Направления психологии

Полезное

Направления психологии

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии [2] :

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснён в результате научного изучения его частичных функций).
  2. Человеческое бытие развёртывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснён своими частичными функциями, в которых не принимается в расчёт межличностный опыт).
  3. Человек сознаёт себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (человек обращён в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребности в безопасности — потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви — потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности уважения (почитания) — потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности — потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности — потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребности самоактуализации — потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.

Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, ч/з которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста. Основные вопросы, которые любой человек ставит и обязан решать, следующие: «Кто я?», «Что я могу сделать, чтоб стать тем, кем я хочу быть?»

Образ «Я», складывающийся в итоге личного жизненного опыта, в собственную очередь оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, иных людей, на оценки, что дает человек своему поведению. Я-концепция может оказаться положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с отрицательной или амбивалентной. Я-концепция может неправильно отражать действительность, быть искаженной и вымышленной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может оказаться вытеснено из его сознания, отвергнуто, впрочем фактически может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты прочувствованное им радости именно зависят от того, насколько ее опыт, ее «настоящее Я» и «идеальное Я» согласуются м/у собою.

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности — это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Источник:
Направления психологии
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Направления психологии

Область психологической науки, которая изучает возрастные этапы человека и уровень психического развития на каждом этапе, переход из одного возрастного этапа в другой, динамику психики, обладает своими методами возрастной психологии. Направление также работает над понятием “возраста в возрастной психологии”, которое понимает как этап в цикличном развитии человека.

Психология – наука, которая имеет своих героев и свою историю. В этом разделе Вы найдете серию публикаций, объединенных единой тематикой- историей развития психологии и рассказах о известных личноcтях в психологии. История становления психологии, это увлекательная возможность вернуться к истокам науки. Статьи в данном разделе разделены на 2 подраздела: история отечественной психологии и история зарубежной психологии.

Клиническая психология – отрасль прикладной психолгии, находящаяся в тесной связи с психиатрией, предметом которой является изучение механизмов и закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний. Работа клинического психолога направлена на гармонизацию психического развития.

Общая психология – направление, включающее в себе знания, которые являются фундаментом для остальных направлений. В нем раскрываются общая характеристика психологии, понятия о психических закономерностях деятельности человека, описываются базовые особенности его психики. Раскрываются методы общей психологии. Начать изучение этого направления лучше с введения в общую психологию. Там Вы сможете получить базовые понятия и термины, принятые в науке.

Популярная психология – набор психологических направлений, которые по тем или иным причинам завоевали широкую известность. Так же в этом разделе публикуются околонаучные материалы, которые косвенно относятся к психологии.

Практическая психология- раздел науки, занимающийся удовлетворением интересов огромного круга людей. Она включает многие разделы из психотерапии, психометрии и многих других направлений. Отличительной особенностью направления можно назвать то, что оно может опережать теоретические знания и быть основана на практике, которая возможно не подчиняется концепциям и законам науки, зато дает хороший результат. Большинство разделов практической психологии активно применяются в практической работе психолога. Другие же области занимаются вопросами образования и развития личности в широком спектре направлений.

Раздел психологии, который состоит из методов и определения коррекции индивидуально-психологических характеристик личности называется психодиагностикой. Как полноценная наука психодиагностика сформировалась на границе ХIХ и ХХ веков. Ниже приводится подборка интересных статей по психодиагностике, которая поможет Вам глубже узнать, что же это такое.

Психология влияния – раздел социальной психологии, изучает проблемы влияния в психологии, а также проблемы противостояния влиянию.

Дифференциальная психология – отрасль науки изучающая закономерности психического варьирования. Изучает психологические различия индивидов и групп людей, в том числе причины и последствия этих различий.

отрасль социальной психологии

Психология личности это направление, занимающееся познанием личности человека и тех процессов, благодаря которым она в нас появляется. Основной упор делается на создание общей картины социальной психологии личности человека и познание основных психических процессов. Важное место отводится так же изучению индивидуальных различий, существует несколько теорий личности в психологии, ниже Вы найдете статьи про все понятия личности.

Психология масс и толпы занимается изучением поведения различных людей организовавшихся в группу к определенному времени для определенной цели, а также отличиями поведения групп людей от поведения отдельного человека.

Психология общения – отрасль социальной психологии

раздел прикладной психологии, рассматривающий и изучающий психологические законы формирования и развития конкретных форм трудовой деятельности, трудовых навыков, а также отношение человека к труду.

Психология управления занимается вопросами управления персоналом.

Психотерапия – комплексное лечебное воздействие через психику человека на весь его организм. Существует множество методов психотерапии, например психоанализ, о которых и пойдет речь в статьях по психологии, расположенных ниже.

Сексология изучает закономерности половой дифференциации, сексуальное поведение и мотивацию

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление, изучающее человека в семейном окружении, особенности отношений внутри семьи, взаимодействие и адаптацию семьи в социум, например психологию мужчин в отношениях с женщинами. Она базируется не только на научных изысканиях в области социологии семьи, но и многих других направленниях современной психологии отношений. Одна из важных задач семейной психологии – дать психологическое определение здоровой семьи, а так же возможных семейных патологий, чего хотят женщины и мужчины от брака. Выступая в качестве научно-психологической основы в процессе семейного консультирования, она дает возможность понять отношения между мужчиной и женщиной, психологию процессов происходящих в семье.

Социальная психология – отрасль, изучающая психические явления, которые проявляются при взаимодействии индивидуумов в различных группах людей: организованных и неорганизованных. В данном разделе Вы можете получить представление о развитии социальной психологии, а так же познакомится с основными методами социальной психологии.

Специальная психология (Коррекционная психология) – область психологии развития, изучающая прблемы развития с людей с физическими и психическими недостатками, определяющими их потребность в особом обучении и воспитании.

Психология народов (этническая психология, этнопсихология) — одно из направлений психологии, изучающая особенности психического склада различных рас и народов. Ниже опубликованы интересные статьи по этнопсихологии, в которых раскрываются особенности этнических различий различных культур.

Нервная анорексия связана с ограничением калорий и потери веса и приводит к многочисленными общим медицинским осложнениям. Осложнения влияют на большинство основных систем органов и часто включают в себя физиологические нарушения, такие, как гипотензия, брадикардия, гипотермия, и аменорея.

Психология, как и множество других наук, не может обойтись без математики, потому что с ее помощью становится возможным разработка множества методик, вносящих ясность и точность в психологические исследования. Развиваясь как отрасль науки, психология математизировалась на каждом из этапов.

Направления современной психологии разнообразны и многочисленны, они постоянно развиваются и дополняются. Многие ученые- психологи постоянно добавляют что то новое, ведь наука достаточно молода и занимается пожалуй самым сложным аспектом человеческого бытия. Чтобы лучше разобраться в направлениях развития психологии, необходимо ознакомиться с основными из них. Эти знания адресованы в первую очередь тем, кто планируют изучить эту науку и в дальнейшем работать психологом.

Много полезного найдут и те люди, которые хотят разбираться в психологическом знании на бытовом уровне для общего развития, для них вероятнее всего будут интересны направления: семейной, социальной и популярной психологии. Эту науку часто называют знаниями о “Душе”, а кто из нас не хотел бы получше разобраться в этом? Прочитав статьи разных направлений современной психологии, Вы наверняка найдете то, что ближе Вам по духу, какому основному направлению развития в психологии Вы хотите отдать предпочтение. А например в разделе “история психологии”

, Вы узнаете про истоки науки и знаковых личностей, внесших значительный вклад в эти знания.

С целью облегчения знакомства с материалами сайта, все основные направления современные психологии, разделены дополнительно на подразделы, соответствующие тем или иным особенностям направления развития психологии:

Источник:
Направления психологии
Область психологической науки, которая изучает возрастные этапы человека и уровень психического развития на каждом этапе, переход из одного возрастного этапа в другой, динамику психики, обладает
http://www.anypsy.ru/napravleniya_psichology

Направления психологии

Генетически наследуемой является предрасположенность человека поступать и вести себя определенным образом при попадании в определенные ситуации.

Психология – наука о мыслительных процессах и поведении людей и животных в их взаимодействии с окружающей средой. Психологи изучают процессы чувственного восприятия, мышления, обучения, познания, эмоции и мотивации, личность, ненормальное поведение, взаимодействие между людьми и их отношения с окружающей средой. Эта сфера тесно связана с такими дисциплинами, как антропология и социология в их ударении на социальные и природные виды влияния поведения; физикой – с ее объяснениями зрения, слуха и прикосновения; биологией – по части изучения психологической основы поведения. На самом раннем теоретическом этапе, психологические исследования были по большей части включены в философские и теологические дискуссии о душе.

Трактат «О душе» Аристотеля считается первым памятником психологии, как таковой, центрированной вокруг веры, что сердце является основой умственной деятельности. Фундамент современной психологии был заложен философом семнадцатого века Томасом Хоббсом, который говорил, что научные причины могут быть выведены для феномена любого вида, посредством дедукции. Теории ума и тела Рене Декарта, Баруха Спинозы, и Г.В. Лейбница стали критическими в развитии современной психологии, где отношения человеческого ума с телом, и его действия являются важными темами для обсуждения.

В Англии эмпирический метод, принятый современными психологическими исследованиями, возник из работ Джона Локка, Джорджа Беркли, Томаса Рйда и Дэвида Хюма. Дэвид Хартли, Джеймс Милл, Джон Стюарт Милл и Аьександр Бэйн ставили ударение на связи физиологии с психологией. Существенные вклады в физиологическое понимание человеческой психологии сделал французский философ Кондиллак, немец основатель френологии Ф.Дж.Галл, и французский хирург Поль Бока, который локализировал центры речи в мозгу.

В девятнадцатом веке лабораторные работы Эрнста Генриха Вебера, Густава Фехнера, Германа вон Гельмгольца и Эдварда Титченера помогли установить психологию как научную дисциплину – и через использование научных методов исследования и благодаря вере в то, что умственные процессы могут быть характеризованы при помощи техник исследования. Принцип эволюции, исходящий из теории Чарльза Дарвина о природном отборе, дал рост тому, что стало потом известно, как динамическая психология. Новый подход, представленный американским психологом Уильямом Джеймсом в его «Основах психологии» (1890), отнесся к сознательности, как к эволюционному процессу.

Из новой ориентации в психологии произошли клинические опыты по части истерии и гипнотизма, проведенные Дж.М. Шарко и Пьером Жане во Франции. Зигмунд Фрейд в своей влиятельной теории бессознательного, задал новое направление психологии и заложил фундамент для модели психоанализа. Фрейдистская теория завела психологию в такие сферы, как образование, антропология и медицина, а методы исследования по Фрейду стали основой клинической психологии.

Бихевиоризм американского психолога Джона Б.Ватсона был очень влиятелен в двадцатые-тридцатые года прошлого века, с его утверждениями, что психология должна концентрироваться только на чувственных стимулах и поведенческой реакции. Бихевиоризм был очень важен в современной психологии, особенно в работах Б.Ф. Скиннера с тридцатых годов ХХ века.

Равно важным стало развитие гештальт-психологии немецкими психологами Куртом Коффка, Вольфгангом Кёхлером и Максом Вертхеймером. Теория гештальта заявляла, что заданием психологии является изучение человека посредством поведения как такового, нежели путем разделения его на изолированные понятия стимула и ответной реакции.

Другой влиятельной школой психологии стала школа, разработанная в пятидесятых-шестидесятых годах Авраамом Маслоу и Карлом Роджерсом. Их гуманистическая теория утверждала, что люди делают рациональные, сознательные решения, касающиеся их жизни и оптимистически подчеркивали, что люди стремятся реализовать свой огромный потенциал.

Источник:
Направления психологии
Мы рассказываем о психологии – науке о мыслительных процессах и поведении людей и животных в их взаимодействии с окружающей средой
http://www.psixologic.ru/index.html

Современная психология

Для начала следует внести ясность в значения терминов – психолог и психология. Когда клиент впервые приходит на консультацию к современному психологу, он даже не подозревает, что в сформировавшемся мире психологии, нет единого психологического знания, но есть множество направлений с выработанными с годами стандартами психологической работы. Проблема заключается в том, что психолог физически не может правильно работать пользуясь психологическим знанием сразу нескольких современных психологических школ, а так же сформируется конфликтность приоритетов при применении методов практической психологии, для достижения успеха с клиентом.

Раздел современной психологии, который был основан благодаря З.Фрейду. Суть данного направления заключается в динамике либидо, а точнее в его исследовании. Но стоит заметить, по Фрейду, либидо является общим проявлением психической энергетики, которая выражает потенциал любых возможностей человека для получения наслаждения (работа, творчество, спорт, эстетика или секс). Суть данного направления современной психологии заключается в «извлечении», скрытых в области бессознательного за счет методов психической защиты, негативно влияющих на человека воспоминаний, произошедших в детстве (период когда у человека закладываются определенные стереотипы сексуального поведения). Работа психолога заключается в способствовании достижения клиентом катарсиса.

Основой гештальтпсихологии в структуре современной психологии являются первичные данные психики — целостная структурированная информация (гештальты), существующие как системы. Основной проблемой гештальтпсихотерапевты считают следствие: человек видит то, что он хочет видеть и совершенно не замечает окружающих факторов. Основа большинства психических проблем в гештальтпсихологии — это неудовлетворение потребностей человека, которое в итоге приводит к ущербному образу его жизни. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы клиент распознал свою сложившуюся потребность и научить его содействовать с ней.

Раздел современной психологии основанный последователем З.Фрейда психологом Карлом Юнгом. Основное различие — это введение понятия коллективного бессознательного (считается подразделом коллективного разума). Человек не создает нового продукта, а лишь использует и перерабатывает в своих целях коллективное знание. Современный юнгианский психоаналитик должен уметь обрабатывать все изменения коллективного мнения и его влияния в своей практике.

Это вид групповой психотерапии сформированный психологом Л.Морено. Психолог проводит воспроизведение модели поведения клиента непосредственно в социальном окружении. В современной психологии психодрама используется как групповой, так и индивидуальный вид психотерапии.

Концепция данного направления основана на том, что личность не способна адекватно развиваться не осознав смысл своего существования (жизни). Данное негативное влияние называется экзистенциальная фрустрация (застой жизненного развития человека). Задача психотерапевта заключается в оказании помощи приобретения необходимого клиенту смысла жизни.

Так же гуманистическая психология это вклад в современную психологию, согласно которому человек с детства наделен непреодолимым желанием к самореализации и самоактуализации. Основателями данного направления психологии являются философы К.Роджерс, А.Маслоу и др. Особое внимание придается внутренним переживания человека и именно на них строится консультация у современного гуманистического психолога.

Направление, которое изучает процессы познания, работу памяти человека и роль обучения в мотивации и поведении. За основу метода принят факт, что постижение (составление в течение жизни картины мира) представляет собой основной детерминант происхождение каких либо эмоций, которые в свой черед выявляют смысл целостной картины поведения. При этом формирование нарушений психики объясняется неправильно построенным описанием своей личности. В связи с этим психолог ставит перед клиентом цель осознать, что именно применяемые им регулярно суждения обуславливают его негативно сказывающееся психическое состояние, и помогает обучиться адекватным приемам познания, отработав их на практике.

Как область современной психологии акцентирует внимание на первичной структуре жизни человека и связанной с его первичными потребностями существования блокирование которых сказывается на психическом состоянии человека (депрессия, стресс или тревожность). Экзистенциальный психолог ставит перед собой первоначальной задачей восстановление изначального психического состояния клиента.

Сформирована и развита С.Гроффом. В современной психологии трансперсональная, впервые приступила к открытому масштабному исследованию психологии человека, учитывая внутриутробный период жизни, а так же предшествующий ментальный (духовный) цикл существования. Психологическая терапия проводится методами, которые раньше были недопустимы в науке: медитативный транс, холотропное дыхание и многие другие паранормальные методы. Трансперсональные методы актуальны в лечении наркомании, алкоголизма, предрасположенностей к суициду, неврозов, психозов, а так же в тренингах личностного роста.

Сформирован на основе объединения наук психологии, спорта, менеджмента и философии. Коучинг – тренинг достижения высокой эффективности с быстрой адаптацией к изменению условий. Методология коучинга формируется на раскрытии существующего изначально внутреннего потенциала человека за счет психологического направленного взаимодействия коуча и его клиента.

Одно из самых молодых практических направлений современной психологии. Основатели НЛП лингвист Д. Гриндер и психолог Р. Бэндлер. Основу школы НЛП представляет собой огромный набор техник, для достижения конкретно поставленных целей, проектируемых на основе достижения данных целей другими уже успешными людьми. Проблема данной техники заключается в регулярных несостыковках изменений реальности с применением техник. Некоторые вариации достижения цели недостижимы в связи с изменением обстоятельств, но НЛП строится строго по плану не используя модернизацию в своих системах. Современные техники позволяют моделировать личность, а не накладывать образы успешных людей, что полностью убирает проблему не состыковок.

Источник:
Современная психология
В современной психологии, нет единого психологического знания, но есть множество направлений с выработанными стандартами психологической работы: психоанализ,
http://1vc0.ru/sovremennya-psihologiya

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou