Психология будущего

Main menu

Сегодня ВиктОру Толкачеву исполнилось бы 73 года. Он всегда обращал внимание на то, что 22 марта — день весеннего равноденствия, и именно в этот день, как утверждал ВиктОр, рождаются гении. Конечно, навряд ли стоит так буквально воспринимать его слова, но теперь уже в одном не может оставаться сомнения – один из величайших гениев и первооткрывателей тайн человеческой души действительно был рожден 22 марта 1940 года в городе Ленинграде.

Отец ВиктОра Константиновича ушел добровольцем на фронт, где погиб в 1941. Маленький ВиктОр был вместе с матерью вывезен из блокадного Ленинграда, чудом оставшись в живых. Именно это чудо позволило ему спустя много лет сделать невероятное открытие, на базе которого не только психология, но и все науки о человеке, получили совершенно новый вектор развития.

«Я чужой всегда. Куда бы меня ни занесло ветром, я всегда буду чужой. Я всегда буду созидать и создавать новое».

На факультет психологии ЛГУ ВиктОр пришел не юным студентом, жаждущим постичь загадки человеческой души, а взрослым, состоявшимся человеком. В 1984 году ему было уже за сорок, до этого ВиктОр 20 лет проработал в главной геофизической обсерватории, занимаясь разработкой активного воздействия на облака. Он успел побывать на всех континентах, летая на самолёте-исследователе.

Воспоминаниями об этом времени ВиктОр очень часто делился со своими учениками, особенно подробно останавливаясь на трех «предупреждениях свыше», которые и предопределили его дальнейшую судьбу.

Из-за погодных условий самолет ВиктОра Константиновича падал трижды – в первый раз из-за удара шаровой молнии, второй – из-за попадания в переохлажденные облака. Оба раза ВиктОр смотрел смерти в глаза, и снова только чудо спасало ему жизнь. После третьего падения ВиктОр точно знал – четвёртого предупреждения для него не будет, настало время для перемен. Было принято решение оставить летную службу, и «жажда к профессиональному переосмыслению» не оставляла для него другой дороги, кроме как стать психологом. В тот же день, когда ВиктОр получил летную пенсию, он оказался на пороге Ленинградского Государственного Университета.

«Я своими учителями называю – Гермеса трижды величайшего, Гераклита, Ганзена и природу».

Как с упоением любил вспоминать ВиктОр, его первый визит в ЛГУ не мог остаться незамеченным ни для кого – из собственного автомобиля вышел взрослый человек с военной выправкой и уверенно направился к деканату. На него оборачивались и перешептывались за спиной, пытаясь понять, что же это за важная персона посещает университет, и с каким поручением от правительства. До появления ВиктОра единственный автомобиль в ЛГУ принадлежал ректору Вуза. Сложно представить каково было всеобщее изумление, когда выяснилось, что ВиктОр – ни кто иной, как абитуриент факультета психологии. Не принять его в ряды студентов было просто невозможно.

Во время учебы ВиктОр познакомился с профессором Владимиром Александровичем Ганзеном, его наставником, человеком оказавшим огромное влияние на профессиональное становление ВиктОра.

«С именем Ганзен я засыпаю и просыпаюсь».

Благодаря работе Ганзена «Системные описания в психологии» ВиктОр состоялся в качестве консультанта-психолога и ведущего психологических семинаров, и позже эта же работа послужила основанием для невероятного прорыва, который ВиктОр совершит под руководством Ганзена.

«Системное мышление – это умение видеть всё, как единое целое, это понимание того, что в нашем мире все развивается и описывается едиными законами…» — учил психологов профессор Ганзен.

Однажды ВиктОру в руки попала самая скандальная статья Зигмунда Фрейда «Характер и анальная эротика». Его поразило, насколько точно она описывала его приятеля, который и дал ВиктОру эту статью, словно бы Фрейд стремился создать его психологический портрет. Когда же ВиктОр с радостью поделился с этим приятелем таким наблюдением – тот страшно расстроился, даже обиделся на ВиктОра за «абсурдные» сравнения. ВиктОра это страшно развеселило – ведь такая реакция еще больше подтверждала гениальную точность работы Фрейда.

И тут неуловимая фраза из заключения этой статьи, на которую не обратили внимания тысячи людей, врачей и психологов, стала для ВиктОра призывом к действию. «Следовало бы обратить внимание и на другие виды характеров и выяснить нет ли и в иных случаях связи с определенными эрогенными зонами» — эти слова Фрейда ВиктОр воспринял как необходимость немедленно выявить эти связи.

ВиктОр приступил к исследованиям. Он вспоминал о том, как впервые пришел обсудить эту концепцию со своим учителем В.А. Ганзеном. Тот внимательно выслушал ВиктОра и задал всего один вопрос: «И сколько эрогенных зон ты выявил?» «Семь» — с гордостью ответил ВиктОр. «Хорошо. Приходи, когда найдешь восьмую. Тогда и поговорим»

У тех, кто слышал от ВиктОра эту историю о создании Системно-Векторного Психоанализа, вполне может создаться некое мистическое представление о роли Ганзена в исследованиях Толкачева. А эти слова профессора, так ошарашившие когда-то ВиктОра, и вовсе можно было бы назвать провидческими. Но для тех, кто знаком с разработками Ганзена, смысл его слов не просто не вызывает вопросов, но и становится очевидным. Именно Ганзен выявил 4 квартели для описания любой наблюдаемой реальности: пространство, время, информация и энергия.

Когда ВиктОр работал консультантом-психологом, он уже активно использовал системное мышление В.А. Ганзена, а также соединял в единую формулу свое математическое и гуманитарное образования: «Когда я работаю психологом-консультантом, я всегда снимаю с человека крохи информации – собираю крохи из биографии (это время), потом становление субъекта деятельности (пространство), потом смотрю его информационный потенциал (информация), потом – перспективу его дальнейшего роста (энергия) – и так собираю части в целое, составляю человеческую сущность. То есть образование математическое, физическое и гуманитарное мне удалось соединить в целое»

Конечно же, первооткрыватель четырех квартелей, В. А. Ганзен прекрасно понимал, что в системе, которая создавалась ВиктОром на его глазах, семи элементов быть просто не могло. И, действительно, вскоре ВиктОр нашел восьмой, заключительный элемент – это была мышечная эрогенная зона, выраженная на теле человека отверстием, оставшимся от пуповины, связывавшей мать с ребенком.

«Смог подумать — сможешь сказать. Сможешь сказать – сможешь сделать. Сможешь сделать – сможешь улучшить.»

Так зарождался Системно-Векторный Психоанализ. ВиктОр выявил, что социальные роли в человеке заложены генетически. Человечество выжило, потому что каждый член первобытной общины выполнял свою функцию. Цивилизация усложняла отношения людей, но не меняла генетически заложенные программы.

С 1995 по 1997, ВиктОр проходит у В.А. Ганзена персональный тренинг по системному мышлению. Результатом его становится опубликованная в 1997 году книга «Роскошь системного мышления», написанная ВиктОром под руководством В.А. Ганзена. В этой книге Толкачев впервые публикует несколько страниц концепта Системно-Векторного Психоанализа.

ВиктОр блистательно начинает проводить тренинги по Системно-Векторному Психоанализу в Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Уфе и других городах России, а в 2000 году он улетает покорять Нью-Йорк. К тому времени ВиктОр уже имел опыт работы психологом-консультантом за границей, с 1989 по 1993 ВиктОр работал в Берлине.

«Ну разве это не чудо, что высадившись в Нью-Йорке, через десять минут я встретился с Юрием Бурланом? Разве это не написано на звездах? Разве я знал, что это будет начало величайшего пути?»

О случайной и уже легендарной встрече с Юрием Бурланом, ВиктОр рассказывал на каждом своем тренинге. Он шел по улице и поймал на себе взгляд Юрия, который не мог не узнать в толпе соотечественника. ВиктОр подошел к нему, протянул руку и представился, а уже через несколько часов изложил ему свое открытие – пересказав весь свой знаменитый концепт, с начальным описанием некоторых проявлений векторов в архетипе. Для Юрия Бурлана этих нескольких часов было достаточно, чтобы понять – это открытие и есть то, что он искал всю жизнь.

Юрий и ВиктОр начали сотрудничать, и именно в эти годы Системно-Векторный Психоанализ получил наиболее интенсивное развитие. Уже через три года совместной работы, возникла острая необходимость в разделении этого течения. Юрий Бурлан шел по пути Фрейда и Юнга, опираясь в своих исследованиях на каббалистические источники, так в свое время психоанализ Фрейда и Юнга закладывался на основах каббалы. ВиктОр же делал акцент на славянистике, в исследованиях которой видел большие перспективы. ВиктОр всегда читал словари и настоятельно рекомендовал это всем своим ученикам. Для многих самой запоминающейся частью его тренинга становились исследования славянских корней в современном языке, поиск их подлинного смысла и значений. Таким образом ВиктОр и Юрий решили разделить концепцию восьмивекторного психоанализа: Системно-Векторный Психоанализ остался за Толкачевым, Бурлан же взял направление Системно-Векторная Психология.

На базе открытия ВиктОром Толкачёвым восьми эрогенных зон-векторов, Юрий Бурлан создал собственную концепцию и развил её до совершенно невероятных глубин. Невозможно переоценить вклад, который внесли Юрий Бурлан и ВиктОр Толкачев для детей современного поколения, в воспитании которых сегодня не существует ни единого верного направления, что приводит к миллионам поломанных судеб. Их работа стала настоящим прорывом в понимании бессознательного человека, в постижении психических процессов, живущих в каждом из нас – той Системно-Векторной Психологией, которую мы знаем сегодня.

«Не мы говорим – нами говорят. Не мы думаем – нами думают. Не композитор сочиняет музыку – вселенная через него.»

Вернувшись в Россию, ВиктОр продолжил вести тренинг по Системно-Векторному Психоанализу — собирая всё новые группы. Со своими учениками у ВиктОра складывались совершенно особенные отношения. В его обществе люди начинали чувствовать себя так, как никогда прежде — «обреченными на гениальность».

Расправлялись плечи, появлялась вера в себя и свои силы. Практически от каждого из его бывших учеников можно услышать о том, насколько близко они с ВиктОром общались во время тренинга, как по-особенному Толкачев относился именно к нему. В каком-то смысле именно так оно и было – во всех вместе и в каждом в отдельности ВиктОр видел именно то, что его ученики пытались разглядеть в себе на протяжении всей жизни.

Его способности с первого взгляда определить сущность человека, можно было только поражаться: «У тебя же так много книг дома, да…? Но вот стоят они не по порядку…» — спрашивал, а точнее утверждал ВиктОр, пожимая руку новому знакомому, и только по ошеломленной реакции его собеседника можно было увидеть, что четырежды гениальный ВиктОр попал в самую точку.

И сразу же возникало понимание, что книги – это самая малость из того, что видит ВиктОр – ему были открыты самые сокровенные глубины в душах окружающих его людей.

Он любил придумывать своим ученикам новые имена, которые в большей степени раскрывали их сущность и соответствовали их природе. Его же псевдоним «ВиктОр» — был придуман одним из первых учеников ВиктОра Констаниновича. Во время тренинга один молодой парнишка с большими ушами вдруг воскликнул: «какой же ты ВИктор? Ты – ВиктОр!» И ВиктОр с удивлением согласился – «действительно, неуверенная, звенящая И превратилась в сильную, мощную О». ВиктОр — от слова тор, который тОрит. Этот псевдоним был полностью созвучен характеру ВиктОра.

«Я не даю тренинги, я веду концерты» — признавался ВиктОр. И, действительно, невероятно яркая подача материала, блистательная драматургия его рассказов, точные режиссерские подходы к зрителю и неизменные аплодисменты в конце каждого занятия – производили ничуть не меньшее впечатление, чем сам тренинг. Помимо технического и гуманитарного образования, ВиктОру удалось в полной мере реализовать и свой творческий талант.

В 1997 году вышла книга ВиктОра – «Горацио, или Психолого-аналитическое прочтение трагедии У. Шекспира «Гамлет», в которой он раскрывал знаменитую трагедию Шекспира в совершенно иных смыслах.

Предисловие для своего «Гамлета», или нулевой акт, был написан самим ВиктОром. Или точнее – записан им. Как вспоминал ВиктОр, в один из вечеров он просто взял лист бумаги и начал писать нулевой акт «Гамлета» «под диктовку» — сама вселенная диктовала ВиктОру эти строки, он уверял, что всего лишь записал их, ни слова не прибавив от себя.

ВиктОр прочел «Гамлета» в совершенно иных смыслах – превратив пьесу в настоящую политическую интригу, разворачивающуюся в борьбе за власть:

Превратности судьбы! Мой сын, оно бывает,

Казнишь друзей своим врагам в угоду,

Снимаешь шляпу перед барским псом,

Напрягши ум свой дурака играешь,

А надо им, так оболжешь себя.

Живуча в мире лишь такая власть,

Какая не щадит, а убивает всласть!

Власть для того, чтоб сладко убивать?

Тогда она безбожное деянье. Исчадье дьявола!

А все пути во власть – тропинки к аду!

Власть – тайной прихоти разгул,

Желаний, мыслей тайных, беспредельных.

Власть есть свобода от всего! Она для тех,

Кто властвовать желает. Желает страстно, больше,

Чем любви, и больше ЖИЗНИ власть ценить умеет….

Гамлет ВиктОра не остался незамеченной фантазией великого психоаналитика, он был поставлен в Павловском Дворцовом театре с участием известных актеров: народного артиста СССР П. Вельяминова, народного артиста России И. Краско, заслуженных артистов России Т. Бедовой, Т. Пилецкой, Г. Штиля и других.

«Актеры для меня – пни с глазами. Пока не пройдут мой тренинг» — с улыбкой говорил ВиктОр. Несомненно, психоаналитический подход Толкачева, раскрывающий подлинные причины мыслей и поступков, положил начало новому подходу к прочтению ролей для каждого актера, которому посчастливилось учиться у ВиктОра.

Да и разве же только для актеров? Сегодня любому человеку, владеющему Системно-Векторной Психологией невозможно представить, как без этого знания жить, строить отношения с людьми, работать, воспитывать детей. И оно было создано Юрием Бурланом исключительно на базе гениальных разработок ВиктОра Толкачева.

Безусловно, всё новые люди, жизнь которых круто меняется благодаря этому прорыву в понимании человека, никогда не забудут имени ВиктОра и никогда не смогут отделить его от Системно-Векторного Психоанализа, потому что Системно-Векторный Психоанализ – это ВиктОр Толкачев. Также как и у психоанализа есть лишь один отец-основатель – Зигмунд Фрейд, так и Системно-Векторной Психологии не существует отдельно от имени Юрия Бурлана.

ВиктОра не стало 20 октября 2011 года – в это невозможно поверить. До сих пор кажется, что ВиктОр рядом с нами – продолжает вести свои тренинги, вдохновляя ими всё новых людей на счастливую, творческую жизнь, на открытия и прорывы в своих профессиях, на любовь и стремление понимать других. И ВиктОр всегда останется с нами не только в наших сердцах и мыслях, но и в Системно-Векторной психологии Юрия Бурлана – знании, которого мир никогда бы не увидел, если бы не великий творческий гений ВиктОра Толкачева.

Источник:
Main menu
Сегодня ВиктОру Толкачеву исполнилось бы 73 года. Он всегда обращал внимание на то, что 22 марта — день весеннего равноденствия, и именно в этот день, как утверждал ВиктОр, рождаются гении.
http://xn—-7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai/sistemno-vektornaja-psihologija-istorija/

Гроф Станислав

Станислав Гроф (чеш. Stanislav Grof, 1 июля 1931 Прага, Чехословакия) — американский психолог и психиатр чешского происхождения, доктор философии по медицине, один из основателей трансперсональной психологии и пионеров в изучении изменённых состояний сознания, почётный член Российского психологического общества. Внёс значительный вклад в развитие психологической науки.

В 1956 году окончил Карлов университет, в 1965 году защитил докторскую диссертацию по медицине. С 1956 по 1967 гг. С. Гроф — практикующий психиатр-клиницист, активно изучает психоанализ.

С 1961 года он возглавил в Чехословакии исследования применения ЛСД и других психоделических средств для лечения психических расстройств. В 1967-1969 годах, получив стипендию Фонда поддержки психиатрических исследований (США), прошел двухлетнюю стажировку в университете Джона Хопкинса, потом продолжил исследования в Мэрилендском центре психиатрических исследований.

В 1973-1987 годах работал в институте «Эсален» (штат Калифорния, США). В этот период вместе с женой Кристиной он разработал технику холотропного дыхания — ставшего уникальным методом психотерапии, самопознания и личностного роста.

В настоящее время С.Гроф — профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований, а также проводит обучающие семинары для профессионалов. Один из основателей Международной трансперсональной ассоциации (ITA), ее президент в 1978-82 годах.

Автор и соавтор более 100 статей и около 20 книг.

Некоторые из новых данных столь значительны, что указывают на необходимостьрадикальной ревизии современного понимания человеческой природы и даже природы реальности

Его предыдущие книги пролили новый свет на такие разнообразные области, как структура бессознательного, измененные состояния сознания, взаимосвязь психотерапии и религии.

Эта книга – его последний и самый замечательный вклад в наше понимание человеческого сознания. Основываясь на обширных клинических данных, обеспечивающих поддержку своих теоретических взглядов, Гроф предлагает блестящий синтез психологии и религии.

В книге подводится итог исследований автора в области психотерапии и трансперсональной картографии сознания.

Предлагаемая книга отличается от предыдущих во многих важных отношениях. Хотя она и содержит много ссылок на психоделические исследования и описания психоделических состояний, основной упор здесь делается на простые нефармакологические техники самоисследования, легко доступные широкой публике и не ограниченные антипсиходелическим законодательством и другими сложностями психоделического экспериментирования.

Все заинтересованные читатели в состоянии проверить наши утверждения в специально организованной эмпирической работе под надлежащим руководством.

Согласно различным мистическим школам, люди, пережившие смерть или смертельную опасность и возвратившиеся к жизни, называются дважды рожденными.

К сожалению, современная психиатрия путает такие эпизоды с психиатрическими заболеваниями и применяет для их подавления стандартные психиатрические процедуры и лекарства.

Однако существует и альтернативный подход, который рассматривает такой кризис как величайшую возможность для исцеления.

Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом

Человек перед лицом смерти

Путешествие в поисках себя: Измерения сознания: Новые перспективы

За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии

Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания

Психика и космос

Надличностное видение. Целительные возможности необычных состояний сознания

Когда невозможное возможно. Приключения в необычных реальностях

Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти

Неистовый поиск себя

Области человеческого бессознательного

Трудно представить себе более универсальную и лично значимую для всех тему, чем смерть и умирание. На протяжении своей жизни все мы теряем родственников, друзей, учителей и знакомых, а в финале остаемся наедине с необходимостью собственного биологического конца. Ключевая мысль Грофа состоит в том, что опыт смерти и возрождения – «величайшее путешествие», которое ждет каждого из нас и является средством исцеления.

Это путешествие рассматривается в книге со всех возможных сторон: исторической, теоретической, терапевтической, научной и философской. В книге дается подробный обзор исследований человеческого сознания, которые революционизировали понимание смерти и умирания, а также открыли новые подходы в работе с умирающими.

Станислав Гроф является одним из основателей трансперсональной психологии и Международной трансперсональной ассоциации Вместе с женой, Кристиной Гроф, он разработал холотропное дыхание — уникальный метод самопознания, психотерапии и личностного роста.

«Я решил испытать себя в том, чем еще никогда не занимался: изложить результаты своих исследований сознания в виде научно-фантастического романа. Моя книга отличается от других образцов этого жанра тем, что в ней действие завязано на событиях, происходящих в мире сознания. Эти события не являются плодами моего воображения — это я наблюдал у других и пережил сам. Точно так же влияние этих переживаний на героев — не плод вымысла и поэтическое допущение, а реалистическое изображение, основанное на подлинных наблюдениях».

Станислав Гроф получил широкое признание как основатель и теоретик трансперсональной психологии, а его новаторские исследования необычных состояний сознания являются важным вкладом в понимание природы сознания и исцеления.

В этой итоговой книге Гроф предложил читателям невиданный объем данных, переживаний и фактов о необычных состояниях сознания, собранных им в ходе более чем полувековых исследований.

Станислав Гроф является одним из величайших исследователей нашего века. В этой книге он знакомит нас с целым собранием историй, которые подобно рассказам Марко Поло настолько выходят за пределы нашего опыта, что сначала невольно возникает сомнение в их реальности.

Однако если вы остаетесь открытыми, вы начинаете видеть, насколько глубоки, достоверны и важны эти истории и насколько они расширяют наше понимание человеческих возможностей.

«Надеюсь, в «ЛСД Психотерапия» мне удастся передать мое глубокое сожаление о том, что из-за сложного стечения обстоятельств психология и психиатрия лишились этого уникального средства для исследований и мощного терапевтического инструмента.

Я считаю, что очень важно прояснить споры и недоразумения, что даст надежду на возможное продолжение исследований ЛСД в будущем или завершит эту замечательную главу в истории психиатрии. Эффективность и безопасность психоделических веществ проверялась веками и даже тысячелетиями.

Есть вероятность, что в будущем мы вернемся к исследованиям в этой области, вооружившись уроками прошлого. Но даже если этого не случится, уже накопленный материал обладает огромным теоретическим значением и эвристической ценностью». Станислав Гроф

Укоренены ли наши эмоциональные состояния и поведение исключительно в химии мозга и жизненном опыте или они могут быть и выражениями намного более обширных и универсальных энергий? Какие особые состояния сознания в наибольшей степени способствуют интеграции и исцелению, и как мы можем научиться этим состояниям?

В этой небольшой книге, обобщающей результаты работы всей его жизни, Станислав Гроф отвечает на эти вопросы и затрагивает множество других. Вы узнаете о мирах шамана и мистика, о том, как ваши околородовые переживания влияют на вас сейчас, чему вас смогут научить надличностные переживания, и многое другое.

Духовное развитие — это врожденная способность каждого человеческого существа к эволюции. Это движение по направлению к целостности, к раскрытию подлинного потенциала индивида.

Оно является таким же общим и естественным для всех, как рождение, физический рост и смерть; это неотъемлемая часть нашего существования

Способность этих веществ обострять восприятие искусства и религии, их значение для диагностики личности и лечения эмоциональных расстройств, для изучения шизофрении, для изменения предсмертных переживаний – все это составляло мой главный профессиональный интерес на протяжении многих лет и заняло большую часть времени моих психиатрических исследований.

В течение многих лет мы вместе исследовали астрологические корреляты мистических переживаний, психодуховных кризисов, психических проявлений, психоделических состояний и сеансов холотропного дыхания.

Эта работа показала, что астрология, особенно исследование транзитов планет, может предсказывать как архетипическое содержание холотропных состояний сознания, так и временную их привязку к тому или иному моменту.

"Эта книга – итог моих более чем сорокалетних опытов и наблюдений в ходе исследования необычных состояний сознания."

Насколько велика вероятность осуществления сценария "конца света"? Можем ли мы изменить и развить свое сознание настолько, чтобы суметь спасти чреватый кризисами мир "снаружи" вокруг нас и преодолеть кризисы, осаждавшие наши умы "внутри"? Трое крупнейшихученых размышляют в этой книге о шансах на установление мира во всем мире. Как выясняется в ходе их бесед, даже если речь идет о кризисе, о трансформации, о целях и ценностях, о мировоззрениях, о понимании себя и других, об искусстве, науке, религии и духовности, ключевым моментом, лежащим в основе практически всего остального, является состояние нашего сознания.

Новый подход к самоисследованию и терапии.

Соавтор: Кристина Гроф

Книга описывает теорию и практику Холотропного Дыхания — нового подхода к самоисследованию и психотерапии, который авторы разрабатывали вдвоем с середины до конца 1970-х годов.

Холотропное Дыхание сочетает в себе и объединяет элементы из различных направлений глубинной психологии — теории и практики школ Фрейда, Райха, Ранка и Юнга, — добавляя к ним открытия современных исследований сознания и антропологии, а также прозрения восточных духовных практик и мистических традиций всего мира.

Она предлагает новое понимание исцеления, психического здоровья и человеческих возможностей наряду с мощными техниками достижения этих задач. Разработка такого рода всестороннего понимания, соединяющего в себе науку, опыт и дух, имеет решающее значение для двадцать первого века.

Эта новаторская книга, написанная психологом с мировым именем, представляет новую терапевтическую модель и революционную карту сознания, которая объясняет наши взгляды на поведение, личность и взаимосвязь сознания и тела.

Опыт начитать невозможно.

Опыт можно лишь прожить.

В книгах лишь подсказки где этот самый опыт искать.

Покажете мне человека обретшего мудрость и благодать только лишь чтением и я съем свой ботинок 🙂

сознание и тайна смерти

любая книга это лишь инструмент достижения какой то цели,какой цели достигли вы с помощью его книг?

С якутами спойте и на варгане сыграйте.

А то навели тень на плетень.

ну что вам сказать. ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЮ

сдвиги в сознании, а следовательно в жизни -колоссальные.

Источник:
Гроф Станислав
Станислав Гроф (чеш. Stanislav Grof, 1 июля 1931 Прага, Чехословакия) — американский психолог и психиатр чешского происхождения, доктор философии по медицине, один из основателей
http://www.koob.ru/grof_stanislav/

Психология будущего

Страх будущего (футурофобия) – это субъективное ощущение человеком тревоги в отношении дальнейших событий жизни. Страх будущего актуализируется как результат воздействия стрессогенных факторов, включая субъективно положительных для личности событий, например, желаемого переезда, появления ребенка.

Страх будущего – это сомнение в способности справиться с представляемыми препятствиями и проблемами. Зачастую человек осознает необоснованность страха будущего, как не закономерно связанного с объективными событиями. Скорее наоборот, чем более непонятна его природа, тем более тягучее, угнетенное состояние может им провоцироваться. Попытки игнорирования боязни завершаются неудачей, и страх возвращается с прежней мощью.

Страх будущего – симптом, сигнал нарушения психологического гомеостаза и эффективнее понять, каковы его истоки, на какую проблему указывает, какие действия необходимы для уменьшения влияния на эмоциональное ощущение индивида.

Ряд жизненных ситуаций могут провоцировать ощущение беспомощности и тогда перед человеком становятся вопросы, как избавиться от страха будущего, как побороть страх перед будущим?

Фактически, страх будущего – это опасение неизвестности. Из-за ожидаемого события, его близости или даже теоретической возможности происхождения привычная окружающая обстановка поменяется, при этом точность изменений и их предсказуемость неясна. А поскольку это снижает ощущение безопасности, провоцирует тревогу и проявляется как страх будущего.

Экзистенциальная психология связывает страх будущего с базовым человеческим страхом смерти (танатофобией). Именно поэтому иногда подобная боязнь впервые может проявиться в достаточно раннем возрасте и этим вызывать удивление и обесценивание его, поскольку взрослому будет неясна природа появления.

Это опасение наиболее прочно связано с неизвестностью. Данная боязнь может призывать человека каким-либо образом объяснить себе «будущее после» и что-то предпринять для формирования того варианта событий после, который желателен. В повседневной жизни проявлениями этого страха есть всякого рода приметы, привычки и фразы, призвание которых снизить тревогу, связанные с ритуалами той или иной традиции, религиозной направленности человека.

Чем больше опасений связанно с неизвестностью, тем более парализующее действие оно оказывает на личность. Как и страх в классическом его понимании, страх будущего вызывает стремление убежать, напасть и, в определенных случаях, застыть. Напасть, т.е. ринуться в бой с неизвестностью может быть эффективным методом, поскольку предполагает решение текущих необходимых задач и поскольку будущее – это, условно, движение вперед, то синхронное движение поможет «идти на волне» и тут важным является не относиться к решениям категорично и фатально.

А вот убежать от будущего или застыть, «остановить время» невозможно и противоречит природе человека, которому требуется развитие вместе с окружающим пространством. В такой ситуации страх будущего мешает эффективно реализовывать себя, проявлять активные действия, так как, разрастаясь, провоцирует ощущение, что чем меньше действий, тем меньше будет последствий, при этом не учитывается факт, что часто вовремя не предпринятые действия усугубляют ситуацию.

Провоцирующими страх будущего ситуации часто являются – смерть близких, иногда даже домашних питомцев, болезни, свои и родственников, особенно наследственного характера, травмы, ДТП, близость военных действий, переезды, нестабильность экономической позиции, потеря и смена работы, смена личной ситуации – развод, свадьба, беременность, рождение ребенка. Так же провоцирующими могут быть ситуации непосредственно не связанные с личностью – например, просмотр новостей, особенно поданных в шокирующей форме. Можно сказать, что причиной может стать то событие, которое исчерпает запас психологической стойкости, потому последовательность даже небольших по уровню стресса событий потенциально приведут к такому же страху будущего, как одно существенно ощутимое.

Часто страх будущего (футурофобия) является симптомом депрессии, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и лечение основного заболевания поможет решить данную проблему. И хотя в некоторых случаях достаточно консультаций у психолога, в более сложных ситуациях может потребоваться консультация психиатра. Часто людям в таких состояниях сложно оценить необходимость в посещении специалиста, может быть отрицание тяжести своего состояния или стереотипы о психиатрии и психологии и тут важна поддержка близкого окружения, его внимательность и забота.

Решая повседневные задачи и мечтая о больших целях, человек часто может задаваться вопросом, как избавиться от страха будущего?

Для того чтобы страх за будущее не мешал нынешней жизни, требуется обдумать, что можно сделать сейчас для укрепления своей позиции и некоторой профилактики «негативного будущего». Несомненно, есть ситуации, которые напрямую от нашего влияния не зависят. Но тут важным является то, что стрессоустойчивость является общим качеством психики. Т.е. любые действия направленные на укрепление будут влиять на общее состояние. Например, повышая физическую стойкость, вы так же повышаете психологическую, умение преодолевать препятствия и выдерживать нагрузку в рабочей среде поможет с личными невзгодами и наоборот. И здесь важно уметь переводить количество в качестве, учась справляться с задачами эффективно, используя лаконичные решения.

Страх за будущее отнимает у нас время и ресурсы для решения актуальных текущих дел, тем самым подпитывая себя и еще более отбирая возможность повлиять на свое состояние. Надо расцепить этот круг, и направить свое внимание на повседневные заботы призванные улучшить будущее.

Страшит болезнь – отвлекут занятия спортом, диспансерные профилактические осмотры, интерес к своему здоровью в целом, экономическая нестабильность актуализирует необходимость повышения своих профессиональных навыков, интерес к текущим требованиям своей должности, умение грамотно организовывать быт, экономно расходовать ресурсы.

Так же путем снижения тревоги будет внимательное отношение к своему информационному полю. Поддерживание разговоров о нестабильности, страхе, панике, просмотры гротескно поданных новостей (или постоянно их чтение, но визуальная картина более реальна) травмирует даже, если не относится к событиям непосредственно происходящих рядом и является источником постоянного стимулирования тревоги. Если актуальная информация необходима для работы следует получать ее в виде сухих цифр посредством чтения.

Если состояние тяжелое, то желательно так же со вниманием отнестись к художественному кино. Иногда советуют комедии, но контраст веселья, особенно примитивного юмора со своим ощущением может вызвать раздражительность. Потому лучшим выходом будет просмотр любимого кино, сюжетов, где герои справляются с преодолением жизненных ситуаций, направляющих на философские размышления. Важно понимать, что речь не о полном пожизненном запрете, а об аккуратном отношении к своему текущему состоянию. Проводя аналогии с соматическими проблемами, в некоторых состояниях необходимо несколько дней, а то и недель диеты, прежде, чем можно будет перейти на более тяжелую пищу, а после травм или перенапряжения нагрузку восстанавливают постепенно даже профессиональные спортсмены.

Полное избавление от данного ощущения, достижимо лишь со временем и рассматривать лишь подобный итог не стоит. Значимым критерием успешного преодоления является способность эффективно и качественно жить в текущем моменте. А определенный, позитивный, стресс, как легкий голод, полезен для подстегивания к развитию и познаванию окружающего мира, актуализирует интерес к жизни.

Одним из частых запросов к специалистам является вопрос, как побороть страх перед будущим? Длительным стратегическим планом будет пополнение и повышение запаса психологической стойкости и уверенности в своей способности адекватно и успешно реагировать на требования будущего. Слово «запас» хорошо отображает тот момент, что речь о ресурсе, который может быть, как пополнен, так и израсходован и каждодневные шаги и мысли влияют на него.

Проанализируйте, какая именно ситуация вызывает страх, с какой сферой вашей жизни он связан. Здесь будет актуальным вспомнить, когда подобные мысли посетили впервые. Основан этот страх на реальной опасности или субъективной? Задача в том, чтобы придать боязни определенную форму. Она может пугать и вызывать беспокойство, но неизвестность страшит больше. Потому все рассуждения и выводы лучше записывать, это так же поможет не концентрироваться на одной мысли – это лишает смысла, если все записано и обдумывания со всех сторон уже озвучены на бумаге.

На этом этапе хорошо каким-либо образом визуализировать боязнь, нарисовав ее, пусть и в абстрактной форме. Здесь не важно качество и понятливость рисунка другим. Цель – увидеть источник страха, символически «дать ему имя». Так же это экологичный способ выплеснуть во вне свои переживания.

Абстрагируйтесь и посмотрите на ситуацию со стороны. Иногда бывает успокаивающим уточнить насколько статистически ситуация реальна. Сухие цифры могут сказать, что все более чем отдаленно. Записать и проговорить страх может быть успокаивающим, в том аспекте, что для внятного и адекватного воспроизведения драматизм придется убрать, а страх без эмоций – это задача, иногда со звёздочкой, но потенциально решаемая.

Подумайте, чтобы вы посоветовали своему близкому человеку в данной ситуации. Представьте, что с подобной проблемой к вам пришла бы ваша гипотетическая дочь или сын. Здесь не имеет существенного значения их реальное наличие, важно представить ситуацию, в которой вы будете на позиции взрослого человека, могущий проблему решить. Перечислите, проговорите, а лучше пропишите решение пошагово, как если бы писали шпаргалку. Решение предполагает определенные действия и следующим этапом будет последовательное и планомерное их выполнение. Это существенно важный и сложный этап, требующий задействования воли и целеустремленности, но так же он очень значимый, поскольку именно действия окончательно снимают то парализующее и цепенящее влияние, которое накладывает на человека страх будущего.

Если страх будущего преследует вас давно, не дает нормально жить, возможно, вы можете связать его возникновение с определенной ситуацией, а так же ощущаете, что состояние ухудшается, то лучшим решением будет обратиться к специалисту. В ряде ситуаций может быть необходимо некоторое медикаментозное лечение. Затяжное угнетенное состояние такой же повод для лечения, как любое иное хроническое заболевание, когда требуется консультация и наблюдение узкого специалиста – психотерапевта.

Источник:
Психология будущего
Страх будущего (футурофобия) – это субъективное ощущение человеком тревоги в отношении дальнейших событий жизни. Страх будущего актуализируется как результат воздействия стрессогенных факторов
http://psihomed.com/strah-budushhego/

Психология будущего

Что такое готовность к школе?

1. Есть ли у него желание учиться?

Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по своему объясняет свое желание учиться.

Один говорит: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил» (внешний).

Второй сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился (учебный).

Третий сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть» (игровой).

Четвёртый сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (позиционный).

Пятый сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать, кем захочешь».

Шестой сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки» (оценка).

2. Может ли ребенок подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам и контролировать свои действия?

Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черный» – «белый» не носить». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «ты любишь мороженое?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря запретных слов.

Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит уровень самоконтроля у него достаточно высок.

3. Развита ли у ребенка речь?

Это один из самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь связно пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6-7 предложений). Попросите его пересказать рассказ либо составить его по картинкам.

4. Достаточно ли хорошо у ребенка развит фонематический слух?

Наличие фонематического слуха – важное условие для грамотного письма. Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например: гора, гора, гора, гора, нора, гора.

Голос, голос, голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, роса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет лишние слова, значит с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, значит его фонематический слух надо потренировать: называйте ряды медленнее, обращая внимание ребенка на различия звуков.

Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в разных словах. Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, то, очевидно, что фонематический слух у него не развит.

5. Умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять главное…

Попросите его закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…»

В игре «Четвертый лишний» ребенку можно предложить из четырех картинок или слов убрать лишнее. Например: стул, стол, диван, окно. Или: брюки, рубашка, мальчик, жилет. Или: хлеб, яблоко, груша, слива.

После этого попросите ребенка назвать оставшиеся картинки одним общим словом, дать им общее название.

Если ребенок справляется заданиями, допускает не более 1-2 ошибок, значит словесно-логическое мышление у него уже сформировано.

6. Достаточно ли у него развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация?

Без этих навыков ребенка будет трудно обучить письму.

По тому, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами. Насколько успешно способен перерисовывать узоры, геометрические фигуры…

Источник:
Психология будущего
Психологическое консультирование, тесты, диагностика, работа с психологом
http://sites.google.com/site/psihologiavsemeiskole/home/skoro-v-skolu-roditelam-budusego-pervoklassnika