Поведение ребенка в 2 года

Воспитание ребенка 2-3 года

Возраст после двух лет для ребенка – самый сложный, ведь он познает мир и начинает осознавать свое «я». Малыш уже проявляет свой характер, капризничает и пытается командовать. Воспитание ребенка в 2-3 года предъявляет к родителям особые требования:

  1. Очень важно в это время проявлять любовь, ласкать и хвалить ребенка.
  2. В то же время, обязательно установите ему жесткие рамки – если что-то нельзя, то нельзя никогда.
  3. Для правильного воспитания детей в 2-3 года нужно соблюдать режим – это хорошо дисциплинирует.
  4. Позволяйте малышу активно познавать мир, пробовать и ошибаться, но учитывайте физиологические особенности этого возраста и следите, чтобы ребенок не получил травму.
  5. Очень важна после двух лет адаптация в окружающем мире, учите малыша общаться с ровесниками.
  6. Не ущемляйте ребенка, не бейте и не оскорбляйте его.
  7. Старайтесь поменьше произносить слово «нет», вместо этого предложите малышу выбор, а если это невозможно, на доступном ему языке объясните причину запрета.

И главное – в это время ребенок активно копирует окружающих. Поэтому для правильного воспитания ребенка в 2 года важно родителям соответствующе себя вести, малыш все равно будет повторять их поведение, что бы они ни говорили. А ближе к трем годам многим мамам еще сложнее – ведь наступает возрастной кризис. Ребенок самоутверждается в этом мире, пытается проявить самостоятельность.

Признаки кризиса 3 лет

О приближающемся кризисе говорят:

Воспитание ребенка в 3 года требует очень большого терпения. Старайтесь избегать конфликтов и почаще переводите все в игру, таким способом намного легче добиться чего-то от маленького упрямца.

На что стоит обратить внимание при воспитании детей в 2-3 года

В этом возрасте активно должно происходить:

  • привитие навыков самообслуживания;
  • физическое развитие;
  • правила общения;
  • духовно-нравственное воспитание через художественную литературу;
  • поощряйте помощь по дому.

И очень важно помочь ребенку осознать свой пол. Именно в этом возрасте малыш ощущает разницу между мальчиками и девочками. И воспитание также должно отличаться с двух лет. Девочке делайте больше комплиментов и никогда не кричите на нее. В воспитании мальчика 2-3 года тоже есть свои особенности. Все мамы хотят, чтобы он вырос мужчиной, но для этого не нужно быть очень строгой с ним. В этом возрасте мальчик сильно нуждается в вашей ласке и похвале. Никогда не унижайте и не бейте сына, поощряйте его попытки познавать мир, правильно принимайте его ошибки и разбитые коленки.

И главное, что требуется детям в 2-3 года – это ваше любовь и забота. Побольше позитива – и ваш ребенок вырастет самым лучшим.

Коррекция агрессивного поведения у детей

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования – это удовольствие и неудовольствие.

Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие – тогда он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления, спокойного и безмятежного сна.

Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества в места не столь отдаленные.

Здесь важно сделать акцент на том, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях , так как агрессия – это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения.

Можно выделить три основных источника деструктивного поведения :

1. чувства страха , недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;

2. столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

3. отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности .

К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувства доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги. На формирования отношения к миру влияет много причин.

В первую очередь, это душевное состояние матери в период беременности и после родов. Представим простой пример: ребенок появляется на свет в тот момент, когда его мать переживает личную драму, находится в тревоге за свое, а, следовательно, и его будущее, испытывает отчаяние и тоску.

Малыш, для которого еще нет разделения на я и не-я, наполняется теми же чувствами, и его первый опыт взаимодействия с окружающим говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, здесь много боли и непредсказуемости, любой может нанести вред.

В будущем это перерастает в недоверие ко всем и ко всему, для него теперь любое проявление извне может означать нападение. Страх и тревога, которые ребенок испытывает при контакте с другими, ведут к тому, что любой сигнал истолковывается им как осуществление его самых худших опасений. Агрессивные вспышки у таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными.

Также на формирование отношения к миру оказывает влияние проявление родителями безусловной любви к своему ребенку, либо отсутствие таковой. Если родители проявляли искреннюю любовь к своему малышу в любой ситуации, если ребенок понимал, что, не смотря ни на что, его любят, то у него возникало чувство доверия к окружающим.

Если же ребенок убеждается в том, что его не любят, или даже ненавидят, то он решает, что хуже уже и быть не может и поэтому становится способным на все. Ему не нужно переживать, что он может потерять объект любви. Зачем ему тот, кто его не любит? Он может ожесточиться, может начать мстить. На этом построены многие триллеры о маньяках-убийцах, где, копаясь в его прошлом, обнаруживают забитого, презираемого, униженного ребенка.

Травмирующее влияние на психику детей оказывают также ссоры взрослых между собой. Когда папа и мама изо дня в день ссорятся, у малыша возникает ощущение приближающейся катастрофы. Несмотря на то, что в семье стараются избегать открытых скандалов, и ссоры происходят "за закрытой дверью", маленький человечек все равно чувствует напряженную атмосферу. И это неудивительно, ведь окружающие малыша взрослые – это его мир, единый и неделимый, такой же, каким был мамин уютный животик. Поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого.

Вторая причина агрессивности связана с тем, что взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать ребенку вести себя определенным образом или с тем, что не всегда родители могут или хотят удовлетворять бесконечные желания своих детей. Здесь родителям важно учитывать два момента.

Во-первых, они должны научиться грамотно устанавливать запреты и, в случае необходимости, применять наказания.

И, во-вторых, важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят.

Если ребенок начинает испытывать сомнения по этому поводу, то он будет стараться всячески подкрепить свое чувство ненужности. Поэтому постоянное нытье детей купить им что-нибудь часто является провокацией с их стороны. При этом отказ в желаемом ребенок сразу же трактует так, что его никто не любит, и он никому не нужен. При этом он, конечно, страшно злится. Ведь ребенок любит искренне и не желает допускать, что его любовь безответная.

С другой стороны, проблему не решает и выполнение любой прихоти вашего чада, ведь его сомнения могут появляться снова и снова, например, когда он столкнется с невниманием к его переживаниям. Чтобы не допускать такого искаженного взаимодействия, стоит искренне говорить ребенку о том, что вы его любите.

Третья причина – это установление личных границ. Ребенок рождается полностью зависимым от своих родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни – это обретение независимости (в первую очередь, от родителей) и самостоятельности.

Очень часто этот процесс происходит очень болезненно для обеих сторон и может иметь печальные последствия. Родителям важно понимать, что их дети – это не их частная собственность, и они им не принадлежат. Ребенок призван стать равноправным и равноценным человеческим существом. Есть наиболее важные периоды, когда ребенок решает эту задачу: это 3 года, начало школьной жизни и подростковый период.

В эти периоды дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит свое выражение в протестных реакциях. Мудрые родители должны это учитывать и предоставить ребенку разумную свободу и независимость.

Но в тоже время дети не должны ощущать себя заброшенными, ребенок должен чувствовать, что родители готовы всегда, в случае необходимости, оказать поддержку и помощь.

Также желательно, чтобы у ребенка была своя комната (или хотя бы уголок). Он должен знать, что его границы уважают и не нарушают без его ведома.

С основными причинами агрессии у детей разобрались.

Теперь нужно сказать несколько слов о том, как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить . О чем-то мы уже упоминали выше, при описании причин.

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: "Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один".

И еще один важный момент – не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

3. Как уже упоминалось в начале работы, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим "ужасным" поведением.

Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками – обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что "у их детей от них не должно быть никаких секретов". Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: "Максим не хотел обидеть тебя". Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.

Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза – и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".

8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

9. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

10. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

11. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.

12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

В заключение отметим, что родителям важно помнить следующее: агрессия – это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей – научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Признаки аутизма у детей

Признаки аутизма у детей. Внешние признаки, особенности поведения ребенка с аутизмом

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача.

  • нарушение социальных контактов и взаимодействий;
  • ограниченные интересы и особенности игры;
  • склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям);
  • нарушения вербального общения;
  • расстройства интеллектуальной сферы;
  • нарушенное чувство самосохранения;
  • особенности походки и движений.

Принято считать, что все дети-аутисты не способны проявлять эмоции. Однако это не так. Действительно, у многих из них эмоциональная сфера очень бедна – они редко улыбаются, а выражение лица у них одно и то же. Но также есть дети с очень богатой, разнообразной, а иногда и не совсем адекватной мимикой.

  • включение и выключение света;
  • пересыпание песка, мозаики, круп;
  • раскачивание двери;
  • стереотипный счет;
  • разминание или разрывание бумаги;
  • напряжение и расслабление конечностей.

Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети повторяют слова, услышанные от родителей, по телевизору или из других источников без осознания их смысла. Например, при вопросе «будешь сок?», ребенок повторяет «будешь сок, будешь сок, будешь сок».

Сторонники другой, противоположной концепции, считают, что окружающая среда является гипервозбудимой для ребенка. С целью успокоить тело и устранить воздействие окружающего мира ребенок использует стереотипное поведение.

По сравнению с остальными детьми он не такой активный и не привлекает к себе внимания. Его взгляд часто зафиксирован на каком-то (постоянно одном и том же) предмете.

  • оценка детского поведения по общим показателям развития – от рождения до 16 месяцев;
  • M-CHAT тест (модифицированный скрининговый тест на аутизм) – рекомендован для детей от 16 до 30 месяцев;
  • шкала аутизма CARS (рейтинговая шкала аутизма у детей) – от 2 до 4 лет;
  • скрининговый тест ASSQ – предназначен для детей от 6 до 16 лет.

Тестирование ребенка на склонность к аутизму с момента рождения

  • улыбки или попытки выразить радостные эмоции;
  • ответная реакция на улыбку, мимику, звуки взрослых;
  • попытки установить зрительный контакт с матерью во время кормления, или окружающими ребенка людьми;
  • реакция на собственное имя или на знакомый голос;
  • жестикуляция, размахивание руками;
  • использование пальцев для указания на интересующие ребенка предметы;
  • попытки начать разговаривать (гулить, ворковать);
  • просьба взять его на руки;
  • радость от пребывания на руках.

При обнаружении даже одного из вышеперечисленных отклонений родителям следует обратиться к врачу. Одним из признаков данного заболевания является сверхсильная привязанность к кому-нибудь из членов семьи, чаще всего – матери. Внешне ребенок не демонстрирует свое обожание. Но при возникновении угрозы прерывания связи дети могут отказываться от еды, у них возникает рвота или поднимается температура.

M-CHAT тест для проведения обследования детей от 16 до 30 месяцев

Чтобы определить, прошел ребенок данный тест или нет, следует сравнить полученные ответы с теми, которые приведены в интерпретации теста. При совпадении трех обычных или двух критических пунктов, ребенку необходимо пройти обследование у врача.

Шкала CARS для определения аутизма у детей от 2 до 6 лет

При выявлении соответствий с предлагающимися вариантами следует использовать балл, указанный напротив ответа. При подсчете значений теста можно учитывать также промежуточные значения (1.5, 2.5, 3.5) в тех случаях, когда поведение ребенка расценивается как среднее между описаниями ответов.

Проставив напротив каждого подраздела оценку, которая соответствует поведению ребенка, следует суммировать баллы.

  • количество баллов от 15 до 30 – аутизма нет;
  • количество баллов от 30 до 36 – вероятно проявление заболевания в легкой и средней степени (синдром Аспергера);
  • количество баллов от 36 до 60 – есть риск того, что ребенок болен тяжелым аутизмом.

Тест ASSQ для диагностирования детей от 6 до 16 лет

Каждый вопрос в тесте предполагает три варианта ответов – «нет», «отчасти» и «да». Первый вариант ответа отмечается нулевым значением, ответ «отчасти» подразумевает 1 балл, ответ «да» – 2 балла.

Если общая сумма баллов не превышает 19, итог теста считается нормальным. При значении, которое варьирует от 19 до 22 – вероятность аутизма является повышенной, свыше 22 – высокой.

Когда необходимо обратиться к врачу детскому психиатру?

  • наблюдение за ребенком в социуме;
  • анализ навыков невербальной и вербальной коммуникации;
  • изучение интересов ребенка, особенностей его поведения;
  • проведение тестов и анализ полученных результатов.

Отклонения в поведении видоизменяются с возрастом, поэтому возрастной фактор следует учитывать при анализе детского поведения и особенностей его развития.

  • отсутствие желания идти на контакт с матерью и другими близкими людьми;
  • сильная (примитивная) привязанность к кому-нибудь из членов семьи (ребенок не проявляет обожание, но при разлуке у него может начаться истерика, подняться температура);
  • нежелание находиться на руках у матери;
  • отсутствие предвосхищающей позы при приближении матери;
  • выражение дискомфорта при попытке установить с ребенком зрительный контакт;
  • отсутствие интереса к происходящим вокруг событиям;
  • демонстрация сопротивления при попытке приласкать ребенка.

Проблемы с построением отношений с окружающим миром остаются и в более позднем возрасте. Неумение понимать мотивы и поступки других людей делает аутистов плохими собеседниками. Для того чтобы снизить уровень своих переживаний по этому поводу такие дети предпочитают уединение.

  • неспособность завязывать дружеские отношения;
  • демонстрация отстраненности от окружающих (которая иногда может сменяться возникновением сильной привязанности к одному человеку или узкому кругу лиц);
  • отсутствие желания идти на контакт по собственной инициативе;
  • затрудненное понимание эмоций, поступков других людей;
  • сложные отношения со сверстниками (травля со стороны других детей, использование по отношению к ребенку обидных кличек);
  • неумение принимать участие в командных играх.

Навыки вербальной и невербальной коммуникации при аутизме

  • отсутствие попыток взаимодействия с окружающим миром при помощи жестов и мимики;
  • отсутствие лепета в возрасте до года;
  • неиспользование в разговоре до полутора лет единичных слов;
  • неумение строить полноценные осмысленные предложения в возрасте до 2 лет;
  • отсутствие указательного жеста;
  • слабая жестикуляция;
  • неумение выразить без слов свои желания.

Коммуникативными нарушениями, которые могут указывать на аутизм у ребенка, чей возраст превышает 3 года, являются:

  • патологии речи (неуместное использование метафор, перестановка местоимений);
  • использование в разговоре визга, крика;
  • применение слов и фраз, не подходящих по смыслу;
  • странная мимика или полное ее отсутствие;
  • отсутствующий, устремленный в «никуда» взгляд;
  • слабое понимание метафор и речевых выражений, сказанных в переносном смысле;
  • придумывание собственных слов;
  • необычные жесты, которые не имеют очевидного значения.

Интересы, привычки, поведенческие особенности ребенка с аутизмом

  • сопротивление переменам, склонность к однообразию;
  • неспособность переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • агрессия по отношению к самому себе (по данным одного исследования, порядка 30 процентов детей с аутизмом кусают себя, щипают и причиняют другие виды болевых ощущений);
  • плохая концентрация внимания;
  • повышенная избирательность в выборе блюд (что в двух третях случаев вызывает проблемы с пищеварением);
  • узко обособленные навыки (запоминание не имеющих значения фактов, увлечение темами и занятиями, которые несвойственны возрасту);
  • слабо развитое воображение.

Тесты, позволяющие определить аутизм, и анализ их результатов

  • M-CHAT тест для детей в возрасте от 16 до 30 месяцев;
  • рейтинговая шкала аутизма CARS для детей от 2 до 4 лет;
  • тест ASSQ для детей от 6 до 16 лет.

Результаты любого из приведенных тестов не являются основанием для вынесения окончательного диагноза, но представляют собой действенный повод обратиться к специалистам.

Для прохождения этого теста, родителям предлагается ответить на 23 вопроса. Ответы, полученные на базе наблюдений за ребенком, следует сравнить с вариантами, которые свидетельствуют в пользу аутизма. При выявлении трех соответствий необходимо показать малыша врачу. Особое внимание следует уделить критическим пунктам. В случае, если поведение ребенка отвечает двум из них, требуется консультация специалиста по данному заболеванию.

Шкала аутизма CARS представляет собой объемное исследование, которое состоит из 15 разделов, затрагивающих все области жизни и развития ребенка. Каждый пункт предполагает 4 ответа с соответствующими баллами. В случае, если родители не могут с твердой уверенностью выбрать предлагаемые варианты, они могут остановиться на промежуточном значении. Для полноты картины необходимы наблюдения, предоставленные теми людьми, которые окружают ребенка вне дома (воспитатели, педагоги, соседи). Просуммировав баллы по каждому пункту следует сравнить общую сумму с данными, которые приводятся в тесте.

  • если общая сумма варьирует в диапазоне от 15 до 30 баллов – аутизмом ребенок не страдает;
  • количество баллов колеблется от 30 до 36 – присутствует вероятность того, что ребенок болен (аутизм легкой или средней степени);
  • значение баллов превышает 36 – велик риск того, что у ребенка тяжелый аутизм.

Результаты тестирования при помощи ASSQ

Скрининговый тест ASSQ состоит из 27 вопросов, на каждый из которых предлагается 3 типа ответа («нет», «иногда», «да») с соответствующим присуждением по 0, 1 и 2 баллов. В случае, если результаты тестирования не превышают значения 19 – поводов для беспокойства нет. При сумме от 19 до 22 родителям следует обратиться к врачу, так как присутствует средняя вероятность заболевания. Когда итог исследования превышает отметку 22 балла, риск заболевания считается высоким.

Развитие ребенка в 3 месяца

Одинаковых детей не бывает, но в своем развитии большинство малышей все-таки проходят одни и те же этапы, поэтому следует обращать внимание на поведение ребенка, которое говорит о его развитии в 2,5-3 месяца.

Надеемся, ваш малыш не доставит вам хлопот и в заданной ситуации проявит себя подобающим образом. Возможно, вы обнаружите, что по некоторым показателям ваш ребенок опережает своих сверстников. Что ж, в таком случае вам можно ставить перед ним более сложные задачи. Ну а если вы видите, что младенец в чем-то отстает, чему-то не научился, какой-то обязательный для его возраста навык ему недоступен, пожалуйста, не упускайте это из виду.

Проверка навыков и умений ребенка к 3 месяцам жизни.

Так как же проверить, готов ли ваш карапуз сдать «аттестат зрелости» за первые три месяца своей жизни? Сделать это несложно. Главное, чтобы про­верку осуществлял хорошо знакомый ребенку взрослый и чтобы ситуация малышу была предъявлена такая, в какой он смог бы проявить свои способно­сти во всей их полноте.

1 . Перед малышом, лежащим на животе, на расстоянии 40—50 см от глаз помещают крупную игрушку-погремушку, неваляшку. Взрослый время от вре­мени приводит неваляшку в движение (слабо покачивает), или слегка потряхи­вает погремушкой, или начинает разговаривать с малышом, улыбается ему. При этом нагибается так, чтобы кроха видел его лицо.

Ребенок, по норме, всматривается в игрушку или в лицо взрослого, прислушивается к человеческому голосу, к звуку, издаваемому погремушкой, нева­ляшкой. Кроме того, лежа на животе и опираясь на предплечья, он должен высоко поднимать голову и хорошо ее удерживать в этом положении. В ответ на разговор взрослого может улыбаться.

2. Папа берет ребенка на руки, поддерживая его одной рукой под ягодицы, другой — под мышки. Разговаривает с ним, привлекает внимание, а мама в это время, отдалившись от глаз малыша на 30—40 см, показывает ему звучащую игрушку. Находясь в вертикальном положении, младенец 1—3 минуты удержива­ет голову, вслушивается, сосредоточивает взгляд на мамином лице или игрушке.

3. Взрослый берет ребенка под мышки лицом к себе, опускает его ногами на твердую опору (свое колено, толстую подстилку).

Малыш выпрямляет согнутые ноги и упирается на всю ступню. (Из рук его не выпускать!) После этого ребенка снова приподнимают и опускают, поощряя его действия ласковым разговором.

4. Перед карапузом, лежащим на спине, на расстоянии 30—70 см по­очередно перемещают 2—3 игрушки разной величины (диаметром от 3 до 20 см), формы, цвета. Игрушки движутся горизонтально, вертикально, волно­образно.

Ребенок, поворачивая голову, с интересом, внимательно следит за движу­щимися объектами. Сосредоточивает взгляд, может улыбаться.

5. Перед малышом, лежащим на спине, на расстоянии 40 и 50 см от глаз перемещаются 2 игрушки диаметром 5—10 см. (Первоначально можно при­влечь внимание к этим предметам, легонько их покачивая, причем взрослого в это время ребенок видеть не должен.)

Младенец сосредоточивает свой взгляд на игрушках, улыбается, подает голос, спокойное состояние сменяется активными движениями.

6. Около «испытуемого», лежащего на спине, находится взрослый: он напевает простые мелодии, играет на металлофоне, звенит погремушкой, ко­локольчиком, на каждое новое слуховое воздействие старается вызвать у ребенка поисковые реакции (повороты головы в сторону источника звука).

Малыш прислушивается к различным звукам; замирает, сосредоточивает-поворачивает голову. При виде взрослого может улыбнуться.

7. Над ребенком, лежащим на спине, на высоте его вытянутой руки разместите тесьму. Далее на этой тесьме, справа и слева от младенца укрепляются 2 игрушки, удобные для захватывания (кольца разной фактуры, шары. ). Первоначально взрослый может привлечь внимание крохи к игрушкам.

Двигая руками, выпрямляя их, ребенок наталкивается на низко подвешен­ные предметы: раскидывает руки в сторону, подняв их, наталкивается на игрушку повторно. Разжимает пальцы, сосредоточивается, оживляется, тянет игрушку к себе.

8. Взрослый склоняется над лежащим на спине младенцем, отчетливо произносит гласные звуки, отдельные слова. Перестает говорить и улыбается ребенку. Малютка всматривается в лицо, в двигающиеся губы взрослого, сосредото­чивается, отвечает гуканьем и гласными звуками. После того как малыш «отве­тил», «диалог» возобновляется.

9. Взрослый подходит к спокойно бодрствующему ребенку, начинает с ним разговаривать, улыбаться. Кроха сосредоточенно всматривается в подошедшего человека, прислу­шивается к его голосу, замирает и радостной улыбкой, гуканьем, энергичными движениями рук и ног (комплексом оживления) начинает с ним общать­ся.

10. Около маленького находится взрослый, который с малышом не разго­варивает, но хорошо ему виден.

Ребенок всеми силами привлекает внимание взрослого: начинает активно двигаться, вокализировать, улыбаться. Зачастую, особенно если находится почему-либо не в духе, в помощники себе выбирает крик. Как только мама или папа подходит, малыш замолкает и ждет некоторое время и, если по какой-либо причине «диалог» не состоялся, кричит вновь.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца. Подведём итоги

Итак, к 2,5—3 месяцам ребенок умеет уже очень много: он рассматривает предметы, поворачивает голову на звуки, делает попытки притянуть подвешен­ные над ним игрушки, подтянуть их, захватить, начинает вокализировать, на появление взрослого, его ласку отвечает не только улыбкой, но и всем ком­плексом оживления;

узнает полюбившуюся ему игрушку, более внимательно, с особым пристальным интересом рассматривает ее;

у младенца появляются все чаще целенаправленные движения рук (к той же любимой игрушке).

Другими словами, окружающий мир малышу чрезвычайно нравится, он в нем активно живет и радуется. Положительное, как, впрочем, и отрицательное, настроение выражает всеми доступными ему средствами, голосовые реакции уже ярко раскрывают эти настроения.

Крик, которым ребенок возвещает о своем вступлении в жизнь, к трем месяцам приобретает сложную интонационную выразительность, оттенки всевозможные, в зависимости от ситуации: голодный, требовательный, недоволь­ный, призывный, ноющий, взывающий и т. д. и т. п.

Гораздо хуже, когда малыш не кричит. Если в течение первого полугодия своей жизни ребенок не издает членораздельных звуков, то это, как правило, является следствием органических нарушений его речевого аппарата или центральной нервной системы. Следует обратиться к невропатологу, отоларинго­логу и другим специалистам.

Но врач — врачом, педагог — педагогом, а глав­ные помощники ребенка — родители. Малыш не заговорит, если с ним не общаться, если не развивать его речевые реакции в первые три месяца жизни.

Источники:
Воспитание ребенка 2-3 года
Возраст после двух лет для ребенка – самый сложный, ведь он познает мир и начинает осознавать свое «я». Малыш уже проявляет свой характер, капризничает и пытается командовать. Воспитание
http://womanadvice.ru/vospitanie-rebenka-2-3-goda
Коррекция агрессивного поведения у детей
Коррекция агрессивного поведения у детей. Особенности проявления детской агрессивности. Как вести себя с агрессивным ребенком?
http://adalin.mospsy.ru/l_02_09.shtml
Признаки аутизма у детей
Расшифровки анализов Он-лайн, Атлас симптомов и болезней – поиск причины болезни по симптомам, Калькулятора массы тела – расчет идеального веса, определение степени ожирения, подробные статьи, ответы на вопросы. Признаки аутизма у детей. Внешние признаки, особенности поведения ребенка с аутизмом
http://www.polismed.com/articles-priznaki-autizma-u-detejj-osobennosti-povedenija-rebenka.html
Развитие ребенка в 3 месяца
Все про деток – сайт для родителей о здоровье и развитии детей. Ответы на волнующие вопросы мам о малышах, беременность и роды, уход за ребенком в первый год жизни, рост и развитие ребенка на втором году жизни и далее. Счастливое детство ваших детей.
http://xn—-htbduqdciw.xn--p1ai/Razvitie-detej-do-goda/razvitie-rebenka-v-3-mesyacza.html