Радость эмоция

Базовые эмоции: гнев и радость

В психологии существуют различные классификации эмоций, но в чем бы не заключались отличия между ними, есть эмоции, которые выделяют все исследователи, причисляя их к базовым. Это гнев, радость, страх, удивление и др. Это — своего рода «цвета спектра», при смешивании которых в различных пропорциях образуются все другие оттенки. Мы подробно рассмотрим две из них — гнев и радость.

Основной причиной гнева является фрустрация (лат. frustratio — «обман, расстройство, крушение планов») — психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникшими на пути к достижению цели. Основной особенностью фрустрирующей ситуации является то, что она неподвластна нашему контролю. Обстоятельства непреодолимой силы, разрушившие наши надежды, лишившие нас возможности удовлетворить свою потребность, могут быть как реальными, так и воображаемыми, но чувства, которые мы испытываем, одинаково реальны и в том и в другом случае.

Младенец, не получивший необходимой ему материнской ласки, подросток, лишенный одобрения со стороны значимых для него сверстников, менеджер, рассчитывавший на повышение, но в последний момент обойденный более ретивым коллегой, — все они испытывают фрустрацию, то есть чувство бессилия, невозможности добиться желаемого. И одной из самых частых эмоциональных реакций в таких ситуациях является гнев.

Ситуации, в которых человек не может достигнуть желаемой цели, возможны самые разные. Могут существовать объективные внешние препятствия; бывают случаи, когда сам человек не обладает какими-то необходимыми свойствами или возможностями для достижения желаемой цели (например, ему очень хочется водить автомобиль, по у пего слабое зрение, плохая координация и очень высокая тревожность); передки и ситуации, когда человек просто не может выбрать среди нескольких целей одну, чтобы направить все усилия на ее достижение. Все такие ситуации являются фрустрирующими, и каждая из них может вызвать эмоцию гнева.

Психолог К. Левин описал три основных типа внутриличностных конфликтов, в основе которых лежит проблема достижения цели, а следствием является фрустрация. В зависимости от типа конфликта фрустрация бывает более или менее сильной.

Конфликт положительных равнозначных возможностей. Самое наглядное (и одно из самых известных) описании этого конфликта дал французский философ Жан Буридан: наверняка вам знакомо выражение «буриданов осел» это несчастное животное обречено на голодную смерть, поскольку при наличии двух одинаковых охапок сена, расположенных на равном расстоянии от него, оно не в силах выбрать, какую из них предпочтительнее съесть.

К сожалению, и для такого высокоразвитого существа, каким является человек, необходимость выбрать лишь одну из одинаково привлекательных целей (при том, что обе одновременно осуществить невозможно), зачастую приводит к фрустрации, хотя (по сравнению с другими конфликтами) и не очень сильной.

Типичный пример такой ситуации — решение, на что израсходовать имеющуюся в вашем распоряжении сумму денег. Вы можете потратить на выбор какое-то время, попереживать из-за того, что у вас нет возможности осуществить все желания сразу, но в конце концов, решившись и получив что-то желаемое, вы все-таки испытаете удовлетворение.

Конфликт равнозначных отрицательных возможностей. В отличие от вышерассмотренной ситуации «буриданова осла», необходимость выбирать меньшее из двух зол чревата весьма сильной фрустрацией. Предположим, начальство на работе ставит вас перед выбором: вы должны взять на себя дополнительные обязанности или вам сократят зарплату. Вас не устраивает ни то, ни другое; помимо выбора из двух зол возможен и третий вариант — бегство, т. е. в данном случае — увольнение. Но что бы вы в итоге ни выбрали, вы будете ощущать бессилие от того, что вас принудили, поставили в безвыходное положение, и одной из самых ярких эмоций наверняка станет гнев, направленный на начальника (а может быть, и на самого себя — если вы склонны именно себя винить за то, что оказались в этой ситуации, не сумев отстоять свои интересы).

Конфликт положительно-отрицательных возможностей. Это наиболее распространенный тип внутреннего конфликта — проблема выбора, возникающая перед каждым из нас ежедневно. В большинстве случаев наши цели имеют и позитивные, и негативные стороны. Если вы согласитесь поработать сверхурочно, то получите хорошую премию — но в ближайшие недели будете сильно уставать и не сможете проводить вечера с семьей. Если возьмете ипотечный кредит — станете счастливым обладателем отдельной квартиры, но при этом в течение многих лет будете ежемесячно выплачивать значительные суммы денег.

Примеры можно приводить бесконечно, поскольку именно из таких вот выборов и состоит вся наша жизнь. Нам приходится взвешивать «за» и «против», даже когда мы выбираем утром одежду или заходим в супермаркет. Но если ежедневные бытовые решения обычно не вызывают сильных переживаний, то необходимость совершить серьезный выбор, который будет во многом определять ваше ближайшее или отдаленное будущее, может привести к столь же серьезной фрустрации.

Гнев — сильная эмоция, но, хотя это и может показаться парадоксальным, далеко не всегда осознаваемая. В силу того, что в целом гнев является эмоцией неодобряемой, большинство из нас совсем не умеют с ним обращаться: мы с детства приучены подавлять это «нехорошее» чувство и потому с испытываемым нами гневом все время происходят разнообразные превращения. Гнев «маскируется», точнее, мы принимаем его признаки за выражение каких-то других переживаний: думаем, что тревожимся, беспокоимся, стыдимся — а на самом деле гневаемся, по бессознательно.

Другой вариант — «маскируется» не сам гнев, а причина, его вызвавшая. Ведь ситуация фрустрации, вызвавшая гнев, — безвыходная, мы ничего не можем в ней изменить и злимся именно от бессилия и отчаяния. Одним из вариантов психологической защиты в этом случае может стать перенесение эмоций на что-то другое: мы будем злиться не на начальника на работе (выплеснуть свой гнев на него — вариант неприемлемый), а на собственного ребенка, который разбросал по комнате игрушки: он виноват, плохо себя ведет, нуждается в воспитании и исправлении — словом, тут можно и позволить себе побушевать, и найти якобы приемлемое основание для своего гнева. Наконец, еще один вариант — загнать гнев внутрь, обратить его на самого себя: это путь развития невроза или психосоматических заболеваний (таких, например, как артериальная гипертензия или язва желудка).

Гнев является столь порицаемой в обществе эмоцией, поскольку одно из основных внешних его проявлений в поведении — это агрессия. Агрессивное поведение может иметь самые разные формы: крайний, экстремальный вариант — физическое насилие, но гораздо чаще встречается агрессия вербальная, и тут разнообразие тоже велико — от криков и громогласной ругани до раздраженных споров и мелочных придирок. Так же велико и разнообразие форм самоагрессии, т. е. саморазрушительного поведения. Объединяет все эти формы поведения, часто совсем не похожие внешне, цель — причинить вред (моральный или физический, себе или другому), уничтожить то, что мы считаем причиной гнева, препятствием к достижению цели или виновником нарушения наших планов.

Конечно, разные люди очень по-разному проявляют гнев и агрессию. Исследователи пока не могут однозначно ответить на вопрос, является ли склонность к агрессии наследственным свойством или приобретается в процессе развития личности. Точнее, как и всегда, значение имеют оба фактора, но вот как именно они сочетаются, какие именно компоненты агрессивности обусловлены генетически, как происходит формирование агрессивного поведения в ходе развития — все это представляет почти безграничное поле для психологических исследований.

Например, психологи изучают механизмы научения агрессивному поведению. Исследования показали, что один из путей — научения на собственном опыте. Представим себе, что однажды именно агрессивное поведение помогло человеку избавиться от переживания гнева и фрустрации. Если этот путь оказался действенным еще несколько раз, то повышается вероятность того, что и в дальнейшем человек будет вести себя агрессивно — поскольку это оказалось эффективным средством разрешения его внутреннего конфликта.

Кроме того, люди учатся агрессивному поведению и на примере других людей — прежде всего это относится, конечно, к детям. Доказано, что дети, которых воспитывают агрессивные взрослые, проявляют большую склонность к агрессии, чем те, кто был воспитан в миролюбивой атмосфере.

Мы можем выражать эмоции прямо и косвенно. Прямое выражение гнева позволяет сбросить напряжение и может принести незамедлительное удовлетворение.

Мы часто слышим, что гнев нельзя подавлять, что для сохранения душевного здоровья эмоции необходимо выражать свободно и открыто. Но каждому понятно, что на практике это невозможно: если вы злитесь, потому что у вас не завелась машина, вы вполне можете позволить себе пнуть ногой колесо и витиевато выругаться — в этом случае свободное выражение эмоций действительно допустимо. Но если причиной гнева стало неадекватное поведение другого участника дорожного движения, и вы беретесь за монтировку, чтобы дать выход своим чувствам, — это, согласитесь, далеко не лучший вариант действий.

В этом случае мы обычно выражаем свой гнев косвенно. Можно просто потопать ногами и поругаться, но очень часто люди переносят гнев с вызвавшего его объекта на другой, более безопасный: выше мы упоминали об этом, приводя в пример человека, который не позволяет себе накричать на разозлившего его начальника, но выплескивает эмоции дома па якобы провинившегося ребенка.

Но есть и еще один способ: как известно, профилактика всегда эффективнее лечения, и во многих случаях в нашей власти просто не дать развиться эмоции гнева.

Осознав причину гнева, ее иногда оказывается возможно устранить. Если вас раздражает толпа хохочущих подростков в вагоне метро, вы ведь можете и не глотать готовые сорваться с языка гневные замечания, а просто перейти в соседний вагон и в свое удовольствие читать детектив, вместо того чтобы накручивать себя, размышляя о нравах современной молодежи.

К сожалению, гораздо чаще причина гнева не поддается устранению. Однако существуют методы, помогающие взять под контроль собственное раздражение, неприязнь и гнев: не подавить уже развившиеся эмоции, а постараться изменить свое отношение к ситуации таким образом, чтобы ощущения фрустрации и гнева не возникало.

Вот один из возможных методов контроля над гневом:

  1. Осознайте, испытываете ли вы на самом деле гнев. Возможно, на самом деле это страх, стресс, стыд или усталость.
  2. Попробуйте встать на место человека, вызвавшего ваш гнев, увидеть ситуацию его глазами.
  3. Обдумайте сложившуюся ситуацию, попробуйте поговорить с собой в позитивном тоне. Возможно, вы увидите в этой ситуации что-то смешное. Чувство юмора — очень эффективное средство даже против сильного гнева.
  4. Выслушайте своего противника.
  5. Когда настанет ваша очередь говорить, попытайтесь почувствовать уважение и положительный интерес к противнику: стремитесь привлечь его на свою сторону, а не «победить», унизив и подчинив насильно.
  6. Старайтесь не отвлекаться от той темы, которую обсуждаете: стоит вам погрузиться в воспоминания о прежних обидах и претензиях, как контролировать свое эмоциональное состояние станет значительно труднее. Соблюдайте но возможности принцип: за один раз — одна проблема.

Обращайте внимание на свое физическое состояние, научитесь определять изменения в своем самочувствии, которые служат признаками гнева. Почувствовав эти «симптомы», остановитесь, сосчитайте до десяти, контролируя ровное и глубокое дыхание, чтобы успокоиться. Если есть такая возможность, давайте выход гневу посредством физических упражнений. При интенсивных переживаниях в организме вырабатывается дополнительная энергия, которую желательно использовать — и лучше всего именно в форме здоровой физической активности.

Освоите несложный комплекс релаксационных упражнений: это могут быть дыхательные приемы или упражнения на мышечную релаксацию, построенные на чередовании напряжения и расслабления самых разных мышц тела.

Эта эмоция знакома нам, к счастью, ничуть не меньше, чем гнев, но дать ей научное определение, как ни странно, намного труднее. Примерно ее можно описать как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия.

Как и другие базовые эмоции, радость — преходящее, временное переживание. Более длительное ощущение радости принято называть счастьем, хотя и неспециалисту понятно, что счастье — нечто намного большее, чем просто «хорошее настроение и ощущение удовольствия».

Порой может показаться, что психологи все свое внимание уделяют только проблемам — исследуют всевозможные отклонения, нарушения, ищут способы их коррекции. Это не так. Ведь если цель практической психологии — помочь человеку стать более счастливым, то нужно не только представлять себе все препятствия на пути к этой цели, но и, так сказать, пункт назначения. Иными словами, нужно знать, что это такое — человек счастливый. Так что изучение счастья, особенностей душевно благополучных, гармоничных людей — это очень значимая часть психологической науки.

Например, американский психолог Фридман изучал связь между ощущением счастья и стилем жизни человека. Он исходил из предпосылки, что радость — эмоция кратковременная, а на протяжении длительного периода ее может испытывать только тот человек, который ощущает общую удовлетворенность жизнью и душевный покой.

Так, если вы выиграете миллион в лотерею, это еще не дает гарантию того, что отныне вы будете счастливым человеком: чувство радости в момент выигрыша и некоторое время после него будет, конечно, неописуемо сильным, но дальнейшие ваши реакции и настроение будут зависеть от ваших личностных особенностей и от того, какой стиль жизни уже был привычен вам к моменту выигрыша. Если вы человек тревожный, постоянно испытывающий стрессы, то внезапное богатство после первой эйфории, вероятно, лишь усилит вашу тревожность — ведь конфликты, связанные с выбором и достижением целей, останутся при вас.

Итак, эмоция радости — меньше, чем счастье, но больше, чем просто ощущение удовольствия. Последнее приносят нам простые чувственные ощущения — например, вкусовые или осязательные. Удовольствие совсем не обязательно сопровождается переживанием радости. Согласитесь, вкусный ужин доставляет большое удовольствие, но мы редко говорим, что радуемся ему.

Как правило, люди довольно хорошо представляют себе, что именно может принести им удовольствие (и, соответственно, что его не доставляет). Эмоция радости отличается от ощущения удовольствия, в частности, тем, что она гораздо более неуловима: определить, что именно принесет человеку радость, каким-то образом «запланировать» радостное переживание удается далеко не всегда. Когда нам хочется получить удовольствие, мы покупаем себе шоколадку или отправляемся за город, чтобы поваляться на пляже под ласковым солнышком, но, согласитесь, «организовать» радость — задача намного более трудная.

Как предполагают некоторые психологи, радость — это, как правило, не прямое следствие наших действий, а, скорее, некий побочный продукт стремления к цели.

У маленького ребенка вызвать эмоцию радости гораздо проще, чем у взрослого человека. Первая младенческая улыбка — это улыбка радости, которую ребенок испытывает, когда видит лицо матери (или других взрослых). Психологи называют эту улыбку «социальной», поскольку она появляется при общении людьми, а не в ответ на какие-то внутренние раздражители. И тот факт, что первая радость в жизни любого человека связана с другими людьми, подтверждает, что наиболее надежным источником радости для нас являются отношения с окружающими.

Чуть позже, по мере развития ребенка, у него появляется и другой источник радости: он испытывает эту эмоцию, когда ему удается чего-то добиться — дотянуться до игрушки, построить высокую башню из кубиков, впервые проехать на велосипеде и не упасть, получить самую главную роль в спектакле на детском утреннике… Словом, одним из основных источников радости становится радость от достижения. Кстати, исследования показывают, что радость переживается человеком острее и ярче, если ей предшествовали неудачи. Преодоление препятствий, как реальных, так даже и воображаемых, приносит большую радость.

Итак, позитивное взаимодействие с людьми, удача в достижении цели, в преодолении препятствий — вот основные источники радости. Эта эмоция тесно связана с чувством самоудовлетворения, самоуважения, уверенности в себе. С другой стороны, испытывая радость, человек распространяет хорошее отношение к себе и на окружающий его мир.

Как мы уже отметили, радость нельзя запланировать и достичь ее намеренно, т.е. нельзя поставить перед собой цель — испытать радость — и достичь этой цели сознательным усилием. Но зато мы можем ставить перед собой цели, достижение которых будет сопровождаться переживанием радости. Это различие достаточно важно, хотя, возможно, и неочевидно. Но осознать его нужно, потому что если мы будем просто стремиться к радости, нас поджидает разочарование.

Люди работают, чего-то добиваются, прилагают усилия и преодолевают препятствия, учатся, приобретают новые навыки, налаживают отношения с другими людьми… Все это не для того, чтобы «порадоваться», а потому, что им интересно то дело, которым они заняты, или потому, что они считают необходимым заканчивать начатое дело, стремятся повысить уровень мастерства, приобрести знания, добиться материального благополучия и т. д.

Достижение поставленных целей вознаграждается чувством успеха, реализации, воплощения своих возможностей и способностей — и очень ценным побочным продуктом этого чувства является радость. Таким образом, не имея возможности вызывать эмоцию радости преднамеренно, человек все же властен строить свою жизнь таким образом, чтобы переживать ее чаще.

Как нарисовать эмоцию Радость

Радость – одна из героев мультфильма «Головоломка». Однако она не обычный персонаж, а эмоция, которая вместе с другими управляет мыслями и действиями девочки-подростка.

Эта эмоция, как и положено, просто источает свет и лучится энергией. Простая пошаговая инструкция расскажет, как нарисовать Радость. С ее помощью у каждого, даже не самого опытного художника, этот персонаж получится живым и симпатичным. Радость одета в платье солнечного цвета, а ее волосы имеют синий оттенок. Она всегда готова к новым открытиям и принимает все, что происходит с ее хозяйкой, с большим оптимизмом. Возможно, она станет главной эмоцией девочки.

  • Шаг 1 из 7
  • Шаг 2 из 7
  • Шаг 3 из 7
  • Шаг 4 из 7
  • Шаг 5 из 7
  • Шаг 6 из 7
  • Шаг 7 из 7
  • Раскраска Эмоция Радость

Радость как эмоция

Пытаясь определить сущность радости, психологи испытывают значительные затруднения. Поэтому некоторые из них идут в ее понимании от противного – чем она не является. Радость не сводится к чувству сенсорного удовольствия – эмоциональному тону ощущений, так как он локализован по органам чувств, в то время как радость не имеет локализации, она захватывает весь организм. Радость и эмоциональный тон возникают на разных уровнях эмоциональной сферы.

Радость определяется как активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Хотя радость и отделяют от веселья, однако различие между ними трудно поддается определению. Так нерезко выраженное переживание радости может быть без веселья («тихая радость»), в то же время и веселье может быть без наличия радости, хотя очень часто радость является поводом для веселья. Радость сопровождается переживанием удовлетворенности самим собой и окружающим миром. Очевидно, это и является ее главной отличительной чертой. Поэтому радость определяют как сильное удовлетворение.

Если говорить о субъективном переживании, то радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно позитивное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. При радостном переживании душа и тело пребывают в состоянии релаксации или игры. Например, ребенок не испытывает ни психологического, ни физического стресса, он беззаботен, он чувствует себя легко и свободно. Даже движения его становятся легче и уже сами по себе приносят ему радость.

Все эти ощущения, составляющие суть радостного переживания ребенка, воспроизводятся в переживании взрослого человека. Когда мы радуемся, мы становимся увереннее в себе, начинаем понимать, что живем не напрасно, что наша жизнь преисполнена глубокого смысла. Мы чувствуем себя любимыми, нужными, мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что преодолеем любые трудности.

Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет нам восхищаться и наслаждаться им. Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии, воспринимает людей в их лучших проявлениях. Он склонен скорее получать удовольствие от объекта, наслаждаться им, нежели анализировать и критически осмыслять его. Он воспринимает объект таким, каков он есть, не стремясь улучшить или изменить его. Он воспринимает объект как часть мира, чувствует свою близость, причастность к нему, а не отдаляется, чтобы «опредметить» его. Объект воспринимается человеком как продолжение, расширение его собственного «Я». Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Радость – это не просто позитивное отношение к миру и к себе, это своеобразная связь между человеком и миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру.

Известно, что радость часто сопровождается ощущением энергии и силы. Возможно, это ощущение нельзя назвать интегральной составляющей радостного переживания, но личный опыт и данные экспериментальных исследований говорят нам о том, что оно является существенной частью эмоции радости. Исследования выявили устойчивую положительную связь между показателями по шкале радости и показателями по шкале энергии. Ощущение энергии, сопровождающее радостное переживание, вызывает у человека чувство компетентности, уверенности в собственных силах.

Радость может быть следствием творческого успеха, но вовсе не обязательно ему сопутствует. Она возникает не только по поводу удовлетворения желания, достижения цели, но и по поводу предвидения удовлетворения желания (предвкушения). Впрочем, разница между этими двумя случаями небольшая. В последнем случае радость возникает как следствие уже свершившегося в мыслях желаемогособытия. Именно поэтому человек может испытывать радость и при мечтаниях, грезах.

Характерным для радости является ее очень быстрое возникновение, чем она приближается к аффекту. Не случайно радость определяют как реакцию на неожиданное получение чего-то приятного, желанного. Чем неожиданнее успех и чем дольше он ожидаем, тем больше радость по его поводу.

Однако бывает радость (торжество) и со знаком минус – по поводу неудачи соперника, конкурента, к которому человек испытывает неприязнь, и называется злорадством(злобной радостью). Некоторые дети, а порой и взрослые смеются над неудачами других людей. Это смех издевки, которая представляет собой комбинацию радости и презрения. Издевательства могут иметь чрезвычайно негативные последствия для того, на кого они направлены, – человек, все время подвергающийся осмеянию, начинает проявлять враждебность, его поведение становится неконструктивным. С другой стороны, и у того, кто получает удовольствие только от неудач другого, кто радуется только чужим ошибкам и провалам, тоже может развиться серьезное психологическое расстройство.

Если поводом для радости служит победа над ближним, если она является единственным источником радости, то это, опять же, может свидетельствовать о серьезных психологических проблемах. Радость победы – это прекрасное, чудесное переживание, но только в том случае, если эта победа одержана над самим собой, если это личный триумф, связанный с достижением важной, значимой цели. Но если единственным источником радости становится возможность взять верх над ближним, то такая стратегия может стоить человеку физического и душевного здоровья.

Радость легко распознаваема, о ее наличии свидетельствуют улыбка и смех. К. Г. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости. Она сопровождается возбуждением двигательных центров, приводящим к разряду моторного возбуждения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопание в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

Улыбка и смех как признаки удовольствия и радости обнаруживаются уже у новорожденного ребенка и сохраняются относительно неизменными на протяжении всей жизни человека. Человек научается улыбаться по самым разным поводам и самым разным образом, в зависимости от повода, вызвавшего улыбку. Однако истинная улыбка радости почти всегда одна и та же, как на лице новорожденного младенца, так и на лице пожилого человека.

Эмоция радости имеет важное социальное значение. Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее, и это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования взаимной эмоциональной привязанности. В младенчестве и раннем детстве чувство эмоциональной привязанности имеет необыкновенно важное значение для нормального развития ребенка, так как обеспечивает ему чувство безопасности. Если ребенок знает, что мать всегда рядом, что она в любой момент придет ему на помощь, он обретает чувство уверенности, которое так необходимо для развития познавательно-исследовательской активности.

Эмоция радости имеет позитивное значение не только для формирования взаимной привязанности между родителями и ребенком, но и влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Радостные переживания полезны и благотворны для человеческого организма. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию. По свидетельствам многих людей, перенесших то или иное заболевание, радостные переживания ускоряют процесс выздоровления. Клинические исследования показывают, что отсутствие положительной социальной стимуляции, служащей источником позитивных эмоций интереса и радости, может вызывать у человека серьезные психические и физические нарушения.

Чрезвычайно показательными являются результаты исследования психолога К. Изарда по изучению причины и следствия эмоции радости, в котором приняли участие около 130 студентов колледжа:

1. Удовольствие – 31,5;

2. Возможность отрешиться от проблем и конфликтов, расслабленность, ощущение комфорта – 26,9;

3. Уверенность в себе, успешность – 25,4;

4. Ощущение, что тебя принимают, что ты нужен, что ты можешь что-то дать другим людям – 11,5;

5. Другие чувства – 4,6.

1. Мысли о приятных, счастливых событиях – 26,9;

2. Мысли о конкретном человеке или конкретной деятельности – 23,8;

3. Мысли об определенных действиях других людей – 21,5;

4. Мысли о своих способностях, о своем успехе – 12,3;

5. Мысли о благополучии в будущем – 6,2;

6. Мысли о том, что тебя принимают, что в тебе нуждаются, что ты можешь что-то дать другим людям – 3,8;

7. Другие мысли – 5,4.

1. Занятия любимым делом – 32,3;

2. Успешное выполнение дела – 28,5;

3. Помощь людям – 14.6;

4. Действия, выполняемые совместно с определенным человеком – 11,5;

5. Исполнение долга – 6,9;

6. Стимулирующая и возбуждающая деятельность – 4.6;

7. Другие действия – 1,5.

1. Удовольствие-радость – 51,1;

2. Чувство облегчения, расслабленности, покоя – 27,7;

3. Уверенность в себе, в успехе – 5,8;

4. Интерес-возбуждение – 5,1;

5. Желание разделить радость с другими – 2,9;

6. Чувство здоровья, активности, энергичности – 2,9;

7. Чувства по отношению к определенному человеку или деятельности – 1,4;

8. Другие чувства – 2,9.

1. Приятные, счастливые мысли – 40,9;

2. Мысль о том, что «жизнь – хорошая штука» – 16,8;

3. Мысли о любимых вещах и занятиях – 13,9;

4. Мысли о радостном событии – 9.5;

5. Мысли, связанные с чувством уверенности в себе – 4,4;

6. Мысли о том, что другие разделяют твою радость – 4,4;

7. Чувство благодарности – 3,6;

8. Мысли о достигнутых успехах – 2,9;

9. Мысли о конкретном человеке или деятельности – 1,4;

10. Другие мысли – 2,2.

1. Занятие любимым делом – 27,7;

2. Выражение радости вербально или физически – 19,0;

3. Разделение радости с другими, дружелюбные поступки – 13,1;

4. Действия, нацеленные на продление радости – 9,5;

5. Беззаботность, беспечность – 6,6;

6. Усилия, направленные на успешное выполнение дела – 4,4;

7. Действия, исполненные тихой радости – 2,9;

Радость эмоция

Рассмотрим вариант схемы возбуждения эмоции радости в качестве реакции на восприятие ранее потерянного объекта, вызвавшего огорчение от своей потери.

Второй случай. Здесь эмоция радости вызывается усилением положительной оценки объекта. Носитель ест пирожное, вкус которого ему известен, но теперь оно приготовлено по новому рецепту и имеет более сильный положительный вкус. Здесь схема сравнения оценок и.п. сравнит запомненную и реальную оценки объекта и даст сигнал на возбуждение эмоции радости силой равной, например, разности оценок.

Отметим, что мотив эмоции радости может быть самостоятельным мотивом вторичного побуждения, направленным на переживание положительной эмоции. При представлении объекта, записанного в этот мотив, ячейка с кодом объекта, сверив свою запись с кодом в шине данных, разрешит передать из его группы ячеек в канал мотива силу пережитой эмоции. Из канала она будет передана на нейроны эмоции радости, но с сигналом определяющим их слабое возбуждение, эмоция будет представлена. Она имеет свой регистр в схеме сравнения побуждений, и будет побуждать к действиям, приводящим к сильному переживанию эмоции, т.е. представляемый объект из её мотива станет целью носителя, если этот мотив станет работающим. Рыбак, представив пойманную им ранее рыбу, захочет снова отправиться на рыбалку. Здесь "захочет" значит, что он представит радость испытанную ранее при ловле рыбы.

Эмоция радости имеет и "рабочий" смысл. В процессе ловли рыбы рыбак будет испытывать радость при поимке рыбы, но в промежутке между пойманными рыбами он будет представлять пережитую эмоцию радости и это будет побуждением к её реальному переживанию при поимке следующей рыбы. Это будет заставлять рыбака продолжать ловить рыбу, что объективно способствует его выживанию и выживанию его рода, особенно в примитивных обществах, в которых и происходило формирование сознания человека.

Голодный охотник отправился на охоту. Он увидел оленя и стал подкрадываться к нему. Олень убежал в кусты, охотник потерял его из вида и пережил эмоцию огорчения от потери объекта. Затем он снова увидел оленя и испытал эмоцию радости от нахождения ранее потерянного объекта. При этом охотник начинает испытывать положительную эмоцию азарта, которая является дополнительным стимулом к достижению данного объекта. Эмоция азарта вызывается чередованием возбуждения эмоций огорчения и радости от потери и обретения одного объекта как конкретного, так и объекта данного вида. Охотник может видеть как одного оленя, так и каждый раз нового, но определение видовой принадлежности объектов – это отдельный вопрос.

Обратим внимание на то, что поведением носителя управляет эмоциональное побуждение прямо не связанное с физиологическими мотивами, не возбуждаемое от их рецепторов. Первичным источником эмоции является схема и.п., а текущим источником являются триггеры её регистра. Эмоциональное побуждение, имея большую силу, чем источники определяющие её силу, повышает статус работающего мотива, его способность получить свою цель. Она предотвращает разброс в действиях, хаотичную смену целей в сложной ситуации и обеспечивает направленность действий на достижение одной цели, что повышает вероятность их успешности. В сознании носителя есть и другие эмоции выполняющие схожие функции.

Устранение побуждения происходит тогда, когда появляется любое более сильное побуждение. Оно не только блокирует регистр азарта, но и подаёт сигнал на выключение триггеров регистра азарта, т.е. выходы всех мотивов из схемы сравнения побуждений подают сигнал на входы В триггеров этого регистра.

Можно задать постоянно действующий мотив эмоции азарта состоящий из регистра и канала связи, с которым соединены группы ячеек памяти мотива. В мотив можно записывать коды объектов, вызвавших азарт, и силу эмоции. Ячейки с кодами объектов соединены с шиной данных и постоянно сравнивают свой код с кодом в канале. Тогда каждый раз, увидев такой объект, носитель переживёт эмоцию азарта. Можно дополнить запись кодом мотива и кодом действия (действий), а схему передачи силы эмоции на её регистр дополнить проверкой работающего мотива, кода действия и кода цели. Тогда носитель почувствует азарт, увидев такой объект при работе данного мотива и выполнении определённых действий, если этот объект является целью. Охотник почувствует азарт на охоте сразу как только увидит оленя и не почувствует его увидев оленя в зоопарке.

"Интеллектуальный" носитель отправляется на охоту сытым, предвидя будущий голод. Его поведение имеет особенности определяемые способностью интеллекта управлять процессами чувственной сферы, но базовые схемы чувственной сферы, описываемые выше, не изменяются.

Источники:
Базовые эмоции: гнев и радость
В психологии существуют различные классификации эмоций, но в чем бы не заключались отличия между ними, есть эмоции, которые выделяют все исследователи, причисляя их к базовым. Это гнев, радость, страх, удивление и др. Это — своего рода «цвета спектра», при смешивании которых в различных пропорциях образуются все другие оттенки. Мы подробно рассмотрим две из них — гнев и радость.
http://stimulas.ru/motivators/bazovyie-emotsii-gnev-i-radost.html
Как нарисовать эмоцию Радость
Как нарисовать Радость. Простая пошаговая инструкция расскажет, как нарисовать Радость.
http://deti-online.com/risovanie/kak-narisovat-emociyu-radost/
Радость как эмоция
Пытаясь определить сущность радости , психологи испытывают значительные затруднения. Поэтому некоторые из них идут в ее понимании от противного – чем она не является. Радость не сводится к
http://www.b17.ru/article/2301/
Радость эмоция
Рассмотрим вариант схемы возбуждения эмоции радости в качестве реакции на восприятие ранее потерянного объекта, вызвавшего огорчение от своей потери. Второй случай. Здесь эмоция радости
http://www.inftech.webservis.ru/it/ii/books/book001/11g.htm