Какая бывает психология

Какая бывает психология

39 ответов на горячие вопросы об отношениях.

Четкие практические рекомендации.

Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

Пошаговый видеокурс «Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?»

Что значит стать «слабой» для мужчины?

Как быть, если из отношений уходят внимание и забота?

О какой женщине мужчина мечтает заботиться?

Статей на сайте: 605

Нить Ариадны в Отношениях [НАвО]

Как прийти в отношениях к истинной Любви и стабильному чувству счастья?

Какой важнейший элемент отношений и жизни вы потеряли?

3 линии Любви, и почему две из них вы постоянно игнорируете

Видеолекция «Уныние и депрессия»

Причины уныния и депрессии; механизм их работы.

Уныние и депрессия в отношениях.

Способы преодоления уныния и депрессии.

Неэффективные способы борьбы с депрессией.

Что поддерживает уныние и депрессию, мешая получить результат, и многое другое.

«На тренинг Дмитрия Науменко «Путь Женственности» попала случайно. «

Мягко и доходчиво Дмитрий доносит информацию о том, насколько женщины и мужчины разные, как по-разному они воспринимают этот мир и действуют в нем.

И что нужно для того, чтобы их тандем не только состоялся, но и продлился на всю жизнь.

Запись онлайн-семинара «39 ответов на горячие вопросы об отношениях»

Ответы на самые актуальные вопросы об отношениях, беспокоящие женщин.

Четкие практические рекомендации.

Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

«Выстроилась какая-то общая картина о значении женственности, каких-то очевидных правилах поведения, о которых я не знала или не задумывалась. «

Появились наметки на изменения образа жизни, появились более женственные интересы, увлечения, улучшилось самочувствие.

И, конечно, мужчины тоже обратили внимание на то, что я изменилась в лучшую сторону в своем поведении.

Видеокурс «Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?»

Курс для тех, кто хочет получать в отношениях больше внимания со стороны мужчины.

Вы раскроете в себе те черты, на которые мужчина неизменно реагирует повышением заботы, внимания и любви к вам.

«Появилась четкая картинка почему раньше в отношениях у меня были проблемы и ничего серьезного не получалось. «

Тренинг показался мне очень интересным и познавательным, я не слишком позитивно относилась к разного рода психологическим тренингам, т.к. был негативный опыт, но решила дать еще один шанс и не прогадала.

Было не скучно, что очень важно, очень понравились задания.

100-дневная системная программа личностного роста для женщин

Любовь, поиск себя, отношения, раскрытие женской природы, самореализация, смысл жизни

«До тренинга у меня не было знакомств с мужчинами даже по работе, хотя я работаю с людьми. На сегодняшний день у меня три поклонника. «

Главное для меня было с точки зрения мужчины-психолога понять, как себя вести и в чем мои ошибки. Ведь все мы разные.

Надо найти себя такую, какой комфортно. Тогда и люди будут притягиваться одной волны.

Я ценю ваше время.

Одна-две встречи в Скайпе — и вы уже на верном пути.

Без лишних разговоров и переливаний из пустого в порожнее.

Вы уже готовы услышать правду и выйти из зоны комфорта?

«Поняла, как добиться того, чтобы мужчины относились к вам как к женщине, а не как к другу. «

Прежде всего хочу сказать спасибо за эту замечательную возможность, побывать на тренинге.

Иногда, мы просто не задумываемся, как то или иное событие или случай в жизни могут ее изменить.

*Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.

Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.

Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации.

Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.

Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).

По форме оно бывает:

свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);

стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);

частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы. Однако следует применять его только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. В противном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизованное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего. Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным).

Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению.

В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформулированный вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются основными элементами в структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы:

прямые («Ты боишься грозы?»);

косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);

проективные («Дети боятся грозы? Ну а как ты?»).

Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы.

Проводя беседу, очень важно по отношению к ребенку занять правильную позицию, и больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии:

психолог должен создать человеческое тепло, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт; он должен принимать ребенка таким, каков он есть; своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства; психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка, он ничего не осуждает, но в то же время и не оправдывает, однако при этом все понимает.

Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, интонации, тон, темп речи и т. п.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

А вот тут про отношения:

Понравился проект и хотите отблагодарить?

Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!

Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Вам также может быть интересно:

Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!

Какая бывает психология

«Экзистенциальный проект (С-Пб)» возник на наших жизненных горизонтах в конце 2006 года, почти случайно. Идею создания регулярно действующего семинара в Санкт-Петербурге, объединенного идеями экзистенциальной психологии, жизнетворчества, образовательного и дискуссионного расширения профессионального пространства, активно поддержали Д. Леонтьев и С. Братченко, а также кафедра педагогики и психологии семьи РГПУ им.А.И.Герцена.

Мы неспешно, от обсуждения к обсуждению, детализировали, уточняли, перепроверяли первоначальную идею, то делая рывок вперед, то приостанавляваясь. География наших обсуждений очерчивала сложную дугу вокруг Московского вокзала: «Идеальная Чашка», «Шоколадница», «Пушка 10», «Кофе & Книги», «Mr. Bakers», «Радиола»…

«Экзистенциальный проект (С-Пб)» вклинился в плотные графики деловых планов, складываясь из совпадений, мимолетных фраз, дюжины чашек кофе, и вдруг воплотился «Первой дискуссионной встречей», которая не оставила равнодушным, пожалуй, ни одного из участников. Первая встреча была посвящена общему феномену, по-сути, вызвавшему ее к жизни, и названа «Мечты и события».

Очень разные люди — психолог, философ, математик, педагог, студент, журналист, психотерапевт, менеджер… и ведь каждого что-то привело сюда. Разговор — о мечтах, о своей мечте, об отношениях с мечтами и отношении к ним. Серьезно ли это? Можно ли вообще применять категорию серьезности к подобному, почти безобъектному разговору? Странное впечатление — вроде бы и нет предмета обсуждения, никто его никогда в глаза не видел — а люди вовлечены, спорят, делятся друг с другом самым личным. И уже предмет разговора, словно шар прозрачный, среди собравшихся. Мечта направляющая, мечта манящая, мечта воплощенная, мечта — спутница жизни. Постепенно обыденное слово обретает содержание.

— Мечта связана со свободой. Это как шагнуть за горизонт.

— Назначение мечты: «окрашивание» жизни в яркие краски. Мечта даёт энергию, даже если ты её не достигаешь.

— Мечты бывают связаны не со своими личными целями, например, мечтаешь о счастье для других (или о здоровье для родного человека). Что делать с такими мечтами?

— Назначение психолога — это поддерживать мечту в другом человеке! Или нет?

— Цели сужают наши возможности, как некий «фарватер». Мечты дают открытость любому опыту, расширение возможностей.

— Мечта как переживание полноценного бытия.

— Мечта, как восполнение того, чтобы мой мир был целостным.

— «Во всём видеть всё» — быть более сенситивным, чувствительным через умение мечтать и «слышать» свои мечты.

Уже те, кто сидит в кругу, не чужие друг другу. На это время, пока круг существует, пока каждый открывает частицу себя, делиться с остальными. И каждый равен другому. Оказывается, что почти у каждого есть своя мечта, и она оказывает серьезное влияние на его жизненный путь.

Трепет и страх, восторг, печаль, сожаление — гамма чувств возникает, когда прикасаешься к собственной мечте. Трудно в обыденной суете замечать собственный голос и улавливать образы собственной мечты. А если она настигает в неурочный час — возникает раздражение. Обычно даже не задумываешься, какую роль играет в жизни мечта. Слышишь ли ты ее зов, когда идешь на работу, в магазин, ведешь детей в школу? На миг, остановится, прислушаться к себе, как далеко ты ушел от своей мечты, не потерялась ли она, как частица чего-то важного, частица тебя самого.

— Бывают ситуации, когда думаешь — «Об этом я даже не мечтала, но так случилось!» При этом мечты не осознаются заранее, но все равно они присутствуют где-то рядом, и в такие минуты это понимаешь.

— Существуют очень конкретные мечты, не такие возвышенные, отвлечённые. Например, «мечтаю, чтобы наконец-то пошел снег»!

— Интересно, что даже разные глаголы для мечты и цели: мечта — сбывается, цель — достигается.

— Сбылась мечта, к которой шла долго, 10 лет. Тогда это казалось чем-то невероятным, несбыточным. Это даёт веру в собственные силы, в себя.

— С одной стороны, — нечто возвышенное, но, с другой стороны, мечта мне не позволяет бездействовать, предполагает действия ради этой мечты.

— Мечта и риск. Что будет, если пойти за мечтой?

— Мечта-фантазия — реализовать в мечте то, что не случилось в жизни.

— Не важно осознавать мечту, важно осознавать, что она есть.

Всегда ли мечта должна сбываться? Дойти до горизонта невозможно, а, добравшись до далекого огонька, можно увидеть только полуразвалившийся фонарь. Всегда ли мечты в своем воплощении действительно оказываются тем, о чем мечталось? И так ли важно, чтобы непременно свершилось то, о чем мечтаешь, или достаточно хранить этот огонь внутри себя, как путеводную звезду.

Эта тема встречается в работах западных и отечественных авторов редко, гораздо реже, чем, например, проблемы интереса, потребностей, мотивации…

«Словарь психолога практика» под редакцией Сергея Юрьевича Головина дает следующее определение:

«Мечта — необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным; особая форма воображения, локализованная в достаточно отдалённом будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества. Планы на будущее, явленные в воображении субъекта и исполняющие важные для него потребности и интересы. Мечты часто выступают сильным фактором творческого поиска. При отрыве от действительных возможностей тяготеют к грёзам».

В психологии обычно разделяются мечты и грезы (фантазии). Разница состоит не только в том, что мечта осуществима, а грёза нет. Мечты и бессознательные фантазии находятся на противоположных полюсах активности: первые — сопоставлены с другими стремлениями личности, тогда как вторые — являются скорее «несанкционированными», «нежелательными», «нелегальными» для личности в целом, не сопоставленными с другими ее устремлениями. Также различают мечты и желания. Подчёркивается, что сильное, страстное желание нередко рождает мечту, но не всегда в нее может перерасти.

Говоря о функциях, роли мечты в жизни личности, отмечается стимулирующая активность и компенсаторная (вытекающая из подавления активности, невозможности совершить какое-то действие в данной ситуации) функции.

Психоаналитические и бихевиоральные концепции связывают мечту с фрустрацией. Мечта, фантазирование рассматриваются как своеобразный способ разрядки сильного эмоционального напряжения. Советская психология рассматривала мечту позитивно и в этом ее взгляды совпадают с экзистенциальными подходами, которые, помимо компенсации, видят в мечте мощный потенциал, ресурс создания и развертывания модели «желательного будущего», обладающий большой побуждающей силой. Динамика мечты состоит в том, что, возможно, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую внешнюю ситуацию (позитивную — состояние восторга, или травмирующую), она затем нередко перерастает во внутреннюю потребность личности, вызывая эмоциональные переживания, без которых жизнь человека теряет часть своей яркости.

Много исследований было связано с замещающей функцией мечты (способ уйти от реального действия, связанного со слишком большим риском, напряжением или трудом). Созидательная роль мечты исследовалась мало.

Психологи также разделяют мечты-игры — нереальные, неосуществимые, служащие для утешения или удовольствия, свойственные чаще детям и подросткам, и мечты-планы -связанные с дальнейшим выстраиванием деятельности, жизненного пути человека. Однако, оценивая мечты и фантазии, скажем, ребёнка, важно, прежде всего, принимать в расчёт не только их целевую направленность, сколько проектируемые в них отношения к окружающему. Мечты формируют направленность личности, отношение к миру. Происходит это чаще всего не прямо, а в форме многочисленных воображаемых ситуаций, в которых эти отношения переживаются и реализуются, в тех воображаемых ролях, которые личность разыгрывает в своей мечте. Мечта — важнейший элемент нашей духовной жизни и важнейший механизм формирования нашей личности.

«Готовность быть может иметь смысл только для того, кто уже есть, но есть еще не до конца, кто еще должен становиться каким-то собой, сбываться, …при том, что наступившее может быть и неожиданным» (О. Лукьянов). Человек не всегда оказывается способен преодолеть базовую тревогу, сохранить открытость и уединенность на этом пути. Он может отстраниться от осознания этого уровня своего бытия или не присутствовать в настоящем, не быть, прилагая недостаточное экзистенциальное усилие. Неготовность быть, так же как принадлежность или зависимость, зачастую «помогают» избавляться от тревоги и одиночества путем отказа от мечты, от необходимости прилагать усилия, чтобы сбыться.

В конечном счете, человек определяет собственную судьбу с помощью поступков, действий. Многим кажется, что мечты не только не способствуют, но наоборот, уводят в сторону от подобной активности. Но, даже заменяя реальное действие воображаемым, мечты не позволяют совсем отказаться от намерения, при этом всегда создаются внутренние модели «желаемого будущего», «проектируются цели». И гуманисты, и экзистенциалисты считают сущностной нормой для каждого представителя человеческого рода сознательное стремление к поддержанию определенного посильного напряжения (Г. Оллпорт, К. Голдштейн), к постановке перед собой все более трудных задач (А. Маслоу). Мечты формируют подобное напряжение, требуя воплощения через «поступки», определяя события (С. Рубинштейн) индивидуальной истории человека.

Репортаж с I дискуссионной встречи «Мечты и события» (Экзистенциальный проект, С-Пб), которая проходила на базе Института детства РГПУ им.А.И.Герцена.

Какая бывает психология

в каждом просыпается подлец»

Добро — так же не хорошо, как и зло — не плохо

Но в те времена, когда римляне активно боролись с агрессивными нападками злых врагов, когда они напрягались — они были в отличной форме и владели миром.

Хороший человек или плохой — дело вкуса

Из памяти напросился рассказ Льва Толстого «После бала», в котором самый колоритный персонаж — заботливый папаша-полковник, проявлявший на балу нежнейшие чувства к своей дочери Вареньке, после бала был сущим извергом для одного бедолаги-солдата. Причем, казалось бы, парадокс: и на балу, и после бала полковник вел себя вполне естественно, поэтому, напрашивается вопрос: а которое же из этих двух лиц — приветливое или свирепое — его настоящее лицо?

Каждый человек многолик

Иногда кому-то из нас, как тому влюбленному юноше, может казаться, что человеческое «я» — неделимое целое. Люди могут восклицать: «ну и конь же ты педальный!» и обычно не говорят: «мне не нравится та часть твоей личности, которая в данных обстоятельствах напоминает мне педального коня».

Все люди разные, и все люди похожи

В каждом человеке сидит любой зверь.

Откровенные истории о людях

Одна девушка, выступая публично на курсах ораторского искусства и мастерства общения, задалась риторическим вопросом: «почему в праздники по улицам разгуливает больше козлов и свиней, чем в будни?» (имея в виду, что во время массовых гуляний происходит много потасовок и прочих видов поведения, достойного козлов, а после остаются следы свинства — горы мусора и всё такое). Конечно, в праздники по улицам ходят практически те же самые люди, что и по будням, просто стадное чувство толпы и спиртное пробуждают во многих из них козлов. У себя на работе же или в институте они носят вполне человеческие маски.

«Раньше я занимался покупкой-продажей акций одной финансовой пирамиды — дешевле покупал у компании и, практически не отходя от кассы, дороже впаривал так называемым вкладчикам. Это была форменная халява, которая не могла продолжаться вечно, и когда пирамида рухнула, вкладчики просекли, что теперь они уже обманутые вкладчики. Сначала они просто собирались и торчали у главного офиса компании — составляли списки очередников на получение утраченных средств и всё надеялись, надеялись… — надежда умирает последней, как говорится. Свободного времени в очередях было море, и в перерывах между истериками и потасовками, люди часто занимали себя приятными беседами на следующие актуальные темы: «кто на какую сумму пролетел», «какой гад этот Мавроди» и «что же я, старый дурак, не продал акции вовремя, ведь хотел же».

Человека, способного на такой самоотверженный поступок, принято называть хорошим с точек зрения общественной морали и того маляра.

Мы понимаем, что человек, состоящий из противоположных качеств, не может быть хорошим или плохим, и что такие оценки зависят от личных интересов других людей.

Мы — вместилище скверны и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир — многолик:

Он ничтожен, и он же — безмерно велик.

Ни к кому не стоит относиться высокомерно, даже к тем, которых называют тупыми бездарями. Каждый человек — целый мир. Каждый в чем-то превосходит всех остальных, просто все мы по-разному раскрываемся.

Какие бывают семьи: типы современной семьи

Тернист и неоднозначен путь к достижению семейного счастья. Сложность обретения как супружеской, так и родительской гармонии заключается в том, что каждая из действующих психологических закономерностей, определяющих супружеское и родительское поведение, как уже отмечалось, содержит внутреннюю конфликтность, противоречие. Подчас достаточно одного небольшого уклонения в ту или иную сторону, как по принципу круговой причинности проблемы наслаиваются одна на другую, растут как снежный ком. Именно поэтому распутать клубок семейных проблем нельзя, потянув только за одну ниточку. Необходима перестройка всего внутрисемейного механизма.

Дисгармоничный семейный союз препятствует реализации присущих супругам индивидуальных качеств. Семья действительно превращается в некий театр, где каждый вынужден выполнять навязанную, чуждую, но предписанную семейным союзом роль.

В данном разделе хочется привлечь внимание читателей к анализу некоторых неблагоприятных типов отношений в семье. Необходимо подчеркнуть, что в ряде описаний черты личности людей и сами ситуации гротескно усилены. Это дает возможность ясно увидеть причины семейных дисгармоний и установить связь между различными составляющими семейных отношений. Надеемся, что подобный анализ позволит читателям избежать некоторых ошибок в построении своей семейной жизни как в супружеском, так и в родительском аспекте.

В этой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочен-ны и согласованны. Однако при более близком знакомстве становится ясно, что муж и жена испытывают чувства неудовлетворенности, скуки, их жизнь сопровождается ощущениями зря потраченных лет. Они мало разговаривают друг с другом, хотя послушно и стереотипно, часто с повышенным педантизмом выполняют свои супружеские обязанности. В таких семейных союзах можно говорить о превалировании чувства ответственности над спонтанностью и искренностью отношений. За благополучным «фасадом» скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Сдерживание эмоций нередко губительно отражается на самочувствии, супруги подвержены устойчивым нарушениям настроения, часто ощущают себя усталыми, бессильными. Нередко возникают длительные приступы плохого настроения, тоски, депрессии.

В этой семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят, ссорятся, чтобы вскоре нежно любить и признаваться в любви до конца жизни, опять относиться друг к другу искренне и самозабвенно. В этом случае спонтанность, эмоциональная непосредственность преобладают над чувством ответственности. Может показаться, что второй тип семейных отношений «здоровее», но это не совсем так. Дело в том, что «выливание злости», ослабляя ситуативное напряжение, совсем не всегда приносит истинное облегчение. Человек, проявивший излишне сильно негативные чувства, стыдится своего Поступка, чувствует себя виноватым, боится оказаться в

смешном положении, боится осуждения, — таким образом, происходит накопление напряжений и негативных переживаний.

Таким образом, хотят того родители или нет, осознают или не подвергают оценке свои супружеские отношения, специфическая эмоциональная атмосфера семьи оказывает постоянное воздействие на личность ребенка.

Уже на этих двух типах семей можно наблюдать особенность, всегда сопровождающую дисгармоничные союзы. Она состоит в известной инертности, стереотипности отношений. Раз и навсегда спонтанно выработанный стиль фиксируется и долгие годы остается неизменным. Как объяснить подобную стабильность, которая тем более кажется странной, что люди на протяжении жизни достаточно сильно меняются, приобретают новый опыт? Почему именно семейные отношения столь инертны?

В тех случаях, когда «санаторным» отношением окружаются братья или сестры, а также кто-то из других родственников, бабушки и дедушки, внутрисемейная

позиция ребенка меняется. Ограниченность семьи заботой, внутренними отношениями приводит к постоянной фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию всевозможных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации вне-семейных ценностей, к обесцениванию общения ребенка, его друзей и предпочитаемых форм поведения свободного времени. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей -характерные признаки отношения к детям в семьях «санаторного» типа.

Такие родительские позиции приводят либо к чрезмерной перегрузке нервной системы ребенка, при которой возникают невротические срывы, эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей, особенно в подростковом возрасте, усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи.

Повышенная забота об одном человеке приводит к фиксации внимания на состоянии здоровья всех членов семьи, в этом случае у детей может возникнуть страх заболевания, который при определенных неблагоприятных ситуациях способен привести к формированию личности, у которой забота о состоянии здоровья приобретает характер сверхценной деятельности.

Отношение к детям в такой семье также жестко регламентируется, необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой фиксации всевозможных ог-

раничений, к предписанию выполнения жестких правил, которые декларативно объясняются необходимостью заботы о будущем ребенке. Встречаются семьи, в которых духовное безразличие к ребенку, черствость одного из деспотов-родителей неудачно компенсируются гиперопекой и мелочной заботливостью другого. Однако необходимость скрепления семьи со стороны подчиненного родителя делает опеку непоследовательной и лишает отношения эмоциональной открытости и искренности.

Еще одним примером семейных дисгармоний может служить построение отношений в семье по типу «театра». Такие семьи удерживают стабильность путем специфического «театрализованного образа жизни». Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль, иногда вся семья формируется в один ансамбль, который разыгрывает перед окружающими пьесу. В центре внимания такой семьи всегда заключены игра и эффект. Здесь что-то говорится, что-то делается, что-то выражается эмоционально — при всем этом совсем неважно, насколько, в какой мере и что в действительности стоит за тем или иным поведением. Необходим непосредственный отзвук, реакция, которые побуждают продолжение подобных театрализованных действий. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, любовании, он остро испытывает дефицит любви.

Весь сконструированный семьей сценарий бессознательно служит защитой от осознания иллюзорности былых представлений, невыполненных желаний, не оправдавшихся в браке надежд. «Семейный театр» призван сохранять видимость благополучия и поддерживать необходимую близкую дистанцию. В общении с детьми запреты и поощрения быстро декларируются и также быстро забываются. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке не спасает от остро ощущаемого детьми чувства, что родителям не до них, что выполнение ими своих родительских обязанностей — формальная необходимость, навязываемая социальными нормами.

Часто в «семейном театре» контакт с ребенком, внимание к его жизни заменяются обеспечением особых материальных условий. Родители приобретают много игрушек, специальное оборудование для занятий детей. Воспитание как бы передоверяется детскому саду, школе или другим общественным организациям. Детям дается «модное» воспитание, они посещают всевозможные кружки, занимаются языками, музыкой.

В театрализованном образе жизни семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства, прикрыть трудности демонстрацией мнимых достоинств и достижений. Все это приводит к ослаблению самоконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности.

безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчиняемо-сти родителям. Возникшая зависимость тяготит взрослых, провоцируется тем самым усиление скрытого отвержения. В таких семьях у детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с ними, с трудом адаптируются в детских коллективах.

леднее усиливается потребностью получить «вознаграждение» за излишние усилия по уходу и заботе о ребенке. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными, утрачивается активность, ослабляются побуждения. Вместе с этим возрастает потребность в позитивных оценках, детям недостает любви; столкновения с внешним миром, общение со сверстниками, где ребенок не получает желаемых высоких оценок, становятся источником все новых и новых переживаний. Требование признания любой ценой порождает демонстративность поведения. Критичное осознание собственных личностных качеств заменяется негативными оценками других, ощущением несправедливости и жестокости окружающих.

Несогласованность жизненных целей и планов супругов порождает тип семьи, которой можно дать название «маскарад». Строя свою жизнь вокруг по-разному понимаемых ценностей, «служа разным богам», родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок. Воспитание приобретает черты непоследовательности, и мир для ребенка предстает разными, подчас противоречивыми сторонами. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей, например повышенная требовательность отца при гипероттёке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка и расщепление его самоопенки. Завышенные притязания, сочетаясь с недостаточной способностью к волевым усилиям, порождают внутренний конфликт и застойные очаги нервного перевозбуждения.

Описанные типы семейных дисгармоний доказывают сложность внутрисемейной жизни и глубокую взаимосвязь всех сторон семейного взаимодействия.

Поэтому если родители обращаются к психологам по поводу состояния ре-

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость) характеризует наиболее оптимальные, гармоничные супружеские отношения. Кроме непосредственного влечения к другому человеку (симпатия), уважаются права и достоинства супруга, его интересы, склонности, особенности, даже «чудачества»; ответственность за поддержание оптимальных отношений признается равной своей собственной ответственности. Близость с супругом приобретает множественный смысл, предполагая как интимную близость при взаимной удовлетворенности сексуальными отношениями, так и духовную близость, понимаемую как способность чувствовать и понимать духовный мир, внутреннюю логику чувств и поступков супруга.

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но с недостатком близости) может возникнуть в ситуации неудовлетворенности интимной жизнью, когда недостаток интимной близости переходит в дефект близости психологической. Такая модель семейной дисгармонии подробно анализируется в исследованиях сексологов. В подобных случаях у женщин возникает утрата чувства любви к мужу, появляются раздражительность, придирчивость, провоцирующие и обостряющие внутрисемейные конфликты.

В семье каждый человек индивидуален и неповторим: члены семьи по-разному видят и оценивают свою семейную жизнь. Это определяет особенности семьи, ее тип, который определяется таким показателем как качество семейных отношений. Американский психолог Мюриэл Джеймс, выделяет следующие виды семейных союзов: брак по расчету, духовный союз, романтический брак, брак-товарищество, брак, основанный на любви.

Статья о типах внутрисемейных коалиций для психологически подкованных родителей

Источники:
Какая бывает психология
Беседа как метод психологии
http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=138
Какая бывает психология
«Экзистенциальный проект (С-Пб)» возник на наших жизненных горизонтах в конце 2006 года, почти случайно. Идею создания регулярно действующего семинара в Санкт-Петербурге, объединенного идеями
http://hpsy.ru/public/x2866.htm
Какая бывает психология
в каждом просыпается подлец» Добро — так же не хорошо, как и зло — не плохо Но в те времена, когда римляне активно боролись с агрессивными нападками злых врагов, когда они напрягались
http://www.orator.ru/rass23.html
Какие бывают семьи: типы современной семьи
Тернист и неоднозначен путь к достижению семейного счастья. Сложность обретения как супружеской, так и родительской гармонии заключается в том, что каждая из действующих психологических закономерностей, определяющих супружеское и родительское поведение, как уже отмечалось, содержит внутреннюю конфликтность, противоречие
http://www.semya-rastet.ru/razd/kakie_byvajut_semi._tipologija/

(Visited 8 times, 1 visits today)