Психологическая помощь детям

Психологическая помощь детям

АРХИВ “Студенческий научный форум”

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Просмотров научной работы: 9792

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, способов психологической помощи родителям таких детей, выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе. В настоящее время количество детей с отклонениями в здоровье значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают. И, как известно, семья – это первичная ячейка общества, являющаяся основой воспитания ребенка и самой первой социальной средой, в которую он попадает. Это значит, что большое внимание должно уделяться эмоциональному климату семьи, в которой воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, так как только через семейное воспитание можно обеспечить базу для его дальнейшего благоприятного развития.

2. Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.

4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку.[4]

Самой распространенной ошибкой в воспитании и общении с ребёнком с отклонениями в развитии со стороны родителей является проявление жалости и снисходительности к нему(реакция чрезмерной защиты). Родители стараются оградить своего ребёнка от физических нагрузок, сделать за него большинство вещей, даже, если ребенок, может сделать их сам. Именно такое поведение родителей, самостоятельности пагубно влияет на ребёнка, в первую очередь, на развитие у него самостоятельности.

Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его особенностях» — реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности. [1]

В своей работе, Ткачева В.В. выделяет следующие задачи психокоррекционной работы:

· реконструкцию родительско-детских взаимоотношений;

· оптимизацию супружеских и внутрисемейных взаимоотношений,

· гармонизацию межличностных отношений между диадой «мать с больным ребенком» и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;

· коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в развитии;

· развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;

· формирование навыков адекватного общения с окружающим миром

Важна психологическая работа с матерями, имеющих детей-инвалидов, так как они являются ближайшим окружением ребёнка и как никто влияют на его развитие. В повседневной жизни матери порой не знают, как заставить ребенка слушать их, выполнять инструкцию или поручение. Они не понимают, как обучить ребенка правилам санитарной гигиены и самообслуживания. Видя дефект ребенка, мать старается ему помочь и очень часто, продолжая действовать в этом направлении, полностью отучает ребенка от самостоятельности, от возможности приобретения им определенного навыка. Подобные воспитательные действия матерей квалифицируются как гиперопека.

В работе психолога с матерью выделяются 4 этапа: привлечение матери к коррекционно-образовательному процессу, в который вовлечен ребенок;психолог убеждает мать ребенка в том, что именно в ней нуждается ее ребенок, что именно она может оказать ему самую необходимую помощь;

формирование у матери интереса к процессу развития ребенка,демонстрация ей возможностей существования «маленьких», но очень важных для ее ребенка достижений; родительница обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает психолог; развитие у матери чувства успешности и психолого-педагогической компетентности в работе с ребёнком

раскрытие перед матерью возможности личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению ее ребенка,ее участия в изучении его возможностей и реализации творческих замыслов в работе с ним.[2]

Таким образом, основная цель психологической помощи в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями , помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса.

1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

2.Левченко И. Ю. ,Ткачева В.В. Психологическая помощь семье,воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. пособие. -М.:Просвещение, 2008.-240с.

3.Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Гном-Пресс, 1999. — 64 с.

4.Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: учеб. пособие – М. : Дашков и К. – 2006.

Психологическая помощь по телефону

Обращение за психологической помощью по телефону – первое с чего стоит начать при появлении признаков расстройства. Специалисты нашего центра оказывают психологическую помощь по любым направлениям. В том, числе:

помощь в преодолении кризисных ситуаций (горе, депрессия, травма, потеря смысла жизни, смерть близких людей, развод, потеря работы);

улучшение взаимоотношений с окружающими (семейных, сексуальных, профессиональных);

помощь в налаживании новых отношений;

психологическая помощь при недостатке уверенности в себе и заниженной самооценке;

улучшение качества жизни;

создание нового образа себя;

развитие творческих способностей;

трудности принятия решений, внутренние конфликты;

помощь с эмоциональной зависимостью, при разрыве отношений;

психотерапия и психологическая коррекция детей и подростков, групповая терапия детей и подростков;

­работа с детско-родительскими парами, работа с семьей в рамках терапии ребенка, индивидуальная терапия взрослых клиентов;

работа с алкоголиками и членами семьи алкоголика (созависимые);

и иным направлениям.

Психологическая помощь по телефону может быть оказана дистанционно и наиболее оперативно. Общение со специалистами центра психологической помощи в Москве «ОСНОВА ДОВЕРИЯ» по телефону – первый шаг к решению Вашей проблемы и обретению внутренней гармонии.

Если Вы чувствуете, что не справляетесь, не надо медлить, позвоните нам! Вместе мы наметим пути выхода из любых проблем, какими бы сложными они не казались на первый взгляд.

Обращайтесь за психологической помощью в центр «ОСНОВА ДОВЕРИЯ»!

Психологическая помощь ребенку при проблемах в школе

Психологическая помощь ребенку при проблемах в школе

Школа – это новый период в жизни ребенка. Меняется его окружение, режим жизни, самовосприятие. Появляются новые обязанности. И переход этот от статуса детсадовца к статусу школьника может пройти не всегда гладко.

Есть несколько наиболее частых случаев, которые вынуждают родителей думать о походе к психологу вместе с ребенком.

Проблемы могут возникнуть не только в начальных классах, то есть во время перехода в новый статус, но и после. К примеру, конфликты с одноклассниками – не редкость в подростковом возрасте.

Вне зависимости от возраста ребенка нельзя пренебрегать его проблемами в школе. Часто взрослые считают, что маленькие дети не переживают. На самом деле для малышей это не менее болезненно, чем для их родителей.

Есть две границы, которые родители могут переступить в решении школьных проблем. Либо они пренебрегают проблемами, либо, напротив, окружают ребенка гиперопекой. Не нужно приучать ребенка всегда рассчитывать на отца и маму. Лучше, если мелкие конфликты ребенок будет решать сам.

Но участие родителей очень важно. Они должны выслушивать о проблемах ребенка и разбирать ситуации вместе с ним. Причем если виноват сам школьник, требуется дать ему это понять.

Однако если конфликты приняли серьезный оборот, потребуется привлечение учителя, а иногда – и психолога. Можно обратиться к школьному психологу или же стороннему специалисту.

Ребенок должен знать, что он может в любой момент обратиться к школьному работнику для получения консультации. Они могут быть индивидуальными или групповыми. Точно так же может потребоваться семейная терапия.

Некоторые родители ждут от психотерапевта, что он пропишет ребенку какие-либо медикаменты, которые помогут ему стать более спокойным или, наоборот, активным.

Однако решить проблемы таблетками получается не всегда. И тем более, если таблетки не прописаны врачом. Применение лекарств не избавит от трудностей, а лишь временно их отдалит. К тому же, нельзя исключать и возникновение зависимости.

Сеансы у психотерапевта окажут больший эффект. Работа со специалистом направлены не на купирование симптомов стресса, а на поиск причины и ее исправление. Психотерапевт поможет найти первопричину школьной проблемы и сформировать у ребенка правильное отношение к ситуации.

Стоит помнить, что жизненный опыт ребенка еще слишком мал. Поэтому он не может дать отпор школьным проблемам самостоятельно. Так что пренебрегать неприятностями сына или дочери нельзя.

Источники:
Психологическая помощь детям
VI Студенческий научный форум (15 – 31 марта 2014 года)
http://www.scienceforum.ru/2014/562/1740
Психологическая помощь по телефону
бращение за психологической помощью по телефону – первое с чего стоит начать при появлении признаков расстройства.
http://centrdoveriya.ru/psikhologicheskaya-pomoshch-po-telefonu
Психологическая помощь ребенку при проблемах в школе
Есть несколько наиболее частых случаев, которые вынуждают родителей думать о походе к психологу вместе с ребенком
http://www.narcohelp.com/articles/psikhologicheskaya-pomoshch-rebenku-pri-problemakh-v-shkole/