Как помочь ребенку преодолеть страх

Полезное

Как помочь ребенку преодолеть страх

Как помочь ребенку преодолеть страх? Учим ребенка не бояться

Детские страхи – явление обычное. Умение испытывать страх является залогом успешного выживания. И это неудивительно, ведь когда ты ещё слишком мал, трудно понять, что опасно, а что нет. Лучше уж убегать ото всего, что тебе таковым хотя бы покажется. Но у этой монеты есть и другая сторона. Вовремя неразрешённые, детские страхи могут перерасти в патологию, и оказать плачевное влияние на всю дальнейшую судьбу человека.

Не говоря уже о том, что ещё в детском возрасте страхи, на которые родители не отреагировали или отреагировали неадекватно, могут привести к повышенной негативистической активности у ребёнка, тревожности и даже ухода от реальности. В первом случае ребёнок начнёт вести себя демонстративно, намеренно привлекая внимание окружающих, при этом за отсутствием положительной реакции он переключится на вызов отрицательной, лишь бы была какая-нибудь. Во втором у ребёнка может резко понизиться самооценка, он начнёт бояться неудачи, перестанет проявлять инициативу. В случае ухода от реальности, ребёнок одновременно будет и тревожен, и демонстративен. Всё больше он будет стараться пребывать в мире собственных фантазий, чувствуя себя защищённым только там.

Конечно, любящие родители не допустят подобного. Но как определить, что ребёнку действительно нужна помощь, а он не просто в очередной раз испугался какого-нибудь сущего пустяка? Для этого нужно, для начала, узнать больше о детских страхах, как таковых.

Какими бывают детские страхи? В возрасте 2-3 лет малыш может бояться резких звуков. Это один из самых распространённых животных страхов, поскольку в природе всякий резкий звук почти всегда означает опасность. Живя в городах, мы привыкли к постоянным гудкам автомобилей, заводов и прочих пароходов, но малыш боится их инстинктивно, он ещё не понимает, что звуки сами по себе не несут никакой опасности. Второй распространённый страх, проявляющийся уже в этом возрасте – страх темноты. Ещё дети боятся домашних животных, опять-таки, потому что ещё к ним не привыкли, а всякое незнакомое животное на инстинктивном уровне для ребёнка означает опасность.

В 3-4 годика у ребёнка начинает развиваться воображение и это выливается в страх перед собственными фантазиями. Это один из самых сложных периодов, поскольку такой страх уже не убрать физически, как кошку из комнаты, например, или включив ночник, но и устранить его при помощи рационализации трудно, ввиду того, что малыш ещё всё познаёт мир в основном через эмоции. Чаще всего ребёнка пугают игра теней, персонажи мультфильмов, собственные сны.

Начиная с пяти лет, у ребёнка появляются взрослые страхи, вроде страха перед потерей любимого человека, страха смерти, страха перед тяжёлой болезнью.

Как нельзя вести себя родителям? Ругать малыша. “Такой большой, а боишься такой глупости! Как не стыдно?”. Ни в коем случае, так вы только добавите к чувству страха чувство вины и ребёнок, возможно, замкнётся в себе, вынужденный переживать свои страхи в одиночестве.

Ставить себя в пример. “Посмотри на меня – я же не боюсь!”. Какой вы молодец! Вам-то хорошо, вы большой и сильный, а каково ребёнку? Он ищет в вас поддержки, в том, что вы всесильны и можете справиться с чем угодно, у него пока нет никаких сомнений.

Избегать того, чего ребёнок боится. “Тебе не нравится игрушка – мы её спрячем!”. Можно спрятать игрушку, но нельзя спрятать страх. Он ещё долго будет преследовать ребёнка, если его не победить.

Как нужно себя вести, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх? Показать, что вы рядом. Не разубеждать ребёнка, что бояться ему нечего, а показать, что вы защитите его от чего угодно. Это древний механизм, малыш ждёт и желает именно этого – убеждённости в том, что его мама и папа рядом.

Показать, что вы понимаете его. Нужно дать понять, что вы понимаете, чего именно боится ребёнок, но обязательно защитите его от этого.

Пообещать ему, что всё будет хорошо. Просто возьмите ребёнка на руки, покачайте его и говорите, что всё будет хорошо, тогда он быстро успокоится. Очень хорошо в этом случае справляются именно папы – их низкие голоса успокаивают ребёнка даже лучше, чем мамины, вселяя в него чувство защищённости и безопасности.

Поощряйте ребёнка быть смелым. Но делать это нужно деликатно. Не воспитывать в нём какое-нибудь очередное глупое “Ты будущий мужчина! Ты должен…”, а вместо этого просто радоваться вместе с ним, когда ребёнку удалось победить очередной страх и выражать уверенность, что и с будущими страхами он тоже расправиться так же легко. Напоминайте ему о его победах, а не зацикливайтесь на неудачах.

Как преодолеть страх? Это только “первая помощь”, для полноценного преодоления страха, нужно будет дать ему настоящий бой. Существует несколько методик, позволяющих преодолеть страх. Главное, помните, что нужно воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка в большей степени, нежели на рациональную. Почти не возымеют эффекта многочисленные убеждения ребёнка в том, что комната остаётся точно такой же, когда она тёмная, как и когда в ней светло. Лучше оставить её в темноте, а остальные комнаты осветить. Затем заходить с ребёнком в тёмную комнату, держа за руку. Выходите, как только ребёнку станет страшно. Со временем, он привыкнет, ваши совместные “походы” в страшную комнату будут продолжаться всё дольше, пока он не научится справляться и вовсе без вас.

Также очень полезным бывает обыгрывание ситуации. Пусть вымышленный герой попадает в ситуации, когда его атакуют страхи вашего ребёнка. Пусть он находит выход из этой сложной ситуации, выходит из неё победителем. Это и в ребёнке воспитает способность противостоять собственному страху. Существуют настоящие, так называемые, терапевтические сказки. Это психологическая практика, которая позволяет воздействовать на ребёнка через понятный ему мир сказок.

В случае если долгое время вам никак не удаётся победить детский страх, разумным решением, возможно, будет обратиться к специалисту за помощью. Но ни в коем случае нельзя махать рукой на детские страхи и думать, что он их просто перерастёт. Слишком велика опасность для него обзавестись малоприятной фобией на всю жизнь.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Детская психология”

Будем рады вашим вопросам и отзывам:

Материалы для размещения и пожелания просим присылать на адрес [email protected]

Присылая материал для размещения вы соглашаетесь с тем, что все права на него принадлежат вам

При цитировании любой информации обратная ссылка на MedUniver.com – обязательна

Для получения координат авторов статей просьба обращаться к администрации сайта

Вся предоставленная информация подлежит обязательной консультации лечащим врачом

Администрация сохраняет за собой право удалять любую предоставленную пользователем информацию

Как помочь ребенку преодолеть страх

Меню сайта

Как помочь ребенку преодолеть страхи

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. При чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до эмоционального паралича.

Устойчивые страхи – это такие страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, они приводят к появлению нежелательных черт характера. Подавляющее большинство страхов обусловлено возрастными особенностями и имеет временный характер. Если страхи имеют заостренное течение или сохраняются длительное время, то это служит сигналом неблагополучия, говорит о нервной и физической осдаоленности ребенка, неправильном поведении родителей, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

Возникновение страхов в большинстве случаев – это вина самих родителей, и наш долг – предупредить возможность их проявления, оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или просто родительской невнимательностью. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, их отношение к миру, ко взрослым, сверстникам.

И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, связанные с сыном или дочерью, и в соответствии с этим менять свои отношения с ребенком, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Что такое страх, как предупредить его у детей – это повод для разговора.

СТРАХ основан на инстинкте самосохранения. Страх – это эмоция, которая возникает в ответ на действие угрожающего стимула, сопровождается определенными физиологическими изменениями: отражается на частоте пульса, дыхания, показателях артериального давления.

ТРЕВОГА также имеет эмоциональный компонент в виде чувства беспокойства и волнения. Часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно спрогнозировать.

На возникновение опасности каждый человек реагирует по-своему. Выделим несколько типичных ответных реакций.

Предупреждающей страх реакцией является агрессия на физическом, словесном и воображаемом уровне. В ряде случаев агрессивный ответ не представляет собой отклонения от нормы и имеет целью защиту себя от агрессии со стороны обидчика.

Агрессивный ответ на словесном уровне представлен в виде

На воображаемом уровне – в проявлении ненависти, злобы, либо неприязни, раздражении.

Страх можно не осознавать, быть к нему безразличным. Подобное восприятие страха встречается как при высоком уровне саморегуляции и развития волевых качеств, так и при эмоциональном или интеллектуальном недоразвитии. Кроме того, страх может не возникать потому, что не имеет аналогов в жизненном опыте человека.

Вам, наверное, приходилось сталкиваться с детьми, которые ничего не боятся. Это полная противоположность детям, испытывающим страх. Но почему же тогда они становятся пациентами психотерапевтов? И у тех, и у других детей есть одна общая черта – у них нарушен инстинкт самосохранения. У детей со страхами он преувеличен, у «бесстрашных» снижен или отсутствует вовсе.

Самым распространенным способом реагирования на опасность является бегство, то есть не всегда осознаваемое стремление избежать соприкосновения с источником угрозы, самоизоляции от нее.

Ларошфуко сказал: «Мы обещаем согласно своим надеждам, а поступаем согласно своим страхам». Нет ни одной психической функции, которая бы под воздействием страха не претерпела бы изменений. Положительные эмоции исчезают. Вместо них развивается хроническое эмоциональное напряжение (общая заторможенность, слабость, усталость, но вместе с тем -импульсивность, внезапно возникающие, труднопредсказуемые действия). Например, один тихий послушный мальчик 6 лет, находясь в больнице, случайно разбил градусник. Ребята сказали, что медсестра накажет его. Страх перед этим у исполнительного, а фактически боящегося мальчика был настолько велик, что он, не задумываясь, разжевал градусник вместе с ртутью и проглотил.

Страх, как мина замедленного действия, подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Без веры в свои силы человек не может эффективно бороться, отстаивать овои права, он заранее готовит себе поражение, настраивает себя на неудачу, убеждаясь все больше и больше в своей никчемности, неспособности ни к чему.

Но самое главное, взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став мужем-женой, отцом-матерью, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и, скорее всего, передаст свои тревоги, страхи ребенку.

Страх уродует и мышление. Оно становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями, сомнениями, теряет свою гибкость. Из-за боязни показаться смешным, сделать не то, не так, как требуют, уменьшается познавательная активность. Все новое воспринимается с настороженностью, все поведение носит пассивный, излишне осторожный характер.

При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Кажется, что они не относятся, как раньше, не понимают, осуждают. А это уже говорит о мнительности.

Почему в детстве страх – одна из самых распространенных реакций? Потому что инстинкт самосохранения выражен очень активно, а жизненного опыта нет.

Для того чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, родители должны принимать причины их появления. Страхи, возникающие в процессе общения с родителями и сверстниками, отличаются от страхов, рожденных воображением ребенка (или в результате испуга). В первом случае речь идет о внушенных страхах, во втором – личностно обусловленных, в третьем -о ситуационно возникших страхах.

Страхи, возникающие в результате заражения страхом или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения к нему отношения родителей. Во всех случаях смотреть на страхи надо не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.

Когда вы пользуетесь силой, ребенок подчиняется вам из страха. Потом вы, конечно, помиритесь, но страх останется в сознании маленького человека и может проявиться по любому другому поводу.

Объяснять, что страх – нелепость, бессмысленно. Разговоры только усугубят ожидание страшного.

Лучше разрешить ребенку побольше бегать, приглашать в гости его друзей, помочь ему научиться общаться с ними, полезно использовать игру, в которой ребенок проявит себя как сильный, смелый защитник.

Родителям важно понять, что страх – не каприз, не слабость (как иногда думают отцы), а серьезная проблема. Это беда, с которой надо сражаться, и иногда в первую очередь с собой. Начать надо с того хотя бы, чтобы изменить отношение к ребенку, дать ему больше свободы, а мешать этому может ваша негибкость, предвзятость в восприятии детей, непроизвольный перенос своих тревог, страхов и проблем. Родители должны понимать, как их отношение к ребенку влияет на него.

Так, если оба родителя все разрешают ребенку, мягки, нерешительны, то число страхов может быть максимальным (нет опоры у ребенка в ближайшем окружении).

Достаточное число страхов наблюдается, когда оба родителя очень строги. В этом случае одновременно со страхами нарастает и возбудимость детей.

Если родители без конца дают советы, проверяют, делают замечания, это рождает у детей боязнь не соответствовать родительским требованиям.

Есть родители, которые требуют обещания исправиться, стыдят,

Всё это – непосильное физическое и психическое закаливание, игнорирующее реальные возможности детей, их психофизическое развитие, темперамент, особенности формирования характера. Такие требования неприемлемы, бесполезны, а в худшем случае – только способствуют усилению страхов.

С возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов, они теряют наивно-детский характер. Упоминание о Бабе Яге вызовет дрожь у 4-летнего, а подросток рассмеется. Однако этот же подросток может бояться родителей, насмешек со стороны сверстников, стихийных бедствий.

Преодолевая страхи, мы должны возвратить ребенку детство, из которого он ушел раньше времени. Достигается это разнообразными эмоционально насыщенными играми, детскими спектаклями, праздничными представлениями, где много веселья и музыки, посещениями парков, систематическим чтением сказок, рисованием, походами. Крайне желательно участие во всех этих мероприятиях взрослых, которые сами, попадая в детство, становятся непосредственными в отношениях с детьми. Любая возня с родителями, сверстниками, смех, разыгрывание сказок способны создать условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок,

Ребенок идет в школу, и начинается новая угрожающая ситуация. Главная трудность в это время состоит в умении соединить требовательность с уважением к детям и сохранить при этом с ними эмоциональный контакт. Утрированное чувство долга, чрезмерная принципиальность, моральное давление оборачиваются страхом «быть не тем», страхом несостоятельности, а также тревожным предчувствием возможных неудач и поражений, неуверенностью в себе. Тогда полное устранение страхов, пропитанных тревожностью, становится непростой задачей и подразумевает активную перестройку многих аспектов семейных отношений и обязательное участие сверстников в жизни ребенка.

Существует много «невидимых страхов», остающихся тлеть в душе ребенка и готовых вспыхнуть в любой подходящий для этого момент. Это такие страхи, которые часто отрицаются детьми, но определяются матерями. Другими словами, это страхи, в которых не любят признаваться.

Нелегок путь самопознания и самовоспитания, но это единственный путь для того, чтобы помочь детям справиться со своими проблемами.

Наша беседа подошла к концу. Она поможет вам не только преодолеть страхи у детей, но также заставит задуматься о себе, о ваших взаимоотношениях в семье, проанализировать свои поступки, методы воспитания (что само по себе является лучшей профилактикой появления страхов). Это необходимо потому, что здоровье ваших детей, а значит, и будущее всех нас в ваших руках, родители.

Источник: Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.

Источники:
Как помочь ребенку преодолеть страх
Достаточно часто дети начинают всего бояться и справиться с детскими страхами достаточно проблематично. В данной статье мы остановимся на причинах детских страхов и на том, как научить ребенка не бояться
http://meduniver.com/Medical/Psixology/kak_nauchit_rebenka_ne_boiatsia.html
Как помочь ребенку преодолеть страх 1
Как помочь ребенку преодолеть страхи
http://www.vseodetishkax.ru/konsultaczii-psixologa/47-detskie-straxi/1024-kak-pomoch-rebenku-preodolet-straxi

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou