Психологическая помощь подросткам

Когда нужна психологическая помощь подросткам?

Подростковый возраст труден и даже в некоторых случаях опасен для не сформировавшейся психики несовершеннолетних. У каждого подростка возникает сложности в самоопределении, когда несовершеннолетний понимает, что он уже не ребенок, но и к взрослым отнести себя пока не может. Навыки самообслуживания неразвиты, материальная зависимость от родителей держит в определенных рамках. Со временем вырабатывается ограничительное поведение, эмоциональное состояние меняется по несколько раз в сутки.

На этом этапе становления личности у подростка возникает желание поиска собственного пути, создания своей ячейки общества, и самое главное – стремление обходиться без пристального надзора родителей.

С одной стороны для ребенка выгодно находиться под "родительским крылом" – есть пища, предоставляется безопасность. Но и перспективы независимости привлекают, приносят хорошее настроение, удовольствия. Такие противоречивые блага приводят подростка в состояние смятения, бессознательное ребенка хочет все здесь и сейчас, а возможностей нет. Возникает неопределенность, поведение подростка меняется от социально приемлемого до неблагожелательного.

Все длится до тех пор, пока несовершеннолетние не сталкиваются с трудностями, которые не в состоянии самостоятельно решить. Тогда-то, по привычке, они обращаются за помощью к близким людям, желают снова вернуться под опеку родителей, защитить себя от напастей враждебного мира. Как правило, сознательные родители помощь оказывают своевременно и в надлежащем виде.

К сожалению, бывают исключения из правил. В неблагополучных семьях, где внимание ребенку практически не уделяется, он остается наедине со своими проблемами. В большинстве таких семей самим родителям нужна помощь. Ребенок живет в изнурительных, дискомфортных для себя условиях. Находясь в такой неблагоприятной обстановке подростки автоматически попадают в группу риска. Если же ими совершаются правонарушения и преступления, их ставит на учет комиссия по делам несовершеннолетних.

Оставлять несовершеннолетних на «волю судьбы» было бы непредусмотрительно, как в неблагополучных семьях, так и в семьях, которые с виду не несут в себе потенциальных опасностей в воспитании собственных детей. С проблемными детьми должна проводиться полномасштабная психологическая работа. Лучше заранее позаботиться о социальном становлении собственных детей. Ведь любая «мелочь жизни» может перерасти в «непреодолимую преграду».

Посещение психолога, может стать отправной точкой в изменении деструктивного паттерна поведения на социально приемлемую модель. Стоит только найти в себе силы обратиться за помощью.

Конечно же, встреча с психологом очень волнительна для подростков. Но пребывая в тревожном, напряженном состоянии, испытывая угрызение совести, чувство вины, избегая страха перед будущими свершениями, в которых им придется поучаствовать в главной роли дети все же решаются прийти на прием к психологу. Чаще всего имея скудные представления о собственной жизни и уж тем более о жизнедеятельности других, находясь в ситуации неопределенности, когда все способы самостоятельного изменения исчерпаны, у них остается лишь надежда на чудо, и психолог выступает в роли волшебника. Современные методы и методики психологической работы послужат действенным инструментарием или «волшебной палочкой».

В ходе психологических занятий подростки получат ценный опыт, познакомятся с различными социальными ролями, приобретут конкретные социальные навыки.

Многие из подростков не имеют планов на будущее, даже не знают каким образом можно себя развлекать в настоящем. Жизнь у них состоит из скучных, однообразных дней, где единственная радость – просмотр кинофильма, компьютерные игры и т.д. Поэтому постановка целей послужит для них фундаментом для построения конструктивной жизненной позиции.

Найденные хобби и развлечения в процессе психологической работы, выступят в роли помощников, которые обеспечат позитивный настрой, откроют энергетические ресурсы организма, тем самым дорога к заветной мечте будет окрашена радостными моментами.

Индивидуальные занятия с элементами арт-терапии и техники гештальт- терапии послужат эффективным инструментарием для развития осознанности (в свой невеликий возраст, подростки еще не разучились чувствовать, рисовать, лепить из пластилина и т.д., поэтому они охотно выполняют психологические задания, открывая все новые потаенные уголки подсознания, становясь взрослее и ответственнее).

На каждого ребенка будет подобран индивидуальный план оказания психологической помощи. Будут использоваться те методы психологической работы, которые максимально эффективно и благотворно повлияют на поведение.

Несмотря на всю эффективность психологической помощи и желания детей работать над собой, решающие слово останется за родителями и уже от них будет зависеть судьба подрастающего поколения. Чем раньше они заметят потенциально опасные изменения у своих детей, чем быстрее среагируют на угрожающую ситуацию, тем больше процент вероятности пережить трудный подростковый этап взросления любимого ребенка успешно, отделавшись «легким испугом» и временными сложностями.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Психологическая помощь подростку

Психологическая помощь подростку в преодолении трудностей взросления

Вначале дадим самые общие представления о психологической помощи. Далее покажем, как оказывается помощь подросткам, их родителям и педагогам при таких трудностях взросления, как расстройство настроения, страхи, тревожные состояния, одиночество, депрессия и др.

Психологическая помощь сродни таким понятиям, как поддержка, любовь к ближнему, благотворительность, попечительство и пр. Однако все они различаются формой и содержанием, хотя и похожи тем, что направлены на облегчение жизни людей. Психологическая помощь — это особая деятельность специалиста, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у другого лица при непосредственном взаимодействии. Жизненно важные (экзистенциальные) проблемы у личности возникают на различных этапах онтогенеза, при освоении новых видов деятельности, при вхождении в незнакомые группы. Психологическая помощь осуществляется при поддержке подростка в освоении новых видов деятельности, например учения. Она бывает разной в зависимости от того, к кому направлена. Например, младший подросток отличается от взрослого тем, что последний может рассказать о своих трудностях, обсудить их и сопоставить с тем, что предпринимают другие люди. Когда плохо младшему, он начинает капризничать, плакать, драться или грустить, сидя в уголочке один.

Психологическая помощь имеет различное содержание и общие признаки с психологической поддержкой, реабилитацией, сопровождением. В понятии «психологическая поддержка» мы подчеркиваем своевременное позитивное воздействие педагога и родителей (взрослых) на детей с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу, рэкету и оказание психологической помощи в решении этих проблем. Психологическая помощь» сходна с понятием «реабилитация».

Реабилитация — это система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности в соответствии с ее потребностями и способностями. Реабилитация опирается на активность самого субъекта помощи, когда специалист укрепляет его волю, выдержку, терпение.

Психологическая реабилитация направлена на оптимизацию компенсаторных процессов при использовании психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий. Если личность находится в кризисе, то реабилитационный процесс уменьшает его за счет повышения самооценки, одобрения окружающими ее способностей. Психологическая реабилитация тем самым направлена не на частное нарушение, а на личность в целом. Как выразился В. М. Сорокин, «цель реабилитации — не допустить превращения личности инвалида в инвалидную личность».

Здесь следует остановиться на понятии реабилитационного пространства. Под этим понятием будем понимать область окружающей среды, где человек с особыми проблемами может без ущерба своей психике совершать такую деятельность, которая приносит ему удовлетворенность и вызывает у других людей полноценное восприятие обратившегося за психологической помощью. Таким реабилитационным пространством может быть семья, профессиональная деятельность, общение с искусством, чтение, в том числе и профессиональное.

Реабилитация тесно связана с компенсаторными возможностями личности, которые проявляются на разных уровнях: медицинском, социально-психологическом, психологическом. Если медицинский предполагает возможности медикаментозного воздействия (лечение органов), то социально-психологический— повышение социального статуса, выплату социальных льгот и пр. Психологическая реабилитация ориентирована на психическое развитие, обучение, овладение профессией и пр.

Психологическое сопровождение — протекающий во времени процесс создания социально-психологических условий изменения.

Здесь же подчеркнем самые общие признаки психологического сопровождения и отличия от сходных с ним понятий профилактики, просветительства, психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии. В настоящее время проблемами психологической помощи и помогающей деятельности интересуются как практические и медицинские психологи, так и социальные педагоги, психиатры, юристы, так как появляются проблемы не только детского населения, но и неработающих или потерявших работу взрослых. К тому же социальные катаклизмы, наносящие ущерб психическому здоровью, актуализируют необходимость психологической помощи людям.

Е. П. Кораблина полагает, что в настоящее время, характеризующееся быстрыми изменениями, неожиданными ситуациями и недостаточной стабильностью, возрастает потребность в поддержке и взаимопонимании.

Главный признак психологической помощи — то, что это деятельность двух субъектов жизни: помогающего психолога (социального педагога, психотерапевта) и клиента, принимающего ее (пациента, ребенка, подростка, родителя, педагога). Но принимающий помощь выступает как активный субъект своей жизни. Иначе вне активности принимающего помогающая деятельность положительного эффекта принести не может. Психологическая помощь основывается на главных принципах (основополагающих правилах).

Принцип адаптации и выносливости вытекает из понимания пси-хической адаптации как процесса оптимального соотношения личности и окружающей среды. Как показывают исследования (Ф. Б. Бе-резин, 1988; И. И. Мамайчук, 2000; А. Г. Маклаков, 2003 и др.), этот принцип позволяет углубить знания о закономерностях влияния среды (внешних факторов), наследственности (внутренних факторов) и развития (изменения свойств психики под влиянием внутренних и внешних факторов в процессе обучения) на различных этапах онтогенеза. Принцип адаптации способствует пониманию общих закономерностей нормального и нарушенного развития. Хорошая адаптированность свидетельствует о выносливости и психическом здоровье принимающего психологическую помощь.

  • Принцип безопасности и надежности. Он заключается в том, что помогающий специалист должен принимать все проблемы нуж-дающегося в поддержке, соблюдая профессиональную этику и глав-ное правило — «не навреди». Скажем, школьник, приходя к психологу, должен быть уверен в том, что его тайны относительно неприятностей с другими одноклассниками или учителями останутся тайнами для других. Другими словами, он должен быть уверен в том, что все сообщенное им не будет разглашено без его согласия и не принесет ему никакого вреда. В противном случает психолог еще больше усугубит проблемы ребенка.
  • Принцип комплексности означает, что психологическая помощь будет эффективной тогда, когда одновременно в помогающей деятельности будет участвовать не только один специалист, но и родители, педагоги, возможно сверстники. Причем, сохраняя професси-ольнальную тайну и основываясь на профессиональной этике, специалист может ввести в контекст проблемы врача или социального педагога. Например, подростку трудно находиться дома из-за пьянства родителей. Он не может вовремя лечь спать, постоянно опаздывает на уроки или не посещает школу Отношения с одноклассниками сложные. Психолог совместно с социальным педагогом и врачом-психотерапевтом намечает направления психологической помощи с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних.
  • Принцип реабилитации предполагает, что в процессе оказания психологической помощи специалист фокусируется на подростке, признавая его приоритеты. Этот принцип особенно значим в отношении входящих в группы риска. Анализ литературы свидетельствует о том, что «сфокусированные на ребенке» учреждения оказывают ему интенсивную помощь с целью изменения его поведения и облегчения эмоциональной адаптации. В связи с таким подходом разработаны целевые программы «Охрана прав материнства и детства».
  • Принцип мониторинга, или комплексного сопровождения, заключается в необходимости постоянного комплексного внимания к личности, нуждающейся в психологической помощи. Комплексное сопровождение особенно нужно подросткам, испытывающим трудности в обучении, межличностных отношениях и с проблемами здоровья. Необходимость сопровождения обусловлена динамичностью происходящих в подростках изменений. Последние следует учитывать для того, чтобы видеть эффект от воздействий психолога.
  • Принцип позитивной активности подростка, которому требуется помощь. Изменения подростка возможны только на основе его собственной деятельности. Активность — свойство всего живого. Она может быть поисковая, в актах свободного самоопределения, т. е. надситуативная. Активность — это динамическое условие становления, реализации и видоизменения деятельности, которая и позволяет добиться эффекта помощи человеку. Этому вопросу посвящены работы многих отечественных ученых (Абульханова-Славская К. А., Асмолов А. Г., 1989; Рубинштейн С. Л., 1989; Петровский А. В., Петровский В. А., 1995 и др.).

    Говоря о психологической помощи, следует вспомнить сформулированные Ш. А. Амонашвили принципы гуманного поведения взрослых по отношению к детям и подросткам. Причем руководящими в учебно-воспитательном процессе становятся очеловечивание среды, уважение личности подростка, терпение. Гуманна та помощь, где специалист опирается на стремление подростка к развитию, взрослению, свободе.

    Разные авторы говорят об особенностях психологической помощи в зависимости от ее направленности. Так, подросткам с проблемами в развитии она оказывается иначе, чем здоровым. В этом случае она по-другому организуется, а ее процесс основывается на сложной структуре дефекта, особенностях социальной ситуации развития, степени выраженности изменений личности в связи с заболеванием (Бурменская Г. В., Данилова Л. А., Мамайчук И. И., Мастюкова М., Шипицына Л. М., Эйдемиллер Э. Г. и др.).

    С точки зрения И. И. Мамайчук, психологическую помощь следует рассматривать в широком и узком смысле. Широкий — «это система психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств», а узкий — «один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности подростка» с проблемами в развитии. Автор предлагает такие принципы психологической помощи: личностный подход к ребенку с проблемами в развитии, каузальный (устранение не внешних причин, а источников отклонений. Тогда структура дефекта определит содержание психологической помощи), комплексность (клинико-психолого-педагогические воздействия), деятельностный подход (необходимо учитывать ведущий вид деятельности).

    Таким образом, выделенные принципы — это отправные точки отсчета возможных изменений при воздействиях специалистов на психологические, психофизиологические, психосоциальные аспекты личности, которые едины в своем проявлении.

    Остановимся на отличии понятия «психологическая помощь» от понятий «психологическая поддержка», «психологическое сопровождение», «психотерапия», «психологическая коррекция», «психопрофилактика» и др.

    Понятие «психологическая коррекция» впервые стали употреблять представители дефектологии, или специальной психологии как науки о психике людей с характерными отклонениями от нормального психического развития, связанного с врожденными или приобретенными дефектами. Под коррекцией понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций. «Коррекция — это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду». В патопсихологии психологическая коррекция понимается как способ психологического воздействия, направленный на выравнивание при отклонениях в психическом развитии, В общей психологии под психологической коррекцией рассматривается совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления психологии или поведения психически здорового человека (Немов Р. С).

    Часто психологическая коррекция видится идентичной психотерапии. Однако цель психотерапии — исправить имеющиеся психические расстройства в клинике неврозов и психосоматических заболеваний личности подростков. В психологическом сопровождении важное место занимает психологическая помощь на том или ином этапе (психологическая поддержка начинаний и изменений подростка и консультирование родителей, педагогов о процессе психического развития; поддержка родителей и убеждение их в правильности действий специалиста, который объясняет им, какие изменения происходят в личности детей).

    Психологическая профилактика — это предупреждение возможных негативных последствий поведения, нежелательных для обучения и развития детей и подростков.

    Соотношения всех рассмотренных понятий можно представить схематично (рис. 1).

    Психологическая помощь подростку

    Подростковый возраст предъявляет повышенные требования как к ребенку, так и к его родителям, и нередко сопровождается значительными трудностями. Это один из значимых и, при этом, кризисных этапов в развитии личности, от успешности его прохождения зависит очень многое в дальнейшей жизни, так что следует с большой серьезностью относиться к возникающим в этот период проблемам. Впрочем, нередко эти проблемы приобретают столь напряженный характер, что не уделять им внимание попросту невозможно.

    Вполне закономерно, что собственных ресурсов семьи в ряде случаев оказывается недостаточно – характер течения подросткового кризиса не укладывается в стандартное описание, поведение подростков весьма вариативно, а порой оно носит буквально угрожающий жизни характер. Родители – при всем их желании – не всегда обладают достаточным (целостным) пониманием происходящего, а, кроме того, испытывая сильную эмоциональную вовлеченность, привносят в общение со своим "беспокойным подростком"* массу разнонаправленных влияний. Вообще говоря, родители – равнозначные участники пубертатного кризиса своего ребенка, и именно им, прежде всего, бывает необходима психологическая помощь. Подросткам же помощь психолога никогда не бывает лишней (хотя не каждый "тинэйджер" – пусть и в довольно кризисной ситуации – нуждается в обязательной психологической поддержке).

    Каким образом осуществляется оптимальная психологическая помощь подросткам и их родителям?

    После общего обсуждения – при согласии подростка – следует его общение с психологом "тет-а-тет". Основная задача такого разговора – не столько решение текущей ситуации, сколько ее диагностика (родители далеко не всегда имеют адекватное представление о происходящем в жизни подростка), а также определение возможности создания рабочего (психологического) альянса с подростком (это ключевая задача, поскольку редкая из проблем подросткового возраста может быть разрешена в рамках одной консультации, а других может попросту не быть – если подросток поймет, что весь смысл общения с психологом это попытка его тут же, на месте "переделать под родителей", сделать более покладистым и беспроблемным).

    Завершение консультации проходит также с участием родителей. Если подросток согласен, его общение с психологом продолжается на последующих, повторных, консультациях (к примеру, в еженедельном режиме). Совместные (с родителями) консультации проводятся, скажем, раз в месяц (обсуждаются общие вопросы, уточняется текущая ситуация, ставятся совместные задачи).

    Другие варианты проработки сложившейся проблемной ситуации складываются из тех или иных ограничений.

    Подросток не желает вести разговор вместе с родителями, но допускает общение наедине с психологом. Это вполне рабочая ситуация с хорошим потенциалом к улучшению. Сложностью здесь может выступить исключенность родителей из процесса психологической проработки конфликта, в то время как именно неправильное (хотя и не по злому умыслу) поведение родителей является ключевым фактором эскалации напряженности в отношениях подростка как в семье, так и вне ее. Это может потребовать привлечения дополнительного психолога – специально для работы с родителями – в тех случаях, когда кризис имеет остро выраженный характер (редкий подросток "санкционирует" взаимодействие "его" психолога с родителями за его, ребенка, спиной).

    Следует заметить, что с профессиональной точки зрения работа с родителями подростка является наиболее сложной частью проработки трудностей пубертатного возраста. Поэтому не удивительно, что иные психологи предпочитают работать только с подростком. Такая "суженность" в психологическом консультировании подростков, в принципе, допустима (иногда, увы, она попросту непреодолима), но существенно сказывается на эффективности проводимой работы. Оптимальным вариантом отклика на задачи подросткового кризиса является вовлечение в их разрешение как подростка, так и его родителей. Это бывает не всегда очевидно, зачастую неудобно, обременительно, но таково требование реальности, игнорировать его было бы профессиональной ошибкой.

    В заключение хочется указать на то, что подростковый кризис – при всей его напряженности – один из самых отзывчивых и конструктивных в плане реакции на адекватную психологическую помощь. Подростки, как правило – самые благодарные клиенты психологов. И дело не в особенных чувствах признательности с их стороны (как раз, их-то подросток может попросту не осознавать), а в успехе тех профессиональных усилий, что прикладываются к терзающей его ситуации. По своей природе, подростковый кризис расположен к разрешению, и здесь главное не мешать ему успешно разрешиться. Помощь психолога при таком раскладе оказывается, как нельзя более, кстати.

    * примечание – «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей» – так называется книга супругов Роберта и Джин Байярдов, родителей пяти детей и психологов, прекрасно описавших ситуацию подросткового кризиса в его крайних проявлениях и, что очень важно, предложивших основательную поддержку тем родителям, которые вместе со своим ребенком оказались в экстремальной ситуации. К счастью, далеко не каждый "тинейджер" создает "неразрешимые" задачки взрослым, но общие принципы разрешения кризисных ситуаций универсальны и ясно представлены в этой книге, их имеет смысл тщательно изучить и усвоить.

    Когда повзрослеет ваш подросток? Британские психологи говорят: теперь не раньше двадцати пяти лет!

    Подросток и подростковые субкультуры

    Отношения с подростком возможно строить (и восстанавливать) лишь в рамках уважительного восприятия прав его личности, и без понимания его личных мотивов и предпочтений тут не обойтись. Поэтому первый совет – не спешить с выводами и оценками, а попытаться разобраться в ситуации.

    Откуда берутся проблемы детей?

    Нетрудно признать более или менее естественным наличие серьезных трудностей у детей, растущих в неблагополучных семьях. Однако как быть с теми, чья семейная обстановка сложилась как нельзя более удачно? Увы, и в таких ситуациях ребенок не вполне защищен от трудностей и страданий.

    Отцы и дети. Для чего существует папа?

    Мы не собираемся рассказывать о том, какую роль играют папы в появлении детей. Этот разговор для тех взрослых, у кого «не было отца». А также для тех, кто находит желательным ограничиться в воспитании и уходе за ребенком лишь материнским присутствием.

    Психология конфликта – психология развития

    Конфликт – если уж он возник – должен быть использован как средство развития, а не разрушения. Настоящее разрешение конфликта подразумевает на просто снятие его напряженности, не "анестезию" от реальности (и не "ампутацию" ее части), а вдумчивую проработку вызвавшего этот конфликт противоречия.

    Нарушения межличностных отношений

    Наиболее частым поводом для обращения за психологической помощью являются конфликты, кризисы, сложности в личных и семейных отношениях. Это говорит о принципиальной проблематичности отношений между людьми.

    Психологическая консультация

    Обращение к психологу может быть мотивировано как ситуативным затруднением, так и затяжным жизненным кризисом. Консультация психолога ни к чему не обязывает, но может сыграть в вашей жизни огромную роль. Что происходит в кабинете психолога и чего следует ждать от психологической консультации?

    ТВОЯ ТЕРРИТОРИЯ. ОНЛАЙН

    Мы онлайн консультанты службы психологической помощи для подростков и молодежи (до 23 лет).

    Здесь ты можешь обратиться за помощью и, переписываясь с консультантом, открыто говорить о ситуации, которая тебя беспокоит, о том, что ты по-настоящему чувствуешь и переживаешь сейчас.

    Что делать, если разговор с консультантом прервался?

    Если разговор с консультантом внезапно прервался, то это связано исключительно с техническими причинами: отключился интернет, неполадка в системе. Если у тебя есть возможность, пожалуйста, подожди 10-15 минут, скорее всего, связь будет восстановлена и вы продолжите разговор.

    Бывает так , что одновременно в наш чат обращаются сразу несколько человек, и наши консультанты не успевают мгновенно ответить. Не расстраивайся. Напиши в чат через некоторое время повторно. Если тебе нужна помощь прямо сейчас, позвони на круглосуточный всероссийский телефон доверия 8-800-2000-122.

    Обрати внимание: в июне наш консультант дежурит с 15.00 дня до 22.00 вечера, ежедневно (время московское)

    Расскажи о себе то, что считаешь нужным. Ты имеешь право не называть свое настоящее имя. В нашем чате не требуется предварительная регистрация.

    Мы не записываем разговоры и не сохраняем переписку через чат. Консультант гарантирует, что все, о чем вы говорили или писали останется между консультантом и тем, кто написал в чате или на почте. Никто третий об этом не узнает.

    То, что тебя волнует, становится важно и для консультанта в момент разговора. Мы стараемся быть бережными и внимательными к каждому обращению.

    Обращение в службу психологической помощи онлайн бесплатно

    «Мы здесь, чтобы быть рядом с тобой, когда сложно, пытаться понять и помочь тебе.»

    В каких ситуациях можно обратиться к нам

    Иногда люди думают, что обратиться за помощью психологу можно лишь тогда, когда дошел до края. Это не совсем так. Нам пишут в чат дети, подростки и молодые люди в различных ситуациях, и наши консультанты искренне стараются помочь им и поддержать их. Мы приводим здесь список тем, с которыми к нам обращаются. Наверное, он не полный.

    Отдаление друг от друга

    Ссоры с друзьями Ревность

    Чувство исключенности из дружбы

    Завершение проблемной дружбы

    Родители и отношения

    Отношения на расстоянии

    Секс без отношений

    Конфликты с учителями

    Стресс из-за экзаменов

    Конфликт в классе

    Неприемлемые домашние правила

    Конфликты с братьями или сестрами

    Конфликт с родителями

    Отсутствие одного или обоих родителей

    Конфликт с другими членами семьи

    Отношения с отчимом или мачехой

    Смерть близкого человека

    Травля в интернете

    Угрозы, избиения сверстниками

    Шантаж, вымогательство денег

    Предрассудки, предвзятое отношение

    Насилие в семье

    Рост и изменение тела в подростковом возрасте

    Контрацептивы и предохранение от беременности

    Алкоголь и наркотики

    Утрата и печаль

    Одиночество и изоляция

    Депрессия, апатия, безразличие

    Паника и тревога

    Любое нарушение закона

    Найти место для проживания

    Вовлечение в противозаконные действия

    Если ты просто хочешь поделиться тем, что у тебя на душе, то напиши нам в чат или на электронную почту. Мы говорим на любые темы.

    Кроме общения через чат с психологом связаться с нами можно следующим образом:

    У нас есть профиль на ask.fm.

    Мы отвечаем на вопросы два раза в неделю

    Задать вопрос психологу

    Вопрос нашему психологу можно написать через данную форму.

    Будь внимателен(а) при написании своего e-mail! Если он написан с ошибкой, то мы не сможем отправить ответ.

    Твоя территория © 2014 — 2016

    Консультанты на связи с 15.00 дня до 3.00 ночи, ежедневно (время московское)

    Источники:
    Когда нужна психологическая помощь подросткам
    Когда нужна психологическая помощь подросткам? Подростковый возраст труден и даже в некоторых случаях опасен для не сформировавшейся психики несовершеннолетних. У каждого подростка возникает
    http://www.b17.ru/article/28236/
    Психологическая помощь подростку
    Психологическая помощь подростку в преодолении трудностей взросления
    http://5psy.ru/obrazovanie/psihologicheskaya-pomosh-podrostku.html
    Психологическая помощь подростку 1
    Подростковый психолог рассказывает о том, каким образом оказывается психологическая помощь подросткам и их родителям
    http://go-psy.ru/go-psy-teens.htm
    ТВОЯ ТЕРРИТОРИЯ
    ТВОЯ ТЕРРИТОРИЯ. ОНЛАЙН Мы онлайн консультанты службы психологической помощи для подростков и молодежи (до 23 лет). Здесь ты можешь обратиться за помощью и, переписываясь с консультантом,
    http://www.xn--b1agja1acmacmce7nj.xn--80asehdb/