Психика и сознание

Психика и сознание

В процессе эволюции живых существ, психика как отражение объективной действительности в мозгу развивалась в зависимости от условий жизни того или иного вида живых существ, приобретала все более сложные формы. Наивысшим уровнем ее развития является, присуще человеку, сознание.

Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, что является причиной его развития. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения.

Наряду с биологическими ее мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникли выше, “Духовные” мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственного влияния среды.

Наряду с двумя источниками поведения – наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида возник третий источник, который формирует человеческую деятельность, трансляция и усвоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов была речь, которая стала формой существования сознания.

Характерными особенностями и структурными компонентами сознания есть такие:

Выделение и противопоставление человеком себя другому предметному миру, природным и общественным явлениям, переживания своего отношения к объективной действительности и самого себя является основополагающим относительно самовоспитания.

Благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию личность становится субъектом воспитания, то есть сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.

Сознание человека характеризуется активностью. В процессе отображения действительности информация, поступающая к мозгу, отображается не механически, а сознательно обрабатывается согласно цели, задач и опыта личности. Уровень развития и выявления сознания у человека бывает разный зависимо от уровня развития его знаний и научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самому себе, к форме общественной жизни.

Человеку присущи и неосознанные формы психической деятельности (инстинктивные и автоматизированные действия и т.д.). Но бессознательное входит в сознательное и благодаря этому может контролироваться человеком.

Изучая формы психической деятельности, нужно учитывать то, что сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека в ее разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях, отношении к другим и к самому себе.

Человек взаимодействует с окружающей средой как целостная система. Целостность взаимодействия обеспечивается, прежде всего, высшим отделом центральной нервной системы – корой больших полушарий головного мозга, которая интегрирует (объединяет) деятельность организма и управляет им.

Психика и сознание

Если понимать психику широко, как все пространство нашего внутреннего мира, то и сознание тогда понимается в самом широком смысле – как высшая форма психики, а именно: все те психические процессы (внутренние информационные процессы), в которых человек может дать себе отчет. Сознание в широком понимании – процесс ориентировки во внешнем мире и управления собой, в котором человек может дать себе отчет.

Однако и психика, и сознание часто понимают более узко, и тогда, если воспользоваться метафорой прожектора, то прожектор психики направлен вовне и освещает внешний мир. Прожектор сознания направлен внутрь и освещает внутренний мир: мы получаем возможность давать себе отчет в том, что происходит с нами и у нас в душе. См.>

Говоря о сознании, важно различать сознание как процесс и сознание как результат.

Сознание как процесс – энергия (сила), освещающая внутренний мир человека и делающая управление психическими процессами явным и контролируемым. Энергия, несущая свет, силу и контроль.

Осознанное – освещенное светом сознания. Осознанное движение руки – движение руки, которое мы отслеживаем в деталях, не импульсивное, а управляемое движение. Осознанное возражение – не то, которое вылетело случайно, незамеченное, а то, на которое мы посмотрели, как-то оценили и которое, как возражение, допустили.

Неосознанное – то, что в человеке или с человеком происходит само собой, естественно, безотчетно: без сознательного контроля и не требующее дополнительных сознательных усилий.

Сознание как результат – это внутренний мир человека, но не замкнутый, а открытый внешним воздействиям. Сознание – доступная для внутреннего видения, понимания и управления область психического (внутреннего мира). Подсознание – менее доступная область. Бессознательное – недоступная область. Смотри Сознание, Подсознание, Бессознательное

Психика и сознание

Психику имеют как люди, так и животные. Сознание же возникла на определенном историческом этапе становления психики человека и является результатом и продуктом его трудовой деятельности.

Сознание, как и психика, является одним из самых сложных и в то же время загадочных проявлений мозга.

Слово "сознание" достаточно широко используется в повседневной речи и научной литературе. Однако нс существует единого понимания того, что оно означает. Действительно, этим термином обозначаются два понятия, различные по содержанию. В более элементарном значении – это просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события, то есть то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых болезнях.

Однако в научной литературе, особенно по философии и психологии, под словом "сознание" понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальных контактов с другими людьми. В этом значении термин "сознание" применяется обычно только к человеку (Ю. И. Алексин дров. 1997).

При всем различии обоих этих значений слова "сознание" их соединяет мир субъективных, т. е. переживаемых внутри себя ощущений, мыслей и чувств, что творят духовный мир человека, его внутреннюю жизнь. Общность двух указанных значений слова "сознание" основывается на факте, что следует из ответа научного познания: сложное, как правило, нс возникает из ничего, а происходит в результате эволюции от своего более простого предшественника (в данном случае сознание имеет в своей основе также более простые психические проявления, такие как чувство и эмоции).

Говоря о мозговых основах психики и сознания, необходимо отметить, что изолированной группы нейронов, которые представляют собой "центр сознания", нет. Однако после появления методов "изображения живого мозга", таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс, компьютерная ЭЭГ и т. п, появились некоторые концепции мозговой организации субъективно переживаемых феноменов. Это концепции "светлого пятна" или "прожектора". Вторая занимает промежуточное положение, претендуя на объяснение как простых, так и сложных феноменов с помощью повторного входа возбуждения в "светлое пятно", механизм кольцевого движения возбуждения и информационного синтеза. Третья ориентирована на объяснение мозговой основы сознания как высшей формы психического, ее интегрирующей роли благодаря связи с языком.

Вопрос о функциональный смысл субъективных переживаний, их роль в поведении является одной из важнейших проблем науки о мозге. Представляя собой результат синтеза информации, психические феномены содержат интегрирующих ее оценку, способствуя тем наиболее эффективному нахождению поведенческого акта и выбора решения.

Сознание – высший уровень психического отражения действительности и взаимодействия человека с окружающим миром, что характеризует ее духовную активность в конкретных исторических условиях. В ее развитии ведущую роль играет образ жизни, неодинаков в условиях каждой из общественно-экономических формаций. Поскольку сознание является общественным продуктом, то она, естественно, приобретает новых свойств в зависимости от специфики общественных условий жизни людей, изменяясь вслед за развитием экономических отношений и тому подобное. Так, в эпоху первобытного строя сознание людей определялась теми отношениями, которые возникли на основе общественной собственности. Потом она изменилась под влиянием частной собственности на средства производства и разделения общества на группы, классы.

Четкая связь зависимости сознания от мозга (как материального субстрата психики) и психики показывают факторы эволюционного развития человека. Прежде всего следует обратить внимание на то, что возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанням предметов, их задержанием и манипулированием ими, что в целом способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.

Вообще развитие органов чувств не могло возникнуть изолированно от развития нервной системы в целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нервной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника – человекообразной обезьяны – более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см3 то у человека он составляет 3 400 см. Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше.

Однако с появлением человека возникает не только физическое увеличение объема головного мозга и площади коры. Возникают существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека, по сравнению с людиноподібною обезьяной уменьшилась в процентном соотношении плоскость проекционных полей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями.

Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связаны с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных полностью осуществляются самыми низкими отделами мозга, у человека уже требуют участия коры. Возникает дальнейшая кортикалізація управления поведением, большая подчиненность элементарных процессов в коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных. Можно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, наряду с ее социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психики-сознания.

Следует также отметить, что на характере структурных изменений головного мозга человека отразились результаты эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с соответствующими двигательными полями коры головного мозга. У человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. При анализе соотношений размеров площади двигательных полей обращает на себя внимание то, насколько велика по отношению к другим полям площадь двигательного поля, связанного с кистями рук. Кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Необходимо подчеркнуть, что подобный феномен встречается только у человека (рис. 1.13).

Рис. 1.13. в Проекции двигательных и чувствительных зон на кору мозга

Сознание масс и свою структуру. По мнению академика А. В. Петровского, она содержит в себе совокупность знаний о мире; различие субъекта и объекта; отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к себе; возможность целенаправленной деятельности.

Сознание тесно связано с речью и без нее в своей высшей форме не существует. Одной из характеристик сознания является способность к коммуникации, т. е. передаче другим людям того, что создает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в ней главное. Так происходит абстрагирование, т. е. отвлечение от всего второстепенной и сосредоточение сознания на самом существенном. Вкладываясь в лексике, семантике в понятной форме, это главное впоследствии становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и учится пользоваться ею как средством общения и мышления.

Сознание и психика

Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. В эту совокупность входят образы и весьма наглядные, и смутные, и совсем нерефлексируемые. Сознание является интегрирующим процессом. Это место, в котором воедино сходятся визуальные образы, и звуковые, настоящие впечатления и воспоминания, схемы и идеи.

Однако похожая психическая деятельность по формированию и сопоставлению психических образов происходит и у животных, особенно таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны. Чем же психическое отражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Сознание, каким мы его только что описали, безусловно есть и у животных.

Важным отличием является не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Сознание человека активно опирается на речь, и в этом его основное преимущество. Благодаря речи – внешней и внутренней – сознание становится способным на организацию очень сложной деятельности. Животные оперируют почти исключительно наглядным мышлением, благодаря речи человек способен к абстрактно-логическим размышлениям.

Сознание человека значительно более активно, чем сознание животного. Животное просто не способно составить жизненный план хотя бы на несколько лет вперед. Человек не только способен составить такой жизненный план для себя, но также может принять участие в составлении коллективного плана с другими людьми. До сих пор, разумеется, человеком двигают инстинкты и эмоции, которые являются проявлениями инстинктов, однако человек способен “жертвовать” текущими эмоциями ради успеха в будущем, ради абстрактных идей и ценностей.

Сознание человека в большей степени обладает свойством интенции (направленности). При восприятии окружающие объекты проходят сильную дифференциацию: некоторым уделяется максимум внимания, некоторые игнорируются. Человек может управлять своим вниманием на уровне понимания, осознавая важность того или иного объекта. Также он имеет способность непосредственно управлять собственным вниманием, направляя свой взор туда, куда надо.

Очень характерной особенностью сознания человека является наличие самосознания – способности к самонаблюдению, самопониманию (рефлексии). Наше самосознание весьма развито, благодаря нему мы не только саморефлексируем, но и отражаем сам факт наличия у нас самосознания. Самосознание важно, например, для понимания собственных возможностей, способностей, для управления собственным психическим состоянием. Самосознание позволяет человеку оперировать нравственными категориями, применять эти категории к себе самому, ругать себя или хвалить.

Самосознание делает возможным другую нашу способность – к критике. Критика – чуть ли не самый главный инструмент нашего разума. Она позволяет отделить истину от лжи, очевидное от неочевидного, доказанное от сомнительного, хорошее от плохого, красивое от некрасивого и т.д. Самосознание вырабатывает у нас привычку сомневаться. И эта привычка срабатывает не только тогда, когда нам сообщают нечто фантастическое, но и, например, когда нам говорят совершенно убедительно. Благодаря самосознанию мы знаем, что нас часто обманывали в совершенно уверенных интонациях. Самосознание предоставляет и другие механизмы для “тонкой адаптации” к окружающему миру.

У любого человека имеется картина (модель) мира. У одних она более научная и менее противоречивая, у других наоборот. Тем не менее эта картина мира должна обладать целостностью. Наше сознание во многом занято именно тем, что формирует эту целостную картину мира, сопоставляя разные факты и явления, моделируя возможные события, причинно-следственные связи.

Если сознание так много может и умеет, можно ли было бы вообще отказаться от термина “психика”? Нет. Дело в том, что психику можно рассматривать как содержательное наполнение высшей нервной деятельности человека. Можно провести аналогию (довольно грубую): нервная система это компьютер, психика это операционная система и программы. Но деятельность центральной нервной системы так сложна, и информации обрабатывается так много, что сознание можно рассматривать лишь как верхушку айсберга психики. Подавляющее большинство информации не доходит до сознания, а если и доходит, то уже в обобщенном виде. Слуховой анализатор обрабатывает многие тысячи “килобайт” поступившей информации – сознанию достается лишь “сообщение” вроде такой: “поющий низкий женский голос”.

Бессознательное имеет огромное значение в работе психики. Благодаря бессознательным механизмам мы, например, строим свои движения. Маленький ребенок даже и не слышал такого слова “инерция”, однако умело использует ее в своих движениях. Большинство людей очень слабо представляет то, как устроено цветовое зрение, однако прекрасно различают цвета. То же можно сказать и про инстинкты: даже в науке найдены далеко не все инстинкты, двигающие нами, но они продолжают управлять нашим поведением, невзирая на наши знания.

Психическая деятельность включает в себя огромное количество процессов. Часть этих процессов элементарные, часть – очень сложные, включающие в себя подпроцессы. К числу таких самых сложных процессов относится и сознание. Сознание можно считать высшим психическим процессом, так как оно интегрирует в себя все другие сложные процессы, такие как память, внимание, речь и др.

Интересно, что благодаря клиническим исследованиям мы теперь знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяется переднелобными и теменными полями коры головного мозга. При поражении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять спои действия более отдаленным мотивам и целям. То есть теряется способность к целеполаганию. Человек продолжает действовать, но или по привычке, или под воздействием наглядных стимулов. Поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях. Утрачиваются также логические связи.

Источники:
Психика и сознание
Кратко о психике и сознании человека
http://psyznaiyka.net/view-predmet.html?id=psihika-soznanie
Психика и сознание
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/psihika-i-soznanie
Психика и сознание
Психику имеют как люди, так и животные. Сознание же возникла на определенном историческом этапе становления психики человека и является результатом и продуктом его трудовой деятельности.
http://studbooks.net/37314/psihologiya/psihika_soznanie
Сознание и психика
Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. В эту совокупность входят образы и
http://azps.ru/articles/cmmn/soznanie_i_psihika.html