Как общаться с ребенком 4 лет

Как заниматься с ребенком 3-4 лет

Как заниматься с ребенком 3-4 лет

Часто, размышляя о развитии своего ребенка, мамы сталкиваются с множеством вопросов:

  • Во что конкретно играть с ребенком, где и как?
  • Что должен малыш знать и уметь в том или ином возрасте?
  • Сколько он может заниматься, чтобы не устать и не потерять желание к занятиям?
  • Стоит ли настаивать на занятиях или лучше «ловить момент»?
  • Что делать, если ребенок не хочет играть?
  • Как заинтересовать малыша?

Существующие взгляды и самих родителей, и специалистов на то, как и чем заниматься с ребенком очень сильно варьируются от крайне либеральных, до крайне строгих.

Вот несколько примеров «демократической» позиции:

  • не стоит «приставать» к ребенку, если не хочет заниматься – то и не надо;
  • не стоит создавать специальных условий для занятий – все должно происходить в естественных ситуациях: на полу, на улице, в разговоре, во время игры;
  • все дети уникальны – не стоит волноваться, если ребенок не знает цвета в 3 года, значит, выучит их в 5.

И несколько примеров требовательной позиции:

  • стыдно, если ребенок в три года не знает элементарных стишков, не может назвать цвета и формы;
  • если с ребенком не заниматься, то в школе будут большие проблемы;
  • дисциплина должна быть во всем!

Очевидно, что истина где-то посередине, ведь созревание структур мозга требует постепенной и регулярной нагрузки. С другой стороны, некоторые родители так усердно берутся за дело раннего развития, что ребенок страдает от изобилия занятий, кружков и информации и теряет золотой период детства.

Когда же занятия с ребенком полезны и необходимы?

  • Если Ваш ребенок сам проявляет инициативу;
  • если он сам приходит к Вам с книжкой и просит почитать или поиграть;
  • если он на лету запоминает стишки и сказки;
  • если он любит задавать Вам вопросы;
  • если малыш сам рисует, лепит, вырезает и строит, тогда

Вам не о чем волноваться!

В таком случае, Вам достаточно лишь поддерживать интерес ребенка, участвовать в его играх и снабжать новыми интересными играми и идеями.

Однако бывают и другие ситуации, когда:

  • ребенок не проявляет интерес к обучению;
  • ребенок не воспринимает маму как авторитет, не хочет заниматься с ней;
  • ребенок задерживается в развитии;
  • ребенок вредничает, кривляется и всячески саботирует занятия;
  • ребенок так стесняется, что не хочет играть и заниматься ни с кем, кроме мамы, не играет с другими детьми.

В таком случае занятия с ребенком могут быть полезны и нужны. "Для чего?" – спросите Вы – "Ведь ребенок не хочет заниматься, и ему это неинтересно".

В этом случае занятия могут быть направлены как раз на то, чтобы помочь ребенку развить свой интерес, научиться заниматься, общаться и строить отношения сотрудничества и взаимодействия. А ведь это так важно для развития личности ребенка!

Итак, заняти с ребенком 3-4 лет могут преследовать разные цели:

  • развивающие занятия – помощь ребенку в освоении знаний по возрасту (формы, цвета, классификация предметов, цифры и т.д.). Развитие ребенка происходит в соответствии с определенными стадиями, поэтому занятия могут помочь ему проходить их более качественно;
  • развитие навыков внимание и целенаправленности.В норме, если задания и игры подобраны правильно, ребенок занимается достаточно внимательно и заинтересован в том, чтобы доделать дело до конца. Многие мамы говорят, что ребенок "часами" готов сидеть.

Но если эта сфера у ребенка страдает, если он импульсивен и, как бы ни старался, не может доделать свою задачку до конца, занятия могут помочь ему справиться со своей непоседливостью (разумеется, я подразумеваю, что все задачи подобраны в рамках возможностей и интересов ребенка);

  • налаживание контакта и взаимодействия с мамой, когда ребенок учится воспринимать просьбы и предложения мамы серьезно, учится подражать, сотрудничать, планировать и т.д.;
  • развитие умения общаться, когда в игре ребенок осваивает навыки обращаться за помощью к другому, выражать свои желания так, чтобы быть понятым, предложить игру, уточнить что-то (например, игры в «гости», «День рождения», «магазин» и т.д.)

Словом, занятия с ребенком могут быть не только полезны, но часто и необходимы.

Как заниматься с ребенком?

  1. Занятия с ребенком 3-4 лет должны проходить только в игровой форме. Что это значит? Все вы знаете, что ведущая деятельность для ребенка-дошкольника – это игра. В этот период ребенок придумывает сюжеты, проигрывает действия, а становясь постарше, уже выступает в роли режиссера и сам создает правила.

Однако заниматься в игровой форме – не обязательно значит придумывать сюжет и устраивать спектакль, в котором роли играют цифры, цвета и т.д.

Далеко не все родители изобретательные актеры и находчивые педагоги. И это нормально! Не стоит винить себя и лезть из кожи вон.

Во-первых, игровая атмосфера может быть создана за счет использования красочных и интересных материалов. Поэтому уделите внимание игрушкам и книжкам. Отдавайте предпочтение четким и ясным картинкам, не слишком броским цветам, достаточным размерам изображений. Мелкие непонятные черно-белые рисунки наведут тоску на любого, не говоря уже о ребенке.

Во-вторых, игровая атмосфера в занятиях предполагает определенный эмоциональный фон, который Вы можете создать для ребенка. В ходе поиска определенного цвета Вы можете подзадоривать ребенка, немножко дразнить, провоцировать его сделать, «кто быстрей» и, конечно, хвалить. В норме ребенок заинтересован в результате, ему нравится достигать целей, особенно, если это похоже на азартную игру.

Таким образом, заниматься с ребенком можно, 1) вплетая познавательные элементы в сюжет игры, 2) используя развивающие игровые материалы; 3) создавая радостный эмоциональный фон сотрудничества.

  • Если Вы решили заниматься с ребенком регулярно и ставите перед собой определенные цели, желательно, чтобы занятия проходили в одном и том же месте в одно и то же время.

    Время. При выборе времени занятий важно учесть, чтобы ребенок был бодр, активен и сыт. Понаблюдайте за ребенком, когда он наиболее расположен к занятиям. Чаще всего это утро или время после обеденного сна и прогулки.

    Старайтесь, чтобы время было одно и то же, и малыш мог привыкнуть к последовательности событий дня, а занятия стали частью режима.

    Как долго заниматься с ребенком? В норме ребенок 3-х лет может спокойно заниматься минимум (!) 15 минут. Зрелость мозговых структур и развитие навыков самоконтроля позволяют ему справиться с этой задачей. Хотя при правильной организации процесса и адаптации к занятиям дети могут продуктивно заниматься полчаса, а иногда и дольше. Если Ваш ребенок не выдерживает и трех минут во время совместных занятий, переходите к статье «Что делать, если ребенок не хочет играть?», которая появится вскоре.

    Место для занятий должно быть удобно как для ребенка, так и для мамы. Если Вы будете испытывать дискомфорт, сидя на полу или на неудобном детском стульчике, то занятия будут ассоциироваться с неприятностями и дискомфортом.

    Оптимальный вариант – специальный детский столик и стульчик. Если Ваш ребенок непоседлив, придвиньте один край стола к стене и сядьте с другой стороны. Так Вы ограждаете ребенка от посторонних стимулов, которые будут провоцировать его отвлекаться или уйти. Если Вы занимаетесь на коврике, пусть он будет «специально для занятий». Хотя коврик больше ассоциируется с игрой, и Вам может быть сложнее попросить ребенка выполнить какое-то действие на нем целенаправленно, ведь ребенок привык, что может играть спонтанно.

  • Обязательно учитывайте возраст ребенка.В 3-4 года не спешите учить своего ребенка читать и писать. Двигайтесь постепенно и последовательно. Если Вы решили заниматься с ребенком регулярно, посоветуйтесь с педагогом, чтобы подобрать подходящую программу развивающих занятий.

    Кстати, к работе в команде на сайте присоединилась детский педагог и логопед Елена Иванова, которая ответит на все вопросы по поводу того, во что играть с ребенком.

  • Приучайте ребенка к занятиям постепенно. Если Вы решили регулярно заниматься с ребенком, начинайте с малого. Пусть первые несколько занятий составят не больше 5-10 минут. Если все будет в порядке, постепенно увеличивайте время до 15, затем 20 минут. Начинайте занятие с игры, которая точно интересна и посильна для ребенка. Обязательно хвалите и поощряйте его. Перед началом занятий устройте "волшебный ритуал". Скажите, ребенку, что он уже взрослый и очень умный, и теперь Вы каждый день будете заниматься с ним, чтобы он смог стать таким же, как например, его любимый герой, брат, папа. Покажите ребенку, что заниматься – это прекрасно, это вызывает уважение и гордость!
  • Успехов Вам, дорогие родители в Ваших начинаниях!

    Как общаться с ребенком 4 лет

    СВОЕОБРАЗИЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА У ДЕТЕЙ 6—7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

    Вопрос о существовании стабильных и переходных, или критических, периодов в развитии ребенка был поставлен в 20—30-х гг. в исследованиях П.П. Блонского и Л.С. Выготского по периодизации детства. Необходимость различать эти периоды продиктована педагогической практикой: учителя, воспитатели, родители постоянно сталкиваются с трудновоспитуемостью, капризностью, конфликтностью, непослушанием, грубостью детей в некоторые периоды их жизни.

    Л.С. Выготский выделил несколько таких переходных периодов: период новорожденности, 1 года, 3, 7, 11, 13 и 16—17 лет. Он считал их «кризисами развития», когда «на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большее, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка» [1; 249].

    В дальнейшем переходные периоды изучали А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович. Они выдвинули положение: суть переходных периодов состоит в том, что форма деятельности, бывшая ведущей в предшествующем стабильном периоде, изживает себя, внутри нее возникают предпосылки новой формы деятельности и ее мотивы. Соответственно затухают старые виды деятельности и прежние отношения ребенка со взрослыми, меняется его внутренняя жизнь, что и ведет к наблюдаемым проявлениям в поведении.

    А.Н. Леонтьев выдвинул идею о том, что «кризисы отнюдь не являются спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [3; 518].

    В настоящее время изучены переходные периоды трех лет и подросткового возраста. Переходный период в 6— 7 лет, называемый кризисом семи лет, практически не исследован. Вместе с тем в связи с переходом к обучению с 6-летнего возраста его изучение приобретает особую актуальность. В настоящем исследовании проблема «кризиса семи лет» рассматривается в рамках диагностики готовности детей к обучению в школе.

    Важно отметить, что данный период был выделен еще тогда, когда в СССР не было развитой системы дошкольного воспитания и обучения. В настоящее время дошкольное воспитание представляет собой организованное массовое явление, поэтому возникают закономерные

    вопросы: сохраняется ли у современных детей ранее описанная симптоматика, в чем специфика перехода к школьному детству, с какими явлениями в развитии он может быть связан. Эти вопросы стояли в центре нашего исследования.

    Методологической основой работы было понимание природы критических возрастов как диалектических скачков в развитии, с необходимостью присутствующих в онтогенезе. Теоретической базой изучения «кризиса семи лет» явилась теория деятельности.

    Гипотеза исследования: суть переходного периода между дошкольным и школьным детством состоит в смене игровой деятельности учебной под влиянием созревания внутренних предпосылок, важнейшей из которых является сформированность символической функции и воображения. Без их достаточного развития ребенок не может считаться подготовленным к школе.

    I этап работы посвящался сбору данных о существовании, течении, симптоматике, хронологических рамках переходного периода у 6—7-летних детей. Основным методом был опрос родителей, воспитателей и учителей по специально разработанным опросным листам. Мы старались выявить негативную картину перехода в ее классическом описании, изменения в игровой деятельности, в отношениях со взрослыми, появление у ребенка стремления стать школьником.

    II этапом исследования стало изучение вопроса о том, что именно в игровой деятельности ведет к дискредитации ее мотивов.

    В работе приняли участие 307 родителей, 12 воспитателей, 6 учителей. В течение двух лет мы наблюдали за 166 дошкольниками и 141 школьником 6— 7 лет.

    Родители дошкольников (58 %) говорили о том, что «ребенок вдруг испортился», «всегда был послушным, а сейчас словно подменили: капризничает, голос повышает, дерзит», «с ребенком стало трудно общаться», «спорит по любому поводу, упрямится», «с ним стало невозможно найти общий язык», «стал очень непослушным», «закатывает истерики», «все требования надо повторять по двадцать раз».

    Наблюдения за такими дошкольниками показали, что они очень подвижны, легко начинают и бросают начатое дело, игру, отвлекаются, постоянно пытаются занять себя чем-то полезным для других, требуют к себе внимания со стороны воспитателей. Воспитатели характеризовали их как «очень активных, нуждающихся в контроле, неусидчивых, непослушных, почемучек». Такие дети часто спрашивают о школе и предпочитают учебные занятия игре. Однако из игр, по словам родителей, их больше привлекают настольные, спортивные, соревновательные игры, особенно если они организуются и выполняются вместе со взрослыми. И родители, и воспитатели отмечали, что дети уже меньше играют, предпочитая читать, заниматься, выполнять поручения взрослых, делать что-либо полезное.

    Другие родители дошкольников (42 %) указали на то, что их дети «послушны, бесконфликтны, в их поведении нет заметных изменений». По нашим наблюдениям, эти дети много играют, причем самостоятельно, предпочитая игру чтению, занятиям, телевизору, помощи родителям и воспитателям. Это типичные дошкольники, тихие, послушные, редко проявляющие инициативу в чем-либо, кроме организации своей игры. Они практически не выражают недовольство и не возражают взрослым, сверстникам. Такие дети часто не довольствуются имеющимися в группе игрушками и приносят свои из дома.

    Воспитатели отмечали, что у детей, проявляющих признаки кризиса в поведении, меняется сюжет и содержание игр, игры становятся более интеллектуальными. Дети как бы стремятся слить воедино игру и действительность, сделать все «взаправду», включить в игру то, что они узнали на занятиях, при чтении, из фильмов, из собственного жизненного опыта. В попытках модифицировать игру дети задают взрослым много вопросов типа «а так бывает?» «а похоже на правду?». В игре становится больше слов, чем манипуляций.

    Внимание детей привлекают игры на семейные и бытовые сюжеты.

    Из опрошенных родителей первоклассников около 58 % ответили, что трудности в воспитании для них — «пройденный этап», и с началом обучения в школе ребенок резко «изменился к лучшему», «все стало на свои места». Некоторые родители считали, что в целях профилактики капризов и упрямства детей надо отдавать в школу с 6 лет. Но трое родителей говорили о своем неудачном опыте: отдав ребенка в школу с 6 лет, они вынуждены были вскоре забрать его, так как он не справлялся с учебной нагрузкой, уставал, капризничал, нарушал дисциплину.

    Ответы 42 % родителей первоклассников свидетельствовали о том, что негативное поведение их детей наблюдалось только с поступлением в школу. Оно проявлялось больше всего в отношении к родителям: «все время передразнивает, кривляется, огрызается, дерзит, грубит», «делает назло и смотрит, как я реагирую», «никакого сладу не стало».

    Опрос учителей показал, что это в основном «неуспевающие, неактивные дети, недисциплинированные, избалованные», которые «совсем не интересуются учебой», «играют под партами», «балуются на переменах», носят в школу игрушки.

    Почти все родители отметили изменения в сфере отношений детей со взрослыми: стремятся к более тесному и равноправному союзу со взрослыми; хотят как можно больше узнать о жизни взрослых, об их профессии, работе, любят помогать взрослым, получать их оценку сделанного. Дети любят говорить о себе, расспрашивать родителей о своем раннем детстве, проявляют повышенный интерес к жизни взрослых до своего рождения, прислушиваются к их разговорам между собой, приглядываются к привычкам и поступкам взрослых, их отношениям друг с другом.

    Полученные данные показывают некоторую разницу в течении переходного периода у дошкольников и первоклассников: у вторых он проходит в более жесткой форме, чем у первых.

    Говоря о том, когда впервые появились негативные изменения в поведении ребенка, все родители указали возраст около 5 лет 6 мес.

    Данные I этапа исследования позволили сформулировать рабочую гипотезу II этапа: 1) переход от игровой деятельности к учебной, сопровождаемый негативными явлениями в поведении ребенка, связан с формированием предпосылок этого перехода — у большинства детей они созревают к 6-летнему возрасту, когда формально дети еще находятся в дошкольном детстве, а фактически уже могут и должны осуществлять учебную деятельность; у меньшей части детей предпосылки переходного периода формируются позже, когда формально дети уже начали осваивать учебную деятельность, а, по существу, должны еще развиваться в игре; 2) одним из существенных условий, способствующих нормальному переходу детей от игры к учению, является

    своевременная сформированность достаточно высокого уровня символической функции и воображения.

    С целью изучения возможной связи между проявлениями «кризиса семи лет» и развитием символической функции и воображения мы провели эксперимент. Были выделены 3 группы знаков, которыми ребенок овладевает к концу дошкольного возраста: знаки-индикаторы, прямо указывающие на предмет, знаки-изображения и знаки-символы, которые имеют собственно замещающий характер. В нашем эксперименте использовались только две последние группы знаков.

    Понимание и использование знаков-изображений мы отнесли к базовому уровню владения символическим замещением (БУ). На этом уровне предлагалось 4 задания: понимание знаков, придумывание знаков для запоминания слов, расшифровка жестов и самостоятельное придумывание жестов.

    Понимание условности изображения в игре мы назвали «хорошим уровнем» символического замещения (ХУ). На данном уровне предлагалось пять заданий: 1) узнать сказку «Репка», которую экспериментатор показывал на предметах-заместителях; 2) самому поставить сказку на предметах-заместителях, чтобы экспериментатор мог ее узнать; 3) использовать несколько цветов в качестве обозначения различных видов корреспонденции в задаче «Почтальон»; 4) расшифровать «письмо с другой планеты», представляющее условную картинку-схему; 5) расшифровать позы четырех изображенных человечков.

    Отличный уровень символического замещения (ОУ) включал одну трудную задачу на замещение и две задачи на воображение: 1) задача «Разведчик», в которой ребенок должен был сам придумать замещающее средство для передачи «сведений» о противнике в «штаб»; 2) задача на передвижение и поворот по кругу фигурок в уме [2; 45]; 3) задача «кубик Рубика», в которой ребенку предлагалось определить, каких сторон не видно у разноцветного объемного кубика, если изменилось его положение.

    Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком и занимал 20—30 мин; он протоколировался на специально заготовленном бланке. При повторном обследовании через год мы несколько изменяли содержание задач во избежание узнавания или припоминания решения. Так, вместо сказки «Репка» показывали «Теремок», в 1-й задаче на воображение меняли фигурки и т.д.

    Перед экспериментом проводился анализ материалов опроса, и дети подразделялись на подгруппы проявляющих (1-я подгруппа) и непроявляющих (2-я подгруппа) признаки кризиса в поведении.

    Получены следующие данные: при первичном обследовании дошкольники 1-й подгруппы решали экспериментальные задачи лучше, чем дошкольники 2-й подгруппы (67,29 % против 51,14 %), а школьники 1-й подгруппы хуже, чем школьники 2-й подгруппы (53,72 % против 72,5); при повторном обследовании, через год, первоклассники 1-й подгруппы решали предложенные задачи хуже первоклассников 2-й подгруппы (60,75 % против 85,54), а второклассники 1-й подгруппы решали задачи хуже второклассников 2-й подгруппы, но уже с меньшим разрывом (67,22 % против 86,22%).

    Полученные результаты подтвердили правильность нашего предположения о существовании корреляции между уровнем сформированности символической функции и воображения и негативными проявлениями в поведении детей 6— 7 лет в период смены типа ведущей деятельности.

    Подводя итоги этого эксперимента, можно отметить, что если уровень развития предпосылок перехода к учению, в частности символической функции и воображения, опережает формальный переход к учебной деятельности, то дошкольник начинает меньше интересоваться игрой, предпочитая ей другие виды деятельности (продуктивные и полезные) до перехода к учебе. Невозможность осуществлять неигровую деятельность в желаемых масштабах приводит к неудовлетворенности ребенка своим общественным положением дошкольника

    и к негативной симптоматике в поведении.

    Если же момент достаточно высокого формирования этих предпосылок, и в первую очередь символической функции и воображения, запаздывает по отношению к формальному переходу к обучению, то ребенок идет в школу еще практически неготовым, и негативная симптоматика является следствием этой неготовности, неудовлетворенности новым положением школьника, непринятия учебной деятельности, желания продолжать игровую деятельность.

    Сопоставляя полученные в нашей работе данные с описанной Л.С. Выготским схемой трехфазного строения любого «критического» возраста, мы сделали попытку наполнить ее конкретным психологическим содержанием. Основным теоретическим результатом работы явилось построение модели переходного периода в развитии дошкольников и первоклассников.

    Содержание основных фаз этой модели для дошкольников состоит в следующем.

    I . Докритическая фаза. Игра в общей структуре деятельности ребенка постепенно начинает отходить на второй план ввиду сформированности предпосылок следующей фазы развития. Причины своей неудовлетворенности «чистой» игрой ребенок осознает не сразу. Он пытается модифицировать игру, приспособить ее к решению новых задач, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. Через общение со взрослыми и старшими детьми, через направленную подготовку к школе в семье и дошкольном учреждении у ребенка начинает формироваться субъективное желание стать школьником.

    II . Собственно критическая фаза. Объективно и субъективно ребенок готов к переходу от игровой деятельности к учебной, но формальный переход к учению запаздывает: ребенок вынужден какое-то время оставаться в рамках старой деятельности и старых отношений со взрослыми. Он неудовлетворен своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт и, как следствие этого, в его поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.

    III . Посткритическая фаза. Ребенок с возрастом приходит в школу, начинает осваивать учебную деятельность, адекватную его стремлениям и возможностям. Постепенно восстанавливается внутренний комфорт, и в поведении исчезает негативная симптоматика.

    Течение переходного периода у первоклассников имеет существенные различия. На наш взгляд, содержание указанных фаз переходного периода в этом случае состоит в следующем.

    В I фазе ребенок вполне удовлетворен игровой деятельностью, так как возможности для формирования предпосылок, переводящих его в следующий этап развития, еще существуют в игре. В процессе одинаковой для всех детей этого возраста подготовки к школе у ребенка может сформироваться субъективное стремление к школе и осознание себя готовым к ней, но объективные предпосылки перехода еще не сформированы.

    Во II фазе, когда ребенок приходит в I класс с несформированными до достаточного уровня предпосылками перехода от игровой деятельности к учебной, он получает первые дисциплинарные замечания, переживает неуспех в осуществлении учебной деятельности, по-прежнему продолжает тянуться к игре. В этих условиях, а также начиная сравнивать себя с другими детьми, ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Как следствие этого появляется негативная симптоматика в поведении, направленная не только на родителей, но и на педагога. В редких случаях родители забирают ребенка из I класса, и тогда предпосылки перехода к учебной деятельности доформировываются в продолжаемой игровой деятельности.

    В большинстве случаев ( III фаза) ребенок вынужден параллельно осуществлять обязательную учебную и желаемую игровую деятельности на равных условиях. Средствами продолжаемой игровой и осваиваемой учебной деятельностей предпосылки, необходимые

    для нормального перехода на новый этап развития, доформировываются. Постепенно восстанавливается эмоционально-личностный комфорт, сглаживается негативная симптоматика. Но, во-первых, процесс доформировывания в этих условиях может быть гораздо более длительным и менее продуктивным, а, во-вторых, отставание, начавшееся в I классе, может накапливаться от класса к классу, обусловливая неуспеваемость ребенка в школе.

    Очевидно, при отборе детей в I класс нужно учитывать тот факт, что не все дети к 6—7 годам одинаково готовы начать обучение. Формальное начало обучения еще не делает ребенка школьником, если не созрели внутренние предпосылки такого перехода, среди которых одними из важнейших мы считаем развитие символической функции и воображения. Необходимо усилить индивидуальный подход при отборе детей в школу, особенно в нулевые классы для шестилеток.

    Наступление так называемого «кризиса семи лет» может служить одним из диагностических признаков психологической готовности ребенка к школе. Вопрос состоит не в том, чтобы избежать кризиса семи лет в воспитании, а в том, чтобы умело использовать его, обостряя или сглаживая, в воспитательных целях. В этой связи могут быть использованы следующие психолого-педагогические рекомендации.

    Прежде всего необходимо усилить работу по пропаганде психолого-педагогических знаний среди родителей; организовывать родительские семинары, консультации педагогов и психологов по проблемам детской психологии («Ребенок 6 лет: его возможности и воспитание», «Подготовка и готовность ребенка 6 лет к школе» и др.). В каждой группе детского сада полезно иметь кармашек «почтовый ящик», в который родители могли бы опустить листок с вопросом о своем ребенке. На родительских собраниях полезно проводить регулярные краткие опросы по темам: «Чем занимается ребенок в свободное время», «Что умеет ребенок в 6—7 лет», «Трудности в воспитании детей 6— 7 лет», «Как мы готовим ребенка к школе» и другие с целью координации усилий воспитателей и родителей в воспитании, а также с целью коррекции действий родителей.

    Для профилактики негативных проявлений в поведении детей воспитателю можно рекомендовать наблюдение за их игрой в группе, чтобы своевременно выделить тех детей, которые начинают утрачивать интерес к игре, и тех, которые играют на примитивном уровне. Для первых детей будет полезно выполнение специальных заданий, поручений, «своих» дел в группе. Их надо больше занимать продуктивными видами деятельности — рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией. Заставлять их играть не следует, лучше предлагать им специальные игры-задания (задачи на выполнение действия по образцу, задачи, требующие инициативы и самостоятельности, и др.). На учебных занятиях таким детям надо предлагать задания, имеющие вид учебной задачи, более сложные, дающие продуктивный результат.

    такими детьми хорошо совмещать с продуктивной деятельностью (изготовление аппликаций можно совместить с изготовлением поделок к утреннику и игрой в «фабрику игрушек», в «игрушечный конвейер»). Упрекать детей этой группы за неуспех не надо, наоборот, надо их чаще хвалить, ставить в позицию «первых», «лучших», проводить сравнения в их пользу.

    Детям обеих групп рекомендуется предлагать больше заданий на развитие воображения, фантазии, творческой инициативы (игры в «театр», придумывание сказки с продолжением «по цепочке», инсценировки и чтение сказок по ролям; творческие задания в продуктивной деятельности — вылепить из пластилина «чудо-юдо», кто как себе его представляет, нарисовать, кто как увидел зимний лес на прогулке, вырезать из бумаги «волшебное животное», какого нет на свете и т.п.). Такие задания будут стимулировать развитие важнейшей предпосылки перехода к учебной деятельности — знаковой функции.

    Для оптимизации подготовки детей к школе воспитателям рекомендуется в теме «Школа» больше рассказывать детям о школе, объяснять, зачем надо учиться в ней, чем школа отличается от детского сада, рисовать с ними картинки и придумывать рассказы на темы «Что дети делают в школе», «На уроке», «Школьная перемена», организовывать викторины, типа «Кто больше знает о школе». Это поможет сформировать не поверхностное, а содержательное представление о школе. Воспитатели могут пригласить в группу своих выпускников, чтобы дошкольники могли задать им вопросы о школе. Это будет способствовать созданию положительной установки на школу и формированию позиции школьника.

    Для стимулирования нового уровня общения ребенка со взрослыми рекомендуется больше разговаривать с детьми, обсуждать их проблемы, интересоваться их мнением, создавая видимость общения на равных. Родителям можно порекомендовать тихие беседы перед сном, вечерние разговоры о том, что случилось у ребенка за день. Важно иногда ставить его в позицию «старшего», «взрослого», когда на него возлагается «ответственность». Для этого можно оставлять его в группе за старшего, когда уходит воспитатель, назначать ответственным за тишину, за игрушки. Можно устроить «день перевертышей», когда в ролях воспитателя, няни, медсестры будут сами дети. Дома для детей полезно выделить специальные поручения, выполняя которые, они бы видели результат и чувствовали его важность для всей семьи (например, содержать в чистоте обувь всех членов семьи, кормить кошку, поливать цветы).

    Для формирования у ребенка позиции школьника и предпосылок перехода

    Использование приведенных здесь рекомендаций будет способствовать профилактике негативных проявлений «кризиса семи лет» и оптимизации подготовки детей к школе.

    1. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4. С. 244—268.

    2. Кеэс П. Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Вопр. психол. 1983. № 6. С. 43—49.

    3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С. 509—537.

    Поступила в редакцию 13. II 1985 г.

    Как правильно общаться с ребенком 4-х лет

    Правила общения с ребенком

    Они основаны на физиологической особенности преобладания возбуждения над торможением. Итак, если вам хочется правильно с ребенком общаться, чтобы он услышал и понял вас, нужно выполнять следующее:

    1. Будьте внимательны с выражением собственных эмоций. Если родители находятся в возбужденном состоянии (злятся, раздражаются, боятся, буйно веселятся) – нет смысла ждать спокойствия от ребенка. Классическая картина в торговом центре с ребенком 4 лет: он закатывает истерику от усталости и перевозбуждения, а родители злобно покрикивают: «Да успокойся ты! Прекрати орать! ». Однако и психика и весь организм ребенка очень зависим от состояния родителей. Если они взволнованы – ребенок волнуется тоже. И просто так прийти в послушное и мирное состояние в таких условиях для ребенка невозможно.

    Если вам хочется, чтобы ребенок услышал вас – постарайтесь успокоиться сами. Подышите глубоко, попейте воды, попросите успокоить ребенка тому, кто более расслаблен и мягок.

    2. Привлеките детское внимание. Самостоятельно ребенку сложно переключиться с какого-нибудь интересного дела (беготни по комнате, просмотра мультфильмов и т. д. ) на ваши просьбы. Сколько раз вы наблюдали картину: ребенок увлеченно ковыряется в грязной луже (и не всегда палкой), а мама стоит над ним и однотонно «нудит»: «Перестань это делать! Фу, это же гадость! ». Разумеется, со стороны ребенка не следует никакой реакции. Он в самом деле не слышит, потому что вся его психика увлеченно сосредоточена на луже.

    Сделайте первый шаг – присядьте до уровня головы ребенка, «словите» его взгляд. Вместе с ним посмотрите на то, что так его заинтересовало: «Ух ты! Какая лужа! Жаль, что трогать ее нельзя. Давай найдем что-нибудь другое».

    3. Изъясняйтесь понятно. Чем проще и короче фразы – тем быстрее ребенок поймет, чего вы от него хотите: «Сейчас дособираем кубики, потом моем руки и обедать». Избегайте многословных пояснений, особенно в сам момент переключения внимания. В ином случае малыш просто не успеет уследить за ходом вашей мысли.

    4. Повторяйте несколько раз. Да, иногда это раздражает. Но злость и раздражение в данном случае – это, извините, ваши проблемы. Это не вина ребенка, что в его мозгу биохимические и электрические процессы устроены именно так. Что же именно так раздражает нас, если приходится повторить одно и то же несколько раз? Только то, что нам, взрослым, почему-то кажется: у нас все должно с первого раза получаться. А если не получилось (баланс не сошелся, ребенок не послушался) – я неудачник! Это «привет» из нашего детства, в котором любую ошибку сразу же преследовало наказание. Детский опыт, вроде бы, забылся, но страх сделать что-то не так – остался. Этот болезненный опыт и доставляет нам столько волнений, когда ребенок не хочет нас слушаться. Сам ребенок тут вообще не при чем. Поэтому лучше снова вернуться к первому пункту «быть внимательными с выражением эмоций и мыслей», а не почем зря ругать малыша.

    5. Покажите, чего именно вы от ребенка хотите. Особенно, если речь идет о каких-то новых для него занятиях. Например, у ребенка только-только стало получаться самостоятельно застегивать ботинки, заправлять пастель и т. д. Вместо пустых слов: «Сложи быстро игрушки» – попробуйте начать это вместе с ним. И не забудьте похвалить, когда он успешно справится с вашей просьбой!

    На любом этапе разговора, когда ребенок волнуется (рыдает, злится, истерикует) – его следует успокоить. Есть специальная схема, следующий комплект: зрительный контакт (присядьте перед ребенком! ) телесный контакт (возьмите его за руку, обнимите) ваше спокойствие. Если правильно общаться с ребенком, тогда он действительно вас услышит. Приятного вам общения!

    Источники:
    Как заниматься с ребенком 3-4 лет
    Как заниматься с ребенком 3-4 лет Часто, размышляя о развитии своего ребенка, мамы сталкиваются с множеством вопросов: Во что конкретно играть с ребенком, где и как? Что должен
    http://www.b17.ru/article/detskie_zanjatija/
    Как общаться с ребенком 4 лет
    СВОЕОБРАЗИЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА У ДЕТЕЙ 6—7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Вопрос о существовании стабильных и переходных, или критических, периодов в развитии ребенка был поставлен в 20—30-х гг. в
    http://www.voppsy.ru/issues/1986/864/864036.htm
    Как правильно общаться с ребенком 4-х лет
    Каково развитие ребенка 4-х лет, как правильно с ним общаться
    http://www.allwomens.ru/12988-kak-pravilno-obschatsya-s-rebenkom-4-h-let.html