Любовь с точки зрения философии

Любовь: философия

Любовь: философия. Любовь с точки зрения философии Платона и русской философии

Менялись люди и эпохи, и в каждый век по-разному понималась любовь. Философия и по сей день пытается ответить на непростой вопрос: откуда берется это прекрасное чувство?

Любовь, с точки зрения философии Платона, бывает разная. Он делит Эрот на 2 ипостаси: высокую и низменную. Эрот земной олицетворяет собой низшее проявление человеческих чувств. Это страсть и похоть, желание обладать вещами и судьбами людей любой ценой. Такую любовь философия Платона рассматривает как фактор, тормозящий развитие человеческой личности, как нечто мерзкое и пошлое.

Эрот небесный, в противоположность деструктивному земному, олицетворяет собой развитие. Он является творящим началом, германизирующим жизнь, в нем проявляется единство противоположностей. Эрот небесный не отрицает возможный физический контакт между людьми, но на первое место все же выдвигает духовное начало. Отсюда и пошло понятие платонической любви. Чувства ради развития, а не ради обладания.

В своей философии любви Платон не последнее место отводит мифу об андрогинах. Когда-то давно человек был совсем иным. У него было по 4 руки и ноги, а голова смотрела двумя совершенно одинаковыми лицами в разные стороны. Эти древние люди были очень сильны и решили поспорить с богами за первенство. Но боги страшно покарали дерзких андрогинов, разделив каждого на 2 половинки. С тех пор несчастные скитаются в поисках части себя. И лишь те счастливчики, что находят вторую часть себя, наконец получают умиротворение и живут в гармонии с собой и миром.

Миф об андрогинах является важной частью учения о гармонии. Любовь человека философия Платона возводит в ряд возвышенных чувств. Но это касается только любви настоящей и взаимной, ведь не может одна из частей целого не любить другую.

Понятие любви в философии средневековья приобретает религиозный окрас. Сам бог ради любви ко всему человечеству пожертвовал собой ради искупления вселенского греха. И с тех пор в христианстве любовь стала ассоциироваться с самопожертвованием и самоотречением. Только так она могла считаться истинной. Любовь к богу была призвана заменить все другие предпочтения человека.

Христианская пропаганда совершенно исказила любовь человека к человеку, она полностью свела ее к пороку и похоти. Здесь можно наблюдать своеобразный конфликт. С одной стороны, любовь между людьми считается греховной, а половой акт – чуть ли не бесовским действом. Но в то же время церковь поощряет институт брака и семьи. Само по себе зачатие и появление человека на свет является греховным.

Русская философия любви зарождается благодаря В. Розанову. Он первый обращается к этой теме среди отечественных философов. Для него это чувство является самым чистым и возвышенным. Он отождествляет любовь с понятием красоты и истины. Розанов идет дальше и прямо заявляет, что без любви невозможна истина.

Розанов критикует монополизацию любви христианской церковью. Он отмечает, что это способствует нарушению морали. Отношения с противоположным полом есть неотъемлемой частью жизни, которую нельзя так грубо отсекать или формализовать продолжением рода. Христианство чрезмерное внимание уделяет непосредственно половым сношениям, не замечая их духовной подоплеки. Розанов воспринимает любовь мужчины и женщины как единое, родовое начало. Именно она движет миром и развитием человечества.

В. Соловьев является последователем Розанова, но вносит в его учение свое видение. Он возвращается к платоновскому понятию андрогина. Любовь с точки зрения философии Соловьева – двусторонний акт мужчины и женщины. Но он дает понятию андрогина новое осмысление. Наличие 2 полов, так сильно отличающихся друг от друга, говорит о несовершенстве человека.

Такая сильная тяга полов друг к другу, к физической близости в том числе, – это не что иное, как желание вновь объединиться. Только вместе оба пола смогут вновь стать единым целым и гармонизировать себя и пространство вокруг. Именно поэтому так много в мире несчастных людей, потому что очень трудно найти вторую часть себя.

Согласно его учению, пол создает конфликт, разъединяя людей. Части, как магниты, стремятся соединиться и обрести любовь. Философия Бердяева вслед за платоновской говорит о двойственности любви. Она бывает звериная, это простая похоть. Но она же может вознести на вершины совершенства духа. Он говорит о том, что после массовой христианизации нужно реабилитировать отношение к половой любви.

Преодоление пола и половых различий – это не соединение, а, напротив, четкое осознание функций каждого пола. Только это может открыть творческое начало и развить индивидуальность каждой личности в полной мере. Именно в любви к противоположному полу и интимной близости четче всего проявляются мужское и женское начало. Именно любовь связывает тело и дух и в то же время возвышает и поднимает человека на новый уровень духовного развития.

Все же разделение любви на плотскую и духовную не случайно. Чрезвычайное потворство похоти и плоти уже сгубили Древний Рим. Бесконечные случайные сексуальные связи надоели всем. Возможно, именно это и стало причиной столь жесткого отношения к интимным связям в христианской религии. Понятие “любовь” философия во все времена возвышала и считала основой жизни и развития. Не важно, по отношению к кому эта любовь – к человеку или к высшему существу. Главное, чтобы любовь не подменялась похотью, именно об этом говорят и греческие философы, и наши отечественные мыслители.

С точки зрения философии, что такое любовь?

С точки зрения философии необходимо было бы отделить понятие любви от всех остальных смежных понятий, чтобы исключить половой инстинкт, влечение, близость, влюбленность, дружбу и тому подобные понятия, которые часто смешиваются вместе.

Лучше всего здесь подходит тот аспект философской антропологии, который рассматривает категории одиночества и коммуникации. Проще всего это рассмотреть на примере идеи Карла Ясперса об объективной и экзистенциальной коммуникации.

Объективная коммуникация – элементарный обмен информацией и/или действиями, проходящий в рамках той или иной социальной группы. Школа, работа и тому подобные вещи регулируются именно транзакциями из сферы объективной коммуникации. Этим занимаются все.

Экзистенциальная коммуникация – это потребность зрелой личности. Потребность найти необычайно близкого для себя человека, сформировать с ним особый тип взаимопонимания, пустить его в свой мир и проникнуть в его мир.

Откуда берется такая потребность? Обычно приводят три причины: биологическую, ностальгическую и гносеологическую. Для любви давайте возьмем только гносеологическую – индивидуальное сознание нуждается в коммуникации, потому что пытается постичь "объективную" реальность, которая обычно дается нам только субъективно.

Необычайная близость людей в процессе экзистенциальной коммуникации дает возможность увидеть мир и его составляющие так, как если бы вы смотрели на мир одновременно своими глазами и глазами любимого человека. Любой критерий истины – эмпирический, логический, прагматический – коммуникативен. Поэтому любовь – это способ наиболее ярко, полно и многообразно увидеть мир, себя самого и себя-в-мире.

Я не ставлю знака равенства между экзистенциальной коммуникацией и любовью, потому что сам термин "любовь" слишком зависит от контекста. Но если мы уберем все необязательные значения, то экзистенциальная коммуникация будет включать в себя и то, что мы можем называть любовью.

Источники:
Любовь: философия
Менялись люди и эпохи, и в каждый век по-разному понималась любовь. Философия и по сей день пытается ответить на непростой вопрос: откуда берется это прекрасное чувство?
http://fb.ru/article/224047/lyubov-filosofiya-lyubov-s-tochki-zreniya-filosofii-platona-i-russkoy-filosofii
С точки зрения философии, что такое любовь?
С точки зрения философии необходимо было бы отделить понятие любви от всех остальных смежных понятий, чтобы исключить половой инстинкт, влечение, близость, влюбленность, дружбу и тому подобные понятия, которые часто смешиваются вместе. Лучше всего здесь подходит тот аспект философской антропологии, который рассматривает категории одиночества и коммуникации.
http://thequestion.ru/questions/284113/s-tochki-zreniya-filosofii-chto-takoe-lyubov