Психология лица

Психология лица

В основе содержания данного учебно-методического пособия лежит проблема диагностики умственной отсталости и ранней психологической помощи лицам с умственной отсталостью; рассмотрение вопроса о специфических закономерностях психического развития умственно-отсталого ребёнка; проблема когнитивной деятельности, эмоциональной и личностной сферы у названной категории лиц и возможность их социальной адаптации.

Объектом изучения являются лица с умственной отсталостью.

В пособии рассматриваются следующие аспекты: умственная отсталость как тип отклоняющегося развития, история выделения данной категории детей, её причины и основные формы, ядерные признаки и степени умственной отсталости, роль Л.С. Выготского в определении психологической сущности умственной отсталости. Динамическая теория детского слабоумия К. Левина. Особенности двигательной сферы, мыслительной деятельности и речи умственно отсталых детей и подростков, своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти, эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью.

Особое внимание уделяется вопросам трудового воспитания и социальной адаптации умственно отсталых лиц, а также вопросам диагностики и ранней психологической помощи.

Большое внимание уделяется профессиональной деятельности специального психолога и олигофренопедагога, так как она направлена на обучение и воспитание, организацию психолого-педагогического сопровождения лиц со стойким нарушением интеллекта. Задача педагогического вуза в подготовке специалистов данного профиля заключается в формировании глубоких теоретических знаний по базовым дисциплинам, среди которых значительная роль отводится психологии лиц с умственной отсталостью.

Психология человека по чертам лица

Умение определять по лицу человека его душевные качества, или физиогномика, – навык, безусловно, полезный. Ошибочно полагать, что это прерогатива психолога: чтение по чертам лица помогает в построении эффективных коммуникаций руководителям, кадровикам, педагогам, адвокатам, политикам, журналистам и всем тем, чья деятельность предполагает постоянное взаимодействие с людьми. Психология человека по чертам лица – ценные сведения, с помощью которых легче находить точки соприкосновения с оппонентами, избегать конфликтов и контролировать эмоции.

Предварительная оценка человека без возможности увидеть его «в деле» наиболее применима в поиске кадров, когда все сведения о кандидате ограничиваются его красочной саморекламой – резюме. Не зря многие работодатели и рекрутинговые агентства требуют прикрепить к нему фотографию. По чертам лица можно выудить гораздо больше информации, чем указано в описании самого себя: темперамент, склонность к лидерству, предпринимательству, способность мыслить творчески. Уже по совокупности результатов такой оценки и указанных человеком достижений принимается решение о его профпригодности.

Лицо – это визитная карточка человека, несущая основную информацию о его поведенческом типе. Лицо прямоугольной формы, при котором ширина лба уравновешена шириной челюсти, говорит о целеустремленности, рассудительности и незаурядном организаторском таланте.

Квадратная форма лица выдает решительность, нередко граничащую с бессердечностью. Такие люди мечтают о лидерстве, однако ввиду их малой гибкости и неспособности быстро соображать, часто остаются лишь хорошими исполнителями.

Треугольное лицо, когда широкий лоб и выдающиеся скулы завершаются книзу узким острым подбородком, говорит о неразвитой чувствительности и вследствие этого отсутствии чувства преданности. Такой человек довольно лукав и имеет большую склонность к предательству. Но лицо-треугольник может свидетельствовать о незаурядной одаренности своего обладателя.

Трапециевидная форма лица вбирает много качеств треугольной, но они смягчены. Скорее, это некая смесь прямоугольника и треугольника. От первого обладателю такого лица досталась чувствительность и дух борца, от второго некоторая хитрость, появляющаяся, скорее, в виде гибкости мышления и изворотливости.

Круглое лицо во все времена было символом добродушия и миролюбия. Такие люди выдвигают на первый план собственный комфорт, и подводят под него все остальные побуждения. Обычно они не стремятся к лидерству и славе, однако не лишены и некоторого честолюбия.

С точки зрения психологии наиболее уравновешенные характеристики имеет человек с округлым его кончиком и симметричными, хорошо оформленными крыльями. Все, что выходит за пределы гармоничности дает представление о характерных особенностях обладателя.

Удлиненный нос говорит о выраженной индивидуальности, костистый длинный – о высокомерии и гордости, короткий – об оптимизме и простодушии, а вздернутый кончик – признак любознательности, дотошности и склонности к саморазвитию. Если кончик носа раздвоен, значит, человек относится к робкому десятку, заостренный книзу принадлежит натурам подозрительным и хитрым, а полный округлый кончик выдает сердечного добряка. Маленькие ноздри говорят об уступчивости владельца, а слишком широкие – о его своеволии и несдержанности.

Глаза человека по праву считаются самой правдивой частью его лица. Потому и прячут взгляд люди, стремящиеся укрыть от посторонних свои эмоции. Считается, что наиболее точную информацию выдают глаза людей, перешагнувших рубеж среднего возраста.

Большие глаза с выразительной радужной оболочкой и открытым взглядом принадлежат живым, переменчивым, эмоциональным натурам, нередко склонным к лидерству. Маленькие, напротив, выдают угрюмость и замкнутость, но наравне с этим и консерватизм, который долго способен удерживать человека на выбранной стезе.

Увеличенная радужка – символ уравновешенности и спокойствия, однако такие люди не предприимчивы и не любят изменений. Слишком маленькая принадлежит особам с разбалансированной психикой, которым трудно строить взаимоотношения. Такие личности часто бывают неудовлетворенными существующими правилами и устоями.

Гораздо больше информации считывается по посадке глаз. Наиболее благоприятный знак – это глаза, расположенные на одной горизонтали. Скос внешних уголков книзу выдает уравновешенную, но ведомую натуру, доверчивость которой может сослужить ей плохую службу. Скос глаз кверху сигнализирует о способности быстро принимать решения и извлекать максимум выгоды из сложившейся ситуации. Морщинки, разбегающиеся от внешнего уголка глаз, – признак проницательности и хитрости. Они выдают добрую, но непостоянную особу.

Как и любой волосяной покров, брови во многом обязаны своей густотой, формой и выразительностью гормональному балансу человека, который столь же прямым образом влияет и на темперамент. Так, сбалансированные по своей форме и густоте брови свидетельствуют о таком же уравновешенном эмоциональном складе. Довольно сложно идентифицировать таким образом женщин ввиду широких возможностей коррекции бровей, чем слабый пол охотно и пользуется.

Если внешние концы бровей загибаются вверх, человек слывет мужественным и великодушным. Опущенные же вниз брови выдают натуру застенчивую и нерешительную. Высоко поднятые брови принадлежат целеустремленным людям, а низко расположенные, наоборот, свидетельствуют о безынициативности. Редкие, неоформленные брови говорят о нехватке внутренней энергии, а короткие, но густые – о взрывном характере. Брови, соединяющиеся на переносице по южному типу, свидетельствуют о непримиримом доминировании, силе характера и неуступчивости как для мужчин, так и для женщин.

Рот – это самая подвижная часть лица, которая реагирует на окружающий фон в первую очередь. Поэтому по нему целесообразнее всего получать информацию о сиюминутных переживаниях человека, нежели общую. Даже если человек умеет обуздывать свои эмоции, первичная реакция его губ окажется быстрее его силы воли и мгновенно отразит смятение. Однако преобладание тех или иных реакций в течение жизненного пути накладывает отпечаток и на форму губ в целом, которая также может охарактеризовать темперамент и стиль жизни обладателя.

Маленький рот – вестник слабого характера. Жизнь такого человека похожа на постоянную борьбу за выживание. Большой рот выдает дерзкого, смелого человека, склонного к чрезмерности как действий, так и эмоций. Тонкие губы – признак мелочной принципиальности, а полные – эмоциональной экспрессивности. Более полная нижняя губа свидетельствует об умении убеждать оппонента и об эгоистичности, а верхняя – о нерешительности. Ложбинка по центру верхней губы – признак творческого подхода к обустройству собственного комфорта. Человек с такой формой губ имеет потенциал в проектировании и дизайне.

По форме и умению держать подбородок часто судят о том, насколько человек стессоустойчив в критической ситуации и как быстро оправляется от ее последствий. Инстинкт выживания хорошо развит у людей с мощным и четко очерченным подбородком. Они уверены в себе и несгибаемы. В противовес непропорционально маленький подбородок выдает личность уязвимую, особенно к критике. Такие люди склонны не преодолевать трудности, а уходить от них.

Человека с выдающимся вперед подбородком нелегко сбить с пути или запугать. Он будет до последнего сохранять верность своим убеждениям. Скошенный назад подбородок, наоборот, выдает склонность к компромиссам. Такие люди вряд ли способны бросить вызов, а, скорее, предпочтут достичь консенсуса или мягко уклонятся от споров.

Круглый подбородок как элемент круглого лица принадлежит гармоничной добродушной особе, наделенной тонким чувством сопереживания. Такие люди часто демонстрируют альтруизм. Люди же с квадратным подбородком – идеалисты, они нацелены на добросовестное выполнение возложенных на них функций в соответствии с собственными идеалами. Заостренный подбородок, особенно непропорционально длинный, выдающийся вперед, имеют люди самостоятельные, авторитарные, не приемлющие командования. Для них главное – добиться поставленной цели, а какими способами – никого не должно волновать.

Обратив внимание на положение уха относительно горизонтали бровей, можно судить если не об интеллекте, то хотя бы о способности человека к обучению. Чем выше уши расположены над бровями, тем выше умственные способности человека, соответственно, переквалифицировать или быстро ввести в курс дела человека с низко посаженными ушами будет затруднительно. О мудрости также судят по большой мочке уха, а вот мелкая, неоформленная, может свидетельствовать о несбалансированной личности, без определенных целей в жизни, ведомой попутным ветром.

Внутренний ободок уха больше рассказывает об экспрессивности характера. Чем больше он выдается над внешним, тем менее сдержан человек, тем сложнее ему контролировать свои эмоции. Также по доминированию внутреннего ободка уха можно говорить о более развитом интуитивном восприятии мира, а внешнего – о практичности человека и его склонности к логическому анализу.

Большие уши выдают альтруизм, они словно готовы выслушать, в то время как маленькие чаще всего принадлежат особам более эгоистичным либо недоверчивым, которых сложно убедить вербально, без демонстрации наглядных примеров.

Несмотря на такой богатый спектр ассоциативных признаков, их нельзя рассматривать по отдельности, индуктивно рисуя общий психологический портрет. Психология человека по чертам лица, в первую очередь, оценивается по его балансу, а уже после анализируются наиболее «выпадающие» из него черты. Часто, будучи взятыми по отдельности, они могут казаться неправильными и невыразительными, однако в совокупности быть пропорциональными, словно подобранными друг под друга, делая лицо гармоничным. Это куда больше чем отдельное изучение каждого фрагмента говорит о целостности личности, свойстве более важном, нежели локальные качества, вырванные из общего поведенческого контекста.

Успешная лига

саморазвитие, самопознание, самореализация.

Мы часто судим о характере и настроении человека по его мимике. Мы фокусируем внимание на лице собеседника, чтобы понять и оценить человека, распознать его истинные намерения. При этом мы обращаем внимание в первую очередь не столько на черты лица, сколько на мимику.

Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и больше 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика и т. д.) каналам.

Для правильного понимания говорящего оценивать произносимое желательно в неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других «сопроводителей» общения, доводя свое восприятие до некоторой завершенности.

Многие мимические движения мы осуществляем сознательно, стремясь выразить или подчеркнуть то или иное настроение: улыбаемся в знак доброго отношения, хмурим брови, чтобы продемонстрировать недовольство и т. п. Однако во всех подобных случаях лицевые мышцы осуществляют те же самые движения, которые и без сознательного контроля выступают естественной реакцией на события.

Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за 2-3 из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации» при наличии у вас соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые Ваш собеседник предпочел бы утаить.

С первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним-единственным мимическим движением в одной из областей лица — приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или сжатием губ. Каждое из этих движений, как само по себе, так и в комбинациях, может свидетельствовать об интересе.

Радость — это одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц — скуловых. Сокращаясь, они оттягивают и слегка приподнимают уголки рта. Настоящая искренняя улыбка обычно вызывает сокращение круговых мышц глаза, от которых появляются легкие морщинки (так называемые «гусиные лапки»). Одновременное сокращение мышц глаза приподнимает щеки и создает легкий прищур.

Выделяют три типа улыбки: искреннюю, фальшивую и несчастно-жалобную.

Фальшивая улыбка имеет две разновидности. Она выражает не столько радость, сколько желание казаться веселым. С помощью притворной улыбки человек пытается скрыть от окружающих свои негативные эмоции.

Как отличить фальшивую улыбку от искренней? Фальшивой улыбке свойственна относительная пассивность круговых мышц глаза, в результате чего щеки почти не приподнимаются, отсутствуют характерные морщинки у внешних уголков глаз. При особой нарочитости улыбки, когда сокращение скуловых мышц достаточно заметно приподнимет щеки, ее бывает трудно отличить от настоящей улыбки.

Фальшивая улыбка бывает, как правило, асимметричной, с большим смещением в левую сторону у правшей. От искренней улыбки она отличается также продолжительностью: ее кульминационный период длится дольше обычного, период «развертывания», наоборот, короче. Поэтому фальшивая улыбка появляется на лице внезапно и так же внезапно исчезает, в отличие от истинной улыбки, которая угасает постепенно.

Несчастную улыбку описывают, как улыбку, наложенную поверх мимического выражения негативной эмоции. Человек чем-то расстроен, чувствует себя несчастным, однако вопреки своим чувствам и их очевидности для окружающих, он пытается изобразить улыбку. Любой мало-мальски внимательный наблюдатель легко распознает такую улыбку — она малоубедительна, за ней, как правило, скрывается совсем иное мимическое выражение.

В момент удивления наш разум как будто становится пустым, все мыслительные процессы словно приостанавливаются. Именно поэтому реакция удивления не получает достаточного осмысления. Переживание этой эмоции напоминает легкий удар электрическим током: наши мышцы мгновенно сокращаются, и мы чувствуем легкое покалывание от проходящего по нервам разряда, которое заставляет нас вздрагивать.

Испытывая удивление, мы не знаем, как реагировать на стимул — его внезапность порождает чувство неопределенности. Удивление легко распознается. Брови высоко подняты, в результате чего на лбу появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот принимает овальную форму.

У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое подрагивание слегка выдвинутого подбородка. В зависимости от возраста человека и интенсивности переживаемой печали ее мимическое выражение может сопровождаться плачем.

Мимически печаль держится в течение нескольких секунд, но ее переживание может длиться дольше. Обычно она так или иначе выдает себя, хотя ее признаки могут быть почти неуловимыми. Лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза кажутся тусклыми. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен.

Многие люди подавляют выражение печали, пытаясь улыбаться и сохранять невозмутимое, спокойное выражение лица, скрывать его под маской другой эмоции. Однако от взгляда внимательного наблюдателя не ускользнут проявления печали, даже если они мало выражены. В состоянии печали веки и уголки губ опускаются. Во время сближения бровей кожа между ними собирается в небольшие поперечные и вертикальные складки. При прищуренных глазах со взглядом, устремленным в пространство, лицо выражает размышление.

Мимическое выражение гнева включает в себя весьма характерные сокращения лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. При этом у взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины. Отмечаются изменения и в области глаз. Из-за нависших бровей глаза сужаются и приобретают угловатую, заостренную форму. Взгляд при этом фиксируется на источнике раздражения или гнева, что указывает на направленность агрессии.

При врожденном выражении гнева рот распрямляется, приобретая прямоугольную форму. Губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии, при этом они могут слегка выпячиваться. Углы рта становятся резко очерченными. Зубы стиснуты, иногда в этом состоянии человек скрежещет зубами.

Чаще всего, это происходит абсолютно непроизвольно. Кстати, в состоянии сильного гнева человек может начать громко и «выразительно» смеяться. В момент гнева брови сильно сдвигаются, губы сжимаются, глаза устремлены на предмет, вызвавший ненависть, или «блуждают» по сторонам при воспоминании о тяжелом прошлом.

При отвращения нахмуриваются брови и морщится нос, приподнимается верхняя губа, а нижняя опускается, рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивает попавшее в рот неприятное вещество.Дети, испытывая отвращение, высовывают язык и говорят «фу» или «бе», взрослые могут выразить данную эмоцию лишь движением верхней губы или едва заметным сморщиванием носа. Эти движения порой настолько неуловимы, что могут остаться незамеченными для окружающих. Иногда они непроизвольны, и человек не осознает, что испытывает отвращение.

Презрение — это комплексное пантомимическое выражение. Изображая презрение, человек становится выше: он выпрямляется, слегка откидывает голову и смотрит на источник эмоции, как будто сверху вниз. Всем своим видом он как бы показывает свое превосходство над «соперником». В момент презрения приподняты брови и верхняя губа, могут сжиматься уголки губ, рот слегка приподнимается и в смежной с углами рта области щек образуются небольшие симметричные углубления. Могут быть приподнята бровь или откинута назад и вбок голова.

Мимические выражения стыда и смущения схожи. Когда человек испытывает стыд, он прячет глаза, отворачивается или опускает голову. Движения его тела и головы демонстрируют стремление стать меньше, чем он есть на самом деле. Человек испытывает желание «сбежать с места преступления», спрятаться, сделаться незаметным.

Дарвин отмечал, что именно глаза являются типичным средством выражения стыда. Они, как правило, опущены или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрывают глаза, глаза могут быть полностью закрыты. У некоторых людей на лице появляется стыдливый румянец. Иногда человек прячет взгляд, чтобы скрыть переживание стыда, либо задирает подбородок, подменяя стыдливый взгляд взглядом презрительным, старается стать как можно менее заметным, не попадаться на глаза — и все для того, чтобы его переживания остались при нем. Человек может горделиво закидывать голову, выпячивать подбородок, но при этом избегать прямого взгляда.

Трудно однозначно определить внешние или внутренние признаки вины. Легко спутать стыд и вину, принять одну эмоцию за другую, ведь одинаковые или схожие ситуации служат причиной для переживания и стыда, и вины. Каждая из этих эмоций связана с желанием скрыть что-либо или что-то исправить.

К внешним признакам страха можно отнести настороженный и напряженный взгляд, направленный на объект, в сочетании с полным отсутствием движений, человек дрожит, плачет, съеживается, стремится убежать или спрятаться. Некоторые люди, испытывая страх, улыбаются или смеются. Иногда мы идем навстречу своему страху, то есть предпринимаем попытки исследовать пугающий объект.

В момент страха брови приподняты и слегка сведены к переносице, в результате чего горизонтальные морщины в центре лба становятся глубже, чем по краям. Глаза широко открыты, верхнее веко бывает слегка приподнято, в результате чего виден белок глаза между веком и зрачком. Углы рта резко оттянуты вниз, рот обычно приоткрыт.

Эмоция смущения сопровождается минимальными мимическими проявлениями, но каждый из нас вполне уверенно отличает эту эмоцию от других. Нет ни одной поведенческой или мимической реакции, которые можно было бы безоговорочно и однозначно приписать к эмоции смущения. Если человек прячет глаза, отворачивается или опускает голову, его поведение можно расценить как проявление этой эмоции, но эта же реакция обнаруживается и при выражении стыда.

Они отличаются друг от друга улыбкой, пробегающей по лицу человека, прежде чем он спрячет взгляд или отвернется. Зачастую смущенный человек, отвернув или опустив голову, украдкой посматривает на «источник смущения». Кроме того, в данный момент лицо человека может резко и сильно покраснеть.

Черты лица — характер и психология

Высокая верхняя часть свидетельствует об умении руководить. Но это лишь возможность, а чтобы судить о том, как будет на самом деле, нужно смотреть на нос и подбородок, потому что без упорства и воли руководителя не получится. Если лоб разделен на верхнюю и нижнюю части, то речь может идти об элитарности, противопоставлении себя и своего избранного общества другим людям.

Прямой, четырехугольный лоб указывает на великодушие.

Лоб крутой, выпуклый в середине, выражает высокий, серьезный ум. Однако слишком выпуклый лоб скорее присущ натуре недалекой, житейски практичной.

И. К. Лафатер, швейцарский писатель, отдавал предпочтение носам с широким основанием, особо обращая внимание на их форму. В горбинке у основания он усматривал признак повелительного твердого характера, в то время как впадина в этом месте свидетельствует о слабости, робости. Горбинка — признак агрессивности, несколько злой воли, если, конечно, этому не противоречат другие части лица. Такие носы, как «римский», «орлиный», присущи целым народам, и, например, история Древнего Рима дает повод для размышлений на эту тему.

Однако небольшая горбинка в сочетании с другими признаками может указывать и на поэтичность натуры. Левое крыло носа посвящено Венере, правое — Марсу, т. е. рядом уживаются любовь и ненависть. Оккультисты говорят по этому поводу, что любовь и гнев одинаково раздувают ноздри.

  1. Большой, прямой нос — гордость, спокойствие, энергия, творчество.
  2. Орлиный — честолюбие, властность.
  3. Ястребиный, заостренный на конце — выносливость.
  4. Продолжение лба — тщеславие.
  5. Длинный — эгоизм, бесчестность.
  6. Наклонен ко рту — чувственность, вспыльчивость.
  7. Углубленный при основании, на конце тонкий и вздернутый, как у старухи Шапокляк, упрямство, зависть, любопытство, лицемерие.
  8. Курносый — беспечность, легкомыслие, своенравие.
  9. Толстый и мясистый нос указывает на любителя застолья, а при излишнем пристрастии к алкоголю выдает это качество еще и багровым цветом.

Глаза отражают духовную сторону человека, недаром говорят, что это зеркало души. Чтобы в него заглянуть, нужно сравнивать позитивный глаз (у мужчин правый, у женщин — левый) с негативным. Если более развит позитивный, то человек способен к альтруизму, самоотдаче. Физиономисты отдают предпочтение живым и прозрачным глазам, полагая, что черные и блестящие характеризуют коварных и корыстолюбивых. Это объясняется тем, что иногда Сатурн искажает влияние Луны, и тогда глаз называют дурным.

Верхняя часть уха показывает способность к адаптации и восприятию. Если она сильно прилегает к голове, то такой человек обычно тугодум, ему нелегко усвоить новое, но зато уж если что выучит, то надолго. Отстающие верхушки ушей — показатель быстрой реакции, хорошего восприятия. Недаром Меркурия, бога торговли, обычно изображали лопоухим. Причем граница между обманом и коммерцией проходит. по мочке уха. Если она отвисает, то у человека хватает и духовного начала, если же нет, то в финансовых делах лучше держаться от него подальше.

Правильно округленные, пухлые губы — доброта, сердечность, открытость, веселость.

Тонкие — хитрость, эгоизм, сарказм, жестокость.

Толстые — чувственность, склонность к низменным инстинктам.

«Детские» — доверчивость, откровенность.

Длинный и широкий подбородок означает хладнокровие, рассудительность, а выпуклый и круглый — практичность. Остроконечный — свойствен натурам хитрым, скрытым. То и другое, по мнению Лафатера, есть следствие слабости, потому что недоверие к другим происходит из-за неуверенности в себе. Если же такой подбородок выдается вперед, то человек будет медленно и упорно идти к цели.

Источники:
Психология лица
Описание
http://pedlib.ru/Books/6/0360/6_0360-1.shtml
Психология человека по чертам лица
Умение определять по лицу человека его душевные качества, или физиогномика, – навык, безусловно, полезный. Ошибочно полагать, что это прерогатива психолога:
http://psychologynow.ru/psihologiya-cheloveka-po-chertam-litsa.html
Успешная лига
саморазвитие, самопознание, самореализация. Мы часто судим о характере и настроении человека по его мимике. Мы фокусируем внимание на лице собеседника, чтобы понять и оценить человека,
http://ligauspexa.ru/psihologiaobchenia/
Черты лица — характер и психология
Что можно сказать о характере человека по его лицу? &#128104 &#128105 Черты лица и психология.
http://otvetkak.ru/love/cherty-lica-xarakter-i-psixologiya.html

(Visited 3 times, 1 visits today)