когда тебя ругают: ты обижеи и зол.
  • Когда мы идем в парк: ты рад и воодушевлен.

Спрашивайте ребенка об ощущениях и если он не может определить точно свои чувства, то подсказывайте ему.

Игры и занятия, развивающие радость общения еще с рождения вы найдете в статьях о развитии детей 1-12 месяцев.

Помните! Всегда, когда ваш ребенок обращается к вам, уделяйте ему внимание (научите его правильно перебивать разговор взрослых, заранее извинившись).

Поощрять ребенка сознательно слушать и прислушиваться: сказки, звуки в квартире, на улице, в лесу, различать всевозможные звуки.

Сосед стучит молотком. « Ты слышал этот стук? » Знаешь что это стучит? « Правильно, это молоток. Наверное, наш сосед затеял ремонт и теперь забивает молотком гвозди. »

« Слышишь сирену за окном? Это пожарная (скорая, полицейская) машина. »

Интересно, что дети с хорошим врожденным слухом могут запросто различить сирены разных машин: пожарной, полицейской или скорой. Тогда как не все взрослые могут это сделать.

В лесу. « Послушай, что ты слышишь? » Птичек . « Верно, это щебечут (чирикают, поют) птицы. »

Ребенок быстро научится говорить и разовьет свою речь, если с ним говорят ежедневно на всевозможные темы. Если ребенок не говорит пока, то говорите вы, спрашивайте, обсуждайте, удивляйтесь, опять спрашивайте. Если ребенок не отвечает, то попробуйте угадать его ответ, предполагайте, перебирайте варианты ответов. Скоро ребенок заговорит.

Поделитесь статьей, если она Вам понравилась:

Источники:
Консультация: ребенок не говорит
Сайт о детях и медицине, обсуждаются острые вопросы здоровья, развития и воспитания детей. Консультации от квалифицированных врачей, публикации статей.
http://www.detskydoctor.ru/com/profile/view/655/
Почему ребенок не говорит
Почему ребенок не говорит. Обзор основных причин.
http://vihra.ru/pochemu-rebenok-ne-govorit-obzor-osnovnyx-prichin/
Ребенок не говорит
Что делать, если ребенок не говорит? Почему ребенок не говорит?
http://rodnaya-tropinka.ru/rebenok-ne-govori-chto-delat-1/
Ребенок не говорит
Что делать, если ребенок не говорит. Развитие речи у дошкольников, советы и приемы.
http://kid-bum.com/stati/92-rebenok-ne-govorit