Медицинская психология

Медицинская психология

СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО НОМЕРА

Обращаем ваше внимание на то, что текущий номер 2(49) 2018 года в настоящее время формируется.

С 24 марта 2018 года вплоть до 1 июня 2018 года номер будет пополняться статьями.

Источник:
Медицинская психология

http://mprj.ru/index.php

Паспорта специальностей научных работников (по номенклатуре специальностей 2009 года)

(по номенклатуре специальностей 2009 года)

19.00.04 Медицинская психология

Содержанием специальности 19.00.04 – «Медицинская психология» является:

— изучение общих и частных психологических закономерностей изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития;

— выявление закономерностей влияния психических факторов на укрепление здоровья и формирование установок на здоровый образ жизни;

— анализ и выявление психических факторов, влияющих на возникновение, течение и преодоление болезней и других стойких состояний дезадаптации, на успешную социально-трудовую реабилитацию;

— повышение адаптационных ресурсов личности, гармонизация психического развития и межличностных отношений в процессах предупреждения заболеваний, собственно патологии, восстановительного лечения и реабилитации.

— изучение особенностей деятельности психологов в сфере здравоохранения (диагностика, экспертиза, психотерапия, психологическая коррекция, консультирование, и др.);

— разработка, адаптация и изучение эффективности методов психологической диагностики и психологического вмешательства;

— анализ направлений и этапов развития медико-психологических исследований.

1. История и методология медицинской психологии.

— становление медицинской психологии как самостоятельной области научного знания;

— история развития медицинской психологии и ее отдельных направлений в России и за рубежом;

— теоретико-методологические подходы к пониманию психологической структуры болезни и организации терапевтического процесса;

— развитие методологии научных исследований в медицинской психологии:

изучение проблем разграничения нормы и патологии, уровней здоровья, проблем развития и нарушений психики, соотношений биологического и психосоциального, психосоматического и соматопсихического; парадигмы психического здоровья; проблемы психической адаптации и компенсации;

— развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ медико-психологической диагностики и вмешательства;

— психологические особенности профессиональной деятельности медицинского психолога; деонтологические и этические проблемы работы психолога в медицинской психологии.

— проблема соотношений развития и нарушений психики, проблема нормы и патологии в патопсихологии; роль и соотношение психологических, биологических и социально-средовых факторов в этиологии и патогенезе различных психических расстройств;

— нарушения психических процессов и личности при различных психических расстройствах; генезис и структура патопсихологических синдромов; возрастной аспект патопсихологической семиотики;

— принципы и методы патопсихологического исследования; специфика патопсихологических исследований в разном возрасте и при различных нозологических формах;

— дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического исследования; патопсихологический подход к оценке эффективности лечения, реабилитации и повышения качества жизни больных.

— теория и методология нейропсихологических исследований: системная организация и функциональная специализация высших психических функций; мозговые механизмы психической деятельности;

— синдромальный анализ нарушений высших психических функций и топическая диагностика локально-органических поражений мозга; основные нейропсихологические синдромы и симптомы;

— особенности мозговой организации психической деятельности на разных этапах онтогенеза и при различных формах нарушений психического развития;

— принципы и методы нейропсихологической диагностики расстройств высших психических функций, познавательных процессов, эмоциональной сферы личности и поведения;

— нейропсихологические основы, принципы, методы, оценка эффективности восстановительного лечения и реабилитации больных с поражениями мозга различного генеза;

— принципы и методы восстановительного обучения и нейропсихологической коррекции развития, динамика нейропсихологических симптомов и синдромов в процессе восстановительного и коррекционно-развивающего обучения;

— роль нейропсихологии индивидуальных различий человека в медицинской психологии;

— междисциплинарные связи нейропсихологии: нейронауки, информатика, лингвистика.

4. Психосоматика и психология телесности.

— психосоматических подход в медицине; психосоматические и соматопсихические соотношения; современная биопсихосоциальная концепция болезни, здоровья и лечения; психогении и соматогении;

— влияние психических факторов на возникновение, течение и лечение соматических и психосоматических заболеваний; принципы психологического синдромного анализа в психосоматике;

— влияние соматической болезни на психическую деятельность человека;

— внутренняя картина болезни (ВКБ) и психологическая адаптация личности к хроническому соматическому заболеванию; качество жизни, связанное со здоровьем;

— психологическая диагностика в соматической клинике: нозологическая и возрастная специфика; основные методы медико-психологического исследования в соматической клинике;

— психотерапия и другие формы психологического вмешательства в комплексе лечебных мероприятий при различных соматических заболеваниях; психологическое сопровождение лечебного процесса, отношение больного к лечению;

— психологические проблемы телесности; естественно-научное и этно- культурологическое понимание развития телесности человека;

— генезис, структура и функции психосоматических явлений в процессе онтогенетического развития, а также при различных формах телесной и душевной патологии.

5. Психология нарушений развития и отклоняющего поведения.

— закономерности нарушений психической деятельности в онтогенезе;

биологические и средовые факторы риска нарушений психического развития и отклоняющегося поведения;

— особенности нарушений психических функций, личности и поведения при различных типах дизонтогенеза;

— формы отклоняющегося поведения, роль генетических и психосоциальных факторов в их возникновении; проблемы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения;

— проблемы и методы психологической диагностики нарушений психического развития и отклоняющегося поведения;

— психолого-медико-педагогическое сопровождение и социальная адаптация детей и взрослых с нарушениями развития и поведения;

— особенности семей, имеющих детей и взрослых с нарушениями психического развития и отклоняющимся поведением;

— проблемы ранней междисциплинарной семейно-центрированной помощи: выявление, диагностика, вмешательство, оценка эффективности;

— нарушения психических функций, личности и поведения при различных вариантах патологического старения;

— особенности психологической диагностики, психотерапии и психологического консультирования в геронтологии и гериатрии.

6. Психологическое вмешательство: психотерапия, психологическое консультирование и психокоррекция.

— теоретико-методологические основы психологического вмешательства;

— направления, формы и методы психологического вмешательства;

— специфика психологического вмешательства с учетом, нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;

— психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях;

— психологическая характеристика участников (клиентов, пациентов) психологического вмешательства; причины и мотивы обращения за психологической помощью; личность в ситуации психологической помощи;

— семья как объект психотерапии и психокоррекции (супружеские коммуникации, семейное воспитание, детско-родительские отношения, семейные стереотипы, психологический климат семьи);

— личность психотерапевта и консультанта; психотерапевтические тактики и взаимодействие в процессе психологической помощи;

— психологические аспекты взаимодействия участников группового психотерапевтического процесса и его динамика;

— проблемы оценки эффективности психологического вмешательства.

7. Психологические аспекты лечебного процесса.

— психологические особенности врача и медицинского работника;

проблемы профессионального выгорания;

— психологические аспекты взаимодействия персонала лечебного учреждения;

— профессиональные и этические аспекты взаимоотношения врача и больного; модели взаимодействия;

— отношение и поведение больного в лечебном процессе; проблема нонкомплайенса;

— социально-психологическая среда лечебного учреждения;

терапевтическое сообщество, проблемы госпитализма;

— психологические аспекты фармакотерапии.

8. Психогигиена, психопрофилактика, социальная реабилитация и повышение качества жизни больных.

— психология здоровья, факторы здорового образа жизни и отношения к здоровью; психологические аспекты сохранения и укрепления психического и соматического здоровья человека;

— психологические основы профилактики нервно-психических и психосоматических расстройств, состояний психической дезадаптации и нарушений поведения;

— психологические основы вторичной и третичной психопрофилактики;

— направления, принципы и этапы психосоциальной реабилитации больных и инвалидов;

— качество жизни, связанное со здоровьем: объективные характеристики и психологические составляющие, пути оптимизации.

9. Психология здоровья, физической культуры и спорта высших достижений.

— методологические основы теоретических представлений о психическом здоровье человека в рамках существующих психологических подходов;

— история развития индивидуальных и социальных представлений о психическом здоровье, внутренняя картина здоровья личности;

— влияние психологических и соматических факторов на сохранение здоровья личности;

— психология здорового образа жизни, физической культуры и спорта высших достижений;

— психологическое консультирование и психотерапевтические техники как фактор укрепления и сохранения психического здоровья;

— психологические особенности сохранения здоровья работников различных профессиональных сфер (в т.ч. в системе МЧС, правоохранительных органов, пенитенциарной системы, ФСБ и т.п.);

— поддержание и сохранение здоровья людей, перенесших или испытывающих воздействие чрезвычайных и экстремальных факторов (техногенные и природные катастрофы, теракты и т.п.).

Источник:
Паспорта специальностей научных работников (по номенклатуре специальностей 2009 года)
Паспорта специальностей научных работников. Паспорт специальности 19.00.04
http://www.aspirantura.spb.ru/pasport/19_00_04.html

Профессиональная переподготовка

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Медицинская (клиническая) психология»

Программа профессиональной переподготовки

Диплом установленного образца РГПУ им. А.И. Герцена о профессиональной переподготовке, удостоверяющий право (соответствие квалификации) на ведение профессиональной деятельности в сфере медицинской психологии.

Лица, имеющие высшее профессиональное образование (психология,, лечебное дело, социальная работа)

Требования к образованию

Высшее медицинское или психологическое образование

Цели и задачи программы

Целью образовательной программы является формирование системы общих и частных представлений, отражающих фундаментальные проблемы медицинской психологии. Цель обучения — подготовка специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками практической работы в различных областях (образование, медицина и бизнес). Эта цель достигается посредством применения апробированных методов комплексного преподавания в сочетании с набором практически ориентированных курсов специального цикла.

Основное содержание программы

Учебный план включает в себя дициплины, предназначенные для приобретения слушателями специальных теоретических знаний, а также формирования практических навыков решения профессиональных задач:

Психология развития и возрастная психология

Психология аномального развития

Практикум по психокоррекции и психотерапии

Основы психиатрии и др.

Преподавание дисциплин осуществляется в форме лекционных, практических и лабораторных занятий. Также предполагается самостоятельная работа слушателей.

В ходе стажерской практики слушатели принимают активное участие в психопрофилактической и психокоррекционной работе в специализированных учреждениях, предполагающей применение навыков психодиагностической и психокоррекционной работы.

Итоговая аттестация предполагается в виде защиты выпускной работы, которая включает как теоретические вопросы, так и практические задания, относящиеся к сфере основной профессиональной деятельности выпускника.

Малкова Елена Евгеньевна, доктор психологических наук, профессор.

Источник:
Профессиональная переподготовка
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Медицинская (клиническая) психология» Программа профессиональной переподготовки Диплом установленного образца РГПУ им. А.И. Герцена о
http://herzen-do.ru/program/13

(Visited 1 times, 1 visits today)