Как развивается человек

Как развивается характер человека

Термин «характер» трактуется неоднозначно; различение понятий «характер» и «темперамент», «характер» и «личность» до сих пор вызывает споры. Характер человека в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

В чем различие между характером и темпераментом

Определение зависимости между характером и темпераментом – давняя проблема в психологии. В настоящее время большинство ученых считают, что темперамент является лишь природной основой характера человека. Многими исследованиями было показано, что если в раннем детстве у человека дает себя знать значительная зависимость характера от темперамента, то позже, с развитием личности, взаимосвязь между ними меняется: характер человека приобретает все большее значение, преобразуя темперамент, который выступает теперь главным образом лишь как эмоционально-динамическая форма существования и выражения характерологических отношений человека и дает о себе знать прежде всего в определенной эмоциональной направленности свойств характера, особенностях выразительных движений и действий, скорости различных личностных проявлений, протекания психических процессов.

Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.

Тем не менее необходимо строго отличать темперамент от характера. Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер человека же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Как развивается характер человека

Характер человека является психологической составляющей индивидуальности в отличие от темперамента – биологической составляющей. Между параметрами темперамента и чертами характера нет прямой связи, т.е. для различных типов темперамента нет свойственных только им черт характера. Основное значение в формировании черт характера имеют формы и методы воспитания.

Длительное время психологами обсуждается проблема биологических основ характера. Существуют две основные точки зрения, отличные друг от друга, и каждая теория имеет своих приверженцев. Согласно одной из теорий характер имеет биологическую, или физиологическую, основу. Вторая группа ученых считают характер человека основанным на генетических особенностях. Однако эти две теории не стоит считать диаметрально противоположными, поскольку все генотипическое является одновременно и биологическим, хотя не все биологическое имеет связь с генетическим фактором.

Черты характера человека

Наиболее важным в психологии является вопрос о параметрах гармоничных черт характера человека.

Гармоничные черты характера – это комплекс индивидуально-психологических стереотипов поведения, способствующих гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных и внутриличностных конфликтов (В. Д. Менделевич). Гармоничный характер представляет собой комплекс двух групп психологических параметров – адаптивности и самоактуализации.

Адаптивность является основным параметром гармоничного характера, обусловливающим успешность приспособления индивида к различным ситуациям и их изменению, к эмоциональному принятию окружения. Адаптивность характеризует значимость удовлетворения человеком социальных потребностей. Адаптивность необходима для достижения внутренней и внешней гармонии. Сам параметр адаптивности имеет три основных свойства:

1)реализм в восприятии окружающей действительности (перцептивный компонент);

2)желание человека адаптироваться к окружающей обстановке (мотивационный компонент);

3)способность адекватно воспринимать действительность (регулятивный компонент).

Самоактуализация – второй критерий гармоничного характера, имеющий те же составляющие, что и адаптивность. Частично они соответствуют характеристикам, данным для параметра адаптации, частично дополняются.

Для уровня адаптивности характерно принятие окружающих, для самоактуализации – принятие себя.

Принятие себя включает реалистичную оценку своих качеств, способностей и возможностей, жизнь в согласии с самим собой, борьба с психологическими комплексами или примирение с ними.

Принятие себя начинается с формирования реальной самооценки и самоуважения, для чего важна гибкость. Параллельно формируется реальность и гибкость уровня притязаний. Уровень притязаний – это совокупность ожиданий, целей и притязаний относительно своих будущих достижений, которая происходит из двух противоположных тенденций (Б. С. Братусь): тенденции поддержания своей самооценки на максимально высоком уровне и тенденции снизить свои притязания и избежать неудачи, которая может снизить самооценку. Самоуважение при гармоничном характере подчинено тем же закономерностям, что и самооценка и уровень притязаний.

Другие важные качества самоактуализации – спонтанность, простота, автономность и проблемная центрация (А. Маслоу). Их суть заключена в видении себя в реальном свете, без преувеличения своих положительных качеств.

Перечисленные качества составляют такой параметр гармоничного характера, как зрелость, включающую умение различать реальные и идеальные цели.

По наличию этих качеств характеры делят на гармоничные и дисгармоничные. Гармоничному характеру свойственны зрелость, адаптивность, гибкость, здравомыслие, реализм самооценки и оценки окружающих, автономность, простота, естественность, проблемная центрация, самоуважение, рациональное сочетание эгоистических и альтруистических целей. Дисгармоничный характер отличают инфантилизм, дезадаптивность, ригидность, нездравомыслие, нереальность самооценки и оценки окружающих, зависимость, несамостоятельность, неестественность, центрация на несущественных ситуациях, самоуничижение или самовосхваление, эгоцентризм.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормальных характеров, в определенных условиях затрудняющие контакт с окружающими.

По статистике больше половины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеют акцентуированные характеры. Необходимо различать акцентуации и психопатии, т.е. норму и патологию. Первым признаком акцентуированного характера является тот факт, что на протяжении всей жизни он не имеет одинаковой интенсивности проявлений. Обычно акцентуации характера наиболее ярко проявляются в подростковом периоде, а с возрастом затухают. Второй – то, что, акцентуированные черты характера проявляются только в особой обстановке, а не постоянно. Кроме того, социальная дезадаптация при акцентуации характера человека может никогда не наступить либо быть кратковременной и обратимой. Причиной такой дезадаптации являются не любые трудные условия, с которыми сталкивается человек в своей жизни, а только те, которые требуют мобилизации слабовыра-женного у данного человека качества характера.

Причинами акцентуаций характеров могут быть экзогенные и эндогенные (наследственные) факторы. Среди экзогенных факторов имеют значение пренатальные, натальные и ранние постна-тальные вредности (инфекции, интоксикации, травмы), а также неблагоприятное влияние окружающих – безнадзорность, чрезмерная опека, напряженная обстановка в семье.

В основе развития акцентуаций характера лежит срыв социальной адаптации, связанный с блоком именно той формы поведения, в сторону которой и направлена данная акцентуация. Нарушения социальной адаптации, в том числе сексуальной, отличаются от психопатий тем, что акцентуированные черты не мешают удовлетворительной социосексуальной адаптации. Клиники акцентуаций характеризуется парциальностью расстройств поведения, избирательностью и тесной связью с внешними условиями.

Любовь, семья, жизнь – Х-фактор

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Развитие личности человека. Как и почему развивается человек?

Развитие личности человека — как срез ствола дерева

Развитие личности человека — кольца жизни древа познания.

Многие, в том числе и в учебниках, образно представляют себе РАЗВИТИЕ, как спираль. Мне больше импонирует образ среза дерева, где четко видны кольца его развития.

Есть основа, стержень, вокруг которого на протяжении всей жизни, одно за другим, накладываются циклы развития. Последний цикл уходит в небытие.

Вам никогда не приходила в голову мысль, что деревья, чем-то, неуловимо, похожи на людей? Так же как мы, появляются из маленького семени, растут, живут, дают потомство, некоторые, и плоды, стареют и умирают.

Они, так же как мы, требуют доброго отношения к себе и благодатного окружения. Они, так же как мы, борются за свою жизнь.

Они, тоже любят одних и не любят других представителей своего сообщества. Да много ещё можно провести параллелей. Но это, так, — лирическое отступление.

Так, вот, о развитии личности человека, позвольте, поделиться своими мыслями.

Общеизвестно, что человек имеет две ипостаси: физическую – тело, и духовную – сознание: отражение в мозгу действительности. Сознание можно назвать миром в мире.

Но миром СОВЕРШЕННО своеобразным: уникальным, который является не только неким подобием зеркального отражения реальности.

А, притом, в трех её измерениях: прошлого — память, настоящего — осмысление и чувствование текущей, актуальной действительности, и будущего — воображение.

НО и, сознание — это персонифицированное ОТНОШЕНИЕ человека к окружающему миру. К людям, вещам, событиям и к духовным продуктам других людей — духовной культуре.

Отсюда, становится понятным, что развитие личности человека протекает как чисто физиологическое: рост и изменение тела с рождения до его смерти. И как духовное развитие личности человека: изменение сознания.

Последнее представляется, конечно, куда как более интересным, чем физическое, телесное развитие.

Что обеспечивает развитие сознания — что обосновывает развитие личности человека

Тут, в развитии личности и её сознания, естественно, две функции:

1.Во-первых, качественное и количественное поступление в него информации извне, через 5 органов чувств.

Чем больше информации и чем она качественнее, тем больше материала для строительства своего духовного мира. Каналы поступления информации общеизвестны: напрямую ощущение самого предметного мира вокруг нас.

И изучение, исследование продуктов культуры. Всего, что произвело и производит человечество и отдельные люди своим трудом – преобразованием окружающего, и его осмыслением — знаниями, информацией и чувственными образами (искусство).

2. Вторая функция значительно сложней и важней: это переработка в самом сознании поступившей информации и создание, собственно, своего духовного мира – мировоззрения.

Если при работе первой функции, в основном, задействовано актуальное сознание, где память является хранилищем, куда все складывается. А воображение — инструментом, при помощи которого, это складирование производится «по полочкам».

То, при строительстве мировоззрения, память и воображение являются главными элементами системы сознания.

То есть, происходит ВНУТРЕННЯЯ работа сознания. Когда внешние источники не только не нужны, но и мешают. Время, когда мы говорим: Оставьте меня все в покое. Мне нужно подумать.

Включается МЫШЛЕНИЕ, которое извлекает из памяти какой-то кусок или куски отраженной действительности. И, при помощи воображения начинает манипулировать ими: анализировать, сравнивать, синтезировать, абстрагировать, конкретизировать, дифференцировать, и прочее.

То есть, определять, ОСМЫСЛИВАТЬ, ОСОЗНАВАТЬ, что это такое вообще и для меня в частности. Последним действием здесь является добавление этого осмысленного куска в общую мозаику мировоззрения.

Так формируется и сама общая картинка мира в сознании, и нравственные идеалы, ценности. То есть, представление о том, что и как должно в этом мире быть, с точки зрения этого конкретного человека, – духовная оценка мира (прежде всего людей и, в целом, социума).

Которые и служат, далее, ориентирами поведения человека в его повседневной и экстремальной (событийной) жизни.

Таким же образом, в возрасте 2-3 года, формируется и стержень мировоззрения личности – самоосознание, самовыделение себя в этом мире – формирование «Я».

Развитие личности человека. Как развивать свою личность?

Хочешь развиваться (изменяться) как человек, как личность? Тогда выполняй не сложные действия в своей жизни:

1. Развитие личности человека: наполняй свой внутренний мир всё новой и новой информацией: общаясь, учась, читая, смотря, слушая.

Только надо не забыть поставить здесь фильтры против спама – информационного мусора. Его, вокруг нас, ОЧЕНЬ много. И, если им забивать свою голову, то вскоре, её можно превратить в помойку или свалку разрозненных и не осмысленных фактов и знаний.

2. Развитие личности человека: развивай свое мышление. Как?

Очень просто: чем больше человек думает, тем лучше и эффективнее работает его мышление. Это научно доказанный и обоснованный факт.

Надо стараться перерабатывать всю информацию, поступившую к нам: всё осмысливать, понимать – анализировать, сравнивать, делать выводы. То есть, применять все возможные мыслительные процессы.

3. Развитие личности человека: развивай своё воображение.

Самый эффективный способ здесь – мечтать и фантазировать – воображать все возможные и не возможные варианты развития событий, отношений, связей, изменения людей и вещей, явлений.

Конечно, и без делания всего этого, ваш внутренний мир будет развиваться — развитие личности человека объективный процесс. Ведь поток информации извне можно только ограничить, но прервать его невозможно.

Но, происходить это изменение будет хаотично, не системно, приторможено, бесцельно. И НЕ РАЗУМНО, то есть, функция разума (осмысленности) в жизни человека будет стремиться к 0.

Образно это можно представить, как развитие застойного озерка, когда оно начинает превращаться в болото, потом в трясину и так далее.

Когда сознание не развивается, личность деградирует

Отдельно хочется сказать о таком явлении в сознании, как его возведение в АБСОЛЮТ. Целиком или кусками.

Это, когда, человек перестаёт развивать свою картину видения мира (своё мировоззрение): он вдруг решает, что она закончена, абсолютна, истинна, и не нуждается больше в изменениях. Такие догматики, встречаются во множестве, к сожалению.

Ну, сами посудите, что может произойти с сознанием такого человека: когда вокруг всё изменяется, а у него в голове неподвижные знания, как камни на пути его же развития.

Постепенно, сознание, от неподвижности, начнёт превращаться, опять же, в болото. Только, вдобавок, ещё и зловонное: ибо, уж очень любят люди с таким сознанием доказывать, что их белое это единственно белое и белее всего — развитие личности человека, в данном случае, явно, — регрессивное.

Развитие личности человека в семейных отношениях — в семье

Попутно, хочу высказать свои соображения по поводу развития семьи.

Семья — это система, состоящая из двух главных элементов: мужа и жены. Понятно, что её развитие – это развитие ОБОИХ этих элементов, как людей, как личностей.

Ещё раз подчёркиваю: ОБОИХ. Потому, что совершенно очевидно, что если сознание одного будет развиваться, а второго превращаться в болото, то очень быстро, первому станет неинтересно, скучно, и прочее нехорошее отношение.

Соответственно, второго (болото) будет раздражать свежесть мысли, чувств и устремлений первого, развивающегося. Его будет раздражать сам факт развития личности своего оппонента.

Вот эта разность в развитии личностей: у одного развитие личности человека прогрессивное, у второго — регрессивное, и приводит к конфликту личностей мужа и жены. И семья или распадается, или влачит жалкое существование.

Второй момент: очень важным элементом развития мужа и жены является их взаимообогащение: такие отношения, когда они общаются именно как личности, переливая свой внутренний мир один другому – дополняя его и расширяя, тем самым.

Очевидно, что именно здесь встаёт во весь рост фактор ВОЗМОЖНОСТИ этой личности развиваться. То есть, а способна ли она ИЗМЕНЯТЬСЯ: учиться, воспринимать новое, расширять и трансформировать своё мировоззрение.

Вариантов-то развития личности человека в семье, не так уж много:

1. Оба развиваются именно в паре, как муж и жена – всё хорошо.

Вероятно, здесь, без взаимной любви ни как не обойтись! Именно такое развитие обеспечивает взаимопонимание и взаимоуважение в семье, и укрепляет любовь.

2. Оба развиваются, но, не имеют общего вектора.

По сути, муж и жена развиваются каждый сам по себе, — не имея мировоззренческих, личностных отношений. Понятно, каждый, по мере такого развития, всё более будет отдаляться от другого.

3. Развивается один, а второй превращается в «болото». Ну, тут, всё ясно.

А что? Вполне можно жить: ведь довольно скоро, оба забудут и что такое любовь, и про свои мечты, и про амбиции и прочее. Обычная такая семейка обывателей – основа стабильности общества.

Вот, я на таком уровне понимания развития личности человека. Интересно ваше мнение, дамы и господа: Развитие личности человека и всё о развитии человека.

Русский язык как развивающееся явление

Русский язык как развивающееся явление. Как развивается русский язык?

Сегодня русский язык как развивающееся явление редко рассматривается. Все к нему привыкли, употребляют слова автоматически, порой даже не задумываясь. И это понятно, ведь мы являемся носителями русского языка. Однако, исходя из этого же, следует хотя бы иногда интересоваться его историей и спецификой. На протяжении столетий он претерпевал изменения, старые слова искоренялись, новые добавлялись, становился другим и алфавит. Русский язык как развивающееся явление представляет собой совершенно уникальное культурное наследие.

Множество столетий отделяет нынешний русский язык от того, на котором общались наши далёкие предки. За это время изменилось многое. Одни слова стали совершенно забытыми, их сменили новые. Поменялась и грамматика, а старые выражения приобрели совершенно другое толкование. Интересно, если бы современный русский человек встретился с одним из наших далеких предков, получилось бы у них поговорить и понять друг друга? Определенно да, несмотря на то что быстротекущая жизнь изменилась вместе с языком. Многое в нем оказалось очень устойчивым. И речь предков можно было бы понять. Учёные-филологи провели интересный и кропотливый эксперимент – они сопоставили словарь Ожегова со “Словарём русского языка XI-XVII века”. В ходе работы выяснилось, что около трети средне- и высокочастотных слов идентичны друг другу.

Язык как развивающееся явление существовал всегда, с того самого момента, как люди начали говорить. Изменения, происходящие в нём, являются неизбежным спутником истории языка, причем абсолютно любого. Но так как он является одним из самых богатых и разнообразных, то и за тем, как развивается русский язык, наблюдать интереснее. Надо сказать, что преимущественно условия функционирования языка были изменены из-за политических катаклизмов. Росло влияние средств массовой информации. Это также влияло на развитие русского языка, делало его более либеральным. Менялось к нему, соответственно, и отношение людей. К сожалению, в наше время мало кто придерживается литературных норм, всё больше распространяется неформальное общение. Как следствие – периферийные элементы жанров стали центром всей языковой системы. Имеются в виду просторечье, сленг и жаргон.

Стоит отметить, что язык – развивающееся явление во всех регионах нашей необъятной страны. И новые нормы лексикологии появляются как в общенародной речи, так и в отдельных регионах России. Имеются в виду диалектизмы. Существует даже так называемый “московско-петербургский словарь”. Несмотря на то что эти города довольно близко расположены друг к другу, их диалекты отличаются. Особый говор можно наблюдать в Архангельской и Вятской областях. Там существует огромное количество слов, которые обозначают на самом деле совершенно обыкновенные понятия. Но в результате, если употреблять эти выражения, то житель Москвы или Петербурга поймёт такого собеседника не лучше, чем если бы он говорил на народном белорусском языке.

Язык как развивающееся явление не мог избежать введения в него жаргонных выражений. Особенно актуально это для нашего времени. Как развивается язык сегодня? Не самым лучшим образом. Он регулярно пополняется выражениями, которые чаще всего употребляет молодежь. Ученые-филологи считают, что эти слова очень примитивные и не имеют глубокого смысла. Также они уверяют, что век подобных фраз весьма короткий, и долго они не проживут, так как не несут какой-либо смысловой нагрузки, не являются интересными для интеллигентных и образованных людей. Таким словам не удастся вытеснить литературные выражения. Однако в реальности можно наблюдать совершенно противоположное. Но в целом это уже вопрос, касающийся уровня культуры и образованности.

Исторические изменения не могут затрагивать какой-либо один аспект языка – они влияют целиком и полностью на всё, начиная с фонетики и заканчивая спецификой построения предложения. Современный алфавит произошел от кириллицы. Названия букв, их начертания – всё это отличалось от того, что мы имеем сейчас. Конечно, ведь в далекие времена использовался древний славянский алфавит. Первую его реформу провёл Петр Первый, который исключил некоторые буквы, а другие стали более округлыми и упрощенными. Изменилась и фонетика, то есть звуки стали произноситься по-другому. Мало кто знает, что мягкий знак в те времена озвучивался! Его произношение было близко к “О”. Кстати, о твёрдом знаке можно сказать то же самое. Только его произносили, как “Э”. Но потом эти звуки исчезли.

Русский язык как развивающееся явление претерпел изменения не только в плане фонетики и произношения. Постепенно в него вводились новые слова, чаще всего заимствованные. Например, в последние годы в наш обиход прочно вошли следующие изречения: файл, дискета, шоу, кино и многие другие. Дело в том, что меняется не только язык, изменения происходят и в жизни. Образуются новые явления, которым надо давать названия. Соответственно, появляются и слова. Кстати, старые выражения, давно канувшие в Лету, в последнее время возрождаются. Все уже забыли про такое обращение, как “господа”, называя своих собеседников “друзьями”, “коллегами” и т. д. Но в последнее время это слово вновь вошло в русскую разговорную речь.

Многие выражения уходят из своей среды обитания (то есть из профессиональных языков определенного профиля) и вводятся в повседневную жизнь. Все знают, что компьютерщики, врачи, инженеры, журналисты, повара, строители и многие другие специалисты той или иной сферы деятельности общаются на “своих” языках. И некоторые их выражения порой начинают употреблять повсеместно. Следует также отметить, что русский язык обогащается ещё и из-за словообразования. В качестве примера можно привести существительное “компьютер”. При помощи приставок и суффиксов образуется сразу несколько слов: компьютеризация, компьютерщик, компьютерный и т. д.

Как бы то ни было, всё, что ни делается, – к лучшему. В данном случае это выражение также подходит. За счёт свободы форм выражения стала проявляться тенденция к так называемому словотворчеству. Хотя нельзя сказать, что оно всегда получалось удачным. Конечно, ослабела официальность, которая была присуща публичному общению. Но, с другой стороны, лексическая система русского языка стала очень активной, открытой и “живой”. Общаясь простым языком, людям проще понимать друг друга. Все явления внесли определенный вклад в лексикологию. Язык, как развивающееся явление, продолжает существовать и по сей день. Но сегодня это яркое и оригинальное культурное наследие нашего народа.

Хочется отметить, что русский язык — развивающееся явление, которое интересует сегодня многих людей. Ученые всего мира занимаются его изучением и познаванием специфики, которая ему свойственна. Общество развивается, наука также идёт вперед семимильными шагами, Россия обменивается с другими странами научными разработками, производится культурный и экономический взаимообмен. Всё это и многое другое вызывает потребность овладеть русским языком у граждан других стран. В 87 государствах его изучению уделяют особое внимание. Порядка 1640 университетов преподают его своим студентам, несколько десятков миллионов иностранцев горят желанием овладеть русским языком. Это не может не радовать. И если наш русский язык как развивающееся явление и культурное наследие вызывает такой интерес у иностранцев, то и мы, его носители, должны на достойном уровне им владеть.

Источники:
Как развивается характер человека
Термин «характер» трактуется неоднозначно; различение понятий «характер» и «темперамент», «характер» и «личность» до сих пор вызывает споры. Характер человека в узком смысле слова определяется как
http://www.astromeridian.ru/medicina/razvivaetsja_harakter_cheloveka.html
Любовь, семья, жизнь – Х-фактор
Развитие личности человека: Развивай свое мышление. Как? Очень просто: чем больше человек думает, тем лучше и эффективнее работает его мышление и сознание.
http://love-family-life.info/filosofiya-zhizni/
Русский язык как развивающееся явление
Сегодня русский язык как развивающееся явление редко рассматривается. Все к нему привыкли, употребляют слова автоматически, порой даже не задумываясь. И это понятно, ведь мы являемся носителями русского языка. Однако, исходя из этого же, следует хотя бы иногда интересоваться его историей и спецификой.
http://fb.ru/article/163160/russkiy-yazyik-kak-razvivayuscheesya-yavlenie-kak-razvivaetsya-russkiy-yazyik

(Visited 1 times, 1 visits today)