Развитие эмоций

Развитие эмоций

На базе врожденных реакций и инстинктивных схем у ребенка формируется и развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. В дальнейшем под влиянием усложняющихся социальных контактов формируются эмоциональные процессы.

Конечно самые ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями и особенностями:

– проявления удовольствия или неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т.п.,

– негативные эмоции страха и гнева.

Вначале эти проявления носят безусловный характер. Если взять в руки новорожденного ребенка и поднять его вверх, затем быстро опустить вниз, то можно увидеть, что ребенок весь сожмется, хотя он еще не имел в своей жизни опыта падения и – соответственно – воспоминаний о боли, которая может следовать за падением. Сжимание – инстинктивное реакция группирования, с тем чтобы получить минимум травм.

Первые проявления гнева также безусловны. Обычно они являются результатом сильного неудовольствия. Гнев – также имеет инстинктивное происхождение, по сути он является угрозой, предупреждением окружающим живым существам. Пусть малыш еще не способен никому причинить вреда, тем не менее его гневные интонации способны изменить поведение родителей, дать им сигнал, что что-то далеко не в порядке.

Дети довольно рано начинают понимать мимику других людей. Во многом это тоже носит инстинктивный характер. Для животных принципиально важно знать настроение другого животного. Ошибка может стоить жизни. Если животное не поймет угрожающую позу другого животного, то это закончится дракой с непредвиденным исходом. Ошибка другого рода – неумение распознать дружелюбное настроение. Существование союзника очень сильно облегчает борьбу за выживание. Поэтому у всех более-менее развитых животных заложено в инстинктах распознание враждебного, дружелюбного или нейтрального настроения.

В два-три года дети могут уже проявлять сострадание, сочувствие по отношению к другим людям, животным.

Большое значение в развитии эмоций имеет игра ребенка и его исследовательское поведение. В процессе такой деятельности ребенок сначала получает эмоции лишь от конечного результата, но постепенно у него получается получать удовольствие/неудовольствие и от самого процесса деятельности. Благодаря этому взаимопроникновению эмоций и деятельности первые обогащаются, становятся значительно разнообразнее. Также в игре оттачиваются заимствованные эмоции – те, которые раньше ребенок мог лишь наблюдать у других детей, взрослых (или в реальной жизни, или в фильмах). Так, например, к ребенку может прийти спортивный азарт или эмоции, связанные с самопожертвованием.

Эмоциональная сфера ребенка развивается и за счет развития умения предвосхищать удовольствие. Понимая, что скоро он может получить что-то приятное, ребенок приходит в хорошее настроение (то есть эмоции как бы “отпускаются в кредит”). Это тоже значительно разнообразит эмоциональную жизнь. Появляется эмоция разочарования (фрустрации): когда на смену положительным ожиданиям внезапно приходят неприятные результаты.

Со временем ребенок начинает осознавать роль воображения в возникновении эмоций. Оказывается, что просто воображая что-то можно испытать удовольствие или неудовольствие. В итоге ребенок начинает обильно фантазировать, воображая получение разного рода благ. Формируется даже своего рода зависимость от фантазий. Если в реальной жизни ребенок часто подвергается тем или иным психологическим травмам, он может совсем замкнуться, уйти в мир своих и заимствованных фантазий.

На формирование эмоций большое влияние оказывает окружение ребенка, представления этого окружения о допустимости или недопустимости тех или иных эмоций. Например, на мальчика может оказываться давление в стиле “мужчины не плачут”. Сами по себе эмоции ярости, гнева обычно не приветствуются. Под влиянием окружения ребенок учится контролировать и управлять собственными эмоциями.

Большое значение для развития личности имеют эмоции, связанные с достижением. Чем раньше ребенок испытает удовольствие от того, что сам поставил какую-то сложную цель, сам ее добился, приложив изрядно усилий, тем конструктивнее его будет развитие в целом. Ранний опыт самостоятельных достижений закладывает на всю жизнь высокий уровень мотивации достижения. Поэтому любой, даже самый строгий, родитель должен оставлять своему ребенку хотя бы маленькую лазейку для проявления самостоятельности.

Стиль воспитания вообще оказывает очень большое влияние на структуру эмоций подрастающего человека. В семьях, где принято довольно жестко наказывать за проступки, чаще вырастают дети, склонные к внезапным всплескам агрессии, ярости, гнева. В семьях, где наказания вообще не применяются, чаще вырастают дети, слабо контролирующие свои эмоции и поведение в целом, склонные к сугубо гедонистическому образу мыслей и действий.

Огромное влияние на формирование эмоций имеет усваиваемая система ценностей, этические принципы (что такое хорошо и что такое плохо). С одной стороны эмоции обогащаются за счет того, что появляются эмоции и чувства, связанные с пониманием долга, ответственности, взаимопомощи, сострадания и т.д. С другой стороны ребенок понимает, что некоторые эмоции (например обиды или зависти) сами по себе – это плохо. Просто переживая обиду или зависть, желая зла кому-то, можно тем самым совершать плохой поступок. Характер долга носит для ребенка весьма смутный характер. В своем воображении он проигрывает разные сценарии, в некоторых он поступает плохо, после чего наступает какое-то смутное возмездие. Несмотря на эту смутность, а где-то и благодаря ей, ребенок испытывает страх.

Эмоции развиваются и за счет появления эстетических чувств. Прослушивание музыки, наблюдение красивых вещей и людей с одной стороны развивает вкус к прекрасному, а с другой – обогащает эмоциональный мир ребенка. В созерцании прекрасного ребенок понимает, что удовольствие не всегда связана с очевидным (едой, питьем, забавными играми), но в нем может быть элемент загадочности.

Уже с детского сада у ребенка начинают формироваться эмоции, связанные с социальным статусом его семьи. Материальное благополучие, полная или не полная семья, должности родителей и их образ жизни – все это может быть как предметом гордости, так и стыда. В значительной мере это сказывается на формировании самооценки ребенка. При этом любые изменения в самооценке – как в большую, так и в меньшую сторону – сопровождаются выплеском эмоций, положительных или отрицательных. Сила подобных эмоций может определить характер человека, особенности его эмоциональной сферы на всю жизнь.

С приходом ребенка в школу активно развиваются когнитивные эмоции. У ребенка появляются любимые и нелюбимые школьные предметы. Радость познания может быть эпизодической, но может целиком поглотить ребенка. Успехи в обучении также очень сильно влияют на самооценку ребенка.

Развитие эмоций

Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно малоустойчивы. В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства — моральные (в процессе игр, когда ребенок приучается подчинять свое поведение общим требованиям коллектива, при слушании сказок и рассказов и т. д.), эстетические (в процессе занятий музыкой, пением, рисованием, лепкой), интеллектуальные (в связи с развитием познавательных интересов и элементарными формами учебной деятельности в старших группах детского сада).

Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается уме¬ние владеть своими эмоциями, хотя самые младшие школьники еще не могут сдерживать проявление эмоций. Обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Неумением сдерживать свои эмоции объясняется также и возникновение у детей аффективных состояний, их склонность к крат-ковременным бурным проявлениям радости и горя. Правда, такие Эмоциональные состояния у младших школьников нестойки. Дети так же легко успокаиваются, как возбуждаются.

Возникновение эмоций у младших школьников связано с кон¬кретной обстановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и пережи¬вания — все вызывает у детей этого возраста соответствующие эмоции. Всякого же рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, обычно не вызывают у них нужных эмоциональных откликов. Это важно учитывать и в учении: эмоционально окрашенные факты запоми¬наются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Поэтому эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младше ребенок, тем это положение имеет большее значение.

Учение и коллективная деятельность способствуют развитию у детей высших чувств. У младшего школьника интенсивно форми¬руются такие моральные чувства, как чувство любви к Родине, со¬чувствие к угнетенным и ненависть к их угнетателям, чувство кол¬лективизма, товарищества. Выполнение определенных обязанно¬стей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллек¬тиве. На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива.

Особенность младшего школьного возраста та, что формиро¬вание нравственных чувств часто опережает знание ребенком норм морального поведения. Школьник не всегда может объяс¬нить, почему надо вести себя соответствующим образом в той или иной обстановке, но моральное чувство, сформировавшееся на основе предыдущего жизненного опыта, нередко правильно подсказывает ему, что такое хороший или дурной поступок. Поэтому при воспитании моральных чувств детей необходимо опираться на их практический опыт морального поведения, созда¬вать условия для расширения и обогащения этого опыта.

Что касается эстетических чувств, то у младших школьни¬ков они более интенсивно развиваются в деятельности, нежели при восприятии художественных произведений. Рисуя, младшие школьники учатся видеть яркие, солнечные цвета, такие веселые, что разглядывать их приятно. Ребенок узнает, что сильное впе¬чатление производят одни сочетания цветов, например сочетание светло-зеленого с красным, а другие сочетания цветов выглядят мрачно, например сочетание черного с фиолетовым. Но при восприятии картины дети обращают внимание прежде всего на ее содержание и не видят других художественных достоинств.

При соответствующем музыкальном обучении и воспитании значительно расширяются и углубляются эстетические пережива¬ния детей, им становится понятным и содержание некоторых музыкальных произведений. Например, учащиеся II класса на вопрос учителя, какая бывает музыка о героях, отвечали: «Торже¬ственная — это когда идут в наступление, когда какая-нибудь победа; веселая — когда бойцы освобождают паши города и поют песни; воинственная — когда идут в бой; грозная — когда разгорается бой; грустная — когда бойцы хоронят своего то¬варища».

Большие возможности для формирования эстетических чувств предоставляет знакомство с природой, особенно когда это соче¬тается с изучением произведений искусства (слушанием соответ¬ствующей музыки, чтением рассказов и стихотворений, рассмат¬риванием картин и репродукций и т. д.). Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит детей лучше видеть, слышать и понимать произведения искусства.

Интеллектуальные чувства развиваются у Младших школьни¬ков постепенно. Начинается с удовольствия, которое испытывает школьник, размышляя над читаемым рассказом, с чувства удов¬летворения от выполненного задания, от удачного решения за¬дачи, потребовавшей значительного умственного напряжения. Интеллектуальные чувства у младших школьников, естественно, больше связаны с предметами, с наглядными образами и пред-ставлениями, чем с абстрактными мыслями и идеями.

В подростковом возрасте в связи с ростом самосознания и Солее высоким уровнем учебной и общественной деятельности создаются условия для существенного развития эмоционального отношения к действительности. Основная особенность — нара¬стание роли сознания в эмоциональных переживаниях и рост моральных чувств.

Важный момент в воспитании эмоций и чувств у школьников — необходимость научить их управлять чувствами, подчинять их разуму и воле, научить сдерживать гнев, бурное неудовольствие, а иногда и бурное веселье. Это достигается только тренировкой, упражнением. Путем упражнения развивается и совершенству¬ется у ребенка и чувство долга. Начинаются такие упражнения с малого: «Я должен сначала выучить урок, а потом идти гу¬лять». Это уже зачатки чувства долга.

Учитель должен стремиться к тому, чтобы ребята обогаща¬лись эмоциональными переживаниями, которые имеют положи¬тельное жизненное значение.

Упражнение чувств содействует формированию более совер¬шенных отношений человека к окружающему миру, природе и человеческому обществу.

2. Чем вызываются эмоции человека?

3. Какие физиологические механизмы определяют протекание эмоций у человека?

4. Какая разница между настроениями и аффектами?

5. Что такое стрессы?

6. Охарактеризуйте высшие чувства человека.

7. В чем состоят особенности формирования эмоций и чувств у школь¬ников?

8. Как можно использовать литературу и искусство в формирования высших чувств у школьников?

2. Постарайтесь вызвать у детей чувство удовлетворения и радости от хорошо выполненной работы или удачно проведенной с ними игры. Опишите характер протекания чувств.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам 2011 – 2013

Развитие эмоций и чувств

Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Под влиянием усложняющихся контактов формируются эмоциональные процессы. Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями.

У детей также очень рано проявляются сочувствие и сострадание. Так, двухлетний ребенок может плакать, когда ему показывают плачущего человека. Некоторые трехлетние дети чутко реагируют, когда обижают животных.

Положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно, через игру. Исследования К. Бюлера показали, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается от радости до удовольствия в момент получения результата в процессе игры, у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия.

С формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Первые представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо», связаны с личными интересами как самого ребенка, так и других людей. К началу школьного обучения у детей отмечается высокий уровень контроля за своим поведением, тесно связанный с развитием нравственных чувств (чувство ответственности, стыда).

Эстетические чувства начинают формироваться достаточно рано, источником их развития являются занятия рисованием, пением, музыкой, посещение театров, картинных галерей, концертов. Однако дошкольники и учащиеся младших классов в ряде случаев еще не могут должным образом оценить художественные произведения.

В школьном возрасте меняются жизненные идеалы, появляются новые источники проявления чувств. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их носителя. Такое развитие может проходить в трех направлениях:

1) при включении в эмоциональную сферу переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей;

2) в повышении уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств;

3) при постепенном включении в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности.

Эмоции, их развитие

Эмоции как особый класс субъективных психологических состояний, их характеристика и основные теории. Типы и особенности эмоциональных переживаний, понятие аффекта и стресса. Воспитание, формирование и развитие эмоций и чувств у человека, их роль.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Общая характеристика эмоций

Развитие эмоций у человека

Эмоции делят на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные. Самая древняя по происхождению и наиболее распространенная форма эмоциональных переживаний считается удовольствие, получаемое от органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении потребности. В свою очередь чувственным тоном ощущений считается своеобразная окраска ощущений, которая характеризует наше отношение к отдельным качествам предмета.

Эмоции также имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину и имеют множество оттенков и сочетаний. В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

Более сложными являются положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. Также эмоции различаются по интенсивности и длительности, а еще по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты. О видах эмоций поговорим ниже более подробно.

Как мы говорили выше, эмоции являются сложными психическими явлениями. Наиболее значимыми эмоциями считаются следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, сами эмоции, чувства настроения и эмоциональный стресс.

Аффект (от лат. аffectus – душевное волнение, страсть)- сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание (вспышка), которое полностью захватывает психику человека и предопределяет единую реакцию на ситуацию в целом. Достаточно часто эта реакция и воздействующие раздражители недостаточно осознаются – и это одна из причин неуправляемости этим состоянием. Одной их главных особенностей аффекта состоит в том, что эта эмоциональная реакция навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но сам человек при этом теряет чувство реальности.

Чувства – еще более чем эмоции, устойчивые психические состояния, которые имеют четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек может переживать чувство только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

Чувства играют довольно значимую роль в построении контактов с окружающими людьми. Все мы знаем, что человек предпочитает находиться в комфортной для него обстановке, а не в условиях которые вызывают негативные эмоции. Также следует сказать, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, у другого человека может вызывать негативные чувства. Это можно объяснить тем, что опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.

В зависимости от направленности чувства делятся на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства связанные с деятельностью человека).

Моральные или морально-политические чувства проявляются в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Важной особенностью этой группы чувств является их действенный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине.

Интеллектуальные чувства – это переживания, которые возникают в процессе познавательной деятельности человека, они не только ее сопровождают но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний. Интеллектуальные чувства такие как: удивление, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения являются свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов.

Эстетические чувства это эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и искусстве. Когда мы наблюдаем окружающие нас предметы и явления действительности, мы можем испытывать особое чувство восхищения их красотой, особенно глубокие переживания мы ощущаем при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, драматического и других видов искусств. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства – восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

Напоследок следует сказать, что деление чувств на группы является достаточно условным т.к. человеческие чувства так сложны и многогранны, что их достаточно трудно отнести к какой-либо определенной группе.

Страсть – это проявление сильного и устойчивого проявления к чему-либо или к кому-либо. Это достаточно сложный вид эмоциональных состояний. Она представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Изложенные выше характеристики видом эмоциональных состояний являются достаточно общими. Каждый из видов имеет свои подвиды, которые различаются по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности и др.

Развитие эмоций у человека

Одновременно с формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного сознания впервые у ребенка появляются под влиянием похвалы, одобрения а также порицания, когда ребенок слышит со стороны взрослых, что одно – можно, нужно и должно, а другое – нехорошо, и нельзя. Хотя первые представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо» тесно связанны с личными интересами как самого ребенка, так и других людей.

У детей довольно рано проявляются зачатки такого сложного чувства как эстетическое чувство. Одним из его проявлений считается удовольствие, которое дети испытывают при слушании музыки. Также к концу первого года детям могут нравиться определенные вещи, это проявляется в отношении игрушек и его личных вещей. Источником развития эстетических чувств являются занятия рисованием, музыкой, пением, посещение театров, кино, концертов.

У детей школьного в школьном возрасте меняются жизненные идеалы. С переходом ребенка в школу, с расширением его интеллектуального кругозора в качестве идеала выступают уже и другие люди (не только родные как у детей дошкольного возраста), например, учителя, конкретные исторические или литературные герои.

Эмоции играют важнейшую роль в жизни человека. На сегодняшний день уже никто не может отрицать связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Известо, что под влиянием эмоций изменятеся деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызывать нарушения в организме. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т.д. В результате одних переживаний человек краснеет, при других – бледнеет. А наше сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем души, органом чувств.

Теория Кэннона (не органические процессы вызывают эмоции, а Эмоции и Органические процессы порождаются одновременно единым источником). Кэннон обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым сильным аргументом Кэннона против теории Джемса-Ланге оказался проведенный им эксперимент, благодаря которому он обнаружил, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (X. Дельгадо).

Теория Гельгорна. Эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма:

· Положительные эмоции вызывают приток крови, усиление питания тканей – они «молодят» человека.

· Отрицательные эмоции вызывают спазм сосудов – они «старят» человека.

Концепция Арнольда. Интуитивная оценка ситуации, например, угрозы, вызывает стремление действовать, что выражается в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию «Мы боимся, потому что решили, будто нам угрожают».

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т.е. мышление и сознание.

Информационная теория Симонова(по Симонову, эмоция есть отражении мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. И выражается формулой Э = П (Ин Ис). Отечественный физиолог П.В. Симонов сформулировал данное правило согласно формуле Э = П (Ин Ис). Где:

Э – эмоция, ее качество и сила;

П – величина и специфика актуальной потребности;

Ин – информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности;

Ис – существующая информация, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия из этой формулы таковы: если у человека нет потребности, то и эмоции он не испытывает; эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные качества. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Получается, что сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.

Напоследок следует сказать, что до настоящего времени единой точки зрения о природе эмоций не существует. По-прежнему проводятся многочисленные исследования, которые направлены на изучение эмоций. Те знания, которыми сейчас обладают об эмоциях говорят об их двойственности. С одной стороны – это субъективные факторы, к которым относятся различные психические явления а также когнитивные процессы и особенности организации ценностей человека. А с другой, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эмоции – это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психологической деятельности, часть нашего «я». У каждого из нас имеются различия в глубине и устойчивости чувств. У одних людей они носят поверхностный характер, протекают легко и малозаметно у других же, чувства захватывают целиком и оставляют глубокий след после себя. Но именно это и обусловливает неповторимость конкретного человека, определяет его индивидуальность.

Также не маловажным фактом является то, что чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Также можно сделать вывод, что для всего психического здоровья человека, главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Особенно это можно отметить при воспитании младшего подростка. Когда эмоциональная сфера претерпевает переходной период от детскости к взрослому состоянию. Если в более младшем возрасте эмоциональное состояние ребенка зависимо от удовлетворения своих потребностей и оценки взрослого, то в этот период развития и становления личности подросток начинает самостоятельно контролировать свои эмоции.

Современному человеку в своих поступках часто приходится руководствоваться главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико. А всеобщее стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоционального состояния – это залог здоровья, бодрости и хорошего настроения. Радует тот факт, что эмоциями можно управлять, а при острой необходимости чтобы разрядить эмоциональное напряжение существует ряд способов.

И хоть мы не всегда осознаем этого факта, но необходимо сказать, что эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Благодаря эмоциям мы осознаем свои потребности и предметы, на которые они направлены, что безусловно очень важно для нас. А также, благодаря тому, что любая эмоция положительна или отрицательна, мы судим о достижении поставленной цели.

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – РнД., 2008.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб. 2009.

3. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь.

4. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб. 1999.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб. 1999.

Источники:
Развитие эмоций
На базе врожденных реакций и инстинктивных схем у ребенка формируется и развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. В дальнейшем под влиянием усложняющихся социальных
http://azps.ru/articles/cmmn/razvitie_emociy.html
Развитие эмоций
§ 4. Развитие эмоций и чувств у детей
http://p-lib.ru/psihologia/krutetskii/krutetskii51.html
Развитие эмоций и чувств
Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Под влиянием
http://psyera.ru/razvitie-emociy-i-chuvstv_7714.htm
Эмоции, их развитие
Эмоции как особый класс субъективных психологических состояний, их характеристика и основные теории. Типы и особенности эмоциональных переживаний, понятие аффекта и стресса. Воспитание, формирование и развитие эмоций и чувств у человека, их роль.
http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65625a3bd68b5c53a89421216d37_0.html

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou