История поста

Полезное
Содержание

Великий пост: история, смысл, правила питания и ответы священнослужителей

Великий пост: история, смысл, правила питания и ответы священнослужителей

Кухня Великого Поста

Устав колокольного звона

14 марта 2013 г.

скрыть способы оплаты

Рейтинг: 9,9 | Голосов: 1254

Рейтинг: 9,9 | Голосов: 730

Рейтинг: 10 | Голосов: 1188

Рейтинг: 9,9 | Голосов: 1631

«Великий пост – это время усиленной работы над собой»

Беседа с митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием

Рейтинг: 9,9 | Голосов: 1871

Что делать, когда война с грехами кажется проигранной

Рейтинг: 9,9 | Голосов: 4863

Рейтинг: 9,7 | Голосов: 2514

Рейтинг: 9,9 | Голосов: 826

Рейтинг: 9,3 | Голосов: 425

Рейтинг: 9,9 | Голосов: 4182

Рейтинг: 9,8 | Голосов: 1728

Рейтинг: 9,8 | Голосов: 1362

Рейтинг: 9,8 | Голосов: 1808

Рейтинг: 9,5 | Голосов: 1996

Святые отцы о Великом посте и правильном его понимании

Рейтинг: 9,7 | Голосов: 1560

Как в суете будней сохранить сосредоточенное состояние души?

Рейтинг: 9,7 | Голосов: 5573

Беседа с академиком-гастроэнтерологом А.Ф. Черноусовым о том, как жить и поститься без вреда для желудка

Рейтинг: 9,4 | Голосов: 2176

Рейтинг: 9,4 | Голосов: 2898

Терапевт Наталья Тарасова о том, как правильно поститься с медицинской точки зрения

Рейтинг: 9,3 | Голосов: 47

Рейтинг: 7,6 | Голосов: 8

Беседа с аналитиками исследовательской службы «Среда»

Рейтинг: 9,8 | Голосов: 209

Рейтинг: 9,6 | Голосов: 15

Рейтинг: 9,3 | Голосов: 29

Рейтинг: 9,3 | Голосов: 170

Рейтинг: 9,1 | Голосов: 149

Рейтинг: 9,4 | Голосов: 115

Рейтинг: 9,4 | Голосов: 80

Рейтинг: 9,9 | Голосов: 972

Рейтинг: 10 | Голосов: 38

Рейтинг: 9,7 | Голосов: 148

Рейтинг: 9,4 | Голосов: 94

Рейтинг: 9,5 | Голосов: 225

Рейтинг: 9,6 | Голосов: 74

Рейтинг: 9,6 | Голосов: 329

Рейтинг: 9,5 | Голосов: 353

Рейтинг: 8,6 | Голосов: 105

Рейтинг: 9,8 | Голосов: 28

Рейтинг: 10 | Голосов: 1

Слово на начало Великого поста, о молчании и неосуждении

Рейтинг: 9 | Голосов: 42

Рейтинг: 9,9 | Голосов: 233

«Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»

Рейтинг: 4,7 | Голосов: 70

Рейтинг: 4,4 | Голосов: 22

Рейтинг: 9,7 | Голосов: 456

Рейтинг: 9,6 | Голосов: 72

Рейтинг: 10 | Голосов: 91

Рейтинг: 9,7 | Голосов: 218

Рейтинг: 9,8 | Голосов: 325

Рейтинг: 9,8 | Голосов: 1124

Рейтинг: 9,1 | Голосов: 12

Рейтинг: 8,9 | Голосов: 36

Рейтинг: 7,9 | Голосов: 330

Рейтинг: 7 | Голосов: 143

Рейтинг: 7,3 | Голосов: 7

Служение Святейшего Патриарха Кирилла в Сретенском монастыре

Рейтинг: 7,2 | Голосов: 10

«Прииде пост – мати целомудрия». Фоторепортаж с Кубани

Рейтинг: 9,4 | Голосов: 16

Рейтинг: 9,6 | Голосов: 199

Рейтинг: 7,4 | Голосов: 607

Рейтинг: 7,9 | Голосов: 22

Рейтинг: 9,6 | Голосов: 367

Рейтинг: 9,8 | Голосов: 170

Рейтинг: 9,5 | Голосов: 247

Рейтинг: 6,8 | Голосов: 5316

Великий покаянный канон cвятого Андрея Критского. Текст и аудиозаписи

Рейтинг: 9,8 | Голосов: 193

Рейтинг: 9,3 | Голосов: 148

Рейтинг: 8,9 | Голосов: 3493

Рейтинг: 6,6 | Голосов: 105

Рейтинг: 9,5 | Голосов: 411

Рейтинг: 9,7 | Голосов: 119

Рейтинг: 8,2 | Голосов: 141

Священник Александр Игнатов: Великий пост – это не голодание, а способ обрести веру

Рейтинг: 8,6 | Голосов: 46

Рейтинг: 8,5 | Голосов: 1466

Рейтинг: 8,8 | Голосов: 308

Рейтинг: 4,9 | Голосов: 1050

Рейтинг: 9,7 | Голосов: 36

Рейтинг: 5,3 | Голосов: 268

Рейтинг: 5,3 | Голосов: 3210

Велик ли риск рождения больного ребенка, зачатого Великим постом?

Рейтинг: 7,4 | Голосов: 970

скрыть способы оплаты

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

История поста

На церковнославянском – Святый и Великий Пост, Святая Четыредесятница; греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima – период литургического года, предшествующий Страстной Седмице и празднику Пасхи. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей.

Установление Великого поста в ранней Церкви

Формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло неск. столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II–III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия.

Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в основу Великого поста– подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1–2; Мк 1. 12–13; Лк 4. 1–2) и подготовку к празднику Пасхи (см. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12–13).

6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир. “Дидаскалии апостолов” (III в.) и в 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия Александрийского († 264/65). В александрийских источниках 2-й пол. III–IV в. (напр., Orig. In Lev. 10. 2; 1 прав. Петр Ал. († 311)) появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой, или нет (высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения, и лишь затем был отнесен к Пасхе; впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно).

Еще один источник, из которого возник Великий пост – это предкрещальный пост. К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в. (см., напр.: Didache 7. 4); предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с некоторыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения.

Самым ранним безспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого (PG. 26. Col. 1386). Пост начинается за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигается исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы), но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи.

Из послания 340 г., адресованного еп. Серапиону Тмуитскому, которое свт. Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный (PG. 26. Col. 1413), в то время как в Риме он соблюдался неукоснительно и был связан с предкрещальной подготовкой и, возможно, принятием кающихся вновь в церковное общение (первое свидетельство – письмо папы Иннокентия I Декентию, еп. г. Губбио, в котором говорится о принятии кающихся в Великий четверг (Ep. 25. 7 // PL. 20. Col. 559; см.: Cabie R. La Lettre du pape Innocent Ier a Decentius de Gubbio. Louvain, 1973. P. 28–29).

О некой “четыредесятнице” говорится уже в 5-м правило I Вселенского Собора, но что именно имеет Собор в виду – Великий пост или праздник Вознесения Господня (празднуемый на 40-й день после Пасхи) – остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е прав. Апост. (S. Salaville), хотя некоторые исследователи полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее воздействие на оформление периода Великого поста в его современном виде (R.-G. Coquin).

Обязательность Великого поста для всех была закреплена 69-м Апост. прав. (окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в кон. IV в.).

Диакон Михаил Желтов, А. А. Лукашевич, А. А. Ткаченко

История поста

Вели?кий по?ст (греч. ?????? ???????????? — Вели?кая Четыредеся?тница со Страстно?й седми?цей) — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии.

к встрече Пасхи

с (14 февраля) 27 февраля по (2 апреля) 15 апреля (православный)

строгое воздержание в пище (строгость различается для разных дней поста)

отстранение от развлечений;

воздержание от мяса обязательно

отстранение от развлечений;

Как на Западе, так и на Востоке официальное название Великого поста использует слово, указывающее на число 40. Так, по-церковнославянски он называется «Четыредесятница», по-латински «quadragesima» (каковое слово дало название Великому посту в ряде европейских языков: фр. careme , итал. quaresima , исп. cuaresma , ирл. carghas , хорв. korizma и др.). Это слово, в свою очередь, использует греческое название великого поста, ???????????? (сороковой), образованное по аналогии со словом ?????????? (пятидесятый, Пятидесятница), которое восходит ещё к временам Ветхого Завета.

Первые христиане, вспоминая крестные страдания Иисуса Христа и Его слова: «когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15), постились в сам день Пасхи [1] . Учитывая, что большинство христиан тогда были евреями, этот пост совершался ими за своих неразумных соплеменников иудеев-распинателей. Продолжительность Пасхального поста была = 40 часов дневных и 40 часов ночных (80 часов = 3,3 суток).

Однако вскоре выходцев из язычества среди христиан стало значительно больше, чем из иудейства, поэтому христианская Пасха стала праздноваться несколько позже иудейской Пасхи [2] , что окончательно закреплено Первым Вселенским собором. Однако обычай поститься на Пасху обличает ещё святитель Иоанн Златоуст в своём «Слове на пост в Пасху».

В III веке произошло удлинение пасхального поста на 40 дней под влиянием продолжительной практики оглашения, из желания строгим постом и усердными молитвами готовить оглашенных к принятию таинства крещения [3] . Так как крещение старались приурочивать к главному христианскому торжеству — Пасхе, то и «огласительный пост» оказался «предпасхальным». По примеру Христа, постившегося за людей 40 дней, все христиане, в солидарность с оглашенными, стали ежегодно поститься 40 дней в преддверии Пасхи вместе с готовящимися к принятию святого крещения. Поэтому до сих пор в Великом посте различаются два периода: 1) святой четыредесятницы и 2) страстной седмицы, а иудейская пасха по срокам теперь всегда стала выпадать на период христианского поста.

Некоторые святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением. Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста» (ut apostolica institutio quadraginta dierum jejuniis impleatur, P.L., LIV, 633). Подобные же выражения использовали историк Сократ Схоластик и Иероним (P.G., LXVII, 633; P.L., XXII, 475).

Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах (Tertullian, «De Jejun.», ii и xiv; ср. «de Orat.», xviii; etc.), в его трудах нет никакого указания на какой-либо период в 40 дней, посвящённых продолжительному посту.

И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало.

На Востоке же, практически повсеместно, за редкими исключениями, преобладала та практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия, а именно, пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю от Пасхи («Сырную седмицу») уже соблюдается пост, хотя и лёгкий (запрещено только мясо); два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших» [6] .

Позднее, под влиянием монашеской практики, субботы и воскресенья тоже стали постными (хотя и в более лёгкой степени), а великопостный период (Великий пост) теперь длится 48 дней, из которых 40 дней (до пятницы 6-й недели) именуются собственно Четыредесятницей [7] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы.

Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова:

  • с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером.
  • в субботу и воскресенье — разрешается растительное масло, две трапезы в день [8] .
  • два дня в течение поста — в Вербное воскресенье и Благовещение (если только Благовещение не придётся на Страстную седмицу) — разрешается рыба.

Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [9] , но в любом случае (даже и в Благовещение) трапеза в эти дни разрешается только один раз.

Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими (напр., Василий Великий, упрекая в одной из своих проповедей слушателей, явно не монахов, говорит: «Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах»; подобное же говорил и Иоанн Златоуст: «Не будем думать, что одного неядения до вечера достаточно нам для спасения»), то поздне?е соблюдение этого обычая стало ослабевать, так что в современной православной литературе о каком-либо количестве трапез не говорится вовсе. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются (если не считать некоторых особо строгих монастырей) у старообрядцев, тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления.

На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [10] , общая длительность поста составила 36 дней (6 недель по 6 дней, исключая воскресенья). Святой Григорий Великий (560—604), а вслед за ним и многие средневековые авторы [11] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году. Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды. Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т. н. «тридентском» миссале, где в молитве secreta в первое воскресенье Великого поста священник говорит о «sacrificium quadragesimalis initii», то есть о жертве начала поста.

Дальнейшим послаблением явилось введение вечерних лёгких трапез, т. н. «collatio». Ещё позже, ближе к XVIII веку, разрешили небольшую трапезу утром. В таком виде (одна полная трапеза и два небольших перекуса) этот тип поста (именуемый собственно «постом», в отличие от «воздержания», о котором пойдёт речь далее) просуществовал до наших дней, хотя и требуется официально лишь для нескольких дней в году.

Подготовка к Великому посту начинается за четыре седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста — покаянию. Каждая из предшествующих Великому посту Недель (воскресений) и седмиц имеет своё название [12] :

В первую неделю подготовки к посту, Церковь призывает христиан по примеру Закхея проявить свободное волеизъявление чтобы приблизиться к Богу. Низкорослый Закхей грешен и ограничен, но его желание превосходит и побеждает все это. Он усилием привлекает внимание Иисуса Христа, приводит Его в свой дом.

За три седмицы до Великого поста Церковь воспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее. С этого дня начинается пение Постной Триоди. На утрени, после чтения 50-го псалма, читаются особые покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…», которые поются и во все последующие Недели до пятой Недели Святой Четыредесятницы включительно.

Церковь призывает верных к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) был оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) — осуждён.

В ознаменование того, что слепое следование букве закона (устава) несёт духовный вред, в последующие среду и пятницу пост отменяется. Следующая седмица поэтому называется «сплошной», так как во все её дни, включая среду и пятницу, по уставу разрешается вкушать скоромную пищу [13] . Типикон (Гл. 49) так говорит об отмене поста в данный период: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси.». [14]

На утрени к обычным полиелейным псалмам добавляется ещё псалом 136-й «На реках вавилонских…» с «аллилуиею красною» (этот псалом, кроме Недели о блудном сыне, поется также в Неделю о Страшном Суде и Неделю Сыропустную).

В течение следующей за нею Мясопустной седмицы ещё разрешается употреблять мясные продукты, кроме среды и пятницы.

Предпоследнее воскресенье, предшествующее Великому посту, грехопадению и изгнанию Адама и Евы (Мф. 25:31-46), посвящено грядущему Страшному суду — это последний день, когда разрешено вкушения мяса («заговение» на мясо) —Великий мясопуст.

Следующая за ней Сырная седмица: всю седмицу, включая среду и пятницу разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты; однако в среду и пятницу, согласно Типикону, положена лишь одна трапеза вечером, и богослужение в эти два дня имеют сходство с великопостным: не разрешается совершать Божественную литургию, читается покаянная молитва Ефрема Сирина с поклонами и др.

  • Последнее воскресенье пред Великим постом — Прощёное воскресенье, называемая ещё как «Неделя Сырная»: после вечерни в этот день совершается чин взаимного прощения, после чего начинается поприще Святой Четыредесятницы.

Сроки Великого поста в православном календаре Править

Великий пост длится почти полные семь седмиц — 48 дней. В него входят:

В зависимости от дня празднования Пасхи, который меняется каждый год, Великий пост может начинаться в период с 2 (15) февраля по 8 (21) марта включительно, и соответственно заканчивается в один из дней с 21 марта (3 апреля) по 24 апреля (7 мая). Таким образом, дни в период с 8 (21) марта по 21 марта (3 апреля) оказываются всегда приходящимися на Великий пост.

Каждая седмица Великого поста именуется по порядковому номеру: 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д., и завершается неделей (воскресным днём).

Богослужение в течение Четыредесятницы отличается от обычного тем, что:

Богослужения Лазаревой субботы, Вербного воскресенья и Страстной седмицы, также входящих в состав Великого поста, имеют множество своих особенностей.

Первая седмица Великого поста имеет народное название «Фёдорова неделя». На храмовых богослужениях в понедельник, вторник, среду и четверг на великом Повечерии читается по частям Великий канон преподобного Андрея Критского [15] , а в пятницу по заамвонной молитве — молебный канон великомученику Феодору Тирону (отсюда и название первой седмицы) и совершается благословение ко?лива [16] (кутьи). Понедельник в народе называется «Чистым понедельником».

Эта отметка установлена 15 марта 2013 года.

В отношении трапезы Церковный Устав предписывает [17] следующие правила:

  • в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост;
  • не разрешаются «скоромные» продукты (мясо и его субпродукты, животный жир, молочные продукты, яйца);
  • в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без елея (оливкового масла) один раз в день (в вечернее время);
  • во вторники и четверги — горячая пища без масла один раз в день (в вечернее время);
  • по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы) два раза в день (в дневное и вечернее время [18] );
  • в Великую пятницу ничего есть не положено;
  • в Великую субботу многие верующие отказываются также от пищи до наступления Пасхи, Уставом же допускается вечером этого дня единократный приём сырой пищи с вином [19] ;
  • рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье (Ваий); в Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.

В дни памяти самых почитаемых святых, если они выпали на Великий пост, разрешается также:

  • в понедельник, вторник и четверг — вкушать горячую пищу с растительным маслом;
  • в среду и пятницу — горячая пища без масла, но с вином.

Великий пост приходится на весну, поэтому основные продукты этого поста — соления и варения из овощей и фруктов, а также морковь, лук, капуста, свёкла, консервированный зелёный горошек и другие бобовые, яблоки, апельсины, сухофрукты и орехи. Существует множество различных блюд, которые можно приготовить, используя эти и другие продукты.

Великий пост в римском обряде начинается в Пепельную среду (в амвросианском — в понедельник, а Пепельная среда вообще не выделяется в календаре), за 46 календарных дней до Пасхи, хотя три последних дня перед Пасхой в литургическом календаре выделяются в отдельный период: Священное Пасхальное триденствие. До литургической реформы 1969 года перед началом Великого поста также были три подготовительные недели, первая из которых называлась Septuagesima, последующие, соответственно, Sexagesima и Quinquagesima (60 и 50). У историков нет единого мнения относительно происхождения этих наименований: Septuagesima отстоит от Пасхи на 63 дня, а не на 70, не совпадают наименования с количеством дней и у двух других недель. Возможно, в древности подготовительный период имел ещё одну дополнительную неделю, которая и дала название Septuagesima. Или же эти названия были просто подобраны по аналогии со словом Quadragesima.

В Средние века перед началом собственно поста, во вторник, было принято исповедоваться, чтобы, очистившись от грехов, вступить в постный период. В английском языке до сих пор сохранилось название этого дня «Shrove Tuesday», от англ. shrive , означающего «получать разрешение грехов в исповеди». В настоящее время такого обычая нет, однако, согласно канонам, каждый католик должен по меньшей мере раз в год, в течение великопостного или пасхального периодов, исповедаться и принять Святое Причастие.

Основные Евангельские чтения в великопостный период были следующими:

  • Пепельная среда — слова Христа о посте из Нагорной проповеди (Мф.6:16-21)
  • Первое воскресенье поста (лат. Invocavit — воззовёт: от входного песнопения «Invocavit me, et ergo exaudiam eum» Пс.90:15) — Искушение Христа в пустыне (Мф.4:1-11):
  • Второе воскресенье поста (Reminiscere) — Преображение Христа [31] 1 (Мф.17:1-9)
  • Третье воскресенье поста (Oculi) — Лк.11:14-28
  • Четвёртое воскресенье поста (Laetare — от слов начального псалма «Радуйся, Иерусалим» Laetare Jerusalem — Пс.121:1) — Насыщение народа пятью хлебами (Ин.6:1-15)
  • Пятое воскресенье (Judica — от слов начального псалма «Суди меня, Боже» — Judica me, Deus — Пс.42:1) — Ин.8:46-59
  • Вербное воскресенье (Palmarum) — Вход в Иерусалим (Мф.21:1-9) и Страсти Христовы (Мф.26:1-75, Мф.27:1-66)

После реформ подготовительный период был упразднён, и Великий пост (Quadragesima) теперь начинается непосредственно в Пепельную среду. Евангельские чтения во все воскресные и праздничные дни года, в том числе и в Великий пост, регулируются трёхлетним циклом. Чтения первых двух и последнего воскресений поста соответствуют друг другу и дореформенным чтениям (только переданы разными евангелистами), а чтения прочих недель характеризуют отдельные аспекты служения Христа:

Из литургических особенностей следует отметить исключение из богослужения Аллилуйя на период всего поста и отмену Gloria на мессе (кроме праздников). Цвет литургических одежд в большую часть великопостного периода — фиолетовый, цвет, характеризующий обычно покаяние. Такие же, фиолетовые, или другие тёмные цвета используются и в убранстве самого храма. Цветы, украшающие обычно храм, также убираются. Орган разрешается использовать только для сопровождения песнопений, а не сам по себе, а после мессы Великого Четверга он вовсе замолкает до Пасхи.

Некоторый контраст с этим составляет 4 воскресенье поста, обычно называемое Laetare (то есть «Радуйся», по первым словам поёмого в начале мессы Introitus, Входного песнопения: «Laetare Ierusalem: et conventum facite omnes qui diligitis eam: gaudete cum laetitia qui in tristitia fuistis: ut exsultetis, et satiemini ab uberibus consolationis vestrae», Ис. 66:10-11), когда священнослужители облачаются в одежды розового цвета, разрешаются цветы и орган и т. п. Цель этого воскресенья — несколько приободрить верующих перед второй половиной поста и приближающейся Страстной неделей. В средние века, в четверг перед этой неделей (на двадцатый день четыредесятницы, считая без воскресений) был даже особый день (фр. mi-careme ), в который допускалось существенное облегчение поста [32]

Также есть обычай совершать во время Великого поста особые службы, не входящие в богослужебный цикл. Самая распространённая служба такого рода — это богослужение Крестного пути. В некоторых национальных общинах могут совершаться и другие службы, например, польские католики читают т. н. Gorzkie zale. Из числа покаянных практик можно отметить обычай (в настоящее время несколько подзабытый) читать (каждый день поста или только по пятницам) семь покаянных псалмов: псалмы 6, 31, 37, 50, 101, 129 и 142.

О пищевых ограничениях на Великий пост было достаточно подробно сказано выше, здесь стоит лишь отметить, что, поскольку обязательные ограничения затрагивают лишь несколько дней в течение поста, католики имеют возможность принимать на период поста собственные правила или обязательства, учитывающие их личные слабости или пристрастия. Например, это может быть отказ от какой-либо любимой пищи, кофе, алкоголя, или вовсе непищевые ограничения, такие, как отказ от телевидения, музыки и т. п., или же, напротив, усиление обычного молитвенного правила, более частое посещение богослужений и т. п. Пятницы, впрочем, остаются днями воздержания даже в тех странах, где в прочее время года оно не является обязательным. Пищевые правила поста имеют ограничения по возрасту, или по здоровью, о чём подробнее см. в статье Католический пост.

Петров пост 2017 дата, история, как правильно питаться в пост

Петров пост 2017 дата, история, как правильно питаться в пост

Православный пост. Еще издревле, с момента становления христианства апостолы молились, пребывая в посте и строгих ограничениях, ибо это придавало им крепости духа и любомудрия. Особенно строги посты по средам (день когда Иуда предал Христа) и пятницам (день распятия Иисуса).

Каждому посту всегда и свой срок и свой повод, ведь задуманы они не просто так, а заключая в себе великий смысл, что жизнь не просто одна сплошная радость. Всему свое время, есть пора погулять и поесть от живота, а есть пора в посте и смирении молиться Богу триединому.

После Троицы празднуется одна сплошная седмица ( сплошная значит, что и в среду и в пятницу можно вкушать горячую скоромную пищу), это праздник во славу даров Божьих. Но сразу после нее наступает Петровский (апостольский) пост, он берет начало от самых первых времен православной Церкви и ранее назывался постом Пятидесятницы.

Петровский или апостольский пост Петра и Павла, история

"Петровским" или "Апостольским" он стал после возведения храмов святым апостолам Петру и Павлу, в Константинополе и в Риме. Апостол Петр, был один из самых близких и преданных учеников Христа, но совершил самый большой грех – отступничество, трижды с клятвой отрекаясь от Иисуса, после придания его Иудой.

Но опомнился Петр и горько плакал о содеянном, за чистоту его слез и истинное раскаяние Господь даровал ему прощение, и Христос снова нарек его апостолом. Уже в день Святой Троицы он обрек в Христову веру, не менее пяти тысяч человек и в дальнейшем еще три тысячи, неся с молитвой и постом в мир слово Божье.

Павел же, до своего крещения носил имя Савел и был самым ярым гонителем апостолов. Но однажды, на пути в Дамаск, ему явился Божественный свет и лик Господа, от чего тот ослеп, однако при этом осознал свои заблуждения и встал на путь веры, пройдя ею до самой своей мученической кончины. Как и Петр, Павел шел по свету неся слово Божье народу и в святости своей достиг звания Первоверховного апостола.

Когда начинается Петров пост в 2017 году, дата, число

Константинопольский Храм святили 29 июня по новому стилю (12 июля по старому) и Петров пост, как раз давал Христианам время подготовиться к этому великому празднику.

Длится он в зависимости от становления Пасхи, так в 2017 году он начинается 12 июня и заканчивается в аккурат 11 июля. Значит в этом году длиться он будет ровно 30 дней, не так уж и много, ведь в иные года Петровский пост может достигать и шести недель.

Что можно есть, питание

В эти дни допускается есть:

в понедельник горячая пища без масла, естественно и без мяса, молока, даже рыба в этот день не дозволена;

во вторник, четверг, субботу и воскресенье дозволительные крупяные, овощные, рыбные, грибные блюда с растительным маслом;

в среду и пятницу – строгий пост, холодная пища без масла и рыбы, холодное питье.

Если на понедельник, среду или пятницу выпадут какие-либо праздники, во имя святых, то в этот день попустительна горячая пища с растительным маслом. В праздник же Рождества Иоанна Предтечи, который приходится на 7 июля, допускаются ко вкушению рыбные блюда.

Время строгого поста Петра и Павла

После окончания Петрова поста и вплоть до начала Успенского (который идет в честь успения Богородицы), в 2017 году он выпадает на 14 августа, каждую среду и пятницу, время строгого поста.

Лишь только, если выпадет на эти дни, праздник какого-либо святого, то разрешается Уставом горячая пища с растительным маслом, а если храмовое торжество, то и рыба.

Любой пост, конечно важен как своей духовной частью, так и частью телесного смирения. Но церковь не требует слепого повиновения, так от ограничений в пище освобождаются беременные женщины, люди имеющие противопоказания по заболеваниям и военные люди, вступающие на поле брани.

Ведь все таки духовное единение с Господом, соблюдение заповедей и молитвы являются основой Христианства и цель поста, пребывать в гармонии с Богом, а не уморить себя с голоду.

Источники:
Великий пост: история, смысл, правила питания и ответы священнослужителей
Великий пост: история, смысл, правила питания и ответы священнослужителей Кухня Великого Поста Устав колокольного звона 14 марта 2013 г. скрыть способы оплаты Рейтинг:
http://www.pravoslavie.ru/34088.html
История поста
История
http://velikiypost.paskha.ru/history/
История поста
Вели?кий по?ст (греч. ?????? ???????????? — Вели?кая Четыредеся?тница со Страстно?й седми?цей ) — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82
Петров пост 2017 дата, история, как правильно питаться в пост
Петров пост 2017 года дата, история на NiceLady.ru, как правильно питаться в пост, когда начинается Петров пост в 2017 году, дата, число. Петровский или апостольский пост Петра и Павла, история, начало какого числа
http://www.nicelady.ru/content/view/2197/267/

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou