Профессионально важные качества личности

Образование и карьера в России

Сделать карьеру, добиться вершин на профессиональном поприще – это мечта многих. Очень достойна цель. Но как это сделать? Даже обладая умственными способностями Эйнштейна и глубокими профессиональными знаниями глупо сидеть и ждать, когда кто-то их оценит и предложит вам занять более высокое положение на пути к «олимпу» карьеры.

Оказывается хороший специалист – это не только работник, обладающий высокими профессиональными знаниями. При подборе персонала менеджеры большое внимание уделяют такому аспекту, как профессионально значимые качества личности. По сложившемуся мнению, такие характеристики являются одним из главных факторов успешной профессиональной деятельности.

Но, как известно, профессии бывают разные и различаются по роду деятельности. Сложно объединить необходимые личностные качества для научного работника и продавца, или юриста и грузчика. Поэтому для каждой профессии существуют необходимые критерии для выполнения определенной работы. И все же можно выделить основные качества личности, которые считают необходимыми для успешного выполнения любой работы:

Оценивая профессионально значимые качества личности специалиста, обязательно учитываются склонности, способности и физические возможности человека.

Все перечисленные качества важны не только для работодателя, но и для специалиста, который нацелен добиться успехов в работе. Развитие и совершенствование таких свойств человека происходит практически всю жизнь. Начиная с обучения в школе, они являются основополагающими в успешности обучения, а при профессиональной деятельности будут служить мощным рычагом продвижения к заветному слову «карьера».

Не случайно, коммуникабельность в списке профессионально значимых качеств личности занимает одно из первых мест. К коммуникативным характеристикам относят: готовность к лидерству, речь, такт, чувство юмора, умение непринужденно общаться. Это набор свойств необходимый для умения ладить с людьми в коллективе. Такие способности могут существенно влиять на умение организовать свою работу и работу коллектива и являются обязательными для лидера.

Не менее важны для специалиста и волевые характеристики: смелость, решительность, умение принимать самостоятельные решения, эмоциональная устойчивость, склонность к риску. Если вы не хотите все жизнь работать рядовым исполнителем, то вам необходимо развивать в себе возможности, способствующие умению принимать решения и быть готовым нести ответственность за результаты.

Развитие таких свойств может происходить уже в процессе трудовой деятельности. Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем большая эмоциональная нагрузка будет на него «давить». Поэтому стрессоустойчивость – важное качество для лидерства. Не стоит путать его с так называемым «пофигизмом». Каждая «пиковая» ситуация в работе должна давать повод к размышлению и самосовершенствованию. Выдержать стресс – это не конечный итог, в профессиональной деятельности важно уметь сделать процесс работы с наименьшим количеством стрессовых и конфликтных ситуаций.

К профессионально значимым качествам личности можно отнести: аналитические способности, гибкость, мобильность, высокую работоспособность, инициативность, креативность, организаторские и лидерские качества.

Обладая такими способностями можно добиться успехов в любой профессиональной деятельности. Но лишь удачное сочетание и наличие необходимых именно для вашей должности качеств может привести к значимым результатам. Стоит определить, какие из них вам более необходимы, как говорят врачи, иногда правильный диагноз важнее, чем лечение.

Профессионально важные качества личности

Профессионально важные качества личности – Конспект Лекций, раздел Психология, Психология труда: конспект лекций Психология труда Психологам, Занимающимся Изучением Субъекта Труда, Необходимо.

Психологам, занимающимся изучением субъекта труда, необходимо знать особенности требований профессии к психическим качествам работника, что в дальнейшем позволяет определить степень психологического соответствия человека определенной профессии.

Важным понятием в психологии труда является психограмма , понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного освоения конкретной трудовой деятельности и ее эффективного выполнения. Данные качества называются профессионально важными качествами(ПВК). В качестве профессионально важных могут выступать не только психические, но и внепсихические свойства субъекта (конституциональные, соматические, нейродинамические и т.д.). По мнению В.Д. Шадрикова, ПВК выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности. Они являются узловым моментом формирования психологической системы деятельности.

ПВК представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. С одной стороны, ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны – они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями; человек в ходе труда изменяет и самого себя.

Понятие ПВК вошло в категориальный аппарат психологии труда еще в начале ХХ в. При этом составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда – успешного профессионала. Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется в первую очередь наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества). Контекст практической задачи (профотбор, или карьерное консультирование) задавал рамки требований к ПВК. В данном случае речь шла о выявлении устойчивых ПВК, плохо поддающихся тренировке свойств личности (способностей), которые весьма существенны для достижения профессионального успеха.

В психограммах психотехников 1930-х гг. выделялись еще два вида ПВК (или характеристик психических функций), которые могли быть целью при составлении модели успешного профессионала. Так, при исследовании профессиональной работоспособности, утомления, в целях диагностики степени снижения психических функций под влиянием проделанной работы следовало выявить ПВК как наиболее изменчивые, временно нарушаемые в данной профессии под влиянием утомления психические функции. Именно эти функции и их свойства следовало измерять для суждения о степени профессионального утомления. Еще один вид ПВК – это тренируемые психические функции, которые обеспечивают успешную работу и могут стать предметом развития, упражнения.

Формирование подсистемы ПВК – достаточно сложный психологический процесс. Суть его А.В. Карпов определяет как функциональное объединение отдельных ПВК, когда они начинают проявлять себя в режиме взаимосодействия. К этому есть отдельные внутренние предпосылки, так как основные психические функции онтологически связаны друг с другом. Эта связь в ходе освоения профессиональной деятельности начинает проявляться в своей положительной роли. Таким образом, «в процессе формирования психологической системы деятельности происходит своеобразная функциональная настройка психических функций на достижение целей деятельности».

Ведущей тенденцией развития подсистем ПВК является значимое возрастание степени интегрированности – когерентности отдельных качеств. Характерно при этом, что на разных этапах освоения деятельности подсистемы ПВК, лежащие в основе ее реализации, могут существенно различаться между собой. Тем самым в ходе освоения деятельности имеет место перестройка подсистем ПВК.

Одно и то же ПВК в разных случаях может выступать либо как ведущее, либо как базовое, либо как то и другое одновременно. В последнем случае значимость ПВК для обеспечения деятельности является наивысшей.

Любая деятельность характеризуется определенными основными параметрами, прежде всего производительностью, качеством и надежностью. В психологических исследованиях установлено, что для их обеспечения необходимы различные индивидуальные качества субъекта, поэтому принято выделять ПВК качества и ПВК производительности (А.В. Карпов). Они частично перекрываются, однако значительно чаще не совпадают друг с другом, а нередко вступают в антагонистические отношения. В последнем случае одно и то же ПВК является таковым в плане обеспечения качества деятельности и антиПВК в плане обеспечения производительности. При этом наблюдается сложная картина: одни качества могут входить в разные подсистемы ПВК, отвечающие за производительность, качество, надежность, другие влияют только на один параметр деятельности.

Не все ПВК связаны с параметрами деятельности простой, линейной зависимостью, т.е. зависимостью типа «чем выше уровень развития ПВК, тем эффективнее деятельность». Ряд ПВК связан с параметрами деятельности нелинейной зависимостью типа оптимума: параметры деятельности принимают наибольшие значения не на максимальных и не на минимальных, а на некоторых средних, оптимальных, уровнях развития ПВК. Кроме того, наибольшее развитие некоторых ПВК нередко ведет к ослаблению других профессионально важных качеств.

Для некоторых видов деятельности актуальным является выделение ПВК, которые выступают таковыми в нормальных условиях ее выполнения, и те, которые необходимы в усложненных или экстремальных условиях. Последнее объясняется тем, что экстремальные условия часто сопряжены с повышенной опасностью, угрозой и требуют от человека иных качеств и свойств, нежели те, которые необходимы в нормальных условиях. Для экстремальных условий не только характерны другие ПВК (по сравнению с нормальными), но и другие системы ПВК в целом.

Таким образом, структура ПВК – это сложное и внутренне дифференцированное системное образование, которое детерминирует успешность освоения и выполнения трудовой деятельности.

Системное описание ПВК для конкретной профессии можно найти лишь в специальных прикладных исследованиях. Существующие современные психограммы просто перечисляют ПВК, входящие в те или иные категории для определенного вида деятельности (чаще всего указываются необходимые ПВК и антиПВК), крайне редко указывается характер внутрисистемных связей ПВК и весовое значение ПВК, что связано в первую очередь со сложностью проблемы, с большой вариативностью индивидуальных систем ПВК, пластичностью некоторых ПВК и т.д.

Любая деятельность вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается человеком – это так называемые «общие эмоции в труде». Они могут быть положительными и отрицательными. Возникая в процессе профессиональной деятельности, они определенным образом влияют на настроение человека, качество работы, отношение исполнителя к собственному труду и его результатам, отношение человека к самому себе. Кроме того, в психологии труда необходимо учитывать также и некоторые другие моменты эмоций: «настроение сегодняшнего дня», «эмоции коллективной деятельности», «профессиональные эмоции, возникающие в процессе самой работы». В частности, «настроение сегодняшнего дня» в работе консультирующего психолога является серьезной помехой, поэтому ему необходимо овладеть специальными техниками, позволяющими справляться со своим настроением и не переносить его на абонента.

Среди специальных требований, предъявляемых к работе психолога-консультанта, работающего по телефону доверия, выделяют интересы, широкий кругозор, эрудицию; умение и желание общаться с людьми. Как необходимые профессионально важные качества рассматриваются чувствительность слухового анализатора; отсутствие нарушений функции речи; большой объем оперативной слуховой памяти; эмоциональная устойчивость, самоконтроль поведения, стрессоустойчивость; культура вербального общения.

Особую значимость в работе телефонного консультанта приобретают такие профессионально важные качества, как знания (психология, физиология, психотерапия кризисных состояний); социальная осведомленность; высокий общий интеллектуальный уровень, а также умения и навыки (конструктивное общение по телефону; грамотная речь, наблюдательность). Квалифицированные требования: высшее педагогическое или психологическое образование.

Психограмма педагога включает в себя следующие ПВК: профессиональные педагогические и психологические знания, коммуникативную компетентность, нервно-психическую устойчивость, распределение внимания, оперативную память и мышление, адекватную самооценку, уважение к людям, интерес к ним, педагогическую наблюдательность, хорошо развитую речь и др. К числу антиПВК педагога следует отнести психопатические черты характера, эмоциональную неустойчивость, безответственность, безнравственность, выраженные физические уродства.

Таким образом, психограммы представителей трех профессий типа «человек – человек» предъявляют требования в основном к познавательной и коммуникативной сферам личности, а антиПВК связаны прежде всего с эмоциональной сферой.

Источники:
Образование и карьера в России
Сделать карьеру, добиться вершин на профессиональном поприще – это мечта многих. Очень достойна цель. Но как это сделать? Даже обладая умственными способностями Эйнштейна и глубокими
http://www.inwent.ru/lichnostnyj-rost/289-professionalno-znachimye-kachestva-lichnosti
Профессионально важные качества личности
Профессионально важные качества личности Психология Конспект Лекций Психология труда: конспект лекций Психология труда. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c14/42wkq/p10/