Леворукий ребенок

Леворукий ребенок

Как определить, левша ребенок или правша? Стоит ли переучивать левшу? Какие трудности ожидают леворуких детей в школе и как с ними справляться?

Нашей дочери 6 лет. В школу пойдем через 1,5 года. Активно пользуется левой ручкой: пишет, рисует, кушает. А правой также активно пользуетcя: ножницами и “мышью”. Психолог в детском саду посоветовала попробовать развить правую ручку, мол, и в жизни удобнее, и в школе проще. Мы недельку поиграли на тему “Давай натренируем правую не хуже левой”, но потом плавно все вернулось обратно. Подскажите, кто может определить, левша ребенок или нет? (Папа у нее переученный левша, но его переучивали лет в 7, говорит, что не смертельно. Зато сейчас в быту пользуется обеими руками одинаково, а пишет только правой). Может, я должна проявить настойчивость и “научить” ее писать правой рукой (не переучивать!)? Заранее спасибо.

Отвечает психолог Галина Данилкина

Если Вы живете в Москве, то советую обратиться в психологический центр на м. Щукинская, ул. Исаковского. Там работает А. Семенович, она известный нейропсихолог, занимающийся в том числе и проблемой левшества.

Если этот вариант недоступен, то Вам в принципе нужен специалист – нейропсихолог.

Дело в том, что сложность составляет не только леворукость, а еще и глазо-двигательные связи и связи со слуховым анализатором. Важно, чтобы информация от глаза и уха доходила к соответствующей руке, поэтому необходимо провести комплексную диагностику всех парных органов (глаза/уши/руки/ноги).

В Вашем случае, как я поняла, ребенок является еще и амбидекстром, т.е. человеком, который в равной степени пользуется как правой, так и левой рукой. Чаще всего это говорит о том, что соответствующие мозговые, межполушарные связи еще не созрели и ребенку требуется квалифицированная помощь в формировании этих связей.

Спонтанно тренировать руки или учить пассивную руку несвойственным ей функциям я бы все же не стала. “Говорит, что не смертельно” – у всех разный опыт, бывает, что леворукость является вынужденной, например, при серьезной травме правой руки в течение длительного времени, левая берет на себя ее действия и операции. Может быть, у него как раз было рассогласование между рукой/глазом/ухом и таким образом связи откорректировались. А может быть, детский опыт уже забыт, поэтому и как проблема переучивание сейчас уже не воспринимается.

Как знать, что получится из дилетантских попыток привести ребенка к “норме” – “попробовать развить правую ручку, мол, и в жизни удобнее, и в школе проще”.

Тесты определили, что девочка – скрытая левша. В 7 лет она уже умеет читать и писать, но психолог сказал: пусть девочка погуляет ещё годик. Что бы сделали Вы?

Отвечает психолог Галина Данилкина

Психологическая готовность к школе определяется вовсе не умением читать и писать и даже не рукостью ребенка (правша-левша), а уровнем развития/зрелостью психических функций.

Необходимо, чтобы у будущего первоклассника было сформировано понятийное и абстрактное мышление, хорошо развита память (в различных модальностях: слуховая, зрительная, двигательная и др.), а также внимание, зрительно-моторная координация и воображение.

Одним из важнейших качеств школьника является произвольность поведения, умение выполнять задания по просьбе взрослого, осуществлять целенаправленную деятельность.

Немаложважным компонентом является и мотивационная готовность ученика – преобладание познавательных мотивов (хочу узнавать новое, учиться) над игровыми.

Так что для решения о готовности девочки к школьному обучению необходимо провести соответствующую комплексную диагностику. Что значит “скрытая левша”? Есть термин переученный левша, существует понятие амбидекстра (человек, одинаково владеющий как левой, так и правой рукой). Что именно Вы вкладываете в это понятие?

Но если у ребенка обнаружены проблемы, то необходимо “не гулять еще годик”, а организовать психокоррекционную работу (возможно, стоит обратиться к нейропсихологу для уточнения природы сложностей).

у меня дочь левша, учится в 3 классе. Учитель с 1 класса сообщил мне, что может только переучить ребенка на правшу, а с методикой левши она знакомиться не будет, так как в классе 30 человек и у нее нет времени на левшу. (Учителю 74 года).

Тем не менее врач-педиатр, которая ведет дочь с момента рождения, сказала, что не нужно ни в коем случае переучивать левшу, так как сейчас есть методики, которые обязан учитель знать.

С 3 класса в начальной школе ставят отметки и в журнал и в дневник. Меня беспокоит то, что без применения методик и без учета особенностей восприятия левши у моей дочери будут часто отрицательные оценки, особенно по русскому языку . Так как она не успевает все написать, а учитель говорит, что это неуспевание от невнимательности и т.д.

Я очень много занимаюсь с дочерью сама после работы, иногда сидим до 11 вечера, чтобы все чисто написать и объяснить то, что она не поняла в школе (это я вижу по терадям и по ответам).

Т.е. может быть, я не права и не нужно в классе при оценивании заданий учитывать, что ребенок левша? Хотелось бы услышать мнение, а, возможно, практический профессиональный совет.

Отвечает психолог Галина Данилкина

На сегодняшний день в среде психологов и педагогов существует общепризнанное мнение, что переучивать левшу не только неэффективно, но и опасно для его здоровья (развиваются нервные тики, писчий спазм, энурез и другие психосоматические нарушения).

То, что учитель отказывается учитывать особенности Вашей дочери – признак профессиональной некомпетентности или деградации (учитывая возраст, вполне понятно, почему педагог не идет Вам навстречу). Однако, вступив в конфликт, Вы не решите проблемы дочери, а, наоборот, усугубите. Интуитивно Вы правильно оцениваете ситуацию – ребенок не такой, как остальные, в некоторых аспектах развития ему тяжелее, чем остальным, обычным правшам. Главное, чтобы оценки (о которых Вы пишете и, которые, собственно, превратились в повод для обращения к психологу) не оказались самоценным фактором, более важнем, чем именно особенности развития дочери.

Приведу небольшой кусочек из книг на данную тему:

“Этим детям сложно даются распределение внимания, несимметричные движения рук или ног, переключение с одного вида деятельности на другой, что проявляется в частых “застреваниях” в начале работы.

Некоторые характеристики, вызывающие трудности при обучении в школе: дефицит динамической организации различных видов произвольных движений (не плавность, замедленность, дезавтоматизирование собственно движений, а также письма и рисунка), специфические симптомы недостаточности пространственных функций (“зеркальное” письмо, частое отсутствие культурно обусловленного стереотипа обработки зрительной информации слева направо, относительно быстрый регресс выработанных пространственных навыков при не упражнении, закреплении выученных способов компенсации затруднений).

Узнаете? И проблема, как видите, не только в том, что девочка пишет другой рукой, нежели остальные (не только и не столько в темпе письма). Важно, сформированы или нет у нее межполушарные связи, глазо-двигательные связи (рука-глаз), а также связи со слуховым анализатором (глаз-ухо-рука).

Все это можно выяснить на приеме у нейропсихолога, который проведет тщательную диагностику, а затем поможет простроить коррекционную работу (тогда, скорее всего, не придется сидеть до 23 часов за уроками. ).

Если Вы живете в Москве, могу посоветовать хороший центр на Щукинской, там работала (не знаю точно на данный момент) А. Семенович – известный специалист в области нейропсихологии.

Моему сыну через месяц будет уже 4 года. Никак не можем определить, левша он или правша, т.к. действует обеими руками практически одинаково – ест, рисует, что-то делает.

Отвечает психолог Галина Данилкина

Если ребенок выполняет действия двумя руками одинаково часто, то, скорее всего, речь идет об амбидекстрии. Суть явления заключается в том, что мозг еще не определился с доминантным полушарием, не созрели межполушарные связи, а также, возможно, связи между глазом и рукой, ухом и рукой, глазом-ухом-рукой и пр. Для получения квалифицированного ответа по данной проблеме рекомендую обратиться к нейропсихологу – он сможет провести индивидуальную диагностику и определить, есть ли на данный момент необходимость коррекционного вмешательства.

Леворукий ребенок

Хорошо, если есть возможность показать ребенка специалисту для определения левша ваш малыш или нет. Ведь в раннем возрасте ваш ребенок часто держит ложку то правой, то левой рукой, при этом орудует одинаково ловко. У ребенка еще до поступления в школу в 5 лет, но не раньше можно определить преимущество той или иной руки. Вот несколько советов, как самостоятельно это можно сделать, если нет возможности показать ребенка специалисту.

  1. Открыть несколько спичечных коробков в поисках спрятанной бусинки. Внимательно понаблюдайте, какая рука делает активное действие: открывает, закрывает коробки?
  2. Нарисовать домик, деревце, человечка сначала левой рукой, затем правой.

Какой рисунок получился лучше?

  • Положить перед ребенком теннисный мячик не под левую и не под правую

    руку, а посередине. Какой рукой он бросит вам мяч?

  • Построить домик или квадрат, треугольник из спичек сначала одной рукой,

    затем – другой. Что получилось аккуратнее?

  • Развязать несколько слегка завязанных узелков на шнуре. Основной считается та рука, которая завязывает узел, а не держит.
  • Отвинтить и завинтить гайку детского конструктора.
  • Застегнуть или расстегнуть пуговицы.
  • Сложить пуговицы в коробку.
  • Разложить карточки «ЛОТО». Основная, ведущая рука раскладывает карточки, другая держит.
  • Достать из коробки ложкой несколько бусинок. Какой рукой это легче сделать?
  • За каждое задание поставить плюс правой или левой руке. Узнать, если в роду левши, и если есть, то еще один плюс в графу “левая рука”. Каких плюсов окажется больше, такой и результат в итоге.

    • Взрослые не должны ни при каких обстоятельствах показывать левше негативного отношения к леворукости.
    • Старайтесь придерживаться единой тактики отношения с ребенком, раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.
    • Необходимо внимательно наблюдать за своим ребенком, различать его состояния. Знать причины его огорчений, радости. Понимать его проблемы, помогать их преодолевать.
    • Помнить, что (левшество) леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши совсем необязательно связаны с его особенностью, такие же проблемы могут быть и у правшей.
    • Не рекомендуется пробовать научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья!
    • Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, если даже качество письма и рисования будут не очень вас удовлетворять.
    • Научите левшу сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните: свет при работе должен падать справа; методика безотрывного письма не приемлема при обучении леворукого ребенка.
    • Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтения.

    Когда ребенок готовится к школе или поступает в первый класс, может оказаться, что доминирующая рука еще не определена. У такого ребенка сразу же возникает множество проблем.

    Переучивать леворуких детей нельзя, иначе могут возникнуть:

    ¦ Неврозы. Ребенок быстро устает, сил и активности хватает ненадолго. Хуже всего справляется с письменными заданиями.

    ¦ Школьные страхи. Возникают перед письменными работами. Родители часто считают эти страхи обычными и не пытаются с ними бороться.

    ¦ Навязчивые состояния. В плохом почерке, медлительности и ошибках родители видят упрям ство, непослушание и наказывают за это. Учитель снижает оценки. В результате у детей появляются навязчивые мысли о своей неполноценности.

    ¦ Заикание. Возникает после напряженного выполнения письменного задания правой рукой.

    ¦ Тики: облизывание губ, мигание, подергивание носа. К этому часто относятся как к кривляниям. Насмешки детей, замечания взрослых приводят к тому, что ребенок начинает стесняться себя.

    Леворукий ребенок

    Уверенно взяв карандаш, Руслан начал рисовать человеч­ка. левой рукой. Этой рукой Руслан не только рисует, но и пишет, а также чистит по утрам зубы, держит за обе­дом ложку, перелистывает страницы книги, носит школьный портфель, играет в настольный теннис и т.д. Руслан – левша, поэтому в жизни ему все удобнее делатъ левой рукой.

    По словам мамы, леворукость мальчика обнаружилась достаточно рано, примерно к концу первого года. Уже тог­да стало заметно, что во всех практических действиях (манипулирование различными предметами, удерживание ложки, чашки и пр.) более активной, ведущей у мальчика является левая рука, правая же выполняет вспомогатель­ную функцию.

    К леворукости сына родители отнеслись достаточно спокойно и решили ребенка не переучивать: пусть действу­ет той рукой, какой ему удобно. А действовал мальчик мно­го: с помощью родителей он активно осваивал рисование, лепку, аппликацию, охотно работал с разнообразными кон­структорами и пр. “Непримиримым” оказался лишь дедуш­ка Руслана. Каждое лето, когда внук приезжал отдыхать в деревню, дед упорно принимался делать из мальчика “правшу” (“чтобы был как все”). Под строгим контролем деда Руслан тренировал свою правую руку. Но возвращаясь пос­ле летнего отдыха в город, мальчик устойчиво возвращал­ся к действиям преимущественно левой рукой.

    В школьное обучение Руслан включился достаточно легко. Вопреки опасениям родителей, трудностей у него оказалось не больше, чем у праворуких детей. Вот толь­ко почерк был не такой ровный и четкий, как у большин­ства одноклассников. Тем не менее учительница была очень довольна успехами Руслана и хвалила его за сооб­разительность, находчивость и нестандартность отве­тов и решений.

    Левшами являются около 10% людей, причем по оцен­кам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности ле­вую руку правой.

    Леворукость – это не патология и не недостаток раз­вития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, про­сто не желающего работать “как все” правой рукой, как иногда считают некоторые родители и “опытные” учите­ля. Леворукость – очень важная индивидуальная особен­ность ребенка, которую необходимо учитывать в процес­се обучения и воспитания.

    Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидекстрия) обусловлена особенностями функци­ональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербаль­ной информации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии).

    У левшей же распределение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркаль­ным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Многочисленные исследования показывают, что у левшей менее четкая специализация в работе полуша­рий головного мозга.

    Специфика мозговых функций левшей влияет на осо­бенности их познавательной деятельности, к числу кото­рых относятся: аналитический способ переработки инфор­мации, поэлементная (по частям) работа с материалом; лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербаль­ных; сниженные возможности выполнения зрительно-про­странственных заданий (М.М. Безруких, М.Г. Князева, 1994; Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994).

    В последние годы школа отказалась от практики пере­учивания леворуких детей, и они пишут удобной для них рукой. Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети со скрытым левшеством. Речь идет о тех случаях, когда природного левшу переучивают в дошкольном детстве. Такое пере­учивание может носить целенаправленный характер, ког­да родители, замечая склонность ребенка к предпочтению левой руки, стремятся исправить этот “недостаток” и пре­дупредить те возможные трудности, которые ожидают ребенка в дальнейшем. Чаще всего это происходит в се­мьях с наследственной леворукостью, где один или оба родителя, или ближайшие родственники, также леворуки. В таких семьях взрослые особенно внимательны к этой стороне развития ребенка, поскольку сами столкнулись с проблемами жизни левши в праворукой среде.

    В дошкольном возрасте возможно и ненасильственное переучивание. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внима­ние на то, какая рука у ребенка ведущая, тем более что направление рукости достаточно отчетливо устанавлива­ется только к 3-5 годам. Между тем при обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрос­лый: брать ложку в правую руку, держать карандаш пра­вой рукой и т.п. И ребенок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как велят, даже если это действие ему не очень удобно. В результате такого ненасильствен­ного переучивания многие родители могут и не подозре­вать, что их ребенок – левша.

    При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка как правило не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематичес­кому обучению в школе, особенно при овладении пись­мом и чтением, такие дети могут встретиться с неожидан­ными трудностями.

    Для диагностики типа ведущей руки у детей, начиная с 5-6 лет, можно использовать различные функциональные пробы: тест переплетения пальцев, тест “Апплодирование”, тест перекреста рук на груди или “Поза Наполео­на” и др.

    При работе с детьми широко применяется метод оцен­ки участия рук в процессе выполнения различных дей­ствий. Это могут быть символические действия, когда ребенка просят показать, как он, например, поливает цве­ты, режет хлеб, держит зубную щетку, держит ножницы и т.д. Действия могут быть и реальные, выполняемые в спе­циально подобранных заданиях, требующих манипули­рования.

    Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особен­ности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких детей при переходе к систематическому школьному обучению. Однако, стремясь предупредить сложности, ожидающие левшу при обучении письму пра­вой рукой, нужно помнить: определение ведущей руки и выбор на этом основании руки для письма – чрезвычай­но ответственный шаг. Неоценимую помощь родителям и учителю может оказать консультация психолога.

    Действительно, переучивание леворуких детей во мно­гих случаях не только нежелательно, но и недопустимо. Как показывает опыт работы с такими детьми, нередко переучивание, начатое уже после того, как ребенок при­ступил к систематическому обучению письму (в середи­не-конце первого класса), только усугубляет ситуацию. Поэтому вопрос о переучивании левши может быть по­ставлен только до начала обучения письму (М.М. Безру­ких, М.Г. Князева, 1994).

    Однако наряду с этим известно немало случаев успеш­ного переучивания леворуких детей без отрицательных последствий.

    Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физио­логических и психологических особенностей, адаптаци­онных возможностей организма и личных установок ре­бенка. При этом следует учитывать результаты диагнос­тики всех латеральных признаков, сопутствующих лево­рукости: доминантность глаза, уха, нижней конечности (Д.Н. Крылов, Т.П. Кулакова, 1988).

    Как уже упоминалось, дети-левши обладают опреде­ленной спецификой познавательной деятельности. Это относится как к истинным левшам, так и к переученным, у которых полушария мозга выполняют несвойственные им функции.

    В деятельности леворукого ребенка особенности орга­низации его познавательной сферы могут иметь следую­щие проявления:

    1. Сниженная способность зрительно-двигательных координации: дети плохо справляются с задачами на сри­совывание графических изображений, особенно их пос­ледовательности; с трудом удерживают строчку при пись­ме, чтении; как правило, имеют плохой почерк.

    2. Недостатки пространственного восприятия и зри­тельной памяти, трудности при анализе пространствен­ных соотношений: у левшей часто отмечается искажение формы и пропорции фигур при графическом изображе­нии; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошиб­ки при определении правой и левой сторон, при опреде­лении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т.п.).

    3. Особая стратегия переработки информации, анали­тический стиль познания: для левшей характерна поэле­ментная работа с материалом, раскладывание его “по по­лочкам”, на основании такого подробного анализа стро­ится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала (Ю. В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994).

    4. Слабость внимания, трудности переключения и кон­центрации.

    5. Речевые нарушения: ошибки звуко-буквенного ана­лиза.

    Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными на­выками, прежде всего письмом (в меньшей степени – чте­нием), в усвоении которого у леворуких детей отмечают­ся наибольшие сложности.

    Одной из важнейших особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышен­ная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражитель­ность, а также сниженная работоспособность и повышен­ная утомляемость. Это – следствие не только специфики межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания, чего не избежали многие дети-левши (декстрастресс). Кро­ме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмеча­ются осложнения в процессе беременности и родов, родо­вые травмы (по некоторым данным, родовая травма может выступать одной из причин леворукости, когда фун­кции поврежденного левого полушария, более подвержен­ного влиянию неблагоприятных условий, частично при­нимает на себя правое полушарие).

    Повышенная эмоциональность леворуких детей явля­ется фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. У левшей вхождение в школьную жизнь может происходить значительно медленнее и более болезненно, чем у большинства сверстников. Поэтому леворукие пер­воклассники требуют пристального внимания со сторо­ны учителей, родителей и школьных психологов.

    На протяжении первого класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных психо­логических занятий, направленных на развитие:

    – точности пространственного восприятия,

    – способности к целостной переработке информа­ции,

    При организации развивающей работы может возник­нуть необходимость в привлечении к сотрудничеству ло­гопеда и детского психоневролога.

    В работе с леворукими детьми следует учитывать оп­ределенные особенности выработки у них учебных навы­ков, в первую очередь – навыков письма.

    Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тет­ради и прямое (безнаклонное) письмо (М.М. Безруких, М.Г. Князева, 1994). При этом способ держания ручки мо­жет быть различным: обычным, как у правшей, или инвер­тированным, когда рука расположена над строчкой и изог­нута в виде крючка.

    При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше об­рывов, менее связно, буквы соединяются короткими пря­мыми линиями (при обучении леворуких детей письму можно использовать специальные прописи для левшей (М.М. Безруких, 1997)). Требовать от левши безотрыв­ного письма противопоказано. В классе рекомендуется сажать леворуких детей так, чтобы окно было слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабо­чее место имеет достаточную освещенность.

    Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребен­ка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабо­чего места учащегося. Парта ребенка должна быть раз­мещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим яв­ляется левый глаз, то классная доска, рабочее место учи­теля должны находиться в левом зрительном поле уча­щегося (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994). Последнее требование может, однако, быть несовместимым с пер­вым, поскольку обычное для левшей расположение ра­бочего места слева в ряду у окна целесообразно при ве­дущем правом глазе. Тем не менее учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.

    Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми опреде­ленными нарушениями и отклонениями в развитии, ко­торые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном дет­стве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овла­дении учебной деятельностью.

    Однако справедливым является замечание, что совре­менные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т.е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализо­вать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию. Между тем специальные иссле­дования свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаруживает­ся при проблемном обучении и приобщении к художе­ственному творчеству ( B . C . Ротенберг, С.М. Бондаренко, 1989).

    Методы акустической психокоррекции могут быть использованы: — во-первых, при работе с персональным.- — коррекция состояния и поведения человека-оператора

    Область применения методов экстренной психокоррекции широка: от коррекции функционального состояния.

    Разработки в области создания средств психокоррекции медицинского назначения в последнее время интенсифицируются. Среди них можно упомянуть, например.

    Создание психокоррекционной фабулы требует высокой квалификации иНаиболее эффективны индивидуальные средства психокоррекции, но они очень дороги и трудоемки.

    Изменение этих мотивов, устранение конфликтов, разрушение комплексов, а в целом психокоррекция — вот цель.

    Их значимость для личности может быть точно измерена. Специалист может использовать эти данные при семантической психокоррекции или в каких-либо методах лечения.

    Зачем это нужно. Новое в психокоррекции. Акустическая психокоррекция. Экстренная психокоррекция. Психообратная связь (PSYCHOFEEDBACK).

    М., 1984. 3. Рудеспшн К.. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.

    У них эта инфор. мация может быть прямо использована с. целью психокоррекции. Получаемые данные. могут быть также использованы для построе.

    3) психокоррекционная — помощь в выборе профессии и коррекции этого выбора, рекомендации путей и методов исправления отклонений в психической сфере и поведении

    Леворукий ребенок

    Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм (не обязательно патологическое) вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся, во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты, для его же удобства.

    Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм (не обязательно патологическое) вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся, во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты, для его же удобства. Чаще других под подобную “перековку” попадают леворукие дети. Но вот стоит ли подвергать их такому “перевоспитанию”?

    В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие — проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления.

    Большая часть человечества — праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран — от 5 до 30%. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидекстры — люди, одинаково хорошо владеющие и той и другой конечностью.

    Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто “агрессивность” праворукой среды заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.

    Как формируется леворукость? Ученые до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос.

    В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения — более точными.

    Еще популярнее была так называемая теория “щита и меча”. Как известно, воины во время сражений закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остается непонятным, почему большинство женщин — праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.

    Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой “вынужденной” леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве.

    Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже “невынужденной” леворукости. Нетрудно представить себе ситуацию, когда воспитательница просит малышей: “Дети, возьмите ложку (ручку, карандаш) в правую руку”. Вряд ли кто-то из детишек настоит на своем праве пользоваться левой рукой. Ведь ребенок, как правило, подражает взрослым или сверстникам. Так происходит “ненасильственное” переучивание.

    Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, ученые признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% — если один из родителей леворук, и 6,3% — если в семье нет леворукого.

    Существует и еще один вариант появления леворукости — компенсаторный, при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте.

    Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

    Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. И тем не менее до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств. Понять родителей можно, но вот правы ли они?

    Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.

    Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.

    У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют их при переучивании. Во сне такие малыши часто переживают дневные неприятности в преувеличенном виде. Утром они встают вялыми, не отдохнувшими, капризными. Состояние страха усугубляется замечаниями взрослых или насмешками со стороны сверстников над леворукостью. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, они могут исчезнуть.

    Некоторые признаки этого явления у ребенка можно уловить в самом раннем возрасте. Однако, по мнению большинства исследователей, до 4-5 лет делать какие-либо прогнозы малоэффективно. Начиная с 4-5 месяцев и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4 лет руки малыша практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками, и только после этого возраста, то есть с 4-4,5 лет, формируется стойкое предпочтение одной из них.

    Тут самое время понаблюдать за двигательной активностью своего ребенка. Например, присмотреться, как он развязывает узелок, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.

    Можно использовать специальные игровые задания. Часть из них — бытовые, часто используемые — дети выполняют обеими руками, поэтому некоторые задания даются в двух вариантах. Это позволяет более точно выделить ведущую руку.

    Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит взрослый, что он делает, что говорит.

    1. Не следует фиксировать внимание ребенка на том, что у него пытаются что-то определить. Лучше сказать: “Сейчас мы с тобой поиграем”, или, “Давай-ка мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить”.
    2. Взрослый обязательно должен сидеть за столом напротив ребенка.
    3. Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед малышом строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Хорошо, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и прочий материал для тестирования будет разложен рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел и не отвлекался.

    Первое задание — рисование. Перед малышом кладут лист бумаги и карандаш (фломастер) и предлагают ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не нужно торопить его. После того как ребенок закончит рисунок, его просят нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: “Я не умею”, “У меня не получится”. Можно успокоить малыша: “Я знаю, что это трудно, но ты постарайся”, подбодрить, сказать, что он делает все правильно. В этом задании учитывается не только то, какой рукой ребенок работает, но и то, в каком случае качество выполнения рисунка лучше — более ровные и четкие штрихи, ровные углы, правильное соотношение элементов.

    Пока ребенок рисует, взрослый обращает внимание на то, как кроха держит ручку или карандаш (правильно, удобно или нет), сильно ли напряжен, правильно ли сидит.

    Второе задание — открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди спичку в одной из коробок”. Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).

    Третье задание — построение домика из спичек (палочек). Ведущая рука та, которая используется более активно.

    Четвертое задание — игра в мяч. Нужен небольшой мяч (например, теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на ^стол прямо перед ребенком. Задание: взять мяч, бросить взрослому, затем подкинуть и поймать его несколько раз.

    Пятое задание — вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (цветка, зайчика, узора). Ведущей считается более активная рука, причем не обязательно та, в которой малыш держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку он будет поворачивать, облегчая себе задачу. Вырезание может быть очень трудным и неинформативным в тех случаях, когда размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото. Все карточки (10-15 штук) малыш должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать их по одной.

    Шестое задание — нанизывание бисера (или пуговиц) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.

    Седьмое задание — выполнение вращательных движений (открывание и закрывание крышек). Малышу предлагают открыть 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Внимание! Ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.

    Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее нужно неплотно завязать несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которой ребенок развязывает узел (другая держит узел).

    В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный, и ребенок использует обе руки. Можно использовать иной вариант — составление цепочки из скрепок. Как правило, малыш в одной руке держит скрепку, а ведущей пытается присоединить вторую.

    Девятое задание — построение домика из кубиков. Ведущей рукой ребенок чаще берет, укладывает и поправляет кубики, детали. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно предложить конструктор, мозаику.

    И последнее, что необходимо будет учитывать при выявлении ведущей руки, — данные о семейном левшестве.

    Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу (см. таблицу).

    Источники:
    Леворукий ребенок
    Стоит ли переучивать левшу. Какие трудности ожидают леворуких детей в школе и как с ними справляться
    https://www.rebenok.com/info/library/consultation/70892/levorukii-rebenok.html
    Леворукий ребенок
    Леворукий ребенок
    http://www.vseodetishkax.ru/konsultaczii-psixologa/44-psixologicheskie-osobennosti-detej/107-levorukij-rebenok
    Леворукий ребенок
    Уверенно взяв карандаш, Руслан начал рисовать человеч­ка. левой рукой. Этой рукой Руслан не только рисует, но и пишет, а также чистит по утрам зубы, держит за обе­дом ложку, перелистывает страницы
    http://www.bibliotekar.ru/psihokorrekcia/67.htm
    Леворукий ребенок
    Леворукий ребенок. Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм (не обязательно патологическое) вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся, во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты, для его же удобства.
    http://www.7ya.ru/article/Levorukij-rebenok/