Психологическая помощь
Основной фокус жалоб, с которыми обращаются семьи в этот период, направлен на ребенка: на его личностные особенности и проблемы, связанные с поведением. Рассмотрение данных проблем на микросистемном уровне психологического функционирования семьи позволяет предположить, что возникновение трудностей и отклонений в развитии ребенка свидетельствует о дисгармонии всей семейной системы. Проблемы ребенка могут маркировать
проблемы в супружеской подсистеме или быть результатом нарушений детско-родительских отношений.
Чаще всего родители обращаются к психологу с жалобами на: О индивидуально-личностные качества ребенка: плаксивость, озлобленность, жестокость, упрямство, стремление всегда настоять на своем, безынициативность, медлительность, инертность, неорганизованность и др.;
□ проблемное поведение: ребенок ворует, врет, прогуливает уроки в школе, периодически убегает из дома, детского сада, школы, устраивает скандалы, наносит себе или другим людям телесные повреждения, ломает игрушки, часто плачет; ни с кем не общается, целыми днями сидит дома, смотрит телевизор или играет на компьютере, ничем не интересуется, безразличен к тому, что, как правило, является объектом интереса детей данного возраста и др.;
□ нарушение межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми: малое количество контактов со сверстниками, дружба с детьми из неблагополучных семей, отсутствие друзей; ребенка дразнят, бьют во дворе, детском саду, школе; ребенок не умеет строить отношения с взрослыми, дерзит, не отвечает на вопросы родителей, воспитателя, учителя; ребенок боится незнакомых людей, плачет и убегает от них; плохие отношения между братьями и сестрами, ребенок дерется с сиблингами; невозможность родителя справиться с ребенком, отсутствие взаимопонимания между ним и ребенком;
□ плохая успеваемость ребенка в школе.
Независимо от характера жалоб, необходимо провести тщательную диагностику для установления истинного локуса проблемы (проблемы ребенка, супружеские проблемы, скрывающиеся за проблемами ребенка, проблемы детско-родительских отношений) и выбора направления оказания психологической помощи. Один из принципов работы психолога в ситуации обращения семьи по проблемам ребенка — принцип отстаивания его интересов. Ребенок — самый незащищенный член семьи, своеобразное «слабое звено», которое нуждается в поддержке консультанта, выражающейся в системном взгляде на функционирование семьи и понимании того, что проблема ребенка зачастую является квазиклеем, позволяющим данной семье существовать как таковой.
Если в ходе диагностики было выявлено, что за проблемами ребенка скрывается дисфункция всей семейной системы либо ее отдельной подсистемы, следующий этап в психологической помощи заключается в переформулировании запроса и формировании мотивации супругов на изменения.
На этапе диагностики целесообразно получение информации от всех членов семьи по поводу сложившейся ситуации. В дальнейшем, после локализации проблемы, возможны различные формы организации работы с семьей (индивидуальные встречи, работа с отдельными подсистемами, работа со всей семьей в целом) и их чередование.
Психологическая помощь семье при локализации проблемы в области детско-родительских отношений
Психологическая помощь, связанная с коррекцией детско-родительских отношений, может осуществляться в индивидуальной и групповой форме и включать следующие направления работы:
□ повышение социально-психологической компетентности родителей;
□ обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций;
□ согласование требований, предъявляемых родителями ребенку;
□ коррекция стиля родительского воспитания.
В рамках данного направления возможно проведение родительского семинара. Это специфическая психокоррекционная методика, относящаяся к групповым методам работы с семьей, целью которой является коррекция когнитивных и поведенческих аспектов детско-родительских отношений и воспитания. Для этого могут быть использованы следующие методы и приемы работы:
1. Информирование, предполагающее расширение знаний родителей о психологии семейных отношений, психологии воспитания и возрастно-психоло-гических законах развития ребенка. Предлагаемый материал должен быть предельно доступным, образным и убедительным и учитывать образовательный уровень аудитории.
2. Групповая дискуссия, которая может быть организована в двух формах:
□ тематическая, предполагающая обмен мнениями по определенным темам;
□ анализ конкретных ситуаций и случаев.
Основной задачей групповой дискуссии является повышение мотивации и вовлеченности участников в решение актуальных проблем.
3. Библиотерапия — обсуждение специально подобранных для семинара книг, как правило, научно-популярного характера, посвященных проблемам семейного воспитания и детско-родительских отношений.
4. Обсуждение трудных ситуаций, предложенных кем-либо из участников семинара. Этот прием применяется для мотивации родителей к использованию новых способов разрешения знакомых проблемных ситуаций; кроме того, он направлен на активизацию творческого подхода в воспитании детей.
Для коррекции неадекватных родительских позиций, стилей воспитания, расширения осознанности мотивов воспитания, оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания возможна организация работы родительской группы, которая базируется на общих принципах групповой работы.
В отличие от родительского семинара, данная форма работы предполагает, прежде всего, коррекцию эмоциональных аспектов семейного взаимодействия. Особое внимание уделяется эмоциональному компоненту детско-родительских отношений, повышению способности родителей понимать своего ребенка, быть к нему эмпатичными и развитию умения договариваться по вопросам
его воспитания. Параллельно с работой родительской группы часто оказывается целесообразной организация детской группы.
Иногда в ходе работы родительской группы может наблюдаться возникновение или обострение супружеских конфликтов. Позитивный аспект данного факта заключается в том, что это:
О позволяет супругам отреагировать подавленные эмоции и чувства, осознать свои индивидуальные особенности реагирования и поведения в конфликтных ситуациях и получить новый опыт их проживания;
□ ставит супругов перед необходимостью осознания ранее скрытых конфликтов и поиска новых форм взаимодействия;
□ способствует осознанию супругами того факта, что нарушения затрагивают всю семейную систему и что ребенок не является единственным слабым звеном в ней.
Иногда целесообразно проведение совместных занятий родительской и детской групп. Они могут дать много информации об особенностях внутрисемейных отношений, позволить апробировать новые способы взаимодействия, способствовать достижению большей близости и взаимопонимания между членами семьи.
В родительских группах, так же как и в других формах групповой работы, широко используются приемы психогимнастики, релаксационные техники, игровые приемы (разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с ребенком).
Подобный принцип можно использовать и при организации индивидуальной работы с семьей: периодические встречи с родителями, с ребенком и со всей семьей в целом.
Психологическая помощь семье при локализации проблемы в области индивидуальных особенностей ребенка
Часто за психологической консультацией обращаются родители с детьми, у которых отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития. Как правило, это определенные трудности, связанные с возрастными или индивидуально-психологическими особенностями ребенка (организмические черты личности, или темперамент; упрямство, стремление настоять на своем, «Я сам» ребенка трех лет; робость и пугливость в новых ситуациях, импульсивность и непосредственность реагирования, эгоцентризм дошкольников и др.). Поэтому важный аспект психологической помощи семье в этой ситуации будет заключаться в оказании психологической поддержки родителям и работе, направленной на формирование адекватного образа ребенка и принятие его особенностей.
Существует также блок проблем, связанный с отклонениями в развитии ребенка. Они могут быть представлены:
□ расстройствами в когнитивной сфере (нарушения внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи);
□ отклонениями в эмоциональном развитии (тревожность, страхи, фобии, ранний детский аутизм и др.);
О поведенческими проблемами ребенка (гиперактивность, агрессивность и др.), в том числе обусловленными несформированностью некоторых коммуникативных навыков, что осложняет взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Психологу-консультанту следует провести диагностику и выявить характер нарушений ребенка. При необходимости рекомендуется привлекать к сотрудничеству других специалистов: психоневролога, дефектолога, логопеда. Несмотря на то, что основная работа в таких случаях проводится с ребенком, очень важно не игнорировать переживания родителей, связанные со сложившейся семейной ситуацией. Психологу-консультанту целесообразно проводить информирование и просвещение родителей по имеющимся у них вопросам; оказывать индивидуальную консультативную и психотерапевтическую помощь супругам. В случае комплекса выявленных проблем возможно проведение семейной психотерапии, лечение ребенка у врача-психотерапевта, включение его в детскую коррекционную группу.
Психологическая помощь семье при локализации проблемы в области супружеских отношении
Учитывая феноменологию данного кризиса, психологическая помощь супругам может быть направлена на коррекцию образа брачного партнера и оказание помощи в заключении нового супружеского договора относительно перераспределения обязанностей (см. описание психологической помощи на предыдущих этапах).
При наличии более близких отношений между одним из родителей и ребенком (межпоколенная коалиция) необходимо работать на повышение сплоченности супружеской подсистемы и восстановление ее границ. С этой целью возможно использование различных техник и приемов (актуализация приятных воспоминаний, связанных с совместным времяпрепровождением; домашние задания, направленные на организацию совместного досуга и связанные с различными формами проявления заботы супругами друг о друге и т. д.).
Психологическая помощь семье
4-Классификацию прародителей по критерию выполняемой ими внутрисемейной роли предлагает отечественны
txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по семейной психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по семейной психологии — и никакой экзамен вам не страшен!
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
В качестве алгоритма работы с семьей, переживающей кризис, можно предложить модель консультирования,
Психологическая помощь семье, виды и формы. Отличия психологической модели от медицинской
Психол-ая помощь семье — широкое понятие, включающее в себя многообразные теоретические и практические направления. Содержание психол-ой помощи заключается в обеспечении эмоц-ой, смысловой и экзистенциальной поддержки семье и ее отдельным членам в кризисных ситуациях.
а Мед. помощь семье- предполагает работу с болезнями разного хар-ра, задачей явл. лечение больных и адаптация здоровых членов семьи.
Работая с семьей, психолог выполняет ряд функций:
1. Поддерживающая: консультант обеспечивает психол-ую поддержку, которая отсутствует или приняла искаженные формы в реальных семейных отношениях.
2. Посредническая: психолог-консультант в роли посредника содействует восстановлению нарушенных связей семьи с миром и ее членов между собой.
3. ф обучения: консультант может способствовать развитию навыков общения, приемов саморегуляции, самопознания.
4. ф развития: психолог помогает членам семьи в развитии основных социальных умений и навыков, таких как навыки внимательного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и замечать чувства других людей. Консультант также способствует поиску ресурсов семьи, позволяющих каждому из ее членов осознать и использовать возможности для саморазвития.
5. Информационная ф: консультант предлагает семье или ее отдельным членам дидактическое изложение информации о психическом здоровье и нездоровье, норме и ее вариантах, а также советы, руководства.
Виды психологической помощи семье
Информирование. Психолог может предоставить семье или отдельным ее членам информацию об особенностях функционирования семьи на разных этапах развития, о задачах, стоящих перед семьей в кризисные периоды, о возрастно-психол-их особенностях развития личности, а также о возможности получения доп-ой помощи у др специалистов.
Индивидуальное психол-ое консультирование (психотерапия). Психол-ое консультирование — процесс, ориентированный на научение и личностный рост клиента, в ходе которого последний узнает больше о себе самом, учится связывать эти знания со своими целями так, чтобы достигнуть более полного и гармоничного бытия-в-мире. Данный вид психол-ой помощи предполагает работу с одним из членов семьи и базируется на идее М. Боуэна о том, что изменения даже одного члена семьи приводят к изменениям всей системы внутрисемейных отношений.
Консультирование (психотерапия) супружеской пары. работа с супружеской парой, направленная на оптимизацию взаимодействия между брачными партнерами.
Групповое консультирование (психотерапия) супружеских пар. предполагает объединение в группу нескольких супружеских пар с целью получения поддержки и проработки супружеских проблем.
Семейное консультирование (психотерапия). В семейном консультировании принимает участие нуклеарная либо расширенная семья. Как правило, этот вид психол-ой помощи используется в том случае, когда имеющиеся проблемы затрагивают всю систему в целом.
Групповое семейное консультирование (психотерапия). предполагает организацию работы двух типов групп: гомогенных (родительских, детских, групп для матерей и др.) и гетерогенных, используемых на определенных этапах работы с семьей и чаще всего принимающих форму совместных занятий родительских и детских групп.
Как показывает наш опыт, психологическая помощь оказывается более эффективной, когда с семьей работает команда специалистов (2-4 человека). Работа в команде позволяет избежать ряда «ловушек», связанных со спецификой работы с семейной системой, например, тенденции присоединиться и образовать коалицию с одним из членов семьи.
Существует несколько способов работы в команде:
с семьей взаимодействует вся команда;
с семьей работает один член команды, остальные, не включаясь в непосредственное взаимодействие с семьей, наблюдают за процессом (находясь либо в одном помещении с семьей, либо за зеркалом одностороннего наблюдения, либо просматривая консультацию в видеозаписи). После завершения консультации они делятся с работавшим психологом терапевтическими гипотезами и дают ему обратную связь;
с семьей работает один член команды, остальные, как и в предыдущем варианте, наблюдают за процессом, не включаясь в непосредственное взаимодействие с семьей, но после завершения работы они обсуждают возникшие у них предположения в присутствии членов семьи.
Психологическая помощь семье
Психологическая помощь семье. Советы семейного психолога.
Прежде всего, эту помощь оказывают высококвалифицированные психологи, которые проводят индивидуальные и совместные тренинги и консультации по психологии семейных отношений. В большинстве случаев проблемы в семье носят общесемейный и супружеский характер, поэтому и консультации можно разделить на две категории – семейные и супружеские. Это совершено разные виды психологических консультаций, которые основаны на классификации процесса консультаций в зависимости от накопления проблем в семье.
В большинстве случаев, когда дело касается семейного консультирования, то объектом рассмотрения является вся семья в целом, включая детей и близких родственников. Особое внимание при таком виде консультаций уделяется проблемам, возникшим между родителями и детьми, а также способам родительского взаимного воспитания детей. Для проведения полноценной консультации необходимо провести детальный анализ семейной ситуации, рассмотреть психологические портреты всех членов семьи и найти способы решения образовавшихся проблем.
Психологическая помощь семье, связанная с супружескими проблемами, представляет собой особую форму консультирования, которое направлено на восстановление взаимоотношений, преодолении супружеских конфликтов, возращение гармонии взаимоотношений в семью и т.д. Такое консультирование может производиться индивидуально с каждым из членов семейной пары или совместно.
Существует подвида семейного консультирования:
• Консультирование добрачных пар, которые проживают гражданским браком и еще не вступили в брак законно.
• Консультации супружеских пар.
• Консультирование по поводу расторжения брака (развод).
• Консультирование пар, которые находятся в разводе, но тяжело переживают это расставание с партнером.
В практике психологическая помощь семье имеет сформировавшийся список проблем, которые являются основными для обращения за помощью к психологу:
• Это конфликтные ситуации, обоюдное недовольство, ожидания, которые не оправдались, а также конфликты, связанные с распределением ролей в семье.
• Конфликтные ситуации, связанные с различными устоявшимися взглядами на семейную жизнь и личностные отношения между собой.
• Разочарования или недовольства, которые связанны с характером партнеров или характеристиками внешности одного из партнеров.
• Проблемы на сексуальной почве, измены, недовольство партнеров в сексуальных отношениях, неумение нормализовать ситуацию и взаимоотношения в данной области.
• Конфликт супружеской пары с родителями одной или обеих сторон. А также конфликтные ситуации с другими людьми – друзьями, соседями или знакомыми.
• Психические заболевания одного из партнеров, проблемы и трудности, которые возникли в ходе заболевания, негативное отношение к окружающим самого больного.
• Властность и зависимость внутри семьи.
• Тирания, отсутствие тепла во взаимоотношениях, отдаленность, проблемы в общении.
Эффективная психологическая помощь семье имеет определенную структуру, которая описана данной моделью:
В большинстве случаев психологическая проблема имеет следующую модель:
В большинстве случаев обращение клиентов к психологу вызывают симптомы, лежащие на поверхности образовавшейся проблемы, которую человек считает непреодолимой и из-за этого имеет сильное переживание. Например, это может быть одиночество, частые ссоры с супругом или измена мужа.
Обычно в такой ситуации человек взывает о помощи к специалисту: «помогите найти общий язык с ребенком», « я не знаю, как познакомиться», «помогите уберечь брак от развода» и т.д.
Входе выслушивания жалоб пациента специалист задает локус жалобы, которая представляет собой краткую схему, что определяет виновника страданий. На основе рассказа клиента психолог формирует гипотезы, которые дают возможность понять сложившуюся ситуацию в семье. В случае, когда психолог озвучивает гипотезу вслух, то она называется интерпретация. Сопротивление – это психологическая защита клиента в процессе осознания подлинной причины образовавшейся проблемы. В большинстве случаев сопротивление является основным камнем преткновения в работе консультанта. Проявление сопротивления может производиться по-разному – человек может быть не искренен и срывать важные детали проблемы, или же уклоняться от прямого ответа на поставленный вопрос, а то и вовсе молчать.
Поэтому глубина проблемы может быть обусловлена не только внешними факторами, но и силой механизма психологической защиты клиента. В сознании клиента может сформироваться сам запрос или жалоба, а все остальное скрыто в глубине души. И добраться в эту глушь обязанность профессионала. Необходимо научить человека искать причину конфликта не только снаружи своей оболочки, но и внутри себя. А также обучить клиента правильно находить пути по решению проблем. Решение проблем может быть основано на самооценке, оценке сложившейся ситуации, способности к самоконтролю и изменению себя и многом другом. Психологическая помощь семье – это механизм самообучения, который позволяет познать себя и окружающих вас людей, а также научиться находить компромиссные решения, которые избавят вашу семью от проблем. (см. также “Книги по психологии отношений”)
Более 100 опытных психологов нашего портала готовы прийти к вам на помощь прямо сейчас:
Психологическая помощь семье
- Обеспечение взаимоположительного поведения партнеров.
- Получение навыков и умений (прежде всего правильно общаться и разрешать проблемы).
- Достижение супружеской договоренности об изменении поведения (например, муж упрекает жену за беспорядок в доме, а жена в претензии к мужу за недостаточную помощь по дому. Необходима взаимная договоренность. Каждый партнер выдвигает определенные требования, которые фиксируются и контролируются).
- Достижение изменений в представлениях о супружеских связях. Общение супругов должно стать открытым, искренним. Чувства не должны утаиваться, но и не должны приводить к обострению конфликта.
Супруги должны научиться выслушивать друг друга, не выражая при этом оценки или осуждения, постараться понять другого, вникнуть в его переживания.
В семье, как целостной единой системе, нельзя изменить поведение одного, не изменив поведения другого. Например, жена жалуется, что муж мало бывает дома: он на работе или развлекается с друзьями. Консультанту удается изменить поведение мужа. Теперь муж больше бывает дома, занимается детьми. Это может способствовать положительным изменениям в семейной системе в целом. Но могут возникнуть осложнения (так как жена привыкла к определенному порядку, а муж начинает вмешиваться). Тогда муж снова углубляется в работу и равновесие системы восстанавливается, но жена снова чувствует себя одинокой.
- Личностные дезадаптивные особенности одного из супругов, обоих супругов (издержки характера, невротические черты, т.п.).
- Неоправдавшиеся ожидания от супружеского союза.
- Модели взаимоотношений, взятые из родительской семьи.
- Изменения в отношениях с течением времени (например, семейные кризисы).
- Взаимное недовольство, конфликты, связанные с распределением обязанностей.
- Сексуальные проблемы.
- Конфликты во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов.
- Супружеские измены, ревность.
- Отсутствие тепла, доверительности, проблемы общения супругов.
Консультирование предполагает ряд посещений консультанта одним из супругов, либо обоими (раздельно или вместе). Если консультированию подвергаются оба супруга, то возможны 3 формы организации приема:
- Последовательная: сначала один супруг проходит консультирование, затем другой.
- Параллельная: оба супруга привлекаются к консультированию поочередно.
- Совместная: курс консультирования оба супруга проходят вместе.
В практике преобладает работа с одним из супругов (чаще с женщиной).
Семейная консультация проходит обычно 1 раз в неделю (иногда в течение месяца, но чаще в течение нескольких месяцев. Общее количество посещений 5 – 15).
Подробнее по проблематике:
Запишитесь ко мне на консультацию и мы решим данную проблему. Решение есть всегда! Психологическая помощь может быть оказана как в виде личной встречи, так и консультации по телефону, Skype или e-mail. Подробнее о стоимости и условиях можно узнать на странице Услуги и цены.
Источники:
Психологическая помощь
Основной фокус жалоб, с которыми обращаются семьи в этот период, направлен на ребенка: на его личностные особенности и проблемы, связанные с поведением. Рассмотрение данных проблем на
http://studopedia.ru/9_38732_psihologicheskaya-pomoshch.html
Психологическая помощь семье
Психол-ая помощь семье — широкое понятие, включающее в себя многообразные теоретические и практические направления. Содержание психол-ой помощи заключается в обеспечении эмоц-ой, смысловой и экзистенц
http://cribs.me/semeinaya-psikhologiya/psikhologicheskaya-pomoshch-seme-vidy-i-formy-otlichiya-psikhologicheskoi-modeli-ot-meditsinskoi_
Психологическая помощь семье
Психологическая помощь семье поможет решить множество проблем, связанных с возникновением конфликтных ситуаций. Проведение консультаций семейным психологом в большинстве случаев позволяет восстановить отношения в семье.
http://www.video-psiholog.ru/psihologicheskaya_pomosch_semje
Психологическая помощь семье
Задачи консультирования: Обеспечение взаимоположительного поведения партнеров. Получение навыков и умений (прежде всего правильно общаться и разрешать проблемы). Достижение супружеской договоренности об изменении поведения (например, муж упрекает жену за беспорядок в доме, а жена в претензии к мужу за недостаточную
http://chastnyj-psiholog.ru/uslugi-i-ceny/psikhologicheskaya-pomoshh-seme/