Психологическая помощь семье

Психологическая помощь

Основной фокус жалоб, с которыми обращаются семьи в этот период, на­правлен на ребенка: на его личностные особенности и проблемы, связанные с поведением. Рассмотрение данных проблем на микросистемном уровне пси­хологического функционирования семьи позволяет предположить, что возник­новение трудностей и отклонений в развитии ребенка свидетельствует о дис­гармонии всей семейной системы. Проблемы ребенка могут маркировать

проблемы в супружеской подсистеме или быть результатом нарушений детс­ко-родительских отношений.

Чаще всего родители обращаются к психологу с жалобами на: О индивидуально-личностные качества ребенка: плаксивость, озлоблен­ность, жестокость, упрямство, стремление всегда настоять на своем, безынициативность, медлительность, инертность, неорганизованность и др.;

□ проблемное поведение: ребенок ворует, врет, прогуливает уроки в шко­ле, периодически убегает из дома, детского сада, школы, устраивает скан­далы, наносит себе или другим людям телесные повреждения, ломает игрушки, часто плачет; ни с кем не общается, целыми днями сидит дома, смотрит телевизор или играет на компьютере, ничем не интересуется, безразличен к тому, что, как правило, является объектом интереса детей данного возраста и др.;

□ нарушение межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрос­лыми: малое количество контактов со сверстниками, дружба с детьми из неблагополучных семей, отсутствие друзей; ребенка дразнят, бьют во дворе, детском саду, школе; ребенок не умеет строить отношения с взрос­лыми, дерзит, не отвечает на вопросы родителей, воспитателя, учителя; ребенок боится незнакомых людей, плачет и убегает от них; плохие от­ношения между братьями и сестрами, ребенок дерется с сиблингами; невозможность родителя справиться с ребенком, отсутствие взаимопо­нимания между ним и ребенком;

□ плохая успеваемость ребенка в школе.

Независимо от характера жалоб, необходимо провести тщательную диагно­стику для установления истинного локуса проблемы (проблемы ребенка, супружеские проблемы, скрывающиеся за проблемами ребенка, проблемы дет­ско-родительских отношений) и выбора направления оказания психологиче­ской помощи. Один из принципов работы психолога в ситуации обращения семьи по проблемам ребенка — принцип отстаивания его интересов. Ребенок — самый незащищенный член семьи, своеобразное «слабое звено», которое нуждается в поддержке консультанта, выражающейся в системном взгляде на функционирование семьи и понимании того, что проблема ребенка зача­стую является квазиклеем, позволяющим данной семье существовать как таковой.

Если в ходе диагностики было выявлено, что за проблемами ребенка скры­вается дисфункция всей семейной системы либо ее отдельной подсистемы, следующий этап в психологической помощи заключается в переформулирова­нии запроса и формировании мотивации супругов на изменения.

На этапе диагностики целесообразно получение информации от всех чле­нов семьи по поводу сложившейся ситуации. В дальнейшем, после локализа­ции проблемы, возможны различные формы организации работы с семьей (ин­дивидуальные встречи, работа с отдельными подсистемами, работа со всей семьей в целом) и их чередование.

Психологическая помощь семье при локализации проблемы в области детско-родительских отношений

Психологическая помощь, связанная с коррекцией детско-родительских отношений, может осуществляться в индивидуальной и групповой форме и включать следующие направления работы:

□ повышение социально-психологической компетентности родителей;

□ обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситу­аций;

□ согласование требований, предъявляемых родителями ребенку;

□ коррекция стиля родительского воспитания.

В рамках данного направления возможно проведение родительского семина­ра. Это специфическая психокоррекционная методика, относящаяся к группо­вым методам работы с семьей, целью которой является коррекция когнитив­ных и поведенческих аспектов детско-родительских отношений и воспитания. Для этого могут быть использованы следующие методы и приемы работы:

1. Информирование, предполагающее расширение знаний родителей о пси­хологии семейных отношений, психологии воспитания и возрастно-психоло-гических законах развития ребенка. Предлагаемый материал должен быть пре­дельно доступным, образным и убедительным и учитывать образовательный уровень аудитории.

2. Групповая дискуссия, которая может быть организована в двух формах:

□ тематическая, предполагающая обмен мнениями по определенным те­мам;

□ анализ конкретных ситуаций и случаев.

Основной задачей групповой дискуссии является повышение мотивации и вовлеченности участников в решение актуальных проблем.

3. Библиотерапия — обсуждение специально подобранных для семинара книг, как правило, научно-популярного характера, посвященных проблемам семейного воспитания и детско-родительских отношений.

4. Обсуждение трудных ситуаций, предложенных кем-либо из участников семинара. Этот прием применяется для мотивации родителей к использованию новых способов разрешения знакомых проблемных ситуаций; кроме того, он направлен на активизацию творческого подхода в воспитании детей.

Для коррекции неадекватных родительских позиций, стилей воспитания, расширения осознанности мотивов воспитания, оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания возможна организация работы родительской группы, которая базируется на общих принципах групповой работы.

В отличие от родительского семинара, данная форма работы предполагает, прежде всего, коррекцию эмоциональных аспектов семейного взаимодействия. Особое внимание уделяется эмоциональному компоненту детско-родительс­ких отношений, повышению способности родителей понимать своего ребен­ка, быть к нему эмпатичными и развитию умения договариваться по вопросам

его воспитания. Параллельно с работой родительской группы часто оказыва­ется целесообразной организация детской группы.

Иногда в ходе работы родительской группы может наблюдаться возникно­вение или обострение супружеских конфликтов. Позитивный аспект данного факта заключается в том, что это:

О позволяет супругам отреагировать подавленные эмоции и чувства, осо­знать свои индивидуальные особенности реагирования и поведения в конфликтных ситуациях и получить новый опыт их проживания;

□ ставит супругов перед необходимостью осознания ранее скрытых конф­ликтов и поиска новых форм взаимодействия;

□ способствует осознанию супругами того факта, что нарушения затраги­вают всю семейную систему и что ребенок не является единственным слабым звеном в ней.

Иногда целесообразно проведение совместных занятий родительской и дет­ской групп. Они могут дать много информации об особенностях внутрисемей­ных отношений, позволить апробировать новые способы взаимодействия, спо­собствовать достижению большей близости и взаимопонимания между членами семьи.

В родительских группах, так же как и в других формах групповой работы, широко используются приемы психогимнастики, релаксационные техники, игровые приемы (разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с ребен­ком).

Подобный принцип можно использовать и при организации индивидуаль­ной работы с семьей: периодические встречи с родителями, с ребенком и со всей семьей в целом.

Психологическая помощь семье при локализации проблемы в области индивидуальных особенностей ребенка

Часто за психологической консультацией обращаются родители с детьми, у которых отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития. Как правило, это определенные трудности, связанные с возрастными или ин­дивидуально-психологическими особенностями ребенка (организмические черты личности, или темперамент; упрямство, стремление настоять на своем, «Я сам» ребенка трех лет; робость и пугливость в новых ситуациях, импульсив­ность и непосредственность реагирования, эгоцентризм дошкольников и др.). Поэтому важный аспект психологической помощи семье в этой ситуации бу­дет заключаться в оказании психологической поддержки родителям и работе, направленной на формирование адекватного образа ребенка и принятие его особенностей.

Существует также блок проблем, связанный с отклонениями в развитии ребенка. Они могут быть представлены:

□ расстройствами в когнитивной сфере (нарушения внимания, восприя­тия, памяти, мышления, воображения, речи);

□ отклонениями в эмоциональном развитии (тревожность, страхи, фобии, ранний детский аутизм и др.);

О поведенческими проблемами ребенка (гиперактивность, агрессивность и др.), в том числе обусловленными несформированностью некоторых коммуникативных навыков, что осложняет взаимодействие со сверст­никами и взрослыми.

Психологу-консультанту следует провести диагностику и выявить характер нарушений ребенка. При необходимости рекомендуется привлекать к сотруд­ничеству других специалистов: психоневролога, дефектолога, логопеда. Не­смотря на то, что основная работа в таких случаях проводится с ребенком, очень важно не игнорировать переживания родителей, связанные со сложившейся семейной ситуацией. Психологу-консультанту целесообразно проводить ин­формирование и просвещение родителей по имеющимся у них вопросам; ока­зывать индивидуальную консультативную и психотерапевтическую помощь супругам. В случае комплекса выявленных проблем возможно проведение се­мейной психотерапии, лечение ребенка у врача-психотерапевта, включение его в детскую коррекционную группу.

Психологическая помощь семье при локализации проблемы в области супружеских отношении

Учитывая феноменологию данного кризиса, психологическая помощь су­пругам может быть направлена на коррекцию образа брачного партнера и ока­зание помощи в заключении нового супружеского договора относительно пе­рераспределения обязанностей (см. описание психологической помощи на предыдущих этапах).

При наличии более близких отношений между одним из родителей и ре­бенком (межпоколенная коалиция) необходимо работать на повышение спло­ченности супружеской подсистемы и восстановление ее границ. С этой целью возможно использование различных техник и приемов (актуализация прият­ных воспоминаний, связанных с совместным времяпрепровождением; домаш­ние задания, направленные на организацию совместного досуга и связанные с различными формами проявления заботы супругами друг о друге и т. д.).

Психологическая помощь семье

4-Классификацию прародителей по критерию выполняемой ими внутрисемейной роли предлагает отечественны

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по семейной психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по семейной психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

В качестве алгоритма работы с семьей, переживающей кризис, можно предложить модель консультирования,

Психологическая помощь семье, виды и формы. Отличия психологической модели от медицинской

Психол-ая помощь семье — широкое понятие, включающее в себя многообразные теоретические и практические направления. Содержание психол-ой помощи заключается в обеспечении эмоц-ой, смысловой и экзистенциальной поддержки семье и ее отдельным членам в кризисных ситуациях.

а Мед. помощь семье- предполагает работу с болезнями разного хар-ра, задачей явл. лечение больных и адаптация здоровых членов семьи.

Работая с семьей, психолог выполняет ряд функций:

1. Поддерживающая: консультант обеспечивает психол-ую поддержку, которая отсутствует или приняла искаженные формы в реальных семейных отношениях.

2. Посредническая: психолог-консультант в роли посредника содействует восстановлению нарушенных связей семьи с миром и ее членов между собой.

3. ф обучения: консультант может способствовать развитию навыков общения, приемов саморегуляции, самопознания.

4. ф развития: психолог помогает членам семьи в развитии основных социальных умений и навыков, таких как навыки внимательного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и замечать чувства других людей. Консультант также способствует поиску ресурсов семьи, позволяющих каждому из ее членов осознать и использовать возможности для саморазвития.

5. Информационная ф: консультант предлагает семье или ее отдельным членам дидактическое изложение информации о психическом здоровье и нездоровье, норме и ее вариантах, а также советы, руководства.

Виды психологической помощи семье

Информирование. Психолог может предоставить семье или отдельным ее членам информацию об особенностях функционирования семьи на разных этапах развития, о задачах, стоящих перед семьей в кризисные периоды, о возрастно-психол-их особенностях развития личности, а также о возможности получения доп-ой помощи у др специалистов.

Индивидуальное психол-ое консультирование (психотерапия). Психол-ое консультирование — процесс, ориентированный на научение и личностный рост клиента, в ходе которого последний узнает больше о себе самом, учится связывать эти знания со своими целями так, чтобы достигнуть более полного и гармоничного бытия-в-мире. Данный вид психол-ой помощи предполагает работу с одним из членов семьи и базируется на идее М. Боуэна о том, что изменения даже одного члена семьи приводят к изменениям всей системы внутрисемейных отношений.

Консультирование (психотерапия) супружеской пары. работа с супружеской парой, направленная на оптимизацию взаимодействия между брачными партнерами.

Групповое консультирование (психотерапия) супружеских пар. предполагает объединение в группу нескольких супружеских пар с целью получения поддержки и проработки супружеских проблем.

Семейное консультирование (психотерапия). В семейном консультировании принимает участие нуклеарная либо расширенная семья. Как правило, этот вид психол-ой помощи используется в том случае, когда имеющиеся проблемы затрагивают всю систему в целом.

Групповое семейное консультирование (психотерапия). предполагает организацию работы двух типов групп: гомогенных (родительских, детских, групп для матерей и др.) и гетерогенных, используемых на определенных этапах работы с семьей и чаще всего принимающих форму совместных занятий родительских и детских групп.

Как показывает наш опыт, психологическая помощь оказывается более эффективной, когда с семьей работает команда специалистов (2-4 человека). Работа в команде позволяет избежать ряда «ловушек», связанных со спецификой работы с семейной системой, например, тенденции присоединиться и образовать коалицию с одним из членов семьи.

Существует несколько способов работы в команде:

с семьей взаимодействует вся команда;

с семьей работает один член команды, остальные, не включаясь в непосредственное взаимодействие с семьей, наблюдают за процессом (находясь либо в одном помещении с семьей, либо за зеркалом одностороннего наблюдения, либо просматривая консультацию в видеозаписи). После завершения консультации они делятся с работавшим психологом терапевтическими гипотезами и дают ему обратную связь;

с семьей работает один член команды, остальные, как и в предыдущем варианте, наблюдают за процессом, не включаясь в непосредственное взаимодействие с семьей, но после завершения работы они обсуждают возникшие у них предположения в присутствии членов семьи.

Психологическая помощь семье

Психологическая помощь семье. Советы семейного психолога.

Прежде всего, эту помощь оказывают высококвалифицированные психологи, которые проводят индивидуальные и совместные тренинги и консультации по психологии семейных отношений. В большинстве случаев проблемы в семье носят общесемейный и супружеский характер, поэтому и консультации можно разделить на две категории – семейные и супружеские. Это совершено разные виды психологических консультаций, которые основаны на классификации процесса консультаций в зависимости от накопления проблем в семье.

В большинстве случаев, когда дело касается семейного консультирования, то объектом рассмотрения является вся семья в целом, включая детей и близких родственников. Особое внимание при таком виде консультаций уделяется проблемам, возникшим между родителями и детьми, а также способам родительского взаимного воспитания детей. Для проведения полноценной консультации необходимо провести детальный анализ семейной ситуации, рассмотреть психологические портреты всех членов семьи и найти способы решения образовавшихся проблем.

Психологическая помощь семье, связанная с супружескими проблемами, представляет собой особую форму консультирования, которое направлено на восстановление взаимоотношений, преодолении супружеских конфликтов, возращение гармонии взаимоотношений в семью и т.д. Такое консультирование может производиться индивидуально с каждым из членов семейной пары или совместно.

Существует подвида семейного консультирования:

• Консультирование добрачных пар, которые проживают гражданским браком и еще не вступили в брак законно.

• Консультации супружеских пар.

• Консультирование по поводу расторжения брака (развод).

• Консультирование пар, которые находятся в разводе, но тяжело переживают это расставание с партнером.

В практике психологическая помощь семье имеет сформировавшийся список проблем, которые являются основными для обращения за помощью к психологу:

• Это конфликтные ситуации, обоюдное недовольство, ожидания, которые не оправдались, а также конфликты, связанные с распределением ролей в семье.

• Конфликтные ситуации, связанные с различными устоявшимися взглядами на семейную жизнь и личностные отношения между собой.

• Разочарования или недовольства, которые связанны с характером партнеров или характеристиками внешности одного из партнеров.

• Проблемы на сексуальной почве, измены, недовольство партнеров в сексуальных отношениях, неумение нормализовать ситуацию и взаимоотношения в данной области.

• Конфликт супружеской пары с родителями одной или обеих сторон. А также конфликтные ситуации с другими людьми – друзьями, соседями или знакомыми.

• Психические заболевания одного из партнеров, проблемы и трудности, которые возникли в ходе заболевания, негативное отношение к окружающим самого больного.

• Властность и зависимость внутри семьи.

• Тирания, отсутствие тепла во взаимоотношениях, отдаленность, проблемы в общении.

Эффективная психологическая помощь семье имеет определенную структуру, которая описана данной моделью:

В большинстве случаев психологическая проблема имеет следующую модель:

В большинстве случаев обращение клиентов к психологу вызывают симптомы, лежащие на поверхности образовавшейся проблемы, которую человек считает непреодолимой и из-за этого имеет сильное переживание. Например, это может быть одиночество, частые ссоры с супругом или измена мужа.

Обычно в такой ситуации человек взывает о помощи к специалисту: «помогите найти общий язык с ребенком», « я не знаю, как познакомиться», «помогите уберечь брак от развода» и т.д.

Входе выслушивания жалоб пациента специалист задает локус жалобы, которая представляет собой краткую схему, что определяет виновника страданий. На основе рассказа клиента психолог формирует гипотезы, которые дают возможность понять сложившуюся ситуацию в семье. В случае, когда психолог озвучивает гипотезу вслух, то она называется интерпретация. Сопротивление – это психологическая защита клиента в процессе осознания подлинной причины образовавшейся проблемы. В большинстве случаев сопротивление является основным камнем преткновения в работе консультанта. Проявление сопротивления может производиться по-разному – человек может быть не искренен и срывать важные детали проблемы, или же уклоняться от прямого ответа на поставленный вопрос, а то и вовсе молчать.

Поэтому глубина проблемы может быть обусловлена не только внешними факторами, но и силой механизма психологической защиты клиента. В сознании клиента может сформироваться сам запрос или жалоба, а все остальное скрыто в глубине души. И добраться в эту глушь обязанность профессионала. Необходимо научить человека искать причину конфликта не только снаружи своей оболочки, но и внутри себя. А также обучить клиента правильно находить пути по решению проблем. Решение проблем может быть основано на самооценке, оценке сложившейся ситуации, способности к самоконтролю и изменению себя и многом другом. Психологическая помощь семье – это механизм самообучения, который позволяет познать себя и окружающих вас людей, а также научиться находить компромиссные решения, которые избавят вашу семью от проблем. (см. также “Книги по психологии отношений”)

Более 100 опытных психологов нашего портала готовы прийти к вам на помощь прямо сейчас:

Психологическая помощь семье

  1. Обеспечение взаимоположительного поведения партнеров.
  2. Получение навыков и умений (прежде всего правильно общаться и разрешать проблемы).
  3. Достижение супружеской договоренности об изменении поведения (например, муж упрекает жену за беспорядок в доме, а жена в претензии к мужу за недостаточную помощь по дому. Необходима взаимная договоренность. Каждый партнер выдвигает определенные требования, которые фиксируются и контролируются).
  4. Достижение изменений в представлениях о супружеских связях. Общение супругов должно стать открытым, искренним. Чувства не должны утаиваться, но и не должны приводить к обострению конфликта.

Супруги должны научиться выслушивать друг друга, не выражая при этом оценки или осуждения, постараться понять другого, вникнуть в его переживания.

В семье, как целостной единой системе, нельзя изменить поведение одного, не изменив поведения другого. Например, жена жалуется, что муж мало бывает дома: он на работе или развлекается с друзьями. Консультанту удается изменить поведение мужа. Теперь муж больше бывает дома, занимается детьми. Это может способствовать положительным изменениям в семейной системе в целом. Но могут возникнуть осложнения (так как жена привыкла к определенному порядку, а муж начинает вмешиваться). Тогда муж снова углубляется в работу и равновесие системы восстанавливается, но жена снова чувствует себя одинокой.

  1. Личностные дезадаптивные особенности одного из супругов, обоих супругов (издержки характера, невротические черты, т.п.).
  2. Неоправдавшиеся ожидания от супружеского союза.
  3. Модели взаимоотношений, взятые из родительской семьи.
  4. Изменения в отношениях с течением времени (например, семейные кризисы).
  5. Взаимное недовольство, конфликты, связанные с распределением обязанностей.
  6. Сексуальные проблемы.
  7. Конфликты во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов.
  8. Супружеские измены, ревность.
  9. Отсутствие тепла, доверительности, проблемы общения супругов.

Консультирование предполагает ряд посещений консультанта одним из супругов, либо обоими (раздельно или вместе). Если консультированию подвергаются оба супруга, то возможны 3 формы организации приема:

  1. Последовательная: сначала один супруг проходит консультирование, затем другой.
  2. Параллельная: оба супруга привлекаются к консультированию поочередно.
  3. Совместная: курс консультирования оба супруга проходят вместе.

В практике преобладает работа с одним из супругов (чаще с женщиной).

Семейная консультация проходит обычно 1 раз в неделю (иногда в течение месяца, но чаще в течение нескольких месяцев. Общее количество посещений 5 – 15).

Подробнее по проблематике:

Запишитесь ко мне на консультацию и мы решим данную проблему. Решение есть всегда! Психологическая помощь может быть оказана как в виде личной встречи, так и консультации по телефону, Skype или e-mail. Подробнее о стоимости и условиях можно узнать на странице Услуги и цены.

Источники:
Психологическая помощь
Основной фокус жалоб, с которыми обращаются семьи в этот период, на­правлен на ребенка: на его личностные особенности и проблемы, связанные с поведением. Рассмотрение данных проблем на
http://studopedia.ru/9_38732_psihologicheskaya-pomoshch.html
Психологическая помощь семье
Психол-ая помощь семье — широкое понятие, включающее в себя многообразные теоретические и практические направления. Содержание психол-ой помощи заключается в обеспечении эмоц-ой, смысловой и экзистенц
http://cribs.me/semeinaya-psikhologiya/psikhologicheskaya-pomoshch-seme-vidy-i-formy-otlichiya-psikhologicheskoi-modeli-ot-meditsinskoi_
Психологическая помощь семье
Психологическая помощь семье поможет решить множество проблем, связанных с возникновением конфликтных ситуаций. Проведение консультаций семейным психологом в большинстве случаев позволяет восстановить отношения в семье.
http://www.video-psiholog.ru/psihologicheskaya_pomosch_semje
Психологическая помощь семье
Задачи консультирования: Обеспечение взаимоположительного поведения партнеров. Получение навыков и умений (прежде всего правильно общаться и разрешать проблемы). Достижение супружеской договоренности об изменении поведения (например, муж упрекает жену за беспорядок в доме, а жена в претензии к мужу за недостаточную
http://chastnyj-psiholog.ru/uslugi-i-ceny/psikhologicheskaya-pomoshh-seme/