Неуверенный в себе ребенок как помочь

Happymothersplace – Место встречи счастливых мам

Меню рубрик

  • Домой
  • Тревожные дети. Как помочь ребенку стать уверенным в себе

Тревожные дети. Как помочь ребенку стать уверенным в себе

Добрый день, дорогие родители. Сегодня мы поговорим с Вами о тревожных детях, причинах тревожности и страхов у детей, а также что делать родителям, чтобы помочь ребенку обрести внутренний покой и уверенность в себе.

Рассказывает Наталья БОГАЧКОВА, педагог-психолог 1-й категории.

Благодарность за предоставленные материалы журналу «Предупреждение Плюс Украина».

В чем разница между такими близкими, казалось бы, понятиями, как страх, тревога и тревожность?

Страх — это реакция на конкретную угрозу, когда опасности подвергается жизнь человека, его физическая целостность.

Тревогу и страх нельзя воспринимать как однозначно негативное состояние. Иногда именно благодаря им происходит мобилизация наших возможностей. В страхе, убегая от опасности, человек мчится значительно быстрее, чем в обычном состоянии. Тревога накануне экзамена — это нормальное явление, так как она побуждает нас сосредоточиться, повторить материал. Итак, запомним, что тревога — это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Но бывают ситуации, когда она возникает без каких-либо предпосылок, то есть неадекватно и неестественно, постепенно проявляясь и не только в стрессовых ситуациях, а порой и без видимых причин. Когда нечастые, возникающие время от времени проявления тревоги перерастают в устойчивое состояние, можно говорить о тревожности.

Тревожность — это склонность человека к переживанию состояния тревоги. Тревожный человек испытывает беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому вовсе не располагают.

Тревожные дети отличаются большим количеством страхов, причем страхи могут возникать и тогда, когда ребенку ничего не грозит. Эмоцию страха переживают люди всех возрастов, и для каждого возраста можно выделить «свои» страхи, которые появляются постепенно как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. Двухлетние дети чаще всего боятся посещения врача и разлуки с мамой. К трем годам число конкретных страхов снижается, а на смену им приходят страхи символические: боязнь темноты, одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, в 7-8 — страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится не соответствовать требованиям и нормам, принятым в социуме. При благоприятных условиях развития страхи исчезают, дети как бы «Перерастают » их. Но иногда страхи накапливаются и создают у ребенка адаптационные и невротические проблемы.

1) когда остаешься дома один;

2) нападения бандитов;

3) заболеть, заразиться;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то людей;

7) маму или папу;

8 ) того, что они тебя накажут;

9) страхи сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников добавляются страхи невидимок, скелетов, зомби и т.п.;

10) опоздать в детский сад (школу);

11) перед тем, как заснуть;

12) страшных снов;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

24) больших улиц, площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови (когда идет кровь);

28) боли (когда больно);

29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых, ему передается их чрезмерное беспокойство. В семьях, где отношения доброжелательные, дети менее тревожны, чем в семьях, в которых часто возникают конфликты. Мы, взрослые, должны помнить, что тревогу у ребенка могут вызывать любые резкие перемены в его жизни: переезд на новую квартиру, изменение состава семьи, переход на новый режим дня, смена учителей и т.д. И если родители не в состоянии помочь ребенку сами, нужно обратиться за помощью к специалистам. С возрастом проблема сама не уйдет, а только запрячется глубже, и «вытаскивать» ее потом будет куда тяжелее!

В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, с 9 до 11 лет тревожность у тех и других примерно одинакова, а начиная с 12-летнего возраста, тревожнее девочки. При этом причины, вызывающие тревогу мальчиков и девочек, различны. Девочки, совершив «некрасивый» поступок, волнуются, что подружки больше не будут с ними дружить, а родители или учитель плохо о них подумают. Мальчиков же страшит угроза наказания взрослыми либо они опасаются, что их побьют сверстники.

Отдельная тема — школьная тревожность. Многие специалисты считают, что она начинает формироваться еще в дошкольном возрасте по целому ряду причин. Родители, заранее озабоченные выбором «хорошей» школы, зачастую обсуждают эту тему в присутствии детей, не задумываясь о том, что тревога взрослых передается маленьким слушателям. Также нередко мы сравниваем способности своего ребенка со способностями сверстников, причем не всегда в его пользу. Детям транслируются ожидания родителей, и у ребенка может возникнуть страх не оправдать эти ожидания. Или, придя на занятия по подготовке к школе, малыш, который в семье объявлен «самым лучшим ребенком в мире», обнаруживает вокруг себя более успешных конкурентов за это звание.

Став первоклассником, вчерашний дошкольник сталкивается с новыми для себя требованиями. Игровая деятельность заметно сокращается, меняется привычный распорядок дня, возрастает учебная нагрузка. Стиль педагогического общения учителя отличается от привычных требований воспитателя в детском саду. Да еще нужно найти свое место в детском коллективе! В новой ситуации тревожность ребенка может усилиться, и тогда он начинает чувствовать себя беспомощным, боится играть в новые игры, приступать к новым заданиям. Нередко у тревожных детей бывает занижена самооценка, что выражается в болезненном восприятии критики, обвинении себя в неудачах, поэтому мы, взрослые, должны их почаще подбадривать.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: головные боли, головокружения, боли в животе и др. Мы не всегда осознаем, насколько наше поведение может влиять на характер ребенка. Безусловно, ни один родитель не желает, чтобы его малыш стал тревожным и закомплексованным. Но непреднамеренные действия взрослых способствуют развитию этих качеств у детей.

Руководствуясь стремлением защитить ребенка от проблем, непредвиденных обстоятельств, некоторые родители 6epyr решение всех вопросов на себя. И ребенок растет, не зная тревог и забот. А повзрослев, продолжает надеяться на помощь, не научившись защищаться и не пасовать перед трудностями.

Другая крайность — это предъявление ребенку завышенных требований, выполнить которые он не в состоянии. Страх, что он не соответствует ожиданиям окружающих, заставляет его чувствовать себя неудачником. Со временем он все чаще отказывается от активных действий даже в знакомых ситуациях, опасаясь сделать что-то неправильно. Так формируется личность тревожного человека, который старается избегать любых проблем.

Чтобы помочь своим детям обрести уверенность в себе и повысить самооценку, родителям тревожных детей можно порекомендовать придерживаться следующих правил:

Родители тревожного ребенка должны постоянно говорить ему о своей любви независимо от успехов. Возможно, вы за своими большими ожиданиями просто не видите его маленьких успешных шагов? Вспомните, что не бывает совсем неспособных детей. Когда ребенок будет ощущать вашу любовь и веру в него, тогда проявятся его таланты и способности.

Рассказывала Наталья БОГАЧКОВА, педагог-психолог 1-й категории.

Благодарность за предоставленные материалы журналу «Предупреждение Плюс Украина» (zoj.com.ua). Материалы статьи были опубликованы в №4 (115), 2015 г.

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Основной Сайдбар

Блог и магазин в соцсетях

Статьи блога по рубрикам

Лучший календарь для мам на 2018 год!

Для мам, которые мечтают о порядке в доме, в семье и в голове

  • Мама Алена:) к записи Джедайские техники. Макс Дорофеев. Отзыв на книгу
  • Аnna к записи Джедайские техники. Макс Дорофеев. Отзыв на книгу
  • Мама Алена:) к записи Психологические причины болезней! Или, почему болезнь – ресурс для совершенствования?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ СОЦСЕТИ. СВЕЖИЕ НОВОСТИ, ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И КНИЖНЫЕ НОВИНКИ! Фейсбук

© Все права защищены. Место встречи счастливых мам. 2013-2014.

Как помочь ребенку стать уверенным в себе?

Лена, четырех лет, внимательно наблюдала, как мама разбирала сумку с продуктами. Когда она стала выкладывать яйца в холодильник, Лена протянула руку за яйцом, что бы помочь маме. «Не надо, Лена!»- закричала мама. «Ты разобьешь его. Я лучше это сделаю сама. Ты еще маленькая».

Сама того не подозревая, мама Лены выплеснула на дочку порцию неодобрения, не уверенности, в силах дочери справиться с этой простой задачей. Она убеждена, что дочь еще мала. Повлияло это на самооценку девочки, как вы думаете? Кстати, знаете ли вы, что далее двухлетний ребенок может прекрасно справляться с такой работой? Из наблюдений , такой малыш с полным благоговением брал по одному яйцу и аккуратно ставил в ячейку холодильника. И как он был горд, после успешно завершенной работы! И как была счастлива мама, за новое достижение сына.

Трехлетний Дима одевался на прогулку. « Иди суда! Давай я тебе помогу, ты такой медлительный»

Мать Димы продемонстрировала сыну свои способности делать все быстро и хорошо, тем самым заставив его почувствовать свою беспомощность.

Расстроенный, он уступил и позволил маме одеть его. В тысячи случаев своими действиями и тоном голоса мы показываем ребенку, как он глуп, неумел и вообще неполноценен. И ощущая все это ,ребенок все -таки ищет свое место и хочет много достичь!

В место того, чтобы позволить своим детям пробовать свое умение сотни раз в различных ситуациях мы ставим их постоянно пред лицом наших предубеждений и сомнений в их способностях. Затем оправдываем их и устанавливаем правила поведения для различные возрастных уровней, на которые дети могут положиться и использовать в жизненных ситуациях. Когда двух летний ребенок хочет помочь убрать со стола посуду, мы быстро выхватываем у него из рук тарелку, выкрикивая: « Нет, дорогой, ты разобьешь!» Спасая тарелку, мы разбиваем уверенность ребенка в свои силы.( Не думали ли вы, что пластмассовая посуда придумана для маленьких ручек, всюду снующих?) Нами пресекаются всякие детские попытки испытать себя.

Мы зависаем над ними- большие, умные, способные, умелые. Ребенок надел ботинок не на ту ногу: «Ты не правильно надел ботинок! « При первой попытке есть самому ребенок запачкался сам и испачкал все вокруг себя. «Что ты наделал!»- кричим мы и выхватываем у него ложку. Мы постоянно показываем ему, какой он неумелый и какие совершенные мы сами. Более того мы раздражаемся, когда ребенок, после того как у него забрали ложку, не хочет открывать рот! Мы должны осознать, что в основном наши действия направлены на торможение детей. Прежде всего, мы относимся к ним как к слабым и подчиненным, а это не создает ауру уверенности.

Мы не верим, что ребенок уже готов к действию. Мы полагаем, что когда он повзрослеет, то будет способен на многое ,а сейчас он слишком мал.

Когда ребенок делает ошибку или терпит неудачу в достижении поставленной цели, наша задача избегать в это т момент неодобрительных слов и действий типа: « Это слишком сложно и рано для тебя», Ты не сможешь решить это сейчас» Мы должны отделить действие от деятеля. Мы должны осознать, что каждая « неудача» означает лишь нехватку умения и опыта и в коем случае не связана с личностными характеристиками человека. Храбрость означает возможность делать ошибки и сносить неудачи без чувства самоуничижения. « Смелость быть несовершенным» одинаково необходима и детям и взрослым. Не понимая этого, мы обречены на чувство неуверенности в себе.

Избегая неодобрения, унижения и сверхзащиты своих детей, вы тем самым выполняете половину работы для того, чтобы он не потерялся в этой жизни. Любое ваше действие, лишающее ребенка веры в себя, направленно на развитие чувства неуверенности. Другая половины нашей работы заключается в умении одобрить и поощрить ребенка, тем самым мы поддерживаем смелое и уверенное развитие его личности. Этому же способствует прилежная учеба и развитие мышления. Мы должны постоянно оценивать результаты наше воспитательной программы и спрашивать себя: « как тот или иной метод поможет моему ребенку развить достойную личность? «

Поведение ребенка показывает его самооценку. Ребенок ,сомневающийся в своих способностях и значимости, будет демонстрировать это через свои недостатки. Он больше не ищет полезную позицию соучастия и сотрудничества. Его обескураженность выражается беспомощностью и провокационным поведением. Убежденный в том, что он не умеет сотрудничать и тем самым бесполезен , он делает вывод что, по крайней мере, своим плохим поведением привлечет внимание к себе. Быть отшлепанным для него лучше, чем игнорированным. Более того, считаться « плохим мальчиком» становиться для него чем то особенным. Такой ребенок убежден, что он не сможет занять достойное место в семье через конструктивное поведение.

Поощрение необходимо рассматривать как непрерывный процесс, направленный на привитие ребенку чувств самоуважения и самозначимости. Приучайте ребенка к положительной самооценке. Тренируйтесь вместе перед зеркалом произносить такие чудодейственные фразы, как: «Я смелый», «Я уверенный в себе» и т.д. Хвалите детей за поступки : «Спасибо, что помог мне убрать со стола. Вот это да! Комната чистая! Я тебе доверяю. Я в тебя верю .Я уважаю твоё решение У тебя всё получается, если ты только захочешь.»

Застенчивой девочке полезно играть с мамой, которая будет исполнять роль дочки. Причем в данном случае маме не следует руководить игрой. Ее задача прямо противоположная: полностью подчиниться воле дочери. Заранее предупреждаю, задача не из легких. Так что следите за собой в оба! Рано или поздно, ваш малыш выйдет в «большой мир», ведь человек – существо социальное. Будет ли он уверенным в себе, уравновешенным, не отягощенным комплексами человеком, или запуганным неудачником, привыкшим к своей «второсортности» – во многом зависит от вас. Помогите своему чаду, ведь уверенность в себе тренируется постепенно. Скоро ваш ребенок перестанет бояться подходить к другим деткам или проситься в игру, смело станет высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения. И в этом будет ваша заслуга. Всего вам доброго.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Неуверенный в себе ребенок: как помочь?

Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Развитие уверенности у малыша необходимо начинать в раннем возрасте. Эта черта личности продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Уверенным может стать любой ребенок независимо от пола и возраста.

• Способность быть лидером.

Неуверенность в себе – это недооценивание человеком своих возможностей и способностей. Родители не всегда замечают у малыша проявления неуверенности. Это связано с тем, что она может скрываться за другими особенностями: агрессией, раздражительностью, замкнутостью, беспокойством. Часто неуверенные застенчивые дети способны проявлять раздражение по отношению к домашним животным и близким людям. Повзрослев, такие дети понимают, что они ничего не достигли в жизни, демонстрируют зло к окружающим, обвиняя их во всех бедах.

• слепое подражание уверенному ребенку;

• трудность в установлении контакта с незнакомыми людьми;

Взрослые должны дать понять ребенку, что его любят. Он в первую очередь нуждается в защищенности. Уверенность детям в любом возрасте придает ощущение того, что его принимают таким, каков он есть. Если кроха не ощущает поддержки со стороны родителей, он становится неуверенным в себе.

Неуверенные застенчивые дети вырастают именно такими из-за факторов, берущих свое начало из семьи и поведения близких людей.

Чтобы узнать, уверен ли ваш ребенок в себе, понаблюдайте за ним и выполните задание. Определите, какие из перечисленных качеств соответствуют вашему малышу:

2. Ребенок не смотрит в глаза собеседнику.

3. Кроха при волнении грызет ногти, сосет палец, одергивает одежду, облизывает губы.

4. Избегает ответов на вопрос взрослого.

5. Не доверяет людям.

6. Часто сердится на посторонних.

7. Бывает агрессивным.

8. Переживает, что не справится с заданием взрослого.

9. Не выполняет правил поведения.

10. Для него характерны страхи.

11. Боится трудностей.

12. Паникует перед выполнением новых дел.

13. Не имеет собственного мнения.

14. Испытывает затруднения при знакомстве с новыми людьми.

16. Рисует мелкие фигуры, использует штриховку.

Чтобы ваш малыш стал уверенной в себе личностью, родители должны выполнять такие рекомендации:

• Поощряйте малыша за положительные результаты деятельности.

• Одобряйте проявление инициативы.

• Ставьте ребенка в пример другим.

• Поощряйте игры с детьми более младшего возраста.

• Стимулируйте общение ребенка с окружающими.

• Давайте ребенку возможность выговориться.

• Чаще задавайте ребенку вопросы.

• Позволяйте малышу иногда спорить с вами.

• Сравнение с другими детьми.

Воспитать уверенность у малыша помогут игры. Родители должны помнить о том, что для дошкольника игра – ведущий вид деятельности.

Родители ребенка-дошкольника всем его успехами. Когда малыш подрастает, взрослые начинают часто его ругать и попрекать во всем: за поломанные игрушки, обрисованные книжки и т.д. Маленького ребенка хвалили за то, что он разбирал игрушки на мелкие детали, а теперь ругают за разобранные часы. Все, что можно было раньше, теперь – нельзя. Родители требуют от ребенка подчинения всем взрослым. В результате у него исчезает инициативность и уверенность в себе. Управлять таким малышом легко, но что будет с ним в будущем?

Ниже приведены простые рекомендации для взрослых, которые помогут им вырастить малыша, уверенного в себе, а также успешного взрослого.

Источники:
Happymothersplace – Место встречи счастливых мам
Сегодня мы поговорим с Вами о тревожных детях, причинах тревожности и страхов у детей, а также что делать родителям, чтобы помочь ребенку обрести внутренний
http://happy-people.org.ua/sample-post/trevozhnye-deti-kak-pomoch-rebenku-stat-uverennym-v-sebe/
Как помочь ребенку стать уверенным в себе
Как помочь ребенку стать уверенным в себе? Лена, четырех лет, внимательно наблюдала, как мама разбирала сумку с продуктами. Когда она стала выкладывать яйца в холодильник, Лена протянула руку за
http://www.b17.ru/blog/36108/
Неуверенный в себе ребенок как помочь
Неуверенный в себе ребенок: как помочь? Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными
http://www.kroha.net/razvitie_rebenka/vospitanie_rebenka/neuverennij_v_sebe_rebenok/