Особенности педагогического общения

Особенности педагогического общения

Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется прежде всего в общении. И все многообразие жизни отражается в столь же бесконечном многообразии общения. Для облегчения анализа, изучения этого феномена все многообразие видов общения можно в самом первом приближении разделить на группы в соответствии с формами жизнедеятельности человека: общение в семье, в школе, на производстве, в сфере свободных отношений бытового характера (магазин, зрелищное учреждение и т.п.), общение в компаниях и группах непроизводственного характера и т.д.

Можно классифицировать виды общения по иному признаку:

1) функционально-ролевой (результатом такого типа общения является объединение усилий общающихся носителей социальных ролей); 2) личностный (сопереживание, эмоциональный контакт, понимание – результат общения в этом случае); 3) информационный (обмен информацией составляет главную цель и результат общения) (В.Г.Антонян).

Однако общение учителя с учениками практически невозможно отнести к какому-либо из этих типов: учитель и ученик -это носители социальных ролей, их отношения имеют личност-

1 См.: Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1980. – С. 97. 2 Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. – С. 83.

В значительной мере это характерно и для многих других существующих классификаций общения: педагогическое общение трудно или даже невозможно отнести к какому-либо из выделенных в них типов.

В определенной мере недостаток приведенных выше классификаций относительно педагогического общения преодолевается в классификации М. С. Кагана. Он выделяет материально-практический, духовно-информационный и практически-духовный типы общения’. Так называемые традиционные педагогические технологии в наибольшей степени соответствуют духовно-информационному типу общения. Однако общение учителя с учениками в условиях развивающего обучения, на основе личностного подхода опять-таки не укладывается в рамки этой классификации.

В самом деле, к какому из указанных типов общения можно отнести общение учителя с учениками в ходе выполнения лабораторной работы исследовательского характера, конструирования и моделирования на уроках труда в мастерских, проведения опытов на пришкольном участке? Ведь во всех этих случаях воспитатель и воспитанник занимаются практической деятельностью, обмениваются информацией в определенной изменяющейся эмоциональной атмосфере, придумывают, делают что-то в обстановке субъективного творчества.

Дело, конечно, не в оценке или хотя бы сравнительном сопоставлении различных классификаций, а в том, что любая из них дает возможность еще раз подтвердить исключительную сложность педагогического общения и фактическую невозможность поставить его в один ряд с каким-либо другим. Естественно, те или иные разновидности ущербного общения воспитателей с воспитанниками нетрудно ранжировать в системе любой типизации. Однако наша задача другая – рассмотреть педагогическое общение в его идеальном виде.

Чем же отличается педагогическое общение от других видов? Что ему присуще в большей мере, чем общению бытовому, например, или осуществляемому в производственных условиях?

Прежде всего, педагогическое общение, организуемое учителем -даже в тех случаях, когда его инициатором является воспитатель

1 См.: Каган М. С. Мир общения. – М., 1984. – С. 256.

Используя слово, тон голоса, мимику и др., воспитатель сообщает воспитаннику информацию и демонстрирует свое отношение к ней, к воспитаннику, к себе самому и ко всему миру. Это изменяет настроение, отношение, деятельность воспитанника, в результате которой формируются качества личности.

Таким образом, воспитатель воздействует на формирующиеся качества личности ее собственной деятельностью, направляя ее соответствующим образом и влияя тем самым на изменение тех или иных качеств, черт и т.п. личности. Почти так же, как хирург направляет свой скальпель, который держит в руках, на изменение органов или частей тела оперируемого. Следовательно, в педагогическом общении слово, жест, взгляд воспитателя – это, образно говоря, «руки», которые держат «скальпель» – деятельность воспитанника (его слова, чувствования, действия). Этот «скальпель» изменяет «части его духовного тела», формирует его духовное и физическое Я.

Ярким примером этого является общение матери с младенцем,

в котором не столько смысл обращенных к ребенку слов, сколько их эмоциональная окраска и несловесное выражение любви к нему составляют воспитательную силу матери.

У воспитателя «скальпель» – деятельность воспитанника – не внешний, чужеродный по отношению к воспитуемому инструмент, а достояние самой формирующейся личности, его чувства, его действия, его отношения, им контролируемое средство воспитания. Тем более контролируемое, чем более осознанно воспринимает он окружающий мир. В этом основа субъект-субъектных отношений в воспитании вообще и в педагогическом общении в частности. В этом же и суть важнейшего отличия педагогического

общения от всех других видов.

В значительной мере это качество присуще театральному общению. Но там оно неизбежно перерастает в демонстрацию профессионального мастерства артиста и имеет принципиально иное соотношение воздействующих средств на участников общения и

Другой особенностью педагогического общения является его воспитательный характер, оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.

Общение бывает непосредственным и опосредованным, т.е. в форме прямых контактов общающихся и через кого-то (другого человека, группу людей) или что-то (игрушку, компьютер и др.).

Опосредованность в педагогическом общении проявляется в двух отношениях. Во-первых, в отношении контактов между самими участниками общения: воспитатель может прямо обратиться к воспитаннику с просьбой, советом, требованием, вместе с ним выполнять какую-либо работу и т.п. или передать воспитаннику через кого-либо свое мнение, совет, организовать его деятельность, используя инструкцию, знания и умения другого воспитанника и т.п. Воспитатель организует деятельность воспитанников через актив. Его воспитательная и организаторская позиция в этом случае становится скрытой (так называемый принцип параллельного действия, по А.С.Макаренко).

Во-вторых, Опосредованность проявляется в том, что воспитатель направляет свои воздействия не на воспитанника даже в случае прямых контактов с ним, а на те знания, которые воспитанник должен усвоить, на качества личности, которые он должен фор-

В субъект-субъектном взаимодействии объектом деятельности воспитателя (и воспитанника) становятся усваиваемые знания, формируемые качества личности и отношения, по поводу которых осуществляется педагогическое общение.

Таким образом, опосредующим звеном, на которое направлены эмоции воспитателя, учителя, его оценочные суждения, отношения являются процессы, предметы, свойства и качества, достоинства и недостатки. Как бы через них устанавливает воспитатель контакт с воспитанником. Как в театре артисты устанавливают контакт со зрителями, обращаясь не прямо к ним, а к своим партнерам по сцене, выражая им, а не зрителям свою любовь, страдание, ненависть, так и опытный воспитатель обращается к воспитаннику косвенно. Только его «партнерами по сцене» являются не артисты или вообще другие люди, а знания, добродетели и пороки, положительные и отрицательные человеческие качества.

В этом заключается одна из особенностей педагогического общения, которое не всегда, но по большей части осуществляется не в форме прямого воздействия, а опосредованно, особенно при выражении отрицательных оценок и суждений, при решении задач развития самостоятельности и активности воспитанников.

Есть немало других классификаций разновидностей общения, в том числе и в зависимости от характера отношений между его уча-

Источник:
Особенности педагогического общения
2. Особенности педагогического общения
http://p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_selivanov/selivanov44.html

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение — это общение в процессе обучения и воспитания, направленное на оптимизацию педагогического процесса и развитие личности учащихся. Кроме обмена информацией и действиями, педагогиче­ское общение включает в себя взаимное восприятие пе­дагогом и учащимися друг друга. Педагог воспринимает душевный и духовный мир своих учеников, предугады­вает их возможное поведение. Педагогическое общение позволяет изменять настроение воспитанника, его отно­шение к предметам, явлениям и людям; обогащать его зна­ния, развивать мышление, изменять духовную деятельность.

Основу техники педагогического общения составляют коммуникативные умения:

• умение понимать психическое состояние учащихся по внешним признакам, особенно по выражению лица;

• умение педагога регулировать и показывать учащим­ся свое психическое состояние, свое эмоциональное от­ношение к происходящему;

• умение педагога наилучшим образом строить свою речь, заинтересовать, увлечь рассказом, сообщением;

• умение сосредоточить на себе внимание, управлять инициативой, «разговорить» самых застенчивых;

• умение внимательно слушать и задавать вопросы, со­блюдать спокойный, доверительный тон.

Стили педагогического общения:

^ общение на основе увлеченности совместной твор­ческой деятельностью;

^ общение «Дистанция»; общение «Устрашение»;

^ общение «Заигрывание», суть которого в стремле­нии быстро завоевать авторитет, понравиться ученикам.

Основой эффективного педагогического общения яв­ляется педагогический такт. Он требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранялось ува­жение к личности ученика. Такт предполагает соблюде­ние чувства меры в действиях педагога, правил прили­чия и вежливости в общении. Бестактность проявляется в формальном и грубом обращении с воспитанниками, безразличии, раздражительности, криках и так далее, что создает психологические барьеры в общении и ведет к педагогическим конфликтам.

Негативными, деструктивными или дезорганизующими факторами педагогического общения могут быть:

• непонимание или игнорирование индивидуальных особенностей воспитанника, его характера, темперамен­та, направленности личности и т.д.;

• непонимание воспитанниками педагога, неприятие его в качестве наставника;

• неадекватность действий педагога мотивам поведе­ния воспитанника;

• высокомерие педагога, задевающее самолюбие вос-ишанника и унижающее его достоинство;

Деструктивными являются также следующие ошибки педагога: категоричность мнения, неумение выслушивать, необъективность оценки, придирки, морализирование, оскорбление, натянутость или скованность отношений, резкость интонаций, отсутствующий взгляд, нелепость или нелогичность поведения, агрессивность по отноше­нию к учащимся, пренебрежение их мнением, невнима­тельность к достижениям учащихся.

Для повышения продуктивности педагогического обще­ния полезными могут быть следующие правила:

^ установление личностного контакта с воспитанниками;

^ формирование чувства «Мы» с воспитанниками;

^ демонстрация им собственной расположенности к общению;

^ показ конкретных и ярких целей совместной дея­тельности;

^ подчеркивание положительного в поведении и ха­рактере воспитанника;

^ постоянное проявление интереса к воспитанникам;

^ оказание помощи воспитанникам и обращение к ним со своими просьбами.

51. Профессиональная самореализация личности

Профессиональная самореализация личности начинается с профессионального самоопределения, то есть с выбора профессии. На выбор профессии влияют следующие фак­торы: позиция родителей и родственников, позиция учителей и классных руководителей, личные профессио­нальные и жизненные планы, способности и их прояв­ление, информированность о той или иной профессии, интересы и склонности. В условиях рыночной экономики приходится также учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможно­сти обучения и трудоустройства по избираемой профес­сии, ее материальную и социальную значимость.

Согласно теории российского психолога Е.А. Климова, профессиональный выбор можно считать удачным, если

индивидуальные особенности оптанта (выбирающего) со­ответствуют одному из пяти типов профессий: человек — человек, человек — природа, человек — техника, чело­век – знаковая система, человек — художественный об­раз. Экономические специальности, например, по дан­ной классификации относятся к типу «человек — знако­вая система». А чтобы успешно работать по какой-либо профессии данного типа, нужны особые способности мыс­ленно погружаться в мир условных обозначений, отвле­каться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Существуют и другие теории профессионального само­определения. Например, в теории американского психолога Дж. Холланда утверждается, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой из шести типов личности сформиро­ван к данному моменту: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский или кон­венциональный тип. В качестве примера рассмотрим два по­следних типа личности:

Предпринимательский тип — рискованный, энергич­ный, властный, амбициозный, общительный, импульсив­ный, оптимистичный, ищущий удовольствия, любящий приключения. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным тру­дом. В профессиональном выборе — все виды предприни­мательства.

Конвенциональный тип — конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. В профессиональном выборе — банков­ская служба, статистика, программирование, экономика.

После выбора профессии человек определяется со спо­собом получения соответствующей специальности, мес­та работы и должности. А дальнейшая профессиональная самореализация связана с профессиональным становле­нием и самосовершенствованием профессионала, с его стремлением к вершине профессионализма (акме). «Акме» в сфере профессиональной деятельности — это стабиль­ность высоких результатов труда, надежность в решении сложных профессиональных задач в нестандартных условииях, профессионально-творческое вдохновение, а также индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Профессиональное самосовершенствование в наше время необходимым образом связано с непрерывным образовани­ем, которое включает в себя организованное обучение в учебных заведениях и самообразование. Самообразование реализует потребность профессионала быть самостоятель­ной, независимой, компетентной и конкурентоспособ­ной личностью. Профессиональное самообразование как са­мостоятельно осуществляемая деятельность, направлен­ная на повышение профессионализма, включает:

^ овладение новыми ценностными установками, под­ходами в профессиональной деятельности;

профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.

осмысление (рефлексия) собственного опыта и про­гнозирование дальнейшей работы.

На сегодняшний день существует несколько периоди­заций профессиональный самореализации личности. Напри­мер, весь профессиональный путь человека психолог Сью-пер (США) разделяет на пять этапов:

Этап роста (от рождения до 15 лет). Уже в детстве начинает развиваться профессиональная «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, пробу­ют себя в разных занятиях. У них проявляется интерес к определенным профессиям.

Этап исследования (от 15 до 25 лет). Юноши и девуш­ки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей продумывают варианты про­фессиональной карьеры, подбирают подходящую про­фессию и начинает ее осваивать.

Этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной дея­тельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования личность достигает вершины своего «акме», то есть вер­шины профессионализма.

Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работ­ники стараются сохранить за собой то положение на про­изводстве или службе, которого они достигли ранее, про­должают свое самосовершенствование, чтобы не отстать от времени.

Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям лич­ности.

Источник:
Особенности педагогического общения
Педагогическое общение — это общение в процессе обучения и воспитания, направленное на оптимизацию педагогического процесса и развитие личности учащихся. Кроме обмена информацией и действиями,
http://www.studfiles.ru/preview/5249037/page:19/

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную, интеллектуальную функции, используя при этом всю свою совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.

В.А.Кан-Калик сформировал замечательные заповеди педагогического общения. Приведем некоторые из них:

1. При организации педагогического общения (ПО), нельзя исходить только из педагогических целей и задач. Организация ПО “от себя” замыкает педагога на своих педагогических заботах, из которых незаметно ускользает живой ребенок с его интересами.

2. В ПО нельзя ограничиваться одной функцией – информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный “репертуар” общения, т.е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений. И познания личности ребенка, и оказание воздействия.

3. В ПО наиболее эффективным является диалогический, демократический подход. Надо так выстраивать взаимоотношения с детьми, чтобы позиция взрослого как ведущего естественно вытекла из всей логики педагогического процесса.

4. Следует учиться видеть себя со стороны, как бы глазами детей.

5. Необходимо развивать в себе умение быть “психологическим камертоном”, т.е. стремиться хорошо улавливать психологическую атмосферу коллектива детей.

6. Нужно уметь слушать и слышать детей.

7. Необходимо развивать собственную компетентность для конструктивного решения конфликтов, возникающих в ПО.

8. Следует быть инициативным в ПО, т.к. инициатива в общении помогает успешно управлять познавательной деятельностью и организовывать сотрудничество.

9. При общении с детьми обязательно необходимо учитывать их возрастные, половые, индивидуально-психологические особенности;

10. Надо стараться преодолевать негативные установки по отношению к конкретным детям, т.к. они создают “барьеры” общения и мешают гармоничным взаимоотношениям.

11. Чаще улыбайтесь! Улыбка создает благоприятный психологический настрой, располагает к общению, вызывает стремление к работе.

12. Стремитесь, чтобы в процессе ПО чаще звучали одобрение, похвала, поощрение.

13. Следите за собственной речью, помните, что она – отражение вашей личности: не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевые ошибки учащихся.

Безусловно, ПО содержит в себе и “барьеры”, и затруднения, и конфликты. Преодоление этих негативных моментов требует от субъекта педагогической деятельности осознания и коррекции их причин. Этот процесс может осуществляться лишь при условии постоянной работы над собой, активных процессов самопознания, самовоспитания и самосовершенствования.

В заключение приведём основные обобщающие постулаты психолого-педагогической деятельности.

1. Уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности – относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе).

2. Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, “умственный аппетит” у других).

3. Передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их оставить, был готов их использовать в различных жизненных ситуациях и в своём самообразовании.

Данные постулаты могут реализовываться не только в профессиональной педагогической деятельности, но и в педагогической миссии в широком смысле – в воспитании своих собственных детей, в воспитании людей, которые окружают нас.

Источник:
Особенности педагогического общения
4.3. Особенности педагогического общения
http://txtb.ru/85/11.html

Особенности педагогического общения

6.3. Психологические особенности педагогического общения

Под педагогическим общением понимается форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников с помощью вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств. Педагогическое общение учителя со школьниками в процессе обучения создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, создает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

При анализе педагогического общения необходимо разграничивать его педагогические и собственно коммуникативные задачи. При всей их нерасторжимости это разные явления, и первые из них реализуются посредством вторых. Педагогическая задача связана с освоением обучающимися определенного учебного материала, тогда как коммуникативная задача отвечает на вопрос, какими средствами воздействия педагога на обучающихся это можно осуществить более эффективно, какие речевые средства лучше всего использовать в разных педагогических ситуациях.

С позиции говорящего могут быть выделены следующие группы коммуникативных задач: 1) передача, сообщение информации; 2) затребование, запрос информации; 3) побуждение партнера к действию; 4) выражение отношения к действию партнера. Среди задач, относящихся к сообщению информации, на практике учителя чаще всего ставят себе такие, как доказательство, рассказ, объяснение, убеждение. Эти задачи сами педагоги считают для себя достаточно сложными, поскольку постановке и решению коммуникативных задач их специально не учат.

С позиции слушающего в условиях педагогического общения выделяются следующие коммуникативные задачи: понять, запомнить, выучить, усвоить, сделать вывод, ответить, опровергнуть, доказать. Очевидно, что эти задачи неоднородны: одни – сложнее (доказать), другие – проще (запомнить). Каждая из них связана с одной из трех установок слушающего: познавательной, мнемической (на память) или коммуникативной. Именно коммуникативная установка – «принять сообщение и передать другому» – обеспечивает во всех возрастных группах максимальное сохранение воспринятого материала. Это должно учитываться педагогом при организации общения, обучения и формулирования речевых инструкций, заданий.

Источник:
Особенности педагогического общения
Автор: Ткачева Мария, 6.3. Психологические особенности педагогического общения – Педагогическая психология: конспект лекций, Жанр: философия
http://www.e-reading.club/chapter.php/98425/48/Tkacheva_-_Pedagogicheskaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou