Поведение человека психология

Глава 27

Глава 27. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Одной из традиционных теоретических и практических проблем в психологии было изучение поведенческих реакций человека. Нередко и саму психологию определяют как науку о поведении. В частности, работами В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева было убедительно доказано, что поведение следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека.

Традиционным этот вопрос является и в общей биологии. Однако лишь сравнительно недавно физиологические науки начали рассматривать его применительно к человеку, что не обошлось без определенного идеологического противостояния и обусловило известную противоречивость позиций, которая существует в науках по данному вопросу.

Поведение можно определить как целостную активность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей.

Нетрудно заметить, что рассматриваемое понятие по своей сущности близко к понятию инстинкт (от лат. instinctus – побуждение), который в физиологии определяют как жизненно важную целенаправленную адаптивную форму поведения, обусловленную врожденными механизмами, реализующуюся в ходе онтогенетического развития, характеризующуюся строгим постоянством (стереотипностью) своего внешнего проявления у данного вида организмов и возникающую на специфические раздражители внешней и внутренней среды.

Анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о том, что у всех представителей животного мира, кроме человека, инстинктивная активность генетически детерминирована как по вызывающей ее причине, так и самой форме этой активности. На современном уровне наших знаний мы просто не можем судить, осознается ли эта активность и может ли произвольно корректироваться. Вряд ли можно сомневаться, что у человека многие виды поведения вначале проявляются как инстинкт, но уже на ранней стадии (у психически здоровых людей) они осознаются и могут произвольно корректироваться и даже полностью затормаживаться.

В поведении как целостном акте можно выделить следующие взаимосвязнные этапы. Во-первых, формирование потребности. Во-вторых, развитие мотивации, выражающейся в мотивационном возбуждении. В-третьих, развитие вегетативных реакций, направленных на обеспечение поведенческой активности, а также субъективных переживаний (эмоций) соответствующей модельности и негативных по знаку. В-четвертых, принятие решения применительно к конкретному состоянию и внешней ситуации. В-пятых, поиск или формирование программы для реализации принятого решения. В-шестых, осуществление этой программы и достижение необходимого результата, снимающего потребность, которая запустила поведенческий акт и развитие эмоций типа специфического по модальности удовлетворения, удовольствия или даже экстаза.

Рассмотрим эти этапы поведенческого акта. Какое содержание вкладывается в понятие потребности? Потребность в психологии принято определять как состояние индивида, создаваемое испытываемой (но нередко и подсознательной) им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Как было отмечено выше, потребности по своему генезу и значимости предлагается разделить на биологические, физиологические, психологические и социальные. Между ними существует эволюцион-но-иерархическая взаимосвязь. Первичными являются биологические потребности, на основе которых в процессе эволюции человека вообще и его психики в частности возникают все последующие. Это обстоятельство обусловливает тот факт, что всякая последующая в этом ряду потребность обладает способностью подавлять все предшествующие.

Психологические потребности носят личностный характер, они обеспечивают сохранение психической целостности и полноценности человека. Формируются такого рода потребности главным образом в процессе развития личностной структуры и непосредственно не связаны с генетическими механизмами. Это религиозные, эстетические, учебно-познавательные потребности, альтруизм, эгоцентризм. Как психологическая потребность может выступать агрессивность, а также психическая зависимость, т. е. стремление к употреблению психоактивных веществ с целью получения приятных ощущений.

Социальные потребности связаны с интересами общества. В определенных условиях они становятся определяющими и подавляют все другие потребности. К ним относят патриотические, общественно-политические, деятельностные, коммуникативные, идейные, коллективистские потребности, мораль, нравственность, социально-детерминированную агрессию и др.

Нетрудно заметить, что у человека в каждый конкретный момент могут возникать биосоциальные предпосылки для развития потребностей нескольких, порой весьма различных, видов, но при этом в реализации поведенческого акта удовлетворяется только одна из них. Это объясняется тем, что на таком фоне формируется мотивация, дающая выход только одной из них.

Мотивация согласно принятым в психологии толкованиям представляет собой побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта; или (на это хотелось бы обратить особое внимание) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Есть основания полагать, что в этом осознании, а следовательно, и произвольной коррекции лежит принципиальное отличие поведения человека от других представителей животного мира. И это необходимо как-то совместить с неосознаваемыми психическими процессами у человека.

К настоящему времени пока еще не сформировались общепринятые представления о физиологических механизмах поведенческого акта. Нам представляется, что наиболее обоснованной является концепция отечественного физиолога академика К. В. Судакова, сформированная на основе представлений А. А. Ухтомского о доминанте и П. К. Анохина о функциональной системе.

Согласно этой точке зрения в основе всякого поведенческого акта (в том числе психологического и социального) лежат глубинные биологические процессы. Изменение параметров внутренней среды (осмотическое давление, концентрация глюкозы, концентрация водородных ионов, температура и многие другие) являются первоосновой, пусковым механизмом, стимулом, возбуждающим активность мотивационных центров промежуточного мозга (гипоталамуса), способствующим формированию специфического (т. е. определенной биологической модальности) мотивационного возбуждения, которое охватывает формирование адекватных по своей физиологической значимости реакций со стороны физиологических вегетативных систем, а также отрицательного эмоционального фона в связи с развившейся, но пока еще неудовлетворенной потребностью.

На силу и дальнейшую динамику мотивационного возбуждения очень значимое влияние оказывает наличие (и его сила) или отсутствие релизера (от англ. release – освобождение, облегчение), т. е. внешнего фактора, способствующего развитию мотивации на фоне той или иной потребности (например, буфет на фоне пищевой потребности) или угнетению ее (например, неприятная информация на фоне пищевой потребности).

Мотивационное возбуждение, достигая фронтальной коры, трансформируется в осознаваемую цель деятельности (принятие решения в связи с проблемной ситуацией, обусловленной первоначальной потребностью). Программа реализации принятого решения выбирается из числа уже апробированных на основании жизненного опыта или формируется ее новый вариант.

Конкретное претворение в жизнь этой программы начинается с моторной коры, функционирование которой приводит в действие соответствующие двигательные акты (вспомним часто приводимую цитату из статьи И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга»), направленные на непосредственное удовлетворение потребности. Как пример, в случае пищевой потребности – это поиск пищи, захват ее тем или иным способом и последующей акт ее потребления и переваривания.

Эта деятельность является основой для возбуждения специфического центра удовлетворения, который не только обеспечивает формирование положительных эмоций в связи с удовлетворением потребности, но и фиксирует в памяти способ достижения цели, что значительно облегчит поведенческую активность в последующей жизни.

Эта специфическая целенаправленная деятельность нормализует состояние внутренней среды, по крайней мере в отношении того ее параметра, который привел к развитию специфического мотивационного возбуждения, первоначально инициировал эту деятельность, открывая тем самым возможность для приведения в исполнение поведенческих актов иной модальности, связанных с иными потребностями.

Предлагаемая схема рассматривается ее авторами как универсальная, позволяющая объяснять поведенческую активность в связи не только с биологическими, но и социальными потребностями. В последнем случае, по всей видимости, инициирующими моментами служат не факторы внутренней среды (но они все-таки выступают конкурентами), а идеи, мысли, суждения, формирующиеся на основе аналитико-синтетической деятельности в лобно-теменной части коры головного мозга в связи с поступающей туда информацией на базе второй сигнальной системы.

Однако у сильных личностей с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью к самоанализу возможна психологическая защита путем произвольного, а иногда и подсознательного подавления стремления удовлетворить очень сильную потребность и связанные с этим негативные эмоции.

В реальной жизни нередко также могут возникать ситуации, когда удовлетворение той или иной потребности приносит вред другим людям, а иногда и самому себе. Возникающую в таких условиях форму поведения обозначают как девиантное (от лат. deviatio – отклонение), или отклоняющееся, поведение.

Причины девиантного поведения достаточно разнообразны. Среди них можно выделить следующие:

1) врожденные или приобретенные повреждения головного мозга, особенно тех его структур, которые имеют отношение к реализации поведенческого акта;

2) выработанные в процессе психического и физического развития программы действий, по форме неадекватные или нецелесообразные;

3) неестественное возбуждение центра удовлетворения с прочным закреплением функциональной, детерминирующей связи с этими обстоятельствами;

4) длительная депривация при сформировавшемся очень сильном мотивационном возбуждении и наличии сильнодействующего релизера;

5) чрезвычайная сила релизера.

С точки зрения психофизиологической организации резкой границы между нормальным и девиантным поведением нет. Как правило, отношение к нему определяется с социологических позиций. Соответственно с учетом степени вменяемости определяется его оценка – то ли это уголовно наказуемое деяние с принудительным лечением, то ли только адекватное лечение вплоть до такого мягкого, как психокоррекция или психотерапия.

Мерами предотвращения случаев отклоняющегося поведения могут служить:

1) смягчение в рамках допустимого депривации;

2) устранение релизеров, связанных с депривационной потребностью;

3) формирование иной мотивации, по механизму доминанты вытесняющей и заменяющей неудовлетворенную потребность;

4) отрицательное подкрепление, т. е. в той или иной форме наказание за проступки, связанные с девиантным поведением.

На сегодняшний день девиантное поведение – это еще не до конца понятная и не всегда успешно решаемая проблема.

§ 27.2. РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В толковом словаре Даля дается следующее определение риска: «Рискованье (риск) – отвага, смелость, решимость, действие на авось, наудачу. Рисковое дело – неверное, сомнительное, опасное. Рисковать – пускаться на удачу, делать что-либо без верного расчета, подвергаться случайности, известной опасности». В определенном смысле риск подстерегает человека на каждом шагу, во всех жизненных сферах: здоровье, профессиональная деятельность, личная и общественная жизнь, бизнес, спорт, отдых, развлечения и т. п. Можно говорить о видах и формах рискованного поведения, но в научно-исследовательском и практическом планах психологу в первую очередь необходимо установить факторы, влияющие на конкретные проявления риска.

Особенное внимание проблеме риска и предотвращения рискованного поведения человека в той или иной ситуации уделяется в таких прикладных направлениях психологии, как психология труда, инженерная психология, психология здоровья и превентивная психология.

В психологии труда и инженерной психологии центральным вопросом является исследование надежности и продуктивности деятельности, особенно в таких профессиях, где высок уровень экстремальных ситуаций и цена ошибок человека. Понятие «риск» является одним из ключевых в описании деятельности человека как оператора сложных систем управления, в особенности процесса принятия решений. В данном контексте риск понимается как действие, выполняемое в условиях выбора в ситуации неопределенности, когда существует опасность в случае неудачи оказаться в худшем положении, чем до выбора.

Психология здоровья рассматривает риск с точки зрения личного выбора или моделей поведения, которые могут быть основополагающими в возникновении заболеваний, связанных с образом жизни. Риск понимается как вероятность возникновения негативных последствий для здоровья в результате использования тех или иных поведенческих практик. Очень часто используется термин «здоровый образ жизни», под которым понимается избегание рискованного поведения. Часто примерами такого поведения называют курение, употребление алкоголя и наркотиков, беспорядочные сексуальные связи и реже чрезмерную занятость на работе, повышенные функциональные и психические нагрузки, приводящие к развитию соматических и психических заболеваний.

Не менее значимую роль в детерминации поведения играют внешние факторы. Действия каждого человека, тот или иной личный выбор всегда предпринимаются в определенном социокультурном контексте, в поведенческой среде, создаваемой ожиданиями других людей, правилами и нормами общественной жизни, а также возможностью безнаказанного нарушения государственных законов. Не следует недооценивать и степень формирующего воздействия общественных групп, семьи, социальной среды и личной культуры на индивидуальные модели поведения человека.

Также следует констатировать влияние на рискованное поведение таких параметров, как личная культура, ценности и нормы, принятые в обществе, социальная политика и то, как освещается проблематика риска в средствах массовой информации.

Обобщая анализ факторов, влияющих на рискованное поведение личности, следует отметить, что наиболее эффективным противостоянием рискованному поведению, наносящему вред себе и окружающим, является формирование личностных установок на безопасное поведение. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что при достижении такой цели необходимо учитывать особенности всех уровней регуляции поведения человека: биохимического, физиологического, психического, социально-психологического и макросоциального. И только комплексное превентивное воздействие на все уровни дает положительный результат.

§ 27.3. АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Термин, вынесенный в заголовок, является довольно распространенным, употребляемым как специалистами, сталкивающимися с таким поведением по роду своей работы, так и обычными людьми. Однако ни в одном из словарей – психологическом, социологическом, философском, этическом – его нет, причем это относится ко всем советско-российским изданиям XX в. Парадокс! Но такое бывает, когда слово кажется настолько понятным и однозначным, что никто не затрудняется уточнением его дефиниции… Попробуем разобраться с этим загадочно-мистическим понятием.

Поведение человека в широком смысле – это его образ жизни и действий, то, как он себя ведет по отношению к обществу, идеям, другим людям, к внешнему и внутреннему миру, к себе, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности, эстетики и права. Аксиоматично считается, что все наше поведение социально обусловлено и поэтому, естественно, все оно социально, но может быть и асоциальным.

Если рассмотреть в исторической перспективе представления о правилах человеческого поведения, то древнегреческие воззрения, которые очень стали популярны и в наше время, объясняли обусловленность норм человеческого общения общемировыми, космическими процессами и порядками. Аристотель считал позитивным поведение, устанавливающее порядок, а негативным – нарушающее, при этом основным понятием для него являлась дихотомия «справедливое-несправедливое». И асоциальное поведение для него выступало как несправедливое. В дальнейшем представления о правильном и неправильном в человеческих отношениях и поступках сопровождались формализацией неких рациональных правил, но изначально речь шла о социальной регуляции поведения, осуществляемой с помощью этих правил.

Можно посмотреть на асоциальное поведение с точки зрения адаптации – дезадаптации. Тогда социальное поведение будем расценивать как адаптивное, а асоциальное как дезадаптивное. Но поможет ли это? Ведь общеизвестно, что именно неадаптивное поведение вело к прогрессу человечества. Так, ритуальные захоронения, наскальная живопись не имели никакой утилитарной, приспособительной цели. Отсюда совершенно очевидно, что дезадаптация может быть и со знаком плюс. Конечно, асоциальное поведение – это дезадаптивное поведение, но, к сожалению, кроме очевидной констатации, нам это ничего не дает в силу размытости понятия «дезадаптация», усугубляющей неясность исходного термина.

Ближе всего к понятию «асоциальное поведение» находится термин «отклоняющееся», т. е. ненормативное поведение, которое отклоняется от социальной нормы. Отклонение от нормы называется асоциальным прежде всего потому, что социальной является сама норма.

Известный юрист В. Н. Кудрявцев [33] понятие «социально-негативное поведение» употребляет как аналог термина «асоциальное поведение», которое представляет собой относительно распространенное явление; поэтому оно предполагает, как правило, разработку и осуществление организованных форм борьбы с ним. Такое поведение «приносит вред всему народу, отрицательно влияет на развитие личности, препятствует поступательному движению общества» 2 . В юридической литературе подчеркивается, что четкое разделение различных видов социальных отклонений не всегда возможно, например, одно и то же поведение может включать нарушение административных, моральных и эстетических норм. На уровне личности социально-негативное поведение проявляется в преступлениях, правонарушениях, аморальных проступках, нарушениях правил человеческого общежития.

Близок к асоциальному поведению и термин «криминальное», или «преступное», поведение, но по объему криминальное, или уголовное, поведение значительно реже, чем асоциальное, которое включает и иные формы правонарушений, и аморальное поведение.

Зачастую уровень агрессии лиц с асоциальным поведением выше, чем с социальным, но выявилась также, что «удельный вес» агрессии в поведенческом репертуаре имеет значительно большее значение, чем абсолютные показатели агрессии. Школьники обычных и элитарных школ, студенты различных вузов, в том числе Санкт-Петербургского института богословия, учителя, врачи, воспитатели детских садов, банковские служащие, юристы, психологи – все имеют некий уровень агрессии. У кого-то он выше, у кого ниже, но таких испытуемых, у которых показатели агрессии полностью отсутствуют, не было! И конечно, как правило, разница между лицами с асоциальным и социальным поведением заключалась не в уровневых показателях агрессии, а в ее весе, в объеме и месте, которое она занимает среди других поведенческих паттернов.

Однако не только зарубежными, но и некоторыми нашими исследователями было отмечено, что для совершавших асоциальные действия характерна импульсивность. Так, проведенное В. П. Голубевым и Ю. Н. Кудряковым исследование лиц, совершавших грабежи и разбои, показало, что им свойственны: импульсивность, застревание аффекта (ригидность), склонность к подозрительности, злопамятность, отчужденность, уход в себя, стремление к сохранению дистанции между собой и окружающим миром.

Исследования, проведенные среди преступников (убийц, осужденных за корыстно-насильственные преступления, расхитителей, воров), проведенные Ю. М. Антоняном и др., [35] показали, что ведущими личностными особенностями большинства из них являются импульсивность, высокая агрессивность, асоциальность, гиперчувствительность к межличностными отношениям, отчужденность и дезадаптация. Самая высокая импульсивность при низком самоконтроле наблюдалась у осужденных за корыстно-насильственные преступления.

Одно из последних исследований импульсивности и асоциального поведения было проведено в рамках дипломной работы И. Ю. Васильевой (2001 г.). Исследовались подростки с асоциальным поведением (мелкое хулиганство, уход из дома, склонность к алкоголизму) в возрасте 15 лет в количестве 60 человек, равно разделенные по половому признаку. В результате оказалось, что у обследуемых не существует значимых половых различий по уровню импульсивности. Исследование также показало, что импульсивность подростков с асоциальным поведением взаимосвязана с такими особенностями личности, как агрессия, директивность, тревожность, эгоцентризм, высокий уровень напряжения, страха, склонность к открытому агрессивному поведению, враждебность, высокая самооценка, высокий энергетический уровень.

Итак, под асоциальным поведением будем понимать социально-негативное поведение, нарушающее правовые и общепринятые нравственные нормы, родственное по содержанию понятию «отклоняющееся поведение» (которое, по всей видимости, является более объемным), отличающееся высокой вероятностью проявления агрессии в открытом поведении, ее высоким удельным весом среди других поведенческих паттернов, несформированностью установок на социальную кооперацию, эгоизмом, эгоцентризмом и импульсивностью.

Поведение человека психология

Психология поведения

Фото с сайта www.tppwholesale.com.au

Психологии поведения человека, ее познание – это весьма сложный и многоуровневый, но достаточно интересный и занимательный процесс.

Задумывались ли вы, почему с одним человеком нам приятно и легко общаться, при этом он может оказаться совершенно незнакомым, чужим, простым встречным, а с другим – напряженно? Возникает желание поскорее уйти или отвернуться. Не смотря на то, что это может быть ваш давний знакомый или сосед, которого вы знаете не один год, который всегда вежлив и обходителен.

Однако мы на каком-то инстинктивном уровне понимаем, что это человек – неискренен. Именно поэтому мы и испытываем противоречивые чувства: с одной стороны, нам ничего плохого не сделали и никаких видимых поводов испытывать неприязнь у нас нет, с другой стороны – все наши чувства говорят, что от этого знакомого надо держаться подальше.

Описанный феномен в человеческих отношениях объясняет такая сфера знаний практической психологии как психология поведения, которая позволяет интерпретировать невербальное поведение – жесты, мимику, интонации и прочие внешние проявления другого человека и, на основании оценки совокупности этих факторов, делать вывод о том, насколько он правдив, искренен, открыт, уверен и пр. Порою мы такую оценку делаем неосознанно, именно тогда мы и можем чувствовать себя не очень комфортно и даже испытывать чувство вины по отношению к нашему знакомому за то, что избегаем общения. Однако, на самом деле, мы оцениваем его невербальные проявления, которые и сигнализирует нам о том, что человек на о нас думает, как к нам относится, хотя его слова могут быть совершенно нейтральными и даже доброжелательными.

Психология поведения человека имеет ряд способов для оценки истинных намерений человека, его уровня самооценки, испытываемых эмоций. Как мы уже говорили, набор его движений, мимики и других особенностей, выдает его подсознательные установки, страхи, комплексы — все, что мы улавливаем на подсознательном уровне или, при наличии соответствующих знаний и опыта, можем оценить вполне сознательно.

Обычно мы воспринимаем процесс общения не как совокупность последовательных отдельных моментов, а как картину в целом. Иногда во время общения мы можем не замечать, во что одет собеседник, что он говорит, но мы реагируем на то, как он говорит, как выражается, какие слова употребляет, в какой позе сидит, что держит в руках. Порою какая-нибудь маленькая, на первый взгляд неприметная деталь крепко и надежно «впивается» в наше внимание (осознанно или нет): запах, дефекты или особенности речи, акцент, неуместный смешок, оговорки и т.д.

Именно такие небольшие и иногда неосознаваемые нюансы в поведении людей, которые выдают их истинные намерение и помыслы, то, что они хотят скрыть или приукрасить, помогает объяснить, систематизировать и расшифровать психология поведения.

Важную роль в процессе разговора имеют мимика и жесты. Однако, несмотря на кажущуюся простоту и доступность для запоминания «расшифровок» тех или иных жестов или поз человека, они могут иметь совершенно свой прямой смысл и не говорить ни о чем таком, в чем мы можем подозревать нашего собеседника на основании наших «знаний».

Многие уже не первый раз слышали и знают, что если собеседник трогает свой нос, не смотрит в глаза, значит, он врет или что-то скрывает. Однако, человек может трогать свой нос потому, что он у него чешется, например.

Скрещенные руки и/или ноги психология поведения может трактовать как закрытость, зажатость, недоверие. Однако, человеку может быть просто холодно, поэтому он обхватывает себя руками и скрещивает ноги.

Популярные советы по интерпретации жестов и манер часто могут завести в тупик и даже поставить человека в нелепое положение. Психология поведения, как и любые другие виды знаний, подразумевает способность правильно оценивать, анализировать и интерпретировать поведение людей на основе глубоких теоретических знаний, а также при наличии хороших практических навыков. Иначе, прочитав про открытую позу, искренний взгляд и уверенный и спокойный голос, вы можете ошибочно принять человека, имеющего мошеннические намерения, за честного: ведь преступники такого рода – отличные психологи и умеют подобрать ключик к почти любому человеку. А уж как искренне и правдиво они умеют говорить! Или так называемые пикаперы: сколько обаяния и искренности, остроумия, галантности, – и все лишь для того, чтобы самоутвердиться в своих мужских способностях.

Безусловно, спокойные, уверенные, широкие жесты могут говорить об открытости, силе, уверенности человека в себе, а бегающие глаза и прикрывание рта рукой при разговоре – о нечестности, беспокойстве и пр.

Мимические морщинки в области рта или форма губ могут говорить, что такой человек – жизнерадостный, очень часто улыбается, поэтому и уголки рта у него будут приподняты вверх

Речь – ее скорость, ритм, громкость и интонации – также объект, который психология поведения рассматривает как существенно влияющий на общение.

Она помогает воспринимать эмоциональное состояние собеседника. Невозмутимый рассудительный человек говорит медленно, ритмично, голосом средней громкости. Эмоциональный, импульсивный собеседник говорит быстро, оживленно. У человека неуверенного в себе, замкнутого речь тихая, слабая, иногда путанная.

Зачастую не так важны слова, как интонация, с которой они произносятся. Слова могут быть совершенно нейтральными даже банальными. Но то, как человек их говорит, в какой обстановке и в связи с какими событиями, может много подсказать внимательному наблюдателю.

Однако, следует понимать, что любой человек, попавший в незнакомую ему обстановку, может повести себя совершенно по-другому, чем в привычном окружении. Психология поведения человека позволяет определить многие скрытые факторы, руководящие человеком на самом деле, но для этого надо быть достаточно «подкованным» знаниями и быть внимательным к людям.

Если для вас психология поведения – это возможность научиться разбираться в людях, то, безусловно, вы можете начать с себя. Ведь какими бы знаниями вы ни обладали в этой области, если вы сами не уверенны в себе, неустойчивы эмоционально, подозрительны, мнительны – вам вряд ли удастся правильно применить ваши знания на практике. Человеку свойственно проецировать свои мысли, чувства и мотивы на действия, чувства и мотивы других. Мы все в той или иной степени это делаем, проекция – это один из распространенных механизмов защиты личности.

Поэтому, если вас привлекает психология поведения, то стоит научиться быть беспристрастным в оценке людей, уметь отделять свои проекции на них, от того, что они делают и думают на самом деле.

Можно наверняка утверждать, что психология поведения станет для вас доступной и эффективной в ваших отношениях с окружающими, когда вы сами приобретете уверенность в себе, избавитесь от страхов (общения, отношений), проработаете свои подсознательные убеждения в отношении себя и других, научитесь быть внимательным к окружающим и обретете внутреннее равновесие. Тогда вы действительно сможете объективно судить о других и о том, что стоит за их внешними проявлениями.

Психология поведения

Одно из самых интересных направлений в изучении человека – это изучение психологии человеческого поведения. Этот вопрос занимал и древних философов, и современных психологов; волнует он и тех, кто к науке не имеет никакого отношения. Руководители и политики, торговцы и просто люди, увлеченные познанием, хотят понять, почему человек ведет себя определенным образом и можно ли им управлять.

Как изучалась психология поведения?

Наверное, первыми в научном изучении поведения стали бихевиористы. Но они считали, что поведенческая реакция, наследственная она (физиология и рефлексы) или приобретенная (речь, привычки и социальные навыки), всегда – только ответ на определенный стимул. Бихевиоризм серьезно критиковался за такой подход, абсолютно лишающий поведение человека всякой гибкости и избирательности. Поэтому вслед за ним основы психологии поведения человека взялся изучать необихевиоризм. Новая школа признала, что человеческие поступки – не только ответ на внешние раздражители. Они исходят из потребностей и целей человека, могут изменяться и быть непредсказуемыми. Так сформировалась идея о том, что психология человеческого поведения гораздо сложнее, чем заданный набор стимулов и реакций.

Новое учение П. Жане – «Психология поведения» – подтверждало, что поведение имеет две составляющие – внешнюю активность и внутреннюю. А способность самостоятельно направлять и контролировать свои поступки – т.е. управление поведением – психология сочла высшим проявлением развитой, зрелой личности.

Так же сориентирована современная общая психология, рассматривающая поведение как высокоразвитую психическую активность человека. Но здесь образуется своеобразная проблема понимания поведения и деятельности в психологии, поскольку одни авторы выделяют их как два разных понятия, а другие – употребляют как синонимы. Возможно, разница их в том, что деятельность – в первую очередь активность, а поведение – отчасти и реакция. Причем эта реакция обязательно носит социальный характер, ведь каждый человек – член общества с принятыми в нем ценностями и установками. А если они игнорируются или прямо нарушаются, поведение называют асоциальным.

Теория поведения от эволюционной психологии

Почти все мотивы поведения, как полагает эволюционная психология, по-прежнему ориентированы на решение проблем, какие вставали перед людьми на заре их развития и были связаны с необходимостью выживания. А все потому, что в современном мире человек живет ничтожно малое время по сравнению огромным периодом эволюции, который насчитывает миллионы лет.

Например, в человеке силен страх темноты, хищных животных, змей, хотя в условиях цивилизации они не могут ему реально угрожать. Но в прошлом этот страх был вполне обоснован и защищал людей, оберегал их от возможной смерти.

А в выборе сексуальных партнеров, когда женщины ориентируются на достаток мужчин, а те – на внешность и возраст женщины, на самом деле проявляется забота о продолжении рода. Все потому, что экономическая состоятельность мужчины позволит женщине обеспечить детей пищей, а здоровье и ярко выраженные физиологические особенности женщины говорят о ее потенциальной способности выносить и родить ребенка.

Эта попытка объяснить человеческие поступки воспринимается неоднозначно. Но принимаются ее выводы или нет, остается помнить о том, что поведение человека – сложный феномен. Оно зависит как от внешних факторов – социума, воспитания, условий жизни, так и от внутренних – наследственности, уровня целеполагания, потребностей и желаний.

Психология поведения человека: научное исследование силы подсознания

Психология поведения человека: научное исследование силы подсознания

Уже более ста лет ученых занимает вопрос, как бессознательное влияет на наши мысли и поступки. Зигмунд Фрейд в большинстве своих работ рассматривал сознательное как рациональное мышление и эмоции, а бессознательное как нечто иррациональное, но современные когнитивные психологи не проводят такого полярного разделения. Оказалось, что оба типа мыслительных процессов помогают нам адаптироваться к меняющейся среде, обеспечивая выживание за счет броска мысленных усилий на актуальную проблему, позволявшего во времена каменного века охотиться на мастодонтов, в Средневековье участвовать в рыцарских турнирах, а в новом тысячелетии грамотно распорядиться акциями Apple.

Психологи постфрейдистской эпохи упразднили деление на “Я” и “Оно”, что позволило более прагматично изучать то, на что влияет наше бессознательное. Нобелевский лауреат Дэниел Канеман (Daniel Kahneman) описал современный взгляд на различия автоматических и контролируемых волей процессов. В его ставшей бестселлером книге “Думай медленно. решай быстро” Канеман пишет, что автоматические мыслительные процессы быстры, эффективны и, как правило, неосознанны, а потому не поддаются обсуждению или планированию. В них задействованы только простые стимулы: например, чтение слов на этой странице легко вызывает у вас в голове ассоциации с их значением. Иначе обстоит дело с контролируемыми процессами. Для них требуется целенаправленное и относительно медленное участие сознательного мышления – такое напряжение вы испытываете, например, когда заполняете налоговую декларацию.

1. Часто люди не задумываясь принимают решение, за кого они будут голосовать, что купят, куда поедут в отпуск, а также совершают множество других выборов в своей жизни.

2. В основе обдумывания и планирования нашей жизни лежат бессознательные процессы, и это не случайно. Например, автоматические решения необходимы, чтобы уклониться от встречного автомобиля или автобуса.

3. Однако поведение, управляемое бессознательным, не исчерпывается тем, что, выходя на перекресток, мы посмотрим в обе стороны. Неосознанные установки определяют многие аспекты нашего отношения к другим людям.

4. Еще Зигмунд Фрейд много размышлял о значении бессознательного. Новейшие исследования показывают более реальную картину наших взаимоотношений с начальником или супругом.

Наше бессознательное восприятие людей в течение дня – рефлекторная реакция. Нам приходится прикладывать сознательные усилия, чтобы отодвинуть необъяснимые и иногда необоснованные скрытые негативные чувства, которые мы можем испытывать к окружающим. Чем сильнее бессознательное влияние, тем больше придется приложить сознательных усилий, чтобы его преодолеть. Это касается в частности и наших привычек. Алкоголик приходит вечером домой и напивается, человек с лишним весом добирается до чипсов, и оба они легко отбрасывают мысль о воздержании.

Важно понимать, как на нас влияет бессознательное, чтобы не утонуть в побуждениях, которые сложно понять и тем более контролировать. Способность управлять собственным поведением – умение заводить друзей, войти в курс дела на новой работе, избавиться от алкоголизма – зависит не только от генов, характера и социальной поддержки; не меньше это обусловлено нашей способностью выявить и преодолеть автоматические побуждения и эмоции, влияющие на все аспекты нашей жизни. Чтобы проложить свой собственный жизненный путь, нам надо научиться находить компромисс с нашим бессознательным.

У людей есть врожденная склонность к имитации и подражанию чужому поведению – демонстрации эмоций, жестам и позам. В природе это проявляется у самых разных организмов при объединении в группу, так что косяки рыб, стада антилоп и стаи птиц координируют свое поведение таким образом, что движутся почти как единый организм. Склонность к спонтанной имитации и подражанию действиям окружающих описана даже у очень маленьких детей. Психологи утверждают уже на протяжении почти ста лет, что подражание помогает нам перенять у родителей язык и другие формы поведения.

Однако подражание не исчезает по мере взросления. Существует так называемый эффект хамелеона, когда на вечеринке вы вдруг обнаруживаете, что повторяете позу и движения вашего собеседника: закидываете ногу на ногу, скрещиваете руки, чешете в затылке. Подражание будет продолжаться, пока вам не захочется взять следующий бокал и найти другого собеседника, чью позу и жесты вы опять начнете копировать, подобно хамелеону, сливающемуся с окружающей обстановкой. По-видимому, такое поведение может быть полезно, особенно если вы еще не разобрались, как правильно вести себя в данной социальной ситуации.

Латинская поговорка “Если живешь в Риме, живи по римским обычаям” целесообразна, потому что существенно снижает вероятность опасного или социально неадекватного поведения. И, как было показано в исследованиях Паулы Ниденталь (Paula Niedenthal) и Роберта Зайонца (Robert Zajonc), работавших в то время в Мичиганском университете, подражание имеет замечательный долгосрочный эффект: чем дольше пара вместе, тем сильнее партнеры похожи, отчасти потому, что они ежедневно бессознательно копируют позы и выражения лица друг друга.

Подражание формирует общественное сознание без необходимости вывешивать какие-то специальные предписания: спокойное ожидание в длинной очереди побуждает других вести себя так же; придерживая дверь для соседа, выгуливая собаку на поводке, выбрасывая мусор в урну, вы подталкиваете окружающих тоже поступать правильно. Бессознательное подражание усиливает чуткость по отношению друг к другу, “социально склеивает” даже незнакомых людей. Наиболее сильное единение возникает, когда двое или более людей одновременно заняты одним общим делом, маршируют ли они или поют в церкви. Исследования показали, что синхронное поведение укрепляет сотрудничество, даже если его участники впервые видят друг друга.

К сожалению, естественная склонность к подражанию – палка о двух концах. Психолог Кеес Кейзер (Kees Keizer) из Университета Гронингена вместе с коллегами показал, что одно правонарушение тянет за собой другое. После того как они разрисовали стену в переулке, количество мусора вокруг припаркованных там велосипедов увеличилось. Борьба с граффити и другими мелкими преступлениями, оказывается, может значительно улучшить качество жизни в городах. Это исследование подтвердило “теорию разбитых окон”, которую отстаивал бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани (Rudy Giuliani), в середине 1990-х гг. ратовавший за строгое соблюдение законов в отношении мелких преступлений – от разбрасывания мусора и перехода улицы в неположенном месте до вандализма: отчасти именно это помогло резко снизить преступность в то время.

Некоторые исследования поведения и бессознательного посвящены тому, как окружающая среда влияет на состояние нашего сознания. В 1980-х гг. Фриц Штрак (Fritz Strack), работающий сейчас в Вюрцбургском университете в Германии, провел вместе со своими коллегами серию экспериментов, в которых показал, что бессознательной обратной связи от собственных случайных мимических движений – улыбки или гримасы неудовольствия – достаточно, чтобы человек решил для себя, нравится ему или нет объект, находящийся в поле зрения. Испытуемые держали карандаш зубами, так что активизировались мышцы, участвующие в улыбке, или губами, напрягая мышцы, работающие при хмуром выражении лица. Физическое положение лицевых мышц вызывало соответствующее психологическое состояние.

Исследования этой области показали, что целый ряд физических действий и ощущений вызывают психологическое состояние, соответствующее этому поведению и чувству. Воспоминание о случае, когда вы причинили кому-то эмоциональную боль, может вызвать у вас желание сотрудничать и помогать другим людям для того, чтобы компенсировать плохой поступок. В одном известном исследовании после напоминания, вызывающего чувство вины, испытуемые должны были мыть руки, якобы для того, чтобы предотвратить распространение вируса гриппа по комнате, где проводится эксперимент. Казалось, что физический акт мытья рук “смывал” чувство вины. У людей, прошедших через эту процедуру, доброжелательность и готовность помочь пропадали; это явление назвали эффектом леди Макбет.

Совсем недавно были проведены несколько экспериментальных работ, посвященные бессознательным целям и мотивациям. Их основной вопрос – “Чего хотят люди?” – долгое время был центральным для Зигмунда Фрейда. Современные теории о причинах поведения отличаются от тех, которые выдвигал австрийский невролог, поскольку основаны на изучении большого количества обычных людей, а не отдельных патологических случаев. Согласно современным представлениям, наши сознательное и бессознательное работают в виде единой системы, что отличается от взглядов Фрейда, который считал, что бессознательное действует само по себе, отдельно от сознательной активности.

На самом деле ученые, изучая психологию желаний, обнаружили, что независимо от того, осознаем ли мы поставленную перед собой цель или нет, движемся мы к ней одинаково. Это явление исследовали Матиас Пессильоне (Mathias Pessiglione) и Крис Фрит (Chris Frith), работавшие в то время в Центре функциональной томографии благотворительного фонда Wellcome Trust в Университетском колледже Лондона. Испытуемых попросили в ответ на сигнал нажимать на рычаг насколько можно быстрее. Перед каждым тестом на сознательном или бессознательном уровне они получали информацию о вознаграждении. Более ценное вознаграждение (фунты вместо пенсов) ускоряло реакцию независимо от того, было это сообщение осознано или нет. Более того, использование томографии позволило показать, что в обоих случаях активировались одни и те же участки мозга.

Это и другие исследования свидетельствуют о том, что бессознательного восприятия стимулов может быть достаточно для формирования цели без какого-либо понимания того, как она возникла, сознательного обдумывания или проявлений свободной воли.

Бессознательное не только может подтолкнуть нас к определенному выбору, но и помогает найти мотивацию для достижения цели. Психологам давно известно, что люди, получившие власть в результате социального эксперимента, часто ведут себя эгоистично и аморально, ставя личные интересы на первое место. Обычно желание продемонстрировать власть в группе проявляется в виде серии слабых соматических сигналов, которые мы не осознаем. В одном исследовании участники, которым выпало случайно оказаться в профессорском кресле, проявляли меньше озабоченности тем, что люди о них думают, и в меньшей степени подавляли расистские и другие антиобщественные настроения, чем те, кто сидел за партой на ученических местах.

К счастью, многие люди ставят своей целью благополучие других, например родители ставят интересы ребенка выше собственных. Если власть активирует любые бессознательные личные цели, то люди с подобной “социальной” ориентацией будут в большей степени помогать другим и в меньшей обращать внимание на себя. И действительно, как показали исследования, доступ к власти на бессознательном уровне усиливает альтруизм у этих людей. Кроме того, эти люди сильнее беспокоятся о том, что о них думают другие, и менее склонны к расовым предрассудкам.

Фрейд использовал тысячи слов, чтобы объяснить, почему наши несбывшиеся желания проявляются в образах и сюжетах, наполняющих наши сны. Современные исследования дают более правдоподобную картину того, как мысли и эмоции подсознательно формируют наше отношение к начальнику, родителю, супругу или ребенку. Это значит, что мы можем отбросить устаревшие понятия наподобие эдипова комплекса и принять как данность, что бессознательное постоянно присутствует в нашей жизни, спим ли мы в этот момент или бодрствуем.

Источники:
Глава 27
Глава 27. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Одной из традиционных теоретических и практических проблем в психологии было изучение поведенческих реакций человека. Нередко и саму психологию определяют как науку о
http://www.libma.ru/psihologija/psihologija/p30.php
Поведение человека психология
Психология поведения – это совокупность знаний о человеческом поведении как выражении его подсознательных установок, страхов, эмоций и намерений
http://mirna360.com/psixologiya/psixologiya-povedeniya.html
Психология поведения
Одно из самых интересных направлений в изучении человека – это изучение психологии человеческого поведения. Этот вопрос занимал и древних философов, и современных психологов; волнует он и тех,
http://kak-bog.ru/psihologiya-povedeniya
Психология поведения человека: научное исследование силы подсознания
Фрейд и представить себе не мог, насколько наши бессознательные желания влияют на то, как мы думаем. Исследования показали, насколько сильно наше подсознание влияет на повседневные реакции
http://kabmir.org/social-psychology/2621-psy-sila-podsoznania.html