Психология деятельности

Психология деятельности

Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности — ее уподобление свойствам независимо существующих от нее объектов. В этой подчиненности объекту, уподоблении ему заключается детерминированность деятельности человека внешним миром. В процессе этого уподобления происходит потребностью своего предмета, ее опредмечивание, превращение в конкретный мотив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом, возникающим в поисковой ситуации в процессе уподобления деятельности человека свойствам объекта.

Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает: деятельность — это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив.

Деятельность — основной путь, единственный эффективный способ быть личностью; человек своей деятельностью продолжает себя в других людях. Произведенный предмет-это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой — средство, с помощью которого человек утверждает себя в мире, потому что этот предмет произведен для других людей.

Деятельность порождается встречей потребности с сопротивлением, препятствием. Предметность деятельности и заключается ,в предметном характере сопротивления, оказываемого субъекту средой, миром предметов, в котором ему приходится действовать. Но человек живет и действует не только в мире предметов, но и в социальной среде. К предметному сопротивлению удовлетворению потребностей добавляется социальное сопротивление в виде норм, правил, запретов и т. д. Следовательно, человеческая деятельность столь же социальна, сколь и предметна.

Всякая ли активность человека есть деятельность? Критерий деятельности (поведения) выдвинул П. Я. Гальперин. Он полагает, что действия, которые управляются субъектом на основе ориентировки в плане образа, являются актами поведения, а там, где нет ориентировки действий на основе образа, нет и поведения, там есть только реакция организма (автоматизм). Если сопротивления удовлетворению потребности нет вообще, не нужна ни ориентировка, ни деятельность. Когда же невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и предметного сопротивления, возникает необходимость в активной ориентировке, в деятельности.

Деятельность осуществляется ради удовлетворения предметом потребности. В зависимости от того, какие потребности и как удовлетворяются данным предметом, он приобретает для субъекта тот или иной смысл. Источником смысла выступает удовлетворение потребности, представленное субъекту в виде предвосхищаемого эмоционального состояния, связанного с процессом удовлетворения потребности.

Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духов­ной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.

Деятельность — категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из при­роды, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или моторная, функция у человека появляется очень рано. Первые движения наблюдаются во внутриутробный период развития, у зародыша. Новорожденный.кричит и производит руками и ногами хаотические движения, у него проявляются и врожденные комплексы сложных движений; например, сосательный, хватательный рефлексы.

По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-рефлекторные). Подавляющее количество движений, включая даже такой элементарный, общий с животными акт, как передвижение в пространстве, человек приобретает в жизненном опыте, т, е. большинство его движений являются условно-рефлекторными. Лишь очень не­значительное количество движений (крик, моргание) являются врожденными. Двигательное развитие ребенка связано с преобразованием безусловно рефлекторной регуляции движений в систему условно-рефлекторных связей.

Огромны прижизненные возможности развития движений человека. Они включены в различные виды труда обслуживают межличностные отношения. Упрочившиеся системы движений начинают выражать некоторые индивидуальные особенности личности. Движения ходьбы образуют походку, которая отличает одного человека от другого. На изменение походки, скорости движения оказывают влияние переживания. Огромное число движений (мимика, жесты) передают чувства, мысли, отношения. Жесты и мимика выполняют роль языка знаков. Звуки речи, создаваемые движением гортани, напряжением голосовых связок, полостью рта, также относятся к движениям, обеспечивающим через звук речи информацию о психических состояниях человека.

Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У балерин, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.

Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми сталкивается человек.

Самыми простыми действиями являются предметные. Ребенок учится есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем. В самих предметах, созданных руками человека, заложен способ действия с ними.

Ребенок постепенно овладевает предметным миром, и соответственно с этим происходит развитие его действий. Из случайных соприкосновений с предметами постепенно развиваются целенаправленные действия. Появление действий связано с вы­делением предметов из окружающей среды и их использованием в соответствии с потребностями ребенка. На первом году жизни выделение предметов и операции с ними основываются только в чувственном образе. С развитием речи слово начинает направлять и регулировать действие, хотя образ и остается по-прежнему важнейшим его компонентом.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом по­ведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им. Классовые нормы морали определяют разноречивую оценку поступка представителями различных общественных классов. Только в условиях социалистического общества складываются единые требования и оценка поведения всех членов общества.

В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями. Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, /7. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере.

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, прикладывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов и внеш­него действия с ними. Объектом оперирования становятся сим­волы: слова и числа. Формирование разнообразных умственных действий обеспечивает умственную деятельность на достигнутом человеком уровне опыта.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной.на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность направляется и контролируется умственной деятельностью. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей. Умственный план реального действия и регулирование на его основе движений и действий названы акцептором действия. Данный механизм позволяет сравнивать реальный результат с желаемым и вносить коррективы, направленные на достижение окончательной цели. П. К. Анохин, разработавший понятие акцептора действия, определяет его как аппарат контроля результатов действия и сличения их с поставленной целью.

По степени осознанности целей (“зачем я это делаю”) и последствий (“к чему это может привести”) действия делятся на импульсивные и волевые. Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу) же вызывает действие. Импульсивные действия часто встречаются у младших школьников и подростков — это обычные случаи не злостного, случайного нарушения дисциплины.

Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных последствий.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Источник:
Психология деятельности
Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность
http://azps.ru/articles/cmmn/indexde.html

Психология деятельности

Абульха?нова (Славская, Абульханова-Славская) Ксе?ния Алекса?ндровна (р. 29 июня 1932, Озеры, Московская область) — советский и российский психолог и философ, доктор философских наук, академик РАО, с 1987 по 2012 — заведующая лабораторией методологии, теории и истории психологии, заведующая лабораторией психологии личности, с 2013 главный научный сотрудник Института психологии РАН, профессор кафедры психологии личности факультета психологии НИУ ВШЭ [1] [2] .

СССР СССР Россия Россия

доктор философских наук, кандидат педагогических наук (по психологии)

С 1956 по 1974 — работала в секторе философских проблем психологии Института философии АН СССР, пройдя путь от младшего до старшего научного сотрудника.

С 1987 по 2012 — заведующая лабораторией методологии, теории, истории психологии (ныне — лаборатория психологии личности) Института психологии АН СССР (РАН) [2] .

С 2013 — главный научный сотрудник Института психологии РАН. [3]

Ученица С. Л. Рубинштейна, первые годы своей научной деятельность проработала под его руководством, развивая его теорию деятельности в своей дальнейшей работе.

В монографии «О субъекте психической деятельности» (1973) и докторской диссертации ею применяется принцип субъекта к определению предмета психологии, обосновывается подход к индивиду как субъекту психической деятельности, а детерминация его психики исследуется в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности, определяемыми его общественным бытием.

Конкретизируя понятие жизнедеятельности, она по-новому решает проблему жизненного пути личности, исследуя особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития. Это позволило открыть новый угол зрения на определение личности, особенности высших функциональных личностных образований, осуществить переход от традиционного рассмотрения свойств личности к исследованию её проявлений в контексте жизни, в процессе решения жизненных задач. (Диалектика человеческой жизни. 1997; Стратегия жизни.1991).

Личность в концепции К. А. Абульхановой представлена как субъект жизненного пути [4] .

Источник:
Психология деятельности
Абульха?нова (Славская, Абульханова-Славская) Ксе?ния Алекса?ндровна (р. 29 июня 1932, Озеры, Московская область) — советский и российский психолог и философ, доктор философских наук, академик
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9A%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Психология деятельности человека

Психология деятельности человека помогает понять его сущность, проявляющуюся, прежде всего, в отношении к окружающему миру. Хомо Сапиенс – единственное существо на земле, которое не приспосабливается, подобно животным, к природе, изменяет ее и подчиняет себе.

Великие философы о психологии деятельности человека

По мнению И. Канта, непрерывный процесс сознательной активности является определяющей человеческой характеристикой. В пассивном состоянии индивида его мозг непродуктивен. Лишь благодаря деятельности человека, осуществляются все его замыслы.

В истолковании П.А. Флоренского, многоликая психическая и физическая активность – это орудие построения человеческого духа и тела. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, деятельность людей неразрывно связана с их потребностями. Поэтому ее исследование проливает свет на многие аспекты нашего бытия.

Динамический процесс управления нашего поведения называется мотивацией. Она направляет и организует деятельность субъекта, отвечает за ее устойчивость и активность.

Стабильными мотивационными свойствами личности являются:

• стремление к успеху, особенно ярко проявляющееся в конкурентной борьбе;

• избегание неудачи, сильнее всего заявляющее о себе в ситуациях оценивания результатов деятельности индивида другими людьми.

Эта форма деятельности человека проходит через всю его жизнь. Она обнаруживает себя на каждом шагу: в поведении ребенка, способах общения, театральном представлении, ритуальных действиях, спортивных соревнованиях, застольных времяпрепровождениях, праздничных мероприятиях, деловых и военных тренингах, компьютерных развлечениях.

Недаром в способности к игровой деятельности многие исследователи видели источник человеческой культуры. Так, нидерландский философ Й. Хейзинга считал игрой любую активность человека. Уже первые культы имели игровой характер. С тех пор человечество настойчиво творит свою вымышленную реальность, противопоставляя ее миру природы. Игровое поведение выливается в поэзию, науку, правосознание, политику.

Изучая психологию деятельности человека, многие исследователи считали игру старшей сестрой труда. Ведь прежде, чем изменять мир, человек вообразил его новую модель в момент игры. Стало быть, с этим окрыляющим действом связана способность человека мечтать, строить планы, питать иллюзии, фантазировать. Осознанием новых возможностей игровая активность человека существенно отличается от забав животного.

Игра — деятельность, совершенно свободная. Поэтому, несмотря на ее бесцельный характер, она нужна индивидууму как важнейшая психическая функция. Чем меньше он в ней заинтересован, тем больше получает от нее положительных эмоций. По меткому замечанию Ф. Ницше, игровой момент всегда чарует человека своим оазисным блаженством в пустыне обыденной жизни.

Психоанализ выявляет несколько закономерностей в игровой биографии индивида:

• наращение разнообразия игровых форм деятельности до подросткового возраста;

• сокращение времени, посвященного игре, в процессе взросления;

• умножение индивидуальных игровых моментов в зрелом возрасте.

Огромная роль отведена игре в психологии обучения . По мнению Д.Б. Эльконина, имитационные игровые схемы превосходно учат ребенка мыслить, говорить, произвольно действовать.

• предметная — предполагающая манипуляции с плодами человеческой культуры;

• ролевая — групповая деятельность, каждому участнику которой присваивается определенная социальная роль;

• символическая — действо, воспроизводящее действительность в виде абстракций.

Смысл деловой игры заключается в создании такой реальности, которая позволяет «прокручивать» актуальные для участников проблемные ситуации. Элемент состязательности, помогающий индивиду продиагностировать свой потенциал, только усиливает эффективность разыгрываемых ситуаций. Они дают опыт самоуправления, способствуют оптимизации взаимодействия.

Процесс создания новых ценностей, как духовных, так и материальных, называется творчеством. Платон называл такую деятельность «священной бесноватостью». Фрейд определял ее как «выражение инстинктов», а Бердяев считал ее проявлением в человеке «божественной мощи».

Творческие порывы идут из глубины нашего сознания. В результате рождается нечто принципиально новое, изобретается нечто небывалое. На пути этой созидательной энергии нет никаких преград. Психология деятельности человека творящего – это мир абсолютной свободы.

Зачастую творческий акт непостижим, как и тайна истинной свободы.

Но его исследования все же помогают понять, как рождаются новые идеи. Главное свойство творца – способность обращать внимание на случайности и умение их истолковывать.

Примером этому может служить обнаружение Урана. До его открытия У. Гершелем было зарегистрировано около 200 наблюдений этого небесного тела. Однако другие астрономы воспринимали исходящее от него излучение лишь как помеху, портящую фотоснимки.

Но Его Величество Случай улыбается не только пытливому, но и подготовленному уму. Только такой способен видеть явления под необычным углом зрения, замечать странности, кажущиеся кому-то незначительными.

Творческий потенциал чаще всего обнаруживает себя в научной сфере или искусстве. Психология деятельности человека проявляется в установлении сходства между предметами или явлениями. Только ученый сравнивает их бесстрастно, поэт выражает при этом восхищение, а комик — агрессию.

Творческую одаренность нередко связывают с парапсихическими феноменами. Так, в работах Г. Мерфи можно найти материалы, доказывающие необычайные способности Шумана, Гете, Марка Твена.

Основным условием творчества является самоактуализация человека, его личностный рост и саморазвитие . Творящий себя индивид пытается максимально выразить свою человечность, все время находится в состоянии открытости и проявляет предельное внимание ко всему окружающему. Для него творчество – это способ существования.

Таким образом, психология деятельности человека неразрывно связана с процессом самопознания. Достичь наибольшего успеха можно, лишь занимаясь своим делом. Уделяя ему максимум времени, всецело погружаясь в него, человек становится Мастером. А это, помимо всего прочего, приносит ему глубочайшее удовлетворение.

Источник:
Психология деятельности человека
Психология деятельности человека помогает понять его сущность, проявляющуюся, прежде всего, в отношении к окружающему миру.
http://rostduha.ru/psixologiya-deyatelnosti-cheloveka/

(Visited 2 times, 1 visits today)